Останется только один… клан! — обзор настольной игры «Остров Скай» (Isle of Skye)

Шотландская тема мне не часто попадается в настольных играх. Какие у меня есть ассоциации с этой страной? Ммммм, волынка, килт, виски, чертополох… Просматривая компоненты настольной игры Остров Скай, я еще вспомнил, что в Шотландии большинство фамилий начинаются на Мак — МакДональд, МакКензи, МакЛауд, МакКиннон и т.д. Именно такие фамилии у кланов в вышеупомянутой настольной игре, о которой я хочу вам сегодня рассказать. Вы о ней могли не раз слышать, ибо игра не совсем новая — в 2015 году она вышла в мире. Но на русском языке настолка заговорила только в 2017 году, благодаря издательству Hobby World.

Стоит ли обратить внимание на Остров Скай? Сейчас узнаем.

Состав игры

Мне очень нравятся игры с необычными компонентами. Об этом мне всегда хочется написать отдельно, а не вкратце перед кратким пересказом правил — мол, в коробке есть всего лишь колода карт и кучка картонных жетонов. В Острове Скай есть ширмы игроков из лощеной бумаги, за которыми можно делать закрытые ставки картонными монетами, куча тайлов а-ля Каркассон и большой мешочек из ткани, в котором хранятся тайлы. Из всего добра в коробке мне больше всего понравится мешочек. Я нечасто встречаю такие компоненты в настольных играх, поэтому он мне и понравился. Единственное, жалко, что на мешочке нет никакой нанесенной картинки. Хотя бы просто эмблема игры ему бы явно подошла.

Компоненты хорошие, все прекрасно выдавилось, нареканий нету. Идем дальше.

Правила

Остров Скай — это евроигра с простыми и понятными правилами (прямо как я люблю!). Игроки играют за вождей шотландских кланов, которые мечтают стать королем Шотландии. Для этого им нужно развить свои владения и максимально успешно выполнить несколько требований, которые определяются в начале игры.

У каждого игрока есть свой тайл-замок, от которого в разные стороны расходится дорога. В этой игре нужно будет приобретать тайлы местности и связывать их с тайлами возле вашего замка. При этом у каждого игрока будет своя местность, никак не связанная с чужими тайлами. Принцип построения тайлов примерно похож на «каркассоновский» — гора к горе, вода к воде, поле к полю.

Игра разбита на 6 раундов, в каждом из которых игроки одновременно отыгрывают 6 фаз. Кратенько расскажу о каждой фазе:

  1. Получение дохода — каждый игрок получает 5 монет за свой замок и по монете с тайлов с бочками виски, соединенный дорогой с замком. В поздних раундах также можно получить монеты за отставание от других игроков. Только в эту фазу игроки могут пополнить свою казну деньгами из банка.
  2. Получение тайлов и назначение цен — каждый игрок получает из мешочка 3 случайных тайла, которые выкладываются перед ширмами. За ширмами игроки должны выставить цену за два тайла, а напротив третьего выложить жетон сброса. За назначенную цену другие игроки у вас могут выкупить эти тайлы, но если этого не произойдет, то тайлы покупаете вы сами.
  3. Сброс тайла — ширмы убираются, и игроки сбрасывают один тайл, отмеченный жетоном сброса. Перед каждым игроком остаются лежать 2 тайла.
  4. Покупка тайла — каждый игрок может купить ровно один тайл у любого другого игрока. Покупатель тратит монеты из своего запаса, а продавец кладет полученную прибыль в свой запас, возвращая себе также те монеты, которые были выставлены в качестве цены. Невыкупленные тайлы забирают игроки себе, а все деньги, выставленные в качестве цены, уходят в банк.
  5. Строительство — одна из самых интересных для меня фаз, в которой игроки добавляют купленные тайлы к своей территории.
  6. Завершение раунда и подсчет очков — игроки получают очки согласно жетонам целей текущего раунда, которые выбираются в начале игры. Всего целей 4 штуки (это только на игру, а так в коробке лежит 16 целей). Каждая цель срабатывает ровно 3 раза за игру. В конце раунда жетон первого игрока переходит следующему игроку, а фишка раунда перемещается на ячейку вперед.

В самом конце игры происходит финальный подсчет очков, которые приносят свитки, изображенные на тайлах, и монеты, оставшиеся в запасе игроков. Победителем объявляется тот, кто наберет больше всех очков.

Не-Каркассон!

Если честно, я долго сомневался, нужен ли мне Остров Скай. В интернете ходили самые разные противоречивые отзывы. Одни говорят, что это просто Каркасон с аукционом, другие утверждают, что ничего подобного в игре нету, дескать, это совсем другая игра. Меня сдерживало от знакомства с игрой то, что визуально она действительно очень похожа на мой любимый Каркассон. А если у меня есть шедевральный Каркассон, то зачем мне что-то на него похожее?

Когда я начал играть первую ознакомительную партию и увидел игровые тайлы вблизи, то не мог отделаться от ощущения, что я действительно играю в Каркассон, только тяну тайлы не случайно, а плачу за них монеты. И это ощущение сыграло со мной злую шутку, потому что мне все время хотелось достроить гору до конца, выложить красивое озеро, продолжать все дороги и т.д. Т.е. душа требовала гармонии. В итоге я сильно отстал от первого игрока. И знаете почему? Потому что это «не-Каркассон»! И уже под конец первой партии я старался отгонять от себя как муху мысли о том, что надо до конца достроить то, что мне на самом деле вообще не нужно. И все потому, что главное в этой игре не чтобы все было по фэн-шую, а чтобы ты брал как можно больше от очков от целей. Цели — вот к чему нужно стремиться в этой игре. И это очень, очень классная находка Пеликана и Пфистера, которые придумали Остров Скай.

Если в Каркассоне желательно всю стройку доводить до конца, то в Острове Скай нужно выполнять требования целей, которые могут быть такими — 1 ПО за каждую овцу на тайлах, 5 ПО игроку с самым большим количеством бочек виски, по 2 ПО за каждую корову, стоящую на дороге, ведущую к замку, по 2 ПО за завершенные горы и т.д. Т.е. если среди целей нет указаний за завершенные водные территории, то их нет смысла строить до конца. Если нужны коровы — делайте все, чтобы у вас было много коров. Если требуются маяки с кораблями — сосредотачивайтесь на них. Все остальное вам попросту не нужно будет, вы за них ничего не получите. И пока в вашей голове будет Каркассон, вы не сможете побеждать в Острове Скай.

Цели привели меня в неописуемый восторг. После неудачной первой игры ночью я не мог уснуть, потому что все время думал об ошибках, и решил, что следующий раз я обязательно буду смотреть только на жетоны целей и выполнять их условия. Скажу честно, далеко не каждая игра тревожит меня перед сном, но это удалось сделать Острову Скай. Цели очень здорово меняют каждую партию в этой игре. Это как если бы в Каркассоне в каждой партии были свои правила набора очков. Всего целей в коробке 16 штук, на игру выбираются только 4 из них, поэтому вариаций целей очень много. Пока наиграешься, пройдет много партий. На мой взгляд за реиграбельность тут нечего беспокоиться. В общем, от целей у меня один сплошной восторг!

Почему еще Остров Скай не-Каркассон? В тайловыкладывании Острова немножко другая философия. Про цели я уже написал. Вот еще одно отличие — дороги в этой игре не обязательно продолжать. Их можно вообще брутально перекрыть горой, местностью или водой. Считайте, что как будто дорога не влияет на стройку вообще никак. Но зато она влияет на приток денег в вашу казну. Т.е. по сути они нужны только для денег, и то, если дороги ведут к замку и на них есть бочки с виски. Нет дорог с бочками? Нет денег! Как я уже написал, можно плюнуть на дороги (если только их нет в целях) и получать стабильные 5 монет с замка. Но хочется ведь больше, правда?

Чем еще это не-Каркассон? Например, выкупом тайлов. Если глянуть одним глазом на игру, то кажется, что перед нами обычный аукцион. Но это не совсем аукцион, а что-то на него похожее. Я сам механику аукциона в настольных играх не очень люблю. Мне не нравится риск остаться ни с чем. Т.е. либо заплатить слишком много и остаться без денег, или прогореть со ставками и ничего не купить. В Острове Скай немного другая система ставок. У каждого игрока есть 2 тайла, на которые он поставил деньги. Если поставил слишком много, тайлы никто не купит и игроку придется платить за тайлы самому. Если поставить слишком мало — у вас точно заберут все тайлы, вы не заработаете и вам может ничего не достаться в итоге. Следует понимать, что цена тайла — это и покупка, и продажа одновременно. Необязательно те тайлы, которые вам попадут при раздаче, будут классными. Может быть вам они не очень будут подходить, а вот другим игрокам они зайдут на ура, поэтому на них можно заработать. А иногда бывает, что вам тайлы самому нужны, но их хочется купить дешевле, да только если поставить малую цену, тайлы заберут другие игроки. В общем, система классная. Если повезет, вы сможете заиметь 3 тайла за раунд. А если не повезет, то 1, а то и вовсе 0.

Думаете, на этом закончились поводы для моей радости? Естественно, нет! Цели — класс, недоаукцион — супер, но еще что очень здорово — это множество решений, которые предлагает игра. У игры на самом деле очень простые правила, но она очень глубокая. Прочитав правила, можно подумать, что игра тоже сама простенькая — покупай тайлы да строй, вот и вся философия. Но уже во второй партии у меня начались включаться мозги, т.к. я хотел победить. Оказывается, не все так просто на этом Острове. Про дилемму между выбором цен на тайлы я уже рассказал. Также очень важно определить, какой из трех тайлов вам нужно сбросить. Можно убрать то, что вам нужно меньше всего, но это значит, что на ваши вкусные тайлы могут покуситься другие. У вас могут оказаться тайлы, которые вам не нужны, но нужны другим игрокам. И можно сбросить их. Очень большое значение имеет очередность хода. Если вы первый игрок, значит вы и первым будете выкупать чужой тайл. Если у вас нет денег, то выкупить вы ничего не сможете, поэтому можно смело завышать цены на свои тайлы. Если вы последний игрок — скорее всего у вас что-то купят и у вас появятся лишние деньги.

С тайлами все тоже очень сложно. Т.к. в игре есть 4 цели, то вы захотите получить от них максимум прибыли. Один тайл может удовлетворить сразу несколько целей, и вам придется выбрать самый оптимальный путь развития, прокрутив в голове несколько комбинаций. Но помимо целей вас могут заинтересовать еще и свитки на тайлах, которые вы разыграли. Свитки срабатывают в самом конце игры, и они приносят очки за какие-нибудь элементы на тайлах, типа ферм, животных или бочек с виски. Но если ваш свиток окажется на полностью застроенной территории, то очки за него умножаются на два. Поэтому вам часто придется решать — или построить территорию со свитком, или выполнить условие цели. Как видите, игра предлагает множество путей развития, и мне это дико нравится. Я люблю обдумать разные варианты и выбрать самый лучший из них. Отличная глубина!

Так как у одних игроков с целями может быть все замечательно, а у других не очень, то что на это могут ответить авторы игры? А они предусмотрели помощь отстающим. Начиная с третьего раунда, вы можете брать в первой фазе по одной дополнительной монете за каждую фишку другого игрока, стоящую впереди вашей фишки. В следующем же раунде вы берете по 2 монеты, потом по 3, а в конце даже по 4. Поэтому даже если вы вдруг оказались последним, то вам не дадут печально плестись в конце, т.к. за полученные деньги вы сможете купить практически любой тайл у других игроков. Теоретически, на лузерстве можно даже сделать победу, если постоянно брать деньги за других игроков, а потом в конце всех обскакать по свиткам.

Ну и еще пару приятных вещей отмечу — игра простая и довольно быстрая. В Острове нет каких-то сложных нюансов, которых нужно постоянно держать в голове. Единственное, что я часто подглядывал в правилах — это свойства целей и свитков. Т.к. все игроки отыгрывают фазы одновременно, то игра длится примерно одинаково с любым количеством игроков. За 45 минут можно вполне раскатать партейку. Это хорошее крепкое евро, но оно не мучает игроков своей длительностью.

В Остров Скай я играл в основном вчетвером. Ощущения были просто космические. Ради интереса решил попробовать сыграть вдвоем. Мммм, понравилось чуть меньше, чем вчетвером. По геймплею вроде ничего не меняется. Кстати, если вы играете впятером, то вам придется играть на другом игровом поле, расположенном на обратной стороне планшета. А для 2-4 игроков поле одно и то же. Что мне не понравилось вдвоем — стало чуть меньше неожиданных ставок. Практически всегда вы можете купить что-то у другого игрока, а он может купить у вас. Ну и тайлов выходит гораздо меньше, чем если играть бОльшим составом (ну, это и логично, правда ведь?). Поэтому дуэль мне показалась слегка пресноватой. Может это только у меня так, тем более что я играл только один раз вдвоем. Если почитать отзывы других игроков, то там пишут, что Остров играется одинаково круто любым составом. Пускай будет так. Мое мнение — дуэль идет чуть хуже.

Недостатки

Честно, мне очень не хочется писать о минусах игры. Я думаю, вы уже поняли, что игра мне очень понравилась. Даже скажу так — неожиданно понравилась. Мне казалось, что она будет более скучной, а тут такой праздник. Но все-таки в каждом своем обзоре я стараюсь вспоминать о всех минусах, которые я заметил. К сожалению, они в Острове Скай тоже есть, хотя они и не очень критические, если честно.

У вас могут забрать все тайлы, и вы ничего не сможете купить. Теоретически такое может случиться. Конечно, совсем грустные раунды, в которых у вас будет 0 новых тайлов, будут появляться оооочень редко, но два тайла забрать точно могут. Не могу назвать игру безобидной, т.к. вас действительно могут оставить ни с чем. Это иногда довольно обидно, когда вы ничего плохого не сделали, а вас, скажем так, обокрали. Просто так получилось. что ваши тайлы оказались кому-то более интересными. Конечно, купленные у вас тайлы принесут вам большой доход, и в следующих раундах вы можете сорить деньгами направо и налево. Сможете сами обанкротить кого угодно. Это не то чтобы ах какой минус, но некоторые настольщики назовут игру слишком жестокой.

Второй специфический момент — удача с тайлами. Все тайлы перемешиваются в мешочке и случайно вынимаются. Вам могут попасться 3 ерундовых тайла, которые ни вам не нужны, ни другим игрокам в том числе. Помню, как в одной партии у меня была цель с маяками и кораблями. И маяки мне ну вообще никак не попадались. Зато когда эта цель отыгралась полностью, так сразу поперли маяки. Опять же немного обидно, когда совершенно ненужный тайл никто не забирает, и он достается вам. Но, как правило, все же большинство тайлов классные, и они вам всегда принесут пользу. Хотя бывает, что не везет.

Так как игра предлагает много путей развития, то за столом может случиться даунтайм. Такое иногда бывает и со мной, когда я начитаю пересчитывать все возможные вариации с тайлами. Это евроигра, за каждое очко в которой приходится бороться, поэтому лучше где-то пересчитать, чем недосчитать, но иногда это приводит к затягиванию игры. Особенно когда у кого-то в руках 3 купленных тайла, и он не решается, как лучше их разыграть.

Но на самом деле все это, о чем я написал в недостатках, все мелочи. Самый главный и противный минус для меня кроется в оформлении игры. Тяжело это признавать, но по моему мнению Клеменс Франц убил игру. Тайлы вроде ничего так нарисованы, жетоны целей тоже, а вот ширмы игроков и особенно коробка оформлены как-то совсем коряво. Причем я не считаю Франца таким уж совсем слабым художником. Его Агрикола мне нравится, как и Пэчворк. У него выработался свой узнаваемый стиль, но его работы не всегда настолько хороши, как это делают сейчас другие художники. Когда я смотрю на коробку Острова Скай, мне становится грустно. Коробка как будто кричит мне — «Друг, не покупай эту игру, она такая же скучная, как и эта унылая картинка на бледном фоне«. Но это ведь не правда — игра очень классная! И коробка должна сиять всеми цветами радуги. Кому-то Франц нравится, но в данном случае он смело украл одну единицу в моей оценке игры.

Итог

Когда я играл в Остров Скай, то чувствовал, как в мое тело проникает любовь к еврогеймам. Я подумал — неужели я таки становлюсь еврогеймером? И я ничего с этим не мог поделать, потому что Остров Скай мне безумно нравится. Я был бы рад всегда играть именно в такие игры, и даже если они называются еврогеймами, то мне все равно, кем меня потом назовут. Очень здорово, что такие игры выходят в российских издательствах, и Hobby World большие молодцы за то, что выпустили эту игру.

Помните, на игру собирали деньги на краудфандинговой площадке «хоббиков»? Тогда еще они заявили, что если проекты не будут собирать нужную сумму, то их издавать не будут. И Остров Скай этой суммы не набирал. За несколько часов до конца сборов Михаил Акулов, глава Hobby World, собственноручно добросил денег до нужной суммы. Это вызвало резонанс среди настольщиков, так как некоторые были уверены в том, что проект был очень плохим, поэтому не нужно было Акулову этого делать. Глава HW ответил на выпадки, что это было чисто его желание, а не редакции, так как эта игра стоит того, чтобы ее локализовали. Верить ему или нет? Но знаете что — я поиграл в Остров Скай и хочу сказать Михаилу большое спасибо, потому что он был прав — игра оказалась просто волшебной. Если бы я знал про это тогда, когда на игру собирали деньги, я бы побежал вприпрыжку в кассу, чтобы внести свою долю.

Остров Скай — приятная несложная евроигра с механикой тайловыкладывания и чего-то похожего на аукцион, которая поразила меня своей глубиной. Это одна из лучших игр, в которую я играл в этом году. Рекомендую и очень надеюсь, что HW в будущем выпустит и дополнение Journeyman!


Настольная игра Остров Скай на сайте издательства Hobby World

15 Responses to Останется только один… клан! — обзор настольной игры «Остров Скай» (Isle of Skye)

  1. Machairod says:

    Очень понравился Ваш обзор!
    Когда был сбор средств — первое что я подумал — какое унылое оформление… Вторым было — зачем мне еще один , но унылый Каркассон. И тоже обошел игру стороной..
    После Вашего обзора -чувствую, что совершенно напрасно!!
    Теперь очень хочется ее попробовать!!

    • scafandr says:

      Вот и у меня были аналогичные ощущения от игры, когда был сбор денег. но игра оказалась гораздо лучше, чем я думал

  2. Catmans says:

    А я вот задумался, что лучше взять, «Охотники и собиратели» или всё-таки «Остров Скай»? Боюсь, что после шотландских кланов, история первобытных людей покажется неинтересной!
    Обзор отменный! Спасибо!

    • scafandr says:

      Для меня Остров более вариативный, чем ОиС. Я бы советовал взять Остров, если выбирать между этих двух игр. Самостоятельный Каркассон больше для фанов. И он дешевле вроде

  3. zinzy5 says:

    Мне эту игру подарил Женя. Уже после первой партии на двоих (лично мне дуэль не показалась хуже игры бОльшым составом), я прямо поплыл. Сейчас у меня за плечами уже 6 партий. Скажете фигня? Но это буквально за пару недель, при том, что мы не играем больше 5 партий в одну настолку, ведь настольных игр у нас много, а времени мало.
    Остров Скай мне очень нравится. Оформление конечно немного блеклое, но меня лично не раздражает. В плане игрового процесса — все ГУД.

    • scafandr says:

      Здорово, я тоже считаю игру классной. Мне кажется, про нее как-то мало пишут или говорят. А игра-то клевая

  4. pronastolki says:

    Говорила же, что классная 🙂

  5. Gort says:

    Игра прекрасная, и очень нравится, как изменяется геймплей и стиль игры в зависимости от выпавших на партию целей и их порядка) Моя любимая цель — на максимум денег, когда все жмотиться начинают и барыжить)

    • scafandr says:

      Мне еще пока эта цель не попадалась (я рандомно их вытягиваю). Но зато 3 игры подряд была цель с кораблем и маяком=)))

  6. Yury Yamshchikov says:

    О, Саша, спасибо за обзор! Он не только интересный, но и полезный — я понял, что мы не правильно в него играли. Хотя он мне нравился и в том виде 🙂

  7. Vesna says:

    Здравствуйте!
    А можно чуть подробнее про цели? Почему их 4 на 6 раундов? Как и почему каждая цель срабатывает 3 раза за игру?

    И как быстро игра приелась, если приелась?

    P.S. Очень приятно Вас читать!

    • scafandr says:

      На игровом поле выкладывается 4 жетона целей. Ниже размещены ячейки отсчета раундов. Под каждым раундом написано, какие цели срабатывают в конце раунда. И вот каждая цель работает только 3 раза. В первом раунде — только цель А. А в последнем Б, В и Г.
      Получается, что если в первом раунде вы стараетесь выполнить одну цель, то в следующем раунде будет уже другая. Но потом опять цели будут повторяться. Игроки сами планируют, на какие цели они нацелены=) Хотят они выполнить все по чуть-чуть или хотят сосредоточиться на чем-то конкретном.
      Спасибо, что читаете мой блог! буду стараться быть интересным для вас и дальше

  8. Hoot says:

    Я тут поиграл на телефоне в электронную версию. И мне понравилось! Сначала, действительно, думаешь: «каркассон» с финтифлюшками. Потом въезжаешь в эти финтифлюшки- и такой «вау!» Лично я бы в бумаге не стал бы его брать (ну вот люблю я электронные версии, особенно то, что за тебя всё посчитают, и с правилами сложно напутать), но тоже считаю, что очень круто, что Михаил принял решение все-таки издать игру.

    • scafandr says:

      Дадада, у всех сначала такие же ассоциации =) Я из-за этого и не брал игру на предзаказе, не верил, что что-то годное. В бумаге считается вполне сносно — есть игры в более хардкорным подсчетом. Но я тоже люблю, когда за меня считают =)

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.