Зельеварение
27.08.2011 15 комментариев
«-Подойди поближе, сейчас я тебе покажу один уникальный рецепт. Подай мне, пожалуйста, вон с той полкикорень мандрагоры, сейчас добавим щепотку волшебного порошка…
Мы уже давно пытаемся создать философский камень, мы начинающие волшебники и должны доказать, что мы способны на многое. Но что-то не получается. То авокадо-кадавр из колбы вылезет, то эманация власти получится, а один раз даже получился единорог. Но философский камень никак не получается. Говорят, есть такие элементы, как кристалл воздуха и цветок папоротника , смешав которые у нас получится то, что мы ищем. Кстати, вот любовное зелье я видел на полке у соседа, украду, пока он не видит, чай сам такое делать не умею…»
Первая российская игра, которую я попробовал, когда пришёл в мир настольных игр в 2006 году. Популярная до безумия. Если спросить у людей на форуме в то время, во что лучше всего поиграть в компании друзей или с детьми, на самом первом месте по ответам всегда было Зельеварение. По Зелью проводились даже турниры, в которых принимали участие как парни, так и девушки, которые нечасто можно увидеть в мире настольных игр. Вот и я сразу же купил базовый набор и долгими вечерами обкатывал игру со знакомой. Игра пошла на ура. Правила очень простые, нам не пришлось перечитывать их, пару игр конечно поподглядывали в листочек с правилами, но потом нужда в этом отпала. Самое главное, что мне обычно и одной партии хватало, а вот у знакомой игра вызывала дикий восторг и она просила сыграть ещё и ещё. Уже многие это подтверждают, что игра имеет «девичий» оттенок, т.е. это значит, что девушки влюбляются в игру сразу же.
Суть игры.
Сперва следует упомянуть, что есть базовый набор и 2 дополнения к нему. Дополнения немного меняют цель игры, поэтому начнём с базового набора.
В этой коробке, которая иллюзорно представляет собой книгу, находится 76 карт, фишки, поле для подсчёта очков и правила. Так как карты в этой игре находятся в постоянном обращении, лучше всего сразу одеть их в протекторы. Качества они приемлемого. У меня второе издание игры, поэтому фишки тут, честно говоря, слабенькие – маленькие, которы нужно самому вырезать и склеить в пирамидки. Поэтому лучше всего вместо них взять что-нибудь покрупнее, например хотя бы разноцветные кубики. С кубиками будет проще считать количество кругов, которые вы прошли на поле подсчёта очков.
Карты состоят из двух частей. Одна часть – рецепт (сверху), вторая – элемент (снизу). Так же на карте написано, сколько очков вы получите, если соберете данный рецепт. Собственно и суть игры сводится к тому, чтобы набрать больше очков, чем ваши оппоненты. Собираем рецепты, получаем очки, используем карты заклинаний, выкладываем элементы на стол, опять получаем очки – вот и вся игра.
А теперь подробнее. В начале игры каждый игрок набирает по 4 карты в руку, потом ещё 4 карты выкладываем на стол в ряд – это будет наш так называемый «шкаф». Так вот все карты, что у нас на руках – это только рецепты, а те, что в шкафу – элементы. Т.е. мы не можем использовать элементы на руках, а рецепты брать из шкафа. Остальные карты кладутся с стопочку рядом со шкафом – это наша колода, из которой мы будем добирать карты. В начале нашего хода мы берем одну карту из колоды. У нас всегда в начале хода должно быть на руке 5 карт, т.е. если придётся взять не одну, а 2 или 3 карты, главное, чтобы на руке оказалось 5 карт. Одну взяли, а одну должны сыграть. Смотрим внимательно на свои карты на руках, которые являются рецептами, и смотрим в шкаф – что мы можем оттуда взять. Рецепт собирается как правило из двух элементов (бывает из трёх), если нужные нам элементы есть в шкафу, мы их берем, называем рецепт, который собираем, и кладем элементы рубашкой вверх на рецепт, но так, чтобы было видно его название. Затем смотрим на рецепте, сколько баллов мы набрали, собрав его. Простые рецепты приносят 2-3 очка. Двигаем фишку на это количество баллов, а ход передаем другому. Может так получится, что на ваши рецепты нету ни одного элемента. Тогда мы выкладываем из руки любую карточку, которая на наш взгляд не очень нужна, в шкаф. И наша карта становится уже элементом. Если такой элемент в шкафу уже есть, мы кладем карту на него, если нету, кладем рядышком и получаем одно очко, потому что это новый элемент. Более сложные и приносящие больше очков рецепты собираются из уже готовых рецептов, выложенные на столе. При этом можно использовать не только свои рецепты, но и брать чужие. Создавая сложный рецепт, мы забираем карты готовых рецептов, кладем их рубашкой вверх на новый рецепт, а оставшиеся карты после разрушения рецептов кладутся обратно в шкаф. Если нужный элемент находится у оппонента в виде собранного рецепта, мы его забираем, при этом оппонент обязан его отдать (даже если он ему самому нужен, в этом и подвох), мы получаем очки за собранный рецепт, и оппонент тоже получает, если вы у него что-то забрали, но только половину от тех очков, что получили вы. Допустим, вы получили 6 очков, взяв рецепт у игрока, то он получит за это 3. Так что конечно выгоднее собирать сложные рецепты из своих собранных рецептов. Верховные эликсиры или талисманы могут вам принести 10 очков. Сначала обычно все собирают простые рецептики, потом создавая всё более сложные и сложные.
Чтобы было ещё интереснее, в игре есть карты заклятий. Они тоже лежат в колоде вместе со всеми картами. Заклятья бывают трёх видов – познания, разрушения и трансформы. Заклятие познания позволяет нам взять в руку карту из шкафа элементов как рецепт. Допустим, в шкафу лежит очень крутая карта, которая нам очень нужна, с помощью карты познания мы сможем её забрать, тут же сыграв её или оставив на следующий ход. Пожалуй, это самая лучшая карта заклятия в «Практикуме». Заклятье разрушения поможет нам разрушить собранный нами рецепт (чужой рецепт разрушить этой картой нельзя). Одну из карт разрушенного рецепта (включая даже собранный рецепт) можно оставить на столе как готовый рецепт, только карт на него никаких класть не надо, очки мы за него не получаем, а остальные карты из рецепта уходят в шкаф. И тут же можно использовать этот новый рецепт для создания более сложного другого рецепта. А заклятье трансформы позволяют нам заменить любой собранный нами рецепт на рецепт из шкафа, который кладется на стол вместо старого, очки за него не получаем.
Вот так мы и играем, пока не закончатся карты не только в колоде, но и на руках. Наигравшись в базовый набор, можно и присмотреться к дополнениям.
Университетский курс.
Это первое дополнение к базовому выпуску. В маленькой коробочке находится новые 63 карты. В целом я бы назвал это дополнение «наводнением заклятий». Вам мало было трёх первоначальных? Вот вам много новых других. Что у нас появилось нового в этом дополнении:
— новый элемент – элементарная магема. На мой взгляд очень хорошая штучка. Магемой можно заменить любой элемент в шкафу, что уменьшает головную боль при поиске нужных элементов. Правда, если вы захотите выложить магему в шкаф, то она вам не принесет очков, даже если её в шкафу до этого не было.
— новый эликсир универсальности. Собирается из двух любых элементов. Его можно заменить в рецепте любым другим простым эликсиром. Тоже очень занятная штука.
— новый порошок жизни – аналогично как эликсир действует, только заменяет порошки.
— новые талисманы. Появились младшие талисманы и талисман чародейства (собирается из трёх любых младших). Самая интересное, пожалуй, нововведение. Эти талисманы дают бонусы, собравшим их. Например, младший талисман полезности даёт всегда очко за выкладываемый вами элемент в шкаф, даже если такой там уже есть. Мало того, даже за магему вы получите 1 очко. Младший талисман роста даёт в начале хода одно очко, если у любого другого игрока больше очков, чем у вас. Талисман чародейства просто собирается из трёх младших талисманов и даёт 8 очков.
— новый артефакт – крупица совести. Самая глупая карта по моему мнению. Эту карту можно передать на своём ходу любому игроку, у которого больше очков чем у вас. Получив эту карточку, он получит -5 очков. Достаточно глупая и в какой-то мере жестокая карта, которую мы в своей компании забанили. Когда играли вдвоем, то получалось, что зачастую просто передавали эту карту друг другу почти каждый ход (когда примерное равенство очков было). Когда играли в большей компании, то карта тоже не прижилась и мы её использовали просто как элемент, выкладываемый в шкаф.
— новые заклятья. Много-много новых заклятий. Заклятье магического познания работает как обычная карта познания. Заклятье низвержения похожа на заклятье разрушения с оговорками. Заклятье многообразия – игрок может взять 3 карты из любых колод (очень хорошая карта). Заклятье ускоряет позволит сыграть 2 карты подряд (шикарно!). Магический водоворот – трах-бабах на столе – все карты ингредиентов у всех игроков уходят в шкаф элементов. А ещё есть заклятье трансфигурации, «запретного леса», необходимости, созидания.
Теперь у нас в игре уже не одна колода, а две. Одна – базовые карты «Практикума», вторая – «Университетский курс». При этом уже не 2 фазы хода игрока, а 3. Первая – взять карту, вторая – взять карту или сыграть карту с руки, третья – только сыграть с руки. Карты можно добирать с любой колоды. В начале хода берется 4 карты базовых и 2 дополнения. В начале хода у вас должно быть не более 8 карт. В остальном по сути ничего не изменилось практически.
А вот по игре изменилось многое. Время игры увеличилось значительно. Разыграть обе колоды становится по времени гораздо дольше. В связи с чем нужно договариваться – либо долго и нудно разыгрывать все карты, либо играть до определенного количества очков. Если у Практикума геймплей получался простой такой, спокойный (собрали, положили, одолжили у соседа, собрали, получили много очков), то в Университетском курсе из-за карт заклятий на столе начинает твориться полнейший хаос. Собрали, разрушили, опять разрушили, сделали новый рецепт, поломали, заклятье, заклятье, бац — магический водоворот и всё в тартарары… Очень много происходит действий и порою даунтайм становится невыносимым, если играешь с серьёзным человеком, нацеленным определенно на победу. Он высчитывает самые оптимальные решения, чтобы получить максимальное количество очков со своего хода, при этом помешав сопернику собрать что-то важное. В колоде дополнения всё-таки заклятий гораздо больше, а вот собирать рецепты мне почему-то гораздо интереснее, чем играть заклятья. Поэтому в начале хода рука тянется взять карту из Практикума, нежели из дополнения. К тому же запомнить, как играет конкретное заклятье трудновато. Они немного похожи друг на друга и порою надо внимательно вчитываться, чтобы сыграть её правильно, не обидев ни себя, ни соперников, не нарушив правила. В связи с чем немного теряется фан от игры. Если Практикум больше похож на лёгкий пасьянс под чаёк в тёплой хорошей компании, то с Университетским курсом всё больше становится похоже на стратегию, в которой надо больше шевелить мозгами даже в такой простой игре, казалось бы, какой она является. И кстати… Згрызла научная – шедевр дополнения по бестиарию Зелья=)
И вот появляется второе дополнение.
Гильдия алхимиков.
До этого дополнения суть в игре была одна – набирай очки, собери больше всех баллов, когда закончатся карты в колодах и ты победитель. В этом дополнении есть одно очень классное нововведение, которое оживляет игру – мы пытаемся создать философский камень.
В начале игры каждый игрок вытягивает взакрытую карточку Последовательностей Великого Делания. Что это за карта я сейчас расскажу. На карте вам предлагается 3 последовательности. Последовательность состоит из 7 этапов рецептов, в конце которых вы можете создать философский камень (его три вида всего). Игроки должны поэтапно сверху вниз собирать рецепты, можно одновременно собирать 3 цепочки. Наша задача привести одну из цепочек к созданию философского камня. Когда кто-либо из игроков его создаст, игра заканчивается и мы обращаем своё внимание на набранные очки. У кого из игроков их больше, тот и победил. В последовательностях есть очень много нюансов. Например, если у вас на руке находится нужный рецепт для последовательности, его не обязательно собирать, можно просто сразу выложить его на стол в качестве компонента цепочки и получить очки. Из цепочки можно забирать рецепты, но только если они не являются последними. И вы можете забрать, и ваши соперники в том числе. Игра приобретает другой смысл. Ведь можно собрать рецепт, получить за него очки, а потом этот же рецепт положить в цепочку и опять получить за него очки. Мы уже не просто собираем всё, что попало, а собираем конкретные рецепты, чтобы получить как можно больше очков. И чтобы не собрать случайно рецепт, который заберет соперник и создаст философский камень, при этом порядочно обогнав вас по очкам. Т.е. с дополнением мы получили немного другую игру. Либо же довели до логического конца суть игры.
Ещё мы получили 3 новых заклятья. Заклятье трансмутации самое читерское из всех заклятий в дополнении. Оно позволяет пропустить звено в цепочке последовательности и завершить сразу следующий этап. Заклятье трисмегиста – игрок берет 5 карт из колод, но 2 должен вернуть назад (можно старые из руки, можно и только что взятые). Заклятье атанорум – можно взять рецепт из шкафа, положить его на стол, но взамен в шкаф мы должны поместить карту из руки (по сути, повторение старых заклятий).
Это дополнение требует для игры наличие Практикума. Играется тоже в две колоды, как и Университетский курс. Я не играл в это дополнение только с Практикумом. В компании мы играли сразу с двумя допами одновременно (это позволяют правила). Второе дополнение играется отлично. Даже вдвоём философский камень можно собрать достаточно быстро (один круг поля подсчёта очков пройти придётся точно). Колоды у нас ни разу не заканчивались – мы всегда создавали камень. Игра определенно стала лучше. Вот только Университетский курс как правило никто не берет из колоды. Во-первых, там нету ни одного необходимого звена из цепочки в последовательности. Во-вторых, у многих игроков суть сводится к следующему – активно шафлить колоды заклятиями трисмегиста, перебирать шкаф в поисках нужного рецепта заклятием познания или атанорум, а так же рыть колоду Гильдии Алхимиков в поиске заклятья трансмутации. В итоге собирается цепочка быстро, а недостающие этапы перепрыгиваются заклятием. Потом остаётся только найти в колоде нужный камень. Конечно, нужные камни могут находится у других игроков в руках, они могут специально придержать эти карты, чтобы самим обойти игрока по очкам и сыграть их в самом конце. Но я практически всё время играл в Зелье вдвоём и тактика у моей оппонентки была одинаковой, которую я описал выше. При этом действительно, она чаще всего побеждала. Может быть ещё потому, что всё-таки я хотел получить больше удовольствия играя всеми колодами, а вот она использовала только базовую и колоду второго дополнения. Мы могли сыграть несколько раз в один присест и игра не очень надоедала при этом.
Общее впечатление.
Теперь расскажу о своём отношении к игре. Так повелось, что в основном игре ставят оценки 5-6 по 10-балльной системе. К тому же большинство опытных игроков критикует игру, а кое-кто и вовсе называет её УГ. Я не принадлежу к таким комментаторам и критикам, потому что мне удалось сыграть в Зелье с хорошей компанией, и партии у нас были очень веселые. Так ведь бывает, что не пошла игра в вашей компании 4-5 человек и хоть ты тресни нету удовольствия от игры. Особенно это касается опытных игроков, которые играли в очень сложные настолки, а тут им принесли Зелье и попробуй влюбись в неё после Dominion, Agricola или Twilight Imperium. Я играл в Зелье практически всё время вдвоём с человеком, которая была девушкой и ей эта игра ооочень нравилась. Всё-таки говорят правильно, что игра эта по большей части «девичья». Женский пол влюбляется в Зельеварение моментально. А вот был у меня случай, когда я собрал дома мужскую компанию. Мы поиграли в ККИ Легенда Пяти Колец несколько партий мультиплейер, потом в Anima побегали, и в конце я решил побаловаться лёгкой простой игрой в Зельеварение. Быстро объяснил правила, всем всё ясно, но надо было видеть грустные и задумчивые лица игроков, которые не могли никак понять, как от ЭТОГО можно получить фан. Я подсказываю, что мол смотри, у соседа слева есть очень нужная тебе карта, забирай и ты выходишь в лидеры! А тот мне сонно – да… а… ну ладно… это, давай что ли её сюда… В конце игры победитель не шибко радовался победе, а остальные сказали, что не поняли, что в игре веселого, и играть вряд ли ещё будут. Поэтому не нужно искать в Зельеверении мозгодробительной сложности, уникальных тактик, многообразия ходов. В компании суровых мужчин игра не пойдёт, а вот если у вас дамы, можно играть. Муж с женой, одна семья против другой семьи, просто разношерстная компания девочек и мальчиков. Главное, чтобы меньше было людей грустных и загруженных. Знакомая, с которой я всё время играл, так и вовсе понапридумывала картам свои названия сходу, которые ей больше нравились – лохудра, капля, чучундра, трава и прочее. Фантазии нет предела=)
Лично я считаю Университетский курс очень слабеньким дополнением. Из него никто не хочет брать карты при игре в 2 дополнения, а если возьмут, то потом ломают голову, зачем мне нужно это заклятие, если и без него всё нормально было. Поэтому Гильдия алхимиков очень нужна была игре, без него Зелье было бы скучнее.
Ещё хочу добавить, что мне не весь арт на картах нравится. Баньши так и вовсе ерунда какая-то, нарисованная за минуту, о чём кстати не говорил на форумах только ленивый. Есть веселые карты, есть не очень. Не нравятся фишки в моём издании. Да и поле для подсчёта очков тоже слабенькое (я использую обычный счётчик). Уже вышло третье издание игры, в котором можно найти новую уникальную карту, что меня тоже печалит, ибо никакой другой возможности кроме как купить игру, чтобы получить эту карту, вроде бы и нету. А желания покупать новое издание ради одной карты у меня отсутствует. Есть вроде бы набор, который содержит все дополнения в одной коробке, вот его бы я и рекомендовал приобретать. Игра отлично подходит для тех, кто только начал своё путешествие по миру настольных игр. Это очень хорошая игра российской компании «Столица» по небольшой цене.
Мне нравится игра. Я могу понять тех, кто критикует Зельеваренье, но сам становлюсь на сторону тех, кто познал прелесть игры=) Поэтому:
Моя оценка 8/10. Приятного Вам Зельеваренья!
я как раз отношусь к тем людям, которые ставят зелью 5-6 баллов. Ну нет для меня в ней никакой изюминки.
Я охотно верю. Видел в сети фотографию коробки с чашкой чая и печеньем — вот это наверное точная ассоциация — чисто семейная игра, под чай покидаться карточками. Честно говоря, сам уже 2 или 3 года не притрагивался, просто был момент, когда было с кем играть и тому человеку нравилось. С другой стороны, лучше российских игр пока не видел
А мне нравится, не 10, но 8 эт точно
Играем в основном в базу, «гильдия алхимиков» не пошла, обросло зелье ненужными действиями
У нас наоборот гильдия алхимиков на ура, а университетский курс нет
Купила, для досуга с детьми — они без ума от Гарри Поттера. Муж отнесся скептически, мол детская забава. Но однажды попросила мужа подменить меня пока на кухне борщ доварю. И все — засосало. Играем всей семьей. Игра совершенно не напрягает. Я поставлю 10 из 10.
Очень рад, что вам тоже понравилось. Это великолепная игра для семьи. Если найдете где-нибудь гильдию алхимиков — будет ещё интереснее играть, там нужно найти философский камень
Уведомление: Кубикометание по Лавкрафтовски – обзор игры Elder Sign « Boardgameby
Соглашусь с оценкой 8/10, но не с оценкой дополнений. Много играли в Зельеварение с девушкой, сошлись на мнении, что Алхимия — УГ. А вот Университетский курс — золотая середина.
Что не так с Алхимией? Ломает механику первых двух дополнений. Если раньше ты собирал более простые элексиры, чтобы собрать из них более сложные, а из тех ещё более сложные, то теперь цель поменялась. И нет того чувства удоволетворения, когда наконец-то сбилдил Згрызлу с руки, к чему шёл чуть ли не с начала игры, держа на руке нужные компоненты. Просто потому что собирать Згрызлу невыгодно. Нужно делать определённую последовательность определённых элексиров.
Думаю, тут играют свою роль какие-то древние инстинкты охотника-собирателя. Две базовые игры их эксплуатируют на полную. Похоже на Diabolo II, где убиваешь толпы монстров, чтобы найти редкий камень, чтобы из него сделать редкую шмотку. В Алхимии дух этого собирательства куда-то запропастился.
Возможно, если играть вдвоем, то Алхимия не так интересна. Вкусы, конечно, у всех разные. Мне вот Алхимия нравится, а в клубе у нас играют только с университетским набором, т.е. как и вы.
А со временем Зельеваренье как-то и вовсе легло на полку. Последний раз я играл в прошлом году осенью.
Уведомление: .
Как-то так складывается, что популярное зачастую меня минует на пике своей славы. И лишь потом мне доводится познакомиться с ним. Так вышло и с «Зельеварением». На тот момент уже было множество других игр, забравших моё внимание. Но впоследствии мною было предпринято две независимые попытки знакомства с уже третьей редакцией этой игры. Обе завершились провалом. Мне потрясающим счётом не везло. Сколько бы я не скидывал карт в «шкаф», нужных мне «элементов» не набиралось. Зато у противников стабильно что-то варилось, собиралось и создавалось. В итоге, я сохраняю некоторое недоверие к игре, которая столь известна и популярна, но столь сильно зависит от прихода карт. Вот сейчас вновь одна из знакомых девушек-игроков предлагает предпринять ещё попытку знакомства с игрой, уверяя, что не может и в третий раз так обстоятельно не повезти. Как знать, быть может и проверим это как-нибудь.
Никаких забавных фраз в плане построения не обнаружено, а потому фразой обзора становится: «- новый артефакт – крупица совести. Самая глупая карта по моему мнению». Глупой карте — глупое название.
С первым дополнением, судя по всему, есть вероятность того, что «Зельеварение» сможет меня заинтересовать. А вот «Гильдия Алхимиков» глянулась меньше. Хотя хорошо и то, что, благодаря этому дополнению появляется новая альтернативная цель, а также дополнительные карты для базового варианта.
Уникальная карта, кстати, в подарочном издании, в котором всё, что выпущено на сегодняшний день. Возможно, как-нибудь опробую «Зельеварение» и пойму, стоит ли оно тех похвал, которые ему расточают.
P.s. Поспешил — есть шикарная фраза: «Я играл в Зелье практически всё время вдвоём с человеком, которая была девушкой и ей эта игра ооочень нравилась». Рукоплещу! 🙂
Давно я уже не играл в Зелье, но воспоминания остались хорошие. Тогда у меня было немного игр, и после Легенды Пяти Колец Зелье было самой играемой настолкой.
По поводу фразы… Фраза глубокая на самом деле=) С этой девушкой я был в длительных отношениях. Неудачных=)
Спасибо за честный обзор. В принципе, практически со всем согласен. Ну за исключением сугубо субъективных вещей. Нам повезло, мы с этой настолкой познакомились, когда еще ни во что не играли. Практикум просто измочалили. Потом подключили Университетский курс. Так и играем — если времени немного — практикум, если целый вечер — в две колоды. И у нас наоборот вся тянут ручки к синеньким картам 🙂 Заклятье запретного леса — вообще читерское 🙂 В целом, действительно, легкая игра для компании приятно провести вечер. Самое классное, что игра в 4-5 игроков и игра вдвоем — практически две разные игры. Да, фана «мачкина» или паранойи «Плоского мира» тут не наблюдается, зато море позитива и общения.
Что интересно, многие мои знакомые как раз больше любят синие карты=) А вторым допом играть не любят. Наверное, у меня какой-то извращенный вкус=)
Уведомление: Доцент! Слышь, доцент… — обзор настольной игры «Салат удачи» | Frogged Dice - блог о настольных играх