Интервью с Александром Булгаковым (oranged)

Я впервые зашёл на сайт www.tesera.ru после публикации заметки в журнале «Мир Фантастики». Заметка была о том, что на просторах рунета появился новый русскоязычный ресурс о настольных играх, он пока ещё очень молодой, но стремительно набирает обороты. Когда я первый раз зашёл, зарегистрировался и начал изучать контент сайта, мне сразу примелькался один ник – oranged. Этот юзер активно участвовал в обсуждении игр и статей, сам публиковал статьи, в общем был самым заметным для меня на сайте. Под ником oranged скрывается Александр Булгаков. Конечно, это для многих не секрет, Александр активно себя проявляет на ресурсах, посвящённых настольным играм. Он является администратором Тесеры, вёл когда-то «Настольный дайджест» www.pronastolki.ru, ну а насколько он интересный и разносторонне развитый в настольным смысле этого слова человек мне и предстоит выяснить. У меня в гостях Александр Булгаков, welcome!

  1. Давай сначала расскажешь о себе немного, потому что может быть кто-то отлично тебя знает и имеет понятие о том, чем ты занимаешься, а кто-то только ознакомительно, что дескать есть такой oranged, слышал, видел на Тесере. Александр Булгаков, где ты живёшь, чем занимаешься и как в твоей жизни появились настольные игры (можно даже вкратце)?

Для кого-то Астрахань – это арбузы, вобла и красная рыба, а для меня – город, в котором я живу и работаю. И уж поверьте, вышеперечисленного у нас не намного больше, чем в любом другом городе. (: На сегодня «Тесера» – мой единственный проект, в который я пришёл из «Настольного дайджеста». Настолки (как и прочие игры) в моей жизни были всегда.

  1. Сколько лет ты увлекаешься настолками и не надоели ли они тебе за это время? Есть ли подозрение, что может такое случиться, что настольные игры перестанут тебя радовать и у тебя появится какое-нибудь другое хобби?

С настольными играми с детства. Сначала были советские настолки, абстрактные стратегии и клоны западных «хитов», как то «Монополия», «Стратего» и пр. Затем ролевые игры, преимущественно, pbem и pbf (формат, который больше напоминает совместное сочинение захватывающей истории), после, коллекционные карточные игры… И лишь затем снова настольно-печатные. Сейчас всё вместе и сразу. (:

Как может надоесть отдыхать и проводить время с друзьями? Если не превращать хобби в работу или «спорт» (а я играю достаточно редко, особенно, если сравнивать с Юрием Тапилиным, Славой Юминым и другими яркими личностями настольной блогосферы), оно не может надоесть. А других хобби у меня и так предостаточно: езжу на велосипеде, читаю книги и комиксы, смотрю фильмы и телесериалы, слежу за НХЛ (болею за «Колорадо Эвеланш» и «Филадельфию Флайерс»), планирую чаще выбираться из города (в прошлом году удалось посетить Байкал, и верю, что это только первое слово в долгой истории путешествий:), пою, намерен освоить гитару и наконец-то научиться рисовать… Список можно продолжать.

  1. Помню такое, что ты когда-то принёс все свои игры в клуб и оставил их там. Ты считаешь, что дома не место настолкам (слишком много места занимают) или просто чтобы людям было во что играть в клубе? Какая мотивация? Некоторые люди специально копят, собирают, полки покупают для настолок, как я, например…

Не все, но уже и не один раз. (: У меня дома под настолки выделен чуть ли не отдельный шкаф, но я не люблю пылесборники. Если уверен, что игра не будет появляться на столе, к чему её держать? Особенно, если уже есть игры, которые приобрёл, но пока не успел опробовать. В Москве или Санкт-Петербурге лишённые внимания настолки можно легко сбыть с рук, у нас же ситуация иная, поэтому проще подарить. Да и не люблю я продавать БУ. В клубе же у игр появляется шанс найти своих игроков и получить толику внимания.

  1. Стоял ли ты у истоков Тесеры и как попал на этот сайт? На данный момент ты там пользователь номер 1 плюс админ плюс активно наполняешь ресурс информацией. Что тебе даёт Тесера?

Я начинал на «Тесере» в качестве ответственного за новостную колонку. Сейчас являюсь главредом. «Тесера» – это любимая работа. (:

Задумчивая игра Доминион

  1. Считаешь ли ты Тесеру главным источником информации о настольных играх (я пропустил слово «в рунете», поэтому и ответ получился очевидным – прим.) и какое будущее тебе видится этого сайта? Чтобы хотелось ещё добавить (можно даже такого, чего нигде нету)?

Конечно, не считаю. Я же получаю информацию не на «Тесере». (: Я подписан на огромное количество информационных ресурсов, которые читал бы, даже если бы того не требовала работа. А вот моя работа и состоит в том, чтобы для других «Тесера» стала главным источником информации.

Будущее? Тут надо понимать, что у меня своё видение проекта, а у руководства – другое, и мы движемся по лучу, который получается в результате обсуждений. Я понимаю, что «Тесера» не сможет обогнать BGG на поприще энциклопедии или достичь сравнимого трафика пользователей. С другой стороны, BGG превращается в музей, а я хочу, чтобы «Тесера» стала местом общения и обсуждения текущего «метагейма». Я вижу «Тесеру» специализированной социальной сетью и стараюсь развивать её в этом направлении.

Что бы хотелось добавить? Как пользователю, мне не хватает системы отслеживания обновлений, которые интересуют лично меня, синхронизации с BGG, календаря (для отметки дат релизов и т.д.). Ещё хотелось бы больше социальных штук, например, подобия кнопки Like, единой ленты «моих» новостей, групп для магазинов, клубов и пр.

  1. Насколько я правильно понял, ты ещё занимаешься блогом-дайджестом по настольным играм  — www.pronastolki.ru. Для чего ты его ведешь, какая его основная идея и по какому принципу отбираешь информацию для этого блога и для Тесеры?

«Настольный дайджест» – моё прошлое. Я хотел сделать что-то похожее на «Тесеру», когда начинал работать над pronastolki.ru, так что покинул проект без сожалений. Идея? «Дайджест» – это та же «Обзорная башня». (: Основная идея – собирать в одном месте все обновления настольного рунета, чтобы читатель мог легко найти, что почитать, а автор – читателя, и попутно освещать наиболее яркие события настольного интернета.

Информацию подбираю так же, как и другие журналисты: стараюсь чувствовать, что может заинтересовать мою аудиторию. Надеюсь, что с опытом я всё чаще попадаю в цель. (:

  1. Что лучше, играть в настольные игры, распаковывать их или писать о них? Или есть ещё какой-нибудь вариант?=)

Мне нравится читать о настолках, подбирая вишлист, затем штудировать правила и прикидывать, приживётся ли та или иная игра у нас, ну и, конечно же, больше всего нравится играть. Писать я просто люблю, тут настолки – элемент необязательный.

Дроваю карту и будет комбаааа

  1. Давай поговорим о настольных играх в России. Тебе нравится то, что выходит у вас? Какие плюсы и минусы российских игр?

Рановато говорить о российских настольных играх, ведь лёд только тронулся. На данный момент я, как “бородатый америтрешер”, не выделю ничего. (:

  1. Несколько лет назад в России было мало сайтов, которые продавали зарубежные настолки (ну ооочень мало). Теперь же и компаний побольше стало и магазинов, причём их уклон не в ККИ, а именно в board games. Как ты думаешь, с чем это связано? Можно ли мечтать о том, что рынок разовьётс,я и у нас будет всё не хуже, чем в Германии?

Мечтать не вредно, вредно – не мечтать! (: Спрос не появляется сам по себе: его создают первопроходцы, часто за гроши и на энтузиазме, убеждая, что то, что они предлагают, нужно, просто об этом ещё не знают. Затем рынок потихоньку обрастает новыми “игроками”, которые своими действиями увеличивают прирост не только предложения, но и спроса. На самом деле, чем больше на рынке компаний, тем лучше для всех. “Грибной дождь” из интернет-магазинов – дело сиюминутное, и я уверен, что на рынке в итоге останутся только те, кто достоен этого. А вот чтобы наш рынок стал таким же, как в Германии или США, нужно закладывать спрос на настолки в культуру. Мероприятий, направленных на это, у нас пока маловато, но и тут шестерёнки уже завертелись.

  1. Кстати о Германии, ты ездил когда-нибудь в Эссен на выставку или планируешь ли посетить в следующем году?

Нет, в Эссене я не бывал, но планирую. Правда, если быть откровенным, я бы с большим удовольствием посетил GenCon – он мне ближе по духу. Туда я и буду стремиться.

  1. Нужна ли подобная выставка в России? Можно ли популяризировать настольные игры до уровня поп-формата для всех возрастов? Потому что на территории экс-СССР сформировалось мнение, что в настольные игры играют только дети.

Выставки и ярмарки, конечно же, нужны. Ведь они способствуют формированию культуры. Как и клубы, школьные кружки досуга и пр.

  1. Что для тебя важнее всего, когда ты играешь в настольную игру? Просто получить удовольствие от процесса, выиграть, перепробовать все доступные стратегии?

Всё зависит от настроения. С друзьями я играю, в основном, чтобы расслабиться и получить удовольствие от процесса. В моей компании я один из самых слабых игроков, так что иначе никак. (: Если хочется спорта, я предпочитаю ККИ и турниры – там сама атмосфера способствует духу соревнования. Проигрывать никто не любит, но я считаю, что поражение – это явление неизбежное, так что надо просто анализировать его причины и выносить уроки.

Александр забыл упомянуть, что обладает телекинезом и двигает фигурки силой мысли

  1. Как в твоём городе развита индустрия настолок? Клубы, люди, магазины? Есть?

К нам пришла “Мосигра”, руководитель маркетингового отдела которой, кстати, родом из Астрахани. У нас есть замечательный клуб “СЛОН” (Сообщество людей, любящих настолки), организованный Петром Ворониным и Дмитрием Бескровным. Прекрасные люди, умеющие создать уют, и креативные, что позволяет проводить незабываемые тематические вечера.

  1. Что тебе больше всего не нравится в настолках? К примеру, открываешь ты коробку и сразу реакция: «Ну вот, опять «…», я не хочу в это играть».

Это скорее исключение, поскольку прежде чем приобрести настолку в коллекцию, я её рассматриваю со всех сторон. Чаще настолка оказывается у меня на полке спустя год, а то и больше, после выхода. Спонтанная покупка – Dust Tactics, но это любовь с первого взгляда. (:

Я всеяден, хотя и недолюбливаю филлеры и компанейские игры и предпочитаю америтреш и ролевые игры. Обожаю кубики, миниатюры и карты с текстом, которые позволяют играть на синергии. При этом, недавно играл в We Will Rock You, и не без удовольствия.

А ещё я не буду врать, что мне не важен внешний вид игры. (: Очень даже важен.

  1. Не могу не спросить твоё мнение о появившихся в последнее время плагиатах со стороны российских разработчиков. Просто без имён и конкретных примеров. Как ты к этому относишься? С одной стороны и ПнП в сети гуляет много, пиратство у нас сильно развито, почему бы не передрать какую-то хорошую зарубежную игру и издать у нас, продавать дешевле оригинала и не платить никому денег за идею? У нас, к примеру, очень многие знают о Монополии благодаря огромному количеству пиратских вариантов игры.

Не одобряю и осуждаю, такой ответ устроит? (: Не имею ничего против “самиздата”, пока люди не пытаются на этом нажиться. Сам я не без греха и боюсь посчитать, сколько у меня хранится альбомов разнообразных рок-исполнителей на болванках. Думаю, оправдание, что такую музыку у нас было просто не купить, не является таковым. (: Я, конечно, очень щедро оплатил скачанное, правда, не в кошельки правообладателей и создателей, а провайдеров – интернет у нас подешевел только два года назад. Сейчас я даже электронные книги покупаю. Что касается софта, либо покупаю, либо пользуюсь бесплатным. Например, ответы на интервью появились не без помощи Google Docs.

  1. Придумай быстренько пример женский вариант настольной игры и мужской вариант. Какая игра сразу должна понравится немного слабому полу и немного сильному?=)

Зачем придумывать? (: За примерами далеко ходить не надо, в нашей компании это “Ужас Аркхэма”, Ghost Stories, “Доминион”…

  1. Не пробовал сам придумать игру или может быть уже придумал и в планах её как-то реализовать?

Есть несколько проектов в разработке. (: Кто знает, может быть, доберутся и до печати. Благо, есть, на кого равняться: Максим Трофименко и Эльман Гасими захотели и нашли издателя. (: Кстати, советую всем их “Знаменосца” (попробовал – вкусно), который, скорее всего, скоро поступит в продажу.

  1. Лучшая игра, в которую ты играл? Если есть такая.

Гм, сложный вопрос. На самом деле мой вечный топ возглавляет мёртвая ККИ – EVE: The Second Genesis. На данный момент после одной партии в текущем топе Twilight Imperium.

  1. На этом с вопросами пока всё, спасибо большое за ответы, желаю всяческих успехов! И ещё прошу написать свой ТОП-5 настольных игр. Спасибо!

5 игр – этого маловато, но попробую (:

EVE: The Second Genesis,

Twilight Imperium,

“Доминион”,

“Борьба за галактику”,

Dust Tactics.

Из ролевых настольных игр выделю следующие:

Unknown Armies (моя любимая игра среди ролевых),

Savage Worlds (универсальная система),

GUMSHOE (система для проведения детективных игр),

Risus (простенькая системка для быстрых игр),

World of Darkness (обширная библиотека игр компании White Wolf).

14 Responses to Интервью с Александром Булгаковым (oranged)

  1. Vladimir says:

    Спасибо за интервью, было интересно. Заметил, что вкусы у нас с Александром совпадают. Осталось только Даст Тактикс попробовать 🙂

    • Xopc says:

      У меня так вообще большая часть виш-листа состоит из игр, которые Александр нашёл и написал по ним обзор 🙂

    • scafandr says:

      У меня тоже вкусы схожие. Я достаточно прохладно отношусь к еврогеймам и мне близки ККИ и америтреши скорее. / плотно Даст Тактикс не изучал, но хотел бы попробовать. Главное, чтобы не было требования больше 2 игроков=)

  2. Dust Tactics хороша ещё тем, что это две игры в одной. (: Помним, грядут правила Dust Warfare (миньки те же, только вот играть уже надо с рулеткой и террейном).

    Второй плюс: правила развиваются. Уже появились действия по обстоятельствам (система реакции в чужой ход). На очереди многоэтажность, помещения…

    Дорогое только удовольствие. Я вот в раздумьях, сделать себе подарок на НГ или нет. (: Как говорится, и хочется, и колется.

  3. Уведомление: Визит к оранжевому императору | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

