Варенье

«Это сейчас наступили такие времена, когда в любом магазине можно взять с прилавка джем, оно же варенье, принести его домой и вылизать всю банку. А ведь для того, чтобы приготовить черничное или малиновое варенье самому, нужно сходить с лес, и долго и нудно собирать ягоды, сидеть на корточках, гнуть спину. И в итоге из 5 литрового ведра получится 1,5 литра того самого варенья. Но если в лес или магазин идти лень, есть ещё один способ – берешь карту земляники и карту рецепта земляничного варенья… ты записывай-записывай всё что я рассказываю, варенье получается обалденное».

Скажу честно, варенье я не люблю=) В лучшем случае абрикосового могу попробовать. А так ни пирожков, ни варенья я не ем=) Но опустив все мои кулинарные пристрастия, я открыто скажу, что в Варенье я сегодня поковыряюсь=) Оно у меня сейчас передо мной, оно на столе,и я готовлю… нет, не ложку, а свои руки и мозги=) Сегодня потрошу настольную игру «Варенье» от «Правильных Игр»!

Если внимательно посмотреть на коробку этой игры, может родиться 2 мнения. Одно нейтрального человека, а второе настольщика-профессионала. Первый скажет, что перед ним обычная детская игра. А второй вздохнёт и выдаст, что это лайтовая версия игры Зельеварение.

Моя задача на сегодня встать на сторону одного или другого мнения, либо же придумать своё оригинальное.

С чего начинается знакомство с вареньем? Прочитать этикетку на банке, открыть и вдохнуть ароматный запах варенья. Коробка игры представляет собой тот же пенал, про который я рассказывал в игре Загадка Леонардо. Мне определенно нравятся такие коробки, вот только что-то эта моя коробка вредничала – с трудом доставалась и засовывалась, пришлось немного поработать над её дизайном вручную=)

Открыв коробку, у меня началась истерика в хорошем смысле этого слова. Рассмотрев яркую, красочную обложку и вдохнув аромат свежераспакованной коробки (хехе), я принялся изучать её содержимое. Комплектация обычная – правила игры (на этот раз в большом формате на 4 страницы!), рекламка других игр компании, 4 карточки заданий и в зиплоке 74 карты. Истерика заключалась в моих эмоциях от увиденного. Всё очень красиво! Правила большие, текст читается хорошо, ярко выполнено.

Правила получились большие

Карточки заданий тоже большие и плотные. Ну а карты – это вообще меня умилило.

Ну скажите, что классные? Правда?

Во-первых, они однозначно радуют глаз – яркие, сочные цвета, милые рисунки – тут и ягодки, и пирожки, и фрукты разные. В лучших традициях лучших детских игр, в которые я играл. Правда — я будто бы перенёсся в своё детство на время. Ну и конечно не могу не добавить свои восторги по поводу качества самих карт. Оно, пожалуй, самое лучшее из всех российских изданий, которые я держал в руках. Гладкий, плотный картон, приятно держать в руках. Даже думаю, стоит ли вообще их одевать в протекторы, когда их так приятно жмякать=)

С протекторами скорее всего будет проблема. В коробке карты сидят достаточно плотно

В итоге, под впечатлениями я еле уснул ночью, потому что всё думал о том, что уже есть игры в России, которые радуют глаз.

Порадовав внешне, чем порадуют меня правила? Тут уж приоткрою секрет, что я был в курсе, что Варенье – это лайтовая версия Зельварения. Мне было очень интересно, что убрали, что добавили. К Зелью ведь я отношусь очень хорошо, как покажет себя его младший брат?

Первое, что бросилось в глаза – это опечатки в правилах. Что-то как-то их многовато получилось. Оно вроде и некритично, но при небольшом количестве текста можно было бы и почистить ошибки. Я очень надеюсь, что следующий раз авторы более внимательно отнесутся к правилам.

В начале игры каждый игрок взакрытую получает карточку задания. При игре вдвоём каждый получает по 2 карточки. Вступают они в свою роль только при подсчёте очков, так как на этих карточках указано, за какие конкретные варенья и пирожки игрок получает бонусы. Игроки не должны показывать другим игрокам свои карточки. Все карты перемешиваются, каждый игрок получает по 4 карты.

Что собой представляет карта в игре Варенье? По старой доброй традиции часть карты – это рецепт, а другая ингредиент. Рецепт варенья требует для своего создания только один ингредиент, рецепт пирожка – только одно варенье. Кхм, т.е. если в Зелье для создания чего-то нам нужно было как минимум два ингредиента, то тут вовсе один? Забавно. Понятное дело, чтобы сварить малиновое варенье, нам нужна только малина. Чтобы сделать пирожок с черникой – соответственно только черничное варенье. Ещё можно сделать фруктовый салат из 3 ингредиентов.

Это можно есть?=)

После того, как все получили карты, в центр стола кладётся 8 карт с разными ингредиентами (это обязательно). Нет, это у нас не шкаф элементов, это корзинка с фруктами и ягодами.

Фазы хода – взятие карты, обмен, использование карты, сброс.

Текст для дошкольников нечитабельный

Т.е. сначала берем карту в руку из колоды. Потом нам можно меняться с другими картами собранными вареньями, пирожками. Но только зачем? Я так и не понял, в чём смысл, если ты знаешь, что тебе никто ничего не отдаст, ибо знают, что ты будешь просить то, что принесет тебе дополнительные очки в конце игры. Можно порадовать, конечно, ребенка, когда дашь ему нужную карту, у него появится ещё больше радости и хорошего настроения=) А ведь ещё есть одна возможность – дарить карточки. Вот если уж совсем хочется убить дух соревнования, то можно и дарить. С одной стороны, ребенок плакать не будет, с другой, в это интересно будет играть?

Дальше можно собрать варенье, пирожок или салат. Вот тут тоже прошу внимания. Сначала нам сообщают, что можем сварить варенье, но в руке у нас рецепты, а ингредиенты на столе. Всё логично, мы помним Зельеварение, там всё так и было. Кладём на стол рецепт из руки, сверху на карту кладём карточку с нужным фруктом  из корзины. А потом в правилах говорят, что есть особенное правило, специальное! Можно взять рецепт из корзинки, а ингредиент из руки. И тоже сваришь варенье! Такая же ситуация и с пирожками. Чтобы испечь пирожок, нужно положить из руки карту с рецептом пирожка и наверх на неё карту сваренного ранее нами варенья рубашкой вверх. А можно рецепт сыграть и из корзины.

Я испек пирожок!!!

Т.е. всё можно было сказать парой фраз – собирать можно всё, что хочешь и откуда хочешь. Только чередуя корзины и стол или корзину и руку. Если рецепт из руки, значит ингредиент из корзинки и наоборот. И никаких там специальных правил, потому что дойдя до них можно и правда подумать, что они какие-то особенные=)

У меня на руке есть малиновое варенье, в корзинке малина — ура, собрал!

Фруктовый салат играется только с руки, а ингредиенты для него только со стола. Если совсем сыграть нечего, то нужно выложить любую карту из руки в корзинку.

Последняя фаза сброса заключается в том, что игрок должен вернуть на стол карты, которые лежат рубашкой вверх на собранных рецептах назад в корзину. Но кроме тех, которые были сыграны на этом ходу.

В основном ход игрока проходит быстро – взял карту, сыграл карту, вернул карты в корзину, передал ход другому игроку.

Чтобы внести в игру разнообразие, авторы добавили 2 уникальные карты – «Карлсмен» и «Медведь». Ох, сколько было много всего сказано в рунете по поводу Карлсмена.

Ну как? Впечатляет?=)

Его грозились убить, сжечь, порвать, вернуть разработчикам назад, разрисовать и чего-то ещё не предлагали. Весь сыр-бор, конечно, из-за названия и рисунка на карте. Карлсмен – это симбиоз Карлсона и Супермена. Для тех, кому дорого своё детство, это выглядит кощунственно. Ибо Карлсон – это Карлсон со всем вытекающим: полный, маленький, весёлый, рыжий, с пропеллером. На карте же рыжий высокий накачанный мужичок с тем же пропеллером за спиной. И он явно американизирован названием. Можно сказать, попран каким-то грязным званием «мена». Моё мнение по этому поводу? Особо я не расстроился, чувства мои не задеты, но сама затея с картой неудачна. Я понимаю, что взять имя Карлсона – это привет авторским правам на него и куча волокиты и денег (или не куча, не знаю=). С учётом популяризации героев комиксов супер Карлсон как бы и в теме современных детей и хороший сказочный персонаж. Это в мои детские 80-ые Карлсона можно было назвать секс-символом страны (после Чебурашки конечно), а теперь он явно сдал позиции и без бицепсов и трицепсов в популярные герои не пролезешь. С другой стороны, поедая банками варенье, как Карлсмен может так спортивно выглядеть? Я подозреваю, что он в варенье явно сыпет какие-то специальные добавки для качков. В общем, не нравится вам карта, вас обидели? Выкиньте её через окно на улицу и забудьте как страшный сон! Тем более что и по своему предназначению она сама не очень. Если кто-то вытягивает эту карту, он выкладывает её на стол. И начинаются торги. По очереди начиная с того, кто вытянул карту, игроки делают ставки количеством варенья. Карлсмен уйдёт тому игроку, который предложил больше всего варений за него. А теперь внимание – все карты, служившие ставкой для Карлсмена, съедаются самим лотом, а проще говоря, замешиваются в колоду. В конце игры Карлсмен даст 7 (!) очков. Не сложно догадаться, что нету смысла отдавать за него 4 варенья по 2 стоимости каждые.

А вот карта «Медведь» гораздо интереснее и приятнее.

Мишка косолапый

Про эту карту, если брать в расчёт картинку и название, никто ничего плохого не сказал. Медведь пойдёт в гости к тому игроку, у кого на столе больше будет пирожков. Он, правда, один пирожок съест (замешается в колоду), но зато в конце игры даст 10 очков. Медведь хороший, жаль что только один=)

Ассоциации с Зельем продолжаются. Помните магемы? Которые могли заменить любой ингредиент. А ещё были элексиры, которые могли заменить любой другой элексир. Как вы думаете, что может быть такой магемой в игре Варенье?  Шишка! Варенье из шишек – это меня повеселило=) Честно скажу, что даже не знаю, правда ли можно из орешков шишек что-то сделать, но звучит забавно и смешно=) Шишки заменяют любой ингредиент, а шишечное варенье любое варенье.

Есть любители?=)

И вот так игроки варят и пекут, пока не закончатся карты в колоде и на руке. Тогда начинается подсчёт очков. Считаются цифры на собранных картах перед игроками, потом полученную цифру суммируют с очками выполненных заданий на карточках. Кто больше всех набрал очков, тот и выиграл.

Варенье из одуванчиков? Ничего себе

Для игры с детьми (даже дошкольного возраста) Мачин, автор игры, предлагает изменить правила. Не использовать карточки заданий, игроки не обмениваются картами, карты Медведь, Карлсмен и Шишечное варенье за шкирку вон из колоды, нельзя собирать рецепты и пирожки, которые лежат в корзинке.

Но и это ещё не всё=) Тут три игры в одной получились=) Варенье в дорогу=) Если вы хотите играть в эту настолку в дороге, тогда слушайте внимательно: все полученные рецепты и пирожки складывать в стопки, в корзинке все повторяющиеся ингредиенты кладутся тоже в одну стопку, а ещё можно делать обмен, от которого игроки не могут отказаться. Вуаля – дорожное Варенье готово!

Бррр, всё так красиво на вид, но сухо на восприятие… Нужно играть!

Вкуснятина

Я уже был наслышан о том, что одну партию можно долго и нудно играть, поэтому всем игрокам строго-настрого запретил думать=) Все варенья и пирожки должны производится бездумно и с большой скоростью=) В общем, пекли всё подряд, не обращая внимания на карточки заданий. Никто не испугался Карлсмена, приняли его без истерик, обрадовались пожаловавшему в гости Медведю, хотели надавать ему шишек, но он кроме пирожков ничего не ест. В конце, правда, долго и нудно считали очки. Их всегда получается за 100. С маленьким перевесом победил тот, к кому ушёл Медведь=) Уложились мы примерно за минут 20 чистой игры. А то может и ещё меньше. Следующий раз решили играть обдумывая все ходы.

И игра затянулась. Со временем в корзине появлялось больше ингредиентов, нежели начальных 8. Это потому что в корзину уходили варенья, которые входили в состав пирожков. Затягивалось всё потому, что игроки изучают не только руку на возможность что-то выложить, но и всю корзинку – вдруг там что интереснее вынуть можно? Плюс начала надоедать монотонность. Взял карту – сыграл карту – взял карту – сыграл карту. Когда в колоде остаётся 20-30 карт, уже хочется поскорее её разыграть. Мне кажется, что было бы интереснее, если бы нужно было собрать определенные варенья и пирожки с салатами. Как во втором дополнении к Зелью. Как-то так получилось, что у нас в компании ни разу не пришлось положить из руки ингредиент в корзинку. Хотя есть хитрые такие ягоды типа кизила, которые порою вообще не появляются как ингредиенты. С другой стороны каждый понимает – выложи такой кизил на стол, его же заберут. Поэтому проще собрать очередное сливовое варенье. Конечно, и приход карт в руку тоже имеет значение. К примеру, удачно попавшийся фруктовый салат принесет аж 8 очков, если его собрать. А могут и одни варенья с 2 очками лезть в руку. Но игра однозначно с добрым оттенком, поэтому ну как ты будешь обижаться на свою удачу? Или на то, что у твоей подруги карты попадаются поинтереснее?=)

Даже из грецкого ореха можно варенье сделать

Про стратегию в игре вообще трудно говорить. Есть ли она такая тут? Вот логики тут всё-таки есть порция, потому что совсем бездумно играть будет неверно. Нужно замечать все карточки на столе, которые принесут больше очков. Ну и, конечно, сверятся с карточкой заданий.

Я хотел попробовать эту игру на дошкольниках. В силу того, что с работы вырваться в детский сад не получится, я обратился к маме, она педагог дошкольного воспитания=) Я передал коробку, объяснил правила, но она сказала, что вряд ли такая игра пойдёт у дошкольников. Шрифт названий карт рукописный, что будет затруднительно читать детям. Подсчёт очков однозначно будет не интересным. Вот просто собирать карточки варений – это ещё было бы ничего. Мол, у них и игры почти все сейчас вроде собрать отдельно цветы, птиц, животных и далее в таком роде. И больше ассоциаций на картинки нежели на текст. Игру она с собой взяла, но дети не играли, так, посмотрели карточки, поизучали.

У Полины как раз день рождения был=)

Всем безусловно понравилась сама коробка с банкой варенья=)

Тусовка в сборе=)

Когда всё собрали назад в коробку, наступило время обдумать увиденное. Самое первое, что приходит в голову после игры – настолка очень простая и лёгкая. Не смотря на такой объём текста в правилах, его можно было сократить втрое и уместить на привычный двусторонний лист А4. Объяснить правила проще простого, понять их вообще не составляет труда. Куда уж проще – взял – сыграл. Очень не хватает разнообразия. Львиная доля карточек – варенья, есть немного пирожков и совсем немного салатов. Уникальных карт типа Медведя и Карлсмена только 2 штуки. В результате процесс игры весьма однообразный получается. При игре вдвоём я бы наверное часть карт откинул бы, чтобы игра быстрее заканчивалась. В Зелье мне больше нравится подсчёт очков – он происходит во время игры. Здесь же сначала игроки набирают кучу карт, а в конце только начинают считать баллы. Но в то же время игра яркая и красочная, карты приятно держать в руках. Если бы не оформление, я бы сразу сказал, что игра печальная для взрослых. Я бы и сейчас Варенье не совсем могу рекомендовать взрослым настольщикам. В неё можно конечно скоротать время, но лучше возьмите для этого Зельеварение с дополнениями – там фана в разы больше. Обозреваемая мною сейчас настольная игра, она или сугубо для детей или для взрослых, которые играют с детьми. И вот тут она уже смотрится гораздо лучше! Только я не могу точно определить возраст самых юных игроков. Дошкольникам можно играть только вместе со взрослым. Чтобы ему помогали. Яблоко или грушу он и сам найдёт среди ингредиентов, а вот облепиху, морошку или кизил… думается, с трудом=) Вот наверное самое то – это 6-8 лет. Такой ребенок и прочитает, и голова может быть не сильно ещё засорена героями комиксов=) Потому что на коробке написано про игроков от 10 лет. Мне кажется, это не совсем так. Можно играть и деткам помладше.

Мне лично не хватает случайных специальных карт. Таких карт только 2. Остальные все сугубо собирательные.

Оценка: тут я хочу поставить 2 оценки. Первая оценка колеблется в районе 6. Это мои личные восприятия игры. В игру можно поиграть пару раз и то чисто ради знакомства, но играть всё равно будешь в другие. Потому что немного скучно. Для меня настолка получилась пресноватой. Но один балл я смело накину за оформление – оно выше всяких похвал. Поэтому можно поставить 7, но учтите, что играбельный процесс на 7 не тянет никак.

Жабка объелась=)

Вторая оценка 8. И она сформирована из того, что играть в неё будут дети. К сожалению, не смог потестировать игру с детьми сам, но своим будущим детям безусловно эту игру покажу и буду играть с ними. Вот они, дети, должны быть тоже (а может и в большей степени, чем взрослые) в восторге от красочных картинок, от карты Медведя и пр.

И пускай у вас от Варенья никогда не заболит живот=)

7 Responses to Варенье

  1. sNOwBODY says:

    Я просто поражаюсь вашим способностям. так много написать о такой простой детской игре. Так что, не смотря на то, что описано все здорово, до конца так и не дочитал.

    • scafandr says:

      Хех, я конечно понимаю, что если статью не дочитывают, значит что-то не то делаю, но про своё хорошее отношение к словоблудию я знаю=} Я пока ещё не высчитал идеальную форму написания рецензии именно на настольную игру. С одной стороны коротко и по делу верно, а с другой, хочется максимально раскрыть всю подноготную игры. Чтобы у человека, после прочтения статьи, не возникло никаких вопросов. Очень стараюсь сильно не зацикливаться на пересказе правил… Но я готов выслушать любые мнения, чтобы улучшить интересность, поэтому спасибо за реакцию! Мне это очень полезно.

  2. Vladimir says:

    Моё мнение: только для детей. И то мне кажетя, что не хватает разнообразия. Даже дети вряд ли смогут усидеть за таким долгим и монотонным процессом 🙂
    Но ведь ничего не мешает придумать хоумпулы и сократить игру.

    • scafandr says:

      Я про это и писал, Вова. Сначала подумал, что детям самое то. Решил проверить на дошкольниках, но мама сразу сказала, что не пойдёт. Порассматривать могут, а играть — это не для их. Я, конечно, своей компанией не сяду играть в Варенье — она слишком простая и детская.
      В игре слишком мало крови=)
      Шучу, конечно.

  3. h_13 says:

    дети как то стремно выглядят на фото), возникают такие нехорошие ассоциации!
    ты их там ничем не запугал , что мол если не сфоткаетесь , то …

    • scafandr says:

      Это мама их снимала, я во время работы не смог бы туда попасть. Дети выглядят нормально. Они потом фоткались просто по желанию — весьма веселые лица были

Добавить комментарий

