Интервью с Константином Горбуновым

Сегодня у меня в гостях на виртуальном мягком диване за виртуальной чашкой кофе или может быть даже чего-нибудь покрепче находится Константин Горбунов, известный также под никами Valenox и Albert Dreary. Это очень интересный и отлично разбирающийся в настолках человек, который к тому же неплохо осведомлён в истории формирования настольного мира. У Константина много есть чего нам рассказать, опыт у него богатый, поэтому перехожу к распросам.

1. Вы для меня личность очень интересная и можно даже сказать культовая в настольном мире. В 2006 году немало помогли мне в адаптации в Легенде Пяти Колец на форумах, но каким образом вы сами увлеклись настолками, я не знаю. Расскажите, пожалуйста, с чего всё началось?

Надо же! Приятно услышать, что кто-то тепло вспоминает о том, что для меня было рядовым делом.

С чего началось…? Ох, придется вспомнить времена еще безмятежного советского детства. Предупреждаю, будет многабуков!

Само состояние игры, состязания, конкурса, викторины, поединка, противостояния по правилам или назовите это как хотите, видимо, было заложено во мне волею свыше. Я рос в семье советских технических интеллектуалов, и это тоже сыграло свою роль. Я не бил во дворе детские морды сверстников, умеренно увлекался хоккеем, обожал футбол, велосипед и мог часами просиживать за шахматной доской. В транспорте отец играл со мной в крестики-нолики «пять в ряд на неограниченном пространстве». (Мы не знали про рэндзю и про компенсацию преимущества первого хода). Лет в 7-8 я уже выигрывал у него примерно треть партий. Любил головоломки и задачки из книг по занимательной математике. Но прохладно относился к ребусам, коих в тогдашней детской и взрослой периодике было много. Словом, мне нравилось то, что теперь называется challenge. И шахматы с поиском наилучшего решения сыграли основную стимулирующую роль (тогда была одна на всю страну машина, игравшая в силу 2-3 разряда, созданная под рук. Ботвинника, но о компах никто не думал).

В 13 лет я познакомился с «Монополией». Ужас, кого приходится благодарить :). В пионерском лагере мы чертили собственные треки, придумывали свои названия. С моим кузеном мы потом соревновались в производстве собственных версий. Он был на один класс старше меня и обставлял вчистую. Однажды мы собрались на выходные у бабушки. Он выкатил ватманский лист формата 24 (ныне А1) и кучу карточек. А там помимо улиц и вокзалов было по шесть штук аэропортов, таксопарков, водного транспорта, автобусов, стадионов и проч. Сколько клеток на поле было – не помню. Витая змейка во весь лист. Играли двое суток.

Дальше продолжать не буду. Да, «Монополия», которой сейчас на BGG я ставлю 2,5/10 была вехой.

2.  Если не секрет, чем вы занимаетесь по жизни, и какое время уделяете настольным играм? 

Больших секретов нет, есть только маленькие. (хихикую). Я очень стабильный, постоянный человек (см. мое латинское имя), и в то же время не терплю однообразия, узости в профессиональной деятельности и в интересах. В свое время я сформулировал для себя такой постулат: в этой жизни можно попробовать всё, кроме наркотиков и гомосексуализма. Не только можно, но и хорошо бы. Продолжаю пробовать.

У меня много образований и профессий. Смена общественной формации в начале 90-х еще более склоняла к разнообразию занятий. Я был инженером, переводчиком, общественным деятелем, журналистом, пресс-секретарем, брокером, аудитором, банковским менеджером, преподавателем, издателем… всего и не упомнишь.  Мне повезло, я легко осваиваю новые профессии. Практически все, чем я занимался, мне нравилось. И это большое счастье. Еще большее счастье в  разнообразии увлечений. Помимо упомянутых есть еще джаз, оперные театры (отечественные драмтеатры в массе своей не люблю). Еще я полупрофессиональный дегустатор вин и чего покрепче. На этой же почве подсел на парфюмерию. Мы с женой уже не знаем, как лучше разместить пару сотен флакончиков. Хорошо ориентируюсь в области англоязычного классического детектива. Как-то хотел даже написать трактат на эту тему… Нет, давайте прервемся, а то долго перечислять 🙂

Домашний репертуар виски

Настольным играм уделяю значительное время, особенно последние лет 10-12. На них каким-то клином сошлись многие вещи, которые мне по жизни нравятся: челлендж, разнообразие, собирательство, творчество, общение с друзьями…

3.     Вы отлично разбираетесь в ККИ, в истории таких игр. Они вам больше нравятся, чем обычные board games?

 

Сейчас я бы так не сказал, как и не сказал бы обратного. Но был период, когда это было именно так. Я без устали осваивал новые ККИ (кстати, этот русский термин-аббревиатуру, говорят, впервые применил в печати именно ваш покорный слуга), меня они буквально поглощали с головой. В результате, в моей коллекции теперь 100 с хвостиком ККИ. И где-то 30-40 из них в объеме, превышающем ознакомительный.

4.     Какая ККИ вам больше всего нравится?

Это очень страшный вопрос. Учитывать надо то, что я много писал про ККИ, пропагандировал. Поэтому в моих оценках и даже в пристрастиях вроде как должна быть огромная доля объективности. А это уже слияние категорий «лучшая – любимая». Ладно. Любимые мои – Guardians, LotR и 7th Sea, а из актуальных – A Game of Thrones.

5.     Долгое время вы играли в Legend of the 5 Rings. Что послужило причиной того, что вы перестали в неё играть? По крайней мере, принимать участие в турнирах. Чем вообще вам эта игра нравилась? Нравится ли вам она сейчас?

Очень нравится и поныне. А причин отхода несколько. Нехватка времени, сил и, отчасти, средств на поддержание боеспособного уровня в нескольких ККИ одновременно. Немного снизился уровень активности нашего коммьюнити, подходы AEG к организованным мероприятиям. Наконец, чуть смещаются пристрастия друг относительно друга.

Как раз 5 лет назад мы играли много драфтов на квартирах и в клубах. Я не был самым «рейтинговым» игроком, но несколько турниров выиграл или играл в финале.

Чем нравилась? Ой, да всем! Для меня лично она стала убийцей M:tG еще в прошлом веке. Отличный, сочный сеттинг. Я писал о сеттинге в «Мире Фантастики», и статья мне нравится самому. Уникальные способы развития сеттинга. Отличный дизайн игры и карт в частности. (Сорокалетний мужчина с трепетом вскрывает бустер с картами в поисках самурая Комуто Хировато – можете представить?) Замечательная механика с разными способами достижения победы. Некоторые этические условности, присущей игре. Да, L5R сложновата для самостоятельного освоения, но если придумать некий коэффициент – соотношение фана и затрат на освоение, то L5R все равно будет в топе (но не на первом месте).

L5R — партия Саатчан — Горбунов

6.     Не могу не спросить мнение о будущем коллекционных карточных игр. В последнее время FFG активно продвигает новый интересный формат LCG. Как вы считаете, ККИ будут постепенно загибаться, пока не останется одна вечная Magic: the Gathering, или это мнение утопично и всё будет как есть?

Как есть точно не будет, и не может быть. Формат LCG возник в результате эволюции. Кроме шуток, если бы AEG несколько лет назад перевела «Кольца» в подобный формат, то не потеряла бы столько активных игроков, включая нас с сыном.

Если посмотреть на тенденцию последних лет, то можно увидеть следующее. Появляются некоторые хорошие, даже великолепные, но «опоздавшие» проекты, которым ничего хорошего не светит. Один-два-три сета и схлопываются. Геймеров очень трудно стало заинтересовать и новым сеттингом, и новаторской механикой. И тем более развести на бабло. Остаются только франчайзинги и детишки. И тут доминируют японские мультики. Зачастую сомнительного общехудожественного достоинства. Там легче выбить деньгу с родителей.

ККИ все же не умрут совсем. Сейчас подключается новое поколение с новым взглядом на новые технические возможности. Эволюция продолжится. А вот в какую сторону, и как оно сложится в России с братскими республиками – вопрос. Очень тормозит законодательство. И не только в области охраны авторских прав. Тормозит высокая аренда помещений и идиотская тенденция в области внешкольного образования и досуга, когда за все должны платить родители. Тормоза еще и от многих стереотипов, пережитков. Карты – значит плохо. Спортивный покер запретили, про соревнования по спортивному бриджу вообще не слышно. Попробуйте поиграть в ККИ в кафе. Через минуту нарисуется цербер, которому будет трудно что-то объяснить.

Несомненно, ККИ нужны новые форматы, и не только в смысле комплектации наборов карт. Я намекаю на социализацию, на изменение отношения общества к понятию игра, когда игры не предусматривают денежные ставки. Я ни разу не видел, как играют в ККИ на конкретные денежные ставки. Но на деньги можно изловчиться играть во что угодно, хоть в «дочки-матери».

Хотите, расскажу, о чем мы как-то говорили с одним ККИ-шником примерно моего возраста несколько лет назад?  Если бы было нормальное законодательство, то можно было бы разработать очень интересные форматы. Например, ККИ-лотерея. Или ККИ с трейдерскими котировками как на бирже. (Подробности опущу). Да мало ли какие еще форматы!

7.     Какие вы видите минусы и плюсы формата ККИ? Что нужно сделать, чтобы такие игры стали обширнее и популярнее в странах бывшего СССР?

Чтобы не путать понятия (см. предыдущий вопрос), давайте буду говорить о ККИ как о жанре.

Что нужно – будем считать, что я уже ответил чуть выше. Что касается плюсов-минусов, то они очевидны любому, кто имел удовольствие окунуться в этот мир.

Плюсы. Неиссякаемое творчество. Потакание страстям (коллекционирование, турнирная борьба, рейтинги). Любопытство и жажда новенького среди знакоменького. Жанр/формат с помощью игровых механик, насыщенности игрового текста и обилия материала (карточек) позволяет просимулировать любой сеттинг, переложить его на рельсы настольной игры. Я, например, сделал ККИ, где симулировался… сбор грибов – любимое занятие многих россиян и белорусов.

Минусы. Слабая социализация явления. Трудно бывает найти партнеров для игры даже на Западе (отсюда некоторый успех электронных версий, но это, по сути, – суррогат). Значительные периодические расходы, особенно, когда интересующих тебя игр много. Частая перегруженность правил в связи с выходом дополнений к ним (вспомните Star Trek 1st ed. к началу века, освоить новичку нереально, а игра как симулятор происходящего в сериале замечательная).

8.     Вы когда-то писали рецензии в журнал «Мир фантастики». Почему перестали, и нет ли желания продолжить куда-нибудь писать статьи? Одну недавно я видел – про историю ККИ на Тесере, но продолжения я как-то не заметил.

Сотрудничество с журналами «Игромания» и «Мир фантастики» — это был большой компромисс для обеих сторон. Пользуясь случаем, я должен от лица, наверное, всего сообщества выразить благодарность Николаю Пегасову и Петру Тюленеву, которые сделали процесс освещения ККИ в периодике регулярным и привлекли к этому делу меня. Кажется, это был 2002 год, когда после очередной партии в суперхитовую LotR TCG я предложил Николаю услуги по написанию серии обзоров с оценкой 40 ККИ по 20 пунктам 🙂

Но надо понимать, что условия деятельности и задачи журналов специфичны. Мне хотелось больше писать о малоизвестном здесь, о новаторском и необычном, а рекламодатели и редакция имели на этот счет иное мнение. Мне хотелось говорить с читателем на равных, а политика редакции предполагала, что 95% процентов (процент с потолка  :)) читателей – доки в компьютерных играх и в фэнтези-литературе, но лохи в настолках и ККИ. Отсюда и стиль многих статей, и выбор первоочередных тем, и лояльность некоторых оценок. А через некоторое время после ухода геймера Петра Тюленева с поста главреда, и моя деятельность плавно стала сходить на нет. Наверное, ко взаимному удовольствию (снова хихикаю).

По ККИ у меня накоплен огромный материал. И я попробовал начать на Тесере цикл статей про ККИ в историческом контексте. Но время, время… Да и писать почти диссертацию на общественных началах в условиях современной московской жизни как-то трудно себя заставить.

Но не расстраивайтесь… На Тесере я сейчас веду колонку «Настольные раскопки». Написано уже несколько статей. Тимофею и читателям вроде нравится. Да и мне нравится. Интернет – не бумажный журнал. Если бы вы знали, как надоедало из раза в раз отстригать от своего текста куски, чтобы влезть в рамки энного количества знаков, как хотелось говорить на черное, что это черное, и как радостно осознавать, что не надо следовать правилам, удобным для верстальщиков.

9.     Ну и, собственно, продолжим тему блогов, сайтов по настольным играм. Мне кажется, сейчас наблюдается подъём интереса к настольным играм. Появляются новые компании, занимающиеся изданием или распространением настолок, ширится список блогов в рунете. С чем это связано, как вы думаете? Почему, скажем, в 2006 году такого не было? И как вы думаете, будет ли за подъёмом спад интереса?

Очень хороший вопрос.

Несомненно, интерес к настолкам в частности пришел к нам с Запада. Но не в целом. Давайте посмотрим шире. Это здоровая реакция общества на изменения, происходящие в социальной среде. Человек сейчас испытывает дефицит общения – живого очного общения. Дикими темпами идет прогресс в области электроники и телекоммуникаций. Обратная защитная реакция – картонные настольно-печатные игры, семейный или дружеский круг. Мною подмечено интересное совпадение. Когда появились телефон и радио, резко пошли в гору шахматы, вплоть до т.н. шахматной лихорадки. Когда появились мобильные телефоны, Интернет и всякие гаджеты, бурный всплеск интереса к «немецким» настолкам в мире. Я уверен, что настолки в наших странах поднимут не гики вроде нас, а казуалы.

10. Я как-то об этом не задумывался, но выходит, что все игровые вечеринки для казуалов в разных городах, которые делают Мосигра, Игровед и прочие компании, как раз и есть та самая незримая сила, которая поднимет популярность настольных игр? Значит, эти компании зрят в корень…

Да, именно так. Эти компании решают свои коммерческие задачи, не пилят бюджет, не разводят кроликов. Пусть баланс ассортимента будет сдвинут в сторону попсовости и детскости, но игры доступны, причем самые разные, настолки привлекают новых игроков, а значит – «процесс пошел». Я знаком с руководителями этих компаний. От Александра Пешкова еще несколько лет назад получил «Корову 006» для рецензии в журнале (я уже был знаком с этой игрой Крамера). Тогда «Игровед» не располагал и десятой долей нынешнего ассортимента. Мне понравилось, что они не стали выпускать под своим лейблом всякую ерунду и поделки, а обратились к локализации лучших зарубежных филлеров. Про «Мосигру» я знаю меньше. Приходилось играть с Дмитрием Кибкало за одним столом, а обменяться взглядами на игры вообще пока не довелось. Его личные разработки мне не по душе, но не думаю, что они создавались как необходимый материал для популяризации настолок в стране.

11. Вас можно часто увидеть на «Тесере» сейчас. Вам нравится этот ресурс? Чтобы вы хотели там добавить, чтобы он стал ещё интереснее лично вам?

С Тимофеем Бокарёвым меня познакомил Пётр Тюленев вскоре после того, как Пётр ушел из «Мира Фантастики» на проект «Тесера». Я на момент встречи не имел регистрации на «Тесере», и относился выжидательно по отношению к ней (в свое время я 2-3 года наблюдал за развитием BGG, не регистрируясь). Тимофей произвел на меня хорошее впечатление. Я увидел в нем подвижника. Это самое главное. Я не помню, был я на первой встрече один или с сыном, но Тимофей попросил нас поддержать проект, зарегистрироваться и помочь с контентом. Я написал серию небольших статей-обзоров для карточек по всем играм ГИПФ-проекта. Сын тоже что-то написал.

Многое в «Тесере», как она есть на настоящий момент, мне не нравится. И я об этом открыто говорил и говорю. Прежде всего, в интерфейсе. Самое неприятное сейчас – отсутствие возможности подписки на темы, материалы, обсуждения, как это есть просто и со вкусом на BGG.  Мне также не всегда нравится характер обсуждений и система «минусований» комментов (на BGG только “thumbs up”), но здесь вина самого ресурса только в провоцирующем минусовании, остальное – это этическая характеристика общества в целом. Я сам не идеален, но стараюсь сохранять как минимум ровные отношения со всеми, чего хочется от всех посетителей также.

В целом же ресурс для рунета уникальный и полезный.

12. Для меня фамилия Горбунов означает не только Константин, но и Иннокентий. Кеша – ваш сын, и вы вместе с ним бороздите на корабле по океану настольных игр. Трудно ли было подсадить сына на это увлечение? Кто чаще побеждает, если вы играете с ним? Приятно ли вам, что в вашей семье вы не единственный поклонник настолок?

Кеша

А давайте, я начну с жены. За все время нашей совместной жизни я ни разу не услышал возражения или сожаления по поводу наших игр или походов в клуб. Исключение только, если в три часа ночи мы бурно обсуждаем происходящее за игровым столом. Иногда она составляет нам компанию в игре. Тепло принимает гостей, пришедших поиграть.

С Кешей было так. Как и все дети, он любил компьютерные игры. Надо было дозировать. Чтобы поиграть 15 минут, ему надо было выучить 15 новых английских слов. 30 минут – 30 слов. К восьми годам у него был уже приличный запас слов и кое-что из грамматики. В этом возрасте я ему показал игру Magic: the Gathering. Красивые картинки, почти понятные тексты, интересный игровой процесс сделали свое дело. На вопрос, во что будешь играть: в компьютерную игру или в Мэджик, он хитро улыбался, словно просёк подвох, и отвечал: «Мэ-э-эджик».

Через год Кеша подсядет на Мэджик

Потом были покемоны, 5 колец. Ему было 10, когда появилась LoTR TCG. В это же время открылся клуб «Лабиринт» на Полянке, очень атмосферный клуб (хотя и дымный) и мы стали там появляться. ЛотР мне понравился сразу, я распечатал с сайта Дисайфера прокси-колоды и мы с Кешей разобрали правила. Вскоре пришли и сами коробочки. А тут оказалось, что Хобби-игры (или как они тогда назывались?), они же «Лабиринт» стали распространителями ЛотРа в РФ. Кеша хорошо вписывался в местную атмосферу. Играл со взрослыми на равных и даже лучше. Велись офиц. рейтинги. Выиграв несколько турниров, в 11 лет он стал самым рейтинговым игроком в России. Как не гордиться таким сыном!

Надо упомянуть, что он не по годам был развит и начитан «литературно». В пятом классе учительница таскала его сочинения старшеклассникам – показывала, как надо их писать. Поэтому неудивительно, что Кеша сразу же стал моим соавтором в написании большинства статей по настолкам. А когда стал постарше, то писал и в одиночку. Все это было естественно как-то, и я был доволен, что у нас с сыном есть общие дела, творческие причем. Надо научить детей творить, чтобы они не вытворяли.

Ничто человеческое…

И ему ничто человеческое…

Что касается силы игры, то мы играем примерно на равных. Иногда результат зависит от подготовки. Я не могу обыграть его в ККИ Warlord. Он чаще выигрывал в ЛотР. Но долгое время он не мог собрать конкурентную деку в «Седьмом море». Почти безнадежно садиться играть против его Старков в «Тронах». Хотя мои Баратеоны тоже ого-го! В фиксированных настолках он лучше, например, в Small World, Puerto Rico, San Juan, Camelot Legends. Я лучше в Macao и в настольных «Тронах». В абстрактах чуть лучше вроде я, просто он их не так сильно любит. Но недавно он обыграл меня в TZAAR, хотя по игре в нее в Интернете я рейтингово выше всех. В шахматы он играет хуже. В играх на быстроту принятия решений он проворней. Ricochet Robots – за ним. В Set давно не играли с ним конкретно. Кажется, я чаще выигрывал. И он обычно превосходит меня в играх с психологическим моментом типа Revolution!  В Доминионе же у нас примерно равное количество побед.

Кеша на турнире по Легенде Пяти Колец

13.  Сходятся ли ваши вкусы со вкусами сына? Часто ли бывает такое, что ему хочется сыграть в то, что вам не интересно, и наоборот?

Да, все чаще такое случается. Он подолгу сидит за своим ноутом и иногда ворчит, когда зовешь его поиграть. Но соглашается, если в «его» игру.

Коварный взгляд победителя

14.  Разрабатывали ли вы собственную игру? Что вы нам можете о них рассказать? Какой вы почерпнули с этого опыт?

Да. И не одну. Это нормально. Наверное, значительная часть книголюбов пыталась сочинить что-то свое. Я могу вернуться во времена детства, но не к монополиям. На школьных уроках я придумал гоночную игру на клетчатой бумаге, которая на 90% совпала с игрой под названием Racetrack. Ничего такого мы в сер. 70-х не могли знать.

В этом веке, будучи увлеченным ККИ, я попробовал создать несколько систем и механик. Году в 2003 я придумал ККИ на тему Штирлица. Мы даже с Сергеем Мачиным, который только что выпустил «Войну», обсуждали возможность ее издания с получением прав на картинки от «Мосфильма». Игра была бы чуть сложнее тогдашнего лидера продаж LotR TCG. И занимала бы чуть больше места на столе. Она сочетала элементы упомянутой LotR и Mythos CCG с оригинальными находками. Цель игры — полковнику Исаеву надо стать Героем Советского Союза. Задания разной сложности позволяют приблизиться к цели. Но чем сложнее задание – тем больше риск попасть под колпак Мюллера. Без культовых кадров из фильма игра не мыслилась.

Вскоре я замыслил игру на тему сбора грибов. Разработал правила, все карточки и пытался издать ее сам в стиле, отличном от прилизанных фотошопных иллюстраций. Но некоторые личные обстоятельства помешали задуманному. Я сломал ногу, причем очень неудачно. Больницы, операции, расходы… Вся жизнь изменилась.

Еще не оправившись и не наладив толком ритм жизни, я получил заказ на разработку ККИ по мотивам русских сказок и поверий. Проект был полностью готов к верстке и печати, с отличными иллюстрациями. Но не реализовался по причинам, известным одному издателю. Сейчас время дикой популярности ККИ прошло, и я больше не думаю над разработкой ККИ, но не исключено, что переработаю что-то из былого в более актуальные форматы.

Та самая ККИ о сказках

Сейчас мне хочется придумать серию абстрактных игр компактного формата. Одна уже готова. Вообще в моих планах плотнее заняться разработками после решения некоторых других, очень важных задач. Надеюсь, обстоятельства позволят.

15.  Какие вообще игры вы предпочитаете? Семейные, фантастические, стратегические, на логику? Знаю, что вам очень нравятся абстрактные игры – почему?

Я довольно всеяден. Выбор зависит от настроя, доступного времени, компании. Мне одинаково интересно играть как с друзьями-казуалами, так и с матерыми гиками. Располагая огромной коллекцией, всегда можно подобрать подходящую игру.

Да, я люблю абстрактные игры. Вот, почему. Тематические игры часто спекулируют на цветастом сеттинге, забористом бренде. Разбирая двадцатую или тридцатую игру про эльфов и гномов, начинаешь отбрасывать все наносное, всякую обертку и шелуху. До того состояния, пока не остается торжество чистого разума. И частенько убеждаешься, что король-то голый! Абстракты честнее.

Абстрактная – не значит безрандомная или симметричная. Кстати, я не против некоторого рандома в абстрактах.  В общем, мне в игре всегда достаточно комбинаций нескольких категорий: чисел, цветов, форм, привязки к геометрическому полю. Более того, чтобы создать что-то вечное и понятное миллионам, надо создать именно абстрактную игру. Блокус, Инджиниэс, игры ГИПФ-проекта может быть при миллионных тиражах все же не столь распространены как классические го и шахматы, но уже вошли в историю и будут известны через сто лет. А кто будет через сто лет помнить о популярной сегодня Small World или об очередной космической одиссее?

16.  Не возникает ли у вас иногда такая мысль, что раньше игры были интереснее, чем те, что выходят сейчас? Или разницы никакой нет? Может быть, наоборот, новинки вас радуют новыми идеями и механиками?

Раньше – это когда? Если двадцать-тридцать лет назад, то нет. Дизайнерская мысль не была на таком уровне, хотя случались шедевры. Сейчас ежегодно выходит много интересных игр. Что-то можно отнести к перепевам в плане механики, что-то к откровенному эпигонству, но наблюдается очень приятный креативный тренд. Западные геймдизайнеры стараются поразить нас находками, или хотя бы удачными сочетаниями чего-то уже известного. Но не все из нового и удачного нравится лично мне.

17.  Какой мир в настолках вам интереснее? В примеру, мир Вархаммера, той же Легенды Пяти колец или, допустим, мир Варкрафта, или ещё какой вселенной? По какой вселенной вы бы хотели увидеть игру?

Мир Вархаммера очень нравится моему сыну. Он как-то публиковал что-то обобщающее, то ли по вооружению, то ли по расам в «Мире Фантастики». Про L5R я уже говорил, что это один из любимейших сеттингов. К Варкрафту я равнодушен, но он меня и не раздражает.

Конечно же, трудно не любить «Властелина колец». Это одна из немногих книг жанра, которую я с удовольствием дочитал до конца. С другими книжками у нас такой любви не получилось. Я с трудом принимаю чужие недостоверные выдумки с идиотской магией, вымученными именами и названиями. Видимо, классические детективы сформировали во мне такое отношение к фикшен-литературе, что несуразности, непоследовательности в причинно-следственных связях не прощаются автору.

Особняком стоит лишь Джордж Мартин. Это, выражаясь словами Ленина, глыба и матерый человечище. Для меня «Игра Престолов» — это даже не фэнтези. Ведь посмотрите, в первой книге почти нет ничего фэнтезийного, кроме драконьих яиц. Зато, какая ветвистая геополитика! Какие характеры! Какие интриги и страсти! Сколько дипломатии и военных действий, вытекающих из прочно сотканной основы сеттинга.

Я с этой эпопеей Мартина познакомился почти 10 лет назад через… ККИ. Она только-только вышла и я сразу же ею обзавелся. Понравился геймплей, расклад по кланам, я заинтересовался первоисточником. Сначала купил книжку на русском языке с красным корешком. Прочитал страниц 100, и с удивлением поймал себя на мысли, что нравится, что это «моё». Перевод был на удивление сносным, на четыре с минусом, но я тут же озаботился приобретением оригинала. И мне повезло, удалось купить первые три части (четыре книги,  третья часть была разбита на два тома) в одном оформлении в двух крупных магазинах Москвы.

Прочитав их, я убедился, что «Песнь льда и пламени» — это больше, чем фэнтези для взрослых. Это воплощение всего недописанного Светонием, Томасом Мэлори, Морисом Дрюоном, Вальтером Скоттом, Александром Дюма, Робертом Льюисом Стивенсоном, это те фантазии, которые хотели вырваться из нас на уроках истории. Кстати, по поводу уроков. Еще 9 лет назад, когда я стал пропагандировать книги Мартина, неустанно говорил, что Мартина через 20-30 лет будут проходить на уроках литературы.

На турнире по Тронам

Это для меня мир №1. Было бы интересно увидеть игры (не варгеймы), отличающиеся от тех хороших игр, что выпустила FFG.

18.  Нужно ли увлекаться фантастикой или фэнтэзи, или хотя бы быть фантазёром, чтобы с удовольствием играть в настольные игры?

Боже упаси! Чтобы с удовольствием играть в настольные игры, надо иметь в себе некий состязательный элемент, дух соперничества. А также не плоское мышление, чтобы легче было адаптироваться как к новой игровой ситуации, так и к новой игре вообще. А жанровые пристрастия здесь роли не играют, иногда только мешают и зашоривают. Вот полет фантазии, согласен, не помешает. Это полезно для поиска нестандартных решений.

19.  Игра вашей мечты, какая она? Т.е. какую бы игру вы хотели увидеть, чтобы она сразу сразила вас наповал?

Сразу наповал? Такого в принципе быть не может. Яркие фантики на меня не действуют. А проникнуться любовью к игре – это требует времени. Иногда осознаешь величие игры после десятков сыгранных партий.

Но помечтать можно. Я хотел бы увидеть такую игру, которая состояла бы из двух фаз. В первой фазе игроки собирали бы некий материал (фишки, карточки, жетончики) не просто в результате рандомного распределения или осмысленного драфта, а на основе некоторых косвенных действий всех участников, от тонких нитей, связей, уловимых, но не прямолинейных. Это могло бы быть «голосование» типа того, что в Диксит или кооперативное отражение общей опасности. Т.е. некая жизненная ситуация. В жизни обычно наши приобретения и потери не «прямопропорциональны» нашей воле, поступкам. Во второй части игроки используют полученный материал в боях/состязаниях/интригах. Но, чтобы время партии не зашкаливало за полтора часа.

20.  Вам нравятся соло игры? Или настолки без общины – признак дурачины?

Нравятся. Когда-то очень давно я любил осваивать новые карточные пасьянсы. У меня сохранилось несколько колод мини- и даже совсем крохотных микрокарт книг на двух языках. Соло-игр не так много увлекательных. И они вовсе не для дурачков. Не все знают, что есть и ККИ, в которые можно играть в одиночку. Вязкая и замороченная Middle-Earth, наверное, на терпеливого любителя, а вот Tomb Raider весьма динамична и демократична.

21.  Нужно ли сейчас в России проводить больше конвентов по настольным играм? Показывать их обычным людям, собирать конвенты для разработчиков? Вы бы хотели, чтобы в России рынок настолок был более похож на американский или немецкий, к примеру?

Актуальный вопрос. На мой взгляд, проводить конвенты ради конвентов вредно. Припоминаю новостные заметки на Тесере, и то, как читатели глумились над системой, когда жюри из представителей индустрии одаривало призами свои же игры.

Единственный полезный форум, состоявшийся в недавнем прошлом в РФ – это как раз встреча разработчиков и издателей. Но у меня есть некоторые опасения. Намечается нехорошая тенденция выкручивания рук авторам игр. До меня доходят сведения, что некоторые наши едва оперившиеся издатели видят себя акулами бизнеса, но не видят в авторах равноправных партнеров. Не указывают имен в выходных данных, составляют договоры так, что автор никак не может повлиять своим решением или мнением на будущее игры. Дополнение может выйти в неприемлемом для автора виде, и за авторством другого человека. И совсем недопустим откровенный плагиат. Случаи уже не единичные.

В ближайшие лет 15 нам не грозит иметь рынок сопоставимый с германским или американским. Подвижники насытят всех желающих информацией, и даже какой-то вкус аудитории привьют. Но наше законодательство, реалии бизнеса и варварские бизнес-привычки не будут способствовать быстрому выходу на желаемый уровень.

22.  Нравятся ли вам игры российских разработчиков? Какие бы вы хотели видеть игры, которые будут выпускаться на территории России?

Я бы не стал как-то обособлять российские игры. Пусть они будут на уровне лучших мировых. Пока что я вижу в основном слабые в идейном или дизайнерском плане игры. Это в лучшем случае. Хватает откровенной халтуры и плагиата. Но есть исключения. Кстати, первой игрой, за которую «не было стыдно» стала «Зельеваренье» (кроме убогой упаковки, конечно).

23.  Я боюсь, что замучил вас уже своими вопросами=) Поэтому на этом всё, было очень приятно с вами побеседовать, желаю вам всего самого лучшего. Напоследок, оставьте ваш список любимых  настольных игр ТОП-5.

Главное, чтобы я не замучил вас своими ответами :). Спасибо за предоставленную возможность высказаться. Надеюсь, какие-то из ответов кому-то в чем-то помогут или позволят призадуматься, посмотреть на знакомые вещи в ином ракурсе.

Любимых? Выбрать всего 5 сложно.

Lost Cities

TZAAR

Cartagena

Guardians CCG

AGoT CCG

Реклама

10 Responses to Интервью с Константином Горбуновым

  1. Vladimir says:

    Саша, спасибо за интервью и спасибо Константину за интересные ответы и позитивные фотки 🙂
    У меня вопросы к Константину.
    Как вы относитесь к америтрешу и какая из игр этого направления вам больше всего по душе (и есть ли такая вообще)?
    Играли ли вы в Lord of the Rings:LCG и что можете сказать о ней (самому игра очень понравилась) ?
    Как относитесь с кооперативным играм?

    • Valenox says:

      Нормально отношусь. Вообще, знаете, эти деления на жанры, конечно, нужны, но не всегда отражают суть или что-то определенное говорят об игре. Вы не задумывались, что большинство ККИ — это и есть америтрэш (сам термин мне кажется странным). Вот и ответ.

      Настольная Игра Престолов с допами — наверное эта.

      В ЛотР LCG еще не успел поиграть. Но по виду игра вроде очень даже.

      Кооперативные игры — хорошее расширение «ассортимента» жанров. Они не всякой аудитории подходят. Я их касаюсь редко. Как видно из интервью, с детства больше к турнирным противостояниям тяготел.

  2. sNOwBODY says:

    Спасибо. Почитал с интересом. Даже осилил текст до конца.
    Теперь вот хожу и мучаюсь вопросом, шо за Guardians такие?..

  3. Android says:

    Очень интересное интервью. Сам пристрастился к настолкам где-то меньше года назад, но в последнее время все больше привлекает карточный формат, к которому поначалу относился с некоторым пренебрежением.

    Пошел искать цикл статей про ККИ на МФ.

    Желаю успеха с Русскими Сказками!

  4. volt says:

    Спасибо за еще одно интересное интервью.
    Полностью согласен с тем, что именно игротеки с простыми играми способствуют распространению настольных игр в целом. Чтобы заинтересовать человека сложной игрой, пускай и с очень увлекательным процессом, он должен, как минимум, иметь опыт общения с настольными играми и, как максимум, понимать, что он может получить садясь за долгую и сложную игру.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: