Эволюция

«- Привет, амёба, как дела?

— Да вот, делюсь уже на клетки, через пару тысячелетий подрасту, догоню  тебя и съем.

— Оооо, ну извини, подруга, через пару тысячелетий у меня будут крылья. Не допрыгнешь.

— Ноги, крылья… Главное, хвост!»

Согласитесь, что было бы смешно, если бы собаки жили в норах, а коровы несли яйца. Эволюция – это не хихоньки-хаханьки, это сложный биологический процесс, в крайнем случае, российская настольная игра, которую выпустила компания «Правильные игры». Я был в замешательстве перед тем, как начать писать что-то об этой коробочке с карточками, потому что в рунете столько всего об игре написано, что просто теряешься в мыслях о том, что же мне написать, о чём не писал только ленивый.

Пожалуй, Эволюция переплюнула в популярности даже Зельеварение, за что даже звание Игра Года 2010 получила. Играли все, ругали все, но и хвалили тоже многие. Поэтому с одной стороны повторяться не хочется, а с другой… А придёт на мой блог человек, который совершенно не знаком с игрой, а я его отправлю гуглить в поисках отзывов? Нетушки, это не мой метод. В связи с чем решил, что полноценному обзору быть. Тем, кто прекрасно знаком с игрой, кто писал о ней, не расстраиваться и читать через строчку. Всем остальным постараться читать внимательно. Перед нами настолус игриус российскус, экспонат сравнительно молодой, но зверек забавный. Беру в руку указку, надеваю на нос очки и делаю умный вид. Господа, сегодня мы изучаем «Эволюцию», за что благодарим «Правильные игры».

Про что игра? Да всё про то же волшебство локального масштаба (на столе), как и в Зелье. Только тут мы не зелья колдуем, а выращиваем животных. Да не простых, а таких, чтобы жили они дольше, ели других животных, в случае засухи умели есть морковку, легко помещались в любых норах, плавали, летали, короче нужно всё. Задача игрока вырастить такую кракозябру, всех забодать и выиграть по очкам. Игра соревновательная и на выживание.

Коробка тоже эволюционировала со временем=) Были разные версии, но теперь она представляет собой стандартный для «Правильных игр» пенал. На предыдущие версии коробок ругались, что могут разорваться при активном использовании. Сам дизайн коробки тоже претерпел изменения, теперь на нём только ящеричка и ничего лишнего и отпугивающего покупателей. Лично мне нравится.

Что же в коробке спрятали? Ага, вот оно:

— 84 карты в зиплоке (приятная традиция карты класть в зиплок);

— правила;

— рекламный буклет;

— 2 кубика и фишки россыпью в маленьком зиплоке.

Карты по качеству средние, протекторы маст хэв однозначно. На рубашке нарисована стильная ящерица (логотип Эволюции).

Ящерица получилась классная

Сами карты имеют специфический простой дизайн в тёмно-зеленых/серых тонах. Мнения людей по поводу внешнего вида карты разделились на 2 фронта – нравится и категорично не нравится. Связано это с тем, что рисунки на картах исполнены в стиле «я сегодня поставил Corel себе на комп вот тренируюсь». Есть неплохие рисунки (та же ящерица), а есть ну очень примитивные. Я не могу сказать, что у художника нету вкуса, потому что у меня есть друзья-дизайнеры, которые частенько любят так же рисовать. По поводу моего мнения, то оно противоречивое – что-то нравится, что-то бы я перерисовал. В любом случае, у меня не возникает желания поскорее закончить игру, потому что карты противные – нет-нет, ничего не раздражает. Много в сети гуляло споров, а зачем нужен английский текст названия карты, если и русского там хватает? Как жаль, что в тексте не использована латынь – вот это точно было бы в теме. «Svintus Grandiozus» — звучит?=)

Правила умещаются на лист А3 двусторонний + есть листочек с примером хода. Право слово, ничего экстра сложного в правилах я не нашёл, просто уж многовато как-то слышал о том, что в игру не въедешь без сто грамм. Враньё это всё. Стакан сока и всё ясно.

Кубики обычные, фишки необычные=) Фишечки тут маааленькие и разноцветные. Но такое разнообразие не просто так, а так надо – есть фишки жира, есть фишки еды. Не могу к ним придраться, разве что к размеру немного есть что сказать, а так миленькие.

Понять, как играть, очень просто. Хоть и немного заковыристо, но доходит сразу. Есть ходы, они большие. В течении одного всего лишь хода мы и создаём животных, и учим их выживать в условиях дикой природы, и кормим их, и хороним тех, кому не досталась миска с едой. Следующий ход содержит в себе те же самые события. И так до того момента, пока не закончатся карты в колоде.

Ход делится на фазы. фаза развития, фаза определения кормовой базы, фаза питания, фаза вымирания и получения новых карт.

Каждая фаза проходит по кругу, пока все не спасуют. Важно сообразить принцип развития игры – ход (фаза((круг)))

В начале игры все карты перетасовываются, каждый игрок получает 6 карт, остальные карты образуют колоду, которая кладется в центр. Начинается первый ход.

В первую фазу мы создаем зверушек. Карты представляют собой не только свойство (лицевая сторона карты), но и само животное (рубашка). Т.е. выложив на стол карту рубашкой вверх, мы создали животное. Играется по одной карте – сыграли, передали ход. И так по кругу. Когда опять доходит очередь до нас, можно сделать ещё одно животное, а можно наделить свойством уже созданное. Для этого выбираем карту на руке с нужным свойством и кладем её под карту животного. Был просто зверек, а стал зверек норный. Или хищника можно сделать, или наоборот травоядного, но большоооого. Все эти свойства помогут выжить в борьбе за жизнь. В любой момент можно сказать пас и оставить карты на руках (необязательно все разыгрывать сразу).

У карты может быть 2 свойство, но нам придется выбрать, хотим мы хищника сделать или положить карту как сотрудничество

Сделать парнокопытное? Проще простого

Все сказали пас? Тогда наступает следующая фаза. В эту фазу игроки узнают, сколько еды выпало на этот ход. В зависимости от количества игроков бросаются кубики, результат модифицируется и полученное число и будет количеством общей еды. Когда еды много – это хорошо, когда мало – приходится продумывать, кого кормить, а кто останется голодным. Это мы будем делать в следующую фазу питания.

Большие динозавры

По очереди игроки берут по одной фишке еды и кладут на своих животных. При нормальных условиях, одному животному хватает одной фишки еды, чтобы выжить. Но не всем. На картах свойств слева вверху есть модификаторы – плюс 1, плюс 2. Это значит, что помимо обязательной одной фишки еды, им нужна ещё одна или две. Есть хитрые карты, позволяющие за раз взять не одну фишку, а сразу 2. Перекормить животное нельзя. Т.е. если у него уже есть необходимое количество фишек еды, то правилами запрещено брать больше.

Рыбка? Жабка!

В последнюю фазу те животные, которые имеют недостаточное количество фишек еды, вымирают. Карты вымершего животного вместе со свойствами уходят в сброс. После чего игроки набирают в руку новые карты по системе «1 карта + по одной карте за каждое выжившее животное». При выживших двух животных берется 3 новые карты. Если на руке нету карт, животные тоже все погибли, тогда набирают в руку 6 карт. Это кстати новое правило второй редакции. Слишком много было жалоб, что игрокам без руки и животных сложно продолжать игру, в связи с чем появилось новое правило.

3 фишки еды на двух животных... Это печально

Помимо всего прочего, есть уникальные свойства, типа хищник.

Этого животного стоит боятся, оно хищное

Хищник может съест другое животное, хоть даже своё, и получить за него фишки еды. Хищник может использовать это своё свойство раз за ход в фазу питания. От хищников есть разные приёмы, чтобы избежать грустной участи.

Есть карточки, которые позволяют копить еду на следующий ход. Это «Жировой запас». С таким свойством еды можно взять больше.

Карма мира заплыла жиром

Когда игра заканчивается, начинается подсчёт очков. Каждое выжившее животное даёт 2 балла, каждое свойство — один балл, дополнительные очки дают карты-модификаторы (+1, +2). Кто больше всех набрал очков, тот и может называть себя великим «эволюционером».

По правилам всё, да всё равно находятся какие-то закавыки. В FAQ’е вычитал такую интересную вещь: некоторые свойства можно делать сколько угодно и только потом передать ход другому игроку. Только раз за круг можно либо взять фишку еды, либо использовать свойство хищника, либо преобразовать жировой запас в еду, но сколько угодно можно использовать разные карты (т.е. лежащих на разных животных) типа топотун, пиратство, спячка. Ещё падальщик не может быть хищником – это важно. В общем, есть нюансы, и их нужно избегать либо хоумрулами, либо шарить в интернете, чтобы не было драки за столом=)

За такого подкинутого "глиста" можно и обидеться...

Аааа, дайте скорее карты в руки, я хочу играть! И дали. Первый раз я играл вдвоём. Играли аккуратно, больше трёх животных у одного не получалось собирать, да и смысла в этом не было. Вначале всё шло гладко, у каждого были прекрасные, милые, добрые и пушистые животинки, пока не пришёл голод. К нашему страху и ужасу на кубике выпала цифра один. Значит на общих 6 зверей будет только 3 единицы еды. Это печально. На том ходу выжило 2 хилых животных.

Животное отличное, но вряд ли выживет

Все остальные животные со шлейфом свойств ушли в утиль. Дальше мы уже боялись создавать крупных животных, потому что голод не тётка, животное не выживет. В связи с чем все обратили внимание на свойство хищника. Нету еды? Съешь соседа. Когда появился на столе первый хищник, стало понятно, что сладкой жизни уже быть не может. На первом же ходу пролилась кровь. Но и на хищника нашли управу – держи паразита +2, корми своего друга больше. И хищник не выжил. Зато потом мы стали больше обращать внимание на такие карты как «Отбрасывание хвоста» или «Падальщик». К тому же поняли, что нужно постоянно следить друг за другом и выкладывать свои карты с оглядкой на выложенные карты соперника. Пока у него нету хищника, на кой нам защита от него? Но животные постоянно были в ротации. Не выживал никто. Дохли как мухи. В среднем у каждого на столе было 2 животных. А колода заканчивалась как-то уж слишком медленно. Тут обнаружился первый недостаток – животные сменяют друг друга поминутно, колода уменьшается медленно, и я понимал, что рулить будут те животные, которые появятся ближе к концу игры. Так и получилось. Под конец у одного была неплохая животина, обросшая защитными свойствами, и которую было невозможно убить на последнем ходе, а у другого было два хищника, правда, один оказался водоплавающим и сухопутные животные были ему не по зубам. Последнюю фазу все успешно прошли, а с перевесом в одно очко выиграл я, у которого было то самое «бронированное» животное.

Самое обидное, что всю игру собираешь животных, которые потом всё равно откидывают копыта. И если соперник ещё пожалеет вас, то кубиковый рандом может преподнести «подарок» в виде единицы. Мне показалось это каким-то нечестным по отношению к игрокам. Может за убитых зверьков хоть по полбалла давать? Хотя и в таком случае тоже есть нехорошие нюансы, как бы все не кинулись делать животных-камикадзе.

Потом мы играли уже более осознанно и клали на животных только нужные свойства, которые действительно будут помогать, а не станут для них пятой ногой в борьбе за выживание. Но текучка кадров не изменилась. Будто бы это всё скучная репетиция перед настоящей битвой в конце.

Не могли не обсудить за столом тему «А что если копить все карты в руке?». Ведь и правда, можно всю игру собирать карты, а в конце игры наделать монстров и завалить соперника. Решили, что, во-первых, это сводит игру к глупому времяпрепровождению. Какой смысл играть в игру, когда один из участников находится в стороне от процесса и подключается только в конце? Но даже если согласится на это, то у активно играющего будет преимущество – через его руки пройдёт больше карт. Ведь он сделает пару животных и будет получать дополнительные карты в конце хода, в то время, как пассивно играющий будет получать по одной за ход. Приблизительный расчёт показал, что в руки активного попадёт 62 карты примерно за игру, а пассивный будет иметь 20. Всего в игре 84 карты, грубо говоря, боятся нужно ¼ от общего количества карт. Будут ли там паразиты? Хищники? Убивалки-нагибаторы? За игру активный игрок может такого легко сделать. А вот монстр у пассивного может не выжить после голодного периода в конце игры, если такой наступит, а он легко наступит, особенно если у активного есть топотуны. Так что на практике лучше конечно всё-таки играть, чем копить. Но иногда лучше и оставить карты на руках до следующего хода=)

При игре втроём игра показала себя с лучшей стороны. Теперь животных на столе оказывалось больше, и свою тактику нужно было строить исходя из опасности большего количества животных, нежели при игре вдвоём. Заодно придумывали неплохие комбо с симбионтами, которых трудно было убить, с водоплавающими и свойствами «большой». Уже не так просто все вымирали, разве что пару «голодных» ходов сделали своё дело. Да, однозначно, чем больше людей за столом, тем интереснее играть!

Помимо базового комплекта игры у меня ещё есть дополнение, которое называется «Время летать».

Внешне это тот же пенал, только раза в 2 меньше по размеру. Внутри я нашёл карточки (42 штуки), листочек с дополнением к основным правилам, шестигранный кубик и фишки еды.

Все карточки в дополнении абсолютно новые. Они замешиваются в колоду с базовыми картами. Теперь можно научить животных летать, думать (!), пускать чернильные облака, помещаться в раковину и пр. Это не может не радовать, потому что игра становится ещё разнообразнее. Хотя оно и понятно, что данная модель игры предусматривает не одно и не два будущих дополнений. Ведь сколько ещё всего есть в животном мире, что не затронуто выпущенными картами!

Полетели!

Вот только с новыми фишками я не разобрался. дело в том, что они отличаются по цвету от тех, что были в базе. Поэтому так просто их не перемешаешь уже с теми, что у меня есть… Даже не знаю, почему так получилось. Но можно запутаться теперь в том, какую фишку брать.

А может так и надо...

Новые карточки просто расширяют возможности в игре, правила не меняются коренным образом, они остаются теми же. В дополнение я опять сыграл втроём, уже зная про ощущения при игре вдвоём. Из-за того, что мы выбросили половину карт из базы и допа (так рекомендуется в правилах при игре втроём), мы не сильно ощутили что-то сильно новое. Да, с удовольствием сыграли новыми карточками, стало больше новых комбо.

Из новых карт понравился удильщик - может съесть сам нападающего=)

Пора подвести итоги. Игра мне напомнила стандартные ККИ, когда прокачиваешь свой юнит, потом в фазу боя атакуешь противников, считаешь урон, проигравшие отправляются в сброс… Здесь примерно то же самое, только вместо показания силы фигурируют только свойства. Поэтому математической Эволюцию я не могу назвать. Просчитывать тут нечего. Мне всё-таки понравилась идея рандомного кубика в определении кормовой базы каждый ход. И это же может отпугнуть других игроков, которые ненавидят такой рандом в играх, когда из-за тупого броска ломается вся стратегия, прекрасно справлявшаяся со всеми невзгодами предыдущие ходы. С другой стороны, мы же не в Зоопарк играем, а в Эволюцию, где всё непредсказуемо. Но это всего лишь будет проверка вашей закалки, к таким катаклизмам нужно готовиться. Карты из дополнения лучше помогают справиться с голодом – есть новое свойство – специализация, позволяющая брать еду в обход кормовой базы. Игра всё-таки конфликтная, потому что есть могут только ваших животных, не смотря на то, что животных лидера никто не ест. Это игра.

Да, в правилах есть закавыки, Порою появлялись вопросы, которые не могли найти в ответах, но ничего, играли по своим правилам, ведь в любое время можно проблемы уточнить на форумах, либо связаться с авторами игры.

Не советую играть вдвоём. Чем больше игроков, тем больше фана. Я думаю, что на четверых игра отлично пойдёт. Даже наверное и мультиплейер можно устроить – сыграть 2 на 2=)

Кстати, для аккуратных, как я – все карты у меня поместились в протекторах Ultra-Pro простых, впритык правда, но в одну коробку базы=) С кубиками, фишками и правилами=)

Итого неплохая игра, но не без недостатков. Недостатки по большей части косметические, но впечатление могут подпортить, в первую очередь из-за рандома (строили-строили и никого не построили). Кому понравится базовое издание, дополнение тоже придётся по вкусу. Но, честно говоря, абсолютно всем игру посоветовать не могу. Но сыграть/попробовать обязательно стоит.

Оценка: 7/7,5 (с дополнением)

 

Реклама

14 Responses to Эволюция

  1. Первый раз прочитал твою большую статью до конца. Все разумно. Да, разумно и интересно. А еще вспомнил, что вдвоем и вправду долго играть. Мы и в базовом наборе вдвоем выкидывали треть колоды =)

  2. volt says:

    Пожалуй ни в одной игре до этого мы не совершали столько ошибок ) При кажущейся простоте игрового процесса очень много возникает вопросов по свойствам животных и их взаимодействию. Считаю, что правила просто не дописаны до конца и особо меня удивило то, что это вторая редакция! И при этом они пытаются выйти на зарубежный рынок, вставляя на карты английский текст. Брррр (

    • scafandr says:

      Угу, есть ситуации, которые можно сыграть двояко. Но мы особо не парились, сразу решали, как будем играть в таких случаях. Единственное, что правда удивило, что всех топотунов и пиратов и прочих подобных можно играть за один раз! Этого в правилах нигде нету, нашел в факе.
      Мне кажется, что им нужно ещё делать список конфликтных ситуаций, с которыми сталкиваются игроки. И делать описание, как играть. Либо шлифовать правила так, чтобы таких ситуаций не было.
      Но а в целом, как тебе самому игра?

      • volt says:

        О впечатлениях говорить рано, т.к. большинство первых партий было сыграно с нарушением правил. Лишь в последней партии, после того как распечатали FAQ, мы более-менее правильно играли. Совершенно упустили из вида важный момент — когда нет карт на руке и нет ни одного животного, то нужно было брать 6 карт, а мы брали по одной. Это весьма отрицательно сказалось на впечатлении. Получалось, если ты все потерял, то выкарабкаться, получая за раунд по одной карте, практически нереально. Играть, как мне показалось, нужно полным составом. Игра весьма конфликтная и чем больше игроков, тем больше интересных комбинаций их взаимодействия.
        Будем пробовать еще. Жаль, что нет дополнения — очень понравился «Удильщик» 🙂

        • scafandr says:

          Удильщик помогает загрызть нападающего. И ещё классные специализации — даже если нету корма, можно взять синюю фишку засчёт специализации.

  3. vdasus says:

    Или я то-то не понял или утверждение «Игра всё-таки конфликтная, потому что есть могут только ваших животных» неверно — можно есть своих животных

    • scafandr says:

      Есть в смысле кушать. Т.е. играют 4 человека, у вас пару дохлых, а есть лидер с тремя животными, кучей свойсв, но будут есть именно ваше животное, чтобы выжить. После чего лидер может оторваться по очкам. И ничего не поделаешь, если трое будут играть против вас=) В этом и конфликт

  4. Vladimir says:

    Мне тоже Эволюция показалась недоработанной в плане правил. Из-за этого всё никак не сыграем с допом.
    Арт меня на коробит — выглядит стильненько 🙂

    • scafandr says:

      Владмир, да не бойтесь вы=) Играйте с допом, всё так чики-пуки, и не в такие игры играли=) Вот только с Катей не играй, она будет обижаться=)))

  5. Уведомление: 2011.12.05: Разное | Настольность

  6. Уведомление: .

  7. Уведомление: О старом по новому — Эволюция | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: