VS System

«Пока в Беларуси ещё не родились супергерои, а вселенское зло не дремлет, остаётся надеяться только на американских героев, которые придут, прилетят, припрыгают  в своих латексных костюмах и спасут человечество от неминуемой гибели. Человек-паук, Человек-летучая мышь, Железный человек, Капитан Америка… Куда я попал…»

Не берусь точно определить популярность героев вселенной Marvel и DC, но в Америке на ушах стоят от этих них. Всё началось с комиксов в середине 20-го века, а продолжает быть популярным до сих пор. Снимаются анимационные фильмы, художественные фильмы, комиксы продолжают выходить, а сколько аксессуаров выпущено, фигурок и прочего-прочего. К нам комиксы по этим вселенным дошли пару лет назад (на русском языке, выпущенные легально), вы видели фильмы, кое-кто смотрел мультфильмы, но настоящего ажиотажа так и не по вселенным у нас произошло. Герои DC  и Marvel появлялись и в настолках. Сегодня речь пойдёт об одной из них – коллекционно-карточной игре VS System.

В 2004 году компания UDE, та самая, у которой недавно отобрали лицензию на World of Warcraft TCG, выпустила первую серию этой игры под названием Marvel: Origins.

А если окунуться в мои воспоминания, то в 2006 году в парке города Минск на лавочке я со своим приятелем Данилой (который очень любит, если я его упоминаю в своих отчётах), рассуждали на тему «Почему Vs System не прижилась в Беларуси?». И действительно, почему? На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ в рецензии, заодно попробуем угадать, почему в 2009 году UDE натурально похоронила игру.

Каждый новый выпуск настолки был посвящён новым героям. Вначале был X-Men, потом Spider-Man, Batman, Superman, Fantastic Four, Avengers и другие. За 5 существования ККИ вышло 18 сетов! При этом понятие легальности карт не существовало, играть можно было любыми картами разных годов. Вот только совсем любыми не поиграешь. Хорошие колоды получаются, когда игрок старается играть одним типом – бэтменским, к примеру, или стараться класть такие карты в колоду, которые друг с другом хорошо взаимодействуют. Но вообще в 2008 году, к примеру, можно было играть карточками 2004 года выпуска.

Фойловый Спайдермен

Тема игры – это супер крутая битва между супергероями. Хотя никто не запрещает играть и злодеями. У каждого игрока есть 50 жизней. Как только количество жизней становится равно нулю или даже меньше, он проигрывает, а его соперник, соответственно, побеждает. Жизни, мана, существа… На что похоже? Бинго, вы правы, если подумали про Magic: The Gathering. Но вот не спешите радоваться вашему умению логически мыслить, потому что на самом деле игры эти всё-таки разные, а роднит их только привязанность к типу игр коллекционных. Дада, в VS System есть так «любимые» многими игроками редкости (коммоны, анкоммоны, рары, фойлы), всё распространяется стартерами и бустерами, драфты, констрактеды – всё есть. Но почему эта игра другая, расскажу по порядку.

Начнём с типов карт, которые присутствуют в игре:

1. Персонажи. Как и в Магии, это наша основная сила. Покупаем персонажей, атакуем ими соперника. Основные показатели персонажей – цена, атака и защита. Также этот тип карты может иметь свойство (обычно активируется за поворот, сброс карты с руки или понижением жизней игрока).

2. Снаряжение. Модифицирует возможности персонажей – даёт им какие-то бонусы.

3. Локации. На стол попадают как ресурсы, во время игры их можно активировать (один раз за игру), после чего остаются лежать на столе либо как просто ресурс, либо как ресурс с постоянным эффектом.

4. Plot twist. Так называется по-английски, а по-русски просто карты действий. Этот тип карт можно сыграть как ресурс, а можно с руки. Даже с ресурса её можно сыграть как карту действия, после чего она переворачивается лицом вверх и после розыгрыша акции остается на столе только как ресурс. Если акцию играют с руки, то после отыгрыша она уходит в сброс.

Вообще, игра заметно старается отличаться от других ККИ. И некоторые вещи, которые в Магии играется таким образом, в VS играется иначе. Но с жизнями всё похоже – у игрока 50 жизней. Когда их становится ноль – он проиграл.

Обо всём по порядку. В этой настолке ход происходит сразу для всех игроков. Только каждые фазы играются поочередно. Сначала каждый играет первую фазу, потом переходят ко второй и т.д. Фазы такие:

— фаза взятия карт;

— фаза строительства;

— фаза атаки;

— фаза восстановления.

Фаза взятия карт – набираем 2 карты.

Фаза строительства – тут 3 действия по порядку. 1 – выкладываем один ресурс в мана пул на стол (акции и локации ещё могут быть разыграны по своему основному предназначению, а вот персонажи и снаряжение станут только ресурсами). 2 – покупаем за ману персонажи и снаряжение + играем акции, если можно. 3 – расстановка армии. Вот на последнем шаге остановлюсь подробнее – это очень интересная часть.

Основная инфа карточки персонажа

В VS System имеет значение, где стоит персонаж. Есть 2 линии – передняя линия и линия поддержки (сзади). Непосредственно атаковать персонажи могут с передней линии, а вторая линия защищена от атак противника. Но! Персонажи могут иметь способности полёта, стрельбы или и того и другого (указаны значком на карте). С полётом персонаж передней линии может атаковать защищенного персонажа на линии поддержки. Если персонаж имеет значок стрельбы, то он может атаковать персонаж на передней линии находясь на линии поддержки. А если имеет оба этих значка, то может атаковать любого персонажа с линии поддержки. Вот поэтому имеет значение, куда кого ставить – на переднюю линию или заднюю. Каждый ход, когда вы доходите до этого шага, можно переорганизовать армию. Мне очень нравится эта тактическая составляющая игры.

После чего начинается фаза атаки. Игрок с инициативой (каждый ход инициатива переходит к другому игроку) начинает атаковать первым. Он может делать это сколько угодно раз, пока есть персонажи. Атакующий игрок объявляет своего персонажа (сразу поворачивает его) и незащищенного персонажа, которого он собирается атаковать. Незащищенный персонаж – это персонаж на передней линии или на линии поддержки без стоящего перед ним другого персонажа на передней линии. Ну и плюс не забываем о значках полёта и стрельбы – они позволяют атаковать защищённых персонажей.

После чего сравниваем показатели атаки и защиты каждой карты. В Магии всё просто – атаки больше чем защиты? Убит. Нет, значит нет. Как в VS:

— сначала сверяем атаку нападающего к защите карты противника. Если атака меньше – ничего не происходит, если атака равна защите – защитник станится (stun – оглушение, карта поворачивается рубашкой вверх), если атака больше – защитник станится, а игрок теряет жизни, равные разнице атаки и защиты (15 атаки – 10 зашиты = потерять 5 жизней);

Нова атакует, у Крейвена нету шансов

— потом сверяем атаку защитника к защите нападавшего. Атака меньше – ничего не происходит, атака равна или больше – атакующий станится.

Так выглядит игровое поле

При этом когда персонаж станится, то игрок теряет столько жизней, сколько стоит сама карта.

Если атаковать некого – ни одного персонажа у соперника на столе или все застаненные – можно атаковать игрока напрямую. Игрок потеряет жизни, равные количеству атаке противника.

Есть очень сильные карты, которых так просто не победить, поэтому разрешается атаковать командой. Команда – это персонажи из одной когорты героев. Например, друзья Человека-Паука (слева на карте написано название команды). А защищаться скопом нельзя, только атаковать.

Когда все игроки провели атаки, наступает последняя фаза хода – восстановление. Если в эту фазу у кого-то 0 жизней, то он проиграл. Потом каждый игрок может выбрать одного из своих застаненных персонажей, если такие есть, и восстановить его – повернуть лицом вверх, но в повёрнутом положении. Остальные персонажи в оглушенном положении уходят в сброс. Повернутые карты выравниваются. Инициатива (право первого действия в фазах) переходит к другому игроку.

Для ККИшника эти правила не составят никакого труда. Они достаточно простые, и нюансов не так много.

Чем мне нравится игра? Нужно думать. Просто так кидая любые карты как попало, никогда не приведет к успеху, но в VS Systemособенно этот фактор влияет – что именно положить в ресурсы в начале хода? Оставить ману для розыгрыша действия или купить персонажа подороже? А больше всего стратегии в расстановке своей армии.

Человек-Паук и Веном - враги или друзья?

В первых выпусках игры была проблема со стратегией. Львиная доля колод настраивалась на скорейшую покупку одного жирного персонажа, которого трудно было вывести из игры. В связи с чем играть было не так интересно – кто раньше купит крупного дядьку, тот и выиграл. Но в следующих сетах UDEпостарались разнообразить тактики. Появились быстрые колоды, которые могли принести победу на 5 или 6 ход, колоды контроля, затягивающие игру до появления 8-го, а то и 9-го персонажа.

Какая женщина!

Правилами предусмотрен и мультиплейер.

Отличной идеей было введение независимости сетов и полного их взаимодействия. Можно играть любыми картами любых сетов. Не нравится Фантастическая четверка? Не покупай карты этого сета, через год выйдут те, кто тебе нравится. Не каждая карточная компания согласится на такое.

Так выглядят карточки поздних сетов

Всё вроде хорошо, но в 2009 году UDE перестали выпускать VS. Почему? С одной стороны у компании так и не получилось завоевать рынок ККИ своей игрой. С каждым сетом им приходилось что-то менять в механике. И не просто от хорошей жизни, а исправлять недочёты предыдущих выпусков. Если карты банили, то вообще для всех типов турниров, потом иногда издавали эти карты уже исправленные. С другой стороны потом они начали делать World of Warcraft TCG. Известность, успех и актуальность последнего не даёт усомниться в лидерстве между VS и WOW. Может быть игру по вселенной комиксов выжали до последней капли? 18 сетов, по всем героям прошлись, что ещё? А тут вселенная Варкрафта, делай что хочешь. Говорят, что UDE просто решили не мучаться с VS и все силы кинули на Варкрафт. Видел в интернете такие фразы, что типа игру портят герои DC Comics. Или наоборот Marvel. Эдакая борьба любителей одних и других вселенных.

В итоге UDE лишилась и WOW, после чего на главном сайте компании появилась страничка, посвященная опять героям вселенной Marvel. Что это будет, пока не известно. Либо возродят старую игру, либо будут делать новую. В любом случае у нас будет шанс поиграть любимыми героями.

Почему игра не прижилась в наших краях? На этот вопрос ответ у Данилы нашёлся сразу же. 2 коллекционные игры тянуть сложно. Перегнать Магию очень сложно, может быть даже невозможно. Да и много ли у нас поклонников марвеловских и диси супергероев? Поэтому игра не пошла, кое-что ещё наверное до сих пор лежит на складе мёртвым грузом из старых сетов. По крайней мере раньше видел.

От Джокера привет

Итого. Игра была, игры сплыла. Бобик сдох, как говорится. Кому она может быть интересной? Поклонникам супергероев однозначно. Если для вас все эти пауки, гоблины, бэтмены, джокеры, халки и прочие что-то значат, значит обозреваемая ККИ вызовет щенячий восторг. Интересная тактическая составляющая игры, действительно классные рисованные картинки на картах – всё это говорит о том, что VS System весьма неплохая игра. Несмотря на то, что она не выпускается больше, можно легко купить дисплеи бустеров и на ибее, и в других магазинах. Я думаю, что в карточных вселенных Марвел и Диси пока взят перерыв, и мы что-то в будущем увидим новое и не менее интересное.

Оценка: 7,5/10

Реклама

10 Responses to VS System

  1. Spotty says:

    Так-так, ждем обзор героев Capcom 🙂

    • scafandr says:

      А такая игра есть? Если есть, то буду искать=)

      • Spotty says:

        Это была шутка.
        Capcom один из лидеров по приставочным и компьютерным играм.

        Хотя может и карточные подобные есть. Resident evil это ведь их бренд.

        • scafandr says:

          Да, про саму фирму я знаю, Стрит файтер для меня много значит=)
          RE их проект, но вот делали Bandai. Наверное по лицензии, в подробности не вдавался.
          Вот думаю, может попробовать Sentinels of the Multiverse. Том Весел высоко оценил. Тоже игрушка карточная про супергероев=)

  2. Spotty says:

    Мне кажется, что в ККИ основная проблема разработчиков, что они все сравнивают с Магиев. Догнать Магию, перегнать Магию. Сделать как Магию и немного поменять. От этого все проблемы. Эти клоны, они никому не нужны.

    Плюс, те кто на Магии вряд ли от нее откажутся. Слишком много времени и денег на нее потратили. Высокий порог выхода, мол нужно будет вникать заново, снова покупать кучу бустеров и т.д.

    Аналогично, пытаться свалить Games Workshop. Победит только альтернатива, да и то нужно уточнить, что значит победа.

    • scafandr says:

      Чтобы что-то новое придумать, нужно быть немного гением. Проще взять что-то уже придуманное и немного изменить. В случае с VS пытались внести тактический момент в игру.
      Ведь на самом деле, можно попытаться уйти от маны или цифр атаки и защиты. Но… Это всё тернистый путь, чтобы доказать, что новая механика может быть не менее интересной.
      Вообще весь принцип ККИ неплохо было бы поменять. С подходом в 1 нужная рара на 10 дисплеев. Меня это отталкивает, почему я и перестал увлекаться ККИ.
      Всё верно ты сказал;)

  3. Уведомление: .

  4. Уведомление: Gen Con 2015. Ожидание. Превью — часть 3 (почти заключительная) | Frogged Dice - блог о настольных играх

  5. Уведомление: Хотеть не вредно! (мой вишлист) | Frogged Dice - блог о настольных играх

  6. Уведомление: Что выбирает народ и о чем надо писать в блогах | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: