Интервью с Денисом Spotty (блог Мельница Спотти)

Как-то давненько я уже не приходил в гости по и-мейлу с вопросами с хорошим и интересным людям. Этому есть чёткое оправдание – когда всё больше становится безответных интервью, как-то желание падает с каждым днём. Когда-то, когда я брал интервью у разных групп для журнала, и то было гораздо проще. А так уже 3 человека до сих пор хранят молчание, да и наверняка забыли о том, что пообещали, а мне надоело напоминать. В связи с чем продолжать что-то спрашивать я буду только по праздникам, т.е. когда человек очень хороший и у меня есть желание.

У меня была мысль сделать что-то интересное на 8 марта с женским уклоном, но 8 марта близко, а я пока ни в одном глазу, т.е. так вопросы и не приготовил, но я постараюсь… А пока…

А пока у меня появилось огромное желание поговорить с человеком из Украины – Spotty. Вот так бывает, что вроде с человеком лично и не знаком, а пересечешься на Тесере в комментариях, покомментишь друг другу блоги и как-то человек кажется очень близким и получаешься уже и дружишь, только по интернету=) Вот и когда я вспоминаю об этом человеке, то он у меня вызывает положительные, дружеские ассоциации.

О нём уже писали на boardgamer.ru, точнее он сам о себе писал как настольный герой, и вопросы ему задавали, а я не задавал. И не помню, что там у него спрашивали. Может быть я хочу лично спросить что-нибудь. Например, какое ему мороженое больше нравится. Почему только о настолках?

Краткая информация: Spotty, зовут Денис, живёт в Киеве, ведет свой блог Мельница Spotty.

— Привет! Давай сразу с места в карьер – какое мороженое тебе больше всего нравится?=)

— Привет, я люблю простое, без всяких выкрутасов, мороженное пломбир и сливочное, то в котором есть настоящее молоко. Примерно такое, какое выпускали в СССР. Сейчас большинство мороженного либо замороженная вода с красителем и всякой чепухой, либо суррогат на основе пальмового масла и прочего добра.

Как у тебя в Белоруссии я не знаю, т.к. слышал, что с продуктами у вас строго. И возможно, еда у тебя более натуральная и «чище», чем на Украине.

 

— Но дальше пугать не буду глупыми вопросами, а перейду к самому сокровенному (наверное) в нашей жизни – настолкам. Задумывался ли ты, зачем тебе нужны настольные игры? Зачем ты ими увлекаешься?

— Задумывался ли я? И да, и нет.

Тут можно долго философствовать, не уверен, что это интересно. Если кратко, то игры питают мою фантазию (красивые компоненты и любопытные вселенные игр) и потребность над чем-то подумать и разложить по полочкам. Думаю, правильнее был бы вопрос не, что для тебя настольные игры, а зачем мы играем?

Зачем? Для того, чтобы пережить новые эмоции — личные и общие с оппонентом или компаньоном. Для того, чтобы ощутить некоторую власть, а скорее правильнее сказать контроль над происходящим. Так же приятно моделирование ситуаций и быстрое их развитие. И для поиска ответов на вопрос «что если», ведь в игре можно по-разному представлять одну и туже ситуацию много раз. Принимать разные решения и смотреть на альтернативное развитие событий. Думаю, я играю, чтобы пережить все это. А настольные игры это возможность играть.

Но если отбросить всякие рассуждения, то мне нравиться играть, мне хочется играть, я получаю от этого удовольствие. А как говорил Оскар Уайльд — единственная возможность избавиться от искушения это подчиниться ему. Я подчиняюсь!

Сразу скажу из ответов, может сложиться впечатление, что я словно расчетная машина анализирую возможности и вероятности (об этом порой шутит Snowbody). Это совсем не так. Во многие игры, которые мне нравятся, я частенько проигрываю. Играю для удовольствия и больше экспериментирую, чем следую сложной стратегии.

А кому везет в играх так это моему брата Роману. Он меня частенько обыгрывает и похоже ему это не надоедает.

— Что для тебя идеально – покупать в коллекцию коробки с настолками или пускай лучше будет некий клуб рядом, где будет всё, что тебе нужно?

— Идеально, это когда у тебя есть друг или хороший знакомый, который имеет кучу настолок и к которому можно всегда зайти и взять что-то поиграть на время.

А вообще у тебя в вопрос с хитрым выбором — что лучше, коллекционировать настольные игры (т.е. больше их иметь в своем распоряжении) или лучше больше играть? Ответа, наверно, нет, т.к. каждый хочет и то и другое, только в разной пропорции.

Хочется играть в разные игры, значит нужно, чтобы было их много. Но все покупать и все хранить, это одному человеку не под силу. Поэтому каждый покупает, обычно, самое любимое, хотя есть и тут варианты.

Есть вещи, и игры в том числе, когда удовольствие получаешь только от того, что обладаешь ими, владеешь. Сам факт того, что они у тебя есть, уже греет душу.

А совсем другие игры, к которым относишься чисто потребительски. Игра классная, играть интересно, но у многих она есть и поэтому всегда можно в нее поиграть в клубе, поэтому и покупать смысла нет. Но это сугубо практический подход, к хобби (в котором многое завязано на эмоциях) это не всегда применимо.

Так же стоит упомянуть (как уже говорили), что настолки это не только время проведенное за игрой. Это и общение вне игры, поиск обзоров, правил, обсуждение.

Я время от времени перекладываю компоненты игры. Пересчитываю, не потерялось ли что-то, хотя знаю, что все на месте. Со стороны похоже на дракона, который перебирает свою кучу золота и драгоценностей. Часто я думаю, для этой игры мне нужно сделать подставку для карт, а вот тут неудобные фишки, нужно как-то поменять и т.д. Думаю над тюнингом игр, но не всегда доходят до этого руки.

К чему это я? Да, к тому, что все это возможно (перекладывание и любование), только если у тебя есть игра. Все-таки перебирать компоненты игры, которая твоя и которую дали на время поиграть это совершенно разные вещи.

А клуб это хорошее место увидеть что-то новое. Так же клуб это место не только игр, а и людей. Можно увидеть интересные моменты в партиях (хотя я, обычно, не отвлекаюсь на чужие игры, смотрю в свою, в которую играю), можно посмотреть на новые настолки, на их компоненты, люди могут тебе посоветовать игру похожую на ту, что тебе нравится. Просто эмоции от того, что рядом те люди, которых ты знаешь, и которые разделяют твое увлечение.

Лично мне клуб дал, прежде всего, новые знакомства и новые впечатления об играх, о которых я ничего не знал и даже не представлял, что они есть. Исходя из этого получается что клуб под рукой все же выгоднее и практичнее. Но сердцем чую совсем без коробок с играми дома я бы не прожил .

 — Спрашивают ли у тебя, чем ты увлекаешься конкретно, и что ты отвечаешь, когда речь идёт именно о настольных играх?

— Что-то давненько не припоминаю таких вопросов. В лоб такое не спрашивают, а по ходу дела можно до много дойти – до увлечений, до старых приключений и т.д.. Обычно, сходу, я не отвечаю, что мне нравятся настольные игры. Позже, если сойдемся с человеком, я рассказываю об этом. Смущения от таких признаний я как-то не испытываю, т.к. к тому времени понимаю какой передо мной человек. И пока серьезных промахов не было.

 — Если бы настолок не было, чем бы ты занимался/увлекался? Вот Владимир из Латвии любит спортом заниматься, а что тебе интересно помимо просиживания штанов за столом?

— Сейчас мне нравиться что-то придумывать и изобретать, и моделирование. В плане придумывать мне нравиться создавать и подробно продумывать новые фантастические вселенные и миры. Это выливается в литературные черновики и в разработки игр. А моделирование в сборку миниатюрок и террейна. Хотя с миниатюрками последнее время совсем не занимался и очень давно.

Но это сейчас, а было время, я активно читал и слушал музыку. Когда учился, ходил в летние и весенние (холодные) походы на байдарках и общался с ролевиками. Ролевики ходили на полевые игры (часто меня туда приглашали), и как-то совсем не были связаны с D&D. Знали об этой игре урывками, а комнатные ролевки устраивали совершенно по своим каким-то правилам. Т.е. игры, хотя и не настольные. Всегда были где-то под боком. Но это все не всегда выливалось в то, чего мне хотелось.

Возвращаясь к увлечениям без настолок, думаю желание фантазировать и придумывать никуда не ушло бы. Слишком глубоко оно во мне сидит. Мне сложно сейчас представить какое-то конкретное направление, куда бы меня занесло, но думаю, что там однозначно было бы место для моего воображения.

— Касательно Украины, как ты можешь оценить развитие индустрии настольных игр в своей стране? Много клубов/мало клубов, трудно купить настолки, легко найти компаньонов, хочется больше украинских игр, хочется еврогейм про сало и борщ (признаюсь честно, это хочется мне), ну и т.д.

— Прежде всего, хочу сказать, что именно в клубную жизнь я влился не так давно, примерно, как год. Хотя порой заглядывал и 4-5 лет назад, правда, в клубы по МТГ, а не по настольным играм. Даже сейчас регулярно ходить в настольный клуб не получается, но желание есть. Это я к тому, что о развитии индустрии могу сделать неверные выводы.

Клубов мало. Даже в Киеве их всего несколько. Форматы клубов разные. Но стоит упомянуть, что и людей ходящих в клубы не так много. В основном, постоянный состав настольщиков.

Если ходишь в клуб, то компаньонов найти не сложно. Другое дело, что не на все игры. Для больших и долгих игр лучше устраивать тематическую встречу. Просто так зайти в клуб, с настолкой на 5-6 часов и найти себе игроков, мне кажется, очень сложно. Но именно для этого и есть форумы, где народ списывается заранее, кто во, что будет играть.

У нас на форуме Nastolki.org народ договаривается о совершенно разных играх, хотя больше о настолках. Порой мелькают предложения прийти кому-то домой и поиграть там во что-то конкретное и «тяжелое». Безусловно, в Киеве не один форум и клуб.

Даже настольщики народ разный, никто не группируется в одну большую толпу. Поэтому есть отдельные форумы и встречи у варгеймеров, есть у любителей миниатюрок, фанатов МТГ и т.д. Общение идет на разных форумах, а встречи в разных клубах. Это все достаточно логично.

Благодаря украинским интернет магазинам купить настолки не так уж и сложно. Ассортимент регулярно пополняется, можно сделать заказ на игру, которой нет. На тех же форумах собираются групповые покупки из-за рубежа. Но снова-таки мы говорим о тех людях, которые увлекаются настолками. Обычные покупатели по форумам не лазят, в групповых заказах не участвуют, у друг дружки игры не покупают. Для них покупка в магазине наиболее понятное и приемлемое решение.

На счет игр про борщ и сало, может, все-таки приедешь, и попробуешь настоящего борща? Салом тоже угостим. А там уже дело и до игр дойдет.

Всё моё, моё, сам в это играть буду!

 — Насколько я правильно всё понял, ККИ в твоей жизни тоже занимают/занимали важное место. Нравится ли тебе формат ККИ сейчас? Если уже не играешь в коллекционки, то почему?

— Нет, все не совсем так. Я как-то прошел мимо ККИ, хотя на эмоциональном уровне все пережил. Понятное дело это не одно и тоже, что играть в МТГ несколько лет подряд.

Несколько повторюсь, дело было так. Еще очень давно, когда я был в Харькове, учился и не увлекался ни настольными играми, ни варгеймами, ни террейном. Были только компьютеры (в которые я тоже немного играл) и редкие компьютерные журналы. И вот в этих журналах (наверно, это был журнал Game.exe) я прочитал о МТГ, и о другой ККИ MechWarrior, а в последствии и о Warhammer.

С появлением инета я порой искал информацию о МТГ, потом попалась компьютерная версия этой игры. Мы играли, обсуждали ее, потом я рассказывал совершенно другим людям об МТГ, снова  обсуждали. В какой-то момент планировали делать пнп – содрать скриншотами с компа небольшие рисунки карт и напечатать. Т.е. мы совсем не играли в классическую карточную МТГ, но бурно реагировали на нее.

Прошло лет 8-10 и когда, я только начинал знакомиться с настольными играми, кто-то показал мне МТГ, о которой я, к тому времени, уже много слышал. Я прикупил несколько колод и мы играли с коллегами на работе полностью моими картами. Т.е. никто не покупал и не собирал колоды, как-то хватало того что есть. Я не ходил в клуб, и у меня не было стимула постоянно побеждать, а для этого покупать карты и быть в курсе последних новинок. Мы просто играли на работе в то, что было под рукой.

Т.е. это проходило мимо меня по нескольким причинам. Когда было время, не было возможностей. Когда появились возможности, я обнаружил МТГ и миньки Warhammer. Молот Warhammer оказался тяжелее и головокружение я уже испытывал от него.

Потом, ко мне в Киев перебрался брат, которому я показал МТГ. Он быстро в нее включился, стал ходить в клуб, покупать бустеры и отдельные карты. Вот он подсел очень сильно, но относительно недолго.

У нас резко стало много карт из разных редакций и сетов. Я и так не покупал, а тут еще отпала необходимость покупать карты. С одной стороны в клуб я не ходил, и играл дома с братом, т.е. не варился в тусовке. С другой стороны я не успевал даже за теми картами, что он приносил.

Ну и конечно, финансовая сторона дела мне не очень нравилась, хотя бороться с этим сложно. Если подсел, то подсел. К том же, в этот момент я покупал наборы Warhammer, на который тоже уходили деньги.

Поэтому я не могу сказать, что ККИ занимали очень важное (!) место в моей жизни. Нет. Но мимо не прошли, и в памяти остались однозначно. Об этой волне увлечения мне хорошо известно.

Я не играю в ККИ сейчас и не уделяю ему время. Не так давно мне захотелось нырнуть в World of Warcraft, но почитав я сделал выводы, что там происходят какие-то изменения. Поменялся разработчик и некоторые этим не очень довольны. Хотя, я могу ошибаться, т.к. не сильно вникал в ситуацию.

У ККИ не очень приятная финансовая сторона, но тут я не хочу ругать ККИ за это. Т.к. если посмотреть, то ЖКИ хотя и прозрачней в плане покупки дополнений, но тоже тянут понемногу денежку и постоянно.

Конечно, хочешь, чтобы игра была интересной, чтобы она не надоедала, то она должна как-то обновляться. За обновления нужно платить – тут все логично. Если ты играешь, и тратишь $10-$20 в месяц, то может и не так много. Но кроме этой игры есть и другие и на все денег не хватит.

Но суть не только в деньгах. Лично я, просто не успеваю за этим темпом. Дополнительные колоды, даже в ЖКИ выходят достаточно быстро. Конечно, никто не заставляет все покупать. Но если тебе что-то нравится, то хочется иметь все в этом направлении. Можно покупать, если позволяют финансы, это включается момент коллекционирования, а не игры. Но рано или поздно у тебя возникает мысль, а что эта куча всего делает в доме? Вот и конфликт интересов. Нужно как-то сплести воедино возможность покупать, вникать в то, что купил, играть и получать удовольствие.

Но без определенных потерь не бывает — такова жизнь.

Несмотря на то, что написал выше, у меня есть ЖКИ Warhammer Invasion, она мне нравиться. Именно в нее я не успеваю вникать, а вообще классная игрушка.

Так же у меня есть ЖКИ Call of Cthulhu. Тут вообще глухо. Я собираюсь в нее играть именно дома, с семьей, неторопливо и без покупки кучи карт. Поэтому я неторопливо разбираюсь, печатаю переводы карт и т.д. Поиграть толком еще не удалось, хотя игра у меня несколько месяцев.

Попробовать мне хочется и другие ЖКИ (Властелин колец, Звездные войны) и ККИ (хотя бы тот же World of Warcraft), но стану ли я тем, кто будет постоянно покупать новые дополнения – вряд ли.

Снова, отвечая на основной вопрос – занимает ли формат ККИ важное место в моей жизни – нет. Но это совсем не значит, что мне бы этого не хотелось.

— Не могу обойти такой момент, возникший в последнее время, про что обязательно напишу статью скоро. Я имею в виду шумок (шумом не назову пока что) вокруг «Веселой Фермы» и вознесения её до небес на Тесере и вообще. Обычный яркий веселый с виду филлер вдруг, но типично детский и скучный внутри, становится прямо-таки шедевром украинской игроиндустрии по отзывам игравших в неё украинцев.

Я не играл, но читал правила и доверяю больше Мэтту Дрейку, который недавно написал обзор на игру. Было что-то похожее с игрой «Спаси праздник», когда её захваливали в обзорах. Лично твоё мнение о том, как нужно правильно реагировать на отечественные игры?

С одной стороны нужно поддерживать настоящее, правильное начинание НАСТОЯЩИХ настольщиков, пускай и в таком пока не хардкорном виде, а с другой постараться объективно посмотреть на продукт и отделить свои желания и дружеские позывы, возможно чередующиеся с патриотизмом, и постараться не перехвалить середняковую игру. Твоё мнение на счёт того, как правильно и лучше будет относиться/поддерживать отечественных разработчиков?

— Не уверен что, как ты сказал «Веселую ферму вознесли до небес». Не видел, чтобы все прямо говорили, что это нереальный шедевр и бросали другие игры в топку.

Игра плохая? Нет! Так зачем ее ругать?

Игру хвалят? Да! Так и есть за что похвалить?

Пока я не озвучил свое мнение об игре, хотел бы сказать немного о Мэтте Дрейке. Начнем с того, что обзор его получился достаточно грубый.

С одной стороны, его можно понять, прислали игру, черт знает откуда. Ему стало смешно, что из страны (о которой он узнал из игр) прислали ему игру и хотят получить его отзыв. Он сделал все якобы смешно, но где же слова об игре?

С другой стороны, зачем грубить? Он ничего толком не сказал про игру, только сначала смеялся над названием Украины. Если он не знает этой страны, в этом нет ничего зазорного, можно просто промолчать. Но он решил про нее сказать. Потом сказал, что украинский язык является русским языком. Затем сказал, что игра сделана в Европе, значит это еврогейм. Все европейские игры еврогеймы? Следом упомянул про жирных свиней, про холодильник, про молодых девушек и т.д.

Вопрос, где он сказал об игре?

Схалтурил однозначное. Но оставим Мэтта, пускай думает, что Канада за океаном, и вернемся к «Веселой ферме.

Эту игру хвалят за то, что она полностью оправдала ожидания и получилась именно такой игрой, о которой и говорили с самого начала. Яркая, по оформлению, простая, подходит и для детей и взрослых, отличная по качеству компонентов и главное — недорогая.

О патриотизме. Нельзя сказать, что украинцы все свое захваливают. Есть издательство Ранок, которое выпустило несколько очень спорных игр, как по качеству, так и с юридической точки зрения. Украинское сообщество неоднозначно отнеслось к этим играм. Некоторые даже агрессивно.

Стоимость игр Ранка и IGames на одном уровне. Но на фоне Ранка качество компонентов Веселой фермы, просто вне категории. Можно ли сделать еще лучше, думаю, да. Но и это уже очень хорошо. Ты сам посмотришь во Львове и сравнишь.

Повторюсь, еще пару месяцев назад игры были одинаковые по стоимости. Но одна компания позаимствовала идею игры, немного ее переработала, не напрягалась с иллюстрациями, удешевила все компоненты (на сайтах пишут, что их стыдно брать в руки). Коротко, подхалтурила во всем и выпустила игру за 10 баксов.

Вторая же компания, создала с нуля свою игру, разработала механику, тестировала игру, уделила время оформлению и иллюстрациями, поменяла несколько печатных компаний, чтобы добиться хорошего качества компонентов и… выпустила игру за те же 10 баксов. На чьей стороне будет мое мнение?

Объективно, IGAMES заслуживают похвалы. А субъективно, я сделал выбор и проголосовал кошельком — я купил их игру. Я за то, чтобы ребята и дальше выпускали отличные игры с прекрасным качеством.

Возвращаясь к обзорам на «Веселую ферму» стоит сказать, что игра уже издана в России. Народ покупает, играет. Отзывы тоже положительные. Так что в украинских отзывах никто не перегнул палку – игра действительно интересная.

Приезжайте на ИгроСферу во Львов, играйте в Веселую Ферму, делитесь впечатлениями!

— Можешь ли ты обрисовать свои настольные вкусы? Во что ты играешь с удовольствием, а что не нравится?

— Вообще все вопросы крутятся, так или иначе, вокруг моих игровых интересов. Поэтому, тут у меня будет много повторов, сказанного ранее.

Этот вопрос можно задавать с периодичностью раз в полгода и услышать разные ответы. Я в стадии постоянного поиска, хотя через меня проходит не очень много игр.

Люблю пробовать новое, т.к. я еще не попробовал и множества классических игр. А можно ли их все попробовать, вопрос риторический? Да и стоит ли? Нет никакой гарантии, что игра мне понравится. Но ведь и вопрос не в этом. Вопрос во, что я играю с удовольствием – обычно во что-то новое я играю с удовольствием. А вот останется ли эта игра на второй раз, это понимаешь за несколько первых партий. Иногда уже по одной.

Пока у меня не лучшее мнение о примитивных играх. Они имеют право на жизнь, просто мне жалко на них времени, ведь столько всего рядом!

Играю с удовольствием в игры на размещение миплов. Пока, интересные и не интересные, попадаются в пропорции 50 на 50. Stone Age оказался примитивным, но очень красивым. Кингсбургом я как-то быстро насытился, но играли упоительно. Агрикола некий средний вариант, но играть не тянет.

Замок на все времена совсем недавно попробовал и пока восхищен, как и Age of Empires III: Эпоха открытий (которая уже называется Glenn Drover’s Empires: The Age of Discovery). Le Havre, несколько утомительная, в том плане, что нужно за всем следить настолка, но я доволен. Играю, правда, очень редко, поэтому, видимо, и нравиться.

Смотрю на экономические игры, активно не ищу, но сыграть всегда готов. Хочу все же распробовать разные ЖКИ, любопытно разные механики игры. Зов Ктулху отличается от Warhammer Invasion, как я понял Властелин колец тоже отличается.

С осторожностью пробую варгеймы. Какие у меня опасения. Первое опасение, что не пойдет. Игры не очень распространены, т.е. нет игроков. Если не пойдет продать тоже не так просто.

Второе. Игры, которые выглядят скромно, часто вообще отталкивают людей,  оформление их пугает. Игры, которые выглядит приятно, достаточно дорогие. На уровне других шикарно оформленных игр, на которые уж точно можно найти оппонента.

Несмотря на все это, я решил, что хватит размышлять, нужно пробовать.

Порой у меня возникают мысли вникнуть в игры с миниатюрками. Вармашину, например. Но тратить деньги на миниатюрки я пока не готов, а вот с игровым миром, познакомился бы с удовольствием.

— Я ко всем лезу с одним страшным вопросом – распакуй игру своей мечты. Ты получаешь коробку с игрой, о которой не знаешь ничего, открываешь её, а там то, что заставляет тебя плакать от счастья. Что там?

— Оп-па, поймал ты меня. Думаю, это коробка в виде «гроба от ФФГ». Открываем, там простой, но удобный органайзер. Просто ячейки, а дальше клади как хочешь.

Игра состоит из модульного поля, скорее гексов, типа Twilight Imperium или Eclipce. На гексах какие-то пояснения, обозначения. В игре много карт для случайных событий и возможностей разных сторон. Карты обозначают войска, постройки, предметы. Синергетическое взаимодействие карт.

Скорее игра про что-то эпическое, либо наоборот тактическая, но со множеством продуманных вещей.

Миниатюрки не обязательны, я о них вообще не думаю. Есть книга со сценариями, есть вариант для свободной игры. В игре активное взаимодействие между сторонами. Без «живой» политики, кто кого перекричит я не люблю.

Баланс, думаю, это очень важно. Дополнения расширяют игру, а не исправляют дисбаланс. Нет правил, которые кардинально переворачивает игру с ног на голову.

На эльфийку засмотрелся

— Вот кстати трудно ли быть настольщиком в Украине? Покупать игры, искать компаньонов, обмениваться мнениями, ездить на турниры и конвенты. Чего тебе не хватает?

— Смотря к чему стремишься, и сколько ресурсов готов потратить (времени, денег). В Киеве не трудно, если искать. По Украине в целом, думаю, труднее, но не стоит делать из этого трагедию. Все-таки клубы и интернет дают возможность искать и пробовать. А это уже немало. Скорее, людям сложно просто начать что-то делать. Впрочем, это относиться не только к настолкам.

Об играх и компаньонов, я уже давал ответ выше, не буду повторяться. Насчет турниров и конвентов. В турнирах я не участвую, как-то нет потребности, что-то кому-то доказывать. Мне больше любопытна создание любопытной ситуации на поле, чем сама победа. От победы, вообще-то тоже не откажусь.

Не хватает не клубов, игр, встреч. Не хватает времени на все это, не хватает времени порой даже на обычные семейные игротеки. Безусловно, есть люди у которых совсем, наоборот – у них есть время, но нет игр, нет рядом других игроков, нет клубов. Тут уж как кому повезло.

— Я меломан и музыка для меня значит очень много. Так бывает, что какой-нибудь альбом неизвестной группы сразу производит печальное впечатление, и ты готов его удалить с плейлиста.

Проходит несколько лет и ты опять слушаешь этот альбом и понимаешь, что это шедевр. До тебя доходит суть группы. И ты называешь альбом шедевральным. Бывает ли у тебя такое с настолками? Купил/увидел игру, подумал «Какая несусветная ерунда», а потом через год/два садишься за неё и вдруг опа – сатори, просветление, ты открыл для себя игру заново! Я к тому, что есть люди, которые сразу продают игры, которые не понравились. Может быть нужно давать настолкам шанс, прежде чем делать выводы? Вдруг это шедевр.

— В музыке такой момент мне известен, у самого бывало. С играми у меня такого не бывало, но не потому что этого не может быть. А потому что у меня все несколько по-другому. Я ищу новые впечатления, поэтому если игра прошла мимо меня, я вряд ли за нее сяду снова. Я могу сесть, но пока такого не происходило.

С другой стороны, я считаю, что для игры важны люди, поэтому партия зависит и от игроков рядом. Одна и та же игра с разными людьми может быть очень разной. И делать вывод по 1-2 играм в клубе может быть неправильно.

Например, Ужас Аркхема. Я долго читал и смотрел на нее. Не особо вникая в правила, читал обсуждения, смотрел фотки. Попросился на партию. Сыграли, но все было сумбурно, чего я и ожидал. Но возник интерес к игре.

Я попросил игру домой. Сыграл еще пару раз. Глобально атмосфера нравилась. Лавкрафта я читал задолго до этой игры, и он мне нравится. Несмотря на это интерес несколько упал.

Прошло несколько месяцев, я купил себе игру. Прошло еще несколько, и я купил еще экземпляр на подарок. Ужас Аркхема шедевром не назову, но чувствую, я буду к ней возвращаться (с перерывами) еще снова и снова.

Давать играм шанс нужно. Но скорее их не нужно сразу покупать, чтобы не разочаровывается. В идеале попробовать, где-то в клубе несколько раз. Понимаю, такая возможность есть не у всех, но все же.

Думаю, открыть что-то новое в игре, которую ты когда то давно забраковал, это должно быть хорошее ощущение. Надеюсь, у меня еще будет такая возможность.

Счастливый обладатель Дрэдфлита

— И вот ты играл-играл в настолки, а потом решил писать о них. Почему ты решил вести блог о настольных играх?

— На этот вопрос я отвечу просто – мне нравиться делиться своими мыслями и общаться. Надеюсь, посетителям со мной тоже.

 — Задумывался ли ты о том, в какой момент у тебя исчезнет желания делать сайт? Я задумывался, и у меня есть ответ на этот вопрос.

— Да, но я отношусь к этому философски. Все когда-то заканчивается. Если думать про это, то можно прийти к мысли, что и не стоит начинать. Это неправильно.

Можно влюбиться, поддерживать страсть, а через время разлюбить. Стоило ли влюбляться? Да, потому что это позволило пережить тебе новые ощущения, новые эмоции. Как бы ты их пережил, если бы не был влюблен?

Как ты познаешь что-то новое, если не пробуешь?

Так же стоит помнить, что все меняется. И главное меняется не только мир, но и твое отношение к нему. Все двигается. Молодой спортсмен когда-то потеряет силы и не сможет быть спортсменом, но может стать тренером.

Когда мне надоест, скорее всего, я найду новую форму выражения. Это может быть другой формат сайта. Может быть, на сайте станут, появляется статьи не только мои, а и других авторов. Может сайт станет специализированный, и там будут статьи по одной тематике.

Кто знает, загадывать об этом очень рано. У меня и сейчас в блоге идут некоторые преобразования, просто они еще не видны.

— Как ты можешь описать блог тем, кто его ни разу не посещал? Что люди могут увидеть, когда придут к тебе в гости? Чем ты их заинтересуешь?

— Сложно сказать, лично я не вижу какого-то кардинального отличия моего блога от других. Надеюсь посетителям нравится просто мой взгляд на вещи. Мне бы хотелось и я к этому стремлюсь.

Поэтому я наоборот хотел бы спросить у других людей, чем отличается мой блог от других, если есть отличие, разумеется? Может, ты мне скажешь, без лишнего хвастовства? Готов выслушать правду матку J

— Планируешь ли ты посетить конвент во Львове в апреле? Если да, то может организовать какую-нибудь настольную встречу, а то знаком я с вами мало, можно придти, поглазеть на стенды и уйти изучать город=)

— Да, я планирую быть на ИгроСфере во Львове 27-29 апреля. Возможно, даже все три дня. Как можно было заметить по другим сайтам (Тесера, Вконтакт), я принимаю добровольное активное участие в информационной поддержке этой выставки.

Мне бы очень хотелось встретиться лично с теми людьми, с которыми я общаюсь в интернете: у себя в блоге, в других блогах, на Тесере, на форумах и т.д. Несмотря на активное общение с 90% этих людей я никогда не встречался и даже не знаю, как они выглядят. Мало того, я даже не знаю, какого цвета фишками они любят играть J

Прийти, поглазеть на стенды и уйти играть – это плохое решение. Большинство киевских настольщиков, тоже не знает друг друга или знакомо шапочно. Это не повод не общаться.

ИгроСфера это как раз место для общения, знакомства, налаживания контактов. Люди – это компонент игры, а значит, хорошая игра зависит и от людей. Общение это здорово, львовская выставка позволяет обсудить любимое хобби с глазу на глаз.

На счет встречи не стоит беспокоиться. Тебе и другим иногородним посетителя планируется забронировать номера в хостелах. Все будут жить под одной крышей. Да я сам, другие известные блогеры, и даже организаторы будут жить в оном хостеле. Можно будет общаться не только на выставке, а и после.

Можно уже начинать договариваться о встрече, обменяться телефонами. Можем заранее договориться о партии в какую-то игру, а там и общение пойдет быстрее.

Всем у кого такие же опасения, что он ехал, старался, а о нем забыли, не стоит думать так пессимистично. А чтобы этого не произошло, стоит заранее подумать о том, с кем бы вы хотели встретиться, во что поиграть, чем похвастаться, что обсудить и т.д.

Не бойтесь, там будут все «свои».

Умеет бить по шарам не глядя

— Сам не пробовал придумать свои игры? И если придумывал, то что получилось?

— Пробовал. Много разных по мелочи в детстве. В основном военные, строй юниты, бей врага. Играли с братом и друзьями.

Были игры про ловлю рыбы, лодки, рыболовные суда, батискафы, батисферы. Знаю что не в тему, но игра делалась под впечатлением от книг про глубинные погружения и подводный мир.

Были игры про добычу золота в эпоху Золотой лихорадки. Были про ниндзя, про десантников, воздушные бои на самолетах, всякие фентези бродилки. Немного ролевых игр, но без какой-то популярной игровой системы, мне просто нравилось придумывать.

Сейчас это показывать стыдно, но свою задачу они выполнили — тогда было интересно.

В данный момент есть некоторые разработки. Ранее уже сообщал, что это экономическая игра в фентези тематике, и игра на захват территорий.

Безусловно, что идей гораздо больше, мало того когда понимаешь, что все в одну игру не впихнешь, то приходится резать. Если идеи толковые, то отрезанное не умирает, а перекочевывает в следующую игру. Поэтому мне порой легче озвучить некие сеттинги, вымышленные миры, чем конкретные игры.

Снова-таки, это фентези и киберпанк.

Если фентези, то не про орков, эльфов, а другое. Скажем альтернативное фентези. У меня есть идеи как по глобальным событиям в этом мире, так и по локальным, вплоть до персонажей и их действий. Куда это выльется пока сказать сложно. Думаю в одну игру я все это не запихну — это будет неправильно.

Киберпанк, это как раз должны быть разборки, высокие технологии и т.д. Вообще тема для меня интересная. Но пока я тут рассматриваю игру на контроль технологий.

Конечно, в голове может витать много идей, хочется попробовать сделать и это и другое. Но нужно правильно себя ограничивать, т.к. идея это еще совсем не игра. Механика, поиск взаимодействия игроков, баланс – на это уходит очень много времени, т.к. до конца понять идет игра или нет, можно лишь на тестах. Вот тогда и начинаются основные изменения, что-то приходится убрать (как непонятное или ломающее механику), что-то добавить для целостности.

Наверно, главное не распылять силы и делать что-то конкретное.

— Как ты думаешь, какая ситуация будет с настолками через 5 лет в Украине, России и Беларуси?

— Сложно сказать. Настольные игры это все же развлечение, и тратят на него, когда хватает первичные потребности: жилье, еду, одежду. Т.е. если в экономической частью все будет нормально и народ будет покупать настолки, то следует ожидать и рост количества магазинов и клубов. С ростом информированности об иностранных интернет магазинах можно ожидать и увеличение покупок и там. Но главное все же люди, которые будут играть в настолки.

В плане авторов, думаю, первые примеры издания настольных игр есть. Это говорит о том, что все же это можно осуществить. Если это осознают авторы, то потом собственных разработок должен увеличиться. Безусловно, не избежать халтуры и аналогов монополии и т.д. Но дело должно пойти.

Вообще-то это все банальные вещи, я не сказал ничего нового.

— Чем тебе нравятся варгеймы, террейны и покраска? В этом есть что-то суровое и мужское очень=)

— Гм, я не так давно начал играть в варгеймы, хотя вникать начал давно. Но видно мне попадались не те игры, или не те люди. Поэтому я ходил вокруг да около, а приступить не мог.

В варгеймах с миниатюрками, а это, прежде всего для меня Warhammer. Мне нравится сами миниатюры. Мир Warhammer вообще брутальный и гротескный. Вот это действительно сурово.

Для полного антуража необходимо не только собирать и красить миниатюры, а и делать ландшафт (террейн). От этого сражения выглядят более захватывающе. Террейн мне делать нравиться, а к покрасу я охладел. Выходит совсем не то, что хочется, поэтому я больше уделяю время тому, как сделать ту или иную вещь.

Вообще разные варгеймы, мне нравятся по-разному, по-своему.

Были ситуации, когда мне хотелось поразмышлять, подумать и одновременно и сражения была бы история. А в исторических варгеймах, если увлекаешься, то читать, не перечитать.

Уже не помню какими именно путями и размышлениями. Но я добрался до суровых варгеймов с фишками из картоны. Сразу говорю, внешний вид некоторых игр меня пугает до сих пор. Отдельные экземпляры настолько строги в исполнении, что я не решаюсь их попробовать. Но есть и достаточно красивые экземпляры, к ним я сейчас и стремлюсь.

Откровенно говоря, я не так много уже попробовал варгеймов, чтобы делать какие-то однозначные выводы в плюс или минус. Думаю, как ни крути, дело в атмосфере. Но одни люди видят ее только в шикарных миниатюрах, а других ловят кайф в механике.

Это скорее снова возврат к вопросу «зачем мы играем?». В варгеймах «моделирование ситуации» и «контроль над ситуацией» преобладают над другими факторами.

— Спасибо за ответы, больше мучать не буду, но напоследок поведай нам о своём личном топе-5 настольных игр на данный момент.

— Прежде всего Талува, даже не хотел напоминать, но если не скажу, народ начнет спрашивать, а где Талува, почему забросил? Недавно я попробовал несколько новых для себя игр и пока в топе именно они, хотя есть и ветераны.

Мой топ-5 без привязки к месту: Замок на все времена, Power Grid, Warhammer Invasion, Arkham Horror, Small World.

Но если взять, те игры, в которые тянет поиграть, то это: Эй, это моя рыба, Alkemy, Dust Tactics, Memoir 44, Доминион, жду, когда смогу попробовать «серьезные» варгеймы.

Реклама

11 Responses to Интервью с Денисом Spotty (блог Мельница Спотти)

  1. scafandr says:

    Эпическое интервью получилось=)

  2. Spotty says:

    И не говори 🙂

  3. Vladimir says:

    Ничего себе интервью, а Денис-то болтливый 🙂 Сегодня уже не успею прочитать, но завтра обязательно.

    • Spotty says:

      Да меня хлебом не корми, дай языком почесать 🙂

      Много-мало, главное, чтобы было интересно

    • scafandr says:

      Сначала хотели издать отдельно книгой, но решили, что начнём со статьи в блоге, потом посмотрим=) Над книгой работаем=)

  4. Leks says:

    Фига се интервью, почитаем-с;)

  5. Krav says:

    Классное интервью. позитивненькое такое)Спасибо!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: