Построим 7 Чудес вместе (обзор 7 Wonders)

«Напиши просто – игра классная»

Некоторые игры не нуждаются в представлении. Можно сказать только одно название и услышать охи и ахи со всех сторон – «какая же это замечательная игра». Хорошо, когда пишешь обзор на хорошую игру, которая вышла недавно и её еще не успели обласкать со всех сторон русскоязычные блоги. А что делать, если игра замечательная, не совсем новая, и о ней не написал только ленивый?

Подошла очередь к обзору замечательной игры 7 Wonders, а я даже не знаю, о чём писать. Повторяться в том, что игра является бесспорным хитом и расписывать правила, как-то не тянет. Игра настолько всенародно любима, что информации о ней пруд пруди в сети. Но я попытаюсь выпутаться из этой непростой ситуации. В этом обзоре отойду от привычных разбивок статьи на компоненты/правила/впечатления, а напишу о том, что мне интересно поведать об этой игре.

Игра и её Автор.

Игра вышла в 2010, её автор – Антуан Бауза, известный автор настольных игр. Безусловно, 7 Чудес стала его визитной карточкой. Хотя до неё он придумал много других игр, одна из которых тоже хит – Ghost Stories. Иногда, когда я играю в компании друзей в GS и слышу, как ребята хвалят игру, я говорю, что придумал её автор 7 Чудес, и все хором – «Аааа, как же я теперь еще больше уважаю Баузу». В магазинах можно легко найти игру Takenoko за авторством Баузы. Это лёгкий еврогейм про выращивание бамбука и панду. Hanabi – также у нас продается, лёгкий филлер и тоже Баузы. Это я к тому, что некоторые думают, что он придумал только 7W, GS и T, а на самом деле Бауза – плодовитый товарищ и клепает игры много и самые разные. Так что если 7 Чудес – ваша игра, можно присмотреться и к другим настолкам этого талантливого автора.

Зачем я купил игру?

Всегда причины на покупку бывают разные – всегда хотел купить и следил за выходом, просто понравился арт, классная механика, все хвалят, были лишние деньги, подарили и т.д. В моём случае сыграла отличная пропиаренность игры. Её хвалили все, кто только мог – друзья, блоги, BGG. Сейчас она находится на 13-ой строчке в топе BGG. Вот и попался я на крючок, ловко закинутый Баузой. Да и сама тема интересная – я в детстве много читал, и книги о 7 чудесах мне очень нравились. Вроде бы тема достаточно популярная, а игра по ней вышла только в 2010 году.

По сути, покупал я кота в мешке, потому что слышал я только о механике, но сами правила не читал. Видел прекрасный арт на картах, сами чудеса милейшие, а вот про игропроцесс специально не читал, чтобы игра была для меня сюрпризом.

Заветная посылка на руках!

Ходить на почту за посылками – это настоящий праздник=) А уж забрать игру, которой подарили множество хороших эпитетов, интересно, чтобы  хотя бы убедиться в её хитовости. Потому что бывает всякое – можно недооценить то, что имеет высокие оценки у большинства игроков.

Коробка вскрыта, и первое, что сразу бросается в глаза – чудесный органайзер. Коробки от FFG заставляют меня плакать, а Repos порадовал – всё лежит на своих местах, есть ячейки для карточек, для копеечек, для блокнота и для карточек чудес. Я был уверен, что ни один компонент не вылетит из своего отсека, и если я принесу игру в клуб, то после дороги в коробке у меня не будет каши из жетонов.

Все компоненты меня очень радовали. Копейки отделялись легко из листов, картон плотный, качественный. Чудеса света яркие, красочные, из толстого картона. Каждое чудо двустороннее, пока все рассмотришь, ух=)

Карточки — их много и они разделены на 3 эпохи. Рубашки каждой эпохи отличаются по цвету. Стоит ли говорить, что на картах картинки тоже нарисованы великолепно? Художник хорошо отработал свои деньги, к нему нет никаких претензий. Тематика в игре чётко просматривается – это античность. Сразу ощущается, что нас переносят в далекие времена, когда жили Аристотель с Пифагором и Зевс восседал на Олимпе=)

Даже блокнотик есть для ведения счёта в игре. Казалось бы, простая вещь, можно было и не вкладывать, но нет, хоть кто-то о нас думает!

Для полного счастья мне не хватило в комплекте протекторов. Какие бы карточки не были, а одеть их во что-то необходимо. Потому что в игре их придется постоянно тасовать, елозить по столу и делать прочие нехорошие вещи, приводящие к потере внешнего вида. Для карточек подходят такие мэйдеевские протекторы. Но у меня получилось купить даже специальный набор протекторов той же фирмы Mayday. 3 вида цветных протекторов, для каждой эпохи, но карточки очень туго в них заходят, да и сами протекторы хлипковаты. Так что при возможности заменю их на более толстые протекторы.

Пресловутый драфт.

Как правило, обзор этой игры начинают так: «Тут точно такой же драфт, как и в ККИ, но в ККИ я не играл».

Меня всегда раздражают такие признания. «Я не был Голландии, но Петербург похож на Амстердам». Как можно сравнивать 2 вещи, когда ты одну из них в глаза не видел?

Действительно, в основе игры заложена драфтовая система. Каждый ход игроки получают от соседа n-ное количество карт, выбирают из них одну, оставляют её себе и передают дальше колоду по или против часовой стрелки, получая другую колоду от того же соседа. Раунд заканчивается, пока не закончится колода (в случае 7 Чудес, из двух последних карт одна остается на руке, а другая уходит в сброс). Такой разбор карт продолжается 3 раунда. Для каждого раунда (эпохи) свои карты. В первой эпохи карты попроще, а в третьем одни вкусняшки (но и стоят они дорого).

Лично для меня драфт в ККИ является гораздо более интересным. В ККИ есть понятие «бустер» — упаковка из 9-15 карточек (смотря в какой игре). Каждый бустер принадлежит определенному сету, т.е. выпуску. В каждом выпуске примерно 150-300 карточек. Обычно драфт играют на 4-5 бустерах. При этом драфт не является самой игрой, а всего лишь прелюдией к игре. Игра в игре, если можно так выразиться.

В ККИ есть понятие редкости (что напрочь отсутствует в 7 Чудес). Есть обычные карты, необычные, редкие, эпические, ультры и прочие. В одном бустере большинство карт будут обычных, пару необычных и только одна редкая. Когда начинается первый раунд драфта, вскрывается бустер и все сразу смотрят редкую карту. И тут такая дилемма возникает:

— забрать не глядя эту карту, потому что она дорогая и я её продам кому-нибудь/ потому что мне она сама нужна в колоду, которой я обычно играю/ потому что она классно сыграет в сегодняшнем турнире/ потому что я её могу обменять на нужную мне карту потом у друга Пети;

— не забирать редкую карту, потому что она фуфел/ потому что она в чемпионатах слабая/ потому что не идет в колоду никак/ потому что необычная карта лучше редкой по своим свойствам.

Но обычно все занимаются рародрафтингом, т.е. сразу забирают редкую карту, хоть в колоду она и не пойдёт.

Если играют драфтовый турнир на нескольких сетах, то это еще интереснее, так как количество вариаций карт возрастает. К тому же никто не видит вашу колоду, которую вы собираете. В 7 Чудес видят все, поэтому могут напрямую мешать собрать вам нужные карточки.

И когда я играю драфт в ККИ, то испытываю более сильные эмоции. В 7 Чудес драфт более простой, более семейный что ли. Карточек не так много, чтобы они чем-то удивили вас, когда вы смотрите руку. Спустя 5-10 игр ваши эмоции от полученных карт станут более притупленные, потому что вы уже не раз ими играли. В то время как в ККИ сет выходит за сетом, сеты можно мешать, что в разы интереснее.

Так что я не могу сказать, что драфт в 7 Wonders такой же.

Тем не менее, так как я уже не играю в ККИ, то такой вариант замены достаточно неплохой, чтобы разложить пару раз 7 Чудес. Но мне катастрофически уже не хватает новых карт, если честно.

Пару слов о механике.

Или даже не механике, а сути игры. Потому что механика тут драфт карточек. Каждый игрок получает по картонке с чудом света, которое приносит некий ресурс. Каждую эпоху получаем в руки 7 карточек, из которых одну оставляем себе, остальные передаём соседу. Есть разные типы карточек – зеленые (наука, приносит победные очки путём накапливания специальных символов), синие (здания, напрямую приносят ПО), красные (войско, помогает атаковать соседей и за это приносит ПО), желтые (экономика, приносят деньги, дают за деньги ПО, удешевляют покупки и пр.), коричневые и серые (приносят ресурсы, за которые можно покупать другие карточки).

Т.е. суть в том, чтобы набрать больше всего очков путём покупки разных карточек, а также строительства чуда света.

В первую эпоху карточки в руке попроще – в основном ресурсы, простые постройки, практически халявные для их ввода в игру. Во второй эпохе ресурсных карт становится меньше, постройки более «вкусные», наша стратегия начинает потихоньку проявляться. Третья эпоха – самые жирные карточки, новый тип карт – фиолетовые гильдии (на каждой своя абилка), именно в эту эпоху проявляется ваш потенциал на строительство (что сумели за первые эпохи набрать, то и пожнёте в третьей).

Все наши действия: выбрать карточку – построить её у себя на столе – передать колоду соседу.

Так я обычно и рассказываю тем, кто сел первый раз за 7 Чудес.

Конечно, в игре присутствует большое количество нюансов, которые делают игру интереснее. Например, что делать, если нужно выбрать карточку, а построить ни одну можешь? Как строить чудо света? Как происходит битва между вами и вашими соседями? Как покупать ресурсы у соседей? Как происходит начисление победных очков в конце игры? Обо всём этом можно узнать в самих правилах или прочитать в других обзорах, где правила пересказаны практически дословно (например, у Остапа).

Нет тексту, да символам!

Честно признаюсь, что я люблю игры, где много текста на карточках. Я не жалуюсь на своё знание английского языка, поэтому могу играть комфортно в любую такую игру. Но так иногда получается, что за стол садятся играть те ребята, которые с английским на «вы», и для них процесс игры усложняется дополнительным квестом — «Угадай, что написано на карте». И не всегда, я считаю, символы полноценно заменяют текст. Определенно символы упрощают игру (если их, конечно, не более 50 в игре, иначе мозг взорвется). И если уникальных свойств нету в игре, а повторяемых выше крыши, то символы маст хэв.

Идеальный пример игры, где символы прекрасно заменили текст, как раз таки обозреваемая мною игра. Все ресурсы различаются без проблем. Деньги приносит карта? Вот вам копеечку нарисовали, а в ней цифра стоит (количество денежек). Иногда забываешь некоторые символы на картах чудес или гильдиях (приходится подсматривать в правила), но всё равно пользоваться ими очень приятно.

И если бы вместо символов был текст, то, возможно, я не был бы так рад игре. Никому помогать не нужно, все и так понимают, что приносит им карта. И опытным игрокам приятно, и новичкам хорошо.

Кстати о новичках.

Немало людей я подсадил на игру, включая тех, кто вообще первый раз увидел настолки в глаза. Хочу сказать, что первую игру тупят все. По крайней мере так было на моём опыте.

«Ты можешь купить ресурс у соседа за 2 копейки» — говоришь новичку, и он забирает карту у удивленного соседа и отдаёт ему 2 копейки=)

Или совсем недавно сколько ни объясняли человеку, что строить огромную армию смысла нету, всё равно он имел около 16 символов армии, в то как время у соседей в сумме столько не будет=)

Въехать сразу в то, что нужно делать и что лучше покупать, не так легко, как кажется. Конечно, можно контролировать каждый шаг новичков, но разве это можно назвать игрой?

Зато всегда приятно слышать от тех, кто первый раз сыграл в 7 Wonders, что он хочет сыграть еще. Но ждать, что новичок сможет сразу же выиграть, вряд ли нужно, потому что он вряд ли поймёт с ходу, как начисляются победные очки.

Как начисляются победные очки?

По раундам. Или этапам. Сначала считают ПО за победные токены. Потом ПО за копейки, оставшиеся у игроков. Далее за чудеса света. Потом за синие карточки и так далее. Обычно этими подсчётами занимается один человек, а другие терпеливо ждут результатов. Т.е. вот так вот сразу после 3-го этапа игры нельзя сказать, кто победил. Можно только догадываться.

А ведь можно и не досчитать что-то. Достаточно легко забыть про свойство карты или про лишние 3 копейки, оставшиеся в стороне.

Был у меня случай, когда я считал очки. И меня перепроверили с помощью айпэда. Оказалось, что я забыл про одно свойство зеленых карт, в результате чего я победил в игре по своей науке. А я уже было объявил победителем совсем другого человека. Всё в игре хорошо, но подсчёт ПО нудный.

Где купить такую хорошую игру?

Сам я покупал 7 Чудес полтора года назад, заказывал из Америки. А сейчас эту игру можно найти практически в любом онлайн магазине что в Беларуси, что в России, что в Украине. Я не мог обойти этот факт стороной. Пускай выходит цена и немного выше, чем когда я заказывал из штатов, но зато её нигде искать не надо, она сама тебя найдёт=)

Даёшь 7 Wonders в каждом магазине вашего города=)

Плюсы и минусы.

Свои впечатления, охи, ахи и ухи оставил на самый конец обзора.

+ красивая игра. Внешне всё выглядит великолепно. Трудно к чему-то подкопаться (будь то арт на картах и чудесах света, или дизайн копеек). Одна из лучших игр по оформлению в моей коллекции.

+ качество компонентов.

+ драфт как основная механика игры.

+ удобнейший органайзер. Всё лежит на своём месте, для каждого элемента и каждой стопки эпох свои ячейки.

+ никаких тематических «пролетов». Игра про 7 чудес, значит и картинки об античности, никаких орков, эльфов, роботов и блэкджека со шлюхами.

+ играть могут от 2 до 7 человек. Конечно, самый интерес представляет собой игра на 5-6 человек, но и всемером играть тоже весело. Вот про игру на двоих ничего не скажу, потому что желания сыграть дуэль у меня не возникало (да и желающих поиграть всегда больше двух). Правила на двоих меня не впечатлили, уж лучше найти компанию из 5 человек.

+ драфт дарит интерес и реиграбельность. Никогда не знаешь, какие карты придут тебе в руку. Этим игра и интересна. И если в руку приходят нужные карты, то радуешься, как маленький ребенок (если ты, конечно, не флегматик=). И каждая новая игра будет не похожа на предыдущую. Вот ты пытался выиграть за счёт карт науки, а что если сейчас попытаться выйти вперед по синим и желтым картам? Но что если ты их не получишь за всю игру? Вот где находится ядро удовольствия.

+ если игра понравилась сразу, то надоест она нескоро – пока вы все чудеса света не перепробуете на стороне А, потом перейдете на более сложную сторону B каждого чуда, пока не начнут мозолить глаза карточки, потом вы решите купить дополнение Leaders. Лидеры добавят новый тип карточек, одно чудо света, новые гильдии. Уже вышло новое дополнение Cities, которое еще больше разнообразит игру. Т.е. игру никто не забросил, ей занимаются.

+ как нельзя кстати в этой игре используются символы, все мои друзья, которые не дружат с английским, радуются и ликуют=)

— самый главный минус лично для меня состоит в том, что, как правило, в руку приходит совершенно не то, из чего можно построить что-то крутое. Это не та игра, в которой можно построить стратегию еще до самого драфта – буду брать зеленые карточки, копить копейки, соберу кирпичи, камень и стекло и будет мне победа. А вот тут вы не угадали. В руку может придти 3 армии, ни одного ресурса и какие-то левые карты. Ладно, только начинаешь строить науку, как тут же умные соседи перестают тебе их оставлять в колоде. Тогда уже и ты думаешь, как бы соседям напакостить, чтобы у них такого хорошего забрать. В итоге можно вроде и соседям не дать комфортно играть, но и себе ничего толкового не соберешь потом. И смотришь в конце игры на свои жалкие карточки и думаешь – «А ведь я хотел науку, хотел все этапы чуда света построить…». И это отталкивает некоторых моих друзей от игры, которые любят чёткий расчёт и стратегию, причём не такую стратегию, которая меняется в зависимости от поворота событий, а им нужно, чтобы они сами влияли на игру независимо от того, что приходит в руку. Меня такой рандом не пугает, но иногда расстраивает, что ничего толкового не получилось сделать, по причине ряда факторов. К примеру, на строительство последнего этапа чуда света нужно 4 кирпича. Ты забирал все кирпичи, которые попадались в колодах. Но их было только 3. А соседи кирпичи не брали. В итоге последний этап чуда света ты построить ну никак не можешь. И отдаёшь последнюю карточку в игре в обмен на 3 копейки, вместо того, чтобы получить 7 ПО за этап строительства чуда света. Тем не менее, играть всё равно хочу.

— подсчёт очков очень нудный и требует внимания и точности. Как-то всегда хочется более быстрого выбора победителя. Например, посчитали копейки – у кого больше, тот и выиграл (как в Маленьком Мире). Или посчитал победные очки по карточкам (Доминион). В 7 Wonders надо и то, и сё, и пятое, и десятое. Минут 5-10 все игроки терпеливо ждут, пока кто-то считает их очки.

— можно играть максимальным количеством игроков, но напрямую будешь сотрудничать только с двумя соседями – один справа, второй слева. Кто там что собирает напротив – тебя абсолютно не касается. И даже если у тебя самая сильная армия на свете, то боятся её только соседи. И ресурсов ты у далеко сидящих не возьмёшь.

— следующий минус вытекает из прошлого – ограниченное взаимодействие. По большей части игра проходит соло. Конечно, опытные игроки могут вступать в диалоги с соседями, обещать что-то построить в обмен на что-то, чётко улавливают выгоду от того, что сосед строит, чтобы получить много очков за определенные карты (дают ПО за постройки у соседей). А уж взаимодействовать со всеми при игре в больше 3-х человек, ну никак не получится.

И не смотря на наличие минусов в игре, она мне очень нравится. Лично для меня это настоящий хит, в который я играю всегда с удовольствием. Я смело ставлю этой игре 9 баллов (десятки не существует в природе по моей шкале ценностей). Рекомендую каждому, кто не играл в 7 Чудес, сделать это как можно скорее. Даю 80% гарантии, что вам она понравится. Приятная, красивая, добрая, интересная, в общем, сами понимаете к чему я клоню – бегом в магазин, покупать и играть пока не надоест=)

Реклама

17 Responses to Построим 7 Чудес вместе (обзор 7 Wonders)

  1. Уведомление: Построим 7 Чудес вместе (обзор 7 Wonders) | Мир настольных игр

  2. Vladimir says:

    Повезло тебе с органайзером, а ты знаешь, что в первом издании была такая же картонная тряпка, как у FFG? 🙂 И деревянные безликие монеты?
    А, спалился, вижу жетон куртизанки из дополнения!

    • scafandr says:

      Я как раз ко второму изданию успел. Но у меня немного рубашки в третьей эпохи зато отличаются=)
      А у тебя, как я понял, первый тираж?
      С куртизанкой забавно получилось=) Я её не заметил, когда фоткал, потом обрабатываю фото, смотрю, глаза торчат=) Рассмеялся и оставил=)

      • Vladimir says:

        Да, теперь вместе с дополнением разные монеты, древянные и картонные — некрасиво 🙂 А вкладыш я приспособил, вставив в него инлей от лидеров.

  3. NoOne says:

    Если нравится драфт, то попробуйте Fairy Tale, очень полюбилась и местами наверно больше чем 7 чудес, намного быстрей разлаживать и партии шустро проходят
    Да драфт действительно увлекателен, жаль ток что лучше усего на 3+ человек

    • scafandr says:

      Драфт нравится и Fairy Tale с удовольствием попробовал бы, но она редко появляется на BB или MM, где я беру игры. На амазоне не заказываю, поэтому при случае нового заказа если вдруг мне повезет и игра будет в наличии, я обязательно её приобрету.
      Ещё жду новую игру Among the stars. Греки делают игру, что-то типа космических 7 Чудс, только не семейка, а для гиков

  4. Konstantin says:

    А у меня вот десятка в шкале оценок существует и 7 Wonders однозначно получает ее. Что же до минусов, то они не очень уж и серьезные.
    Приход «не тех» карт в руку — так это ж одна из фишек) Добавляет разнообразия и реиграбельности
    Очки я один могу подсчитать всему столу минут за 5-7 (при игре всемером), тут проблем нет.
    Ограниченное взаимодействие? Да, зато благодаря этому время игры практически не растет в зависимости от количества игроков.

    • scafandr says:

      Поздравляю, ты нашел идеальную игру=) Я тоже очень люблю, но иногда… Когда ничего хорошее не собирается, когда гадят и падлят… Ух, иногда я не люблю 7 Чудес=)

      • darkdar says:

        в любой игре бывает, что гадят и подлят, но это же не повод называть ее плохой) в BGS тогда вообще играть нельзя получается)

  5. Yury Yamshchikov says:

    Спасибо за добротный обзор, все плюсы-минусы честно расписаны.
    Игра действительно неплоха, хотя лично я предпочитаю, когда действие происходит на игровом поле, которое можно окинуть, а не в виртуальном пространстве возможных карточек.

    • scafandr says:

      Пожалуйста-пожалуйста=)
      А я все-таки люблю неожиданность, которая приходит из руки. Когда никто не знает твоих карт. Я любитель скрытых стратегий, о которых нужно догадываться

  6. То, что заранее нельзя выбрать стратегию (вернее можно, но ни к чему хорошему это не приведёт), это не минус, а как раз плюс.
    Своего рода философия — для победы нужно приспосабливаться к условиям окружающей среды, а не следовать заранее определённому шаблону. Кто не сумел приспособится — проигрывает.
    Думаю, если бы не этот элемент, 7 Wanders не обладала бы той реиграбельностью, которая у неё есть.

    Из минусов соглашусь с чересчур сложным подсчётом очков. Ещё один минус — для игры нужно много места. Чтобы поиграть 4+ человек, нужно приставлять два стола друг к другу.

    • scafandr says:

      Палка о двух концах. Это и хорошо, и не очень хорошо. Хорошо, что реиграбельность есть и элемент неожиданности, а не очень хорошо, потому что могут идти совсем не те карты в самый важный момент игры.

  7. Уведомление: .

  8. Уведомление: О старом по новому — 7 Wonders | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: