Я уверен, что где-то недрах белорусской земли точно есть сомниум – обзор Wiraqocha

«История о том, как королева Виктория отказалась от бриллиантов в пользу ужасных военных машин»

Давайте сразу условимся, что правильно игра называется Виракоча, на крайний случай Вираквоча или Виракуоча, но никак не Вирагоча, как предлагает известный переводчик Snowbody. Слух режет=)

Wiraqocha – это название долины в Южной Америке, в которой был найден неизвестный никому кристалл «сомниум». Оказалось, что кристалл этот не простой, но и не золотой. Помимо того, что он имеет способность красиво светиться, в нем еще скрыто огромное количество энергии, с помощью которой можно создавать военные машины.

Узнав про это, королева Виктория II загорелась идеей сделать Англию впереди планеты всей. Вот такая она королева, видимо подруга Адольфа Г.

Когда королева поняла, какая она жадная и воинственная, она отправила несколько экспедиций в ту самую долину, чтобы воплотить идею в реальность. Вы и есть та «экспедиция», которая за один золотой и улыбку королевы готова бродить по джунглям в поисках могущественных кристаллов.

Сколько весит один кристалл сомниума?

Настоящая настольная игра обязана иметь историю, идею или хоть какую зацепку. И, к счастью, этот простой экзамен настольная игра Wiraqocha успешно прошла.

Как-то не очень приятно получается, что такая хорошая игра не имеет большой огласки в интернете. Несколько рецензий на БГГ, распакуй от Тарана, пару маленьких отзывов – это всё, чем может гордиться игра. Сложно угадать, почему так получилось, но я попытаюсь исправить ситуацию хотя бы в русскоязычной блогосфере.

Я не упустил возможности пообщаться с автором игры – Анри Кермарреком. И не могу не написать еще раз о том, что Анри безумно хороший и доброжелательный человек. Отвечает всем, с удовольствием рассказывает о своей игре и о новых разработках. Так что не бойтесь написать ему, если у вас появились какие-то вопросы.

Белорусский сомниум – картошка.

Игра напрямую связана со стимпанком. Да-да, здесь есть дирижабли, магические кристаллы и ужасные машины. Может быть механически стимпанк в игре не чувствуется, но в виде фикшена он есть точно.

Игра издана компанией Sit Down!, которая базируется в Бельгии. И это их первая выпущенная игра. В этом году в Эссен они привезли еще несколько свежих игр, но они не получили широкого признания. Игры этой компании по большей части продаются только через свой сайт, и цена на них достаточно высокая. Та же Wiraqocha обошлась мне где-то в 50 евро с пересылкой. Но я ни в коем случае не стану отговаривать вас от покупки, потому что за эту цену вы покупаете интересную и самобытную игру с прекрасными компонентами.

Коробка игры немного нетипичная, к которым мы все привыкли. Она длинная и пнемного плоская. Зато, открыв коробку, глаза горят и душа радуется.

О, эти правила – толстая книга из плотной бумаги, на трех языках (про русский, конечно же, забыли).

И куча разноцветных деревянных плашек, на которых нужно налепить специальные наклейки. Честно признаюсь, не самый лучший выбор. Наклейки всё-таки имеют свойство отклеиваться, стираться, но выглядят они в сборе всё равно хорошо.

И кубики, коих 11 штук. Обычные деревянные кубики, Seasons еще пока никто не переплюнул.

И 25 кубиков маленьких ака ресурсы. Привет, еврогейм!

Но самое главное – это картонные гексы, из которых собирается поле! Они прекрасно выдавливаются (прямо сами вылетают), выглядят сногсшибательно, в руках держать приятно, цвета яркие и сочные.

Wiraqocha смело может хвастаться своими компонентами. И во многом это заслуга Ludo Fact, в которой они печатались. Ludo Fact – это действительно знак качества.

Кого берем с собой в экспедицию?

Игра предназначена для 2-4 игроков. Каждый игрок получает все фишки выбранного цвета. Таким образом, в нашем отряде будет:

— база;

— 2 исследователя;

— 2 буровые машины;

—  2 дирижабля.

По ходу игры можно будет получить дополнительные фишки, но они будут белого цвета, чтобы отличаться от фишек игроков.

Эй, Виракоча, мы пришли!

Заветная долина представляет собой мозаику из тайлов – всего их 22 штуки. Можно раскладывать так, как рекомендуют правила, а можно придумать свою долину, где горы будут посередине, а джунгли по бокам.

Тайлики могут быть джунглями и горами, как было сказано выше, а еще они могут быть руинами, деревнями и жилами сомниума. А также один тайл является свалкой.

В джунглях можно найти ресурсы. В руинах можно найти священные артефакты – 4 разноцветных черепа, собрав которые можно победить. Деревни могут подарить игроку один дополнительный кубик. В жилах сомниума, само собой разумеется, находятся залежи сомниума.

Помимо этого, на каждом тайле присутствует либо цифра, либо комбинация кубиков. Цифра означает, что такую сумму нужно выбросить на кубиках, чтобы попасть на тайл. А комбинация – это строгое требование к выпавшим кубикам. Несложно догадаться, что данная система очень похожа на Колонизаторов. Но не стоит сразу бросаться помидорами, дескать, знаем мы такое, видели. Тут всё гораздо интереснее, друзья!

Как стать победителем?

Хороший вопрос. Автор игры не стал ограничиваться одной целью – собрать больше всех сомниума. Выиграть можно тремя путями:

— собрать n-сомниума (зависит от количества игроков);

Сомниум на клетке

— построить Левиафана (с помощью карт технологии);

— найти все 4 артефакта (черепа детей Виракочи, вот как страшно).

Не обязательно нужно зацикливаться на одном виде победы. Иногда так бывает, что в погоне за сомниумом не замечаешь, что осталось найти всего один артефакт и победа твоя.

Могу копать, могу не копать.

Хорошо, собрали мы на столе долину, раздали фишки, подготовили кубики. Что дальше делать?

Фаз хода в игре 3. Игроки ходят по очереди.

Фаза подготовки. Игрок берет кубы ресурсов, если его фишки стоят на тайлах, которые приносят ресурс. После чего готовит кубики для броска. По умолчанию игрок имеет 3 кубика, но может взять дополнительные, если его фишки стоят на тайлах со значком «+». Далее игрок может поменять местами фишку дирижабля с любой другой своей (или из резерва, или на поле).

Фаза действия. Бросаем кубики! А дальше начинается самое интересное – смотрим, что выпало. Можно выбирать комбинации кубиков, можно суммировать. Допустим, у нас выпало 2, 4, 5, 5. У нас широчайший выбор возможностей 6, 5, 5/ 2, 9, 5/ 10, 4, 2/12, 4 и так далее. Как я уже говорил, тайлы пронумерованы, наша задача расставить свои фишки согласно выпавшим кубикам. В самом начале игры сперва должна появится на поле база. Особыми свойствами она не обладает, просто имеет защиту 5 и может собирать ресурсы или получать дополнительный кубик (смотря где стоит).

Далее необходимо учесть важное свойство – фишки из резерва должны ставиться только на гексы, которые находятся рядом с другими своими фишками на поле. Если база стоит внизу поля, других фишек нету, то поставить фишку из резерва наверх не получиться, только рядом с базой. Другое дело, что фишку, которая уже находилась на поле, можно двигать куда хочешь.

Все эти перемещения называются захватом территории.

Но я совсем забыл рассказать о разнице между фишками. Так как про базу уже сказал, то перечислю остальные.

Исследователь. Только этой фишкой можно собрать артефакт с клетки.

Машина бурения. Только она может добывать с клеток сомниум. Он, кстати, находится на всех клетках, а с клеток с жилами сомниума собирается не один кристалл, а целых 2.

Дирижабль. Только эта фишка может залетать в горы. Как же тогда собрать с горы артефакт? А для этого и придумали замечательное правило, когда дирижабль меняется с другой фишой местами. Раз – и ваш исследователь на вершине горы.

Всё прекрасно, если тайл, на который вы хотите попасть, свободный. А если он занят фишкой другого игрока? Конечно же воюем!

Если тайл, на который мы хотим попасть, занят чужой фишкой, и она без защитного кубика, то мы просто выносим эту фишку на свалку, а сами занимаем её место. Защитный кубик – это непотраченный игроком кубик, который он оставил на своей фишке. Чтобы выбить на свалку фишку с защитным кубиком, нужно потратить, во-первых, кубики чтобы попасть на тайл, а потом еще потратить кубик, на котором цифра больше либо равна цифре на защитном кубике. В противном случае тайл нам не занять.

Фишка выкупается со свалки за 3 ресурса.

Но еще ресурсы нужны для модификации одного или нескольких кубиков. За 2 ресурса можно либо добавить кубику +1, либо отнять -1. Но больше 6 и меньше 1 значения не может быть. Изменить можно кубик один или несколько сколько угодно раз.

Еще можно потратить ресурсы и сомниум для покупки карты технологии. Если накупить карточек на определенное количество ресурсов и сомниумов, можно достичь победы. Эти карточки еще и полезные. Они дают игроку какой-нибудь бонус. Например, атаковать базу из любой клетки, получить дополнительный дирижабль или буровую машину или вообще взорвать клетку со всеми фишками, которые там находятся.

Когда атакуешь базу соперника, можно её вынести, а можно ограбить – забрать у игрока карточку технологии или артефакт.

Фаза конца хода. Это время урожая – собираем сомниум. Помним, что сомниум собирают только буры.

Как только игрок достигает одного из вида побед, игра заканчивается.

Как я провел лето в Виракоче (сочинение).

Первый раз я увидел игру в Эссене по трансляции BGG. Меня очень привлекли компоненты, а когда я узнал, что значения кубиков можно изменять, то вообще влюбился заочно в игру.

Последним гвоздем стало то, что небезызвестный настольщик из Украины Александр «Таран» Тараненко привез эту игру с выставки себе в коллекцию и сделал видеоролик из серии «Распакуй». На тот момент игра продавалась только на сайте издателя, и цена была в районе 40 евро без пересылки. Потом где-то 5 евро убрали, а к Рождеству игра уже стоила около 30 евро (вроде даже 27). Эта цена меня уже устроила, поэтому я сразу её и заказал.

Как бы ни ругали игру за большую коробку (она хоть и плоская, но по длине и ширине всё-таки большая), но я считаю её почти идеальной. В ней еще и место для дополнения есть.

Арт в игре бесподобный. Он такой мультяшный и очень милый. Тема стимпанка выдержана на все 100. Может быть художник схалтурил немного на паре карточек технологий, но зато на всё остальное смотреть любо-дорого. Честное слово, одна из лучших игр по оформлению, которые я видел.

Сомниум сделан в виде кристалликов, точно таких же, как в игре Ascension. Они золотистого цвета и правда похожи на настоящие кристаллы. Если бы я уже до этого нигде не видел таких, сказал бы – вау!

Да ладно, с «лицом» игры всё ясно, что тут расписывать дифирамбы. Лучше поговорить о впечатлении.

Если сказать в общем, то игра представляет собой сплав Колонизаторов и Nexus Ops. Эдакий миплоеврогейм на выживание. Я сам не являюсь поклонником Settlers of Catan, так как собирать дерево, камень и кирпич, чтобы построить дорогу, мне не интересно. Но механика определения передвижения с помощью броска кубика мне нравится. Я говорю не про кинь-двинь, разумеется. Причем в Wiraqocha не обязательно бросок кубиков на 6, 6, 6 является самым лучшим, т.е. в этой игре любой бросок может оказаться выгодным. Эта самая выгода зависит от расстановки на поле.

И как же здорово, что выпавшее число на кубике можно изменить! Это же мечта каждого кубиколюбителя – не нужно ругаться на жестокий рандом, просто потрать ресурсы.

Количество игроков в Wiraqocha – 2-4. И для каждого количества игра получается разной.

Если играешь вдвоем, то ощущение такое, что долина для нас курорт. Это джентльменская партия, когда вы практически не атакуете друг друга, а если атакуете, то приносите извинение, объясняя, что это самый оптимальный вариант, что больше походить некуда. Вдвоем сомниум собирается очень быстро. В общем, идеальный вариант для тех, кто боится конфликтов.

Втроем уже на поле становится немного тесно, без конфликтов никак не обойдешься. Если подсчитать все фишки игроков, получится 21. А тайлов на поле 22, поэтому сами понимаете, что без выноса чужих фишек не получится сыграть. Сомниум собирать становится сложно, так как борьба за тайлы с жилами обостряется. Именно поэтому при таком раскладе стоит обратить внимание на карты технологий и артефакты.

Ну а если играть вчетвером, то это уже самый настоящий зубодробильный хардкор. Каждый ход на свалке образуется гора снесенных фишек. Каждый игрок должен понимать, что его могут вынести практически полностью за один круг, поэтому самое время думать о защите своих фишек. Основная стратегия тут окопаться где-нибудь в горах, поставить защитный кубик с шестеркой и тихонько копать кристаллы. Но не стоит и забывать отправлять на свалку чужих экспедиторов. Это вариант для самых боевых игроков, которые не обижаются, если их выносят.

И вообще игровой процесс в Wiraqocha очень зависит от самих играющих. Можно играть весело и задорно – бросил кубы, расставил фишки, выкопал кристаллы, передал ход. А можно думать над игрой как в шахматах. Куда поставить фишку? Какую фишку? Выгодный ли это вариант? Вступать в конфликт или нет? Что лучше – дополнительный кубик или артефакт? Стоит ли тратить ресурсы на технологию? В общем, думать в игре, поверьте, есть над чем. Поэтому игра может занять как 45 минут, так и 2 часа.

Понятное дело, что самый легкий вариант победы – выиграть по кристаллам. Как правило, многие игроки только этим и занимаются. Хотя иногда бывает, что проще собрать все артефакты или построить Левиафана. Игра предоставляет вам широкие возможности, а вы сами выбираете, что вам по душе.

Но нужно за что-то и поругать игру, ибо, как известно, идеала не существует.

Всё-таки сомниум собирать гораздо легче, чем строить Левиафана. Те же артефакты могут разобрать другие игроки по одному, и каждого атаковать будет очень сложно. Поэтому некоторые говорят, что другие виды победы, кроме кристаллов, придуманы для галочки, но я с этим не согласен. В процентном соотношении большей вероятности победы лидирует сбор сомниума, но другие варианты победы тоже возможны и, в какой-то мере, более интересны. А можно и просто договориться, что победа только по технологии, и сыграть другую игру. Но вот как заставить игроков изменить своё мнение я не знаю. И это в каком-то роде минус.

Ресурсы в игре – это маленькие черные кубы. Они хоть и маленькие, но очень полезные. За них можно покупать карты технологий, но самое главное, что за них выкупаются со свалки фишки. И знаете что? В игре их КАТАСТРОФИЧЕСКИ мало. Особенно это чувствуется, когда играешь вчетвером. Представьте себе, что за один ход у вас вынесли 3 фишки, оставив базу, которая стоит на тайле, который приносит 1 ресурс. Начинается следующий ход, в начале которого получаете один ресурс, но чтобы выкупить фишку, нужно потратить целых 3 ресурса. Где их взять? При этом копить ресурсы про запас не получится, так как в конце хода можно оставить только 3 куба ресурса.

В результате при большом количестве игроков игровой процесс для того, кто потерял много фишек, превращается в бренность бытия в долине. Он уже не видит смысла в этой партии, ибо чуда не будет. Можно что-то пытаться делать одной фишкой, если она осталась, но это как бежать стометровку со связанными ногами.

Порой игра становится очень жестокой. Я опять имею в виду партию в 3-4 игрока. В начале игры может быть много оптимизма — поле яркое, манит своими кристаллами, а через несколько ходов уже сидишь у разбитого корыта и люто ненавидишь партию, а может быть даже других игроков. Может быть для такого количества игроков нужно было добавить еще 4-5 специальных тайлов?

Карты технологии… Их всего 12, но не все они такие интересные. Самая моя любимая карта – это Death Ray. Она позволяет уничтожить один тайл по выбору (кроме свалки). Уничтожает его со всеми фишками на нём и до конца игры. Играя в Цитадели я как-то сказал одну фразу – «Я люблю грабить и убивать», вот поэтому Лучи Смерти – моя самая любимая карта=) А вот другие карты не такие веселые. Они полезные, спору нет, но стоят ли они таких затрат? Карта за 3 ресурса гласит – сбрось один раз в ход 3 ресурса и возьми дополнительный кубик. За сомниум и 3 ресурса оградить один тайл по выбору от атак. За 3 ресурса взять исследователя. И так далее. Дело в том, что ресурсов и так мало в игре, потом не будет за что выкупать фишки со свалки.

БДЫЩ!

Я очень надеялся, что дополнение, которое вышло осенью, исправит минусы. Но дополнение – это всего несколько новых тайлов, дополнительные фишки с наклейками, новый вид фишек и возможность самому выбирать перед игрой состав своей команды. Анри Кермаррек еще летом сказал, что новых технологий не будет, 5-го игрока добавлять не собирается, но с выносом игроков попробует разобраться.

Дополнением я не разжился, уж больно оно дорогое получается пока что. И отзывов о допе тоже не слышно.

И не смотря на минусы, Wiraqocha я очень люблю. Я понимаю, что это мой тип игр, в такие еврогеймы я с радостью сыграю. И если Колонизаторы не приносят мне удовольствия, то W наоборот очень нравится, хотя механики немного похожие.

Это одна из лучших игр на кубиках. Очень умная и интересная. У Анри получилось сделать игру, в которую, я уверен, буду играть и через 20 лет.

Реклама

16 Responses to Я уверен, что где-то недрах белорусской земли точно есть сомниум – обзор Wiraqocha

  1. sputnik1818 says:

    Подтверждаю. Игра отличная:)

  2. Уведомление: Я уверен, что где-то недрах белорусской земли точно есть сомниум – обзор Wiraqocha | Мир настольных игр

  3. Spotty says:

    Посмотрел фотки, читать буду на работе.
    Выглядит все, ух как, аппетитно.

  4. volt says:

    Вы используете в игре какие-нибудь домашние правила? В частности, против потери игроком большинства своих фишек, после чего игрок превращется просто в статиста. И еще, против зацикливания при игре втроем, когда никто не может победить и каждый из игроков ОБЯЗАН мешать текущему лидеру закончить игру.

    • scafandr says:

      Про этот бич сам автор знает и ничего пока не сделал. Я про то, что игрока могут вынести и ему ничего не остается, как досматривать пассивно игру. Каких-то особых правил не вводили. Только если по фану с другом Лешей играю. У нас с ним вообще партия может идти надолго=) Выиграли по сомниуму — а давай продолжим типа как сомниум не собрали, но нужен Левиафан. А давай фишке на восстановление со свалки давать один ход без траты ресурсов и т.д.
      Если совсем жестко, можно давать бесплатно фишку со свалки забрать — такой хоумрул. Но обычно стараемся играть по правилам.

      • volt says:

        Мы тоже пробовали играть с правилом: «если игрок теряет четыре и более фишек, то он может восстанавливать одну фишку бесплатно». Но это приводило к другим проблемам.
        В целом, задумка и реализация отличные. Но есть несколько моментов, которые хотелось бы подправить )

        • scafandr says:

          Совершенно верно, это приводит к дисбалансу. Думаю, вряд ли у Анри получится найти ответ на этот слодный вопрос. Как сделать игру добрее=) Хотя вот дополнение добавляет несколько новых тайлов…

  5. Tanion says:

    Занятная игра, спасибо за интересный обзор!
    Кстати, вы вчетвером командами играть не пробовали (двое на двое)? Мне почему-то кажется, что иначе при 3+ игроках будет махрово цвести кингмейкинг.

    • scafandr says:

      Неа, пока не пробовали. Вообще, как-то тимплейинг во всем подобных играх довольно сложен. Можно мешать друг другу

  6. Spotty says:

    Я поле не слишком пестрое, глаз не режет?

    • scafandr says:

      Сравнительно нет, но вот циферки как-то блекнут по сравнению с рисунками. И кубики порою трудно найти на картинках. Но мне нравится, весело=)

  7. Spotty says:

    Такой не илый наезд на Влада, да еще в самом начале статьи ))) Но Влад еще спит и не заметил. Хотя, я помню, ему однажды тоже предлагал поменять название его перевода.

    • scafandr says:

      Влад просто не читает=) К тому же он знает, что я его люблю=) И благодарен за его работу. Просто правда понять не могу, почему он букву изменил

  8. Уведомление: .

  9. Уведомление: О старом по-новому — Wiraqocha | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: