Сегодня ты король, а завтра вор или убийца – обзор Citadels

«Я люблю грабить и убивать»

 

А не построить ли нам свой город? На горе возвести замок, окружить его садами, возле садов церквушку построить, по воскресеньям буду туда ходить. Потом сооружу рыночный квартал, тренировочный лагерь для воинов, потом выход к речке, порт с маяком… А кем же мне самому быть в королевстве… Давно хотел быть торговцем, буду возить товары заморские, продавать люду честному. Хотя нет, товар может залежаться, испортиться, да и воровать будут. Тогда сам буду воровать, вором буду. Да, точно, вести скрытую разгульную жизнь. Днем честный гражданин, по ночам пробираться в чужие дома, грабить… А если словят? Это же сразу тюрьма. Надо, чтобы меня боялись. Тогда буду воином. Выйду на плац, тому по башке там, на того наору, сам в сияющих латах, весь такой красивый. Все девушки города будут моими. Хотя на таком глисте, как я, доспехи будут висеть… Мне бы уметь очаровывать девушек просто взглядом, неважно сижу ли я на лошади блестя на солнце обмундированием, или я в драной рубашке и штанах с заплатами. Тогда буду волшебником. Приготовлю волшебные зелья. Захотел – дал себе силы, захотел – красоты. Кому не понравится, того превращу в маленького паука. Но волшебник – он такой затворник… Общается с лягушками, носит огромную шляпу, таскает посох за собой… К тому же я же город строю, надо бы научиться создавать красивые здания, чтобы в стиле барокко. Или с коринфскими стилем. Тогда буду архитектором. Художественная школа за плечами есть, буду что-нибудь ваять, а горожане будут любоваться. А когда постарею, пойду в священники, чтобы спокойно жизнь закончить. Хотя нет, там посты соблюдать нужно, молиться каждый день.

Подожди, а чего я вообще парюсь? Зачем мне эти все низкопробные профессии, если город мой и я в нём король! Королем буду. Сидеть на троне, плевать в потолок, спать и есть. Ой, не жизнь, а сказка прямо. Я буду самым счастливым королем на свете. А если я не понравлюсь народу? Возьму и налог случайно завышу, а они обидятся. А потом жди, что тебя отравить могут. Подошлют убийцу окаянного, а тот ножом в бок пырнет, пока я сплю… Ой, подумать даже страшно. Пойти что ли в убийцы?..

Цитадели с допом – продаю

Увидел я такое объявление год назад. И задумался – а может быть купить?

Когда я впервые узнал об этой игре, то хорошо запомнил, что отзывы были на неё такие – игра для новичков. Меня всегда пугают такие клише, ведь я давно не считаю себя новичком. Ну, разве мне нужна игра, над которой и думать особо не нужно, просто двигай фишки и всё? А с другой стороны, может быть, пускай будет в коллекции игра не для меня, а для моих друзей, которые хотят познакомиться с настолками, но не знают, как лучше это сделать. Так я им Цитадели с полки достану! Покупаю!

Выбери меня, выбери меня, птицу счастья завтрашнего дня

Когда я получил на руки коробку с игрой, изучил её, то аж самому захотелось побыстрее в неё сыграть, потому что я люблю игры со скрытыми ролями.

Каждый из игроков строит город с помощью карточек. На карточке указана цена за строительство и её цвет, который влияет на денежные бонусы и победные очки. За ход можно построить одну такую карточку/район. Когда кто-то строит 8-ую карточку, то игра заканчивается и начинается подсчёт очков. Вам кажется это грустным и унылым? Наверное, так бы и было, если бы каждый ход игроки не меняли профессии.

Копейки и корона короля

Каждый ход мы выбираем себе помощника определенной профессии, с помощью которого наш город станет еще лучше, а вот соперникам может стать сложнее играть. Таких карт персонажей в базовой игре 8 и ходят они согласно своего порядкового номера:

1) Убийца/ассасин – называет в начале хода другого персонажа, который оказывается убитым, поэтому свой ход пропустит.

2) Вор – так же называет персонажа и когда до него дойдет ход, то вор заберет его деньги. Все до копейки.

3) Волшебник – может либо обменять свою руку с чужой рукой, либо сбросить под низ колоды n-карт и набрать с колоды n-карт.

4) Король – получает дополнительные копейки в свой ход за построенные желтые кварталы, а также всегда имеет право выбирать персонажа первым.

5) Епископ – получает дополнительные копейки за синие кварталы и его здания не может разрушить Воин.

6) Торговец – получает копейки за зеленые кварталы и просто так еще 1 доп копейку.

7) Архитектор – тянет 2 карты в руку с колоды и может построить в ход сразу 3 здания.

8) Воин – получает копейки за красные кварталы, может разрушить чужой квартал, заплатив за него стоимость квартала минус 1.

Раунд выглядит таким образом:

— король первым берет колоду ролей, одну карту в закрытую оставляет на столе, выбирает себе одну карту и передает колоду соседу слева;

— так каждый выбирает себе роль, а одна карта (за редким исключением исходя из количества игроков) остается и добавляется к первой карте, которую никто не знает;

— далее игроки отыгрывают свои роли, начиная с убийцы и заканчивая воином, если такие есть;

— в ход игрок либо берет 2 копейки, либо 2 карты, но одну карту должен вернуть под низ колоды;

— игрок может разыграть свойство своей карты и построить квартал в своём городе;

— когда все роли будут сыграны и 8-ой квартал никто не построил, то игра продолжается – заново разыгрываются роли.

Роли из дополнения

В конце игры начинается подсчет очков – суммируется стоимость всех кварталов + очки, если первым построил 8 кварталов + очки за все собранные цвета. У кого больше очков, тому достается победа.

Правила рассказываются очень быстро. Единственное, из-за чего новички могут сидеть с перекошенными лицами, так это от того, что сразу запомнить всех персонажей невозможно. Пускай даже каждому игроку раздашь карту-напоминалку (указаны все роли и действия), всё равно даунтайма не избежать. Будут переспрашивать, кто что делает и за что получает бонусы. Но через 1-2 игры запоминают и дальше игры проходят уже поживее.

Чтобы не забывали

«У меня убийца и я убиваю…»

Так для новичков эта игра или нет? Я уже давно ищу идеальную игру для новичков, которую бы показал любому человеку, и он сказал, что игра хорошая, играть буду, долго и весело. Такой игры нету. И Цитадели не исключение. Постоянно сталкиваешься с тем, что людей озадачивает спектр выбора ролей. Вау, их 8 штук! А что делает торговец? А нет, лучше архитектор, но он что делает? А почему не сказали, что маг может обменять руку свою с чужой? Вот такие вопросы слышу постоянно.

Поэтому эта игра, всё-таки, для особенных людей. Кому нравятся скрытые роли, блеф и строительство. Цитадели можно очень легко «засушить». Можно сидеть с каменными серьезными лицами, тихонько выбрать роль, дождаться своей очереди, молча взять золото, построить квартал, так же молча разыграть свойство роли и передать ход. Но во вы играете тогда, господа? Это на самом деле веселая, забавная игра, где один ход убивают тебя, а следующий ход ты пытаешься отыграться на обидчике. Это море шуток и азарта. Честно-честно, я не вру.

И как здорово, что здесь имеет место быть блефу. Представьте себе, что вы честным трудом за 6 ходов накопили целую гору золотых копеечек. Вы уже сидите и думаете, как возьмете архитектора и купите за свои сбережения целых 3 дорогущих квартала, чем гарантируете себе победу в игре. Напротив вас сидит ваш друг и думает:

«Ага, вот у него гора золота, надо бы его ограбить. Я возьму вора, если он мне попадется, но кого возьмет он? Может быть архитектора?»

Со звездочкой карты и дополнения

И представьте себе ваше разочарование, когда он действительно берет вора, а вы архитектора и у вас отбирают все деньги, а значит планы разрушены.  Но это не сильно вас расстраивает, потому что вы обещаете вашему другу взять убийцу, и тогда ему мало не покажется.

Поэтому приходится и себе выгодно сделать, и обмануть остальных игроков. Обманывать, юлить и стараться сидеть с poker face до конца игры – все что мы должны делать.

А я такие игры люблю. К тому за всю игру у каждого есть возможность переиграть за всех персонажей. Это не та игра, где взял роль и сиди с ней до конца игры, пока не догадаются, что ты мафия или не мафия. Плюс сами роли – это не главная часть игры, ведь вам вообще-то придется строить город.

Как бы вы здорово не «чикали» соперников, мешая им играть, если вы ничего не строите, то не выиграете. Вы думаете, что каждый ход будете строить по кварталу? Ой, как вы ошибаетесь. Вас обязательно либо убьют, либо ограбят, либо заберут карты, либо разрушат квартал. А может быть и то, и другое, да еще и несколько раз. Из этого плавно вытекает другой вопрос – о количестве игроков.

С одной стороны коробка радует цифрами – 4-7 игроков. Семь игроков за одним столом – и это не пати-гейм, ура! Но оптимальное число – это 5, максимум 6. Ради эксперимента мы как-то сыграли ввосьмером с допом. Это была ужасная партия, которая длилась 2 часа! Первые полчаса всё было весело и здорово. Вторые полчаса тоже более-менее нормально. Когда прошел час, то шутить уже немного надоело — хотелось, чтобы кто-нибудь скорее закончил игру. Последние полчаса все открыто зевали, смотрели в окно, играли на телефоне и отвлекались. И когда всё-таки 8-ой квартал был построен, то все вздохнули с облегчением. Играя в составе 4-5 игроков, всё равно игра будет длиться около часа. Потому что ты будешь думать над тем, кого взять, не смотря на то, что за твоими плечами не один десяток игр в Цитадели. Один час проходит легко. Ввосьмером цифру времени можно умножать на 2. Не потому, что игра унылая и длинная, по-другому просто никак не получится. Разве что вслепую разыгрывать роли.

Поэтому мой вам совет – не играйте максимальным количеством игроков. Игра себя покажет с не очень хорошей стороны.

В город хаос — кварталы взбесились

К Цитаделям есть уже и дополнение. Причем локализация Мира Хобби уже включает в себя это дополнение, что есть очень хорошо. В доп входят альтернативные роли и новые карточки кварталов.

По персонажам ничего хорошего сказать не могу, ибо я их не люблю вообще. Несколько раз пытался сыграть с новыми ролями, заменяя их частично или полностью всеми, но мне не нравятся их свойства. То ли я такой капризный, то ли консервативный, но базовые роли мне нравятся больше всех. Зато кварталы новые очень интересные. На них много текста, т.е. помимо того, что это просто квартал, который ты покупаешь за деньги, так еще и он содержит полезное свойство. Вот эти карточки я бы советовал всегда вкладывать в колоду.

Из всех игр Бруно Файдутти эта мне нравится больше всех. Но вот на данный момент с новичками я бы не хотел в неё играть, так как игра может затянуться и в конце концов надоесть.

Можно ли в неё играть новичкам? Абсолютным новичкам может быть и нет, а немного продвинутым очень даже можно. Поэтому игра заняла почетное место в моей коллекции, но стоит на полке, с которой игры берутся все-таки нечасто, ибо переиграл.

30 Responses to Сегодня ты король, а завтра вор или убийца – обзор Citadels

  1. Играл с новичками. Абсолютными. В игру «въехали» быстро и удовольствие получали. Молодежь. Я бы сказал, что это легче «Эволюции», «Fairy Tale». Легче «Цитаделей» только «Кондотьер» (и то), «Ордонанс» (в основном на двоих), «Уно-Свинтус» (на любителя). Так что игра нужная и в меру хорошая.

    • scafandr says:

      Мне значит как-то меньше везло. Нужно было сыграть 1-2 партии, чтобы все въехали. Но я играл, правда, с и с полными новичками, и людьми уже постарше

  2. sputnik1818 says:

    Мне из альтернативных ролей сильно не нравится Ведьма (Убийца лучше и проще). А сильно нравится — Художник (по-моему, очень логичный персонаж и как раз с номером 9, что позволяет его в базу добавлять легко). Остальные персонажи не лучше и не хуже — просто другие…

  3. Vladimir says:

    А меня в за Цитадели не заставишь сесть, т.к. я знаю, насколько партия может затянуться. Я лучше в несколько других филлеров поинтересней сыграю. Но новичкам Цитадели обычно нравятся, там же пакостить надо друг другу, что ещё надо 🙂

    • scafandr says:

      Сейчас меня уже тоже. Пару месяцев назад сыграли восьмером и этобыло так «круто», что полгода играть не буду=)))

  4. Vladimir says:

    Не по теме: нравится новый фон блога.

    • scafandr says:

      Спасибо=) Спотнтанно решил поменять=) Серый как-то везде серый=) Я всёдумаю, какие обои поклеить тут…

  5. Уведомление: Сегодня ты король, а завтра вор или убийца – обзор Citadels | Мир настольных игр

  6. Spotty says:

    Отличное название статьи!

  7. Tanion says:

    Имхо в Цитадели интереснее играть вдвоем-втроем, тогда каждый берет по 2 карты роли и начинаются всякие прикольные комбы. Хотя в целом в нашей компании игра не очень пошла — мы любим или ясно выраженное прямое взаимодействие (тогда на него не обижаешься) или его отсутствие.

    • scafandr says:

      Вдвоем-втроем не играл, всегда больше 4-х набирается игроков.
      В нашей компании Цитадели у некоторых имеют место сушить игру. Каждый ход одно и то же. И если игра немного затягивается, то всё, играть совсем не интересно.
      А вот на прямое взаимодействие у нас любт пообижаться=))))

  8. volt says:

    Как раз на выходных играл в Цитадели с новичками. В игру все вошли достаточно быстро. Однако 6 человек — это перебор. Игра слишком затянулась. А еще в конце сложилась ситуация, когда я уже мог закончить (построить 8-й квартал), но по очкам проигрывал игроку с 6-тью кварталами. И ничего нельзя было сделать.

  9. В своей компании мы начали играть в Цитадели следующим образом.
    Сначала я с другом вдвоем разобрались с правилами (чё с ними разбираться-то???), поиграли пару партий. Ну а потом уже подоспели остальные. В целом нас собирается человек 5, и это, надо сказать не то что оптимальное количество человек для игры — но по крайней мере близко к оптимальному. В таком составе игра раскрывается с наилучшей стороны. Когда «в’игрались», стало еще интереснее: уже знали карты ролей, знали, какие кварталы могут попасться, а главное — свойства этих кварталов.
    Для нас это в первую очередь игра психологическая: в зависимости от ситуации (особенностей твоего соперника, какие кварталы он уже построил, какого персонажа чаще выбирает, какого выбирал в прошлый раунд и многое другое) следует правильно угадать, кого он выбрал или выберет, а тебе, соответственно, обмануть-запутать.
    И еще следует сказать, что подбирать компанию для настольных игр, и для Цитаделей в частности, — весьма непросто. Начиная с предубеждений и прочих бзиков в голове и заканчивая неудавшейся партией или особенностями игры, не каждый способен «влиться» в настолки должным образом.
    ЗЫ: в первый раз когда играли в Цитадели, отсидели часа четыре если не больше. Одна партия сменяла другую. Закончилось все очень эмоционально (до сих пор вспоминаем) — в компании была девушка, после последней партии она молча поднялась, пошла и заперлась в туалете. Расплакалась из-за того, что ей ни в одной из партий не дали достроить восьмой квартал.
    Вот такие они истеричные, эти Цитадели.

    • scafandr says:

      Ахаха, спасибо за историю=) Если бы я знал её раньше, назвал бы статью — как Цитадели могут заставить плакать в туалете=)
      Действительно, игра не для всех всё-таки. Хотя хотелось верить, что её можно показать любому человеку и ему будет интересно.

  10. Замечательный обзор! Так интересно написано! Мне как раз только что сын подарил эту игру на день рождения!

  11. Kirill Rovec says:

    Обалденная игра, стоит не дорого и в правилах не надо 4-5 часов разбираться 🙂 Сейчас хочу купить для друга Mage Knight — надеюсь азарт будет зашкаливать!

  12. Уведомление: .

  13. Уведомление: Что выбирает народ и о чем надо писать в блогах | Frogged Dice - блог о настольных играх

  14. zinzy5 says:

    О-о-о… Цитадели. Именно с этой игры и началось мое настольное увлечение. В нее мы играли много, часто, заиграли почти до дыр. Потом появились дугие настолки, потом еще настолки и еще. Теперь Цитадели редкий гость на столе, но к ней остались очень теплые чувства.

    • scafandr says:

      Я тоже давно уже не играл в Ц. Помню даже момент, когда мы переиграли в них, что аж тошнило=)

  15. Уведомление: О старом по-новому — «Цитадели» (Citadels) | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

