А под Новым Иерусалимом демоны сидят – обзор Claustrophobia

“Dead Lord, protect us from Evil”.

Клаустрофобия – это боязнь закрытых пространств. Спасибо за внимание. Конец обзора.

Да ладно, я же пошутил. Разве бывают такие неразвернутые лекции на тему фобий? Для начала стоило бы описать симптомы, способы лечения, как отличить фобию от амфибии и уйму других интересных моментов. Но моя задача рассказать не о медицинском термине, а о возможных заболеваниях клаустрофобией в настольном мире. Тем более что сделать это теперь стало очень просто.

Клаустрофобия поставляется в больших картонных коробках

 Неприлично больших и тяжелых. «Боже мой, — думаешь, — сколько кирпичей туда вложили. И ведь знают, что купим же, никуда не денемся».

И вообще, почему эту игру так назвали – Claustrophobia? Понятное дело, что «Расстройство Кишечника» не очень выгодно смотрится с точки зрения маркетинга, и о чем эта игра была бы даже представлять не хочется. Будут ли нас пугать закрытыми пространствами? Внутри, наверное, компоненты, из которых складывается узкий проход, по которому придется ползать, пока страх окончательно не одолеет тебя. И если узкие проходы базы не будут пугать, то можно купить дополнение, где проход будет совсем узким.

«Ну кто же такой бред купит, — подумал Croc, он же автор игры, — Людей нужно пугать ненавязчиво, пускай полазают по тоннелям глубоко под землей, попугаются демонов, караулящих за углом».

Действие игры происходит 1634 году в Новом Иерусалиме. Под городом появился непонятный тоннель, в котором вроде бы как поселилось Зло. Это известие показалось мало приятным совету города, в связи с чем пришлось просить помочь Спасителя собрать команду из отщепенцев, которые исследуют тоннели и прогонят Зло куда-нибудь подальше от Нового Иерусалима. Спаситель взял с собой заключенных, приговоренных к смертной казни, — двух крупных Головорезов и двух юрких Наемников. Рассматривалась кандидатура Чака Норриса, но он, как оказалось, бессмертник, а не смертник. И вот бригада подошла ко входу в тоннель…

Клаустрофобия как игрушка

Как игрушка она впечатляет. Если вы купили  её и несете домой, то могу смело вас уверить в том, что то, что вы увидите, когда снимете пленку и откроете коробку, вызовет у вас только бурную радость и ликование.

Основную часть коробки занимают огромные тайлы тоннелей. Действительно немного странно видеть такие здоровые куски качественного картона, в то время как все остальные производители стараются наоборот минимизировать затраты на компоненты. По этим тайлам мы будем перемещаться. Рисунки интересные, но вид сверху. Это элементы подземного мира и таинственные помещения. Иногда на некоторых тайлах встречаются в углу пиктограммы. К сожалению, ежиков и сковородок, как в Саботере, на тайлах Клаустрофобии нету.

Самая же интересная часть компонентов – это миниатюры. Они обычные по размеру, разве что фигурка демона побольше, но он таким и должен быть – большим и страшным. Это, наверное, единственная игра, где были уже покрашенные миньки, которые оставили меня полностью удовлетворенным. Их действительно приятно держать в руках и рассматривать! Покрашены мельчайшие детальки — например,  глаза на оторванной башке троглодита под ногой демона.

Спаситель – эдакий паладин с молотом в одной руке и фонарем в другой. Несет свет и правду в массы.

2 Брута, похожи на мясников в фартуке, отличаются немного по покраске, чтобы можно их было различить на поле, потому что сами фигурки одинаковые.

2 Ловкача – держат небольшой меч, лицо закрывают платком. Тоже одинаковые фигурки, но покрашены разными цветами.

Это были хорошие, светлые стороны. С плохой стороны, стороны Зла, идут 11 троглодитов — маленькие приспешники демона. Тоже выполнены хорошо. Единственное, что мне бы хотелось, чтобы фигурки были разными, т.е. в разных позах. А так мы имеем 11 троглодитов-близнецов.

Самая крутая фигурка – это демон. Он большой, грозный и впечатляющий. Его тоже интересно просто покрутить в руках, изучить. Поза у демона как будто бы он отдает приказ своим троглодитам атаковать человека, который случайно зашел не туда, куда следовало.

Браво, Asmodee (компания, которая издала игру), миньки потрясающие!

К каждой фигурке-человеку есть специальная карта характеристик с подставкой. Мне это напомнило настольные ролевые игры. Карта эта картонная, подставка обычная пластиковая, хлипкая. На карте есть название соответствующего персонажа, отверстие для кубика и таблица характеристик персонажа. Таблица, в зависимости от выпавшего кубика, дает разные статы персонажу. Так, к примеру, если Бруту после броска кубика оставить кубик с 1, то у него на этот ход будет Движение 1, Атака 4, Защита 3. А если кубик будет 6, то Движение 1, Атака 1, а Защита 6. В зависимости от того, какой мы кубик оставляем персонажу, будут меняться его возможности. Также на карте возле каждого нарисованного кубика в таблице есть отверстие. Оно сделано для фишек ранения. Если персонаж по ходу игры получит ранение, то одна из линий в таблице должна быть закрыта. В выбранную ячейку вставляется штырек ранения, это означает, что эту линию использовать нельзя.

Спасителю одного молота мало для крошева, поэтому ему в помощь выделено 6 специальных карт. Это карты со свойствами, которыми можно пользоваться во время игры.

Чтобы остальным воинам-людям не было так тяжело в бою, они могут использовать специальные карты предметов, которые также действуют на усиление персонажа.

А еще есть карты преимущества. Это когда людям станет совсем-пресовсем тяжко, они смогут воспользоваться этими картами, чтобы повернуть ход игры в другую сторону, положительную для себя. Это и предметы, и просто свойства/события.

Все виды карт

Это все были плюшки для людей. Демон же пользуется доской судьбы. На этой доске размещены все возможные действия демона в зависимости от броска кубиков. Т.е. чтобы что-то сделать, что указано на доске, нужно потратить n-кубиков. Причем с определенными цифрами. Есть такие свойства, которые можно сделать несколько раз за ход, а есть и такие, которые играют лишь один раз. Логично, что чем больше потратить кубиков, тем лучше эффект. Для демона, конечно, лучше.

Демон может принять разный облик. Но облик этот зависит от сценария, который выбрали игроки. На каждый сценарий свой демон. За облик отвечают специальные карты, в которых содержится информация о характеристике демона – защита, атака, передвижение, количество возможных вызовов и т.д.

Картами событий пользуется тоже демон.

Еще в коробке лежит добрая жменя самых разных жетонов — ранения, угрозы, ямы, сокровища и пр.

Ну и какой же данжен кролер без кубиков? Тут вам 1d10 и 12d6. Ой, закидаемся ими по самое не хочу.

Органайзер хороший в игре, сами компоненты хорошего качества. В общем, я очень доволен тем, что вижу. Свою цену игра отбивает легко. Может даже еще и слишком легко.

Клаустрофобия как игра

А вот игру хорошие компоненты могут не спасти — это известно всем.

Данная настольная игра предназначена сугубо для 2 игроков, ни больше, ни меньше. Один играет за людей, второй за Зло, т.е. демона.

Основная механика игры описана в правилах игры, а вот цели, количество фигурок и т.д. регулируется сценарием. Может быть, такой момент может отпугнуть некоторых игроков, в частности новичков, которые сами решат разобраться в игре. Потому что только сценарии структурируют игру, давая полную картинку происходящего.

Правилами описаны ходы людей и демона, а так же нюансы по размещению фигурок на тайлах.

Ход разделен на следующие фазы:

1) Определение статов людей. Это значит, что берутся кубики (по количеству фигурок-людей), их бросают и распределяют по подставкам персонажей.

2) Игрок-человек выполняет различные действия. В эту фазу он может двигать фигурки на соседние тайлы (1 Движение = 1 клетка), вступать в битву с троглодитами или демоном, выполнять действия с помощью карточек.

3) Фаза угрозы. Игрок-демон бросает 3 кубика и решает, как их потратить на доске судьбы. Что он может выбрать:

— получить дополнительный кубик в следующий ход;

— получить 2 TP (эти самые TP тратятся на наем мелких троглодитов);

— троглодиты получают +1 Движение;

— троглодиты получают +1 Защиту, и если хотя бы один троглодит будет убит в этот ход, то демон получит 2 TP;

— троглодиты получают свойство Бешеный;

— взять одну карту свойств;

И т.д.

4) Игрок за демона может совершать действия – двигаться, атаковать, разыгрывать карточки.

Дальше в правилах идут подробные объяснения, что такое передвижение, как атаковать и прочие нюансы. Например, на одном тайле не может быть больше трех фигурок с каждой стороны.

Игрок-человек может исследовать новые тайлы. Тратишь движение, вытаскиваешь из общей стопки один тайл и игрок-демон решает, с какой стороной ставить тайл к тому тайлу, где стоит человек. Вытянутый тайл может даже оказаться тупиком, что мало обрадует игрока-человека.

Битва происходит следующим образом:

— воин-инициатор объявляет, кого он собирается атаковать (например, вот этого Брута);

— бросает столько кубиков, сколько у него показателя Атаки (Combat, cbt);

— любой бросок, который равен или больше показателя Защиты защищающегося, считается удачным ударом и наносит один урон;

— если урон нанесен персонажу-человеку, то его владелец выбирает, какую линию убрать из таблицы персонажа; если троглодиту, то, как правило, он сразу уничтожается, так как его защита обычно 1; если демону, то демон получает фишку ранения.

Игра по сценарию

Всё самое интересное спрятано в сценариях. Именно там вы узнаете цели своей миссии, а также расстановку фигурок на поле.

Возьмем, к примеру, первый сценарий «Выжившие». В нем сказано, что люди, которые спустились в подземелье, встретились с превосходящим по силам Злом, в результате чего отряд был практически полностью разбит. Выжило только 4 человека. Задача людей – найти выход из подземелья. Игрок-человек пытается спасти своих персонажей, а игрок-демон пытается догнать и добить остатки отряда. Игрок за людей побеждает, если хотя бы два его человека доберутся до выхода.

Игра начинается на единственном тайле с пентаграммой. Далее игрок-человек начинает исследовать новые тайлы. На новый открытый тайл кладется кубик d10. На первый открытый тайл кубик ставится цифрой один. На следующий тайл, который будет положен рядом с этим, кладется кубик уже цифрой 2. Когда игроки доходят до 10-го тайла, то этот тайл будет выходом.

Особенность появления троглодитов и демонов в том, что они приходят только на пустые тайлы и если есть неисследованный ход на нем. Т.е. как бы из тени/пустоты. Это правило общее для всех сценариев.

Получаются салочки — один убегает, второй догоняет.

В сценарии «Бейте их по больному месту» Спаситель и команда обязаны найти в подземелье демона и его вынести любым способом.

Сейчас с сайта, посвященному игре, можно скачать множество новых сценариев, которые придумал Croc дополнительно к существующим, а также фанатские сценарии, разработанные другими игроками. Я уверен, что скучно не будет.

Пока троглодиты спят. Впечатления

 

Когда видишь такую большую коробку, начинаешь игру сразу уважать. А когда рассматриваешь компоненты, то уважаешь еще больше. И естественно, что думаешь, что перед тобой сложная игра. Если не хардкор, то, по крайней мере, что-то похожее.

 Потом раскладываешь игру, вникаешь в первый сценарий, начинаешь играть и не замечаешь, как игра уже закончилась. Точно так же легко разыгрываешь следующий сценарий. Но хардкора не чувствуется совершенно. По большей части игру можно отнести к кубикометанию, потому что кубики определяют практически всё – движение, защиту, атаку, хиты. «Рандоооом» — плачут те, кто любит холодный расчет. Ну да, еврогеймом тут не пахнет. Но я готов поспорить с тем, что игра нестратегична и зависит от броска кубика.

Что для русского хорошо, то немцу смерть. Эту фразу можно изменить на «что Бруту 6, то наемнику 1». Одна и та же цифра на кубике может одному персонажу дать больше атаки, но уменьшить защиту и движение, а второго сделать очень быстрым, но слабым. И это в разных ситуациях имеет разную пользу. Если вам нужно срочно мчаться в сторону выхода – лучше максить скорость. Если вы готовы к драке – комбат + защита.

Конечно, если вы выбрасываете много кубиков с одинаковыми цифрами, то стратегия становится узкой. И чем ближе конец игры, тем больше ран у людей (закрытых кубиков), соответственно тем меньше вариантов для действий. Но поэтому эта игра и называется Клаустрофобией, чтобы мы начали под конец игры паниковать, чтобы было чего волноваться. Но… это всё касается людей.

Роль демона в игре достаточно простая – вовремя подкидывать троглодитов на карту. Казалось бы, 12 вариантов событий находится на карте судьбы, но после броска кубиков, большая часть этих событий становится недоступной. Стратегия сужается, выбираешь самый «вкусный» вариант и всё – опять вводи троглодитов на карту. После чего ими же кусаешь человечков.

Как мне кажется, играть за демона проще. Почти во всех сценариях его задача вовремя передушить Спасителя и Ко. Его цель видна сразу же с начала игры – вон они стоят на стартовом тайле.

В то время как игроку за людей необходимо выбрать оптимальные характеристики для персонажей, уйти с тайла таким образом, чтобы не оставить слабых персов сзади. Как обеспечить целостность и сохранность самого важного своего героя?

Атмосферность… Не могу сказать, что в игре есть впечатляющая атмосфера. Но она есть. Всё-таки ощущение того, что ты в подземелье, есть. Всё из-за того, что тайлы могут попасться разные. Идешь-идешь, а тут бац – тупик. Или выпадает тайл, где может находиться только один герой. Оп – появляется тайл с дырой, откуда могут выползать троглодиты.

Но при этом не пропадает ощущение гротеска. Croc, судя по всему, человек с чувством юмора. Посмотрев на фигурки людей, не возникает ощущение, что они герои. Так, какие-то отщепенцы-уголовники с огромным холодным оружием в руках вышли погулять по тоннелю. Троглодиты получились смешными, хотя до импов из Dungeon Pets им далеко. Всё происходящее на поле кажется каким-то вычурно нелепым, в хорошем смысле этого слова. В духе фильма «Зловещие мертвецы» (особенно 4-ая часть), где с одной стороны боевик, а с другой черная комедия. Нет ощущения, что одна сторона злая-презлая, а вторая очень добрая и светлая. Но это скорее мои личные впечатления, которые я никому не хочу навязывать. Может быть, у кого-то будут совсем другие впечатления от игры, в которых всё происходящее на столе будет восприниматься на полном серьезе.

О том, что действие происходит в Новом Иерусалиме, что это происходит в давние времена, как-то совсем не думаешь. Именно поэтому, как мне кажется, атмосферность как-то немножко теряется. Ощущение того, что ты по узкому проходу бегаешь есть. Смотришь на плоский тайл с открытым ходом и реально ждешь, что оттуда вылезут трехмерные троглодиты. Поэтому не могу сказать, что перед нами «тетрис», в котором правит абстрактность.

Всё-таки вы играете в игру, а не она играет вами. Только вы решаете где исследовать новый тайл, как распределить кубики, взять новых троглодитов или карточку события, пойти в обход или прямо и т.д. С другой стороны этого всего, конечно, стоят кубики. У вас 3 человека, вы бросаете 1, 1, 1 – да, стратегия в этом ходу погибла под рандомом, но это воля случая.

Это одна из немногих игр, где играть за Зло весело. Никто не хочет играть за Дракулу в Ярости Дракулы, за Ву-Фенга в Ghost Stories, за Overlord’a в Descent и т.д. Но играть за демона в Клаустрофобии забавно. Против кого ты играешь? Против уголовников. Чем они лучше/хуже? А троглодиты вообще очень милые существа, только что когтистые и зубастые.

Всё-таки хорошим и положительным моментом можно назвать быстротечность партий. Даунтайм невысокий, решения принимаются быстро, сценарии не заставляют гонять фигурки взад и вперед по несколько раз. В принципе, сценарий можно сыграть за полчаса. Максимум за час, наверное. И ощущения тяжести после партии нету. Поэтому после одной игры можно начать сразу вторую.

Пожалуй, играть за людей немного сложнее. Всё-таки людям приходится придерживаться определенной тактики. Где-то плюнуть на отставших человечков, если для победы нужно привести к выходу только двух. Где-то лучше остаться и истребить троглодитов, если их много, плюс сконцентрироваться на демоне. В то время как демон просто берет и атакует. Догнать-убить – вся стратегия.

Игра только на двоих, как ни крути. Не получится добавить третьего просто никак. Можно, конечно, разделить фигурки человечков между двумя игроками (демон в любом случае будет 1), но это решение просто уменьшит игровое время и удовольствие от игры для игроков за людей. С другой стороны, часто бывает, что некоторым сложно найти третьего и уж тем более четвертого или пятого игрока. К примеру, муж и жена, друзья играть не хотят, дети еще маленькие. Вот они могут спокойно взять такую игру и играть в неё вдвоем.

А еще правила постоянно дорабатываются, часто выходят эрраты (поправки). Поэтому неплохо было бы следить за сайтом игры, чтобы быть в курсе того, что изменили в игре. Но на это скорее всего нужно обратить внимание, если мы сами чувствуете, что в базовой игре есть дисбаланс. Если вам всё нравится, то и без эррат живется хорошо. Но имейте в виду, что если вы купите игру, то в правилах уже есть изменения.

Хорошая новость для тех, кто задумывается о покупке игры и о том, что делать, если база со временем надоест, — уже есть дополнение De Profundis (вышло в 2011 году). В допе вы найдете 12 новых сценариев, 2 новые фигурки за людей (женского пола), 2 фигурки адских гончих для стороны Зла, 10 новых тайлов, новые фишки, жетоны и карточки. Те, кто имеет дополнение, очень его хвалят.

Подведу итог. Claustrophobia – неожиданно оказалась очень красивой игрой с прекрасными компонентами. Она несложная, правила простые, но хотелось бы, чтобы они были немного сложнее, как на мой вкус. Если вам нравится сеттинг игры, нравится бросать кубики, то игру определенно стоит взять. Но не рассчитывайте, что придется ломать голову над ходом. Фановая игра.

Реклама

18 Responses to А под Новым Иерусалимом демоны сидят – обзор Claustrophobia

  1. Купил «Клаустрофобию» этим летом. Все сказанное вами совершеннейшая правда — коробка и компоненты просто вопят о том, что игра как минимум здоровская. Но при всем при этом нам не удалось сыграть еще ни одной партии. =)))) Как-то не получается ее достать с полки. Не, у нас достаточно силенок, чтобы поднять ее (как-то же на полку заперли =))) Просто момента подходящего не выдавалось… Но я-то знаю, придет этот момент, и после него можно будет сокрушенно прикрыть глаза ладонью и полушепотом выдать: «Понеслась!!!»

    • scafandr says:

      Доставайте скорее коробку, не стесняйтесь=) Игра проходит быстро, вы вряд ли устанете.
      Как же так, купили и не играли, так нельзя, господа=)

  2. Уведомление: А под Новым Иерусалимом демоны сидят – обзор Claustrophobia | Мир настольных игр

  3. RAVE says:

    очень советую дополнение, т.к. и Сикарии, и Адские гончие — очень полезные персонажи в сценариях.

    • scafandr says:

      спасибо, если в местных магазинах увижу, то куплю, но они зависимы от складов игроведа и мх, а те пока не везут. сам пока из америки не планирую брать, другие игры в топе хочется приобрести. но в доп с удовольствием сыграл бы…

  4. Vladimir says:

    Ох, как давно я в неё не играл, прям стыдно.

  5. darkdar says:

    Клаустрофобия клевая. Правда, места, зараза, требует очень много, поэтому только на полу и получается сыграть.

    • scafandr says:

      Тайлы неоправданно большие, скажи? оно то, конечно, красиво, но если играть дома инет раскладного стола?

      • darkdar says:

        Полностью согласен. Их спокойно можно было бы сделать на 30% меньше. Я на полу играю постоянно

  6. smilek says:

    Игра отличная, впрочем это я уже повторяюсь :).
    А вот Из глубин — не такое и славное дополнение, как мне хотелось бы. Самая большая претензия — несбалансированность сценариев, там где Крок отдал эту работу на откуп часто получается полный абсурд. Для справки — несыгранными остались у меня только 2 сценария из расширения (базу, понятное дело, отыграл всю и неоднократно).

    • scafandr says:

      Кстати, пользуясь случаем, твой обзор на Клаустрофобии очень хороший. С гравюрами, хорошо его помню;)
      Жаль, что доп несбалансирован. У меня и в некоторых базовых сценариях есть вопросы по балансу. Но, опять же, это просто фан, всё просто, не нужно морочить голову.

      • darkdar says:

        Какой баланс, о чем ты? Дайсфест и чистый рандом так и прут из всех щелей. Главное, что атмосферно и весело.

        • scafandr says:

          У меня была одна партия, когда выпадали все тайлы без входоа,т.е. прямые. А людям нужно было пройти 10 тайлов. Это был трэш — у демонов даже небыловозможности появиться=)

      • darkdar says:

        Кстати, насчет обзора Смайлика — плюсую. Очень классный!

  7. Уведомление: .

  8. Уведомление: О старом по-новому — Claustrophobia | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: