Септикон останется только один – обзор настольной игры Септикон

«Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне

Это он, это он

От Игрологии — Септикон»

Эту игру можно отнести к новинкам российского игропрома, потому что появилась она в магазинах только в начале этого года. Для затравки расскажу несколько всем известных фактов об игре:

— автор игры – Константин Селезнев – не является ярым настольщиком;

— игра была придумана 12 лет назад и со временем дорабатывалась;

— Константин случайно узнал о конкурсе разработчиков настольных игр в Москве и решил показать там свой Септикон, который произвел неизгладимое впечатление на Тимофея Бокарева (глава Игрологии);

Септикон возили показывать в Эссен, и миплы там были самодельные, сделанные из пластилина.

Что-то в последнее время разработчиков настольных все чаще стала уводить фантазия в космос. Там – это Eclipse, Empire of the Void, Core Worlds, Eminent Domain, Exodus, а у нас Космонавты и Септикон. Я на самом деле рад этому, потому что космос – тема приятная и желанная на моем столе.

Вперед, к звездам!

 

«Вас приветствует компания «Клондайк Индастриз»!»

Сценарий такой – вы владелец космической станции, которая добывает и перерабатывает уран. Эта станция и называется Септикон. И такая же похожая станция находится рядом с вашей, и у неё тоже есть владелец, который косо смотрит на вашу станцию ибо, как известно, в чужом саду яблоки всегда вкуснее. Для защиты станций от атак конкурентов компания «Клондайк Инадстриз» оборудовала Септиконы новейшими средствами как защиты, так и нападения.

Перед нами дуэльная настольная игра, в которой вам придется защищать свою станцию и атаковать станцию противника.

Любовь начинается с обложки

Мне очень нравится картинка на коробке. Да и вообще с маркетинговой точки зрения она прекрасна. Если бы у меня был свой магазин настольных игр, я бы эту коробочку обязательно выставил на витрину. Хотя непонятный андрогин меня немного пугает все-таки=)

Выпущена игра, кстати, издательством Hobby World, а разработана Игрологией.

Комплектация такая:

— правила и пояснительные записки;

— составное поле (6 частей);

— маленькие квадратные картонные жетончики повреждений, сателлитов и щитов;

— 2 кубика D6 (красивеньких);

— огромный пакет разноцветных деревянных кубиков и миплов.

Если говорить о качестве исполнения, то меня все устраивает. Хотя наверняка кто-то предъявит претензии составному полю, как это всегда бывает, кому-то кубики будут маленькими, кому-то большими. Но я не привередливый.

Хорошие плохие правила (нужное подчеркнуть)

Для того чтобы мы поняли, как играть, нам предоставили не только непосредственно сами правила, но еще и памятку с брошюрой, где детально расписана одна партия партии. Я рад, что разработчики постарались максимально детально описать игру, чтобы у игроков возникло как можно меньше вопросов при ее изучении.

В правилах описана структура хода, разобраны в деталях все возможности, расшифрована каждая клетка на поле.

Памятки — 2 штуки (на каждого игрока), в которых еще раз описаны основные ситуации, которые возникают по ходу игры (не самая необходимая памятка кстати).

Визуально всё здорово, дизайнер не зря получил зарплату. Все правила похожи на инструкции, специально написанные той самой «Клондайк Индастриз». Потертые заглавия смотрятся изумительно, фон такой, будто бы бумаге много лет и ею часто пользовались, в том плане что листали часто. Так что Артем Зубов, дизайнер, отлично выполнил свою работу.

Текст тоже есть инструкция, которая учит азам пользования защитой станции, орудуя специальными терминами. И это и хорошо, и плохо одновременно. Прежде всего из-за обилия специфических терминов. Если бы я читал настоящую инструкцию на систему защиты, может быть мне было бы проще понять, а так ведь вся полученная информация должна как-то переложиться на игровое поле. К примеру, очень часто упоминается генератор случайных чисел. Это есть кубик, что и написано в скобках. Но этот самый генератор случайных чисел (3 слова вместо одного) постоянно упоминается и дальше. Еще я часто путался в биодронах и клонах. «Подожди, у меня на базе миплы – это клоны или биодроны? Я уже забыл». Летящие ракеты и десантные капсулы с биодронами – это просто красный и фиолетовый кубики. Экипаж станции, активация отсека, поверхность астероида, шлюз (которому выделен большой абзац, из которого становится понятно, что это простой телепорт), разгерметизация и т.д. Я прочитал один раз правила и мало что понял, хотя у самого инженерное образование. Вот уже когда второй раз читал вдумчиво и внимательно, перечитывая непонятные места, то после завершения чтения я засиял от радости – какие же все-таки простые правила!

Буду очень рад, если кто-то без труда разберется с первого раза со всем. Но я подозреваю, что «нетехнари» могут немножко застрять в правилах. К тому же найти нужный ответ на вопрос тот еще квест. Некоторые блогеры уже жаловались на это в своих обзорах. Но я даже не знаю, как можно структурировать правила Септикона, чтобы все было идеально.

Поэтому правила как интересная подача в виде инструкции (с художественной точки зрения) мне очень нравятся. Но я столкнулся с тем, что на плоскость игры инструкцию мне поначалу сложно было перевести.

О правилах без участия Клондайк Индастриз

Т.е. без художественных образов, а языком, который более близок настольщикам.

Если собрать поле, то мы получим 2 станции, которые находятся друг напротив друга, между которыми открытый космос. Все поле поделено на клеточки. Клетки на станциях несут смысловую нагрузку, а клетки в космосе пустые и нужны только для прохождения по ним ракетам и всяким разным биодронам.

1/6 поля

Поле целиком

Станция условно делится на 3 части – производственный отсек, склады, боевой отсек. Есть еще и как бы 4 часть – поверхность, и занимает она первый ряд, который находится сразу же за боевым отсеком (в космосе).

Производственный отсек занимает 2 ряда, и отвечает он за производство ресурсов. В боевом отсеке находится всё для атаки и обороны (тоже 2 ряда). На складах размещаются ресурсы (разноцветные кубики).

Работа на Септиконе осуществляется с помощью клонов, которые на рисунках в правилах нарисованы как пузатенькие зонды, а в игре это миплы. Количество миплов у каждого игрока равно количеству запасов кислорода на складе. Это снние кубики и в начале игры их 5 штук, т.е. каждый игрок начинает с пятью миплами. Перед началом игры игроки расставляют миплов на поле на любую клетку производственного или боевого отсека своей станции. После чего игроки заполняют наполовину склады ресурсами.

Что из ресурсов мы имеем:

— кислород (синие кубики). Отвечает за количество миплов на поле. Также иногда требуется при оплате других действий;

— ракеты (красные кубики). Используются только для запусков ракет в сторону противника;

— металл (белые кубики). Нужны для оплаты защитных действий вроде ремонта или запуска сателлитов;

— энергия (желтые кубики). Пожалуй, самый необходимый ресурс, который требуется для разных действий. Например, для создания энергетического щита, выжигания лазером базы противника, перехвата сателлитов соперника, а также производства других ресурсов;

— биомасса (зеленые кубики). Используется для термитных мин, которые взрывают ячейки на базе противника, а также для шпионажа;

— биодроны (фиолетовые кубики). Биодроны десантируются на базу соперника и тратят впустую его ресурсы;

— уран (оранжевые кубики). Используется только для получения других ресурсов.

Итак, ресурсы по складам рассованы, миплы на клетках стоят как солдаты, а значит уже можно играть.

Ход проходит элементарно – игрок бросает кубик и двигает одного своего мипла на столько клеток, сколько показал кубик, после чего использует свойство клетки. Вы вольны сами выбирать, каких миплов двигать – использовать боевую клетку, произвести ресурс или вывести клона в зону для наводчиков. Походили – передали ход другому игроку.

Вкратце расскажу о боевых действиях, так как это важная часть игры. Вот мипл стал на клетку, которая пускает ракеты или стреляет лазером. Это значит, что потратив необходимый ресурс ваши клоны могут произвести выстрел. Т.е. ближайшая клетка базы соперника напротив вашего наводчика получает повреждение (на неё кладется специальный жетон). А это значит, что:

— ваш соперник не сможет воспользоваться этой клеткой;

— не сможет её пройти, чтобы попасть на соседнюю клетку;

— если это повреждение получил склад, то вы можете этим самым заблокировать доступ сопернику к определенному ресурсу.

Каждый ход вы будете наносить друг другу повреждения, производить ресурсы, выставлять защиту, чинить поврежденные клетки и т.д. А игра заканчивается тогда, когда один из игроков не сможет нанести повреждения, сколько бы ходов он ни сделал.

Повреждения, сателлиты и щиты

Один мой знакомый сказал, что для него стало неожиданностью элементарность правил. То же самое подумал и я, когда пару раз перечитал правила и разобрался – все действительно просто!

Как я защищал свой Септикон

Начальная расстановка

Иногда приходится себя морально готовить к тому, что игра может оказаться хуже, чем кажется. Чтобы потом сильно не расстраиваться и не ругать в обзоре. Рекламировали игру в интернете достаточно хорошо, даже в Эссене на выставку возили. Вот за это я и переживал – не получится ли игра скучной и с приветом из 90-ых? Поэтому я заочно немного скептически относился к игре.

Увидев большой пакет с кубиками, я что-то испугался, что мне придется заниматься собирательством и строительством, а это делать я не люблю. Как только начал читать правила, решил, что помучаюсь я с ними, но… потом меня всё только радовало.

Запустили ракеты

Смотрю на огромное количество картинок на поле и думаю – как их всех запомнить? Столько картинок, столько символов. А на самом деле всё оказалось гораздо проще – снизу указаны ресурсы, которые нужно потратить, а сверху нарисовано то, что за это получишь. И не нужно запоминать картинки из производственных отсеков! Снизу 2 кислорода – заплатили, сверху 3 кислорода – получили. Ура как все просто!

Кто-то в рунете сказал, что на кинь-двинь похоже. Да ничего подобного. В кинь-двинь думать не нужно – ходи прямо, не ошибешься. В Септиконе же в среднем 5 миплов, которые могут ходить в обе стороны. Причем можно пройти через телепорт и оказаться в совершенно другом месте. А можно вовсе в открытый космос пойти. Конечно, когда игра все ближе к концу и ваша база имеет много повреждений, то выбора для хода становится гораздо меньше. В принципе, это тоже своеобразная игра наоборот. Я объясню, что имею в виду.

Ракета простая и ракета с ядерной боеголовкой

Я играю чаще всего в такие игры, где ты начинаешь игру с малым количеством возможностей (маленькая армия, мало ресурсов, неисследованная карта, закрытые тайлы и прочее), но со временем эти возможности расширяются, открывая доступ к чему-то новому. В обозреваемой настольной игре в начале вы можете делать все, что душе угодно (ну или угодно числу, которое выпало на кубике). Но ближе к концу вы потеряете доступ ко многим клеткам, ресурсам и т.д. И выбор все сужается и сужается… Владимир из Латвии в своем обзоре написал правильно, что веселое начало заканчивается не так радужно. Всё из-за того, что часть ресурсов будет заблокирована, большая часть боевых и производственных клеток тоже будут повреждены, оставив миплам маленькие островки клеток, на которые можно попасть. И вроде бы с одной стороны играть осталось недолго, но из-за кубика попасть на единственно полезный отсек становится проблематично. А другие отсеки бесполезны из-за того, что ресурсов для оплаты нету и склад заблокирован. Вот так и тратишь впустую время, пока не выпадет нужное число.

Клон практически заблокирован между поврежденными отсеками

К тому же, подозреваю, этим могут пользоваться хитрые игроки. Игра заканчивается, когда один из игроков не может нанести повреждение. Так вот, чувствуя беду, игрок может специально ходить туда-сюда, специально не вставая на нужную клетку, которая потратит последние доступные ресурсы, в результате чего игра закончится. Если у другого игрока более вольготная ситуация, то он его добьет. Но если оба игрока имеют по одному возможному боевому действию, и каждый не хочет сдаваться, ожидая, что противник первый закончит игру… Конечно, это не типичный вариант игры, а лишь возможная ситуация.

Не все отсеки мне кажутся одинаково полезными. Например, если будет выбор между тратой энергии на щит и лазер, я выберу лазер. Хотя выбор стратегии за игроком. Может быть кто-то наоборот выступит по щитам.

Это несомненный плюс игры, что вы строите свою стратегию как угодно. Вариативность действий меня поражает! Вы можете наплодить кучу миплов на поле и расставить их где угодно. Можно вывести 1, 2 или 3 наводчиков. Можно плюнуть на производственный отсек и потратить оставшихся миплов на боевой. А можно и наоборот оставить одного клона для боевых действий, а остальных для производства. Можно обставить базу щитами и сателлитами. Забросать противника своими биодронами, сосредоточиться на лазерах и получении энергии, попытаться уничтожить буром клонов противника, поиграть в Агента 007 и сосредоточиться на шпионаже… Список можно продолжать!

Септикон прошит насквозь

С каждой игрой я открывал что-то новое. Из-за рандома кубика каждая игра отличается от предыдущей. Сегодня вам вынесли сразу склады энергии, завтра вы уже боретесь с нехваткой кислорода и отсутствием ракет.

Септикон – это такая игра, где нужно думать. С одной стороны кажется, что в игре главный кубик, а игрок ему подвластен. Но на самом деле в игре столько хитростей, что можно вытянуть даже самую пропащую ситуацию на поле, если грамотно распоряжаться ресурсами и уметь анализировать ситуацию. Точечные атаки на базу противника заставят его паниковать и изменить свою тактику. В самом примере игры, который идет в комплекте, описана отличная ситуация, где казалось бы один игрок уже в шаге от победы, но он проиграл из-за грамотных действий оппонента.

И мне это все жутко нравится. Я обожаю игры (их не так много), когда после одной партии я могу предложить тут же сыграть еще. Септикон как раз такая игра. Я просто знаю, что вторая партия точно будет другой, нежели первая. К тому же я люблю дуэльные игры и люблю бросать кубик. Так что игрой я остался доволен. Также хорошо о ней отозвались ребята, с которыми я играл в клубе.

Сателлит героически спасает от ракеты

Естественно, у любой игры есть минусы. Я попытаюсь взглянуть на неё с другой стороны и предположить, кому и чем игра может не понравится:

— правила. Специфический текст, частые поиски нужных мест, где спрятаны ответы на нужные вопросы. В связи с чем ненастольщикам, возможно, будет непросто разобраться в игре самостоятельно;

— дизайн. Да, кому-то может не понравится. Я уже когда-то в блоге упоминал, что мне он нравится, потому что напоминает старые компьютерные игры. Я себе представляю скролл-шутер, где слева летит самолет, подбирает всякие пульки и обстреливает ими соперника. А ведь кто-то может назвать дизайн простым;

— кубик. Шестигранник часто подвергается критике, а в этой игре он показывает, на сколько клеток можно переместиться (причем ни больше, ни меньше), любители просчитывать ходы негодуют;

— иногда кто-то упорно не желает сдаваться. Концовка игры не такая явная – нужно все просчитывать (а нету ли такой возможности, что ты получишь как-то еще один ресурс, который потом переработаешь в энергию, а потом сможешь попасть на единственный доступный отсек с лазером, потратить эту энергию и произвести выстрел?);

— когда обе стороны запускают ракеты или биодронов, то можно запутаться где чьи. Ракеты не имеют различий – просто красные кубики;

— тематика. Всё-таки игра про космос и технологии. Не каждому будут приятны на слух слова «биодрон», «шлюз», «реактор», «биомасса» и т.д. Но если не углубляться слишком далеко в эти термины, а играть просто в кубики с миплами, то игра оказывается совсем другой, и женский пол может полюбить Септикон. Правда-правда;

— прямой конфликт. Да, это тоже некоторым причиняет боль и обиду. У тебя остался один единственный склад с энергией, и тут тебя последним ударом изолируют от него. О, этот безжалостный соперник, зачем он так ранил мои чувства, я же теперь точно проиграю, хотя я так надеялся потратить эти красивые красные кубики, чтобы пустить в него пару ракет

Что-то еще придумать не смог, хотя и вышеперечисленные минусы имеют огромную относительность и по большей части надуманные.

Работник и крестьянка

Резюмируя

Не ожидая от игры чего-то сверхъестественного, я в результате получил интересную игру, которая мне пришлась по вкусу. Она реиграбельна, не про строительство, а про разрушение (моя внутренняя тяга к хаосу ликует), без даунтайма, обычно партия проходит за полчаса. Я считаю, что у Константина Селезнева все получилось, и его Септикон можно назвать одной из лучших российских игр, выпущенных в 2012 году. Уверен, что эта настольная игра не будет пылиться на полке.

Игра для обзора предоставлена компанией Hobby World.

Реклама

2 Responses to Септикон останется только один – обзор настольной игры Септикон

  1. Уведомление: обзор настольной игры Септикон | Мир настольных игр

  2. Уведомление: .

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: