Громов и Камень – обзор настольной игры Thunderstone

«3 фонаря, кинжал и ополченец – бойся меня, Жижа!»

У каждого маленького ребенка есть любимая сказка. Когда он ложиться спать, то просит папу или маму рассказать перед сном именно эту сказку, которую так приятно слушать, а потом на половине рассказа уснуть. А у родителей она уже от зубов отскакивает и, возможно, до того надоела, что они начинают выдумывать новые сюжеты, менять характеры героев, чтобы хоть как-то самому развлечься. Детки, сегодня я вам расскажу интересную сказку. Написана она была когда-то дядей Ваккарино в колодостроительной повествовательной форме, но вам она порядком надоела скорее всего, поэтому моя сказка будет немного другой. Называется она Громовой Камень.

Присказка

К любой сказке есть присказка, поэтому давайте начнем с неё. Было это неведомо когда, неведомо в какой вселенной. Как только был создан мир, о котором я веду рассказ, его Создателем были подарены жителям мира волшебные Громовые Камни, которые даровали особое могущество их владельцам. Но этих волшебных камней всем не хватило, и как обычно в таких случаях начинают свирепствовать войны за право владеть ими. И этот мир не стал исключением. Кровь лилась рекой, люди гибли за Громовые Камни.

Несколько веков назад 8 архимагов запечатали первый Громовой Камень в подземелье Гримхолд. Даже не знаю, зачем они это сделали, хорошо это или плохо, но что сделано, то сделано, назад дороги нет. Но как только слуги зла узнали про это, так сразу заполонили коридоры подземелья. Про это место многие знали и боялись приближаться близко к подземелью. Но были и отважные воины, которые находили в себе остатки мужества и отваги и спускались в глубины Гримхолда. Вот только живым оттуда не возвращался никто.

Так продолжалось долгие годы, пока умные дяди из американской компании AEG не позволили прикоснуться к этому миру любому желающему, т.е. и вам тоже. Они каким-то могущественным способом уменьшили мир до размера небольшой коробки. И теперь каждый желающий может попробовать пройти испытание, спуститься в подземелье и выйти из него с Громовым Камнем под пазухой.

При переносе мира в коробку пришлось немного изменить материю мира, перенеся его на карты. Даже Громовой Камень тоже теперь изображен на карточке. Но вы не подумайте, что от этого он стал менее могущественным. Ничего подобного, он на многое способен.

Перед тем как отправить вас в «добрый» путь, т.е. отправить гонять монстров по подземелью, я обязан вам рассказать обо всем, с чем вы можете столкнуться. Ну, вот вы знаете, например, с каким оружием лучше идти на Пегаса? Как лечить болезнь, которую вы можете подхватить от тифозной нежити? Ага, пожимаете плечами, а я вам о чем?

В нашем мире Громового Камня есть 2 основных места – деревня и подземелье. В деревне располагаются герои, которых можно нанимать, и предметы, которых можно покупать. Ну а с подземельем все ясно – там обитают монстры и где-то в недрах лежит волшебный камень (т.е. внизу колоды монстров).

В начале игры вы получите колоду из 12 карт, в которой будут 6 слабых ополченцев, 2 кинжала, 2 припаса и 2 факела. Но пользоваться можно только 6-ю картами в ход – главное правило колодостроения.

Каждый ход у вас будет выбор – либо идти в деревню, чтобы приобрести новые карты, либо идти в подземелье, чтобы завалить там какого-нибудь зубастого монстра.

Как только монстр выходит из игры, на его место приходит из колоды новый. И если у вас хватит силенок, то вскоре ряды злых существ начнут редеть и где-то там вдалеке забрезжит лучик Громового Камня. Как только он у вас будет на расстоянии вытянутой руки, так сразу хватайте его и бегите скорее к выходу.

Но мораль сей присказки такова – побеждает не тот, у кого в итоге окажется Камень, а кто набрал больше всех славы, выражающейся в победных очках, которые дают карты.

Вот вам по стартовой колоде, и главное деревушку не разнесите, а то знаю я вас…

Сказка

А может и не сказка, а самая настоящая правда. Но Thunderstone (в переводе Hobby WorldГромовой Камень (ГК)) вышел после Dominion, скопировав ее основную идею игры. У Доминиона абстрактное средневековье? А у Камня типичное фэнтези. В Д нельзя убивать? А у в ГК можно, правда, не других игроков, а нейтральных монстров. В общем, ГК в 2009 году выгодно отличался от Д и привлекал тех игроков, кому хотелось сражаться, а не заниматься собиранием такой колоды, которая бы гарантированно приносила каждый ход 8 золота, чтобы купить Провинцию.

Вокруг ГК я ходил кругами, но так и не решался подойти ближе. С одной стороны я видел серость стратегической составляющей игры, с другой читал восторженные отзывы на БГГ и на Тесере (от товарища Ksedih’а). Потом я какое-то время дожидался появления в продаже Thunderstone: Dragonspire. Это самостоятельное издание, не обязательно было иметь базу, чтобы сыграть в него. Но видимо из-за выхода Thunderstone Advance (обновленной версии игры) Dragonspire перестали печатать, поэтому его я так и не дождался. А тут еще как гром среди ясного неба в рунете появляется объявление, что российское издательство Hobby World локализует базовую версию Thunderstone.

И вот эта русифицированная версия лежит у меня на столе.

Открываем коробку и видим правила, жетоны опыта и много-много карт (498 штук). Органайзер сделан из хлипкого пластика, поэтому пока коробку транспортировали ко мне, он успел в нескольких местах треснуть.

Когда закончил рассматривать карты и захотел разложить их по ячейкам, то удивился тому, что никакой схемы раскладки в коробке не было. Рассовать их от балды не имело смысла, потому что потом придется морочиться, выискивая нужную стопку. Как оказалось, инлей всё-таки есть, просто его или забыли положить в коробки, или так и надо было, но скачать его можно в интернете (хотя бы с той же Тесеры). Распечатал, заламинировал – наконец-то игра готова к употреблению.

Поколодостроимся?

По сути, в присказке описаны все правила для опытного настольщика, чтобы ему стало ясно, что за игра этот ГК. Все принципы колодостроения остались актуальными и в этой настолке. Начинаешь игру со слабыми картами, покупаешь новые более хорошие карты, заканчивается колода – перетасовываешь её и играешь уже более прогрессивной декой.

В игре есть герои, заклинания, оружие, предметы, монстры, болезни.

Что у героев есть? Правильно – сила, цена, свойство. Кстати, вот тут стоит отметить один интересный момент, что сила в ГМ никак не относится к атакующим способностям героя. Она нужна для оружий. У героя есть сила, у оружия вес. Если вес меньше либо равен силы, то герой может экипировать этот предмет. Если вес больше силы – простите, ваш герой слишком слаб и для него эта 500-килограммовая палица неподъемна. Атака отряда складывается из модификаторов – в нижней части карт иногда пишут «+1 к атаке», «+3 к магической атаке» и т.д. — вот это и есть нужная цифра.

Подземелье представляет собой колоду монстров, в которой где-то в 11-ти последних картах лежит громовой камень. Перед началом игры берут 3 карты с этой колоды и выкладывают их в ряд. Вот мы подошли к еще одной фишке игры  — расположение карты монстра относительно колоды имеет большое значение. Ближайшая карта к колоде находится в 3-ем ряду, следующая во втором, а самая дальняя в первом. Это нужно для того, чтобы высчитать штраф к освещенности.

Логика вещей тут такая – монстр из первого ряда находится ближе всех к выходу из подземелья, поэтому у него штраф освещенности 1. А монстр из третьего ряда шастает вообще где-то в глубине подземелья, где темно хоть глаз выколи, поэтому там штраф 3.

И что это за освещенность такая? А это всего лишь штраф к атаке. Как и у любого приличного монстра, у него есть здоровье и свойства. В обычных настолках суммарная атака вашего отряда должна быть равной или выше здоровья отряда. Но в ГК еще нужно высчитать штраф освещенности. В каком ряду монстр? В третьем, значит штраф освещенности 3. А вот еще у монстра написано, что он имеет еще -1 к свету. Т.е. уже 4. Но у нас есть предмет, который дает нам +2 к свету (специальный значок на карте). Итого штраф равен 2. Но финальный штраф еще умножается на 2. Т.е. 2х2=4. Наш отряд имеет — 4 к атаке. Меня это немного поначалу раздражало, что нельзя так просто определить валишь ты монстра или нет. Сначала нужно сесть и внимательно посчитать. Но со временем привык и перестал париться.

Раскладка на столе

Подземелье

Деревня

Герои

Т.е. к началу хода мы видим все 6 карт на руке и видим монстров, которые доступны в данный момент игры. Считаем суммарную атаку нашего отряда и прикидываем, может ли мы кого-то завалить. Можем? Валим. Не можем? Идем в деревню.

В деревне покупаем всякое барахло и героев. А еще в деревне можно прокачать отряд. Здорово, правда? Встретить элемент ролевой игры в таком месте всегда приятно. Когда мы валим очередного монстра, то он нам дает опыт в виде жетонов. Ополченцы и герои имеют внизу карты цифру, которая отвечает за level up, т.е. повышения уровня. Столько жетонов опыта нужно сбросить, чтобы обменять обычную карту на прокачанную.

Стартовая рука

Ах да, это же еще одна фишка игры! Все герои имеют уровни – 1, 2 и 3. И в стопке они лежат соответственно уровню – сверху 1, потом 2 и 3. Герой первого уровня более слабый и дешевый. Третьего уровня сильный и дорогой – все логично. Тратишь жетоны опыта и меняешь свою карту 1-го уровня на 2-ой. Или 2-ой на 3-й. А 3-й на никакой, потому что это уже хай левел.

В ход можно пойти либо в подземелье, либо в деревню, а можно никуда не идти и выбрать отдых. В этом случае можно выбросить одну карту из руки, которая мешает играть.

Правила у меня не вызвали трудности понимания, понял всё с первого раза. Может быть потому что я уже знал, что это за игра, и имею неплохой опыт в колодостроительных играх.

Доминион или Громокамень

Поднимите руку, кому нравится рубить монстров в играх? Что, только я один поднял? Не верю. Я как раз тот самый настольщик, которому Доминион показался абстрактным, сухим и добрым. Ascension вообще предложил что-то невнятное, где колода сама по себе собирается, а думать в игре вообще вредно. Хотя там тоже есть герои и монстры. Rune Age хорош, но слишком мало карт.

3 уровня героя

ГК дает возможность поиграть в симулятор героя – взять мага, дать ему в руки волшебный посох, научить кастовать фаерболлы, в карман сунуть самосвет и запереть его в подземелье с жудастиками, которых тот будет убивать, получать лут и качать опыт. Вот и еще одна ассоциация – старая добрая компьютерная Дьябла. И в одной и в другой игре есть и деревня и подземелье. Только в ГК под вашим управлением будет не один герой, а несколько.

Базовое издание игры предлагает пасьянсовое времяпрепровождение. Каждый сам себе что-то собирает, тихонько шуршит картами и передает ход соседу. Есть в ней и элемент везения. Заключается он в выпадениях монстров на столе. В начале игры у всех слабенькие колоды, монстры опасные, оружие в деревне дорогое. И вдруг появляется один дохлый монстр, с которым легко разделывается сосед, а вместо него приходит сильный плохой товарищ, который вам не по зубам. «Снова всех легких монстров передавили, а мне оставили тяжелых», — говорил мой приятель в последней игре.

Одна из малочисленных карт со взаимодействием

Много хотелось бы сказать и о стратегии, если бы я её нашел в том объеме, в котором хотелось бы. Мне нравится Доминион за то, что я выбираю по 10 картам стратегию, которая принесет мне победу. И это, как правило, 3-4 карты, которые отлично взаимодействуют между собой. Возможно, это будет слоупок стратегия, и мой соперник обгонит меня по скорости набора 8-ми монет в руку. А может я своими замыслами сломаю стратегию других игроков, что тоже приятно. В ГК можно брать все карты подряд, но тогда в середине игры у вас уже наметится в колоде полный швах, и в ход может придти такой «подарок», что ни монстра не убить, ни в деревне ничего купить. Можно сосредоточиться на определенных картах, покупать только их, чтобы, к примеру, гарантированно приходили в руку дворфы с молотами и самосветами. Вот только никто не может гарантировать наличие подходящих монстров. И с рандомом набора карт у каждого игрока, по сути, шансы на победу одинаковы. Т.е. в итоге я решил, что искать стратегию в игре особого смысла нету. Всех типов карт должно быть умеренное количество, и лучше иметь побольше универсальных карт, которые дают и бонус к магии, и к обычной атаке, и к свету.

Мне очень нравится в Доминионе собирать комбо, когда можно устроить карусель, перебрав за ход почти всю колоду. Такого в ГК нету. Здесь в лучшем случае в деревне можно сбросить заклинание и набрать в колоды несколько карт. Но карусели нету. Поэтому, несмотря на общую механику, игры получились все-таки разными.

Вот еще один из примеров относительных стратегических решений в игре: если монстры все слабые, вынести их можно легко, но потом они замусорят колоду собой, пускай и принесут 1 победное очко. Стоит ли их бить или подождать монстров пожирнее? Но для меня такого вопроса не существует, потому что я боюсь, что следующий раз мне опять не достанутся нормальные монстры, в то время как соперники уже получат свои опыты и VP. Однозначно бить всех.

Для драфта

Вот почему я и не знаю, что сказать о стратегии в игре. Для меня она призрачна, а для кого-то, возможно, она есть и заставляет подумать.

Мне очень нравится арт. Он выдержан в одной тематике, потому что художник один – Джейсон Энгл. Не то чтобы я очень сильно впечатлен изображениями эльфов да драконов, но рисунки точно хороши.

К плюсам еще отнесу низкий порог вхождения. Не пробовал играть с детьми меньше 10 лет, но от 10 она пойдет легко. А силу монстра высчитает кто-нибудь из взрослых, если будут трудности.

Даунтайм не больше чем в Доминионе. А порой даже меньше, если учитывать карусели из «действие-действие-взять карту-действие-покупка-покупка» в игре Ваккарино. Тормозить можно только в том случае, когда меняются монстры в рядах и нужно прикинуть штраф к атаке.

Недавно Остап в блоге выложил обзор игры, в котором очень хвалит ГК и рассказывает, что сия настолка для него стала приятной неожиданностью. Я не могу разделить тех же эмоций с Остапом, потому что ГК меня особо ничем не поразил. Бывают такие игры, которые сразу захватывают и долго держат в своих цепких лапах, пока ты не отыграешь несколько десяток партий. Громокамень – хорошая игра для тех, кто никуда не торопится, любит фэнтези и колодостроительные игры. Чего-то плохого в ГК я не нашел как ни старался. Если у меня будет выбор, то я предпочту сыграть в ГК, чем в Ascension или базовый Доминион (но Интриги будут лучше). А Nightfall всё равно находится на вершине Олимпа.

Я абсолютно уверен в том, что Громовой Камень у меня не будет пылиться на полке, и пару десятков партий я за этой игрой проведу. А потом буду ждать дополнений, которые, надеюсь, будут локализованы. Будущее дополнений зависит напрямую от продаж базовой игры, и я надеюсь, что настольщики заинтересуются этой неплохой колодостроительной игрой на фэнтезийную тематику. Сия игра по моей личной шкале оценок получает примерно 7-8, потому что не хватает взаимодействия между игроками и мало стратегии.


Настольная игра Громовой Камень была предоставлена для обзор компанией Hobby World

14 Responses to Громов и Камень – обзор настольной игры Thunderstone

  1. Уведомление: Громов и Камень – обзор настольной игры Thunderstone | Мир настольных игр

  2. nastolkus says:

    плюсую что nightfall на вершине — супер игра

    • scafandr says:

      Дааа, брат, секта Найтфольщиков растет=)

      • elminsterthered says:

        +1 за Nightfall, но с Ascension впечатление такое что вы просто не слишком много поиграли. Есть там над чем подумать. Особенно когда собирается Storm of Souls + парочка дополнений. И рэндома конечно много, но в итоге умение победит.

        • scafandr says:

          Ascension я имел в виду базовый, сыграл в него партий 30. С допами читал что играется лучше, но у меня допов нету, и поблизости ни у кого. Надо будет в Аппсторе приобрести, гляну. Ах да, последний вот свежий доп заказал друг. Обязательно проверю.
          База в Восхождении непонятно что

  3. Понравилась идея со сказкой, читается на одном дыхании. 🙂 Спасибо, Саша.

    • scafandr says:

      Хотелось со сказкой еще больше завернуть, но вышел из художественного текста на обзор=) Спасибо и тебе

  4. Spotty says:

    «Я не могу разделить тех же эмоций с Остапом, потому что ГК меня особо ничем не поразил.»

    а какие игры поразили?

    • scafandr says:

      Навскидку — 7 Чудес, Nightfall, L5R, Gosu, Saboteur, Call of cthulhu, Космонавты, Seasons, Инновация, Rune Age, Wiraqocha, Citadels и т.д.

  5. Уведомление: .

  6. Nan says:

    Там ошибочка… когда ты пишешь что «В начале игры вы получите колоду из 12 карт, в которой будут 6 слабых ополченцев, 2 кинжала, 2 меча и 2 факела.» Вместо мечей — припасы.

  7. Уведомление: Что выбирает народ и о чем надо писать в блогах | Frogged Dice - блог о настольных играх

  8. Уведомление: Настолки перестали удивлять? — часть 1 | Frogged Dice - блог о настольных играх

Ответить на scafandr Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.