Галопом по планетам солнечной системы – обзор настольной игры Kosmonauts

Все мальчики, которые родились в СССР, мечтали стать космонавтами, когда станут взрослыми. Я тоже родился в СССР, точнее в БССР, но я помню, что хотел стать танкистом. Ну или просто солдатом. 12 апреля в детском саду мы традиционно все рисовали космонавтов и слушали рассказы воспитателей о Юрии Гагарине. Я не до конца проникся идеей покорения космоса людьми, поэтому не видел романтики в том, чтобы стать космонавтом. Другое дело танкист. Это ж можно ездить на здоровой бронированной машине с длинным дулом и пулять в фашистов –совсем другое дело.

Потом я пошел в школу и родители мне стали подсовывать книги, связанные с биологией, географией и космосом. Тогда я узнал, что границы вселенной находятся дальше моего города, страны, континента и даже планеты. Космос открылся мне с совсем другой стороны. Интересно было узнать об атмосфере, стратосфере, экзосфере, о других планетах, об астероидном поясе, о звездной системе и т.д. Вот тогда я и стал интересоваться тем, что находится за пределами нашей планеты. Но интересна мне была только научная составляющая темы, нежели фантастическая. Что, в принципе, сохранилось и до сих пор. Читать про перестрелки космических кораблей мне до сих пор не очень интересно. Тем не менее космоса в моей жизни предостаточно, и эта тема мне близка.

Настольных игр с космической тематикой хватает, было бы только желание познакомиться с ними. Каждый год выходит как минимум несколько достойных настолок. За последние годы это Eclipse (не могу не поставить его первым), Core Worlds, Eminent Domain, Empires of the Void, Exodus. К этим играм можно добавить еще 2 российские игры – Септикон, о котором я недавно рассказывал, и Kosmonauts. Порадовали ли меня Космонавты? Об этом и поговорим.

Эссен 2012

 

Я скептически отношусь ко многим вещам и мне проще сказать «нет», чем «да». Поэтому когда я впервые узнал про то, что выйдет российская игра Космонавты, да еще и не в России, а в Португалии, то у меня сразу появились сомнения на счет этой игры. Ничем не подтвержденные, правда. По картинкам и описанию игрового процесса можно было сделать вывод, что это нудный еврогейм. Да еще и издается почему-то не в России.

Версии по поводу Космонавтов у меня были следующие:

— никто из российских издательств не захотел издавать игру, так как посчитал её неудачной для рынка;

— игра настолько крутая, что авторы заочно знали, что смогут продать её европейскому издателю.

Тем не менее, Космонавты неплохо продавались в Эссене, игру покупали даже некоторые известные разработчики вроде Фридмана Фриза.

А потом я лично познакомился с автором. Может быть, если бы не та встреча, то Космонавты прошли бы мимо меня. И я бы никогда не узнал, каково это вылететь за пределы солнечной системы.

Подготовка к взлету

Представьте меня с коробкой Kosmonauts  в руках. Вы видите мои глаза, которые полны радости, во рту пересохло от предвкушения распаковки игры, а пальцы уже ковыряют упаковку…. Коробка довольно немаленькая – как в Доминионе. Правда, не могу сказать, что я нахожусь под впечатлением от картинки на коробке. Там такой пламенный привет из 70-80-ых, когда можно было увидеть такой арт на книгах с фантастикой. Наверное, если бы я увидел книгу с такой обложкой, то подумал, что это подростковая космическая боевая фантастика. Даже на шлеме космонавта написано СССР.

Упаковка сорвана и я перехожу к компонентам. Самое главное – это большое раскладывающееся поле. Так как все печаталось в Германии, то у меня даже тени сомнений не было в том, что можно будет к чему придраться. Поле представляет собой карту солнечной системы, поделенную на гексы. Из важного на поле еще есть орбиты всех существующих планет, а также кометы, которая движется не по кругу, а эллипсом. По углам размещены розы передвижения.

Вслед за полем из коробки появляется большой пакет с деревянными кубиками. Опять деревянные кубики!!! Кубики 3-х цветов – желтый (топливо), красный (гипер-топливо), серый (энергетический щит).

На этом деревянные компоненты не заканчиваются. Я извлекаю фишки кораблей, выполненные в виде цилиндров, а также плашки планет. Тут в моей голове появляется вопрос – как различить то это все? Подумаешь, цвета фишек разные, и что? И тут я замечаю старые добрые наклейки. Иди, значит, Саша, поработай руками немного.

А вот и карточки событий и миссий. А еще у меня есть промо-карточка события, подписанная автором. Повешу в рамку;)

Чуть не забыл про жетоны с цифрами. Это жетоны посадки, они же победные очки.

Вот и все компоненты. Моя жадность требует еще, но коробка уже пуста.

2 игры в одной

Переходя к серфингу по правилам, я открою вам секрет, что играть в Космонавтов можно по обычным и продвинутым правилам. Т.е. если вы живете не в тренде, тогда вам по обычным, а если в теме, то велкам к продвинутым правилам.

Шутка.

Дело в том, что Юрий настаивал на продвинутых правилах, а португальцы решили, что обычные правила – это как раз то, что нужно настольщикам. Начну с обычных.

Игра для 2-4 человек, по времени занимает не больше часа. В игре необходимо на ракете облететь необходимое количество планет и вернуться обратно на Землю. За посещение планеты игрок получает победные очки. Фишка в том, что первый игрок, который сядет на планету, получит максимальное количество очков, второй на 1 меньше и т.д. Выиграет тот игрок, который наберет больше всего очков.

Игроки раскладывают фишки планет на поле, потом выбирают себе фишки ракет. На планеты складываются жетоны посадки – сверху «4», снизу «1».

Перед началом игры все заправляют ракеты топливом и гипертопливом на планшетах ракет, а также устанавливают энергощиты. Обязательно нужно выбрать инструктора. Так называется игрок, который будет ходить первым. Это право передающееся, таким образом каждому игроку получится побывать в шкуре инструктора.

Последним этапом подготовки станет получение игроками карт секретных миссий. На них находятся задания о посадках на определенные планеты, за которые можно получить дополнительные победные очки. Например, сесть первым на Уран. Или посложнее – сесть вторым на какую-нибудь другую планету.

Ход разбит на 4 фазы:

— фаза событий. Инструктор выбирает одну из трех открытых карт событий. Как правило, это карты-пакости. Например, поменять направление движения всех ракет, или снять у каждого игрока пару кубиков топлива и т.д. Этими действиями инструктор может кому-то испортить полет;

— фаза отдачи приказов. В этой фазе мы задаем направление движения нашей ракете. Для этого нам понадобится роза направлений, которая находится в каждом из 4-х углов поля (для каждого игрока своя). Эта роза составлена из гексов. На гекс можно выложить в ход до трех кубиков топлива. Так вот смотря в какой гекс будет положен кубик, туда ракета и полетит. Можно сразу 3 поместить на один гекс. А можно 2 кубика на один гекс и 1 на соседний. В таком случае ракета пролетит на две клетки вперед и свернет на одну клетку в сторону. Желтый кубик топлива – одна клетка передвижения. Красный кубик гипертоплива – 2 клетки;

— фаза полета или дозаправки. В этой фазе ракеты летят по заданному направлению. Если в конце этого полета ракета может сесть на планету, то игрок вправе сделать это и взять верхний жетон очков с планеты. Если ракета находится на планете, то её можно дозаправить, пополнив пустые клетки в баке;

— фаза движения планет и кометы. Все планеты и комета имеют свою орбиту, на которых нарисованы символы планет. Все планеты и комета двигаются по этим символам, т.е. в этой фазе они перемещаются на соседний символ по орбите.

Игра завершается с окончанием 4-ой фазы раунда, при котором один из игроков вернулся на Землю (с которой все начинают игру), имея не менее семи жетонов посадки на других планетах и комете. После чего все считают очки на жетонах + очки за выполнение миссий. Как вы думаете, кто побеждает? Прааавильно, кто наберет больше очков.

Это есть официальные правила. А отличие продвинутых правил вот в чем:

— игроки получают 4 карты миссий, 2 из которых выбрасывают. Таким образом, миссий у каждого игрока будет только 2;

— на каждую планету и комету кладутся только 2 жетона. За ближние к солнцу планеты даются 1-2 очка, а за дальние 3-4;

— во второй фазе игроки могут скрывать свою розу направлений ширмой, чтобы никто из других игроков не видел, какое направление вы выбираете;

— дозаправки на планете становится 2 вида – обычная и полная (с потерей энергощита).

О впечатлениях от обычных и продвинутых правил пойдет речь дальше.

Conclusion

Да, признаюсь, что не ожидал ничего особенного от этой игры, но я даже не подозревал, что влюблюсь в механику с розой направлений. Это чертовски здорово и умно! Сами посудите: вы начинаете полет с 3 тремя кубиками, которые вы раскладываете на розе. Если за следующий ход не получится сесть на ближайшую планету, то эти кубики не снимаются с розы направлений — к ним можно положить еще 3 новых кубика. Таким образом, вы летите еще дальше, можете подкорректировать движение (если вдруг неожиданно забрали последний жетон с планеты, на которую вы хотели приземлиться) и скорректировать полет. Можно так увлечься, что вашу ракету занесет неведомо куда, поэтому нужно четко рассчитывать траекторию полета.

А еще можно классно тормозить, если положить кубики на противоположный гекс на розе направлений. Мы получили достаточно реалистичную картину, где ракета останавливается полностью только после посадки на планету.

Я Юрию сразу сказал, что мне приятно видеть, что Космонавты не являются детским симулятором полета в космосе. Всё как в реальности – поворот, посадка, ускорение, торможение. Но это же может стать причиной недопонимания игры со стороны некоторых игроков. Если вы лингвист-филолог и вам недоступно пространственное воображение, то могут возникнуть небольшие трудности с пониманием игры. Попрошу не смеяться и крутить пальцем у виска, что, дескать, у меня такие глупые мысли. Это факт. Порою на розе скапливается очень много кубиков, и надо быстро прикинуть, как скорректировать полет дальше, чтобы не наделать глупостей. Если вас раздражают подсчеты в уме вроде «сначала нужно сместиться на 3 гекса влево, потом на 1 вбок, потом на 4 вправо и на 1 вверх», то эта игра, скорее всего, не для вас.

Я же получаю от этого процесса просчета большое удовольствие.

Вторая приятная штучка – это колода событий. В каждой игре должен присутствовать элемент неожиданности. Это может быть кубик или, как в Космонавтах, случайные события. Инспектор выбирает из трех открытых карт ту карту, которая принесет ему пользу, а остальным игрокам навредит. Это могут быть такие события – добавить кубик на розу направления (изменяет траекторию полета ракеты), нельзя использовать красные кубы, можно в ход выложить не более 2х кубов, убрать куб энергощита, добавить куб энергощита и т.д. Из всех этих событий я люблю больше всего те, которые меняют траекторию полета. Бывает, это неплохо ломает стратегию другим игрокам. Хотя большого разнообразия в событиях я не вижу. Но и сам не могу предложить что-нибудь взамен. Разве что интересны события, которые двигают планеты на следующую точку.

Продвинутые правила отличаются от обычных тем, что делают игру быстрой. Нужно всего лишь облететь 4 планеты и вернуться домой. Но при этом, как правило, все игроки тусуются только у ближних к солнцу планет. Потому что между ними расстояние небольшое. Сколько я ни играл, редко кто отваживается полететь на какой-нибудь Сатурн. Зачем? Пока ты летишь туда, другой игрок легко перепрыгивает с планеты на планету и завершает игру. Бывает, конечно, подфартит, что дальняя планета выстраивается удобно в ряд, что не нужно тратить много кубов топлива, чтобы туда добраться. Мне бы хотелось, чтобы все планеты были немного равнозначными. В обычных правилах, как ни крути, все равно нужно попасть на 7 планет, тут уж по-любому придется полетать везде. И мне от этого обычные правила кажутся более интересными. Да, пускай затянуто, но зато есть где разгуляться.

Продвинутые правила мне кажутся эдаким Найтфоллом, где только-только собираешь интересную колоду, как кто-то завершает игру. Только ракета набирает скорость, как игра заканчивается.

В Космонавтах всегда разница между победителем и проигравшими минимальна, крупно выиграть или проиграть не получится.

Хотя моим друзьям нравятся продвинутые правила. И с ними не поспоришь — дело вкуса.

Еще интересный вопрос стоит по поводу ширм, которыми закрываются игроки, когда выкладывают кубики топлива на розу направлений. Португальцы сказали, что ширмы не нужны и не вложили их в коробку. Юрий и Надежда настаивают, что ширмы – важный элемент игры.

Если играть с ширмами, то другие игроки не будут видеть, куда вы направите ракету в этот ход. Дело в том, что игроки ходят по очереди, поэтому если кто-то сел на планету раньше, то он забирает верхний жетон. Если вы видите, что сосед справа, который ходит первым, приземлится на планету, на которую хотите сесть и вы, раньше, при этом заберет последний жетон, то вам туда лететь уже смысла не будет. Ширма убирает эту возможность и позволяет игрокам совершать непредсказуемые и иногда бессмысленные ходы.

В общем, MESAboardgame сделали по своим правилам игру еще более казуальной и семейной. В каком-то роде продвинутые правила – это хардкор.

Еще есть одно у меня замечание по поводу компонентов – все-таки хотелось бы видеть вместо плашек ракеты. Это мелочи жизни, конечно, от того, что на карте появятся ракеты, в игровом плане ничего не изменится. Просто глаз будет радоваться.

Что-то не то с астероидным поясом. Его никто не боится. Дело в том, что если во время движения остановиться на клетке с астероидами, то игрок вынужден потерять энергощит. Вполне логично, что никто там и не останавливается. Этот пояс никому не мешает. Может быть, нужно было сделать правила об астероидах более жесткими в таком случае?

Неоднозначны карточки заданий. Это там, где нужно сесть первым или вторым на планету. Мне кажется, что если бы их не было, ничего не изменилось бы. Иногда я играю без них, процесс игры совершенно никак при этом не страдает.

Я не могу назвать игру шедевральной. Но в ней есть то, что меня цепляет и не отпускает. Я до чертиков обожаю думать над направлением полета. Лететь вправо или влево? Приземляться и заправиться, потеряв ход, или лететь дальше? А вдруг карточка событий все испортит? Настольная игра Kosmonauts мне определенно нравится. Это одна из лучших российских игр не только 2012 года, но и вообще за все годы. Бывают такие игры, которые западают в душу, пускай они и не идеальны. Это как раз тот случай. Про космос – да, с классной механикой – да, добрая – да, но с мелкими пакостями – да. Довольно простая семейная игра про космос – я никогда не подумал бы, что мне понравится такая игра, но факты говорят об обратном.

Я всем советую если уж не приобрести, то хотя бы при возможности попробовать сыграть в эту настолку. Я очень надеюсь, что вы разделите со мной радость от процесса.

Локализованную версию Космонавтов можно приобрести и у нас. Этим занималось издательство Правильные Игры. Правда, из-за того, что игру печатали в Германии, везли через границу, то цена получилась завышенной. Жаль, что так получилось, но, надеюсь, это не сильно оттолкнет вас от желания познакомиться с игрой.

Игра для обзора предоставлена Юрием Ямщиковым, за что ему большое космические спасибо=)

P.S.: пользуясь случаем, еще раз поздравляю Юрия с рождением сына! Ура! Поехали!!!

Реклама

9 Responses to Галопом по планетам солнечной системы – обзор настольной игры Kosmonauts

  1. Саша, спасибо за обзор и поздравление!

  2. Spotty says:

    Чуть-чуть переборщил с насыщенными цветами, такие сочные что кажется сейчас краска будет стекать.

  3. Уведомление: Галопом по планетам солнечной системы | Мир настольных игр

  4. Уведомление: .

  5. Уведомление: В погоне за рунами — обзор настольной игры Лабиринт Зеркал | Frogged Dice - блог о настольных играх

  6. Уведомление: Интервью с Юрием Ямщиковым | Frogged Dice - блог о настольных играх

  7. Уведомление: Обзорум настолум Экслибриум — обзор настольной игры «Экслибриум» | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: