Chaos in the Old World vs Dungeon Lords и как правильно объяснять правила

1. Снова я обращаюсь к вам за помощью по поводу выбора игр. Уже несколько лет я все не могу решиться на покупку 2-х игр – Chaos in the Old World и Dungeon Lords. Как говорят англичане, I’m on the fence. Сижу я на заборе, и не знаю на какую сторону мне слезть – покупательную или непокупательную. Очень не хочется купить настолку, а потом жалеть, что не взял что-нибудь другое.

Что меня привлекло в Хаосе:

— прежде всего тема – Warhammer FB. Страсть как люблю я все эти Вархаммеры;

— много минек. Хоть я их не крашу, но FFG всегда делала неплохие миниатюры, которые радуют глаз.

Что оттолкнуло:

— я прочитал пару обзоров и понял, что это все-таки евро, а не америтрэш. Игра про контроль территории, а не про мочилово на кубиках. Те, кто тоже ожидал от игры мяса, так и писали: «Обломитесь, игра про другое, вскрытие показало, что пациент скорее европейского происхождения, чем американского. Но при этом все равно пациент скорее жив, чем мертв!».

Но, самое главное то, что я не встречал плохих отзывов об игре. Неважно, фанат Вахи ли писал обзор или нефанат — все равно все хвалили и ставили восьмерки и девятки. А еще ругали за то, что чаще всего побеждает Кхорн. Правда, что в игре есть дисбаланс?

Довольно интересно рассказывал Лэнг о том, как он придумывал игру. Его попросили сделать что-нибудь по миру Вархаммера, о котором он только одним ухом слышал. Эрик Лэнг подошел со всей ответственностью к заданию, набрал кучу книг по Вахе, рулбуков к коллекционным миниатюрам и стал все изучать. После чего одел тему Вахи на механику контроля территорий. Пускай это будут 4 бога Хаоса и их миньоны, которые и займутся выяснением, чей бог круче.

И я не совсем уверен в том, что тема в игре рулит больше, чем механика.

 

На DL я и вовсе никогда особо не смотрел, хотя когда-то любил поиграть в Dungeon Keeper’а (вроде как с этой компьютерной игры и слизана тема DL). А привлекли мое внимание фанаты Данжен Лорда, которые до сих пор продолжают хвалить игру за то, что она юморная и умная.

Привлекло:

— продолжает традиции Dungeon Keeper;

— игра с юмором;

— прикольно валить героев, которые приходят в подземелье за сокровищами.

Оттолкнуло:

— одна ошибка в выборе действий рушит планы на победу;

— топорно написанные правила;

— реиграбельность вроде бы невысокая;

— жестока по отношению к новичкам, лучше играть с опытными настольщиками;

— игра Влаада Хватила.

Последний пункт умиляет, конечно, но это правда. Существуют в природе хейтеры Хватила, которые не понимают его игр и считают их неудачными, а культ чешского дизайнера вызывает у них улыбку. Вот так и читаешь, что одни боготворят игру, а другие хают, и кому верить просто без понятия.

Обе игры стоят около 40 уе каждая (без пересылки), поэтому обычно покупаю что-то другое на ту же сумму, в крутости которых я сомневаюсь гораздо меньше. Буду рад, если вы выскажете свои мысли по поводу этих игр.

А вот предыдущее столкновение Eclipse и Twilight Imperium завершилось, в принципе, вничью. Сначала побеждал TI, потому что более интересный и разнообразный, а потом его придавили собственным возрастом (устарела игра), а поклонники E убедили в том, что и эта финская игра достойна внимания. Все-таки надеюсь, что четвертая редакция Сумерек Империи не за горами.

2. Чем больше в коллекции игр, чем больше активную просветительскую деятельность проявляешь, тем больше занимаешься всякими непривычными делами, которые в итоге становятся привычными. Например, постоянно рассказываешь на игротеках правила. Практически каждый поход в клуб сопровождается тем, что я вынужден рассказывать правила кому-то, будь то правила новой игры, в которую никто не играл (в том числе и я сам), или старой, если в компании есть новички. Как лучше всего рассказывать правила, чтобы и всем понятно было, и никто при этом не уснул?

Я разделяю игры, которые приношу с собой в клуб, на хорошо мне знакомые, в которые я много раз играл, и незнакомые, правила которых я прочитал накануне один раз.

С первым типом работать гораздо проще. Правила выучены практически наизусть, редко заглядываешь в рулбук. На любой вопрос ты можешь моментально ответить, и все будут сидеть как мышки, пока ты не скажешь, что лекция закончилась и можно начинать играть. Ибо ты точно знаешь, без каких знаний по игре будет сложно играть. Даже если вдруг я забыл о каком-то нюансе, то по ходу игры вспомню и сразу же расскажу.

Конечно, никто не отменял следующие реакции со стороны слушающих правила игроков:

— «аааа, я знаю, это короче как в такой-то игре, там тоже самое, только отличия в тытытыты» и давай рассказывать про другую настолку (лучше не перебивать рассказчика, это раздражает);

— играть в телефоне/болтать по телефону/шептаться с другом или подругой;

— самое знаменитое — «ладно, хватит, давайте лучше играть, потом по ходу въедем» (а потом начинается – я про это  не знал, ты не сказал, а я бы сыграл по-другому, игра плохая, мне не понравилась, потому что ты нормально ничего не объяснил).

Но самое тяжелое для меня – это разбирать игру, в которую сам никогда не играл. А в частности разговор пойдет дальше об играх с объемными правилами, в которых с наскока не въедешь (т.е. раз прочитав). Читаю правила один-два раза, чтобы понять принцип игры, изучаю компоненты, и беру с собой заветную коробку с новой игрой. Как при этом нормально донести принцип игры людям?

Как правило, все запоминается поверхностно, если только всю ночь не зубарить рулбук (а это могут делать только самые отъявленные альтруисты). Я всегда надеюсь, что вместе сядем, во всем разберемся и кое-как сыграем…

Но как бы не так. Может это от компании зависит, но от меня всегда ждут, что я легко расскажу правила за 10 минут, и дальше будет море фана. Без разницы, что ты принес – Love Letter или Arkham Horror – рассказывай правила за 5 минут и давай скорее шпилить в настолку.

А я себя начинаю чувствовать школьником, стоящим у доски, который вроде кое-что читал вчера вечером, когда делал уроки, но параллельно еще смотрел телевизор, слушал музыку и посматривал в окно, где мальчишки играли в футбол, и жаждал к ним присоединиться. И вот стоишь у доски и думаешь – лучше бы я внимательно читал параграфы, а не свалил пинать мяч… Т.е. я вроде как в общих чертах знаю, как играть, но без нюансов мы просто будем тупить или играть в лайт-версию по собственным правилам.

Поэтому я обычно принимаю решение такое – открываю правила, кое-что читаю, если что помню, то рассказываю своими словами, пробегаю глазами по абзацам, чтобы не забыть напомнить о маленьких нюансах, которые на самом деле сильно влияют на ход игры.

Про игру, которую хорошо знаешь, можно рассказывать с улыбкой, шутками и даже пританцовывать, а в новую игру пытаешься еще и вникнуть сам. И всегда за столом есть торопыжки, которым плевать на подробности, ведь они уже знают — каждый берет себе героя, в первую фазу готовятся, во вторую играют действия, в третью атакуют, в четвертую лечат раны. И совершенно неважно, что ты при этом не знаешь, как именно атаковать (на этот раздел отдано аж 5 страниц мелкого текста), что не все действия можно сыграть в любой момент (2 страницы), что монстры потом сами двигаются и делают непотребства (3 страницы) и т.д.

«Все потом, все по ходу».

Почему мне не нравится это «все по ходу». Буквально через каждое действие приходится лезть в правила и искать в 40 и более страницах одно предложение, в котором скрыт ответ. Вы же знаете, как написаны правила игр, которые выпускает FFG. Там ответ может быть в абсолютно любом месте. И если ты хотя бы примерно не помнишь, где это место, то можно точно заваривать чайник и пить чай, пока листаешь рулбук.

А пока ищешь ответ, поглядываешь на лица игроков – утомленные от ожидания, явно скучающие, а если еще кому-то заочно тема/механика игры не нравилась, то того человека даже жалко за мучения.

Потом тебе могут начать не верить, что ситуация на поле разрешается именно так, как ты говоришь. Ты точно помнишь ее решение, т.к. все же готовился накануне. Но тебе не верят, потому что ну не может быть, что все так плохо для кого-то, и все так хорошо для тебя. «Найди ответ в правилах, пока не найдешь, играть не будем». И ты опять листаешь рулбук…

Да, не всегда такое происходит. Иногда попадаются терпеливые ребята, которые понимают, что в игру никто ни разу не играл, нужно ее разобрать, прежде чем ломать дрова во время игры. Или вообще есть люди, которые скорее уступят, чем будут ждать, пока не найдется правильный ответ спустя 2-10 минут.

В таких ситуациях, порой, я очень жалею, что принес эту настолку. Да ну ее в баню, если одни спят, а другие ругаются. Но я понимаю и их, потому что каждому человеку хочется за 3-7 часов сыграть в несколько игр безо всяких остановок, т.е. чтобы так было – взял коробку, разложил, сыграл, собрал, достал другую. К сожалению, большая новая игра неумолимо ест время. Правила объемные – да, но без них не сыграешь правильно.

С другой стороны, всегда очень хочется, чтобы те, кто собирается сыграть в новую игру, тоже почитали правила перед партией. В таком случае, хоть не все шишки на меня будут лететь.

Так как лучше всего объяснять правила? Как это делаете вы, чтобы поменьше было скучающих?

Реклама

44 Responses to Chaos in the Old World vs Dungeon Lords и как правильно объяснять правила

  1. denis13 says:

    просто не нужно играть в сложные большие игры с несколькими случайными игроками за раз, для таких придуманы Дикситы и Тайные Послания.
    всегда есть какой-то костяк компании, 1-2 человека, с которыми ты играешь постоянно и много, вот объясни правила им, сыграйте пробную партию.
    и вот уже в правилах ориентируешься не ты один, можно подключать новичка.

    • scafandr says:

      Есть отличные ребята, которые могут вытерпеть 2 часа разбора игры. Но они потом сами признаются, что большая часть того, что я рассказываю, уходит в никуда, т.е. не запоминается. По факту, лучше всего при этом чувствую себя я, потому что еще раз прочитал правила и освежил все в памяти. Но иногда приходится играть и с людьми, которым игра интересна, но они неготовы к большому объему информации. Верно, что им ближе игры, типа Диксита, но всегда ведь надеешься, что может быть из патигеймера получится хардкорщик.
      А вообще скорее всего так и буду делать — лучше я сыграю игру с человеком, который разберется вместе со мной в игре, чем с винегретом=)

  2. SSS says:

    Итак, по пунктам))))
    1. Хаос в Старом Свете это одна из лучших игр от ФФГ. Это реально хороший гибрид евро и америтреша.
    Плюсы:
    — шикарное оформление;
    — проработанность темы и ролевой элемент: стиль каждого бога уникален и полностью соотвветствует бэку. Слаанеш это реально Слаанеш, а Рогатая Крыса так и должна играть;
    — хорошая механика и реиграбельность;
    — возможность, при наличии допа, играть впятером.
    Минусы:
    — дисбаланс, который чуть лечится допом. Однако проблема не в Хорне, а в Нёгле, ибо, по мнению многих, он самый слабый.
    — игра для трех и более игроков.

    2. Лорды. Это игра Хватила, а значит плохие правила, блеклое оформление и «игра до первой ошибки». Играл несколько раз и даже ловил кайф от постройки подземелья (я люблю Кипера), но если чуть ошибся в просчете — половины подземелья нет. Смысл? Лучше Агриколу брать — красивее и интересней.

    3. Насчет правил. Тут как с географическим кретинизмом — кто-то хорошо ориентируется, а кому-то не дано, то бишь кто-то умеет рассказывать, а кто-то вываливает на новичка всю инфу, утопая в нюансах.
    Я всегда рассказываю основы — цель и задачи по достижению победы, пути их достижения, все остальное объясняю по ходу. Лучше сделать 1-2-3 хода и начать сызнова, чем слушать час и ничего не понять, ибо без практики слушатель потеряет мысль через 5 минут.
    Как мне объясняли Агриколу — ты можешь делать то и се, кормить и размножаться. Зачем? Я не понимаю.
    Как надо — объяснить правила начисления очков, систему кормления и мипл-плейсмент, а затем по ходу партии разъяснять нюансы и помогать новичку с выбором действий.

    • scafandr says:

      Про твою нелюбовь к Хватилу я помню=) Я к нему еще не выработал никаких эмоций, потому что из его игр у меня дома только Mаge Knight лежит. Арты мне не очень нравятся, они какие-то простоватые в его играх. Но вот если ты сравниваешь с Агриколой, то нет-нет, я такой игры не хочу. Я Агриколу практически не перевариваю. Я с радостью играю в Stone Age, но Агрикола не мое.
      А Хаос надо брать… Убедил=)
      Про правила я описывал ситуацию, когда ты сам плаваешь в них. Т.е. представь себе, получил на днях игру, принес в клуб, один раз читал правила. если у меня такое случается, я все по полках раскладываю и надеюсь, что все разберут игру со мной. Но иногда встречаешься с тем, что никто ничего слушать не хочет, особенно когда видят, что ты сам особо не разбираешься в игре. Торопят, давай, мол, играть скорее. Зачем нам эти правила? И получается не партия, а мучение

      • SSS says:

        Я в таких случаях не беру игру вовсе, либо дома делаю прогон партии
        В противном случае это не игра а страдание

        • scafandr says:

          Угу, я тоже стараюсь дома сам с собой раскинуть хотя бы полигры, чтобы во всем разобраться. А иногда поспешно хватаю с собой все что ни попадя

        • SSS says:

          Насчет Агриколы — долгие годы я ее не любил за типично евроисполнение (цветные кубы вместо животных) и общую монструозность, однако резко поменял мнение после выхода версии под iOs. Оказалось, что это действительно очень хорошая игра с вариативностью, борьбой и реиграбельностью.

          • scafandr says:

            Я сужу по своим двум попыткам поиграть. Обе игры я крупно слил. В первой партии мне не объяснили вообще, за что дают очки и сколько. Типа, ты играй, я потом к конце все посчитаю. Это трэш, конечно=) Поэтому и ставил миплов от балды, не зная, что есть еще и минусы. У меня все сытые были, но зато болше ничего не было=) Очков 14 набрал.
            Дал игре вторую попытку и напоролся на то, что я ходил все время последним. Забрал себе право первого хода было сложно и всегда находились другие, более важные места, куда поставить миплов можно было. У меня ничего не получалось. Из-под носа забирали животных, корм и прочее. Кое-как сделал огород, где выращивал себе потиху овощи. В итоге я закончил игру практически в минусе. Играли впятером, если не ошибаюсь. Я тогда и решил, что лучше я когда-нибудь поиграю в нее один, чтобы разобраться получше. Но вообще тема совсем не моя

            • SSS says:

              у меня было ровно тоже самое))))) это было издевательство — сидеть по 2-3 часа в стресссе и занимать последнее место.
              А теперь вот стабильно 45-55 очков.

              Любопытно, что решил вернуться к ней только из-за собственной разработки и получения сравнительного опыта))

    • Sadfeuer says:

      Статистика игра БГГ показывает, что Нургл побеждает чаще других богов.
      Кхорн является имбой только в компаниях новичков, т.к. опытные игроки легко сдерживают его возможности по прокруту колеса.

  3. 1. А почему у тебя сайт никак не называется? В title ничего не прописано, вот и заголовка нет (что по почте обновления приходит без названия, что вкладка никак не называется).

    2. Чисто субъективно. «Chaos in the Old World» отличная игрушка судя по отзывам. Если бы не мои убеждения, играл бы с удовольствием. А так нехристь =) и ты не играй =)

    • Магнус says:

      Чушь какая. Христианство проповедует определённые положительные качества, которые должны быть у человека. К настольным играм никакого отношения не имеет, ибо если вы поиграете Кхорном — то от этого не станете кровожадным или отрастите вдруг себе вторую голову если за Тзинча. То что вы сказали — мягко говоря, извращение изначальной сути этой религии. Повторюсь — изначальной, т.к. она давно отошла от неё.

      • Ну и ладно, пусть. Все равно, чем меньше я имею дело с Кхорном — тем лучше =) Тематика, знаете ли, влияет на мировосприятие. Согласитесь, что от одной игры может веять более «светлым и чистым», а от другой — «более темным и мерзким». Современные христиане, как бы они чего там не искажали, стараются со вторым иметь как можно меньше общего. Или еще… А момент «вживания»? Вот начнешь чувствовать роль Кхорна и «говорить загробным голосом»… Христиане на такие темы не шутят. Типа, например, решили собраться в церкви в воскресенье и поиграть в языческие ритуалы голышом возле костра =) Надеюсь, вы не будет сейчас раздувать все это.

        • SSS says:

          Я в этой связи всегда вспоминаю одну историю.
          Еще во времена Пакс Романа в одной ближневосточной стране жили ожиданием прихода Мессии. Времена были тяжелые и смутные, но он явился. Однако Мессия был не таким как было написано в их книгах, без огненных колесниц и небесного грома. Обычный человек, сын плотника. А людям хотелось чудес и чего-то «ахового», ибо были они верующими, да только не в Мессию, а в то что накалякали мудрецы в своих книгах.
          Итог был неутешительный — воспользовавшись случаем народ осудил Мессию и распял его.
          Давно это было, а вот смотришь и понимаешь — многим до сих пор этот пример непонятен и нужно им лишь чудо, строгая книжная буквица да спасение собственной души.

          • Звучит круто, но к реальности не имеет никакого отношения =)

            • SSS says:

              Errare humanum est.
              Причем как я, так и вы)))
              Хотя не знал ни одну прекрасную идею, что даже за две сотни лет не обросла демагогией, схоластикой и лицемерием.
              Истинное христианство закончилось в веке 2-3 с окончанием эпохи апостольской церкви и появлением института церкви как общественно-политического института.

    • Магнус says:

      А тож так можно дойти до логики «раз ты в КС играешь за терров — ты террорист и игра ваще разжигает военные конфликты».

      • Может, дойти, а может, не дойти. Уважаемый Магнус, на предмет дискуссий предлагаю перейти на мой сайт и под каждым постом мы с вами поговорим обо всем на свете =) а то боюсь, нас сюда больше не пустят =) или пишите мне в личку на Тесере.

    • scafandr says:

      1) Спасибо за напоминание по названию сайта. Я его когда-то убрал и решил придумать что-то другое. Потом вылетело из головы, остался прочерк=) Frogged Dice пока что=)
      2) Не могу с тобой полностью согласиться. Для меня большое значение имеет идеология. Если я вижу откровенную пропаганду, когда мне пытаются что-то внушить, когда вытирают ноги о мои мировозррения, тогда я могу устроить бойкот чему-то. В данном случае это просто вымышленная вселенная, сказка, не имеющая ничего общего с нашим миром. Боги там с маленькой буквы, т.е. божки, которые сражаются между собой, и это просто весело. Между прочим, есть люди, которые пришли к православию через Вархаммер 40000, потому что там идеология космодесанта близка к религии. Хаос — их враги. В данном случае, конечно, вселленная не 40000, но все равно. Для меня это просто фан и вымысел.
      Если что, продолжим беседу в твоем блоге=)

  4. AiMock [Константин Манзюк] says:

    затронул 2 больных темы за раз.
    1) Хаос. жду пока приедет. долго колебался. сначала чуть не купил из-за миниатюр, не получилось договориться — передумал, пожадничал) потом через полгода почитал(не, не обзоры) правила[перевод — рыцари круглого стола]. И вот тут вставило. Я прям представляю сколько взаимосвязей между богами, как Кхорн бежит за всеми, кто может дотянуться, а остальные сбежать пытаются, как Дзинч путает людям карты, телепортирует врагов подальше и пользуется дарами магии других игроков. как крысы накидываются на все что осталось от разорения региона (они оставляют же не жетоны а сами сидят).

    2) Правила. На днях была игротека, на которой пришлось объяснять правила ужаса аркхэма. Проблема была в том что за столом 3 человека из 8 играли раньше. 5 новичков за столом (на игротеке уж очень много было желающих). Игра была очень трудной. правила долго объяснялись, не смотря на то что опыт в рассказывании правил этой игры огромный — около 40-50 партий ,в каждой приходилось рассказывать правила хоть одному новичку. И есть ряд советов, основанных на своем опыте о том как рассказывать правила(некоторые советы помогут и при разборе новой игры)

    а. Стремитесь к 1-2 новичкам за столом. Во первых человек лучше понимает когда ему рассказывают лично, а не группе людей. Во вторых если много игроков, которые играли ранее, то они своим примером ходов многое растолкуют в начале партии.

    б. В дополнение к предыдущему совету. Я прошу всех, кто играл раньше озвучивать что они делают и зачем, хотя бы в начале игры. если они это делают недостаточно емко,то я помогаю комментариями. Это помогает понять принципы, закономерности игры, приоритетные цели в начале игры и саму логику и стратегию игры.
    в. Стремитесь подать информацию разными способами. т.е. одновременно рассказывайте и «нарисуйте» на игровом поле ситуацию, которую описываете. И покажите на примере.

    г. Если есть возможность дайте людям краткую шпаргалку по игре. Составьте сами или возьмите из сети. в зависимости от игры это может быть конспект или сводная табличка. По этой шпаргалке расскажите правила, В процессе игры человек будет часто в нее заглядывать, поверьте) А спрашивают далеко не все, т.к. им стыдно, стесняются непонимания или еще какая нибудь странная причина.

    д. Новую игру постарайтесь, разложить соло перед игрой, попросите играющих заранее прочесть правила,подготовьте шпаргалки, Этот пункт слишком идеален чтобы быть правдой) сделайте хоть что нибудь из него.

    е. Новую игру играйте с людьми, которые играют с вами почти всегда или часто. Эти люди скорее всего готовы к игре данного уровня сложности и имеют опыт освоения новых игр близкий к вашему. С такими людьми легче т.к. они знают что трудно освоить игру наскоком и они проявляют терпение. И им есть с чем сравнить, Они видят похожие механики и быстрее понимают что и зачем. К тому же есть вероятность что они с ней заочно знакомы, хотя бы по обзорам.

    дальше продолжение рассказа больших знакомых игр)
    ж. Учите играть против себя, показывайте свои слабые стороны свои и других, рассказывайте как, зачем и почему вы ставите сюда этого мипла, рассказывайте чем руководствуетесь и на что рассчитываете, сделав ход.

    з. Алгоритм рассказа правил у каждого свой, вот мой вариант. Сначала рассказываю суть игры, т.е. в 2х словах что происходит в игре и какая ее конечная цель (например про эклипс.»В этой игре мы берем на себя роль маленькой космической империи старающейся подгрести под себя всех, до кого дотянется. Мы будем изучать космос, колонизировать планеты, расширяя влияние в галактике, строить боевые корабли, прокачивать их и вести в бой во славу своего императора. Цель игры до безобразия проста — получить максимум победных очков. вы их будете получать за бои, контроль над системами, научные достижения и т.д. «). После этого игрок знает примерную цель. Потом говоришь про компоненты игры, что для чего, как называются какие жетоны и зачем они нужны. После чего объясняем порядок хода(называем фазы) и затем рассказываем про вазы хода и про то, какие возможности у вас есть и как ими воспользоваться, а главное зачем. почаще отслылаясь к конечной цели. В конце рассказываем как считаются очки, и какие условия победы. Ну и когда заканчивается игра)

    и. НИКОГДА НЕ МЕНЯЙТЕ ТЕРМИНОЛОГИЮ ИГРЫ ПО ХОДУ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРАВИЛ. Этим кстати грешат иногда и разработчики игр. если карта называется карта хаоса, то вы ее и именуйте картой хаоса. можете объяснить что это что то вроед заклинаний но не надо называть ее сначала карта хаоса, потом карта богов, потом карта заклинаний, потом карта древнего(и тут влез аркхэм). Человек не всегда может понять что вы говорите про одну карту.

    фух) надеюсь что не совсем чушь написал, свое мнение по этому вопросу, не более. может и ошибочное. многие пункты привет от кэпа)

      • AiMock [Константин Манзюк] says:

        не занудствуйте, Вообще Кхорн — офф вариант перевода
        http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BD

        • SSS says:

          Именно что офф. ГВ отвечали? Вики пишут фанаты, для которых и ваагх нормально.

          • AiMock [Константин Манзюк] says:

            Сколько обзоров перечитал про Хаос, во многих встречается холивар на эту тему. Судя по сети Кхорн правильно ,т.к. в книгах по вахе переводили так. Так и повелось. Вообще дело вкуса. Главное что все поняли о каком боге речь. И пусть каждый зовет как ему угодно, не навязывая остальным мнения,

            • SSS says:

              Судя по ссылке, он либо Корн, либо Хорн.
              Авторы таки англичане и Тзинч им банально сложно произнести.

      • scafandr says:

        О, извечная тема. Я не придерживаюсь такого мнения, что нужно повторять полностью английское произношение. Так и Аркхэм будет Акэм, Хоррор — Хорро, а Хаос — Кэос. Я понимаю, что Корн и Негл — правильно произносится, если говорить с англоязычными людьми. Я привык к фанатским Кхорнам и Слаанешам. Просто потому что так было написано в рулбукам и плотно засело в моей голове. Если вдруг появится оффициальное произношение на русском языке — я стану называть все правильно.
        А так пускай и дворфов дварфами называют, ничего страшного, мы же друг друга понимаем=)

    • scafandr says:

      Спасибо за подробный комментарий.
      С Ужасом Аркхема у меня тоже есть не очень хорошие воспоминания. За столом собрались все с нулевым опытом в УА (кроме меня). У меня копия игры оригинал, а язык знаю я и одна девушка, остальные либо немецкий знают, либо вообще ничего. Но я был полон оптимизма и сказал, что буду всем помогать, как DM. В итоге я 4 часа играл сам с собой, всем подсказывая и переводя весь текст на картах.
      Все пункты, безусловно, правильные. Но вот что делать в ситуации, когда ты сам в игру не играл, только один раз прочитал правила? Учить пока не запомнишь все, чтобы рассказать нормально правила? Или сыграть дома сам с собой?

      • AiMock [Константин Манзюк] says:

        если есть возможность — дайте реакцию на этот коментарий) мне интересно ваше мнение)
        обычно я поступаю следующим образом — читаю правила и примерно раскладываю игру пока не пойму закономерностей в процессе игры. Печатаю шпаргалки и переводы карт(если надо). Кстати очень помогает почитать «плохие обзоры») это те, в каких пересказ правил и игровых моментов,почитать эрраты и FAQ. На этом этапе отлавливается много подводных камней) Потом собираетесь узким кругом настольщиков-друзей, сказав им почитать правила заранее. Они конечно же этого не делают, и тогда при поиске в книге правил шишки сыплются от меня на них) что то из серии — я ж предупреждал, говорил почитать. первая партия всегда скомканная, если игра большая и трудная.Если игра «не зашла», я узнав уже о куче вопросов конкретных по игре перечитываю правила, потом рассказываю тем же друзьям в следующий рас и мы с новыми силами осваиваем игру полноценно, сыграв пробную партию и прочувствовав игру)

        п.с. Я стараюсь не раздувать свою коллекцию сверх меры. У меня всего около 30 игр, но они практически все играются. УА, Улей, нетраннер, ghost stories, seasons, eclipse и .т.д. позором является Манчкин квест наверно) остальное периодами открывается в зависимости от времени, коллчиства игроков, уровня и индивидуальных предпочтений

        ппс Не люблю каждый раз опробовать новые игры. Многие игры требуют неоднократной игры, только тогда они раскрываются полноценно

        • scafandr says:

          Вот у меня примерно та же самая ситуация — никто не читал правила, но виноват во всем я=) Реально первые 2 партии — это притирка правил. Нереально в большие игры сыграть сразу правильно и получить полное удовольствие от процесса.
          А вот такие обзоры игр с правилами мне кстати очень нравятся, когда я изучаю игру. В них описано самое главное, как раз то, что нужно, чтобы понять игру.
          А так у вас хорошие друзья, если терпят пытки игрой вместе с вами=)
          Я как раз люблю галопом по Европам. Люблю сыграть в 10 разных игр, потом только решу, в какую я бы сыграл еще раз. Я не очень люблю заигрывать одну игру, потому что потом к ней уже надолго не притронешься.

  5. Магнус says:

    Что касается Старого Мира. Брать только с допом. Новые карты способностей здорово исправляют баланс, а также пятый игрок — рогатая крыса. Атмосфера на высочайшем уровне. Фан там же, ещё бы, ведь ты используешь могущество самого бога Хаоса, а это тонны пафоса и «мухухухуахашек». Лорды всё же типичное евро, они не дадут такой реиграбельности, такой кровавой бани) я бы взял Данжн Петз вместо них — тот же мир и зверушки мимими.

    • scafandr says:

      Спасибо за совет! Хаос надо брать — решено.
      Мне тоже предлагали лучше взять Петсов, если уж решусь на покупку. Они, конечно, кавайные, но я всегда думал, что лучше купить первую игру, а потом, если понравится, можно и петсов. Возможно, я ошибаюсь

  6. Уведомление: Chaos in the Old World vs Dungeon Lords и как правильно объяснять правила | Мир настольных игр

  7. Leto says:

    Все нижеописанное — мое ИМХО 😉
    1) Хаос ОЧЕНЬ рандомен — начиная с расставления начальных фишек (от которых зависит, будет ли Ваш бог рулить в уголочке, или ему придется лезть в центр карты и получать от всех остальных игроков, которые тихо рулят в уголочках), карт (вам легко могут выйти 3 одинаковых вот-прямо-сейчас-нафиг-не-нужных карты, а противнику наоборот — 3 убер-карты), событий (которые к черту сломают всю вашу продуманную стратегию и поднимут вашего противника), и заканчивая метанием кубов (метается их не так много, поэтому каждый неудачный бросок — это очень критично).
    2) я играл 3 раза, все три раза за разных богов, все три раза был на последнем месте — поэтому игру не люблю — она надругалась надо мной 3 раза подряд 😉
    3) приехала «Крыса» — хотим разыграть на 5 человек
    4) голимый америтрэш — при неудачных бросках Кхорн сливается только в путь… Если бы небыло дайсов — я был бы готов назвать ее еврогеймом.
    5) играть лучшем максимальным составом

    В целом игра отличная, но кто-то полюбит ее — а кто-то будет ненавидеть — равнодушным не останется никто 😉

    • SSS says:

      Вы просто мало играли;)

    • scafandr says:

      Я довольно хорошо отношусь к рандому, физику кубиков понимаю и практически на нее не жалуюсь=) Но ваш опыт мне знаком. Когда несколько раз полностью пролетаешь в одной игре, как-то желание еще играть улетучивается.
      Я еще понимаю, что нужно компанию правильную под игру подбирать, чтобы потом не выслушивать нытье, как все плохо в Старом Мире=)

  8. Игорь says:

    Играл в обе игры. В коллекцию добавил только Dungeon Lords.

    COW игра хорошая. Т.е. все на месте — миниатюрки, правила, геймплей. Придраться не к чему. Но чего-то в ней не хватает. Души в ней, что ли, нет, уж простите за высокопарные слова. Т.е. вот поиграли, да, хорошая игра. Но не тянет к ней больше. Если еще раз предложат сыграть – я, пожалуй, соглашусь. Но если будет хоть какая-то альтернатива – я выберу альтернативу.

    DL – игра похуже. Да, цена ошибки, да, даунтайм, да высокий порог вождения. Но, черт побери, в нее ИНТЕРЕСНО играть. В нее интересно даже проигрывать. Потому что это и dungeon keeper тема с его «good to be bad», и отлично, с юмором написанные правила, импы, оформление. Это игра, где фан во многом получаешь от процесса, а не от результата. Итог – игра в коллекции, доп заказан.

    Я не стал расписывать ттх, их вы и без меня прекрасно знаете. А эмоции – именно такие.

    Теперь по поводу правил. Не далее, как вчера, мне пришлось в очередной раз объяснять правила к еще одной игре с высоким порогом вхождения – space alert. Те, кто играл, в курсе, что за 5 минут правила там не объяснить, и что «по ходу» там понять что-то точно не получится. И я опять порадовался, что товарищ Хватил так тщательно подошел к вопросу составления правил – информация подается по нарастающей, нюансы не вываливаются на новичка сразу и оптом, а постепенно раскрываются в процессе и в итоге все становится понятно и логично. Единственное, о чем жалею – было мало времени, поэтому пришлось опустить всю предысторию и почти все юморные вставки. Итог – замечательно отлетали четыре миссии и, несмотря на то, что провалили последние две, оба новичка захотели эту игру себе в коллекцию (причем второй новичок уже раньше играл в эту игру, но правила ему объясняли не «по хватилу», и игра в прошлый раз ему не понравилась).

    • scafandr says:

      Большое спасибо за персональные описания игр. Я подозревал, что в COW главенствует механика, а атмосфера притянута за уши.
      Эх, своим комментом вы снова меня заинтересовали в ДЛ=) Все плюсы, которые описали, я и жду от игры. Что это весело и интересно.

  9. Artemy says:

    По поводу Dungeon Lords. Правила написаны отлично. Все объясняется и с юмором. Игра очень хорошо связана тематически и логически. Оформление мне тоже очень нравится, хотя этот кому как на вкус. Она да, тяжела для новичков, так как куча правил, но в этом ее достоинство.
    одна ошибка в выборе действий рушит планы на победу; — тут я ничего отрицательного не вижу. Моя любимая игра. Она прекрасна.

    По поводу объяснений правил. Мне тоже очень часто приходится знакомить людей с играми. По мимо тех, кто считает, что надо разбавить юморком мой рассказ, есть и конечно ловящие мух, втыкающие в телефон и желающие разобраться по ходу. А потом: игра тупая, я ничего не понимаю и т.д.

  10. Expressionist says:

    Мнение.

    С Chaos in the Old World довольно давно был ознакомлен, сыграв пару партий. Игра, несмотря на уже перечисленные достоинства стойкого интереса не вызвала. Из поверхностных недостатков лично для меня существенны были: длительный период ожидания своего хода, общее время игры (около 4 часов в компании гиков).

    Dungeon Lords освоил намного лучше первой игры. Сразу отмечу что игра менее попсовая (что ли) чем Chaos in the Old World. НЕ всем нравиться, но те, кому нравиться всегда обеими руками за- то чтобы сыграть.
    На мой взгляд, с правилами, реиграбельностью и оформлением всё замечательно. Про ошибки и новичков согласен. В игре достаточно много показателей, изменение которых нужно просчитывать в уме заранее, что в принципе для новичков, плохо знакомых с игрой, задача сложная. Новички гарантированно совершают глупейшие ошибки. Однако с 3-4 партии, когда все тупики исследованы, ошибки становиться малозначимы и редки. Главное преимущество игры в ощущениях от процесса – играть попросту весело и интересно.
    Из недостатков для себя всегда отмечаю:
    — Неудобство (в игре несколько полей которые постоянно на грани падения со стола, куча карт, куча мелких элементов которые нужно раскладывать, перекладывать)
    — Дихотомичность процесса (играть ради победы и ради удовольствия приходиться по разному, особенно остро ощущаться в вором году, когда приходят комнаты дающие очки, а ты хочешь купить боевую комнату или лабиринт)

    Dungeon Pets к слову игра намного более мозголомная и при спортивном подходе очень утомляет. Я кстати собираюсь продавать свой экземпляр) Попробовать советую, но покупать … разве что у меня)

    • scafandr says:

      Большое спасибо за описание своих впечатлений. Думаю, что Хаос я точно в этом году приобрету. А вот про ДЛ пока еще буду думать — и хочется и колется=)

  11. sputnik1818 says:

    Отпишусь по поводу правил, так как лично слушал не раз объяснения от тебя:
    если ты играл в игру и знаешь правила, то объясняешь их интересно и слушать можно и нужно.
    если не играл и читаешь прямо по ходу, то действительно слушать два часа чтение очень тяжело. Я, например, мысль теряю уже минут через 10. Потому часто тебе и говорят: «Давай по ходу». С этим ничего не сделаешь:(
    Вариант — либо самостоятельно дома хотя бы разложить игру и с правилами посмотреть что к чему, а потом объяснять как знаешь, но в режиме «10-15 минут и поехали», либо заставлять всех дома прочитать правила. Чтобы поиграть с Олей в Нетраннер, я заставил прочесть самостоятельно прочесть все правила после пробной партии. Так видимо со всеми и надо поступать.

    Да и недавно поймал себя на мысли, что не хочу играть игры сложнее Диксита с людьми, с которыми скорей всего больше никогда в эту игру не сыграю.
    Это трата времени. Если человек случаен в компании, то проще ему филер сунуть, чем заново рассказать правила крупной игры…

    • scafandr says:

      Вот с Олегом на эту тему говорил, так что он тоже сказал, что 10 минут еще пытаешься вникнуть, а потом все, астрал. И, мол, ты как будто сам себе читаешь. А оно так и есть. Я еще раз себе читаю, чтобы перед игрой освежить знания, потом играем.
      Вообще, больше такие игры брать не буду, ты прав. Лучше дома разложить сам с собой одну партию, потом уже можно брать.
      У меня просто все неигранные игры как раз такие и остались, в которых нужно разбираться.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: