Kore wa Kamakor desu! — обзор настольной игры Kamakor (дополнение к GOSU)

Мне кажется, или на Камакор и правда никто не писал обзоров? Как так?! Даже на БГГ висит только один отзыв. Нужно срочно исправлять положение, даешь обзор на Kamakor — дополнение к уникальной настольной карточной игре GOSU!

 

На GOSU я уже делал обзор, можно прочитать его здесь. Если кому-то лень его читать или даже просто кликнуть по ссылке, то вкратце я расскажу, о чем игра:

— игра карточная, про кланы гоблинов, которые дерутся между собой;

— каждая карточка в игре – это отдельный гоблин с уникальным свойством;

— гоблины различаются уровнями – от 1 до 3;

— карточки выкладываются игроками перед собой, образуя поле 3х5;

— в первом ряду находятся гоблины первого уровня, во втором – второго, в третьем – третьего;

— выкладывая гоблина на поле, можно сыграть его свойство (например, набрать в руку несколько карт, уничтожить карту соперника, моментально сыграть еще одну карту и т.д.);

— когда все игроки спасуют, начинается Великая Битва, в ходе которой происходит подсчет очков, которые приносят игрокам гоблины на поле;

— победитель Битвы получает жетон победы, а игра заканчивается, когда кто-то соберет 3 таких жетона.

Если кому-то интересны подробности, тот может почитать мой обзор на базовую игру целиком.

Нельзя сказать, что GOSU получилась идеальной игрой. Когда фанаты услышали о готовящемся дополнении, то их ожидания заключались в появлении новых кланов и устранении шероховатостей, из-за которых игра не могла блистать как граненый алмаз.

В принципе, все так и получилось. Нам дали новые кланы и подкорректировали правила игры. Но начнем с коробки.

Гоблин, сиськи и дракон

Если базовая коробка была белехонькой по цвету, то дополнение явно служит темным силам, ибо она черная-пречерная, а для привлечения извращенного мужского пола разместили по центру легко одетую гоблиншу.

Размеры коробки такие же, как и в базе, т.е. пустоты в ней хватит далеко не на одно дополнение. Честно признаться, я ожидал увидеть менее габаритную коробку, чтобы карточки можно было просто хранить в GOSU.

Нам придумали 100 новых карточек, 8 токенов Драгунов, 10 кланов токенов и правила. 100 карт – это все гоблины, никаких нововведений в виде новых типов карточек не появилось. Что интересно, 20 карт из них – это даже не гоблины, а некие Шибуке, жители Лесного Мира.

В коробке еще лежала одна карточка (Negociator) и маленькая бумажка, на которой было написано, что моя копия является самой правильной, ибо она содержит карточку, которую изначально пропустили и не вложили в коробку. Тут именно и она валяется, вложите ее в колоду, а из колоды достаньте лишнюю карту (Banksy). Я так понял, что именно из-за этого игра вышла не вовремя. Дело в том, что она должна была выйти летом 2011 года. Потом сроки перенесли на октябрь, к Шпилю. Вроде бы осенью в Эссене можно было купить копии игры, но почему-то в онлайн-магазинах она не появилась, а дату официального релиза перенесли на зиму. К счастью, больше переносов не было.

По комплектации игры добавить особо нечего – карты того же приемлемого качества, жетоны как жетоны, правила не содержат базовых объяснений, они относятся только к дополнению, поэтому если вы купили дополнение без базы, то правила придется скачать из Интернета, чтобы разобраться, как играть.

Другой уровень игры

Мне кажется, Ким Сато (разработчик игры) постарался учесть все, что предъявлялось в упрек игре. Об изменениях поговорим подробнее.

К старым пяти кланам добавились новые пять (кстати, очень приятно, что не 2-3, как это обычно делается), т.е. по сути мы получили новую настолку. Игра позволяет смешивать кланы по вашему усмотрению, либо предлагает использовать драфт, для определения кланов на игру. Как известно, допускается использовать в игре 5 кланов. Для этого и нужны 10 токенов кланов. Игроки по очереди удаляют по одному токену, пока не останется ровно пять – это и будут кланы на игру.

Одним из главных нововведений можно считать введение стартового драфта руки. Плохая рука была одной из главных причин поражения. Разброс кланов, переизбыток гоблинов 3-го уровня и все — можно передавать привет фортуне. Теперь же, получив на руку 7 карт, вы выбираете 2, остальные передаете соседу. И так до конца, пока не закончатся карты для передачи.

В базовой игре можно было играть раунд, пока не спасуешь. В результате чего тот, кто спасовал, мог сидеть и долго ждать, пока противник наиграется, устроив карусель из карточек. Теперь после первого спасовавшего игрока остальным дается только 10 дополнительных ходов (при 2-х игроках) или в сумме не больше 10, если играют 3-4 игрока и один спасовал. Стало жестче, но справедливее.

Появился новый вид гоблинов – standard bearer (знаменосец). Они есть во всех кланах, кроме Shibuke, т.к. они не гоблины. Фишка этого гоблина в том, что если он выживает в конце Великой Битвы, то его владелец берет 2 карты. Все знаменосцы получили уникальное свойство – recruiter (вербовщик). Это одновременно и классная, но и мутная фишка. Классная, потому что отменяет свойство платить на карту, если она другого клана и кладется рядом справа от recruiter. Вы же помните, что если вы выкладываете гоблина из клана, которого еще нет на вашем поле, то обязаны в качестве платы сбросить 2 карты. Так вот можно будет не сбрасывать, если у вас есть вербовщик. Минус этого свойства в том, что если вербовщика уничтожают, то все остальные игроки набирают по карте. Поэтому с этими вербовщиками нужно быть поосторожнее.

Еще один новый термин появился – release. Относится он к картам, которые были пойманы в ловушку – trapped. Release – это значит вернуть карту обратно в нормальное положение лицом вверх.

Вы хотели новые кланы? У нас их есть!

Давайте рассмотрим каждый клан по отдельности.

Warmachine

Это гоблины, увешанные с ног до головы разными техническими штучками-дрючками, что позволяет им легко уничтожать карты противников, меняться местами с другими картами, возвращать карты из дискарда и пр. По злобе этот клан стоит рядом с огненными гоблинами из базы. Жечь, резать, убивать, отнимать – это они умеют. Если ваша тактика заключается в уничтожении карт противника, то Warmachine – ваш выбор!

На карте гоблина 3-го уровня Gagy нарисован маленький Тоторо=)

Shadow

Самый трэпанутый на всю голову клан, потому что практически все гоблины клана завязаны на trap’е. Трэпни своего гоблина — трэпни чужого, трэпни своего – набери карту, трэпни одного – освободи другого и т.д. Это единственный клан, которого трэпать крайне полезно.

Из всех гоблинов третьего уровня этого клана самым прикольным мне показался Zikozak. У него следующая абилка: когда колода карт заканчивается и перешафливается, то у игроков все трэпнутые карты возвращаются в нормальное состояние, а открытые карты становятся закрытыми, т.е. трэпнутыми. Если сосредоточиться на этом клане и собрать достаточное количество закрытых карт, то можно соперники попадут в настоящий ад. Сюрприз классный, но не так легко его сделать с большой выгодой для себя.

Dragoon

Клан гоблинов, которые дружат с драконами разных размеров и широкого диапазона огненных способностей. Вместе с собой они принесли в игру специальные токены (тее самые 8 токенов Драгунов). Большая часть способностей гоблинов-драгунов заключается в наборе своих токенов. Сделай что-нибудь, возьми за это токен. Но нельзя иметь не более двух токенов в игре. Эти токены нужны для того, чтобы активировать специальные способности на картах, перед которыми стоит специальный значок. Т.е. по сути токены драгуна служат как жетоны активации для специальных абилок. Этим этот клан и специфичен, что если у вас нет гоблинов, которые приносят этот волшебный токен, то карты со способностями драгуна выглядят вообще как мусор.

А карточки 3-го уровня не особо интересные. Age of Victory – девочка с обложки, приносит автоматически победу, если вы соберете у себя сет из следующих карт – Age of Legend, Age of Magic, Age of Silence, Age of War  и Age of Knowledge. Похожая карточка есть у огненного клана. Слишком много всего нужно собрать. Еще один гоблин 3-го уровня – Kong — позволяет сбросить 2 токена драгуна, трэпнуть Kong’а и за это набрать целых 7 карт. Ах да, при этом еще нужно иметь advantage token и сделать это может любой игрок. Ну вот этот Конг смотрится самым более-менее симпатичным, который вовремя может спасти ситуацию, когда игрок горит по картам в руке.

Shibuke

Пожалуй, это самый необычный новый клан. И вот почему:

— это не гоблины! Представьте себе. Эти существа больше всего напоминают Na’Vi из Аватара. Тот же оттенок кожи, те же черты лица. Да и зеленый приятный фон напоминает природу Пандоры;

— они не умеют мутировать. Негоблины не мутируют – золотое правило GOSU;

— зато вместо мутации Шибуке дали одну забавную способность – shadow jump. Если игрок решил применить это свойство, то он открывает верхнюю карту с колоды, и если эта карта одного уровня с той, которая делает прыжок в тень, то карты меняются местами, а сделавшая прыжок карта уходит в дискард. Эта способность позволяет вытащить из колоды что-нибудь интересное и заменить карту с уже сыгранными свойствами. Но не все так весело, как кажется. Если вытянутая карта оказывается другого уровня, то попытка прыжка считается неудачной, и карта трэпается (закрывается);

— еще одна фишка клана – двойственность уровней клана. Шибуке может иметь принадлежность сразу к двум уровням. Например, 1-2 или 2-3. Класть такую карту можно в любой ряд из указанных по выбору игрока. Это их свойство здорово помогает при прыжках в тень, потому что свойство на соответствие уровней относится к обоим уровням, отмеченных на карте.

По сути shadow jump есть мутация, только немного другим способом.

Самым «вкусным» На’Ви можно назвать Tyrsea. У него Overall Effect – любая собранная колонна, состоящая только из клана Shibuke, приносит не 10 очков (2+3+5), а 15! Довольно круто, но собирается сложно.

Kobuke

Самый «японский» клан. Тут вам и сакура, и самураи, и гейши на карточках. Мне кажется, что автор игры решил в этот клан вложить все самое интересное, что он задумал. Кобуке – клан скрытный: любит прятаться, скрываться, носить маски и шифроваться под другой клан. Одним словом, шулеры. Гоблины первого уровня ориентированы на мутацию, особенно когда платят мутации именно ими. Например, один сброшенный гоблин стоит как 2 карты. Если потратил 2 токена активации на набор карт, то возьми одну дополнительную и забери жетон превосходства. Такие свойства у них.

Весьма интересный «мужик» Abunakkashii. Его нельзя уничтожить, стоимость его мутации – 9! Но если он мутирует, то игрок автоматически получает жетон победы. Настоящий самурай.

Вообще же этот клан больше всего ориентирован на мутации. В частности, самая интересная карта 3-го уровня уменьшает все мутации на 1 до минимального 1. Не такой уж и полом, но если ориентироваться на мутации – карточка полезная.

Командная игра

В принципе, уже и раньше можно было захоумрулить игру под командные правила, теперь же они есть официально. Выигрывает команда, которая в сумме наберет 3 токена победы. И еще добавилось несколько возможностей – можно тратить токены активации на приятеля по команде (для добирания карт), их же можно использовать для активации карт напарника. Когда начинается Великая Битва, то с каждой стороны принимает участие только лучшая команда, а не все подряд.

Стоит ли Камакор своих денег?

Я очень ждал дополнение, потому что база начинала приедаться. Мне очень понравилась карточная игра GOSU, я в нее играл довольно много и подсадил на нее своих друзей. Но потом чем больше я общался с другими людьми, игравшими в GOSU, тем больше понимал, что она как-то уж слишком рандомна, хоть и веселая. Больше всего не нравилось, когда соперник устраивал карусель, 10 минут играя карты, потому что у него получилась собирать отличные комбы. В то время как у тебя мог быть один сплошной неприход в руку. Даже если бы хотел, то карусель никак не раскрутить ерундовыми картами. Поэтому иногда все становится понятно уже с самого начала игры. Чем больше игроков, тем интереснее, но вместе с этим еще хаотичнее и дольше по времени.

Поэтому в GOSU я стал играть реже. Очень хотелось, чтобы дополнение внесло коррективы в базовую версию.

По большей части, Kamakor чего-то кардинально нового не принес. Были услышаны вопли на форумах о том, что плохая стартовая рука ломает игру, — вот вам драфт. Хочу сказать, что это нововведение мне пришлось по душе. Теперь можно до старта определиться с разбросом уровней в руке и наименованием кланов.

Очень здорово, что теперь после первого паса в игре счетчик ходов тикает и не дает сыграть 100 дополнительных ходов. Если ты видишь, что у тебя дрянная рука после сброса жетонов активации, говори пас, и пусть соперники помучаются. Хотя даже при таком ограничении можно построить свою армию, и успеть разрушить чужую…

Новые кланы. Внесли еще больше хаоса и рандома в игру. Больше всех выделяются Шибуке со своим прыжком в тень. Но как-то стремно все эти прыжки делать. Поэтому, по сути, новые кланы чаще всего предлагают сыграть в рулетку – повезет — не повезет.

А ответ на вопрос «Стоит ли покупать дополнение» довольно прост. Если вы счастливый обладатель базовой игры и вам она нравится – конечно же покупайте! Фана от новых карточек море, теперь вы можете мешать различные кланы, а это значит больше комбо, больше стратегий. Дополнение делает игру однозначно интереснее. Маст хэв!

Если вы играли в GOSU или он у вас даже есть, но вы считаете, что игра имеет ряд минусов или вам достаточно того, что есть, то Kamakor не изменит ваше мнение, потому что игра осталась такой же. Если ваши претензии заключались только в плохой стартовой руке и длительности ходов после паса, то не волнуйтесь, это исправили. Все остальное осталось. Если вам не нравится база, дополнение тоже не понравится.

Если вы заинтересовались игрой, то лучше обратить внимание на базовую коробку, потому что Камакор слишком крут, пожалуй, для новичка. Его можно взять, конечно, но лучше начать с базы, там кланы попроще и есть базовые правила.

А если кто-то так до сих пор и не решил, стоит ли ему обратить свое внимание на игру, тому посоветую заглянуть на www.boardgamearena.com. Там есть ГОСУ в онлайне, причем уже с допом. Вообще, для русского человека такие сайты немного вредны, ибо я как-то сомневаюсь, что кто-то после онлайна пойдет и купит себе игру=) Дело в том, что реализовано там все отлично и игроков хватает.

Я ни капли не жалею, что приобрел дополнение. Пожалуй, он получился таким, каким и должен был. Игру освежили и играть в нее стало еще интереснее. Но минусы все равно можно найти.

А еще меня удивляет пассивность издателей по отношению к этой игре. Ведь к ней можно клепать сколько угодно маленьких паков с кланами. Либо она не пошла в продаже, либо автор решил сосредоточиться на других играх, а на ГОСУ забил. Очень жаль, если честно. Я все же надеюсь, что хотя бы одно дополнение нас ждет в будущем. И это будут не слабые переделки вроде GOSU Tactics…

Реклама

4 Responses to Kore wa Kamakor desu! — обзор настольной игры Kamakor (дополнение к GOSU)

  1. Vladimir says:

    Спасибо, что напомнил о допе, а то у меня с прошлогоднего Эссена лежит не опробованный ;(
    Теперь вот и правила читать не надо. Что на старте партии ввели драфт — это хорошо, напрашивалось.

  2. Уведомление: Kore wa Kamakor desu! – обзор настольной игры Kamakor (дополнение к GOSU) | Мир настольных игр

  3. Уведомление: О старом по новому: GOSU | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: