Игры на русском и геймтайм

1. Срочно локализировать!

Товарищи, сегодня на повестке дня очень важный вопрос – что душа требует локализовать? Вопрос очень важный и не терпит отложения.

Практически на любой анонс крупного издательства среднестатистический настольщик реагирует таким образом: «А почему не перевели на русский язык ДРУГУЮ ИНТЕРЕСНУЮ настольную игру?». Другая интересная – это, как правило, большая игра, вышедшая недавно, гиковская и дорогая. Т.е. такая, в какую этот настольщик очень хочет сыграть, но не имеет возможности заказать ее из-за рубежа. Либо может и даже закажет, но как же можно обойти стороной замечательный повод потроллить?

Какой процент настольных игр от общего количества выпущенных в мире переводится на русский язык? 1? 0,1? 0,01? Кто подскажет? И из этого широкого спектра нетронутых локализаторами игр нужно выбрать достойнейших, выписать их отдельно на листе бумаги и разослать по почте всем нашим издателям, чтобы они наконец узнали, чего хотят настольщики.

Мое мнение такое, что идеальная игра для локализация находится посередине между большими гиковскими играми и простыми филлерами. Исключение могут составить хорошие филлеры с большим количеством текста. Т.е. это игры в диапазоне 25-35 уе.

Важно понимать, что идеальный претендент не должен быть обязательно перегружен текстом, чтобы его русифицировали. Локализация – это возможность приобрести игру во всех настольных магазинах стран СНГ. Т.е. не всегда возможность локализации рассчитывается по формуле (много текста) х (все гики хотят купить). Даже если текста в игре ноль (не учитывая правила), все равно она может быть хорошим претендентом на русификацию.

Помню возмущения по поводу 7 Чудес, что было бы что локализировать, там и так текста нет. Текста действительно нет, но зато игра продается везде. И если игра хорошая, то это наоборот должно радовать настольщиков, а не вызывать у них негатив.

Следует всегда понимать, что локализированная игра должна зацепить не только знающего человека, но и совершенно левого случайного посетителя магазина настольных игр.

Допустим, можно локализировать Eclipse, который хорошо себя зарекомендовал за последние несколько лет. Во-первых, игра будет дорогой. Как обычно, дороже, чем оригинал. Во-вторых, объемные правила могут отпугнуть среднестатистического игрока. Это как раз игра из группы риска, которая может намертво осесть на складах издательства. Несколько месяцев стоит за витриной Эклипс в одном из минских магазинов за 130уе…

Много говорят о том, чтобы очень нужно перевести на русский Android: Netrunner. Игра, безусловно, очень хорошая, но я скептически отношусь к локализации живых карточных игр. Издать базу нет проблем, но вот с дополнениями все гораздо сложнее. Активные игроки будут требовать регулярного выпуска чаптеров, но кто скажет, будут ли они продаваться? Часть тех людей, что купили базу, ограничатся ею. Часть купит пару чаптеров. Часть будет скупать все чаптеры. Но все равно какая-то часть дополнений в конце концов будет лежать мертвым грузом. Ну вот не пошла Игра Престолов, что поделаешь. Мой знакомый купил базовую коробку ИП, но до сих пор не спешит покупать маленькие дополнения, ибо пока хватает базы. Мешать карточки с русским и английским текстом не комильфо. Как по мне, так уж лучше пускай Hobby World постарается вовремя привозить все выпуски этой замечательной живой карточной игры про хакеров и корпорации на оригинальном языке.

Немножко напрягает ситуация с филлерами разного качества, которых становится с каждым месяцем все больше и больше. Я не против этих замечательных убийц времени перед более серьезными настолками, я просто вижу, что на рынке появляется много довольно низкопробных филлеров, которым сложно выделиться на фоне других подобных игр. К примеру, очень наслышан о Помидорном Джо, в котором очень классные мягкие помидорки, а сама игра ужас-ужас. О многих таких филлерах я даже и не слышал ничего, а на BGG у них невысокие рейтинги (если уж не сказать даже низкие). Поэтому такие игры я бы не хотел видеть локализированными. Ведь, напомню, мы ищем идеальную игру для издания в наших краях.

Я точно знаю, чего хочу – чтобы новые игры от FFG сразу же появлялись на русском языке. Это хорошо, что Elder Sign вышел на русском, но я в него играю уже 2 года, и даже заказал дополнение, о русификации которого пока и речи не идет. Хотя чем черт не шутит…

Вот выйдет Eldritch Horror – хотелось бы сразу увидеть и локализацию игры. Игры по Ктулху же вообще очень популярные, нет сомнений, что продадутся.

Очень угадала Звезда, выпустив Андор. Русская версия вышла практически вместе с оригиналом, имела хорошую информационную поддержку, много отзывов, обзоров – все четко. Из таких игр сейчас много говорят о Firefly – чем не повод рискнуть издать на русском? Вообще, ходят слухи, что Звезда подписала кого-то. Учитывая, что Spartacus выпустила та же компания, что и Firefly… Ну вы понимаете, к чему я клоню. Хотя это все догадки.

Довольно много говорят о Pathfinder, но вряд ли кто-то согласится переводить игру на русский, потому что наш издатель не сумеет вовремя выпускать дополнительные наборы, а их обещают выпускать пачками.

Жаль, что упустили возможность локализировать Seasons. Игра классная, но из-за текста некоторые наши игроки не могут играть, ибо не знают английский язык. Мне кажется, что сейчас уже нет мысла эту игру выпускать, т.к. кто хотел, тот уже поиграл, а игре уже больше года.

Т.е. вообще лучше всего, имхо, издавать свежие хиты. Или давно забытые, но очень крутые, старые игры (все-таки вышел Condottiere, скоро сделаю на него обзор). Поэтому считаю, что Battlestar Galactica уже не самый лучший вариант для локализации. Либо нужно было раньше выпускать, либо через несколько лет, когда про игру забудут.

Я за локализациию Dungeon Pets, The Castles of Burgundy, Core Worlds, Suburbia, Tzol’kin, Libertalia, Dungeon Twister Card Game… Эти игры, скорее всего, я бы даже купил бы сразу, особо не раздумывая. И да, это игры из моего хочу-листа, и я руководствуюсь своими эгоистическими позывами, но с учетом требований масс.

Какие игры хотите видеть на русском вы?

2. Время — деньги

 Когда-то давно я особо не задумывался над тем, что игра может быть слишком длинной или слишком короткой. Если игровой процесс затягивается и появляется скукота, значит настольная игра плохая. Да и в голову не приходило, что если уменьшить время на партию, изменив правила, то играть будет значительно интереснее. Я считал, что если игра длится столько-то времени, значит так надо.

Я периодически придумываю какие-то настольные игры, которые оформляю на бумаге и прячу в стол на будущее. Пока ни одно будущее еще не наступило=) Но в каждой своей разработке я уделяю много внимания продолжительности игры. Сначала появляется идея геймплея, а потом примерно прикидываешь в уме, сколько в нее можно играть. Допустим, минут 30-45. Дальше начинаешь набрасывать новые игровые возможности, новые механики, и уже понимаешь, что геймплейное время может увеличиться в 2 раза. Сможет ли моя игра удержать игроков 1,5 часа за столом? Это очень важный вопрос.

Есть такой аттракцион в одном минском парке – молотки. За вход в парк платишь деньги. А там дальше выбираешь между бесплатными аттракционы и платными. Молотки бесплатные, катайся, сколько захочешь. Заходишь в открытую кабину, и эти молотки крутят тебя взад-вперед, пока тошнить не начнет. 5 минут хватает, чтобы пережить весь спектр эмоций от круто до я больше никогда сюда не приду. Аттракцион бесплатный – можешь еще раз прокатиться. Но организм говорит – все, хватит, я больше не могу.

Так и с настолками. Есть игры, которым 15 минут хватает, чтобы игроки поняли, что она классная. Больше будет уже слишком. А теперь представьте, что игра-пятиминутка растянута на целый час. Вам 10 минут хватило, чтобы наиграться, но вас заставляют играть дальше. Тошнить не будет, но одной партии хватит, чтобы сказать про игру meh!

А бывает такое ощущение, что времени на игру мало. Например, Nightfall. Вот только-только колода начала играть, как надо, как другой игрок забирает последнюю карту ран и игра заканчивается. На самом деле, это не просчет разработчиков, которые специально урезали кайф игрокам. Просто если увеличить время игры, то она перестанет работать. Вряд ли разработчики от балды выбирали количество ран на партию, все же тестировали и долго тестировали. Но факт есть факт – очень хочется продлить игру хотя бы на один ход.

А вот Цитадели на много игроков слишком затянуты. И ты уже начинаешь ненавидеть игру, когда она длится больше часа. Это происходит потому, что на каждого игрока требуется одинаковое количество времени. У игры нет счетчика, который тикает независимо от количества играющих, и просигнализирует конец игры тогда, когда нужно. Допустим, на игрока дается 15 минут. 3 игрока – 45 минут. 6 игроков – 1,5 часа. Эта формула применима к Цитаделям (за вычетом рандома, конечно).

А вот пример обратной игры – Elder Sign. С увеличением играющих просто уменьшится время на игрока, ведь в игре есть счетчик, когда Древний проснется. Каждые 4 хода открывается новая карта мифа, которая может поставить новый жетон на трек Древнего. Неважно, много игроков или мало. Вдвоем можно играть столько же времени, сколько и впятером.

И для некоторых игр это плохо, так как чем больше игроков, тем легче играть. Поэтому правила регулируют соотношение количества игроков и цели победы. Допустим, при игре на двоих нужно набрать 10 ПО, при игре вчетвером 5 ПО. По времени обе игры будут одинаковыми.

В карточных играх для меня выработался такой предел – 45 минут, максимум час. Если игра идет меньше 20 минут, значит что-то не то. Несбалансированны колоды. Не люблю я колоды, которые выигрывают на первом-втором году. Но если игра идет дольше часа, то это явный признак плохих колод, которые неважно собраны. В этом для меня кроется минус Netrunner’а. Но это не критический минус, чтобы кричать о нем на каждом углу. Время, потраченное на игру, проходит довольно живенько. Ну, разве что эдженды не приходят в руку, и приходится ждать, пока всю колоду не перелопатишь. Но все-таки к карточной игре такое неприменимо – нельзя тратить на нее более часа. В Нетраннере сам по себе заложен такой медленный механизм, который по-другому работать не будет. Либо ты принимаешь это, либо не играешь в Нетраннер.

Вспоминая олд скульные компьютерные ролевые игры, можно отметить следующую фразу из описания: «250 часов геймплея, и это только основной сюжет». Другие игры пытались переплюнуть и писали: «Да что там 250, 300 часов геймплея в этой игре!». Время шло, и мода менялась. Теперь такие игры никто не делает.

Примерно такая же ситуация с настолками. Разработчики стараются сильно не рисковать с геймплейным временем, и ужимают игру до таких размеров, чтобы и интересно было, и недолго. Можно ведь написать в правилах, что играют до 100 ПО, а не до 20. Только не разбегутся ли игроки в ужасе после первой же партии?

Идеального конкретного времени все-таки нету. Кому-то нравятся маленькие получасовые игры, кто-то спокойно сыграет 8-мичасовую партию (пускай и за 2 дня). К счастью, рынок настольных игр предлагает любые варианты – и подлиннее, и покороче. Лично для себя я определил такое идеальное время для одной игры – 1-2 часа. Это если я хочу сыграть в несколько игр за один вечер. Либо в одну, но большую, которая занимает 4-5 часов. Одна партия в Аркхэм и можно идти гулять=)

Какое нормальное время для настолки?

Реклама

18 Responses to Игры на русском и геймтайм

  1. VDmitry says:

    Теперь делают другие. «У нас 1000 детально проработанных планет». «А у нас 100 000 звездных систем»…

    • scafandr says:

      Ага=) У меня 1, а у меня 2. А у меня целый мешок, а у меня столько, сколько рисовых хернышек в мешке, а у меня как в двух мешках. а у меня как вся галактика, а у меня как вся вселенная..=)

  2. Да, Firefly конечно хотелось бы видеть локализованным.

  3. oranged says:

    Игры на локализацию (русские издания для которых не вышли и не анонсированы; постарался собрать игры для разных аудиторий; представлены игры не старше 1 года, либо ещё не изданные): Eldritch Horror, «Escape: The Curse of the Temple», «Neuroshima Hex!» (новое издание), The Phantom Society, Seasons, A Study in Emerald, BattleLore (Second Edition), Blue Moon Legends, Impulse, Parade (новое издание), Patchistory, Sail to India, Theseus: The Dark Orbit, Zombie 15’…

    • scafandr says:

      Вот да, Искейп я тоже хочу. Так бы не рал, заказывать не охота. И про Неурошиму тоже думал=)
      Parade который по Алисе в Стране Чудес?

  4. oranged says:

    Что касается длительности партии, тут всё зависит от типа игры. Если карточная, то 15-20 минут («Доминион» играется за 5-15 минут — это планка!); максимум — 1 час для замороченной и навороченной карточной игры. Америтреш — 2-6 часов. Евроигра — 1-2 часа (лучше до часа)…

    • nastolkus says:

      Подпишусь. Ибо отличный пример Спартак — игра не игралась меньше чем 4 часа, но время летит незаметно

      • Dr. Nik says:

        Просто кто-то очень долго играет… 🙂

        • nastolkus says:

          Это не поход за тыряньем яблок в колхозе 🙂 Это процесс, который приносит удовольствие — зачем его ускорять?

          • Dr. Nik says:

            Я просто не очень представляю, что вы там так долго делаете. У нас была эпическая партия с эпическим зависом на полчаса, когда групповой бой организовался вдруг, но это максимум.

    • scafandr says:

      У нас как-то Доминион не меньше 15 минут играется. Постоянно попадаются за столом люди, которые тупят. Но я согласен с тем, что это быстрая игра.

  5. Уведомление: Игры на русском и геймтайм | Мир настольных игр

  6. Dr. Nik says:

    1) Mice and Mystics очень нужна локализация: там дофига текста, а игра детская.
    Dungeon Twister card game
    Zombie 15
    Карточным Престолам нужны хотя бы Делюксы, хотя это всё опционально, одна серия мелких допов ниочём, хотя нужно искать казуальщиков, тусовка уже закупилась допами по самое не балуй
    Star Realms хороший вариант умного филлера
    Walk the Plank!
    Libertalia
    Manoeuvre
    Witch’s Brew
    Kremlin
    TAU
    2) Мне обычно без разницы. Меня только напрягуют, в хорошем смысле, долгие варгеймы типа Virgin Queen, а в остальном пофигу. Нетраннер отлично играется за полчаса, час — это уже если кто-то жёстко тупит или колоды кривые. Престолы карточные играются дольше, но там есть свои нюансы. Если в хорошую игру можно играть долго, то почему бы не играть? А если игра плохая, то лучше вообще не садиться. 7 Чудес, например, играется за час+, а самой игры почти нет.

    • scafandr says:

      Мышки классно бы пошли в качестве подарка детям, наверное.
      А вот 7 Чудес у нас как раз таки в компании за полчаса легко играется. А еще на айпэде есть прога, которая очки удобно сама считает

  7. Еще не читал (завтра буду), но радует, что ты так исправно пишешь в блог! =) Работяй! И Статьи такие интересные. Придумал формат «обсудим все и вся»… Мне нравится. А то все приходится размышлять, в какую рубрику писать… или какой рубрикой помечать… А тут все просто «обсудим все и вся» =)

    • scafandr says:

      Спасибо=) Меня очень радует, что такие размышления интересны другим настольщикам. Обзоры обзорами, а вот мысли — это тоже очень хорошо. И мне очень приятно, что люди комментируют, хочется писать дальше=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: