Хороший гном тот, который копает прямо – обзор настольной игры Saboteur (Гномы-Вредители)

Ой, как же я люблю рассказывать о своих самых любимых играх. О тех, которые в топах, которых с удовольствием раскладываешь на столе. Возможно, кто-то откажется поверить в то, что Saboteur входит в мой топ-10 настольных игр, но это факт. Как это меня угораздило влюбиться в простую компанейскую игру? Ой, любовь зла…

Игросфера 2012

На этой выставке я впервые узнал об игре. Когда к 11 часам все разошлись по своим стендам, меня с братом схватили за шкирку львовские настольщики и потянули играть в настольные игры.

— Нет, спасибо, я не буду играть.

— Нет будешь.

— Можно нет?

— Нет, нельзя. И твой друг тоже будет с нами.

— Это мой брат, и он вообще не играет в настолки.

— А нам все равно,и  он играет. Отмазки не принимаются.

Львовские настольщики такие суровые=)

Играли мы в Saboteur. Ирина, которая нас затянула играть, была владелицей коробки, в этот же день и получила игру от какого-то магазина, который присутствовал на Игросфере. Коробка была очень маленькой, а играть в нее можно аж ввосьмером. Пока Ирина распределяла карточки, другой парень рассказывал правила. За столом были все украинцы, кроме меня с братом. И хоть вроде украинский язык я вроде как понимаю, но когда говорят быстро, то что-то иногда пролетает мимо ушей. Поэтому про настолку, в которую мы собирались играть, я понял следующее:

— мы – это гномы, которые копают тоннель к кладу;

— копают с помощью карточек тоннелей, выкладывая их на стол;

— игра заканчивается, когда никто не может выложить карточку на стол;

— либо если находят клад, скрытый в одной из трех карт.

Про то, что есть хорошие гномы и плохие, я не понял=) Первый раунд закончился успешным взятием клада гномами. Ира была саботером, т.е. плохим гномом. Она эмоционально отреагировала, типа «Вот черт, а я то думала, кто еще саботер, кроме меня!». Вот тогда до меня и дошло, что гномы бывают разные. Мы шикарно доиграли партию, после чего мой брат, которые действительно вообще не играет в настолки, а ездит со мной на выставки ради компании, сказал: «Вот в такие настольные игры я бы играл».

Если уж брат так говорит, значит, игра действительно мировая, и нужно ее купить, что я и сделал по приезду домой.

К сожалению, оригинального Саботера к нам никто не возит, поэтому я приобрел локализацию Стиля Жизни.

Такие разные коробки

Я думал, что Гномы-Вредители будут в такой же коробочке, что и в оригинале. На деле же оказалось, что коробки сильно отличаются габаритами. Правда, в локализации есть еще и дополнение, которое в английском варианте звучит как Saboteur 2 и вроде продается отдельно. Это не могло не радовать, т.к. наличие всех версий игры в одной коробке – это идеальный вариант для любого настольщика.

Хотя на самом деле очень жалко, что коробка не карманная. Оригинальный Saboteur можно легко сунуть в карман и нести куда угодно. Локализацию, к сожалению, в карман не впихнешь.

Внутри коробки были правила, карты, жетоны и органайзер. Я сначала очень обрадовался наличию органайзера. Правда, после того как я надел на карты протекторы, назад в органайзер они уже влезать не хотели. И это совершенно не та игра, в которую можно играть без протекторов. Карты все время ерзают по столу, трутся, поэтому проекторы маст хэв. Ну разве что вам не жалко добивать карточки.

В общем, в конце концов органайзер я вынул из коробки, т.к. он неудобный.

Я не очень люблю рассказывать о качестве карт и жетонов, размерах, запахах, поэтому лучше сразу перейду к сути игры, которую можно пропустить всем тем, кто уже играл в Саботера.

Играем в базовую игру

Наверное, не ошибусь, если скажу, что правила этой игры я пересказывал больше всего. На втором месте, пожалуй, 7 Чудес.  Поэтому про Саботер я могу уже говорить на автомате=)

В этой игре гномы копают под землей тоннели, чтобы добраться до золота. Копают с помощью карт тоннеля, которые могут быть прямыми, изогнутыми, тупиковыми или развилочными.

На стол выкладывается стартовый тайл с лестницей (типа по ней гномы спустились в подземелье). Далее откладывается на поле место под 7 рядов карт (сюда будут класться карты тоннеля), 8-ым рядом кладутся 3 особенные карты, в одной из которых спрятано золото. Гномы будут поочередно выкладывать из руки карты тоннелей, когда они докопают до скрытой карты, они ее вскрывают и смотрят, золото там или пустышка. Если пустышка – копают дальше, пока не найдут золото. Если золото – раунд заканчивается.

Но дело в том, что гномы бывают разными: есть хорошие гномы (золотоискатели), которые хотят найти золото, а есть плохие гномы (саботеры, они же вредители), которые хотят помешать хорошим гномам найти золото. В начале партии каждый игрок получает взакрытую карточку роли, посмотрев которую он будет знать, хороший он или плохой. Соответственно, никто не знает, кто есть кто, поэтому в игре придется много обманывать и юлить.

По умолчанию у каждого гнома есть 3 вещи – кирка, вагонетка и фонарик. Они никак не отображаются физически, просто все знают, что они как будто бы есть. Эти 3 предмета позволяют гномам копать, т.е. играть карты тоннеля. Но эти предметы ломать с помощью специальных карт. Сыграв карту с изображением вагонетки, в углу которой стоит перечеркнутый знак, на любого игрока, вы лишите его возможности играть карты тоннеля. Для того чтобы вернуть назад функции рытья тоннеля, нужно либо самому, либо попросить другого игрока сыграть карту вагонетки (либо другого предмета, смотря что сломано) с зеленым символом в углу. Тогда ломающая карта сбрасывается, и игрок снова может копать.

И есть еще один уникальный тип карт, который позволяет посмотреть одну карту золота, к которой копают гномы, при этом никому ее не показывая.

У каждого игрока на руке в начале игры должно быть 4-6 карт(зависит от количества игроков).

Ход игрока состоит из:

— сыграть/сбросить карту с руки;

— набрать карту с колоды.

Сыграть карту – это значит или выложить карту тоннеля на стол, или сыграть карту действия. Тоннель кладется не лишь бы как, а чтобы картинка на карте стыковалась с соседними картами. Также карту нельзя класть перпендикулярно по отношению к другой карте.

Вместо тоннеля можно сыграть карту действия – починить или сломать вагонетку/кирку/фонарик, посмотреть карту золота либо устроить обвал. Я про обвал еще не говорил – эта карта позволяет убрать любую карту тоннеля со стола.

Если игрок кладет карту тоннеля, при которой создается непрерывный путь от стартовой карты до одной из 3-х карт золота, то карта золота вскрывается. Если там и правда золото, то раунд заканчивается. Если нет — гномы продолжают копать дальше.

Хорошие гномы побеждают, если найдена карта с золотом (на ней нарисован самородок). Тогда тот, кто закончил раунд, берет с колоды сокровищ столько карт, сколько победило гномов. Одну карту берет себе и передает карты соседнему победившему гному, который берет себе карту и т.д. по кругу. Полученные карты сокровищ смотреть нельзя. На лицевой стороне карты нарисованы самородки от 1 до 3 (это победные очки). Открыть можно эти карты только в конце игры.

Плохие гномы (саботеры) побеждают, когда до золота никто не докопался, и у всех закончились карты. В таком случае саботеры получают самородки сразу по следующей формуле:

— 1 саботер – 4 самородка;

— 2-3 саботера – по 3 самородка;

— 4 саботера – по 2 самородка.

После чего начинается новый раунд. Собираются все карты на столе, заново расставляются карты золота, раздаются карты ролей. Игра заканчивается после 3 раундов, после чего все игроки смотрят свои заработанные карты самородков и подсчитывают количество золота, нарисованное на картах. Выигрывает тот, кто набрал золота больше всех.

Вот этот текст у меня уже заучен наизусть, хоть среди ночи меня поднимай – я все дословно перескажу=)

Фишка игры

Если бы нужно было просто проложить тоннель из точки А в точку Б, то грош цена такой настолке. Уж слишком детская она была бы в таком случае. Цимус игры в том, что в ней есть скрытые роли. Одни гномы копают тоннель к золоту, другие им мешают, и большую часть партии трудно понять, кто есть кто. Для меня это в первую очередь психологическая игра, где нужно много общаться, подозревать кого-то, снимать с себя подозрения. Ваши сыгранные карты – это лакмусовая бумажка для других игроков. По ним можно понять следующее: вы копаете к золоту или пытаетесь запутать тоннель. И, естественно, сыгранный тупик – это уже 100% проделки саботера. И тогда начинается атас – ему ломают все предметы, он зовет других саботеров на помощь, если такие есть за столом… Это дико весело!

Правильный тоннель

А это совсем неправильный тоннель

Я забыл сказать, что количество саботеров пропорционально количеству игроков. И ролей на раздачу всегда берется на одну больше, чтобы лишняя карта осталась инкогнито, и никто не знал – саботер там лишний или нормальный гном.

Допустим, если в игре 7 игроков, то берется 3 саботера и 5 хороших гномов. Таким образом, в раунде может быть от 2 до 3 саботеров. И иногда игроки, выявив 2 саботеров, ищут третьего, а его нету.

Если я играю за плохого гнома, мне всегда приходится думать, как не выдать себя. Нельзя сразу играть тупики, нельзя никому ломать предметы, если ты не уверен, что там точно не такой же саботер, как и ты. Нельзя слишком часто сбрасывать карты – заподозрят, что ты избавляешься от карт с прямым тоннелем. Нельзя делать хитрое лицо. Нужно обязательно обвинить другого в том, что он саботер. И думать, когда же вскрыться, чтобы не было поздно, ведь если тоннель будет слишком близко к картам золота, то победить будет практически невозможно.

Если ты хороший гном, то действуешь открыто. Вот он я, хороший гном, верьте мне! Кладешь прямые тоннели, бранишь всех, кто кладет кривые. Но если у тебя в руке одни тупики? Если приходится часто сбрасывать карты? Или вовсе положить карту с поворотом, не подумав, что это вызовет подозрение? И вот в тебя уже летит карта действия, ломающая кирку, ибо на тебя подумали, что ты саботер. А ты ХОРОШИЙ!!! Сволочи, как вы так могли меня сломать…

Вот за это я обожаю игру. Почти весь раунд ты можешь думать, что очаровательная соседка точно хорошая, она тебе помогает и кладет только хорошие карты. И вот ты уже почти рядом с золотом, и тут она устраивает обвал. О, ужас, она саботер! Как она могла меня так обмануть…

Лично для меня это еще и одна из самых веселых игр. За столом все шутят и обещают убить после игры, если ты соврал=) Поэтому, если я хочу поднять себе настроение, то предлагаю сыграть в Saboteur.

Минусы

Первый и основной минус – это неправильная компания. Компания молчунов и людей, которые не умеют обманывать.

Мне как-то не повезло один раз сыграть в онлайне с русскоязычными игроками. Нас было пятеро, я никого не знал, т.е. все чужие. Я постоянно писал в чат всякие шутки, просил обратить внимание на тупик, который выложил другой игрок. Кто-то сыграл карту, позволяющую посмотреть одну из карт золота. Я тут же пишу в чат – что там? Это нормальный вопрос, так всегда делают. На это можно сказать как есть, а можно и соврать. Но мне никто не отвечал. Я как дурак сам с собой общался. В итоге я оказался единственный саботером в конце раунда и сумел выиграть. И тут я такие маты в чате увидел в свой адрес. Что я такой-сякой, нехороший человек, рот не закрывается, все пишет и пишет, ты играй нормально, дебил! Это была самая худшая партия в Саботера, после которой я пообещал больше не играть с незнакомыми людьми.

Ежик сделал себе яичницу на завтрак

Если все молчат, если первым же ходом кладут тупик и вскрывают свою роль, то играть становиться не интересно.

Еще есть неадекватные игроки, которые безо всяких причин ломают тебе тележку со словами: «Ты мне просто не нравишься». Люди играют в какую-то странную игру. Они, наверное, не понимают, в чем ее смысл, и играют по своим правилам. Как правило, этим грешат неопытные игроки, которые первый или второй раз сели играть в эту настолку. Совершенно нормальный вопрос в конце раунда от таких игроков – «Я так и не понял, как мне узнать, хороший я или плохой гном». Т.е. до этого человек играл вообще непонятно по какому принципу. Но, с другой стороны, такие неадекватные действия иногда веселят игру.

Поэтому лично для меня идеальная компания для Саботера та, за плечами которой хотя бы десяток сыгранных партий. Но тут же появляется второй минус – нельзя играть часто с одними и теми же людьми. В конце концов, вы уже будете легко определять, кто есть кто, и шутки могут приесться. Под словом «часто» я имею в виду играть минимум раз в неделю по несколько партий. Эта игра легко надоест в таком случае.

Третий минус… хотя это даже не минус, а скорее недостаток – при некоторых количествах игроков саботерам трудно выиграть. Например, 4 игрока – 1 саботер, 4 хороших гномов. Или 6 игроков – 2 саботера, 5 хороших гномов. В таких случаях лучше всего поднапрячься и найти еще одного игрока, чтобы баланс был более-менее хороший. Чем сложнее играть саботеру, тем меньше фана от игры. Поэтому я крайне рекомендую играть в Саботер от 5 игроков. В большой компании игра становится такой, какой она и должна быть – веселой и сумасшедшей.

И если вдруг вы стали чувствовать, что игра начинает приедаться, то самое время добавить в игре дополнение.

Saboteur 2

Как я уже писал выше, это не новая игра, а дополнение, которое замешивается в базу. В состав входят 15 карт новых ролей гномов, 30 карт тоннелей, 21 карта действий и жетоны золота.

Дополнение довольно сильно меняет игру. В базе есть только 2 вида гномов – хорошие (золотоискатели) и плохие (саботеры). В игре в Саботер 2 они не используются, но зато вот такие новые роли гномов есть в допе:

— синие и зеленые золотоискатели. Это все хорошие гномы, но разделенные на команды – команда синих и команда зеленых. Они соперничают друг с другом. В игру добавляются новые карты тоннелей с дверями синего и зеленого цвета. Через синюю дверь могут пройти только синие гномы. Соответственно через зеленую – зеленые. И если золото будет найдено, а на пути к золоту стоит зеленая дверь, то синие через нее не проходят и не считаются победившими, т.е. золота не получают;

Гномы и их двери

— босс. Тоже хороший гном, только ему все равно – зеленая команда победила или синяя. Он в любом случае получит золото, только на одно меньше;

— делец. Этому гному еще больше все равно, кто победит – золотоискатели или саботеры. Только при дележе сокровищ делец получит на 2 золота меньше;

Босс и делец

— геолог. Его не интересует ни золото, ни вредничающие саботеры. Геолог ищет кристаллы, которые изображены на некоторые картах тоннелей. В конце раунда геолог получает столько кристаллов, сколько их будет в тоннеле;

— ну и старые-добрые саботеры тоже остались.

Новые карты тоннелей запутывают путь еще больше. Появились мосты, двойные изгибы, пути с лестницей и пути с дверями. Из них мне больше нравятся лестницы, так как они позволяют игрокам перемещаться под тоннелем и выползать на клетке с другой лестницей.

Довольно сильно меняют игру и новые карты действий:

— вор. Карта играется перед игроком, она позволяет в конце раунда украсть одно золото у любого игрока;

— руки прочь. Позволяет убрать карту вора, лежащую перед другим игроком;

— смена карт. Сыгравший карту меняется своими картами с другим игроком;

— расследование. Позволяет посмотреть карту роли другого игрока;

— смена ролей. Заставляет другого игрока сбросить свою роль и взять другую из стопки ролей;

— ловушка. Кладется перед другим игроком, после чего тот больше не может играть карты тоннеля и не будет участвовать в дележе золота;

— освобождение. Убирает карту «Ловушка».

Немного меняется и ход игрока. Игрок выбирает одно из следующих действий:

— сыграть карту (тоннель/действие) с руки, взять карту;

— сбросить 2 карты с руки и убрать карту действия, лежащую перед вами, и взять карту;

— сбросить 1-3 карты и набрать столько же карт.

В конце раунда золото раздается эквивалентно победившим гномам. 1 победивший гном – 5 золота, 2 гнома – по 4, 3 гнома – по 3 и т.д.

Игра все также заканчивается после окончания третьего раунда, и гном, собравший наибольшее количество золота, побеждает.

Saboteur 1 vs Saboteur 2

Сразу же первая партия во второго Саботера мне понравилась, хотя не все въехали в то, как нужно играть, и сопартийцы вообще начали возмущаться, что слишком много хаоса стало. Вторая партия – и я уже точно понимаю, что дополнение к игре просто шикарное.

Оно делает игру совсем другой. Более хардкорной, более сложной, более хаотичной и более веселой. Ведь раньше гном был либо хороший, либо плохой, действия либо ломали, либо чинили. С допом понятие «хороший и плохой» стало относительным. К сожалению, в моей компании, наверное, в доп въехал только я. Основные претензии заключаются в том, что роли стали совсем дурацкие. Никто не понимает, кто есть кто и как играть вообще. Самое главное, что и играли они неправильно, не понимая стратегию своей роли.

Подземная трасса для F1

Ведь выигрывают по золоту, а схема распределения золота была изменена. Чем меньше игроков окажутся победителями в раунде, тем больше они получат золота. Поэтому не нужно стремиться к тому, чтобы выиграла команда. Можно в любой момент «изменить Родине», если это выгодно тебе.

Стратегия такая:

— если ты играешь за цветную команду, то нужно быстрее определить, есть ли кто за столом из твоей команды и вовремя сыграть карту двери, если она придет в руки. Если уже видно что победа в кармане, можно сыграть карту «пойман» на коллегу по команде;

— если ты босс, нужно прикинуть, в какой команде меньше игроков, чтобы к ней примкнуть. Всех остальных золотоискателей желательно изолировать картами действий;

— если ты делец, то можно хорошенько подумать и стать даже за саботеров, потому что их, обычно, меньше. Чем меньше победителей, тем лучше;

— если ты геолог, значит должен как можно больше затягивать игру, чтобы построился большой тоннель. Да, могут подумать, что ты саботер;

— саботер может косить под перекупщика или босса.

Однозначно стало сложнее догадаться ху из ху, но в этом и прелесть дополнения.

Да и новые действия тоже веселые, особенно когда кто-то кому-то неожиданно меняет роль.

Конечно, если кто-то привык к тихой спокойной базовой игре, то у него взрывается мозг от возможностей дополнения.

Я не могу сказать, что база лучше допа или наоборот. Я скажу так – дополнение не мешает базе. За ту смешную цену, по которой можно купить базу с дополнением, вы вряд ли сможете найти что-то более веселое и компанейское. Считайте, что за небольшие деньги купили 2 хорошие игры. Да ладно, с моей любовью к Саботеру я скажу, что это не хорошие, а отличные игры! Это веселая настолка с механикой блефа для большой компании. И детям интересно, и взрослым. Разве что, если вы такой уж прожженный гик, что вам некогда играть в легкие игры, тогда Саботер пройдет мимо.

Ах ты, саботер!!!

Для меня уже второй год как Saboteur находится в моем топ-10 настольных игр.

Реклама

13 Responses to Хороший гном тот, который копает прямо – обзор настольной игры Saboteur (Гномы-Вредители)

  1. denis13 says:

    в базе, если игроков меньше 5-ти, и саботер оказывается в невыигрышном положении, полезно особо заострить внимание на том, что по итогу трех партий побеждает не команда, а ОДИН гном.
    тогда даже НОРМАЛЬНЫЕ честные и умеющие считать гномы, будут придерживать хорошие развилки и ломать друг другу кирки.

    • scafandr says:

      Это дополнительные правила. на которые у нас никто не хочет соглашаться. Даже не только, когда меньше пяти, можно все время так играть. Но для многих неженок это уж слишком жестоко=) «не, мы лучше по обычным играть будем». И ничего не поделаешь.

  2. Уведомление: Хороший гном тот, который копает прямо | Мир настольных игр

  3. dima says:

    Полученные карты сокровищ смотреть можно! Более того, хорошие гномы при выигрыше выбирают карты, видя их значение. Этот вопрос обсуждался на Тесере в карточке игры, там есть ссылка на ответ с BGG. (А иначе зачем был придуман такой порядок выбора этих карт — начиная с последнего выложившего карту тоннеля ПРОТИВ часовой стрелки.)

    • scafandr says:

      Ах да, это ж мы хоумрулили так… После вашего поста перечитал правила, так действительно написано, что гномы выбирают карту. Но мне все равно больше нравится, когда вслепую выбирают. Не так обидно, что кому-то 3-шка досталась. Хотя все зависит от компании, конечно

      • dima says:

        В случае, когда карты сокровищ выбираются не вслепую, появляется смысл играть не только за команду, но и за себя — надо стараться самому положить последнюю карту тоннеля или хотя бы предпоследнюю, чтобы первым или вторым выбирать карту. Если же карты выбирать вслепую, то и по итогам трех раундов зачастую будет выигрывать случайный игрок. Хотя, конечно, и так доля случая велика. Игра больше для фана!

        • scafandr says:

          Повторюсь, что все зависит от компании. Я вообще сторонник играть по усложненным правилам, когда сломанный предмет лишает возможности получить золото. К сожалению, моя игровая компания такие правила не приветствует.
          А задерживать игру, чтобы последним положить карту, чревато победой саботеров. У нас как-то больше всего получается, что все зависит от последней нужной карты, которая находится только у одного человека. Выведи его из строя и все, выиграли плохиши=)

  4. У нас почему-то второй саботер хуже пошел: исчезает чрезвычайная простота, сильно подкупавшая в первом. А первый да — прекрасен, особенно для привлечения ненастольщиков.

    PS Очепятка детектед: «- сбросить 2 картУ с руки и убрать карту действия, лежащую перед вами, и взять карту;»

    • scafandr says:

      Второй доп, как мне кажется, на сильного любителя. Все понравился, а вот остальных ребят из ячейки не зацепил. Ты правильно говоришь, что в первом подкупает простота. Для меня дополнение просто как приятный бонус.
      Спасибо за поправку, сколько ни вычитывай, где-то вылезет=)

  5. Eldjer says:

    Неделю назад заказал себе локализованную версию. Пусть и цена у нее действительно смешная, но по обыкновению перечитал всяких обзоров про нее, чтобы убедиться, что игра пойдет и на полке пылиться не будет. Ваш обзор определенно лучший. Во всяком случае, из написанных на русском. Продолжайте)

  6. Уведомление: Объявлен турнир по настольной игре «Гномы-Вредители»! | Frogged Dice - блог о настольных играх

  7. Уведомление: Что выбирает народ и о чем надо писать в блогах | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: