(Не)читаем правила

В начале этой недели планировал написать статью про описание правил в обзорах, а тут как раз еще Rave на Тесере создал такую же тему. Я мог бы разместить там свои мысли, но подумал, что не смогу написать пару предложений, в которые укладывались прокомментировавшие. Поэтому лучше я все-таки выложу мысли у себя в блоге.

Правила в обзорах – больная тема почти для каждого нормального блогера. Писать о них или не писать, много или мало – такими вопросами задается блогер нашего времени.

Поводом очередной раз подумать над этим послужила беседа с приятелем, с которым шел домой после посиделки в клубе.

Честно сказать, — говорит приятель, — я в твоих обзорах читаю только начало и конец, где впечатления, а правила вообще не читаю. Да и твои мысли мне тоже гораздо интереснее, чем обзоры.

Я тоже вижу, что монологи о настольных играх комментируется, и мне это приятно, а вот обзоры в лучшем случае только читают. Не раз говорил, что не слежу за посещаемостью, не ставлю счетчики на статьи, поэтому об успешности статьи сужу только по комментариям. Если у кого-то возникло желание отписаться, значит, я на правильном пути.

После общения с теми, кто любит читать обзоры настольных игр, можно сделать вывод, что правила совершенно никому не нужны. А если не нужны, то зачем я их пишу? Только зря трачу свое время.

Почему я выделяю место в обзоре для правил:

1) После описания правил я чувствую себя спокойнее, потому что уверен, что читающий примерно понимает, как играть в настолку. В игры ведь играют, а не смотрят на них, поэтому читатель должен получить какую-то информацию об игровом процессе. Совершенно неважно, будет ли он читать все от корки до корки, или выберет самое важное, или дочитает того момента, когда ему становится все понятно и остальное он может пропустить. Моя задача дать информацию. Кому она нужна, тот ее возьмет.

2) Обзор становится больше. Это, наверное, покажется кому-то смешным, что объем текста влияет на качество. Но я привык к тому, что в среднем мой обзор занимает 4-7 страниц вордовского текста. И если убрать правила, то я потеряю 1-2 страницы. Т.е. обзор уже получится менее солидным. С другой стороны, есть такие классные описания настолок на 2 странички, которые дают самую нужную информацию, после прочтения которой сразу можно определиться, интересна игра тебе или нет. Совсем необязательно при этом расписывать правила, но нужно уметь так подать информацию, чтобы читатель все понял. Ведь можно на 16000 символов написать гору художественного бреда, которого лень читать.

Что будет, если о правилах не писать ни слова – получится ли у автора описать игру так, чтобы у читателя не возникло вопросов? Кто-то на Тесере пишет – мне нужны только впечатления. Но я очень сомневаюсь, что после прочтения одних впечатлений можно решиться на покупку игры. Конечно, если вы не собираетесь купить игру или она у вас уже есть, то впечатлений хватает с лихвой. Зачем вам правила, если вы не собираетесь знакомиться с игрой ближе? Я почти все обзоры еврогеймов так и читаю – фотки-фотки, впечатления, все остальное опускаю.

По моей версии, правила нужны, но очень важно подавать их в обзоре под правильным соусом. Высший пилотаж – это когда ты не выделяешь правила в отдельный пункт, а потихоньку рассказываешь о них на протяжении всей статьи. Не навязчиво, как будто бы невзначай, по чуть-чуть. Глядишь, под конец статьи у читателя в голове сложится полная картина о настольной игре. Этот прием можно использовать так – вроде пишешь впечатления, но время от времени вставляешь такое: «Больше всего меня порадовал широкий выбор действий во время своего хода…», а дальше лаконично пишешь о том, что игрок делает в свой ход. Т.е. вроде отдельным пунктом не выделял, но и рассказал о возможностях.

Безусловно, никому не нужен полный пересказ правил. Для этого существуют скачиваемые правила в формате pdf. К сожалению, есть такие даже не обзоры, а целые блогеры, которые грешат полным пересказом правил с минимумом личных впечатлений. Я знаю, что меня читает Гравицапа (и наверняка многие подумали о нем), и я не хочу бросать камень в его огород, ведь, если вы заметили, сейчас у него гораздо больше впечатлений в обзорах, чем было раньше. Поэтому я не имею его в виду, когда говорю о пересказах правил. Как правило, это начинающие ревьюеры, которые под видом обзора игры переписывают правила.

Для меня критерий оценки обзора заключается в соотношении объема правил в обзоре от общего объема статьи. Если после того, как убрали правила, обзор уменьшается в 3 раза, то это обзор правил, а не обзор игры.

Я стараюсь совершенствоваться в написании обзоров и правил касаюсь только в самых общих чертах, чтобы читатель понял, что это за покемон. Но если действительно это никто не читает, то, может быть, нужно пересмотреть свое отношение к правилам?

8 Responses to (Не)читаем правила

  1. Shveyk says:

    Правила в общих чертах лучше все же писать на мой взгляд.

  2. denis13 says:

    общие правила в обзорах нужны, но подавать их желательно с привязкой к теме, а о сухой механике кому надо прочитает в настоящих правилах

  3. RAVE says:

    Гравицапа пишет много обзоров и тем самым делает массу пользы для русскоязычного настольного сообщества, но я не могу читать его обзоры, сразу же прокручиваю к впечатлениям. И сам я точно не смогу планомерно описывать правила, максимум — в общих чертах.

    Спасибо за развитие темы.

  4. Antonenko says:

    Vsio pravilno — obzor ivry dolzen byt o igre. A pereskazavanije pravil — eto obzor pravil.

  5. darkdar says:

    Раньше всегда читал правила, теперь часто проматываю к впечатлениям сразу. Как-то тяжеловато читать правила каждый раз, да и без компонентов все равно понять правила не получится.

Добавить комментарий

