Интервью с Тамарой Персиковой (Indigo)

Надеюсь, вы уже соскучились по моим интервью, у меня как раз одно для вас уже подготовлено, прямо с пылу с жару. Сегодня у меня в гостях Тамара Персикова, глава издательства Indigo, которое выпускает ролевые игры. Пока вышло только 2 книги — Королевство Ничто и Теперь Я Не Забуду. Я приобрел их обе в электронном варианте и в ближайшем будущем планирую их опробовать на своих пациентах-бомжах друзьях. О том, что это за книги, вы узнаете из нашей беседы.

1. Здравствуйте, Тамара! Расскажите нам о своем издательстве Indigo Games. Как оно появилось, чем вы занимаетесь, почему назвались Индиго?

Привет. Indigo появилось по сути по той же причине, по которой часть игроков в какой-то момент решают начать мастерить. Если достаточно долго играть, постепенно в голове формируется критическая масса идей «а как бы это сделал я». Тут тоже самое, только речь о хобби в целом.

Чтобы сообщество развивалось, чтобы появлялись новые инфоповоды, чтобы люди, в конце концов, пробовали новые игры без необходимости перепрыгивать через языковой барьер, нужно делать больше и быстрее, чем может та же Студия 101. Они молодцы, но их время и возможности не резиновые. А у меня уже был набор нужных инструментов: знание языка, навык верстки, рабочий ИП и проч. Бери и делай.

Пока планирую нишеваться в сторону «инди», то есть игр, изданных независимо от больших издателей и часто с довольно узким фокусом. Там попадаются очень неординарные вещи, игры с характером. Плюс, они как правило небольшие, до 120 страниц, так что с ними проще работать.

Индиго — потому что инди, и сам цвет ассоциируется с морем, а на логотипе у меня осьминог.

2. Сколько людей занято в Indigo Games?

Официально — один, я. Но с выпуском и продажей первых книг мне, конечно, помогали. Полина «ballcrusher» перевела Теперь я не забуду, а Инна «Несс» — отредактировала. Арсений и Дмитрий «Hallward» перевели по куску Королевства Ничто. Еще Арсений и Андрей «lenoran» стояли со мной (а иногда и без меня) за прилавком весь Ролекон. Андрей «_am» Макаров очень помог с продвижением, а Александр «Аве» Ермаков — общими рекомендациями по внутренней кухне издательского дела. Вообще я была приятно удивлена тому, какое количество людей, не требуя ничего взамен, вызвались чем-то помочь.

3. Как вы выбирали книги, которые решили выпустить первыми (Королевство Ничто и Теперь я не забуду)?

Королевство как раз послужило катализатором к созданию Indigo: игра мне настолько понравилось, что сидеть и многозначительно размышлять о будущем ролевых игр мне было уже мало. А Теперь я не забуду хорошо вписывается в общую концепцию Indigo, о которой говорилось выше: маленькая, но очень интересная игра, почти не известная в наших краях, которая хороша как сама по себе, так и в качестве инструмента для других модулей.

4. Давайте поговорим про Королевство Ничто. Расскажите читателям, о чем она и чем она интересна.

Королевство — игра о Потерянных, людях, стертых из нашего мира силой под названием Ничто. Она ищет тех, кто и так оказался на дне, и утягивает их еще глубже — родные и близкие их не помнят, люди на улицах инстинктивно сторонятся и не замечают их, да и сами Потерянные не помнят, кем были до попадания в Королевство.

КН часто называют игрой про бомжей, и это в целом верно: из-за своего проклятия Потерянные часто живут на улице или в заброшенных домах, вопрос поиска еды и лекарств стоит очень остро — в общем, бомжи и есть. Но сама игра не столько про уличный быт, сколько про поиск своего истинного Я и умение примириться с ним. Ведь Ничто выбрало персонажа не случайно.

Из интересного в механике: монеты вместо кубиков (есть маневр под названием «Подбросить мелочи», когда игроки в буквальном смысле скидываются последними рублями, чтобы преуспеть в конфликте) и совместная генережка. Вся игра строится на Секретах — событиях из прошлой жизни Потерянных, совокупность которых и привела их в Королевство. Эти тайны раскрываются постепенно, в процессе игры, и, конечно, владелец персонажа никогда не видит своих Секретов, их пишут на отдельном листе другие игроки и мастер.

5. Один мой друг сказал, что в шкуре бомжа ему интересно будет побыть один-два раза, но дальше будет скучно. Я ему всего лишь вкратце рассказал о сеттинге, но он еще не играл в Королевство. Что вы можете на это сказать?

По-моему, это не проблема. Я не считаю, что фактор переиграбельности важнее качества самой игры. Одна из целей Индиго — издать много интересных игр, чтобы те, кому охота попробовать новое, могли это сделать. Даже если в игру не сыграют больше двух раз. Или одного. Я не часто пересматриваю фильмы, но если кино было крутое, даже один просмотр будет в кайф.

6. Я уже бегло прочитал книгу, меня очень поразила система генережки персонажей, но я был немного расстроен, что в книге нет никаких вводных по сценариям. Я буду вам благодарен, если вы поделитесь опытом и подадите несколько идей по созданию сценариев.

Вводных сценариев там не может быть по определению, поскольку по задумке сюжет состоит из сцен, завязанных на Секретах персонажей. При этом я понимала, что части мастеров захочется разнообразить игру ветками, не привязанными к прошлому группы — это одна из причин, по которой я включила главу о Забытой Москве с местами и Общинами, которые можно задействовать, не вплетая их в личные истории партии напрямую.

7. Легко ли перенести Королевство в любую другую страну или даже время?

Элементарно, если стиль игры подходящий. В любой эпохе и в любом месте есть свои изгои. В комментариях к обзору на Имажинарии кто-то высказался, что, мол, какой-нибудь типичный фентезийный эльф тоже может в один прекрасный день очнуться с горсткой пожитков и пустотой в памяти и обнаружить, что в родном поселении его никто не узнает.

8. Что делать, если в Беларуси монет нету, а в Королевство поиграть хочется?=)

Взять любые монеты из имеющихся, лишь бы по номиналу различались.

9. О чем ролевка Теперь я не забуду? Кому она может прийтись по вкусу?

Это игра о людях, страдающих от амнезии, которые участвуют в групповой терапии с использованием инновационного препарата — Мнемозины. По сути это таблетка телепатии, которая позволяет пациентам подключиться к сознанию друг друга и помочь вспомнить прошлые поступки и решения, которые мозг больного подсознательно блокирует.

Это глубоко эмоциональная игра, игра на доверие и на чистую импровизацию. Я могу долго рассказывать, почему ее стоит попробовать хотя бы раз, но лучше дам ссылку на отчет одного из оргов Ролекона, крайне далекого от всякого «инди» — он очень грамотно описал все плюсы (и подводные камни) ТЯН.

По дефолту предлагается играть обычными людьми в обычном мире (на мой взгляд, при такой игре накал страстей и степень вживания будет максимальной), но в самой книге предлагается два других «шаблона»: секретные агенты, потерявшие память на миссии, и люди из мира Лавкрафта, столкнувшиеся с непознаваемым ужасом. Я в первый раз вообще использовала ТЯН в другом модуле как способ импровизированного создания квент для всей партии. 3 с небольшим часа — и у меня на руках готовые предыстории для всей группы.

10. Слышал мнение о том, что Фиаско, как и ТЯН — не ролевые игры. Вы с этим согласны?

Тут же все упирается в определение, верно? Ролевые игры — это какие игры? Фиаско и ТЯН во многом нетрадиционны, но лично для меня это не повод виртуально вычеркнуть их из всего многообразия нашего хобби. Я понимаю людей, которые держат эти рамки для себя намеренно узкими, и мне потребовалось время, чтобы расширить их в собственной голове, но я очень рада, что сделала это.

11. Какую из выпущенных вами книг вы бы порекомендовали начинающим ролевикам?

Трудно сказать. Начинающие ролевики ничем не отличаются от опытных в том смысле, что всем нравится что-то свое. Кто-то поиграет в ТЯН и решит: «Да, именно это я и искал!» А кто-то скажет: «Секундочку, а где кубики и пыщ-пыщ?» Я бы, наверное, порекомендовала найти мастера, который сможет нормально поговорить с игроком, понять, чего тот ждет от первого опыта в хобби и плясать оттуда. В ТЯН простые правила, но она требует большой эмоциональной вовлеченности. В Королевстве надо играть за бомжей. Любая из этих игр может подойти для новичка, а может не подойти, поэтому, боюсь, это вопрос без универсального ответа.

12. Довольны ли вы продажами книг? Или вы рассчитывали на что-то большее?

Довольна. На данный момент оба тиража почти полностью распроданы, поэтому запуск был без сомнения успешным. Я рассчитывала выйти в плюс сразу после Ролекона, но то, что это случилось на 2 недели позже, погоды не делает.

13. Сколько вам нужно продать книг, чтобы выйти в ноль или чтобы хотя бы сказать, что вы довольны тем, что есть? Мне очень хочется, чтобы сомневающиеся осознали, насколько важно их решение приобрести ролевую игру в магазине, а не скачать с торрентов.

Не думаю, что слезные мольбы издателя «ну купите, купите еще одну штучку» помогут делу. Решение приобрести, а не скачать, важно, но убеждать людей его принять надо иначе.

14. Много ли сил забирает Индиго Геймз? Читал, что после Ролекона вы были похожи на выжатый лимон. Все так сложно?

Много. Я сама не ожидала, как много. Большие траты по времени легко предвидеть — столько-то дней на перевод, столько-то на верстку. Это масштабные, но совершенно понятные задачи, которые легко держать в голове. А вот десятки маленьких, но тоже очень важных задач — они подкрадываются незаметно, их ужасно легко забыть, а проблем от этого будет не меньше, чем от просроченной верстки.

Вести учет по количеству проданных экземпляров через сайт и из рук в руки. Сколько предзаказано и сколько надо отложить. Не забыть заранее упаковать заказы, проверить правильность индексов. Отнести заказы на почту. Вести учет денег, которые потрачены на доставку. Не забыть написать персональные пожелания тем, кто их просил. Не забыть докупить конвертов и пленки. Не забыть включить эти траты в общую смету. Не забыть обновлять блог на сайте вместе с блогом на Имажинарии. Отслеживать отмененные заказы и выяснять, почему они отменились. Следить за появляющимися рецензиями и реагировать на них. Реагировать на упоминания в ВК и Твиттере. Хмм. Что-то меня понесло, но суть, я думаю, понятна. И это далеко не весь список.

15. Можно ли получить удовольствие от любимого дела? Например, от выпуска ролевых игр.

Можно, несмотря на все вышеперечисленное. Я люблю свою работу (дизайнер по профессии), поэтому возиться с печатью и версткой мне просто приятно. Приятно читать отчеты и знать, что работа была сделана не зря и нашлись люди, получившие удовольствие от изданных мной игр. Этоn список «приятностей» тоже можно продолжать, и пока что он сильно перевешивает.

16. Чем вас так привлекают осьминожки? =)

Они клевые, смешные и с нужной степенью хтоничности. Мне всегда хотелось изобразить что-то ктулхулическое на логотипе, плюс капелька чернил (намек на издательское дело), плюс такой образ легко использовать как маскот, переделывать его под ситуацию. Много ассоциаций и способов сыграть словами. Все эти «жму тентакль» и прочее. А что касается такого обращения к моим покупателям — это фишка Индиго. Как «маленькие монстры» у Леди Гаги. По-моему, когда у аудитории есть свое название, это круто и сближает.

17. Дружите ли вы с Studio101? Нет ли у вас планов обогнать питерских ребят по количеству изданных книг?

Дружу, у меня прекрасные отношения с Аве и Химой. Я уже говорила выше, что Аве мне много помогал советами и помогает до сих пор. Мы будем вместе выпускать… нет, пока не буду говорить, что.

Обогнать? Хмм. Конечно, я хочу издавать больше игр, но я не ставлю себе дедлайнов «издать Х книг за Y времени» и совершенно точно не меряю успех Индиго по принципу «издано больше, чем у Студии». Думаю, соревновательный элемент в наших отношениях все равно где-то есть, но зачем его сознательно культивировать?

18. В последнее время появляются люди, которым интересны ролевые игры, но они не знают, с чего лучше начать. Что вы им можете посоветовать?

Посетить Ролекон-мини или подобное мероприятие в своем городе, если есть. Найти мастера. Поиграть, одним словом. Или даже поводить. Я знаю много народу, кто с самого начала перешел к вождению, и ничего, справились. Можно прочитать 100 рулбуков, но пока не попробуешь, это все теория.

19. Какой на ваш взгляд должна быть идеальная ролевая игра?

Ну очевидно же — та, что больше всего подходит конкретно тебе.

20. Можно ли монетками победить кубики?

А есть такая цель? В Королевстве монетки поддерживают атмосферу, в ТЯН они идут из ключевых слов, на которых была построена стартовая версия игры, но, разумеется, как инструмент рандомизации кубики многогранней, так сказать.

21. Верите ли вы в успешность российских ролевых игр вроде Грань Вселенной или Pax Psychosis?

Я верю в успешность любого качественного товара при грамотном продвижении. Над ПП еще надо работать, но потенциал там определенно есть. Грань мне очень нравится, и Кирилл, на мой взгляд, движется в очень правильном направлении с этой игрой. Движок Dungeon World, буклеты и все такое. Я пока не могу сказать больше, но когда будет официальный анонс, думаю, многие одобрят его подход.

22. Как можно побороть проблемы с оплатой книг в вашем магазине?

Переделкой магазина и переходом на другой агрегатор платежей. 🙂

23. Хотите ли вы своими книгами повлиять как-то на вкусы ролевиков? Например, завлечь их в темные миры хоррора.

Завлечь. Хорошее слово. Я, конечно, не сижу ночами перед своим хоррор-алтарем и не колдую на завлечение доверчивых игроков в пучины жанра ужасов. Да, я пытаюсь сделать хорошие игры в любимом жанре доступными, разве что в этом смысле, но пытаться сознательно влиять на чьи-то вкусы — довольно неблагодарное занятие.

24. Я понимаю, что это очень наивно, но все же рискну спросить про планы Indigo Games. Над чем вы сейчас работаете, чего нам ждать, сколько денег готовить?

Ну почему наивно. Работаю над Don’t Rest Your Head и дополнением Don’t Lose Your Mind, например. Неофициальный анонс об этом уже мелькал, так что нет смысла скрывать.

Это шизофреническая игра про людей, которые так долго не спали, что им открылся доступ к невероятным способностям. Талант Усталости позволяет достичь человеческого максимума в обычной области (бегать как чемпион мира, «подстрелить муху с 1000 шагов»), а с Талантом Безумия можно творить совершенно дикие вещи. Например, быть готовым ко всему. Буквально. Нужен код от сейфа? Он у тебя в кармане. Или наделять все, что говоришь, сверхъестественной силой, добавляя матерное слово. Не можешь открыть запертую дверь? «Откройся, су**!» И она откроется.

Но есть, разумеется и оборотная сторона — Неспящие являются любимым деликатесом Кошмаров, которыми кишит Город Безумия. Это наслоение на наш мир, который видят (не могут не видеть) герои игры. И для них единственный способ выжить — не терять контроль над своими способностями, и, главное, не спать. Ни в коем случае не спать.

DRYH — это сама игра, система (своя собственная и очень атмосферная) и сеттинг. DLYM — сборник Талантов Безумия, один колоритней другого. Пока что я планирую выпустить обе книги по отдельности в мягкой обложке, и, если получится по финансам, сделать крутое подарочное издание двойной книги-перевертыша в твердом переплете и, возможно, с каким-то дизайнерским наворотом. Я большой фанат интересной полиграфии, и очень ждала, когда появится повод попробовать что-нибудь эдакое. Надеюсь, DRYH станет таким поводом.

24. Тамара, расскажите, чем вы занимаетесь помимо Indigo Games, в какие ролевые игры играете и как относитесь к обычным настольным играм?

Помимо работаю удаленным арт-директором и дизайнером на разных дядь и теть, преподаю дизайн в универе.

Играю и вожу чаще всего по СЫЩИКу — люблю детективы, или по крайней мере детективную структуру сценариев. Очень нравится совмещать несколько простых систем в рамках одного модуля по принципу мини-игр. В горячо любимые мной UA, DRYH и Monsters and Other Childigh Things играла всего раз-два, и очень хочу еще, а в Little Fears вообще ни разу. Пичаль.

К настолкам отношусь довольно нейтрально. Есть отдельные, которые готова переигрывать, остальные часто вызывают ощущения, сродни тем, которые испытываю после 10+ часов игры в ММО: “Зачем все это?” Хотя друзья меня с переменным успехом пытаются склонять на Темную сторону. Недавно вот в бету Eldrich Horror-а отлично поиграли. Вообще если в игре есть хтонь, у нее автоматом +10 на шансы мне понравиться.

25. Спасибо большое за ответы, Тамара! Желаю вам большой удачи в вашем нелегком труде. И ни в коем случае не падайте духом, ибо у ваших книг уже есть поклонники с маленькими щупальцами, которых вы так любите. =) Будут новости — я с вами еще обязательно потом поговорю.

Я рада была пообщаться, и спасибо за пожелания. Духом падать не планирую, работы предстоит еще много и в скором времени будут новые анонсы. Так что не в последний раз.

indigo-games.ru

vk: vk.com/indigogames

twitter: twitter.com/Indigo_Games

Обзор КН — http://imaginaria.ru/indigo/kingdom-of-nothing-obzor-igry.html

Подкаст, где подробно описан процесс игры в ТЯН — http://pnprpg.ru/blog/2013/07/09/podcast-indigo/

2 Responses to Интервью с Тамарой Персиковой (Indigo)

  1. Уведомление: Интервью с Тамарой Персиковой (Indigo) | Мир настольных игр

  2. Уведомление: Интервью с Studio 101 | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

