Тайная жизнь сыщика в Ордо Веритатис – обзор ролевой настольной игры Эзотеррористы

Вот и сделал я свой первый шаг к «ролевизации» блога. Сегодня я расскажу вам об одной интересной инди-игре, которую выпустило издательство Pelgrane Press Ltd. (за авторством Робина Д. Лоуза). В 2013 году книга была переведена на русский язык и выпущена издательством Studio 101. Игра использует ролевую систему GUMSHOE, которая на русском языке звучит как СЫЩИК. И если это все для вас ругательные слова, то я вам с удовольствием обо всем расскажу подробнее.

Врага нужно знать в лицо

Наверняка, вас озадачило название. Эзотеррористы – слово новое и непонятное, но определенно плохое. Это тайная международная организация, которая мечтает о мировом господстве. У эзотеррористов нет органов управления или контроля, это просто ячейки, во главе которых стоят явные (или неявные) лидеры, связанные между собой одной идеей – нарушить спокойствие этого мира. Сектанты живут двойной жизнью. Они могут быть обычными людьми – клерками, преподавателями, журналистами, учеными, безработными алкоголиками, якудза и т.д. А втайне могут оказаться членами очередной секты эзотеррористов.

Сектанты периодически проводят ритуалы, чтобы привлечь в наш мир из Внешней тьмы опасных сверхъестественных сущностей, а дальше уже как карта ляжет. Сущность может пожирать людей (в том числе и тех, кто их призвал), разрушать, похищать, наказывать и творить прочие непотребства. Сущности могут быть как абстрактными, так и физическими. Это боги, демоны, все, чего боится человек.

Кто знает, возможно, за такими событиями, как атака самолетами 11 сентября на Торговые Башни, недавнее наводнение в России, смерть Майкла Джексона, строительство очередного хоккейного дворца в Беларуси, стоит тайная организация эзотеррористов…

Каким образом эзотеррористы призывают существ науке пока не известно. В игре официально нет магии. Все, что творится в этой ролевке, объясняется законами физики. Для того чтобы существо попало в наш мир, нужно чтобы истончился барьер, отделяющий наш мир от Внешней тьмы. А это может произойти и по разным психологическим причинам. Например, паника у людей, массовый алкоголизм, помутнение рассудка, сексуальная раскрепощенность, доведенная до безумия. Что это – магия или наука?

У эзотеррористов нет руководства, они сами по себе. У каждой ячейки свои лидеры (и есть ли эти лидеры вообще?), свои цели. Некоторые становятся эзотеррористами по своей воле, некоторых заставляют измениться сами сущности.

По некоторым данным эзотеррористов можно разделить на следующие типы:

— охочие до власти, готовые на все ради нее. Обычно это лидеры секты;

— садисты, получающие удовольствие от страдания других;

— хотят, чтобы на них обратили внимание;

— бесцельные идиоты, которым все равно, что они делают;

— экзофетишисты, мечтающие заняться сексом с сущностью;

— имеющие тягу к роскоши и наслаждениям;

— мстители, которых чем-то обидели, и поэтому они жаждут реванша.

Как вы знаете, на любое действие есть противодействие. В нашем случае, это всемирная тайная организация Ordo Veritatis.

Орден Истины

Именно так переводится Ordo Veritatis. Как гласит Википедия:

Это влиятельная всемирная тайная организация с огромными ресурсами и возможностями, которая принимает в свои ряды сыщиков, психологов, разведчиков, специалистов по оккультным наукам и мировых лидеров в отчаянной попытке спасти людей от неизбывного ужаса Мира Тьмы.

Само собой разумеется, что цель Ордо Веритатис (OV) – помешать эзотеррористам реализовать свои коварные планы. OV тоже состоит из ячеек, которые практически не пересекаются друг с другом, как и у эзотеррористов. Но главное отличие одних от других в том, что действия членов OV согласовываются руководством.

Основных типов ячеек у OV две – следователи и особые боевые подразделения. Игроки берут на себя роль детективов (следователей), которые живут двойной жизнью. С одной стороны, они обычные граждане, работающие на совершенно обычных должностях (журналист, врач, писатель, инженер и т.д.). А с другой, они тайные агенты, сыщики, детективы, отправляющиеся по первому зову OV расследовать новое происшествие, которое явно связано с эзотеррористами.

Как обычно происходит следственный процесс в OV:

— поступление информации о возможной операции эзотеррористов;

— сбор сыщиков, подходящих для данного расследования;

— инструктаж сыщиков на месте сбора, в ходе которого они получают всю необходимую информацию для начала расследования;

— непосредственно само расследование, столкновение с потусторонними силами и нейтрализация секты эзотеррористов, ответственная за происшествие;

— подготовка легенды, дающей объяснение происшествию, чтобы общественность не подверглась панике и страху (вспомните Людей в Черном и их чудесную вспышку).

Итак, мы уже знаем, что мы сыщики, работаем на OV, нейтрализуем эзотеррористов, не палимся, работаем тихо и аккуратно.

Генережка сыщика

Система генережки персонажа довольно простая и опытных ролевиков не озадачит. Сперва вам нужно определиться с типажом вашего персонажа. Придумать ему имя, пол, род деятельности на гражданке, поведение, привычки. Вы должны объяснить ведущему и другим игрокам, почему ваш персонаж попал в OV, каким образом его завербовали, чем он стал интересен организации. Я акцентирую на этом этапе особое внимание, потому что после него вам будет проще определиться со следующим – приобретение способностей.

Персонаж, как любой нормальный сыщик, обладает целым спектром разнообразных способностей. В Эзотеррористах они делятся на исследовательские и общие.

Количество пунктов исследовательских способностей, доступных игрокам, зависит от количества сыщиков в игре. Чем меньше игроков, тем им сложнее будет играть, а это значит, что персонажи должны быть более развитыми, т.е. они получат больше пунктов.

Сыщики могут иметь, например, следующие исследовательские способности:

— анализ документов (почерк, тип бумаги, возраст документа);

— архитектура;

— ведение допроса;

— запугивание;

— знание языков;

— лесть;

— оккультные науки;

— прикладная физика;

— сбор улик;

— суд-медэкспертиза.

Примечение Александра Ермакова (Studio 101):

В некоторых дополнениях и приключениях, игрокам предлагаются новые исследовательские способности, со своим специфическим охватом, соответствующим особенностям игры. Иногда это хорошая мысль — добавить специалистов узкого профиля, если планируется долгая тематическая игра.

Прикладная физика — Как раз пример способности из дополнения, которую мы вставили вместо энтомологии, согласовав с авторами игры.

Что интересно, если вы поставите любой способности одну единичку, то это значит, что вы уже в совершенстве владеете навыком.

Александр Ермаков:

По поводу навыков — это может немного отличаться в играх серии Ктулху. Но уровень уверенного эксперта — это действительно 1 в рейтинге.

Поэтому если в ходе расследования оказывается, что нужна определенная способность и она у вас есть, то вы автоматически получите необходимую информацию. Для этого не нужно бросать кубики. Рейтинг 1 в любой способности – это уже успешный бросок. В любой момент вы можете спросить у ведущего, можете ли вы воспользоваться своим навыком, и если это так, то он с вами поделиться информацией.

И если вы хорошо продумали персонажа, то над исследовательскими способностями долго сидеть не будете. Скромный библиотекарь, 35 лет, в разводе, детей нет, скорее всего будете хорошо разбираться в тексте, языках, архитектуре, уметь флиртовать и льстить. Но вряд ли увлекаться баллистикой, запугивать и вести допросы.

Но совсем другое дело обстоит с общими способностями. Здесь вас ждут более привычные понятия — такие как атлетика, здоровье, драка, стрельба, первая помощь, слежка и т.д. На них дается каждому игроку по 60 очков. Раскидывать очки нужно исходя из условий, что 1-3 – способность развита слабо, 4-7 – высокий уровень, 8 и более – исключительное развитие способности. В отличие от исследовательских способностей, общая способность может быть и нулевой, и это не значит, что персонаж совсем не умеет это делать (например, водить автомобиль). Водить он сможет, только очень плохо — возможность вылететь в кювет очень высока (ГМ явно этим воспользуется).

GUMSHOE

В книге вы найдете еще и описание самой системы СЫЩИК. Как происходит раскрытие преступления, как подаются сыщикам улики, как правильно переходить от сцены к сцене, как ведут себя детективы, с чего обычно начинается расследование, как происходит поиск улик, как выполняются проверки, как проходят сражения – обо всем этом расскажет раздел СЫЩИК.

И если у вас есть готовый персонаж, листок бумаги со способностями и распределенными очками, карандаш, ластик и один кубик D6, то вы уже можете приступать к расследованию…

Впечатления

Мне сразу понравилась эта ролевка за доступность и простоту правил. В книге правил 229 страниц, но она легко читается (я практически за один присест ее осилил). Просто вспомните все, что вы знаете о детективах, читали в книгах, видели в фильмах – вам предстоит стать одним из таких сыщиков, только иметь дело придется с паранормальными явлениями. И эти явления меня очень и очень порадовали, когда я о них читал.

Александр Ермаков:

Изначально я водил Эзотеррористов настроившись на игру в духе X-Files. Сейчас есть уже много сериалов в заданном стиле, так что могу порекомендовать «позаимстововать», переработав, сюжеты из них.

Сущности, описываемые в книге, очень колоритные и довольно жуткие. Например, чтобы призвать дух самоубийцы, призывающий роет себе могилу, после чего обрушивает ее каким-нибудь взрывом, перерезает себе горло и вскрывает вены. Сущность в виде личинки, которая живет в паховой области своих жертв, дышит хитиновыми фолликулами и потихоньку убивает жертву, в теле которой находится. Каждая сущность подробно описана в книге, поэтому, чтобы не ломать вам удовольствие, лучше обо всем прочитаете сами. Поверьте, монстры колоритные и их приятно использовать в самодельных сценариях.

Кубик. В игре используется только один кубик, поэтому любители побросать жменю разных кубов грустят в сторонке. Боевки и проверки в Эзотеррористах скорее как приятное дополнение, потому что основное – это расследование. Допросить подозреваемого, выследить его, проанализировать текст, отправить на экспертизу улику и т.д. Да, к этому всему тоже можно прикрутить кубик (средняя сложность – 4). Но по факту сыщиков нельзя бросить на произвол судьбы, их все равно нужно вести к концу сценария. Мастер все равно приведет вас к монстрам, пускай вы руки и ноги переломали, пока падали в яму и потом выбирались из нее.

Александр Ермаков:

Как сказать. Порой дело действительно заходит в тупик, особенно если игроки увлекаются в процессе миражами мировых заговоров и оккультных конспираций, а ничего такого в преступление не было заложено. Впрочем, порой, это повод сменить подноготную дела по ходу игры.

По крайней мере в играх, которые вожу я, больше нарратива. Это мое видение игры.

В этой ролевке на самом деле мастеру иногда довольно сложно приходится, ибо с одной стороны он должен вести игроков по сценарию, а с другой, дать им свободу, чтобы они не чувствовали себя на рельсах, по которым их ведут. Сценарий представляет собой набор сцен, которые заготовлены заранее. Одна сцена логически выходит из другой. И мастер не может просто так сказать – эта сцена закончилась, теперь мы переходим к следующей сцене. У игроков будет ощущение, что они смотрят фильм, и лишь периодически принимают в нем участие. Задача мастера – дать поверить игрокам, что они главные герои этого фильма, и от них зависит в игре все. Поэтому нужно уметь быстро перестраивать сцены или даже создавать новые, при этом чтобы новые сцены органично вплетались в старые. Иначе просто будет сложно получить максимум удовольствия.

Мне не понравилась идея с бездонным рюкзаком, в котором в любой момент может появиться любой предмет. Не все сознательные игроки стремятся к реализму. У кого-то открывалка в рюкзаке случайно оказалась, а у кого-то огнемет с канистрой бензина. Поэтому мне все-таки проще обговорить стартовые предметы заранее, чем потом спорить с игроками, что их фантазия слишком бурная.

Александр Ермаков:

Ну как сказано в книге, некорректное использование способности предусмотрительности подобно порнографии — ведущий поймёт, когда увидит. Мне кажется удобным разрешить героям-взломщикам, идущим вскрывать склад, ретроспективно не забыть фомку, при успешной проверке предусмотрительности. А огнемёт — это действительно перебор, на который почти наверняка будет ответ «у вас его с собой нет».

Возможно, кому-то мир Эзотеррористов покажется неинтересным, потому что монстров хватает и в других играх. Но мне нравится в этой ролевке то, что все игроки – простые люди, которые просто занимаются расследованием. И сражаются с монстрами они с помощью простых пистолетов, мечей и даже кулаков, а не световых мечей и святой водой.

Готовый хороший сценарий, можно найти на сайте Studio 101

Со сценариями проблемки небольшие есть. Дело в том, что жанр ролевки – детектив. Не у каждого человека получится придумать грамотный детективный сюжет с логичными уликами, чтобы игроки с помощью них могли переходить от одной сцены к другой, и при этом испытывать хоррор и саспенс. Один сценарий есть в книге, один маленький на 4 сцены Студия 101 выложила бесплатно у себя на сайте, один большой сценарий перевела на продажу. Поэтому выбор готовых историй пока мал, но я надеюсь, что их будет больше.

Александр Ермаков:

Будет!

Говорят, что за бугром такая же ситуация, что сценарии стоят даже дороже книги правил, потому что их немного и они на вес золота.

Еще мои игроки жаловались, что способностей слишком много, и они не знают заранее, какие из них будут полезны в грядущей игре. Выбирают знание языков, а эта способность оказывается невостребованной. С другой стороны, они даже не пытались их применить…

Я остался Эзотеррористами очень доволен и не жалею денег, которые потратил на пдф. Написано просто и доступно, новички легко въезжают в процесс игры. Поэтому я бы еще ко всему вышесказанному добавил, что в эту ролевую игру могут сыграть и те, кто с ролевками на «вы». По моей шкале оценок Эзотеррористы легко тянут на 8. Я надеюсь, что в ближайшем будущем мы увидим новые сценарии на русском языке.

Очень надеюсь, что в скором времени выйдет Trail of Cthulhu по той же системе СЫЩИК. Уж там то точно будет что расследовать;)

Александр Ермаков:

Ждите анонсов на Ролеконе Север. 🙂

Полезные ссылки:

http://studio101.ru — Studio 101
http://studio101.ru/gumshoe/ESO001PDF — пдф-версия
http://studio101.ru/gumshoe/ESO001 — книга (бумага)

Реклама

4 Responses to Тайная жизнь сыщика в Ордо Веритатис – обзор ролевой настольной игры Эзотеррористы

  1. Уведомление: обзор ролевой игры Эзотеррористы | Мир настольных игр

  2. тоже жду Trail of Cthulhu. думаю, это будет моя первая РПГ. и, скорее всего, сразу в бумажном виде! =)

    • scafandr says:

      Книга только из-за Ктулху интересна?

      • muryskin says:

        и по-этому тоже.
        вообще думал уже о НРИ, о переведенных. т.к. на аглицком со мной в такое никто играть не будет. на русском-то не особо много будет желающих. думал о Мертвых Землях, но там там плюс ко всему еще и Дневник Авантюриста. Да еще и Книгу Маршала в коллекцию тогда надо заиметь (а то как же без нее =)). вот и склоняюсь к системе, которой одна книжка только нужна будет (для начала хотя бы =)). а из сеттингов Ктулху мне ближе)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: