Чудная карточная Цивилизация – обзор настольной игры Инновация (Innovation)

Как правило, у каждой игры есть игры, на которые она похожа. Не то чтобы это чистые клоны, просто игры из одного семейства. Например, на что похож Descent 2nd edition? На Claustrophobia. Ninjato на Stone Age. Mage Wars на Summoner Wars. И так далее. Как-то раз я был в магазине настольных игр у своего знакомого, зашел молодой человек, взял в руки коробку с Инновацией и спросил – а на что похожа эта игра? И я не знал, что ответить. Она похожа на саму себя. Как же приятно, что до сих пор иногда появляются такие настольные игры, которые не похожи на другие. И придумывают их всякие чудики. А Инновацию придумал игру Чудык. Карл Чудык. Что же инновационного есть в Инновации?

 

Зачтите агрессивную догму

Я сыграл в прошлом году немалое количество партий в Инновацию и долгое время считал ее одной из своих любимых игр (на секунду ощутил себя султаном в настольном гареме). Один из основных плюсов игры – это ее «карточность». Ни фишек, ни жетонов, ни монет, ни миплов – ничего нет кроме карт. Для меня это сразу огромный плюс! К тому же когда узнаешь, что в игре всего 105 карт, то на ум сразу приходят шикарные игры типа Race for the Galaxy, где вроде не 1000 и даже не 500 карт, а какая замечательная реиграбельность у них. Обманывать не буду – Инновация (И) тоже такая же реиграбельная игра.

В И вы собираете из карт свою цивилизацию с конкретными открытиями и изобретениями. Начинаете вы с первобытно-общинных радостей жизни типа колеса и животноводства, а заканчиваете высокими технологиями, летите в космос и собираете роботов. На ум сразу приходит компьютерная Цивилизация Сида Мейера, где тоже нужно развивать свой маленький народец, который потом превращается в маленькую, но гордую страну, а в конце у вас образовывается супер-держава, отправляющая ракеты в космос. Да, общая цель одной и второй игры одинаковая – развить страну по максимуму. Но в И у вас нету народа или страны. Вы сами и есть и народ и страна в одном лице, только они безымянные. Хотя, конечно, смеха ради можно придумать, что кто-то играет за японцев, кто-то за французов=)

Мне нравится, что в обозреваемой настольной игре никого кормить не надо, города не поднимают бунт, не нужно строить акведуки– у вас задача только одна – изобретать. И все карты в игре и есть те самые изобретения, которые толкают вашу цивилизацию к новым эпохам.

Карты изобретений дают способность и ресурсы. Игра не сильно акцентирует внимание на том, что карты разноцветные (всего 5 цветов). Т.е. цвета-то разные, но они никак не обзываются (типа наука, культура, экономика, как в 7 Чудесах).

Способности зависят от ресурсов. Если у вас достаточное количество определенных ресурсов на карте – вы сможете максимально выгодно сыграть способность, в противном случае либо ничего не сможете сделать, либо эффект будет не такой крутой, как хотелось бы. Ресурсов всего 6 видов, и они не сразу все доступны. Например, в начале игры деревья и короны будут появляться на картах, а вот лампочки придут значительно позже, как и часы. А вот деревья потом станут редкостью.

Фишка игры номер 1

Карты в игре называются догмами. Да, сразу предупреждаю, что игровой словарь в игре очень специфический и немного недружелюбный. Поэтому разыгрываем мы догмы. А они бывают 2-х видов: кооперативные и агрессивные. Рядом с текстом способности стоит значок, показывающий тип догмы, и ресурс, с помощью которого способность разыгрывается.

Памятки

И такого розыгрыша способностей я еще нигде не видел. Например, кооперативная догма влияет на игрока, который ее сыграл, а также на других игроков, у которых ресурсов не меньше, чем у него. Т.е. в этой ситуации лучше был лидером по конкретному ресурсу. Иначе другие игроки смогут воспользоваться вашей же сыгранной способностью.

А вот агрессивная догма играется совсем иначе. Она влияет на тех игроков, у которых определенного ресурса меньше, чем у вас. И вы заставляете сделать их что-то нехорошее. Даже в самих правилах рекомендуют разыгрывать агрессивные догмы со словами «Я требую».

Я требую сбросить карту самого высокого уровня. И каждый игрок, у которого нужных ресурсов меньше, обязан сбросить карту.

Способности могут быть самые разные – набери карту, сыграй карту, заставь другого игрока сбросить карту или отдать ее тебе и т.д. Чем выше уровень карты, тем больше захватывает дух от возможностей.

Фишка номер 2

Кстати, у каждой карты есть уровень (от 1 до 10). Игроки сначала имеют доступ к картам только 1 уровня. Они слабенькие и добренькие. Игрок набирает карты из той стопки, которая аналогична уровню самой высокоуровневой своей карты. И пока эта стопка не закончится, другие эпохи трогать нельзя. И это тоже фишка игры. Некоторые карты позволяют взять карту уровня, идущего через один, а это уже дает большое преимущество игроку.

 

Собираем в одно целое

Я рассказал о картах, о том, что на них написано и нарисовано, обрисовал тему игры, а теперь нужно все это структурировать.

Игроки получают n-карт 1-ого уровня, перед ними находятся на столе стопочки карт разных уровней, лежащих рубашкой вверх. В свой ход игрок может сделать 2 действия (можно 2 одинаковых):

— взять карту;

— сыграть карту (на стол перед собой);

— активировать карту (разыграть способность);

— добиться лидерства (про это лучше почитать в правилах).

И— игра многогранная. Помимо того, что вы строите шаг за шагом цивилизацию, вы еще участвуете в гонке за сферы развития.

Сферы развития – это отдельные карточки, на которых написаны условия их получения. Как только игрок выполняет условие, он может забрать карту себе. Эти карты дают дополнительные возможности игроку и могут привести к победе.

И вот мы играем-играем, переходим от одной эпохи к другой, а где же конец? В лучших традициях карточных игр в И три вида победы:

1) Набрать n-карт лидерства (число зависит от количества игроков). Добиться лидерства в эпохе — это когда у вас влияния больше в 5 раз, чем номер эпохи, и вы берете карту этой эпохи и кладете себе под планшет. Ее использовать нельзя, она идет как карта лидерства.

2) Победить по догме. В 8, 9, 10 эпохах встречаются догмы, которые приносят победу.

3) Закончились карты, и побеждает тот, у кого больше очков влияния. Влияние – это самые карты, которые подкладывают под планшет.

 

Уф, я знаю, воспринимается игра довольно сложно. И я не люблю учить играть в И, честно. Потому что…

Игровые термины

Боже мой, какие же они ужасные. Про кооперативные и агрессивные догмы я вам уже говорил, но это, оказывается, самое простое из того, с чем вам предстоит столкнуться.

Я не знаю, как эти термины звучат на английском языке, но на русском немного нелогично.

Например, архивируйте.  Подложите карту под низ своей стопки того же цвета. Я часто пользуюсь словом архив, но архивировать – ни разу не говорил. И у меня не возникает никаких ассоциаций с этим словом.

Зачтите – подложите карту под планшет со стороны влияния. Ну почему бы не придумать другой термин? Может быть, он будет отличаться по смыслу, вложенному в оригинальное слово, но зато хоть нам было бы легче. Что такое зачтите? От зачесть очко или балл? Так можно и набрать, и получить.

Переработайте! Подложить карту под низ соответствующей эпохи. Почему переработайте

Все эти термины как будто бы относятся к археологии и раскопкам, а не к развитию цивилизации. Имхо.

Я не предъявляю претензий переводчику и редактору – это их точка зрения, они имеют право так переводить. Я рассуждаю с точки зрения обывателя, купившего игру и пытающегося разобраться. Например, я не с первого раза понял всю терминологию, часто путался и до сих без памятки играть не могу. Проходит время, и я опять забываю, что такое архивировать и зачесть. А каково это рассказывать правила другому человеку? Поверьте, нелегко. Ведь на самом деле игра несложная, но когда игрок встречается с непонятными словами, то он может и начать капризничать. Конечно, если вы закаленный в играх настольщик, то у вас проблем не будет, ибо И – все-таки орешек нетвердый и очень вкусный.

История любви

Я влюбился в И с первого раза. Сначала искал параллели с другими играми, но потом понял, что никаких параллелей нету, эта игра похожа на саму себя. Все совпадения случайны.

У игры широчайший выбор возможностей. Конечно, использовать способности каждой карты вам не дадут, ибо карты одного цвета складываются в стопочки, и активной будет считаться карта сверху. И вот ваш ход, в руке 2 карты (красная и желтая) и вы думаете – сыграть карту с руки или активировать способность? Если вы сыграете красную карту, то закроете классную способность нижней красной карты. Если сыграть желтую, то измениться баланс нужного ресурса, который тебе дает хорошие плюшки. И таких дилемм будет море.

Вы следите не только за своей картиной на столе, но и интересуетесь положением дел у соперников. Вы всегда должны быть в курсе, больше деревьев у них или меньше. Кто лидирует по коронам, стоит ли их собирать?

Шикарная фишка игры – сдвиг стопки карт. Некоторые карточки дают вам такую возможность. Вы сдвигаете одну из своих стопок вправо или влево и получаете еще больше ресурсов, которые появляются на открытом крае.

С опытом вы начнете пользоваться комбинациями карт. Научитесь перепрыгивать эпохи. С закрытыми глазами начнете получать очки влияния.

Но это только с опытом. Это не та игра, в которую играешь сразу профессионально. К сожалению, новички вряд ли могут посоревноваться с опытными игроками. Очень многие мои друзья сетовали на то, что в эту игр нужно много сыграть, изучить все карты, понять, как они лучше работают друг с другом, чтобы получить от игры удовольствие.

Но это не баг, это фича=)

Главное, сразу не испугаться странных слов и большого количества карт, среди которых НЕТУ повторяющихся!

Первая партия, и я сразу же лезу на Тесеру, ставлю игре 9 баллов и начинаю всем рассказывать, что я купил прекрасную игру, которая доступна на русском языке. Но далеко не все разделяли мой восторг. Например, чаще всего от тех, кому не понравилась настолка, я слышал – слишком много рандома. Все очень хаотично, каждый ход меняется ситуация на столе. В этот ход ты лидируешь по коронам, в следующий уже последний по этому ресурсу, плюс у тебя забрали лучшую карту и тебе придется копаться в картах предыдущей эпохи – вот же ацтой. Да, в этой игре такое случается постоянно. И на нее нужны крепкие нервы. Вот ваша цивилизация мчится к победе, подминая под себя все подряд, и вдруг у вас забирают очки, карты, закрывают крутые способности и лишают превосходства по ресурсам. Такое переживет далеко не каждый=)

Другие сетуют на высокий порог вхождения. Мол, надо разобраться. Раз 5 сыграть. Постичь дзен и достигнуть сатори.

И что-то во мне потом переклинило. Я долго не играл, потом разложил партейку и… стал понимать тех, кому игра не понравилась. Смотрите сами, у вас все хорошо, есть нужные ресурсы, есть очки влияния и скоро вы возьмете лидерство в эпохе. Вдруг сосед получает какую-то неимоверно крутую карту, все ему сбросили свои очки, заархивировали карты с руки, упали на эпоху ниже… И вы уже никто. Бомж. Ладно, думаете, сейчас наберете 2 карты и там попадется что-то мощное. Одна карта оказалась полной ерундой, а во второй нужно лидерство по часам, а у вас их нету, зато у остальных игроков есть, т.е. карта тоже лишь бы что. Приходится надеяться, что в следующий раз попадется что-то лучшее… А в это время соперники опережают тебя на 3 эпохи, у них сумасшедшие абилки на картах, а тебе остается только грустить и ждать конца игры. Хотя бывает, что можно утереть им нос даже в такой сложной ситуации. Это же Инновация, ребята=)

Потом я понял, что не люблю долгих раскачек. Мне хочется сразу получать доступ к сильным картам, начиная хотя бы с 5-ой эпохи. Способности этих карт впечатляют. А вот долго и нудно копаться в картах 1-3 эпох скучно. Ну и в качестве добивания – я обожаю карты 9-10 эпох, но редкая игра позволяет играть так долго=) Чаще всего 7-8 эпоха является последней. По крайней мере в моей компании так чаще всего происходит. Может быть у других иначе. А как было бы круто сыграть карту, убирающую все карты со стола, ммм… Мечты.

И если раньше я был готов играть в И хоть каждый день, то сейчас только лишь иногда. Да и то в качестве исключения. Игра не стала хуже, она по-прежнему классная, но те минусы, о которых я написал, заставляют меня играть в другую настолку=)

Локализация

На русский язык переводило издательство Hobby World. Я получил коробку сразу с протекторами (спасибо Жене Булышкину, который обо мне позаботился:). Так что о качестве карт я сильно не задумывался. А вот у знакомых карты начали расслаиваться, как в моей Картахене. Так что если вы покупаете русскую версию игру, то позаботьтесь о протекторах, это поможет сохранить вашу игру.

Про специфические термины я уже писал, это нужно просто принять. Ко всему остальному придраться сложно – все в порядке.

Геймстарт

У Инновации уже есть дополнения, и одно из них должно было появиться на русском летом этого года. Hobby World собирали деньги на выпуск трех игр, придумав проект, типа краудфаундинга, под названием Геймстарт. К сожалению, нужной суммы дополнение к И не собрало, поэтому пока его будущее не известно. Как сказал один анонимный источник – дополнение будет, оно уже готово, вот только дата релиза пока туманная.

Я очень жду выхода дополнения, потому что уверен, что новые карточки с новыми способностями будут не менее интересны, чем старые. Покупать игру на английском смысла нету, потому что мешать русский и английский текст не хочется. К тому же в нашей компании лучше идут русифицированные игры – не у всех с английским все тип-топ.

Брать/не брать

 Несмотря на то, что я стал брюзжать по поводу случайностей и везения, игра все равно от этого не стала менее «инновационной». Совершенно самобытная игра, 105 уникальных карточек, каждая партия не похожа на другую. По всему тому, что я рассказал, вы уже можете более-менее понять, ваш это тип игры или не ваш.

Игра крутая, но это не значит, что я рекомендую тут же вскочить и бежать в ближайший магазин настольных игр и покупать настолку. Все-таки она на любителя, поэтому лучше перед покупкой попробовать сыграть.

Такой тип цивилизационных игр мне по душе. Одна из лучших необычных карточных игр, имхо. Да, я имею претензии, но, возможно, это от передозировки. При нормальном употреблении, Инновация показывает себя с самой лучшей стороны.

Палец вверх – брать!

Реклама

18 Responses to Чудная карточная Цивилизация – обзор настольной игры Инновация (Innovation)

  1. denis13 says:

    обожаю твой блог,
    сначала затишье, а потом бах-бах-бах, сразу появляется несколько статей,
    все длинные и интересные. пойду кофе налью и буду читать

    • scafandr says:

      спасибо=)
      я, наверное, нелогично поступаю — рекомендуют выкладывать статьи со вторника по четверг, но мне привычнее потратить всю субботу на доработку, фотографии и все остальное
      надеюсь, приятно было под кофе читать=)

  2. sputnik1818 says:

    В Инновацию наиграл уже партий 50-60 не меньше. Так вот, если соперники одни и те же, и играть раз 20 подряд (у нас так в Москве получилось — была ночь Инновации на 4-х), то игра напоминает шахматы: все как профи уже начинают играть чуть ли не глядя. И могу с уверенностью назвать самый главный недостаток Инновации — несмотря на уровень соперников слишком часто (30-50 процентов партий) победа достаётся случайно. Это очень досадно, когда все играют, а потом выигрывает по картам в 10-й эпохе кто-то «у кого деревьев меньше»… Игра становится неуправляемой совершенно, когда есть такие догмы, как «возьми карту 10-й эпохи и сыграй догму единолично»… В общем, доля случая там высока, но саму игру люблю — отличная.

  3. Так и не смог распробовать. Раза 3 играл в разное время, при этом в последний раз даже выиграл (неожиданно для себя), но она мне так и не понравилась. Слишком уж рандомная. Хотя в клубе долгое время народ играл в нее по несколько партий подряд, как в Race for the Galaxy когда-то.

    • scafandr says:

      Как раз таки после разговора с тобой об Инновации я в ней и стал сомневаться. Уж лучше я сыграю с RftG=)

  4. tassinda says:

    Крутая игрушка.Я в нее готова играть хоть миллионы раз)Ночью разбуди и предложи -не откажусь))

  5. Уведомление: Чудная карточная Цивилизация | Мир настольных игр

  6. Vladimir says:

    Игра — полнейший хаос, можно что-то думать, но всё решит случай. Но фишка со сдвигами занятная.

    • вот и у меня такие же впечатления

    • scafandr says:

      Но тебе нравится? Играете в нее?

      • Vladimir says:

        Не, мы сыграли раз на четверых и с недоумением сложили в коробку (т.к. в русскоязычном комьюнити её о-очень расхваливали). На двоих честно не пробовал, но и желания не возникало, т.к. она очень абстрактная и механическая что ли (подложи туда, переложи сюда).

  7. Leks says:

    Играть надо исключительно на двоих — и не будет полнейшим хаосом.

    • scafandr says:

      Кстати да, я вспомнил, что вдвоем ни разу не играл, у нас всегда больше 2-х желающих сыграть. Возможно, вы очень даже правы. Надо проверить

      • Leks says:

        Давай на ты?:) Это одна из твоих любимых игр, но ты ни разу не играл в неё вдвоём?! Вот это да. По моему глубочайшему убеждению, именно на двоих в неё и следует играть — на троих-четверых она действительно полнейший хаос и разброд.

  8. RAVE says:

    очень нравится игра, но выигрывать почти никогда не получается. Наверное, я слишком зацикливаюсь на каких-то картах, останавливая развитие. Доходит до смешного: играли с другом много партий 1 на 1, сначала я набирал несколько лидерств (скажем, Н-1/2, где Н — необходимое число для победы), а потом он «догонял и перегонял Америку».

  9. Zombie says:

    На мой взгляд победа в этой игре во многом зависит от случайности, но в целом игрушка интересная.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: