Итоги и тенденции 2013 года

Я вроде бы всегда игнорировал подведения годовых итогов, хотя постоянно себе говорил, что обязательно напишу. Один раз вроде даже начал писать, а закончил только в январе… Даже не помню, выкладывал я эту писанину или нет. Ой, ну да ладно, хватит о склеротических вещах болтать, ведь сегодня я таки решился на большой монолог о настольных играх. Сначала думал сделать подкаст, но передумал – чтобы никто не подумал, что я пытаюсь перетянуть аудиторию у Тапилина=) Я лучше по старой доброй традиции буду писать, пока рука не устанет.

Мое повествование будет разделено на пункты. Как говорится, обо всем кратко, тезисно и базисно=)

 

Frogged Dice

Первым пунктом у меня стоит этот самый блог, который вы сейчас читаете. Этот год был самым плодотворным по количеству проделанной работы. Не очень люблю считать цифры  – сколько было тогда, сколько потом, сколько еще где. Справа в меню стоят циферки, которые говорят о том, что и когда я писал. И в некоторых месяцах у меня было аж по 16 статей. А когда я все только начинал делать, то в норме было 5-6. Так что я писал не покладая рук, можете меня похвалить=))))

Блогу уже… это ж надо еще прикинуть… 2,5 года. Я начал писать летом 2011 года. Опять же по старой доброй традиции я не отмечаю никаких дней рождений, типа мне год, два, два с половиной, два с четвертиной и т.д. Хотя ребята по писательскому цеху говорят, что об этом писать будет совсем не лишним, т.к. это очередной повод обратить на себя внимание. Но о внимании я потом еще напишу…

Так вот за 2 года блог солидно вырос. Ориентация на одни обзоры сменилась на многовекторное направление и на интервью, и статьи, и отчеты об игротеках и т.д.

Поменялся внешний вид блога и появился талисман в виде жабки. За это большое спасибо Мише monkey из славного города Хмельницкий. Я могу только писать, а заниматься компьютерными украшательствами мне и сложно и неинтересно. Поэтому я очень благодарен Мише за то, что он не прошел мимо, поплевавшись в мою сторону, а помог чем смог. Жабка получилась отличной!

Сменилось название блога. У меня уже была статья о названиях блогов, в которой я подробно написал все, что я думаю о доменных именах типа boardgame, nastolki и т.д. Сменить свое имя я не решился, перейти на платный хостинг тоже не захотел (по-прежнему не вижу смысла), а имя сайта сменил на Откваканный Кубик. Frogged – это что-то типа нашего устал как собака. Отквакал весь день. Не ищите связи с сайтом или мной, ее здесь нету=) Хотя на самом деле лучше всего было бы соединить название сайта с моим никнеймом – скафандровский блог, блог скафандра. В общем, как вам больше нравится, так и называйте, я обижаться не буду=)

Еще хотелось бы ответить тем, кто язвит по поводу того, что я делаю обзоры на древние игры, покрытые пылью и паутиной=) Игры для обзоров я выбираю не хаотично, а согласно списка. Как только игра попадает в мою коллекцию, она заносится в список и автоматически становится в очередь на обзор. Вне очереди идут только те игры, которые мне кто-то прислал специально для обзора. На данный момент в этом списке находится 42 игры (включая ролевые). Для меня нет разницы, когда вышла игра, если эта игра хорошая. И даже если о ней знают много людей на Тесере, все равно это не повод не писать о ней. Почему? Потому что блог читают разные люди. Часто я делюсь ссылками на обзоры со своими знакомыми и друзьями, чтобы они могли почитать об игре, о которой впервые слышат. Некоторые ссылки публикуют у себя магазины настольных игр, и им не интересны новинки Эссена или Джен Кона, им нужны обзоры на Ghost Stories и Small World, которые лежат у них на полках. Я понимаю, что гикам интересно почитать статьи о новых играх, на которых еще краска не высохла после печати. Но у меня нет возможности (да и заинтересованности тоже) покупать одни новинки, чтобы в том же темпе писать только о них. В Эссен я не езжу, в городе покупаю настольные игры только я. Так что живу по прежней формуле, что если не купишь игру, то и не поиграешь в нее. Конечно, жить в Москве или Питере проще. И в Nations поиграешь, и в Caverna, и в Eldritch Horror, и в Robinson Crusoe. Я пока об этих играх только обзоры читаю и слушаю мнения других людей.

Недавно как-то несколько часов сидел в магазине настолок, и наблюдал, кто что спрашивает, чем интересуется. Поверьте, люди, которые покупают игры в магазинах, знают о настолках гораздо меньше, чем гики. И им нужно рассказывать, объяснять. Вот и я рассказываю и объясняю. И наполняю блог обзорами разными играми, а не одними новинками. Будьте добрее=) Кому-то про Маленький Мир интереснее и полезнее прочитать, чем про Tash-Kalar=)

Ну а теперь про внимание. Чем больше ты пишешь, чем больше пишут о тебе, в общем, чем больше светишься, тем больше ты привлекаешь внимание общественности. У меня поднялась посещаемость примерно в 2 раза (мне это, правда, ничего не дает, кроме цифры). Поняв, что читателям нравятся авторские статьи, а не скучные обзоры заезженных игр, я решил каждую неделю писать по несколько персональных статей, в которых делился бы своими мыслями по поводу того, что происходит в настольном мире. Скажем так, мысли вслух. Ведь есть же вещи, которые мы можем сказать своему другу или хорошему знакомому, а почему-то написать публично об этом многие боятся. Хоть я вроде и не злободневно писал, но все равно находились те, кто обижался и мне потом высказывал свое фи по поводу очередной статьи. Из-за чего я иногда чувствовал себя желтой прессой, которая умышленно, по мнению некоторых людей, обвиняет ни в чем не виноватых людей. И вообще, писать нужно о хороших вещах, а не о плохих.

После публикации каждой такой статьи я следил за реакцией читателей. Чаще всего она была положительной, иногда не очень положительной, но тем не менее я очень радовался, что люди стали комментировать, общаться, т.е. появилось движение. После обзора хорошо если 2 комментария получишь, а после персональной статьи комментариев может быть более нескольких десятков. Мне, как автору, это было самой лучшей похвалой. Каждую неделю я старался написать 2-4 статьи, желательно объемные, чтобы еще и интересно было почитать. И, в конце концов, мое хобби писать статьи стало превращаться в работу… Я просыпался утром и думал, что нужно срочно дописать сегодня статью. Приходил на работу, а моя голова была забита больше настолками, чем непосредственно самой работой. Это все из-за того, что у меня море увлечений, и все делать я уже не успеваю. И вот вроде хочется рассказать обо всех играх, которые были показаны в Эссене в этом году, но каждую игру подробно изучить просто нет времени. Так у меня и вышла вторая часть статьи об играх в Эссене в довольно сыром виде, типа демо-версии. Чтобы читатели хотя бы просто увидели список и краткое описание, про что игра. Я и сам видел, что статья получилась не сильно информативной, но когда еще про это начали писать, да еще и с укором, что другие пишут лучше, а все, о чем здесь написано, можно найти на BGG… В общем, не в духе я был в тот день и стало обидно, что я потратил время впустую, что вообще задумался, стоит ли дальше вести блог, если у других лучше, а BGG рулит.

Я был довольно близок к тому, чтобы перестать писать о настольных играх. Планировал дописать обзоры, которые пообещал сделать другим людям, а потом уйти на пенсию и в игры только играть, но не писать о них. А все из-за непонятной мотивации. Для кого писать, что писать и зачем писать. Меня больше интересовало третий пункт. Вот где-то неделю я искал ответ на этот вопрос. Пока Саша Булгаков (наш любимый император) не сказал мне, что это же просто хобби. Хочешь – пиши, не хочешь – не пиши. Пиши, когда есть желание. Все просто. Не нужно себя мучить тем, что неделя близится к концу, а у меня 3 статьи не дописаны, обзор не вычитан и фотографии компонентов только в планах, а я еще к тому же не успеваю прочитать правила настольной игры, чтобы принести ее в клуб и научить других играть. Дышать стало значительно свободнее, и печальные мысли растворились в воздухе. Хандра, к счастью, прошла. Вот и замечательно.

У меня нет цели делать блог лучше других. Я ни с кем не соревнуюсь, и считаю, что каждый блог хорош по своему. Кому-то нравятся апельсины, кому-то мандарины… Главное, что есть выбор. И если понравилась статья любого блогера – напиши в комментарии спасибо, ему будет приятно.

Так что я рад, что 2013 год не закончился печально для блога=)

Спасибо всем, кто читает этот блог и иногда комментирует мою писанину. Я много раз об этом писал, и буду писать всегда=) Спасибо!

Настольные игры

В этом разделе хотелось бы замутить большое обсуждение на тему лучшей игры 2013 года. Но мне сложно вести разговор на эту тему, потому что он получился бы теоретическим, а не практическим. Я практически не играл в новинки этого года. Если смотреть на эту тему глобально, то можно сказать, что не играл вообще. Зато как обычно много читал. Но я же не могу выбирать лучшую игру, основываясь на том, что говорят другие. Но итоги и тенденции по наблюдениям подвести можно=)

Из новых игр я купил Dungeon Roll. Кубикокидательная игра про подземелья с драконами, скелетами, слизью и гоблинами. Уже поиграл и вынес вердикт – игра годная (хотя Нюсе не пошла). Вкратце расскажу, в чем суть игры.

Каждый игрок пробует 3 раза спуститься в подземелье. Перед тем, как идти в подземелье, он бросает белые кубики, чтобы определить компанию героев, которые под его руководством идут зачищать подземелье. Могут выпасть воин, маг, клирик, вор, чемпион или свиток. Вначале игрок попадает на первый уровень подземелья, на котором находится столько монстров, какой левел уровня, т.е. 1. Сосед слева бросает 1 черный кубик, на котором может выпасть скелет, слизь, гоблин, дракон, сундучок или зелье. У каждого героя есть свое свойство. Например, воин может убить или одного скелета, или одну слизь, или всех гоблинов. Клирик бьет сколько угодно скелетов, но слизь и гоблинов по одному. И так далее. Драконы нападают только если их выпадает 3 штуки, завалить их можно только тремя разными героями. Все герои открывают по одному сундучку, кроме вора – он может открыть все. Все эти свойства делаются только при сбросе кубика с героем на кладбище. Т.е. после применения свойства кубика, вы его теряете. Вернуть кубики из грейва можно с помощью зелья. Обчистили первый уровень – идете во второй (там уже 2 монстра). И так пока не поймете, что рисковать идти дальше нет смысла. Выходя из подземелья, вы получаете опыт, равный уровню подземелья, до которого вы дошли.

Я описал игру вкратце совсем, там есть несколько нюансов, но эти нюансы лучше описывать в обзоре, а не в рамках этой статьи. Немного переживал, что игра может оказаться совсем печальной, но этого не произошло. Конечно, игровой процесс нельзя оценить на 9 или 10, но мне игра понравилась.

Купил Dungeon Twister Card Game, но пока только половину правил прочитал=)

Зато сыграл в прототипы Legacy и Theseus на Игросфере. Первую игру оценю на 8, вторую 7, но крепкую такую 7. С плюсом.

Легаси действительно хоть и простая, но интересная игра. В ней очень здорово тема сочетается с механикой. Вы строите семейное древо, жените детей, потом женятся дети детей и так далее. Есть невесты с богатым приданым, есть женихи с богатой родословной. Есть карточки бонусов. Есть деньги и репутация. Все работает, все смотрится мило. У меня не создавалось впечатление, что какие-то элементы в игре нарочно выдуманы и на практике их не существует. А сам процесс схож с Ninjato или Dungeon Petz. Некоторые ругаются, когда говоришь workerplacement. Пускай будет не воркер, а выбор действий. Именно эта механика в последний год мне была наиболее интересна, между прочим.

Тесеус более механический и мужской. В этой игре много расчета. Как походить, чтобы обойти ловушку, выставленную соперником, попасть на безопасный тайл и самому успешно поставить западню? Рандомной игру не назовешь, в ней все просчитывается, сплошная математика. Поэтому эта игра никак не может быть для всех, какой может быть Легаси. Меня немного удивила стоимость игры, потому что мне казалось, что она будет стоить в районе 30 уе. Оказывается, 40. Так как финальной игры у меня нету, то я не могу ответить на вопрос – отвечает ли цена тому, что в итоге получилось. Просто если бы у меня был выбор между этими двумя играми, которые стоят одинаково, то я взял бы Легаси.

У меня были очень большие надежды на то, что ребята из украинского издательства IGames успеют выпустить Знаки и Пиратов в этом году. Вообще, так оно и должно было быть, если бы Пиратов не стали переделывать. А вот причину задержки Знаков я не знаю.

Знаки изменили название Мистериум кстати. Было много разных версий, как можно еще назвать игру. На один из моих вариантов Александр Невский сказал, что назовет так другую игру, потому что название очень приятное получилось=) Пускай будет Мистериум. Хотя я боялся, что все начнут путать с Имаджинариумом

Я не играл в игру, но смотрел на нее со стороны. Людям действительно интересно было играть. Игра представляет собой сплав Cluedo и Dixit. Обе популярные тайтлы, особенно вторая, ибо она, пожалуй, одна из самых продаваемых игр в магазине моего знакомого. Арт в Мистериуме шикарный. Мне правда уже не терпится самому распаковать игру и погрузиться в игровой процесс.

Ну а Пираты вообще шик. Я сыграл в них более 20 партий, пока тестировал игру. Эта игра мне нравится полностью. Все хорошо – от игрового процесса до артов. Осенью я узнал, что Пиратов снова переделывают, поэтому игра задержится. Ничего, можно и потерпеть, ведь это будет лучшая настольная игра в СНГ, имхо.

В целом, этот год в плане выпущенных игр мне кажется лучше, чем прошлый. И в прошлом году я ныл, и почти весь этот год ныл… А потом прошла выставка в Эссене и я немного свое мнение изменил. Все-таки игр хватает с лихвой. Просто нужно на все внимательно смотреть. Да, крупные издательства не особо чем-то радуют, но 10-20 настольных игр, выпущенных в этом году, купить можно, а это приемлемая цифра для среднестатистического гика.

Вот что у меня появилось в вишлисте из новинок:

Hegemonic. Если уж меня не сильно тянет Eclipse, то может Hegemonic будет вкуснее? Эта та же космическая 4Х стратегия: летай, собирай, разрушай, строй и чего еще только ни делай. Обзорщики ставят игре примерно 8/10. Ну и вроде как эта игра никак не убийца Эклипса… Но вот не знаю, мне чего-то приглянулась. Душа требует игр про космос.

Eight-Minute Empire. Филлерок про контроль территорий. Кто-то хвалит, кто-то поругивает, а я подсел на небольшие игры. Правила изучаются быстро, быстро играется. Только вот стоит почему-то эта небольшая игра 20 уе.

Lost Legends. Да, игра противоречивая, кому-то нравится, кто-то говорит, что игра далеко не самая лучшая. Фэнтезийная пародия на 7 Чудес. Я все надеюсь на то, что если я люблю 7 Чудес, то и Потерянные Легенды тоже придутся по вкусу. Отзывы пока так себе. Ни одного не видел, чтобы написали, какая крутая эта игра, что просто маст хэв. Меня еще, как обычно, больше пленяют картинки, нежели уникальная механика. А механика в этой игре не уникальная. Зато картинки приятные. Пока буду дальше читать отзывы и решать, насколько она мне все-таки нужна.

TAU: A storytelling game where everyone dies happily ever after. Ролевая карточная игра, которая интересно звучит на словах. А на деле пока ни одного отзыва не слышал. Продают игру только через сайт издателя. Цену точно не помню, но с пересылкой получится около 20 или 25 уе. Вроде бы и немного, но если игра все-таки окажется эпик фейл, то стоит ли тратить на это деньги?

Battle For Souls. Совсем пока еще нераскрученная карточная игра. Я случайно попал на видео распакуйки игры – вроде бы автор за свои деньги напечатал игру в Китае, он же ее и вскрывал. И меня пленили картинки на карточках. Это картины разных известных и не очень художников, которые иллюстрировали ангелов и демонов. Игра построена на том, чтобы собирать души. Все как в лучших традициях карточных игр – на картах есть действия, есть несколько колод карт, арт классный – и этого мне уже достаточно, чтобы заказать игру. Что и я сделаю в следующем году, скорее всего. Тем более, что она уже есть на Кулстаффе.

Gravwell: Escape from the 9th Dimension. Собственно, в игре нет ничего эдакого, чтобы восхищаться ею и налепить на ее ярлык «Хит». Игра-гонка, в которой нужно вывести по клеткам из черной дыры космический корабль. В качестве привода используются карточки якобы химических элементов (они для галочки, ибо цифры на картах важнее, чем элемент). Кто быстрее пришел к финишу, тот и молодец. Неплохой филлерок для казуалов. Или если устанешь от сложных больших игр, то тоже как раз самое то, что нужно.

BattleLore Second Edition. Мимо этой игры пройти сложно. Это просто радость для америтрэшеров, которые не играли в первый BattleLore (как я). По сути, это та игра, которую я давно хотел купить – на поле, разбитом на гексы, располагаются несколько армий, обязательно в виде миниатюр, которые с помощью кубиков и карточек приказов месят друг друга. Все это есть во второй редакции BattleLore. Пожалуй, это самая желанная игра 2013 года для меня. В феврале буду брать.

Есть еще игры, которых показали в этом году, но выйдут они в следующем, поэтому о них писать не буду.

К сожалению, ни одного 100%-ного хита я пока не вижу. Но я не спешу резюмировать, что хорошие и светлые мысли закончились у разработчиков. Может быть, я немного изменился и стал требовать от игр большего. А может потому что еще не все игры успели выстрелить, и они только-только набирают ход. Вон как Lewis & Clark все начинают хвалить… Конечно, меня больше привлекают здоровые коробки, набитые доверху карточками, кубиками и миньками. Ну да, таких игр выходит сейчас очень-очень мало, что поделаешь. А и те, что выходят, подвержены влиянию популярных тем типа зомби или мы вам миньки, а вы делайте с ними что хотите. Я терпеть не могу зомби. У меня нет ни одной игры про зомби (Зомби! Спасайся кто может не в счет) и, я надеюсь не будет. Поэтому как бы ни хвалили Зомбицид, он для меня практически не интересен. И этот год в плане хороших больших и сложных игр был для меня пустым. Если не считать Бэтллор. Но у меня есть надежда на 2014 год, и по большей части она связана с FFG – я жду новую редакцию Twilight Imperium. Также, возможно, Starcraft переиздадут в другой вселенной. Жаль, что лицензия закончилась, но, может быть, игру переиздадут под другим именем? Надежд на новую игру такой богатой комплектации от других издательств у меня мало.

Если говорить о направлениях игр, то самыми популярными были игры на блеф. И они останутся такими же востребованными и в следующем году. Собственно, ничего плохого в них не вижу, некоторые сам очень люблю, но когда очередная игра в небольшой коробке начинается со слов «В этой игре вам предстоит найти предателя в своих рядах…», то как-то уже не верится, что это не очередная версия Werewolf или Мафии, а что-то уникальное и классное.

Как обычно, workerplacement’а тоже вышло немало. Особенно европейская выставка этим радовала. Так что тем, кто любит расставлять миплов, скучно не должно быть.

Мне лично очень не хватало новых карточных игр. Очень надеюсь, что слухи о разработке Вампиров в формате LCG подтвердятся, и мы увидим эту игру в следующем году.

Эссеновскими новинками я не сильно был впечатлен, потому что не еврогеймер. Надеюсь, какой-нибудь другой блогер подробно напишет о том, на что можно обратить внимание из евроновья. Я сам с удовольствием про это почитаю.

Что касается местных игр, выпущенными на постсоветском пространстве… Как-то все мрачновато. Единственной игрой, в которую я сыграл с удовольствием, была World of Tanks, несмотря на то, что эта игра все-таки страшно недопиленная. Автор игры, Николай Пегасов, уже заявил о том, что готовится дополнение, решающее проблемы, на которые жаловались игроки. Тем не менее, игра получилась неплохой, в нашем клубе все с удовольствием играли, никто не возмущался. Остальные же игры не произвели на меня сильного впечатления. По-прежнему выходят одни филлеры. Ведь играм посложнее довольно трудно найти как своих игроков, так и приемлемую стоимость печати тиража. В голову приходят 2 такие игры – Рутения и Muniverse de Paris. Первая игра (Дениса Лоншакова) прошлогодняя, так до сих пор официально и не была выпущена, а вторая игра (Павла Медведева) все еще находится на стадии разработки, и я очень надеюсь, что она будет выпущена. Только я сомневаюсь, что российские издатели захотят выпустить эту игру. Вот если бы филлер это был…

Если очень захотеть, можно найти довольно много неплохих игр, выпущенных в этом году. Не хиты, но все же.

Выставки

В Америке как обычно гремел Gen Con. Счастливые американцы имеют возможность ходить по стендам самых известных и больших издательств, покупать игры на любой вкус, общаться друг с другом, меняться играми и играть-играть-играть. Конечно, эта выставка хоть и самая крутая, но находится она у черта на куличках — на другой стороне земного шара. И если даже некоторые американцы говорят – «Ой, нам далеко лететь до Индианаполиса, поэтому на Джен Коне ни разу не были», то что говорить о простых русскоязычных настольщиках из Европы. Нам тут свой Gen Con нужен позарез.

Поэтому как вариант можно было съездить в Германию, в Эссен, это ближе. Но и на этой выставке я тоже не был. Не дорос еще. В этом году Шпиль был уменьшен в размерах, что не радует. Вообще, у меня к этой выставке стабильно одинаковое отношение – проходит близко, есть возможность поздороваться с известными дизайнерами, некоторые крупные игры игнорируют выставку, цены на игры завышены, много евро и всякой патигеймовой фигни, преимущественно на немецком языке. Но говорят правильно – хотя бы раз съездить стоит. Другое дело, что в плане игр для меня там не особенно весело. Пока мне и тут хорошо.

Или в Львове. В Львове очень даже хорошо, потому что я люблю этот город. Он, конечно, перенасыщен туристами, особенно по выходным, но он все равно приятный и милый город. И там снова проходила Игросфера, на которой я был второй раз. Конечно, эту выставку сложно сравнивать с Эссеном и Джен Коном, но и Москва не сразу строилась. В этом году на Игросферу приехал Игнаций Тшевичек из Portal Games, было латвийское издательство Brain Games, так что потихонечку зарубежные компании проявляют интерес к подобным мероприятиям. Это хорошо. Надеюсь, что в следующем году помимо вышеназванных компаний приедут и другие, не считая украинских и российских издательств, конечно.

На Игросфере можно было увидеть много блогеров и известных в настольных кругах личностей. В этом году их было больше, чем в прошлом. Приятно, конечно, увидеть людей вживую, с которыми общался только на форумах. Надеюсь, в следующем году известных пишущих личностей будет еще больше.

А вот самой выставке не хватает размаха. Очень много стаффа для детей и казуалов. Приходят гики и даже не знают, что им делать. Хотя, в этом году было чем заняться – Тшевичек привез прототипы игр, которые готовил к Эссену, IGames показывали свои чудесные игры, можно было сыграть во что-нибудь из игр, привезенных для конкурса настольных разработок.

Но не хватало столов, было как всегда шумно и жарко, не было расписания, мало конкурсов и ивентов, игры на стендах старые. Ребята, которые малоизвестны в настольных кругах, приходили, терялись, не замечали других, ибо в лицо друг друга не знали… И уходили. Было бы здорово, если бы были столы, за которыми можно было играть во что-то свое. Тогда бы и решилась проблема с игротекой, на которую за все 3 дня так и не собрали людей.

В 2014 году Игросфера пройдет 16-18 мая. Я тоже планирую быть, и даже возможно останусь на пару дней после, если народ останется. А вот заранее, как в этом году, за 4 дня не поеду, ибо буду сидеть на ледовой арене и болеть за канадцев на Чемпионате Мира по хоккею, проходящем в Минске. Кстати, если кто-то еще любит хоккей и поедет во Львов (Саша Булгаков, я на тебя надеюсь), то предлагаю скооперироваться, найти бар с большим телевизором и выпить вместе все темное пиво в баре за просмотром хоккейных матчей.

Но и Москва тоже не спит – там тоже любят играть в настольные игры. Была Тишинка и Игрокон (и он еще будет в 2014 году). По затратам мне в Москву дороже ехать, чем во Львов, поэтому Москву пока не планирую навестить. Но если вдруг FFG решит купить стенд на Игроконе, то я буду первым в списке приезжих=)

Издательства

В качестве эпиграфа поделюсь цитатой моего хорошего знакомого из Минска, руководителя клуба и директора магазина:

«Саш, помнишь, как было 7-8 лет назад? Каждую игру ждали по несколько месяцев, люди оставляли предзаказы, как только привозил, так сразу всю партию отрывали с руками. А сейчас каждую неделю выходит одна или несколько новинок, кто их ждет – не понятно, беру по одной копии, спрос на них не такой большой, ибо предложение больше, чем спрос».

Игр у российских издательств действительно выходит много. Решайте сами, хорошо это или плохо=) Другое дело, какие игры выходят. Рынок пока требует патигеймов и филлеров, чему и потворствуют релизы издательств. Но это ведь логично, что больше покупают простые игры, поэтому такие и выпускают. Кто же будет выпускать какой-нибудь Dreadball, если его купит пара человек, остальные скажут – фигня, дорого и качество компонентов вместе с правилами ужасны? Издательства тоже хотят есть. Главное, чтобы те, кто выпускал более-менее серьезные игры, продолжили это делать.

Правильные игры как обычно издают игры российских авторов. Из всех игр, выпущенных в этом году, самой интересной смотрится новая Эволюция. Все остальные игры являются типичными представителями «Правильной школы» — легкие, казуальные, после 1-3 партий играть больше не хочется никогда. Очень хочется, чтобы в 2014 году у них что-нибудь вышло на уровне или даже выше Эволюции и Зельеваренья, которые, я считаю, являются самыми успешными играми в линейке ПИ.

Мосигра порадовала лично меня только 2-я играми – Galaxy Trucker и The Project Manhattan, хоть я в них и не играл. Вообще интересно, почему Мосигра выбрала именно GT, ведь у CGE есть много других известных и успешных игр. Но уже то, что такая популярная игра была локализована, значит, что в ближайшем будущем мы можем получить и такие игры, как Dungeon Lords или Dungeon Petz. Проект Манхэттен тоже неплохая игра. Она от независимых разработчиков, поэтому не получила сильно большой популярности за бугром. Но чаще всего игру хвалят и ставят оценки 7-8/10. Но, к сожалению, больше от Мосигры ничего интересного не поступило. По слухам, эти игры были экспериментальными, чтобы посмотреть, как их воспримут на рынке. А основное направление все равно будет казуальное. Недавно была анонсирована локализация игры Nefarious Дональда Ваккарино. Об этой локализации я узнал еще прошлой зимой. И даже уже подумал, что, видимо, Мосигра решила отказаться от идеи ее выпуска. Оказывается, нет. К слову, ходят слухи, что в Беларуси Мосигра совсем зачахла…

Можно сделать комплимент и в адрес Звезды, которая в этом году довольно резко повернула в сторону достойных внимания настольных игр. Я сужу по тому, что было в 2000-ых – сплошные детские игрушки, которых постоянно рекламировал журнал Мир Фантастики. Сборными моделями я не увлекаюсь, детскими играми тоже не балуюсь, и чем меня могла удивить Звезда? Первой хорошей игрой был Плоский Мир (для меня это даже лучшая игра Звезды). Потом выпустили Андор, в который я не играл, но много хорошего (а иногда и нехорошего=)) слышал. В этом году – Летопись, Кворриорс, Спартак… Анонсированы Terra Mystica и Mage Wars. И это притом, что продолжают выходить варгеймы собственного производства, сборные модели и детские настольные игры. А вот неприятный момент – это ошибки в локализациях. В принципе, ничего особенного в этом нету, просто подтвердился факт, что не только Мир Хобби косячит. Никто не без греха. Хотя и с Кворриорс совсем как-то неприятно с переводом получилось. В Спартаке ошибок тоже хватает, но, тем не менее, обзорщики хвалят и говорят, что с опечатками жить можно. На 2014 год у Звезды запланирована игра Игнис, вот ее-то я очень хочу поиметь. Она выглядит миленько, фишечки на магнитики похожи, абстрактная, и именно в такие игры со мной может поиграть мой отец. В другие не хочет.

Игровед для меня почти не существует из-за специфики выпускаемых игр – они ориентированы на детей. Я не дите, детей у меня нету, поэтому с Игровед я пока на «вы». Единственное, чему я порадовался, так это неожиданно выпущенной игре Концепт. Ее показывали в Эссене в этом году, и всем игра понравилась, кто смотрел трансляцию на BGG. Там нужно по предложенным картинкам угадывать загаданный предмет или живое существо, или даже вымышленного героя, т.е. типа Dixit’а, но не он. Я сам считаю, что игра прикольная и для новогодней вечеринки пойдет нормально. Держал коробку в руках, вертел, но пожалел 400 тысяч=)

Hobby World стабильно держит позицию лидера. Этот год для них прошел под девизом «Мы можем все». И хардкор, и филлер, и для детей, и турниры, и мероприятия, и вообще все вы будете ждать дат релиза, а некоторые даже будут кидаться желчью на Тесере. Про это издательство можно говорить часами — выпить пачку кофе или 10 литров пива. Такое это неординарное издательство. Кто бы что ни писал, а игры у HW все-таки хорошие. Сейчас, правда, уже и Звезда может подкинуть пару приятных неожиданностей. Хоббики выпустили за год море настолок, каждый найдет себе что-нибудь по вкусу. А анонсировано на год больше, чем выпущено, так что будем ждать обещанного, деваться нам некуда. Самой желанной игрой для меня должен был стать Робинзон Крузо, которого я планировал сразу приобрести. Не вышел. Это печально. Для кого-то печалью стало то, что Descent до сих пор не обзавелся датой релиза. Кстати, пару дней назад на форуме видел такое классное предложение – продавали 2 последних допа, запечатанные, за 90 уе. Еле удержался, чтобы не забрать=) Ладно, это оффтоп=) Так вот HW выпустили Танки, Звездные Войны, Зомбицид, Кондотьер, Тайное Послание (!ХИТ!), доп к Цивилизации, Замес, Знак Древних, Токайдо. Список приятный. И это только игры, которые, на мой взгляд, заслуживают внимания, а ведь еще есть другие взгляды, которым интересны другие игры. По-моему и скандалов по косякам в этом году было меньше. Лично по моему мнению, HW – лидер среди всех издательств по качеству и количеству выпущенных настолок.

А вот о ком еще можно написать, даже не знаю. Кто есть еще вообще?

Разве что можно написать о ролевых издательствах – Студио 101 и Indigo Games.

От Студии в этом году я испробовал Фиаско и Эзотеррористов. Фиаско хоть и не новая игра, не 2013 года, но как патигейм весьма хорошо подходит. У нас в клубе, правда, патигеймеров совсем немного, но все согласились с тем, что лучше сыграть в Фиаско, чем в Мафию. Эзотеррористы зашли хорошо, т.к. и освоить ее легко, и мне, как ГМу не нужно долго готовиться. Дело в том, что из-за нехватки времени я люблю пользоваться готовыми сценариями, а не придумывать свои. В Э есть готовые сценарии, мне только нужно было все внимательно прочитать, сделать несколько схем на листочках, чтобы не запутаться в сценах, и можно играть. Вот как раз в начале 2014 года планирую сводить сыщиков на новое задание. А уж с каким вожделением я жду Trail of Cthulhu по той же системе СЫЩИК… Ух!!! Разбираюсь с Дневниками Авантюриста, приготовил книги по Deadlands, но пока не знаю, когда я поведу авантюристов на приключения, ибо это все-таки больше тактическая игра, а не нарратив. Да и вообще на 2014 год у Студии хорошие планы. Думаю, что буду и дальше поддерживать их звонкой монетой.

Игры от Indigo Games более специфические. Я пока не водил по ним, т.к. вряд ли их хорошо воспримут наши игроки. Ибо наши ребята больше по всяким D&D и Pathfinder. В Теперь Я Не Забуду игрокам нужно просто придумывать, как связать предметы и факты из прошлого, которые достаются вслепую, чтобы вспомнить, что именно с вами случилось и почему вы потеряли память. Т.е. тут и играть особо не во что – нужно просто фантазировать. Это как муж приходит к жене от любовницы и начинает оправдываться, где он был. Все зависит от вашей фантазии. Вторая игра – Королевство Ничто. Она скорее для опытных ролевиков, с хорошей фантазией, которые вместе придумают цель для своих героев-бомжей и пытаются ее реализовать. Мне не терпится поиграть в Королевство, но нужно готовить игроков.

По зарубежным издательствам особо сказать нечего, т.к. все старались, как обычно, придумывали новые игры, никто не халтурил=) От FFG хотелось бы получить больше интересных игр. А вот AEG как-то опопсели, хотя раньше очень радовали. Даже Nightfall закрыли, редиски.

Разочарования/радости

Как-то не очень приятно, что эти слова находятся в названии вместе. Гораздо приятнее было бы, если бы были только радости. Но я привык жить реализмом, поэтому давайте не только про хорошее, но и про не очень хорошее вспомним.

Честно говоря, долго думал, что негативного было в этом году. Я не особо впечатлительный человек, чтобы охать и ахать по любому поводу. Но все-таки вспомнил об одной штуке, которая меня стала сильно раздражать в последнее время. И имя этой штуке – тесеровские дебаты троллей. Боже мой, сейчас на Тесеру стало гадковато заходить. Я уже когда-то писал, как общаются на БГГ и у нас.

BGG: «Спасибо за ваше интересное мнение, я с удовольствием почитал, но у меня появилось несколько замечаний, которыми я с вами спешу поделиться. Вот в этом месте вы, мне кажется, не совсем верно сказали, т.к. тытытыты. А еще в этом месте я бы вас поправил. Извините, если чем обидел, все равно вы написали очень интересно».

Тесера: «Опять нас держат за идиотов, эти сволочи, продались, твари, иди на хутор бабочек ловить, что ты вообще понимаешь в настолках, да ты хомяк, нищеброды, а ты про ASL слышал хоть что-нибудь, Петросян залогинься, я уже 3 месяца как гик – у меня 10 настолок, а на кулстаффе все дешевле, кто поставил статье единицу, почему повесили пустой дневник, бубубубубу».

На Тесеру я стал заходить реже, и то по большей части захожу для посещения страницы нужной игры или поиска обзора. Самое интересное на Тесере для меня сейчас – это когда Саша Булгаков вечером вывешивает новости. Заодно еще дневники посмотрю. А срачи читать стало уже не то что скучно – невыносимо. Полтора года назад Саша Тараненко в приватной беседе сказал, что на Тесере уже нечего делать. И теперь я с ним уже могу даже согласиться. Причем негатив исходит не от материала, который появляется на Тесере, а от злых троллей, которые вместо того, чтобы работать в будни, непрерывно мониторят каждую тему и вставляют свои НИКОМУ НЕНУЖНЫЕ 5 копеек. Ребята, от этих срачей пользы 0. Конечно, проще всего критиковать, чем самому что-то написать. Так лучше бы эти тролли сами что-то написали или сделали, чем мололи языком. Самое забавное, что эти вечные темы срачей не развиваются вообще. Все это мне напоминает бабок на лавочке у подъезда, которые лузгают семечки и всех критикуют, кто мимо проходит – наркоман, алкаш, проститутка, ворюга, бандюга, лошок… Любой анонс HW обрастает моментально километровой бородой из комментов. Не надоело?

Надоело читать про то, что «на нас пытаются нажиться, нам лезут в карман, давайте устроим бойкот, давайте нагадим возле редакции, давайте будем покупать игры только на Кулстаффе». Ты ничего не понимаешь в варгеймах, ты пишешь с ошибками, ты не любишь Малевича, ты не читал Набокова, ты ничего не понимаешь в экономике, ты как РПЦ и даже хуже, ты пишешь за деньги, пират, вор…

Один сплошной негатив. Неужели в реальной жизни кому-то мало негатива? Я представляю, каково Саше Булгакову, когда он готовит новость для главной страницы. Ибо уже приходиться точить на наждаке баномет. Про Геймстарт было так смешно читать, особенно когда знаешь, почему так получилось и кто виноват… Люди такие фантазеры, не передать словами.

Мне очень хочется, чтобы наступил тот день, когда пользователи Тесеры начнут писать хорошее о хорошем. Но это утопия, наверное…

Второй неприятный момент 2013 года – переделки. Иногда конкретное пиратство. Был в Украине сРанак, теперь эти сранки плодиться начали. Договариваться с издательством? Платить им деньги? Зачем, если можно сделать свою копию.

«Мы придумали новую игру, которая похожа на другую, но у нас все равно настолка получилась лучше, ибо мы исправили ошибки оригинала. Мы изменили метод подсчета очков! А в другой игре у нас картинки получше! А в третьей вместо одной колоды, как оригинале, у нас 3, хоть и они все одинаковые».

На каких лохов это все рассчитано вообще? Чем дальше, тем больше копирования. Уно, Мафия, Элиас, Таймлайн… Список можно продолжать. Ну противно же читать, когда автор Хронологии пытается переубедить, что у него совершенно другая игра, а не копия Timeline. Авторы Локалки отрицают, что сперли все у Бэнга. Экивоки – практически один в один Alias, но почему-то Экивоки «просятся на руки», а Alias нет.

Но. Есть и в этом плохом капелька хорошего. Как правило, эти пер(е)делки стоят дешевле оригинальных игр. Согласитесь, что не всем по карману покупать настольные игры, особенно делать это часто.

На моей памяти было 3 реальных случая в магазине настолок. Один мужчина средних лет выбирал между Riff Ruff и Не раскачивай лодку– подарок детям на Новый Год. И знаете, что он выбрал? Праааавильно, вторую игру. Потому что она дешевле.

Зашла женщина, лет 40, спросила, есть ли игра, название которой я не помню. Это белорусская копия Alias. Женщине сказали, что этой игры нету, но есть Alias, Крокодил и Шляпа. И женщина долго не могла понять, как все эти игры с разными названиями и размерами коробок могут быть практически одинаковыми. Что она взяла? Праааальна, что дешевле.

Зашли ребятишки, класс 10-ый. Нужна Дженга. Есть оригинальная, есть китайская, что будете брать? Конечно, китайскую, она дешевле.

Это знающим людям, гикам обидно, что какую-то игру нагло передрали и пытаются продать, а обывателям совершенно пофигу на это. А ведь именно они являются потребителями подобного рода игр. Помните, Доминион ведь тоже передирали много раз, но я люблю Nightfall и Ascension, кому-то милее Thunderstone, кому-то World of Tanks и Copycat, и все ок. Но все-таки в этих играх что-то менялось, а оставалась только механика.

Но если меняют только дизайн игры… То я к этому отношусь плохо.

Хорошее есть только в том, что кто-то познакомится с настолками. Возможно, ему они понравятся, и он еще что-нибудь купит. А потом узнает, что есть нормальные игры, и потом, возможно, станет настольщиком.

Конечно, по большей части те, кто возмущается по поводу пер(е)делок, эти игры не покупает. Оригиналы, я имею в виду. Ну, кому нужен Alias? Но вряд ли я буду кого-то переубеждать купить оригинал, если человека устраивает копия, которая стоит в 2 раза дешевле. Я же не залезу к нему в кошелек и за него не расплачусь. У каждого есть выбор, а это самое главное. Было бы обиднее, если бы из-за пиратских игр перестали завозить оригиналы.

Очень надеюсь, что в следующем году пираток будет меньше (в идеале не будет вообще), особенно от известных личностей.

Выдавлю из себя еще одно маленькое разочарование – мне кажется, что легкие игры завоевывают мир. Все больше крупных издательств начинают выпускать больше одноклеточных игр. Опять же, потому что это работает.

Где-то между разочарованиями и радостями находится проект Kickstarter. Эмоции от него напрямую зависит от того, получили ли вы то, что хотели, или нет. Я тоже принял участие в 3-х проектах. Один из них уже получил – игру Amg! Ice Cream.

Собственно, про игру особо ничего хорошего сказать не могу. Она уровня Зомби от ПИ. На руке есть 10 мороженых, есть карточки действий – атаки и защиты. Атака позволяет забрать чужое мороженое из руки себе, или выбросить его в дискард, или еще что-то плохое сделать сопернику. А защита, соответственно, мешает атаке. Побеждает тот, кто либо заберет все мороженые, либо оставит соперника без оного. Взял игру, чтобы проверить, как работает Kickstarter. Интересно было общаться с разработчиком, читать апдейты, комментарии. Это так круто. Обычную игру просто ждешь, когда она появится в магазине. А тут ты еще можешь поговорить с автором, узнать подробности и выпросить плюшку.

Второй проект – книга Тшевичека. Обещали выпустить в декабре, но 2 автора еще тормозят со своими историями, поэтому в этом году книга не выйдет. А ведь сначала я думал, что покупать эту книгу будет слишком расточительно – стоит в 2 раза больше, чем обычно стоят книги. Но в итоге потом передумал=)

Третий проект – Coin Age. Громкий проект этого года. Микроигра за 3 доллара – 1 карточка и картонные монетки. По ходу кампании мы получили плюшки в виде 2-х новых карт, наклеек на монетки и вроде все. И это все за 3 несчастных бакса, вместе с пересылкой. После успеха этой игры нам пообещали, что в следующем году мы увидим еще несколько микроигр. Так что не спите, следите за анонсами, ведь пускай даже игра будет простая, но кому жалко 3 доллара?

Было еще несколько настолок на Кикстартере, которых я проспал. Одна микроигра про тамплиеров (тоже на блеф, ведь это модно), вторая Elevenses, которую мне очень жалко. Опоздал на один день. Чего-то подумал, что у меня еще есть время подумать. Пришел с работы, залез на сайт и увидел, что опоздал ровно на сутки. Обидно, но что поделаешь=)

А так вообще на Кикстартере огромное количество хрени. И стоит все дорого. Какая-нибудь колода карт – 20 уе + 20 уе пересылка. Чистой воды грабеж, я в таком не участвую. Я уже не говорю про игры с миньками за более чем 150 уе. У меня в комнате и так хлама хватает…

Ах да, некоторые люди разочаровали. Причем очень сильно. Но это личное=)

А вот что еще такого радостного было… Было много хороших игр, партий, людей, знакомств. Очень рад, что увидел вживую Нюсю, Вову с Катей из Латвии, с Мишей Манки хоть более-менее пообщался, очень рад, что с Сашей Невским и Олегом Сидоренко тоже стал ближе общаться (они очень хорошие ребята), познакомился с Павлом Медведевым, пообщался с автором Nightfall (клевый мужик)… Для меня очень важно общение. Люблю знакомиться с интересными людьми. Я думаю, что ни для кого не секрет, что я предпочту поговорить с человеком, чем сыграть с ним в настолку.

Мой ТОП-10

Ага, не ожидали… Я вроде бы ни разу не писал о своих любимых играх. Потому что сам об этом практически не задумывался. Зато постоянно спрашиваю о топах у людей, у которых я беру интервью. Ну а сейчас расскажу о своих любимых играх. Я не буду разделять игры по местам – любимая, самая любимая, самая-самая любимая… Просто топ. А в следующем году посмотрим, что изменилось. Игры выбирал только те, в которых сыграл более десятка партий, т.е. проверенные.

Android Netrunner

Нетраннер пока еще не надоел. Я чувствую, что это может легко произойти, поэтому стараюсь не переигрывать. В этой игре очень важно, с кем играешь. Есть бесхитростные игроки, которые не блефуют, играют прямолинейно. В таких партиях мозги не закипают, эмоций ноль. С хорошим соперником играть очень приятно, и тогда игра раскрывается на все 100.

Из всех ЖКИ эта, пожалуй, самая лучшая. Хотя мне и Call of Cthulhu тоже нравится, просто особо не с кем играть в нее. Объяснить почему, мне сложно. Может быть по тому, что в Нетраннере есть уникальные элементы игры. Каждая сторона играет по своим правилам. Есть льды и серверы. Каждая корпорация и хакеры владеют уникальными абилками. Правила игры довольно легко объяснять (особенно опытным ккишникам).

Пока мне игра очень нравится, но вполне возможно, что в будущем надоест.

Race for the Galaxy

Хит этой осени. Весной мне надоело читать и слышать хорошие отзывы об этой игре, поэтому я решил заказать базу и первое дополнение. В конце лета изучил игру, а осенью уже активно играл со всеми, с кем мог. Особенно много времени провожу на BGA (наиграл около 100 партий).

Эта игра просто сказка. И зря я раньше скептически к ней относился. RftG либо сразу впечатляет своим стратегическим размахом, либо пугает своими иконками. Пока не поиграешь, не поймешь, твоя это игра или нет. У меня любовь была с первой игры. Всего 100 с копейками карт, а каждая партия не похожа на другую. Повторяющихся карт очень мало. Хочешь – продавай товары, хочешь – завоевывай воинственные планеты, хочешь – внедряй улучшения, хочешь – присоединяй планеты с товаром, а хочешь без товара… Ты можешь в этой игре все, главное, не забывать менять стратегию, потому что ситуация на поле напрямую зависит от того, что находится в руке.

RftG – гениальная игра, может быть даже мой ТОП-3. И это я еще не играл с дополнением…

7 Wonders

Любовь к этой к игре появилась уже сразу при прочтении правил. Мне пришла игра с BB, я читаю правила, и мне так не терпится поскорее сыграть в нее, потому что все, что я вижу, приводит меня в восторг. По сути, это первая моя драфтовая не ккишная игра. Я обожаю драфты в ККИ, но коллекционные карточные игры – довольно недешевое удовольствие. Так вот 7 Чудес мне стал в то время неплохой заменой в плане драфта. Конечно, бустеры здесь не вскрываешь, карты выкладываешь сразу на стол, но, тем не менее, я всегда с удовольствием играю в 7 Wonders.

2 года играю в эту игру, стараюсь не переигрывать, чтобы не надоела. А сколько я подсадил людей на 7 Чудес! Всегда знаю, что если возьму в клуб эту игру, то легко соберу как минимум 5 человек, которые со мной сыграют.

Из дополнений мне нравятся Cities. Играть становиться жестче, ломают твои копейки, шпионят, не хотят воевать – нововведения порадовали. А вот Лидеров не очень люблю, пустоватое дополнение.

Descent Second Edition

Получил, что хотел – подземелье, героев, монстров, способности, сценарии. Играл я и раньше в данжен кролеры, но этот лучший. Он очень похож на DnD, можно даже придумывать свои сценарии. Мне очень нравится, что за час можно сыграть практически любой сценарий. Есть время – играй два. Хоть 3. Хоть целую компанию. И хоть у меня есть первое дополнение, но сыграть в него так и не довелось, потому что пока еще базу не переиграли. А ведь есть второе и третье дополнение, а там и четвертое не за горами…

Кстати, я ни разу не играл за героев=) Срабатывает старая добрая поговорка – чья игра, тот и играет за Оверлорда. Мне приходится быть вечным Оверлордом, бродящим по пустым коридорам, болтающим с гоблинами и играющим в карты с зомби. Жду героев в гости=)

Nightfall

Эта игра заставила меня охладеть к Dominion’у. Я где-то полгода присматривался к Найтфоллу, хотел было купить сразу, как вышла игра, но потом прочитал какой-то нехороший обзор и передумал. О чем и написал где-то на Тесере, а мне в ответ – ты что, клевая игра, надо брать. Взял и ни капли не пожалел.

Хоть тема вампиров и оборотней не моя тема, но механика цепочек мне очень-очень нравится. Ты думаешь не только о том, какую способность разыграть, а еще как ее разыграть, да еще чтобы присоединить другую способность, и чтобы они друг другу не мешали. Дополнений вышло с лихвой, интерес можно долго поддерживать к игре. Я много раз играл в базу, а вот в дополнения совсем мало, так что я сам еще не до конца изучил всю игру. В принципе, можно сказать, что эта игра находится в моем ТОП-3. Лучшая колодостроительная игра, имхо.

Nexus Ops

Хоть и не всегда у меня получается нормально играть в эту игру. В том смысле, чтобы часто побеждать. Иногда кубики так криво падают, что всю мою армию проносят практически с первой атаки. Тем не менее это очень элегантная игра, с чудесными миньками, карточками миссий и гексовым полем. Очень нравится играть 1 на 1 в NO. Вот последний обзор был как раз про эту игру, все свои эмоции описал там.

Saboteur

Неожиданно, да? В эту игру я наиграл огромное количество партий, и все равно продолжаю играть. Если нас много в клубе, то Саботер так и просится на стол, а это значит опять море смеха и веселья. Обычные игры типа Мафии, когда все получают роль, а дальше довольно примитивно выяснять ху из ху, не такие интересные. В Саботере ты прежде всего роешь тоннель к золоту. Если ты занялся поисками саботера, забив на тоннель – не выкопал – проиграл. Если только копал – получил сломанные предметы и сиди поломанный до конца игры, если никто не починит.

Не зря мой брат, который вообще не играет в настолки, сказал, что он бы даже купил себе Саботеров.

Stone Age

В эту игру я ни разу не играл за столом в физический вариант игры. Только на BGA. Помню, как первый раз зашел, присоединился к кому-то, при этом знал правила только примерно на 30%. Кое-как закончил партию, соперник вряд ли получил удовольствие от игры со мной. Но что-то в игре было цепляющее. Например, в Troyes я тоже сыграл очень плохо и больше не играл. А в Каменный Век через месяц я еще захотел сыграть. И как поперло…

Игра на расставление рабочих. Можно отправить рабочих собирать ресурсы, можно улучшить земледелие, можно получить молоточек, можно увеличить количество рабочих, можно получить апгрейд своей цивилизации, можно улучшить хижину. Я прошу прощения, если какие-то термины называю немного неправильно, потому что правила я ни разу не открывал и разбирался в игре только в самом процессе игры.

Я много разных интересных тактик увидел – кто-то сразу увеличивает потомство, кто-то скупает апгрейды, кто-то закупает дешевое сырье. И если в RftG я пока отгребаю по полной, то в Каменном Веке могу дать отпор.

С этой игры я стал увлекаться миплплейсментом.

Legend of the Five Rings

Как же я скучаю по Рокугану, не передать словами… Смотрю арты новых карточек и захлебываюсь слюнями. Уже 4 года, как я не играю в Легенду. А когда-то потратил на нее 4 года. И играл, и судил, и проводил турниры.

Да, в ККИ играть сейчас не комильфо. Слишком расточительно. Особенно если играешь не за один клан, а сразу за 3. Вот хорошая рарка, вот еще одна, этих нужно комплект… И деньги уходят и уходят, а через полгода, год или два карты становятся неиграбельными, на них можно только любоваться. АЕГовцев все спрашивают – когда вы переведете игру в формат ЖКИ, когда вы придумаете какую-нибудь хорошую настолку по вселенной Рокугана… А в ответ тишина. Думаю, что никогда.

Для меня это лучшая коллекционная карточная игра. Отличная тема, отличная вселенная, отличная механика. В свете выходящего нового эдишна – Ivory – я подумываю взять учебный набор A Make of Honor (львы и крабы внутри). И, возможно, пару стартеров. Но сами по себе стартера мало что дадут. Все-таки нужно самому собирать колоды, тогда и играть становится интересно.

Посмотрел на свой ТОП и вспомнил слова Дениса Лоншакова – «Какой же ты америтрэшер, ты же карточник!». Вынужден с ним согласиться. И мне ни капельки не стыдно=) Карты рулят;)

Магазины

Раньше я покупал игры на Boards&Bits и Miniature Market. В начале года еще покупал игры у BB, а вот ММ убрал Беларусь из списка стран, с которыми он работает. Всем известно, что Беларусь хуже островов в Тихом Океане. Это же практически вторая Северная Корея, тут растет ядерная картошка и вместо денег у них ракушки. Как же мне это надоело…

А вот в октябре BB сам загнулся. Их же то ли перепродали, то ли перекупили, и из Толедо склад перебрался в другое место, даже другой штат. Насколько я помню, владельцам компании (а это муж с женой) надоело вести настольный бизнес. Обещали, что все эти пертурбации приведут только к хорошему. Но, как видим, магазин находится в коме. Что там точно случилось – никто не знает.

Мне срочно понадобилось найти замену моим магазинам, и выбор пал на Coolstuffinc. Хороший выбор игр, очень дешевая пересылка. Все прошло как по маслу, и через 2 недели посылка была на таможне, а через неделю уже у меня. Все хорошо. Теперь буду заказывать только у них. Единственное, что в Беларусь Кулстафф не шлет – нужно оформлять на Финляндию, потом просить поменять страну на Беларусь… Как-то переживаешь – а вдруг забудут поменять и вышлют в Финляндию…

Как альтернативный вариант на Тесере кто-то предложил Bookdepository. Магазин находится в Англии, торгует преимущественно книгами, но есть и немного настолок, преимущественно FFG. Самый главный плюс магазина – за пересылку ничего платить не нужно, а цены на сайте ОЧЕНЬ приятные. Только и этот магазин Беларуси не доверяет. России доверяет, Украине, Польше, Литве, Латвии… Да, Беларусь – это не сердце Европы, это ж**а. Но все-таки обходные пути есть – выбираешь другую страну, например, Украину, а в графе регион пишешь BELARUS. В результате получается смешной адрес, и почтальоны сами выбирают, в какую страну доставлять=)

Настолки я оттуда не заказывал, не рискнул, но книг накупил штук 25. К сожалению, без пропаж не обошлось. Сначала потеряли один маленький комикс, написал им, они выслали мне замену – книгу по Андроиду. Та тоже не пришла. Комикс Batman Hush тоже не пришел, оказалось, он вернулся им назад с пометкой – неправильный адрес. Потом не пришел календарь… За маленький комикс и календарь вернули деньги, Бэтмэна переслали (вчера принес почтальон). Больше всего переживал за последний заказ, потому что отдал за 3 книги 150 долларов. Все пришло, к счастью. Поэтому даже не знаю, буду ли я там заказывать настолки. Допы к Андроид Нетраннер можно, а вот большие игры лучше заказывать через Кулстафф. Ну и книги продолжу заказывать, ибо уж больно там приятные цены, а российские издательства издают по большей части всякое рожно.

Что касается белорусских магазинов, тот тут все более-менее тихо и стабильно.

Помню как-то сказал на Тесере, что в Беларусь практически все игры поступают со склада HW и Игроведа. На что представитель одного магазина язвительно отреагировал, мол, я ничего не знаю и все совсем не так. От своих слов я не отказываюсь. Почти все магазины имеют одинаковый ассортимент. Ну, разве что у одних есть эксклюзивные права на продажу Геопаззла, а у других эротических фантов. Так что по большей части сильно большой разницы нету, к кому обращаться. Главное, где вам больше понравится обслуживание.

Igraj.by живет неплохо, часто к ним захожу, если бываю проездом в Минске. Поменяли дизайн сайта, сделали его более привлекательным и полезным для поиска. Хотя сейчас там хватает багов, но их активно ловят.

Igraland.by – такой же лидер по настолкам, как и играй.бай. Про этот магазин мало чего могу сказать, т.к. с этим магазином не работал. У них много магазинов по Минску, ассортимент, как уже говорил, как и везде, такой же.

Nastolki.by – давно не заходил на их сайт. Даже не знаю, есть ли у них физический магазин. Злые языки подсказывали, что магазин не развивается.

Мосигра совсем притихла. Недавно был неделю в Минске в командировке, поинтересовался, будет ли игротека от Мосигры. Ответили, что без понятия. Летом вроде магазин проводил игротеку на Ночи Кино в каком-то кинотеатре, но сейчас совсем как-то тихо. Они вообще живы?

Появился интернет-магазин Boardgames.by. В принципе, это старый магазин, только он был физическим, а сейчас еще и по интернету заказать игры можно. Это тот самый магазин NEXT, который был долгое время на Динамо под бегунами, потом его перенесли на Раковскую недалеко от ст. м. Фрунзенская, где он и находится сейчас. Т.к. я уже 8 лет дружу с владельцем этого магазина, то настолки покупаю преимущественно только здесь. Отмечу, что сайт пока еще по большей части на стадии разработки, ибо много игр не занесено в каталог. Но в этом магазине можно купить абсолютно любую игру, которая есть в других магазинах и даже российских – привезут все, что надо.

Oz.by немного повысил цены, так что уже нет того преимущества, которое было раньше. Настолки опять же везут с HW – никаких сюрпризов.

Краем уха слышал про представительство Звезды в Беларуси, но пока не знаю, или это магазин, или это производство.

Покупки/планы

Коллекция за год пополнилась на 42 настолки (из них 9 дополнений). Помню, что в начале года планировал «утяжелиться» на 30-35 настолок. Но не обошлось без подарков от таких издательств, как Hobby World (особая благодарность Алексею Кабанову и Денису Настолкину (хоть он уже и в Звезде сейчас работает)), Игрология, Третья Планета (Манчкин на украинском!), Gemenot и Brain Games. Замечательный человек из Питера, Юрий Ямщиков, подарил своих Космонавтов, за что ему тоже большое космическое спасибо. Также одну игру (Экивоки) для обзора предоставил магазин Boardgames.by, но про эту игру я напишу уже в 2014 году.

В этом году я еще сильно налег на покупку художественных книг и комиксов, купил вторую электрогитару, 2 примочки, поэтому комната уже начинает походить слегка на свалку=) Я с ужасом думаю о 2014 годе и прикидываю, что можно вынести на чердак и как освободить место для новых книг и настолок.

Покупал я игры уже меньше, чем в прошлом году. До осени как-то вообще ничего не хотелось покупать, а в ноябре проснулся аппетит — заработала хотелка.

Покупал разные игры – и хардкор, и филлеры. Понравились Септикон, Космонавты, допы к Nightfall, Android Netrunner, Descent Second Edition, День Сырка (!), Тайное Послание, Race for the Galaxy, Кондотьер, World of Tanks, Ninjato, Dungeon Roll. Другие купленные игры либо понравились меньше, либо я в них недостаточно сыграл (или не играл вообще :Р).

Из-за проснувшейся хотелки мне теперь предстоит усиленно думать, что заказывать в следующем году. Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о свих планах=) Список хотелок приличный:

BattleLore Second Edition

Sekigahara

Twilight Struggle

Blue Moon Legends

Pick-a-Polar Bear

Dungeon Roll допы

Lost Legacy

Coup

A Make of Honor

Race for the Galaxy допы

Hegemonic

Survive

Eight-Minute Empire

Koryo

Escape: The Cursed Temple

Lords of Waterdeep + доп

Android Netrunner допы

Mysterium

Dungeon Raiders

One Night Ultimate Werewolf

Battle For Souls

Combat Commander

Space Empires: 4X

Legacy

Theseus

The Castles of Burgundy

И это еще не все, а только самое-самое. А ведь в 2014 году тоже будут выходить игры, и, возможно, они будут огого какие классные. В будущее я смотрю с оптимизмом=)

Блоги

Выскажу свое имхо – хиреют блоги. Активных осталось очень мало. Гравицапа штампует регулярно обзоры для своих Двух Фишек. Владимир из Латвии знакомит с интересными новинками. Юра Тапилин уже 7 лет как каждый день строчит для своего бордгеймера. Очень радует своей реинкарнацией Настолкомания, за что спасибо Никите Старцеву и его бригаде помощников. Регулярно пишут статьи в ЖЖ Арсенал Настольных Игр (если не ошибаюсь, так они называются), но мне почему-то их читать не очень интересно, хотя и благодарен, что ребята пишут. Остальные же блогеры либо перестали писать, либо редко обновляют блог. Еще год назад статьи появлялись на разных ресурсах гораздо чаще.

Помню слова Саши Горшечникова, что «через год посмотришь, насколько меньше будет блогов, останутся самые стойкие». Вот что-то такое уже началось. Вести блог не так просто, как кажется. Нужно писать хорошие тексты, делать это часто, уметь учиться на ошибках и нормально реагировать на критику.

Не очень приятно, когда слышишь, что блоги никому не нужны, ведь есть Тесера и BGG. Неужели так неинтересно читать про настолки на русском языке… В чем причина того, что пишущая братия уходит?

Отдельно хочу упомянуть Тесеру и поблагодарить Сашу Булгакова за то, что он делает. Ведь он регулярно наполняет главный сайт новостями, проводит конкурсы и старается никого не банить=) Да, у Тесеры недочетов выше крыши, но надеюсь, что в 2014 году появится хороший программист, который все исправит и добавит прелести. У Тесеры один главный минус – это срачизм, который разворачивают сами пользователи. От банов на день ничего хорошего нету. Проходит день, новая новость, новые пустые перепалки. Но Саша молодец! Слава императору!

С наступающим Новым Годом!

Спасибо вы дочитали до этих строк, написал я как никогда много, аж самому стыдно. Надеюсь, что было интересно узнать, что я думаю о 2013 годе=)

Друзья, поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Желаю Вам в 2014 году чаще играть в хорошие игры, а в плохие не играть вообще=) Как сказал Дэвид Грегг, пускай карты хорошо перекартовываются, а жетоны аккуратно выдавливаются=) Хорошим вам настольных компаньонов, интересных выставок, новых знакомств, счастья вам и вашим близким;)

Всех целую и люблю, с Наступающим Новым Годом!

Скафандр.

Реклама

38 Responses to Итоги и тенденции 2013 года

  1. oranged says:

    Фигасе выдал простыню. (: С наступающим тебя!

    Для меня этот год вышел замечательным, но не в плане настолок. Слишком уж много помимо произошло. Так что смотрю с оптимизмом в 2014 год. Надеюсь вдоволь поиграть.

    Мотивация — хорошая штука. Я в своё время начал ненавидеть понедельники из-за того, что надо садиться и «строить» «Обзорную башню». А потом кто-то в комментариях провёл замечательную параллель: «Башня» — это же содержание электронного журнала о настолках. Делаю я ровно то же самое, но на душе теперь по понедельникам как-то теплее. (:

    P.S. Diskwars хочу прикупить (фановый варгейм на четверых, почему бы и нет?). Ну и Eldritch Horror. А ещё Blue Moon Legends (чую, с женой играть будем). С интересом слежу за Impulse. А вообще свои «хотелки» надо бы пересмотреть и почистить…

    • scafandr says:

      Да, тебя отдельно можно поздравить с появлением родных стен=) Дерево-то уже посадил или нет?=)
      Блю Мун и Дискворс и я хочу. Я как-то про них забыл совсем написать. Я их с Бэтллор хочу заказать, в одной коробке, поэтому и жду, когда все выйдут. Импульс интересный, тоже поглядываю. Недавно опять на БГГ обзор был по пнп. Eldritch Horror покупать не буду, но поиграл бы.

      • oranged says:

        Я Battlelore решил в итоге не брать. В Battles of Westeros и то играть было не с кем (поблизости). Продал знакомым, у которых есть с кем.

        P.S. Родные стены — есть, сын — есть, дерево… Дерево? Ну, зачту путеводитель по настолкам за дерево. (:

  2. Уведомление: Итоги и тенденции 2013 года | Мир настольных игр

  3. nastolkus says:

    Экий эпистолярный труд 🙂 Спасибо, читать было интересно. Плюсую неистово про то, что nightfall отлиная игра

  4. drniktrash says:

    Про хотелки аж два раза написал :)))

    С Наступающим!!!

    Спасибо за упоминание, стараемся. От себя могу сказать, что читаю на русском на постоянной основе только тебя и Тесеру. Остальные, как ты правильно выразился, зачахли. Я, кстати, по этому поводу с многими общался, многих блоггеров текущая ситуация устраивает, поэтому ничего страшного.

    У меня вот на 2014 хотелок не осталось уже почти. Элдрич есть, Coup есть, Dungeon Twister есть… Тоже жду новую lcg и в активно мечтаю о Легенде 5 Колец, да все как-то не решаюсь. Варгеймов новых хороших не вижу для себя, остальное — тлен :))) Вот сегодня с огромным удовольствием опробовал, наконец, Command and Colors Napoleonics — лучшая игра Борга, которая лежит у меня почти 1,5 года на полке. Так что Баттлор новый брать не буду. Под рукой всегда Вестерос есть, там сценарии очень крутые, даже без допов, так что больше и не надо, вроде.

    • scafandr says:

      Блоггеров устраивает не писать?=) Мне кажется, что 2013 год выдался годом обещаний, когда многие стали оправдываться, что не хватает времени на писанину, и обещать, что в 2014 году реанимируют блог. Посмотрим=)
      На Легенду нужно тратить деньги, имей в виду. Я сейчас даже уже и не знаю, как можно и обычные настолки покупать и в ККИ играть.

  5. Antonenko says:

    Da. Nightfall samaja lutchaja iz deck building. A kak fanu No. Rekomenduju Kemet. dumaju tebe ponravitsia. A o kommentav v tesere — menia oni ne pariat potomu chto ja ich ne chitaju.

    • scafandr says:

      Спасибо, про Кемет читал, но не сильно впечатлен египетской мифологией. Если будет возможность, обязательно попробую сыграть, но наобум брать не хочется

  6. RAVE says:

    большой пост получился)

    Во-первых, поздравляю с выходом из депрессии и решению не уводить блог на пенсию. Тебя читать интересно!

    1. В общем-то, я живу в питере, но ни в Нации, ни в каверну, ни в Элдритч не играл и даже не уверен, что они есть у кого-то (кроме Элдритча, на партию в который я питаю надежды)))
    2. Тоже не вижу причин писать только о новинках. Вон Pacific Typhoon уже лет 5, а в рунете информации о нем, вроде как, совсем нет. Взял и написал. Все равно же пишу о том, о чем самому интересно.
    3. Гегемоник ко мне уже приехал, еще не открывал, фотовскрытие мб сделаю еще в этом году, а вот сыграть не знаю, когда получится (Это я к тому, что, если не очень горит, можешь подождать эти материалы). А бэтллор 2-й будет на Рождество. Думаю, в него раньше получится сыграть (благо, есть уже опыт пары партий в битвы Вестероса)
    4. Удивился, увидев в твоем топе саботера и каменный век. Думал, там будет только америтрэш) У меня в этом году самыми популярными играми были, видимо, нетраннер и спартак. На Спартака посадил уже 2 разных компании не-гиков)
    5. Вчера наконец-то сыграл в Десент, который уже несколько месяцев лежал и ждал партии) Получил от игры все, что ожидал. Оверлорду очень непросто, но интересно. Забег Сплига на 10 клеток за ход был эпичен)
    6. Личные блоги — это хорошо. Вообще любое увеличение качественного русскоязычного контента о настолках это хорошо. Тоже буду надеяться, что срачей на тесере станет меньше (хотя признаюсь, сам я иногда участвую в них)

    С Наступающим!

    • scafandr says:

      Да депрессия по поводу блога была где-то неделю всего в начале декабря, все ок=)
      1. Вот видишь как, оказывается. Тогда еще больше не понимаю подколок, что у меня в обзорах старье=)
      2. Совершенно согласен. На самом деле рецензий пишется очень мало, я считаю, что пока что можно писать о чем угодно. Да хоть даже о Дженге и Уно. Оно все не помешает. Рынок пока еще развивается. А уж о таких играх, как ты написал, тем более нужно писать. Особенно если они хорошие.
      3. Ух ты, как здорово. Ну тогда я обязательно жду от тебя отзыва об игре. Тебе больше поверю, чем БГГ=)
      4. Да не, один америтрэш задолбал бы. Иногда хочется и чего-то простого, но милого. В Саботер получаются самые веселые партии. А В КВ люблю поиграть на БГА за компом. Зато остальные игры в топе посложнее будут=)
      6. Я в срач даже не успеваю вступить, даже если бы хотел. На работе некогда написать, а когда прихожу домой, то там уже стопиццот комментов, причем основная тема давным-давно забыта. К тому же люди уже перешли на личности… Фу.

  7. denis13 says:

    отлично пишешь, легко и нескушно.
    всегда интересно читать.

  8. aganov says:

    >Еще хотелось бы ответить тем, кто язвит по поводу того, что я делаю обзоры на древние игры, покрытые пылью и паутиной=)

    Давно же всем известно, что надо писать только про новинки. Игры 2012-го г.в. — уже говно мамонта. А что про половину «покрытых пылью и паутиной» игр либо нет текстов на русском языке вообще, либо полторы заметки — это мелочи.

    >Так что я рад, что 2013 год не закончился печально для блога=)
    Шоб и в 2023 то же самое было написано %)

    >К сожалению, ни одного 100%-ного хита я пока не вижу.
    Сам пришел к мнению, что более-менее адекватно сейчас можно говорить только об играх максимум 2010-2011 года. Половина «покрытых пылью и паутиной» игр 2012-го только-только стала доходить до покупателей — ту же Терра Мистика, к примеру, до недавнего времени можно было достать только на барахолках и в редких интернет-магазинах.

    >Например, в Troyes я тоже сыграл очень плохо и больше не играл.
    У «Труа» чудовищные правила, но сама игра просто прелесть. Дайте игре второй шанс, только найдите вменяемый пересказ рулбука.

    >с Наступающим Новым Годом!
    С праздником!

    • scafandr says:

      Хаха=) говно мамонта повеселило=) Все правильно, конечно, обзоров на самом очень мало. На Тесере заходишь — хорошо если 2-3 обзора будет. А так либо 0, либо 1. Даже и сравнить не с чем.
      Да, да и еще раз да. Много игр 2010-2011 года, неплохих замечу игр, пока у нас совсем не расжеваны и не заиграны. Есть где копать=)
      В Труа обязательно еще раз сыграю. Глубина налицо, но нужно сесть и прочитать нормально правила. Спасибо за совет.
      Всех благ в 2014, жду отчетов, обзоров, распакуек и мнений=)

  9. Spotty says:

    Офигенная статья!

  10. Spotty says:

    Когда перестанешь хандрить? Желаю тебе в новом году приклеить нос скотчем ко лбу и не хандрить ни дня. Можно долго говорить что/как/ и почему, но суть одна — гони тоску подальше.

    Что бы ты не говорил что ни с кем не соревнуешься, но суть человека такова что он всегда сравнивает. И ты будешь сравнивать. Но у тебя отличный блог, когда-то 6 статей в месяц, а когда-то и 16.

    Ты пишешь, тебя читают — этого мало? Это и есть победа!
    Слышишь — ты победил!

    • scafandr says:

      Да где ж хандра, Денис?=) Вроде не распускал соплей, немного пооправдывался, рассказал о том, что было в этом году и все=) Я один раз всего перегрелся, когда много не успевал сделать, что хотел, за что и получил по шапке=) Но все ок.
      И спасибо еще раз за поддержку!=)

  11. Spotty says:

    >Пускай будет не воркер, а выбор действий. Именно эта механика в последний год мне была наиболее интересна, между прочим.

    Ну ни фига себе. Америтрешер признается в любви к евро механике. Скриншотьте эти слова для истории ))

    • scafandr says:

      Да меня уже спалили, что я карточник=) Теперь вот еще и в одном еврогейме был пойман с поличным. Ну поигрываю иногда, плююсь, но играю=)

  12. Vladimir says:

    Отличная статья, но опять чувствуется какая-то обида на всех и вся. Как говорит Денис, хорош хандрить! 🙂

    С Наступающим!

    • scafandr says:

      Спасибо! Но вот даже уже и не знаю, что еще сказать по поводу обид, которых вы где-то видите. Ну если там ты видишь обиды на всех и вся, то ладно, пускай так и будет=) Я всего лишь поопрадывался немного, но никого не обвинял=)
      И тебя с наступающим!=)

  13. Siarhei says:

    С наступающим вас также! Не херейте и не отчаивайтесь!
    Ваши посты, обзоры, болталки и иже с ним я не просто пробегаю глазами, а прочитываю все до строчки. Спасибо вам большое.
    И еще насчет Nastolki.by вы ошибаетесь. Как мне сказал мой хороший друг-настольщик: «В Беларуси из магазинов настольных игр есть только Nastolki.by, ну и оз.бай иногда может порадовть». Это стопроцентная правда. В настолках.бай работают просто замечательнейшие люди, с которыми всегда приятно пообщаться. Ну и ценники у них одни из самых демократичных. Сравните с тем же самым Спартаком =))))

    • scafandr says:

      Давай на ты, пора сближаться=)
      Спасибо за хорошие слова в мой адрес — очень приятно слышать.
      Насчет Натолок.бай скорее всего ошибается тот человек, который мне и сказал эту фразу. А он лучше меня разбирается в магазинах, потому что я близко знаком лишь с несколькими магазинами. Я знаю, что Настолки имеют отличный сервис. Отвечают на письма, приветливые, улыбчивые, дарят скидки покупателям. Про это слышал. Ценник — возможно вы и правы. Я не особо обращаю внимания на цены, потому что мне настолки идут в совсем другой ценовой категории. Просто как-то они такие тихие, эти Настолки, их совсем-совсем не слышно.

      • PavlYxa says:

        Nastoki.by живы, магазин очень радует новинками, того же Спартака привезли первыми и по очень хорошей цене. у них есть оффлайн точка где то в ТЦ Минска. про Мосигру возможно пропали, у них очень жесткая франшиза, по той же причине магазин у другого владельца умер пару лет назад. Про представительство «Звезда» рассказала в интервью на Тесере.
        Всех с наступающим новым годом!!
        p.s. Скафандр, будешь проездом в Гродно, заходи на игротеки к нам в клуб, играем понедельник/среда. в НГ возможно и 1 ночная в месяц появится. ассортимент от Саботера/Бэнга о Престолов/Спартака

        • Siarhei says:

          Да, у них оффлайновая торговая точка.
          Это станция метро «Кастрычницкая», направляешься в сторону ГУМа, только не выходишь из подземелья, а поморачиваешь направо, там есть торговый центр «Купаловский», павильон не помню что за номер. Но думаю, если спросить, типа где у вас тут настольные игры продают, то тебе и ответят и пошлют =)))))))

        • scafandr says:

          Спартака все получили одинаково, т.к. поставщик один;)
          Про Звезду я догадывался еще в октябре, когда узнал, что один из сотрудников приезжал в командировку в Минск.
          За приглашение спасибо! В Гродно бываю редко, но очень люблю ваш город. Среди недели вряд ли я смогу приехать, к сожалению

  14. Spotty says:

    >И если в RftG я пока отгребаю по полной, то в Каменном Веке могу дать отпор.

    «в Каменном Веке могу дать отпор.» — блин, прямо слоган на футболки!

    • scafandr says:

      Я еще детей могу рожать в Каменном Веке. Но по слоганам ты у нас спец. Я помню твои слоганы для выборов=)

  15. Александр says:

    Спасибо большое за ваши обзоры, всегда приятно читать! Творческих успехов в Новом Году! Если честно, то я согласен с по поводу Nastolki.by долгое время брал только у них, приятно общаться, да и цены для Белоруссии ничего такие, правда как и вы теперь уже беру только оттуда))))) Взял вот вместе с нашим клубом Twilight Imperium с 2 допами теперь осталось найти 8 часов свободного времени, чтобы его опробовать, надеюсь скоро получится. Кстати Мосигра, не так уж и пропала, насколько я знаю у них кадровый голод, не хватает людей на мероприятия, обещали вроде исправиться скоро. Затишье у блогеров очень даже заметно, захожу как и раньше раз в неделю, а дайджест на tesere почти тот же, посему очень рад что вы продолжаете писать!

    • scafandr says:

      Спасибо и вам, Александр, приятно слышать.
      Про Настолки.бай я всего лишь передал слова другого человека, которому обычно верю=)
      А ваш клуб это какой? Я видел, что Равиль с компанией тоже вроде брали эту игру. Вы не из одной компании?=)

  16. Shveyk says:

    Спасибо за хорошую статью. Только по поводу белорусских магазинов категорически не согласен. Тут писали уже в комментах правильные вещи но повторюсь. Nastolki.by самый адекватный магазин настолок. Почему то про него мало знают, но там лучшие цены, система скидок и сервис. Покупаю только оттуда, но и на оз.бай есть хорошие предложения иногда. Так что перед тем как писать что то, лучше самому проверить, а не слушать злые языки 😉

    • scafandr says:

      Я тоже слышал о сервисе Настолок только самое лучшее. А мнение это не мое, оно чужое=) Мопед не мой=)

  17. 3e6p says:

    Акуеть дайте две!
    Аффтар жжот нипадецки. Пешы исчо!
    🙂

  18. Развернулся ты в итогах года, конечно 🙂 Да и вообще в этом году ты очень много пишешь, не то что я) Поздравляю и продолжай в том же духе!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: