Победа привела к сэппуку – обзор настольной игры Оборона Порт-Артура

Варгейм… Как много всего скрыто в этом слове. Когда-то в первой половине 2000-ых я узнал о существовании Warhammer 40000. Не о компьютерной стратегии, а именно о настольной игре с миниатюрами, которых собирали, красили, а потом ими играли. Когда я пришел в мир настольных игр, я был знаком со многими ребятами, которые увлекались коллекционными миниатюрами и в основном играли в Вархаммер. Поэтому слово «варгейм» у меня ассоциировалось только с игрой, в которой играют миниатюрами, руководствуясь толщенными рулбуками.

И классификация настольных игр  у меня была следующая – обычные настолки, ККИ и варгеймы. Где-то в начале существования Тесеры в одном из обсуждений пользователи вдруг стали ругаться на тему «правильного» варгейма. Я для себя с удивлением открыл, что я имею довольно размытое понятие о варгеймах. Оказывается, Вархаммер для некоторых варгеймеров, собственно, варгеймом не является. У меня даже не было мысли написать что-нибудь в защиту Вахи, потому что от криков спорящих тряслась вся Тесера. К тому же опыта у меня по военным играм практически не было, а значит лучше не лезть туда, куда не надо.

Зато у меня появилось большое желание разобраться с классификацией «войнушек», ведь раньше для меня все было едино – что коллекционные миниатюры, что неколлекционные, что блочный варгейм, что с фишками. А т.к. я люблю все красивое, то миниатюры мне нравились гораздо больше. Другое дело, что варгеймеры, которые предпочитали фишки, утверждали, что миниатюры – это роскошь для эстетов, и жетоны идеально заменяют дорогостоящие миньки. К тому же исторические варгеймы намного более интересные и в них больше стратегии. А мне наоборот как-то жетоны и поля исторических варгеймов казались страшненькими. Они серые и примитивные. А хочется праздника!

Тем не менее, я потихоньку стал почитывать отчеты и обзоры варгеймов, находя некоторые элементы игры довольно интересными. И где-то с 2011 года я все себе обещал, что куплю один такой «правильный» варгейм с жетонами, чтобы убедиться в том, что этот вид настольных игр тоже очень интересный. Либо же убедиться, что это не мое и навсегда закрыть тему (ибо Ваха всех сильнее=)).

Я спросил совета у своих «правильных» друзей, и они, как это часто бывает, начали советовать более простые варгеймы, чтобы я сразу не испугался. Хотя я вроде и калач битый, и трудностей не боюсь. Сам же начинал играть в настолки не с какого-нибудь Каркассона, а с довольно сложной игры Легенда Пяти Колец, в которую самостоятельно в одиночку научился играть (прибегая к помощи товарищей на российском форуме). Но почему-то варгеймы мне все равно предлагали более простые. Ну ладно, я охотно верю своим друзьям, что так будет лучше. Пускай будут варгеймы попроще для начала.

Денис Спотти предложил обратить внимание на варгеймы от Статус Белли. Они простые, недорогие, доступные и интересные. Мой выбор пал на игру Оборона Порт-Артура, т.к. она связана с Японией, которой я увлекаюсь. Оборона стоила столько же, сколько и Манчкин, т.е. за небольшие деньги можно познакомиться с классическим (в его понимании) варгеймом.

 

Внешнее знакомство

Через неделю курьер принес мне блеклую тонкую коробку (я привык к толстым, как в обычных настолках), внутри которой лежали правила, 1 памятка (вместо двух, как написано на коробке), 2 кубика и 220 игровых фишек.

Я надеюсь, что опытные варгеймеры простят мне мое первое впечатление от увиденного, потому что из всех компонентов мне понравились только 2 красивых красных кубика. Фишки в игре такие же скучные, как и в большинстве военных игр, поле разбито не на гексы, а на непонятные области. Много разных цифр. Карточек приказов нету. Когда же я сел разбирать фишки, то был озадачен – где японцы, а где русские? У одних бледно-зеленый цвет, у других бледно-желтый. Почему все так грустно? То ли экономия краски, то ли просто нужна такая бледная атмосфера, передающая настроение войны… Но уж если захотел играть в варгеймы, то нужно воспринимать такую палитру нормально.

С другой стороны, я был рад, что такая игра не обошлась мне дорого (не жалко), а может быть игровой процесс будет гораздо веселее, чем краски на поле – поиграем, узнаем.

Поиграть получилось не сразу

А дальше было смешное. Я в течение практически двух лет пытался добраться до игры. Но всякий раз бросал ее на разных этапах изучения. Сначала полчаса пытался понять, где русские, а где японцы (не читая правил). Потом несколько раз начинал читать правила, заканчивая на том, что опять не мог понять, почему в правилах нет четкого понятия, как должны выглядеть фишки русских, а как японцев. Я путался в понятиях дивизии и части (я далек от военных наук, и для меня это почти одно и то же). И вроде и хочется поиграть, но нужно нормально засесть за правила, все прочитать и разобраться, а не читать их перед сном, когда глаза слипаются.

В конце концов, мне стало стыдно, что я 2 года мусолю одну игру, которая в итоге ушла в самый низ моих стопок с настолками. Поэтому я выделил для нее время, прочитал правила и… Вдруг понял, что все очень просто. Мне не хватало усидчивости, чтобы вместо точечного разбирания вопросов дочитать все до конца и внимательно посмотреть на жетоны. Все. Реально очень легкий варгейм, честное слово.

История

Про сам Порт-Артур я слышал только краем уха. А в правилах практически на полтора листа расписано все, что связано с этим историческим событием. Порт-Артур – это крепость, которую охраняли русские войска в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Русских на начало столкновений было 3,8 тысяч, а японцев 35 тысяч. Всего крепость выдержала 4 штурма, а на пятый не выдержала, и комендант крепости Стессель сдал крепость японцам. В 1907 году трибуналом  Стессель был приговорен к смертной казни, но был помилован и заключен в Петропавловской крепости (через 2 года помилован). А вот японскому генералу Ноги было очень грустно, хоть он и одержал победу. Потому что в итоге сражений русские потеряли 26 тысяч человек, а японцы свыше 110 тысяч человек. Ноги не смог себе простить потерю стольких военных, поэтому вместе с женой совершили обряд сэппуку (харакири – это когда просто режут живот, а сэппуку – когда режут по каким-то морально-идеологическим причинам).

Этого всего я не знал, поэтому мой IQ сразу поднялся на несколько делений вперед.

Планы нападений

 Игровое поле представляет собой карту местности и укреплений крепости. Она поделена на 38 областей. Области с серым кружком контролируют японцы, с зеленым – русские. Посередине карты расположены области с треугольником – они ключевые. Если японский игрок в конце любого хода контролирует хотя бы одну ключевую область, то он победил. Задача же русского игрока не дать это сделать японцам в течение 5 ходов.

Каждый игрок получает в свое распоряжение кучу фишек, представляющую собой стрелков (пехота), артиллерию и пулеметы. Соотношение сторон поначалу пугает (японских жетонов гораздо больше, чем русских), но в этом кроется полный перенос исторических реалий на настольное поле битвы. Русских было в несколько раз меньше, но они просто оборонялись, а вот японцам нужно атаковать.

Игра не может порадовать большим разнообразием войск. Как я уже писал выше – их всего 3 вида. Но это в какой-то степени плюс, потому что запутаться в войсках будет сложно, а для неофитов это как то, что нужно.

Параметры у фишек тоже простые. Сверху слева указан защитный фактор (с ним сравнивают бросок кубиков при атаке), а справа принадлежность к дивизии. Эта самая принадлежность влияет только на расстановку жетонов на поле. В ходе игры  она уже не понадобится.

Внизу жетона могут стоять 3 цифры. Первая – сила огня (модификатор к атаке), вторая – дальность стрельбы (позволяет стрелять через клетку или две), третья – скорость движения (позволяет передвигаться по полю). Если стоит цифра +1, то это бонус для всех остальных стрелков (его дают инженеры и саперы).

И стоило мне обратить внимание на принадлежность к дивизии, как я сразу понял, что желтые – японцы, а зеленые – русские.

Все фишки японцев выкладываются строго по правилам. Например, 1-ая дивизия занимет области 8 и 9, 9-ая дивизия – 6 и 7 и т.д. У русских же фиксировано стоят артиллерийские части (почти в каждой области ставят 1 жетон артиллерии), а остальные войска русский игрок раскладывает по своему желанию. В связи с чем я бы рекомендовал менее опытным игрокам играть за японцев.

Игроки ходят по очереди, выполняя одно из перечисленных действий: передвинуться или нанести удар. После чего жетон становится неактивным. С передвижением все просто – на жетоне указано, на сколько областей может передвинуться отряд (отряды можно объединять до трех жетонов). А стреляют следующим образом:

Игрок указывает, кто из его войск (1 жетон или можно сгруппировать несколько жетонов по особенным правилам) стреляет  и в какую область. Далее бросает 2 кубика и к выпавшему числу добавляет силу огня наносящего удар жетона. Теперь сравниваем это число с защитой отрядов, по которым наносили удар. Берем максимальную цифру защитного фактора одной из фишек, добавляем к ней защиту области, если можно (описано в правилах, я это пропущу), и это будет финальная цифра защиты. Теперь отнимаем цифру защиты от цифры атаки. Полученное число отвечает за потери. Если оно положительное – атакованный игрок обязан применить урон по своим отрядам. Если равно нулю либо отрицательное – выстрел в молоко.

Как вы знаете, в варгеймах стараются придумывать уникальные боевки, так и Оборона Порт-Артура отличается уникальным применением очков потерь. Игрок, по областям которого нанесли удар, обязан распределить все очки по следующим правилам:

— потратить одно очко и перевернуть один отряд на неактивную сторону (будто он уже сыграл действие) или отступить неактивной боевой частью в соседнюю область;

— потратить 2 очка и убрать фишку неактивной части в поле реорганизации (грубо говоря, убрать ее с поля; пулеметы и артиллерия уходит при этом навсегда в сброс) или отступить активной фишкой в соседнюю область;

— потратить 3 очка и убрать активную часть в поле реорганизации.

Когда жетон делает одно действие, он переворачивается на неактивную сторону. Если все жетоны будут неактивными или оба игроки спасуют, ход заканчивается.

Каждый новый ход начинается с пополнения войск, предусмотренными правилами. Японцы получают новых солдат и пушки, могут восстановить несколько фишек с поля реорганизации. Русские восстанавливают половину фишек с поля реорганизации и иногда пополняются отрядом моряков.

Как обычно, в варгеймах есть всякие исключения и подробности, но о них я рассказывать не буду, ведь о самом главном я уже написал.

Как я штурмовал крепость

Раскладка частей на поле меня немного раздражает, потому что если заранее не разделил жетоны по разным пакетикам, то придется полчаса играть в квест – найди все жетоны 1-ой дивизии. Потом 9-ой. Потом 11-ой… И так далее.

Поле желательно придавить каким-нибудь стеком или плексигласом, если есть возможность. Потому что оно распечатано на бумаге формата А1, который согнут несколько раз. Не могу сказать, что в разложенном состоянии поле имеет большие бугры, но иногда жетоны соскальзывают, после чего приходится включать фотографическую память и вспоминать, где какой жетон стоял.

Самое-пресамое первое ощущение, которое появляется по истечению первого хода, что перед нами кубикозакидательная игра. И как-то с грустью думаешь о том, что впереди нас еще ждет таких вот 4 хода, если японцы не завершат игру раньше. Одно действие игрок совершает буквально за полминуты. А то и за секунд 15-20, успевай только кубики передавать другому игроку. Проверено на нескольких игроках, которые до этого в варгеймы не играли, а росли на обычных настолках – их такое количество бросков кубиков пугает.

И я бы тоже так думал, если бы не видел в игре любопытную стратегию. Во-первых, подумайте о реализме. Японских армий было больше, но большинство снарядов падали не разорвавшись, о чем свидетельствуют раскопки тех мест. С одной стороны, чтобы точно попасть в противника, нужно выбросить минимум 9, но если поставить цифру меньше, то игра сразу перейдет в быстрый дэзматч с полным выносом.

Требуется не только выбросить много на кубике, но и контролировать важные области. Русским нельзя оставлять ключевые точки в одиночестве, японцам нельзя стоять на месте, так что нельзя сказать, что оба игрока только и занимаются тем, что бросают кубики. Иногда лучше передвинуть несколько фишек, чем сделать скорее всего неудачный бросок.

А вот что действительно меня озадачило, так это следующий вопрос – объединять жетоны или нет? Можно объединить 3 регулярные части стрелков или 2 артиллерии. Тратится несколько жетонов, но к числу атаки добавляется +1. И что получается – либо ты делаешь 3 отдельных броска каждой частью, но без плюса, либо бросаешь один раз за 3 части и имеешь плюс. По логике лучше 3 раза бросить, так будет больше шансов на успешный бросок. Но, во-первых, при таком, прошу прощения за некультурное слово, «онанизме» игра будет длиться гораздо больше 2-х часов, в ходе которой игроки будут обмениваться легкими укольчиками. Порою, тот самый +1 может дать колоссальное преимущество на карте, когда сопернику придется полностью капитулировать с области. Я не спорю, что иногда и одиночные выстрелы полезны, но это уже зависит от ситуации на карте.

Играя в Оборону Порт-Артура нужно забыть о цифрах и процентах. Представьте, что вы генерал, который отдает приказы настоящим войскам, т.е. мысленно перенеситесь на поле боя и попытайтесь понять физику игры. Если все равно в голову полезут проценты, значит игра не для вас. Хотя и нельзя сказать, что победа не зависит от везения. Например, у меня была партия, когда я японцами одержал победу в первый же ход после того, как залез на ключевую область и обстреливал из соседней войска русских. Серия из 5 успешных бросков заставила русские войска отойти в соседние области, а передвинуться в ключевую область уже никто не мог. Хотя эту победу можно скинуть на неопытность человека, игравшего за русских. Потому что очень важно, как он расставит свои войска в начале игры. На карте есть пара ключевых областей, за которыми нужно пристальнее следить.

Мне очень нравится, что при похожести войск одной и другой стороны, задачи и стиль игры у них разные.

В плане стартового варгейма Оборона вполне подходит, но кубики приходится бросать действительно часто. Если вы боитесь рандома, то… А чего вы вообще его боитесь кстати?=) Тренируйте руки, чтобы броски получались только на 6=)

Далеко не самый лучший варгейм из тех, что я видел, но довольно интересный. Не могу назвать его зубодробительным и головоломательным. Забавный филлерок на очень интересную историческую тему за небольшие деньги. Единственная проблема, с которой я столкнулся, это убеждать игроков, что на самом деле кубики не решают все. А то ведь играть не хотят;)

Реклама

11 Responses to Победа привела к сэппуку – обзор настольной игры Оборона Порт-Артура

  1. Spotty says:

    Молодец! Давно ждал от тебя какого-то варгейма. А тут он еще и достаточно нестандартный.

  2. RAVE says:

    поздравляю с почином в новом жанре)

    Что следующее на очереди варгеймов?

    Если хочется несложного, могу посоветовать игры от Коламбии. тот же Юлий Цезарь.
    А секигахару я уже советовал)

    • scafandr says:

      Спасибо=)
      Следующее будет из варгеймов будет FF, но когда это будет, я даже не знаю=)
      Секигахару я буду покупать в следующем месяце 100%.

      • Scorpius says:

        FF это Fighting Formations? Ооо Брат, ну ты замахнулси….Правила там намного тяжелее чем в Порт Артуре и искомой Секигахаре, сразу предупеждаю

        • RAVE says:

          зато там есть танки!)

        • scafandr says:

          Он самый. Как я уже написал, я сложности совсем не боюсь. Порт-Артур мне показался вообще семечками. Прочитал правила целиком и сразу сел играть. Мне наоборот хочется всяких нюансов, мелочей, чтобы было над чем подумать, а не просто решить, в какую зону шмальнуть.
          Возможно, не отрицаю, на FF у меня все и закончится=) отрицать не буду=)
          И да, там есть танки;)

          • Scorpius says:

            Ну….я всё таки прямо настаиваю что бы ты попробовал Combat Commander :). Там танков нет….Но хотя бы раз ты в это должен отыграть :). Надеюсь после Игросферы (если она конечно состоится учитывая текущее положение дел в стране, это под вопросом) ты всё таки заскочишь ко мне и попробуешь её :).
            Кстати…если что можно было бы и в Киев съездить в наш клуб (если у тебя время будет) :).

            • scafandr says:

              Приглядываюсь я к этой игре. Ее не было, когда я делал последний заказ, поэтому взял FF.
              Возможно, следующий раз возьму, посмотрим=)

  3. Уведомление: Победа привела к сэппуку – обзор настольной игры Оборона Порт-Артура | Мир настольных игр

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: