Орки и зомби за вратами, Ваше Величество! – обзор настольной игры Кингсбург

В одном далеком-предалеком королевстве жили-были король Тритус с королевой. Размеры королевства были безумно огромными, поэтому что творится на задворках своих владений Тритус даже не подозревал. При дворе у него все советники занятые, а лишних людей нету, чтобы кого-то  можно было отправить поруководить дальними землями. Думал-думал, не знал, что делать, пока королева не подсказала (иногда женщин нужно слушаться), что можно нанять дворян, которых хлебом не корми, дай небольшим клочком земли порулить. Вы, кстати, не хотите себе участочек? Я видел, у вас вроде удостоверение дворянина торчало из кармана…

Это все о настольной игре Кингсбург. Вам дали ранее завоеванную королем землю, чтобы вы на ней что-нибудь строили, выращивали, добра наживали и отбивали атаки, не поверите, гоблинов, орков и зомби. Поехали!

 

Мемуары

Как-то Павел Медведев критически высказался, что некомильфо рассказывать о том, как покупал, чем руководствовался… А почему нет? Вот я , например, вообще внимания не обращал на Кингсбург, тем более, что первый тираж локализации был давным-давно распродан. А в 2012 году уважаемое издательство Hobby World напечатало новый тираж этой игры, да еще и добавило в него дополнение «Построй Империю». На Тесере начали писать о том, что, дескать, помним-помним эту игру, играли, хорошая, а если еще и с допом, то обязательно нужно брать.

Вот видите, как иногда хорошо работают на продажи лестные отзывы в интернете.

Как здравый смысл победил тролля

Притарабанил я домой коробку, снял пленку и заметил, что крышка неплотно сидит, как будто бы содержимого коробки больше, чем ее размеры. Так оно и оказалось – коробочке быть бы на хотя бы сантиметр выше, чтобы крышка спокойно сеа на место.

Дальше я сел разбирать, что же нам предлагает игра. Вытянул листы провинций, составное игровое поле, правила и листы с невыдавленными жетонами. Оценил замечательный органайзер, в ячейках которого аккуратно уложены колоды карт, деревянные кубики и кубики обычные, шестигранные. А также зиплоки! Просто сказка, все как в лучших настольных играх Парижа.

Ну а теперь про троллизм. В коробке я нашел полоски провинций. Т.е. есть нормальные листы провинций на 7 рядов (есть почему-то и на 5 рядов) и вот вообще полоски по одному ряду. Первое, что мне пришло в голову, это что HW накосячило с комплектацией.

Сижу и думаю – ну как так, ну снова брак, видимо, нечаянно разрезали листы и взяли все кинули в коробку… Обидно. Надо написать на Тесере.

И я уже зашел на сайт, открыл диалоговое окно и начал писать кляузу. Потом задумчиво по-дзенски посмотрел в окно и подумал – а доп я изучил? Я ведь только правила базы глянул, может быть это полоски из допа?

Открыл правила расширения, и точно – полоски действительно из него, и это не брак. И закрыл Тесеру.

Вот так я чуть было не стал троллем, который сразу же пишет на форуме, что все плохо=)

Изучаем игру

В начале игры у нас есть только 3 кубика одного цвета и лист провинций (у всех одинаковый). На листе размещены разные здания, которые игрок по ходу игры может строить, получая за них разные приятные бонусы. Строительных ресурсов в игре всего 3 – дерево, камень и золото (в игре это деревянные кубики). Построенные здания могут позволять игроку перебрасывать кубики, получать бонус к военной мощи, приносить победные очки и т.д.

И так как игрок гол как сокол, то ему неплохо было бы обратиться к кому-нибудь более опытному за советом. И тут вашему вниманию предлагается широкий спектр услуг королевских советников, таких как шут, купец, алхимик, звездочет, генерал, герцогиня, волшебник, королева и даже, не поверите, король тоже может вам кое-что посоветовать!

Все эти советники нарисованы на большом поле, там же и расписаны бонусы, которые они дают..

В целом, в этой настольной игре нужно заниматься тем, что расставлять кубики на поле аки миплов и получать за это плюшки. Ну, воркерплейсмент, вы же знаете, что это за покемон. Каждый советник имеет циферку от 1 до 18. Игрок бросил кубики и думает, куда их расставить (цифра кубиков должна быть равна цифре советника, к которому вы хотите обратиться). Можно использовать все 3 кубика вместе, чтобы получить приз получше (чем выше цифра советника, тем лучше его бонус), а можно расставить по одному кубику, но и плюшки будут помельче. С другой стороны, может именно они вам и нужны…

Советники могут дать 1 или больше ресурсов или одного воина, а может и того и другого и можно побольше.

Игра длится 5 лет. Игровых, естественно, не хватайтесь за сердце сразу. Каждые 5 лет, не поверите, проходит зима, потом весна, потом лето и в конце осень. Все эти поры года отображены на треке в нижней части поля. Всего в году 8 фаз.

Вкратце по каждой фазе:

1) Игрок с наименьшим количеством зданий получает помощь от короля – специальный белый кубик, который тратится после первого броска.

2) Весна, собираем урожай. В эту фазу все игроки бросают свои кубики и по очереди раскладывают их по советникам. После того, как все определятся с советниками, игроки поочередно забирают кубики, получая бонусы. Потом за ресурсы можно построить 1 здание.

3) У кого больше зданий, тот получит 1 ПО.

4) Лето, опять урожай. Совершенно идентичная фаза со второй.

5) Игрок с наименьшим числом зданий получает фишку королевского посланника, получая тем самым одноразовую помощь. Подробнее не буду расписывать, нету своего времени и жалко вашего =)

6) Осень, снова урожай.

7) Можно нанять воинов, потратив 2 ресурса за каждого.

8) Зима. И нет, на этот раз не урожай=) А битва. Нечаянно-негаданно на ваши земли нападают всякие тролли и орки (вылазят из колоды врагов, по одному на раунд), а вы им даете отпор, посылая свое войско на сражение. Если ваших воинов по количеству больше силы врага, тогда получите плюшку (ресурсы или ПО), в противном случае, враг отберет все это у вас, а иногда даже может разрушить построенное здание, что очень и очень неприятно.

Таких фаз придется сыграть 5 штук, после чего игрок, набравший больше всех победных очков, объявляется победителем.

Игру явно нельзя назвать сложной, правила доступно написаны и вряд ли у вас возникнут трудности с их освоением.

Как бывалый дворянин я вам скажу…

Подойдя к разделу впечатлений, я задумался: с чего же начать – с минусов или плюсов? Когда ты много раз сыграл в игру, то может так случиться, что минусы начнут лезть как грибы после дождя. И здесь слабое место, и тут читерские карты, и отстающие всегда выигрывают… Но я никогда не рассказываю о минусах настолки, когда планирую сыграть в нее с друзьями и знакомлю их с правилами. Пускай каждый сам за себя определит минусы и плюсы игры. Возможно, мой минус для другого будет плюсом. Либо он просто этот недостаток не заметит, будто его и нету совсем, а я сам все себе придумал.

Поэтому я себя чувствую немного обзорщиком с коварными намерениями, в планы которого входит рассказать все, чем плох Кингсбург. В связи с чем предупреждаю, что я не хочу оттолкнуть от игры, потому что она по своему хороша, и иногда мне очень приятно, что она есть под рукой.

Компоненты игры прекрасные. У меня такие положительные эмоции сложились в основном от игрового поля. Глаза разбегаются от такого количества советников перед тобой. Один одного краше. Новички сразу начинают жадно впиваться глазами в каждое изображение тех, с кем потом придется сотрудничать. На листе провинций находится много-много зданий и у каждого вкусные свойства, так и хочется скорее что-нибудь построить. Так что встречаем Кингсбург по обертке, и он получает за это жирный плюс.

Далее вы начинаете играть и уже во второго игрового года понимаете, что это игра про броски кубиков и распределение их по советникам. Одна моя знакомая сказала, что придет в клуб только в том случае, если я принесу игру, где нужно активно бросать кубы. Я не помню, был ли у меня в то время Elder Sign, но Кингсбург точно был, его-то я и взял. И не прогадал. За одну партию вы 15 раз будете бросать жменю кубов. А дальше у вас будет широкий выбор возможностей, как их потратить. И новичок спокойно это все принимает.

Но, но, но… Кубики у нас шестигранные, d6. Процент вероятности выпадения каждой грани одинаковый – 16,6%. Т.е. 1 к 6. И 1, и 6 может выпасть с одинаковой вероятностью. Но есть настольные игры, которые говорят, что 6 лучше, чем 1.Мне это не очень нравится. Я обожаю, когда в игре все цифры имеют одинаковую важность. Например, в Wiraqocha любая цифра на тайле дает ресурс, но при этом еще и каждый кубик можно модифицировать, чтобы с большей вероятностью получить нужную цифру. В Колонизаторах любая цифра дает ресурс одинаковой важности. Возможно, ваши деревни не стоят рядом с этой цифрой, но это уже другой аспект игры.

Кингсбург предлагает вариант, что 6 лучше 1. И 18 (выпало 3 шестерки, король даст по одному золоту, дереву, камню и воину) уж точно гораздо лучше 3 (выпало 3 единицы, зодчий даст 1 дерево). Поэтому после одного броска кубиков вы можете получить на лапу 1 дерево, а ваш сосед слева 3 ресурса и еще что-нибудь полезное. Естественно, что и здание ваш сосед отгрохает покруче вашего (если вы вообще что-нибудь сможете построить за 1 дерево). Так что я вас предупредил. Если верить в культ кубикового рандома, то вообще вопросов нету. Это ж как в кинь-двинь – выбросил 6 и нажал на газ. А так как новички обычно недалеко уходят от Монополии, то им все хорошо. Просто кому-то больше везет, кому-то меньше.

Но вот есть один момент в этих кубиках, от которого я получаю дикий фан – можно солить соперникам. Дело в том, что к каждому советнику может обратиться только 1 игрок. И вот кто-то занял 7, кто-то 3, кто-то 5, кто-то 2… А у вас остались кубики 2 и 3. И знаете, что это значит? Что ваши кубики так и останутся неиспользованными. Ну, вот такой я подленький человек, что люблю кому-то сделать маленькую пакость, которую, кстати, могут сделать и мне. Кому-то покажется обидным, что его лишили возможности реализовать свои планы на все 100%, но мне это нравится.

Вообще, урожаи приносят удовольствие, но недолго. К третьему году появляется чувство монотонности процесса. На четвертый год хочется, чтобы все скорее закончилось. А ведь впереди еще последний, финальный год. А уж если вам «повезет» играть с теми, кто любит долго думать, тогда вообще печаль – игра сразу покажется долгой и нудной.

Несмотря на то, что советников аж 18 штук, все они разнообразием не блещут. Но, опять же, новички это не сразу замечают.

Последняя фаза – зима – оставляет ощущение, что эта проходная фаза. Перед каждым нападением король помогает игрокам своим войском – кто-то из игроков бросает белый кубик и все игроки добавляют выпавшее число к своей военной мощи. Сила врагов в первом году варьируется от 2 до 4 (достаются случайно), а в пятом – 7-9. Если у короля выпадает 6, то в большинстве случаев можно не тратить кубики на получение воинов. Конечно, риск есть, что у короля выпадет единичка, а вы остались не готовы к появлению врага. Но враги заставляют понервничать только в последних двух годах, когда есть риск потери здания. Мне эта помощь короля категорически не нравится.

Также мне не очень нравится, что у всех одинаковые листы провинций. Честно говоря, там не такой уж серьезный выбор, что строить. Как правило, все игроки начинают со статуи и дальше по ряду (этот ряд приносит много ПО), потом трактир – абилки хорошие, и далее все, что дает + к войску зимой. Вроде и много зданий, а все строят почти одно и то же.

И мне было бы совсем грустно говорить о Кингсбурге, если бы не было дополнения.

Построй империю

Это даже не дополнение, а расширение, как правильно указано в правилах. Это патч, устраняющий ошибки и монотонность процесса базовой версии игры. После добавления всех его возможностей в игру так и хочется сказать – ну вот же оно! Именно такой и должна быть игра изначально!

Честно признаюсь, я не знаю, как именно появилось расширение, но у меня есть подозрение, что это случилось после критических отзывов настольщиков.

В расширение входят новые листы провинций (7 рядов), альтернативные ряды (по одной полосочке), карты губернаторов, карты событий и жетоны солдат.

Мне очень нравится дополнение тем, что с помощью него можно настроить игру по своему вкусу. В нем содержится 5 разных модулей, которые можно все сразу включить в игру, а можно частично. Если вам не нравятся губернаторы – пожалуйста, играйте без них.

Новые листы провинций содержат 2 новых ряда, которых не было в базе. Еще есть дополнительный ряд, который  можно выбрать вслепую и заменить соответствующий ряд на своем листе провинции. Так, у всех игроков будут хоть немного отличаться листы. Круто? Круто.

Следующий модуль вводит карты губернаторов. Такая, я вам хочу сказать, не ахти какая надстройка. Игроки перед игрой получают по 3 карты губернаторов, одного должны выбрать и оставить себе, а остальные уйдут в сброс. Губернатор дает какую-то полезную способность, которая указана на самой карте. Например, читаем карту чародея:

«В начале третьего года возведите до трех зданий из крайней левой колонки бесплатно. Вы не получаете ПО за возведение этих зданий».

Почему я называю введение губернаторов в игру не лучшей идеей? Потому что они, губернаторы, не все одинаково полезны. Кто-то более интересный, кто-то совсем бесполезный. А дисбаланс портит игру.

Следующий модуль добавляет карты событий. В начале фазы 1 каждого года из колоды событий открывается одна карта, которая вводит некое условие до конца года. Например, в конце осени игрок с наибольшим количеством воинов получает 1 ПО. Или король заболел, и его услугами нельзя воспользоваться. Мне такие неожиданности нравятся, особенно если учесть, что каждый год в Кингсбурге был похож на предыдущий. Так что мне этот модуль нравится, а вот некоторые считают его унылым, потому что событие может неожиданно сломать их стратегию.

Последний модуль, пожалуй, самый лучший из всех. Теперь уже нет никакой помощи короля зимой. Игроки перед игрой получают 6 жетонов номиналом от 0 до 4. Перед тем, как вскрыть врага, игроки тайно выбирают один жетон, потом вскрываются и добавляют цифру на жетоне к своему войску. В конце игры остается незадействованным один жетон – его цифру игрок прибавляет к своим победным очкам. Таким образом, от рандома с кубиком мы избавились, получили интересную стратегию – разыграть все жетоны с цифрами отличными от нуля, но победить врагов, или попробовать сохранить 4, чтобы получить столько же очков в конце игры. Хороший модуль.

За и против

Кингсбург – игра хорошая, но не для всех. Сужу по своему опыту – если играть с новичками, то он нравится всем, Неофиты говорят – ЙЮХХУУУ!!! – и требуют продолжения банкета. Тут срабатывает и простота игрового процесса, и любимые кубики, и элемент «подлянства». Некоторых даже долгота игры не пугает. И у меня совершенно нет желания убеждать этих людей в том, что игра немного уныла. Ведь если они получают удовольствие от игрового процесса, то это здорово.

Опытные настольщики, гики, делятся на 2 половины – одни сразу говорят — «лишь бы что и сбоку бантик, играть не буду», а другие утверждают, что игра средненькая, есть нехорошие моменты, но играть можно. Вот я отношусь ко вторым. Я вижу минусы игры, более того все их назвал, но сам иногда играю с людьми, которые недавно познакомились с настольными играми. Они получают удовольствие от игры, а мне нравится, что им нравится, за столом хорошая атмосфера и на минусы не обращаешь внимания.

Пока готовил обзор, пробежался по чужим обзорам и обнаружил, что многие высказываются не совсем хорошо по поводу игры.

Я лично вынесу вывод такой – без расширения игра скучна и однообразна, есть некоторые неровные моменты, которые портят игру. Но если играть с расширением, то все становится лучше и интереснее.

Кингсбург — хорошая игра для тех, кто недавно открыл для себя мир настольных игр.

Реклама

10 Responses to Орки и зомби за вратами, Ваше Величество! – обзор настольной игры Кингсбург

  1. Уведомление: Орки и зомби за вратами, Ваше Величество! – обзор настольной игры Кингсбург | Мир настольных игр

  2. Vladimir says:

    Моя первая игра, приятные воспоминания!
    С допом хороша (и вообще классно, что локализация сразу с допом), он почти всё исправляет, но опять же несбалансированные линейки всё портят. Нужно было им другую механику использовать — с системой каких-нибудь скидок, чтобы можно было строить не только по очереди.

    • scafandr says:

      Ты уже может и продал ее давно? Или хранишь, как реликвию — моя первая настолка, ммм?

      • Vladimir says:

        Игра друзей была, хотя теперь лежит у меня 🙂 Избавляться не собираюсь, кубики же. У меня с такой механикой почти нет игрушек. Вот всё никак не могу Alien Frontiers по адекватной цене достать, давно уже в виш-листе висит.

  3. Кингсбург был одной из первых крупных настолок и в него было сыграно довольно много партий. А когда вышел доп, то я очень радовался, посколько главный недостаток Кингсбурга в моих глазах был кубик помощи от короля, а доп помимо увеличения разнообразия, еще и исправлял эту проблему. Без дополнения это средненькая настольная игра, а с допом вполне себе хорош.
    Сейчас, конечно, почти не достаем Кингсбург, только если надо показать новичкам что-то не особо сложное и завлекающее. Обычно для этих целей я использую Stone Age, но там нельзя играть впятером.

  4. Зомби says:

    Когда-то эта была моя самая первая игра. Припоминаю… Здорово, что имеется локализация с допом в этой версии.

  5. tassinda says:

    Клевая игра,че-то мы давно в нее не играли.надо взять у тебя поюзать,если не зажмешь)))

  6. Уведомление: Андреа Кьярвезио (Andrea Chiarvesio) о Kingsport Festival (и совсем немного о Hyperborea) | Frogged Dice - блог о настольных играх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: