Волшебные времена года– обзор настольной игры Seasons

 Не знаю почему, но я очень люблю игры, в которых есть место магии. Самой первой игрой из нормального настольного мира (имеется в виду не Монополия и всякое такое), с которой я познакомился, была Magic: the Gathering. Мммм, магия, тут можно кастовать фаерболы и призывать сущест — как здорово, — думал я и облизывался, смотря на картинки. Тему волшебства я ставлю на первое место в плане сеттинга, и никакой постапокалипсис не сместит его с пьедестала. И даже сай-фай/sci-fi (не могу не удержаться от уроков английского, коробит, когда говорят ски-фи, скай-фай; нет, ребят, сай-фай) все равно не такой крутой, как магия.

Я сейчас пытаюсь сделать свою игру, и как бы не хотелось придумать что-то уникальное, все равно не удалось уйти от темы волшебников, хотя перебрал все возможные варианты.

Сегодня, друзья, я хочу поговорить о чудесной настольной игре Seasons. Наступило время творить чудеса!

 

Влюбиться в арт

 Я себя стараюсь приучить к тому, что даже мерзко выглядящая игра может оказаться прелестным самородком, которому просто не хватает огранки мастера, т.е. художника. Я бы не стал есть противно выглядящий торт. Но если торт обалденно смотрится, то почему бы не попробовать кусочек? И в первую очередь Сезоны цепляет именно внешним видом.

Про Seasons я знал еще до выхода игры. Я смотрел на игру, как маленький мальчик смотрит через стекло витрины Детского Мира на большую машинку на управлении. Там есть энергия, там есть существа, там есть артефакты, там есть мой любимый текст на картах. И как же здорово все это оформлено! Саша Булгаков на Тесере выложил замечательное превью с картинками об игре на Тесере, и я уже тогда был готов расстаться с деньгами.

Первые отзывы начали появляться после Gen Con’а 2012. Такие противоречивые были отзывы. Люди осторожно щупали игру, с тревогой бросали кубики, как-то неоднозначно отзывались о сыгранных партиях. Вроде бы и хорошо, но все равно каждый находил свой минус. Ну как же они так, это ведь не добавляло мне уверенности в покупке…

Кому-то не нравился драфт, кому-то последрафтовый игровой процесс, кому-то нравится игра на двоих, кто-то играет только максимальным составом в 4 человека. Как из всего этого хаоса мнений составить свое и определиться? А никак. Я сделал вывод, что это все-таки простая семейная игра, а мне подавай что-нибудь потяжелее. И убрал игру из вишлиста. Да-да, так и было.

Пожалуй, переломным моментом стало посещение выставки в Эссене Вовы и Кати из Латвии и Нюси и Юшина из России. Кто-то из них у себя в блоге написал о том, что как они как-то на выставке засели играть в Сезоны. И игра оказалась очень даже приятной. Я еще раз это обсудил с Нюсей по скайпу и заказал игру.

Влюбиться в кубики

Игра появилась у меня на столе аккурат накануне дня рождения, в последний месяц осени – хороший подарочек=)

Когда открываешь коробку игры, то самое первое, что бросается в глаза – это ОГРОМНЫЕ кубики. Очень здорово подобраны их цвета – красный, желтый, зеленый, синий. И они просто громадные, я никогда не держал в руках кубики такого размера. Так и хотелось скорее бросить пару таких дайсов на стол. Поэтому игра сразу начинает работать в визуальном направлении. Все карточки, поля, фишки – яркие, броские, радужные. Например, лично я себя действительно почувствовал ребенком, которому подарили игрушку. Выглядит Seasons просто великолепно.

Разобраться в правилах

Понять, как играть, не составит особого труда, хоть текста в правилах и немало. Все детально проиллюстрировано, разжевано и положено в рот, останется только проглотить.

Грубо говоря, игра делится на 2 части – драфт и непосредственно разыгрывание карт в течение 3 игровых лет.

Я бы сейчас с ликованием написал слово драфт, выделив его, подчеркнув и поставив восклицательные знаки, но это не тот драфт, как в 7 Чудес, который является основным движком игры. В Seasons нужно просто в начале игры набрать в руку карт, которые потом можно разыграть. Каждый игрок получает 9 карт в руку, одну карту оставляет себе, остальные передает соседу. В конце драфта, 9 карт делятся на 3 стопки, чтобы каждый год получать по 3 карты. Конечно, это не все карты, которые будут вам доступны в игре, ведь по ходу игры можно будет добирать новые карточки.

Вообще, что это за карты (они же карты силы)? Это разные магические предметы, обладающие ценными полезными свойствами. Чтобы их ввести в игру, нужно потратить энергию, которую зарабатывают по ходу игры. В качестве примера действия карты приведу карту Syllas the Faithful – когда вы разыгрываете эту карту, остальные игроки обязаны уничтожить свою карту на столе.

Основным полем является кругляш, который разбит на 4 времени года, которые, в свою очередь, поделены на месяцы. Кстати, очень удобное и практичное поле – в центре находится место для фишки текущего года, далее расположена таблица трансмутации (трансмутация – это возможность продавать энергию за очки, в зависимости от поры года курс обмена меняется).

Каждый игрок также получает личное поле, на котором он будет хранить свою энергию и следить за своим умением создавать артефакты.

Энергия может быть 4 типов – вода, перо, огонь и трава (в нашей компании мы так их называем, потому что энергия представлена символами, а не названием). Выполнена она в виде кругленьких жетончиков.

Так-с, осталось совсем чуть-чуть, чтобы понять, как играть. Вы наверняка задались вопросом, если до этого в игру не играли, как же все-таки нужно играть. Да очень просто – один из игроков бросает сезонные кубики, и игроки по очереди выбирают себе один куб. Если сейчас зима – бросают синие кубики, летом – желтые и т.д. Бросают кубы по формуле «количество игроков + 1» (один кубик всегда должен оставаться ничейным).

Кубики-то ведь необычные, не с дырочками, как принято, а с разными символами. В зависимости от того, какой кубик вы выберете, то и получите, что на нем нарисовано. А получить можно вот что:

— любой значок символа энергии означает, что можно взять столько энергии (1 или 2);

— цифра – это количество победных очков, которые сразу же можно получить и передвинуть свою фишку на поле для подсчета очков;

— звездочка – увеличивает лимит призыва. Фишка в том, что в начале игры у вас он равен нулю. т.е. вы не можете сыграть ни одной карты из руки. А вот увеличив это число, можно что-нибудь сыграть;

— карта – взять карту с колоды;

— если любой из символов обведен в кружок, то это символ превращения (как я его называю – трансмутации). Это значит, что вы можете обменять любую энергию в любом количестве на ПО.

И вот этим вы будете заниматься всю игру. Бросили кубики, разобрали, взяли энергию, получили очки, взяли карту, сыграли карту, применили ее свойство… На каждом кубике есть в самом низу маленькие точечки, от 1 до 3. Это количество месяцев, на которые передвинется кубик, считающий пору года, в конце хода. Если единичка стоит – на один месяц. Если троечка – сразу на 3 месяца. Поэтому если игроки хотят играть подольше, то, как правило, оставляют кубики с одной точкой.

Когда пройдут 3 года на поле, игра заканчивается. Игроки добавляют очки за сыгранные карты, отнимают очки за карты, оставшиеся в руке, и смотрят, кто же выиграл по очкам.

Кратенько о правилах рассказал, давайте быстрее перейдем к впечатлениям.

Влюбиться в игру

Больше всего я опасался, что Seasons окажется простой семейной игрой, о чем я и писал выше. На эту мысль больше всего наталкивают веселенькие кубики и мультяшный арт.

Но как только вам раздадут карты для драфта, вы поймете, что игра непростая и не совсем семейная. Дело в том, что на каждой карте есть текст. Все свойства уникальные, и это здорово, конечно же. Но стратегия в игре гораздо глубже, чем текст на одной карте. Если играть карты сугубо поодиночке, без мыслей о комбах, то на этом сильно далеко по очкам не уедешь. Игра раскрывается только со знанием дела, когда игроки драфтят карты с учетом синергии, когда одна карта повлияет на другую. Например, за один ход можно будет сыграть карту, поднять цифру призыва, сыграть еще одну карту, по ее свойству взять карту из колоды, тут же сыграть ее, набрать по ее абилке кучу энергии, сыграть еще одну карту, по которой каждый игрок должен уничтожить одну карту на столе. И это только один из возможных вариантов хорошей комбы.

И текст на картах не совсем односложный. Именно поэтому в конце правил еще есть пояснения к картам, потому что на картах не получается все объяснить в полном объеме – тупо не хватает места. Если английский язык для вас потемки, то придется делать вкладыши для карт с переводом на русский язык. Это раз. Если у вас начальные знания английского, придется все равно с кем-то советоваться, кто знает английский хорошо, чтобы понять, как именно работает карта. Это два. В моем понятии семейки более простые в этом плане. Нет текста, простые символы, чтобы и дети и взрослые разбирались. Хотя если для каких-то настольщиков английский язык родной, то ему не будет все так сложно… Не знаю, этот вопрос не поднимал на BGG.

Сколько я с кем-то ни играл в Seasons, любители семейных игр больше одного раза не играют, а с детьми так и вовсе не садился играть – они не потянут.

Мне, как большому любителю собирания комб, этот элемент игры очень нравится. Мне нравится смотреть на карте в руке и ждать, когда я смогу их разыграть, и вот же удивятся соперники, когда увидят, что у меня получилось. Повторюсь, карты – это смысл игры. Вся игра на них построена. Бросание и выбор кубиков – это лишь инструмент.

Но, как это ни прискорбно, есть карты сильные, есть слабые. Да, можно пожаловаться, что у соперника рука получше, чем у вас. Дескать, вон он ухватил такую жирную карту, а у меня что — ерунда какая-то. Вон он уже играет цепочку из 5 карт, а я еле-еле одну играю. А все это происходит потому, что опыт решает. Если посадить за один стол играть опытного игрока и новичка, то первый скорее всего выиграет. Чем лучше ты знаешь карты, тем быстрее замечаешь комбы, которые можно сыграть. Мы же делим карты на 3 года, здесь тоже очень важно, что вы оставляете на первый год, а что на последний. Некоторые карты в третьем году практически не приносят пользы, а другие карты очень сложно разыграть в первый год, потому что у вас очень мало энергии вначале.

Для новичка ведь все едино – он не видит разницы между картами, все свойства хороши. А потом он удивляется, что кто-то опережает его уже на 50 очков. И начинают появляться печальные выводы – игра сломана, дикий рандом, больше играть не буду.

Для меня Seasons – это как подготовка к высадке на необитаемый остров за одну минуту, при которой ты хватаешь все, что под рукой. А потом еще должен выжить на острове в течение трех лет со всем тем барахлом, которое ты успел схватить. Seasons – это вызов. Это хорошая дуэль, где каждый пытается обмануть соперника с помощью карт, которые, на его взгляд, помогут набрать максимальное количество очков.

Есть еще одна проблема – когда соперник уходит сильно в отрыв. Если у него собралась мощная комба, которой трудно помешать, то, скорее всего, его будет очень сложно догнать. Сыграл, допустим, оппонент карту, которая каждый ход отбирает очки у других игроков, и все, будь готов к тому, что ты будешь замедлен в развитии, а он нахаляву нагребет очки по полной программе. Вот же редиска…

Игра раскрывается тогда, когда игроки хорошо знают все карты, т.е. когда сыграли много партий. Это совсем другой уровень игры. И да. никто ведь не мешает убрать из колоды те карты, которые никому не нравятся.

Я прекрасно могу понять, почему некоторым людям игра не нравится. Конечно, процент рандома зашкаливает – как по картам, так и по броскам кубиков. Например, вам срочно нужна энергия травы, бросаются кубики, ура, на одном есть трава, но этот кубик забирает другой игрок, приходится взять огонь. Вы ничего не можете сыграть, а тот, кто забрал траву, играет. Следующий ход, вы опять в ожидании выпадения травы. А она не выпала! И вы еще один ход сидите на бобах. Такое может быть? Да легко. Есть люди, которых это может достать. Кому-то не нравится ковыряться в карточках. Им бы дали всем в лапу одинаковые карты, и этого было бы выше крыши. Мне же нравится собрать свою колоду, не надо мне вариантов, предлагаемых авторами игры. Я люблю рандом и риск.

Игра в меру конфликтна, порою игроки делают укольчики друг дружке – забирают очки, энергию, уничтожают жетоны, карты, насылают проклятия. Так что отсидеться тихонько в кустах вряд ли получится.

В Seasons можно играть от 2 до 4 игроков. С каким количеством игроков играть комфортнее? Тут мнение экспертов разделяется. Игра вдвоем проходит значительно быстрее, драфтовый пул поменьше, вы все карты можете изучить при драфте. И некоторые считают, что игра приносит удовольствие только при таком количестве игроков.

Мне же больше нравится играть максимальным количеством, либо хотя бы втроем. Но с условием, что все игроки опытные. Тупить над картами можно дико, если видишь их первый раз, а это не комильфо. Чем больше игроков, тем длиннее игра – это факт. Но есть много карточек, которые играются лучше с 3-4 игроками, а с двумя игроками они пустышки. Больше игроков – больше разных карт в игре, больше бросается кубиков. Лично мне играть 1 на 1 не так интересно.

В прошлом году к Seasons вышло дополнение – Enchanted Kingdoms. Сначала я сразу рвался его приобрести, но по отзывам настольщиков, купивших доп, я понял, что он предлагает не так много интересного за не совсем разумную цену. Там появляется новый кубик, новые карты для драфта и новый тип карт. Опытные «сезонщики» говорят, что толку от допа мало. Но вот недавно поиграв в базу, я все-таки снова загорелся желанием купить дополнение…

Я настольную игру Seasons рекомендую всем любителям карточных игр, хотя это и не совсем карточная игра, учитывая наличие кубиков и полей. Может быть арт наталкивает на мысль, что S – игра простая и легкая, но это не совсем так. Настолка может заставить пораскинуть мозгами и заставить грустить, когда невезение преследует игрока по пятам. Мне S очень нравится, рад, что приобрел ее когда-то. И многие минусы игры для меня есть плюсы. Как симулятор мага-волшебника очень даже рекомендую.

12 Responses to Волшебные времена года– обзор настольной игры Seasons

  1. Уведомление: Волшебные времена года– обзор настольной игры Seasons | Мир настольных игр

  2. nastolkus says:

    Согласен — отличная игра. Единственный для меня минус — мы играем достаточно редко и она раскроется полностью в течение года, не меньше 🙂 НО. Игра понравилась в моей основной ячейке. И когда Спартак «приестся» (однозначный хит у нас) — будем пробовать раскрывать сизонсов 🙂 Ибо потенциал достаточно большой.

    • scafandr says:

      У нас в компании есть такая проблемА, что из у меня очень много и мы не успеваем хорошенько наиграться в каждую. Сыграли 1-2 раза и давай в другие. Так что Сезоны тоже достается раз в 3-5 месяцев. С другой стороны, никогда не надоест=)
      Приезжал знакомый из Минска, он опытный игрок, сыграл кучу партий, так с ним было очень интересно сыграть. Совсем другой уровень.
      Я же больше теперь играю на БГА

  3. RAVE says:

    Отличная игра, но пока играл всего дважды. Надо будет еще сыграть.

    • scafandr says:

      Сыграй обязательно. Эта игра как и RFTG — чем больше играешь, тем больше понимаешь и лучше получается.

  4. Константин says:

    по опыту игры:
    1) рандома в кубиках считай нет хотя в этой игре зачастую нормально просидеть весь год ничего не делая, а потом выложить за раз карт 7)
    2) 50% успеха закладываются на этапе драфта. Тут важно поймать баланс между картами ускоряющими прокачку и картами приносящими ПО. И люди, которые жалуются на то что им тупо ресурсы не шли, в большинстве своем утыкаются в собственную жадность. Из 9 карт драфта на столе остается 4-6 карт. Остальные это карты прокачки, которые скидываются при первой возможности.
    3) Игра прекрасна своими комбинациями, которые не заложены искусственно. Каждый волен сам выбирать что ему надо. В порядке вещей тут за один ход выложить карту, отдать1 ресурс, тут же получить 2 других ресурса, следом сыграть еще 1 карту получить ману (и ресурс за какую то уже лежащую карту), потом выложить карту и покопаться в колоде, получить ресурс и т.д. Мне удавалось за раз выложить 10 карт в ход(2 из них тут же сбросились). Тут это в порядке вещей.

    маленький совет — купите себе кристалликов как в ascension. Они копейки стоят в аквариумистике почти любой

    а, еще в нее можно играть на boardgamearena

    • scafandr says:

      Кубики — это всегда рандом, как ни крути=)
      А кристаллики для чего? Их тоже неудобно собирать, ведь в каждой игре очков довольно много получают. Это если прикинуть на каждого игрока, то как минимум 500 кристалликов надо брать=)
      Про БГА писал в обзоре, там чаще всего и играю

  5. Сезоны я себе тоже купил. Сначала очень нравилась, но чем больше партий с опытными игроками тем скучнее. Не возможно повлиять если кто-то вошел в комбу. А с новичками и того печальнее. Они не понимают как их так обыграли разгромно.

    • scafandr says:

      Доп не покупал7 Я вот как-то загорелся и его взять.
      Действительно, с теми, кто по опыту круче, играть становится невыносимо. Меня раздражает, когда начинается картчоная чехарда, в ходе которой за один ход противник берет 50 ПО, лишает тебя карточки и энергии, а ты можешь только выложить карту, которая тебе тупо даст в конце игры 10 очков. И вроде драфтили карты вместе, но ему пришла какая-нибудь клевая карта, вот он и использовал ее по полной. Ждать не люблю, когда долго ходят… При этом понимаю, что от этого никуда не деться — игра такая=)

      • Gort says:

        Попробуйте первичный драфт заменить открытым силедом, выложив сразу все карты в 1 экземпляре, и выбирая по очереди по 1 в открытую. Этакая комба на комбу)

  6. Уведомление: Мой топ настольных игр для двоих | Frogged Dice - блог о настольных играх

Ответить на scafandr Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.