Карточный космос – обзор настольной игры Race for the Galaxy

Какую вы посоветуете мне настолку до 25 уе? Чтобы она была очень интересной, чтобы стратегий много разных было, чтобы 1 на 1 можно было сыграть, втроем и даже вчетвером, чтобы еще она карточная была и не декбилдинг? Вот и я задумался год назад, когда мне предложили вскочить в последний состав заказа – выбери мелкую игру, чтобы не тяжелая была, а то пересылка увеличится. Мне захотелось взять что-нибудь новое, неожиданное для себя, чего не было в вишлисте. И тут я почему-то вспомнил о RaceForTheGalaxy (RftG). Купив эту игру, я рисковал быть обманутым. Ни один обзор этой настольной игры не мог меня полностью убедить в том, что игра достойна внимания. Хороша ли эта игра? Можно ли сгенерировать космос на картах? Многими ли способами можно победить? Сегодня постараюсь ответить на все эти вопросы в этом обзоре.

 

Одна из самых противоречивых игр

Решиться самостоятельно на покупку игры – дело непростое. Где-то в 2010 или 2011 году я хотел достать локализацию игры на русском языке, но оказалось, что это уже сделать невозможно, и новый тираж в ближайшем будущем не предвидится, потому что игра себя зарекомендовала как «плохопродающаяся игра про космос».

Давайте тогда обратимся к обзорщикам, особенно к тем, которые хвалят игру, что они говорят:

— уйма стратегий;

— всего 100+ карт и получите огромную реиграбельность;

— все интуитивно понятно по символам;

— игра про космос!!!

— играется полчаса максимум;

А теперь что вижу я:

— местами стремный арт (особенно где люди и инопланетяне нарисованы);

— огромное количество символов, которые с одной стороны похожи друг на друга, с другой все-таки есть небольшие отличия и всех их нужно изучить;

— как 100+ карт могут дать много реиграбельности?

— игра ведь длится полчаса всего, уж не филлер ли это, который быстро надоест?

Но все-таки больше всего смущали символы. Ромбики, кружочки, серые, желтые, синие, то с +1, то с -1, то с долларом, то с рукой… Внешний вид игры довольно аскетичный, неудивительно, что он отталкивает многих настольщиков, не знакомых с игрой. Смотришь на карты и думаешь – наверное, здесь правит балом строгая математика, никакой атмосферы, сухой расчет, для этого и нужны эти грустные символы.

В связи с чем я хочу попытаться заинтересовать игрой тех, кто все еще думает, стоит ли трать свое драгоценное время на эту настолку. Я отыграл в нее уже около 300 партий и теперь совсем по-другому смотрю на игру. Попробую изменить и ваше отношение в хорошую сторону.

О коробке…

… много говорить нечего. Она явно большего размера, чем ее содержимое (скорее всего рассчитано это на дополнения). RftG состоит из 150 карт, 4 памяток для игроков, 28 жетонов и книги правил.

О чем галактика-то?

Игроки в игре строят свою галактическую цивилизацию с помощью карт. Карт, оказывается, всего 2 типа – миры и улучшения. Если сверху слева стоит кружок – мир, если ромбик – улучшение. Рядом с кружком или ромбиком в шестиугольнике стоит число – это победные очки, которые приносит планета. Слева в столбик на всех картах стоят римские цифры от 1 до 5, плюс между тройкой и четверкой стоит знак доллара — $. Это все фазы хода. Напротив некоторых фаз на картах нарисованы символы. Это значит, что в эту фазу мы можете использовать некое действие. Если символ сильно сложный, то справа будет текстовая вставка, которая объяснит, что конкретно символ значит.

Игра начинается с того, что все игроки получают рандомно стартовый мир, с которого они будут начинать развивать свои цивилизации. Создается банк жетонов-победных очков (из расчета на одного игрока 12 ПО). И еще каждый игрок получает набор из 7 карт действий. Они, карты, у всех игроков одинаковые, только отличаются цветом.

Игра заканчивается, когда кто-то из игроков выложит перед собой 12-ую карту (включая одну стартовую) либо опустеет банк жетонов, они же победные очки. Побеждает тот, кто наберет больше ПО.

Мне очень нравится, как разыгрывается ход. Это не просто набор циклических совершенно одинаковых действий, а каждый ход игроки сами решают, какое из 7 действий они хотят выполнить. Действия игроки выбирают исходя из возможности своей цивилизации и карт на руках. Думаю, имеет смысл остановиться на том, какие же возможные действия есть в RtfG.

1. Поиск.

Это действие позволяет взять 2 карты и одну из них оставить себе, вторая уходит в сброс. А вот бонусы… Ах да! Бонусы! Для объяснения нужно потратить целый новый абзац.

Когда вы выбираете действие и приходит очередь его разыгрывать, то каждый игрок должен воспользоваться этим действием. Чтобы не было обидно тому, кто выбрал действие (раз уж все это действие выполняет), он пользуется бонусом карты. Так, все выполняют обычное действие, а вы еще и пользуетесь бонусом карты.

Карт поиска две штуки, отличаются они бонусами. Одна карта позволяет набрать на одну больше карту и на одну больше оставить (т.е. 3 взять, 2 оставить), вторая карта позволяет взять на 5 больше (7 взять, 1 оставить себе).

2. Улучшение.

Только с этим действием можно разыграть из руки карту с ромбиком, т.е. улучшение. За карту нужно заплатить – сбросить столько карт, сколько указано в самом ромбике (там стоит число). Бонус карты – за улучшение сбросить карт можно на одну меньше.

3. Освоение.

Действие позволяет выложить на стол карту мира (которая с кружочком). За эту карту тоже нужно сбросить карты с руки, равных числу в кружке. Бонус – за построенный мир можно взять одну карту с колоды в руку.

На мирах хочу немного остановиться и рассказать больше, ибо они самые вкусные в игре. Есть производственные миры и обычные. Производственные миры окрашены в синий, коричневый, зеленый или желтый цвет – они производят товары, которые принесут нам пользу в четвертую фазу. Обычные миры окрашены в серый цвет, кроме своих абилок ничем не примечательны.

Есть еще воинственные миры (обод в круге красного цвета). Их нужно завоевывать, сброс карт с руки тут не поможет. Некоторые миры и улучшения дают бонус к вашей военной силе. Они постоянные и не тратятся. Если нужно завоевать мир, то вы просто сравниваете цифру в круге мира и свою мощь. Если ваша сила больше либо равна цифре на мире, то вы его завоевываете. Все просто.

4. Потребление.

Как и в поиске, у потребления есть 2 на выбор карты с разными бонусами. Одна карта позволяет сбросить один товар с мира и получить количество карт, эквивалентно стоимости товара (синие 2, коричневые 3, зеленые 4, желтые 5). Вторая карта потребления удваивает ваши победные очки, полученные в эту фазу. Многие улучшения и миры в четвертую фазу позволяют продать один товар либо за 1 ПО, либо за карту, либо за комбинацию из ПО и карт.

5. Производство.

На каждый производственный мир кладется по карте, взятые втемную с верха колоды — это товар, которым можно воспользоваться в следующий ход, если вы выберете потребление.

Вот и все премудрости.

Ход выглядит примерно так:

1. Все игроки выбирают карту действия.

2. Одновременно все вскрывают карты, и игроки смотрят, какие в этот ход разыгрываются фазы.

3. Каждая фаза играется одновременно всеми игроками, с учетом того, что тот, кто сыграл действие, еще имеет с него бонус.

4. После розыгрыша всех действий смотрим, выполнены ли условия конца игры.

5. Если выполнены, то считаем победные очки и выявляем победителя.

6. Если не выполнены, то игроки забирают карты действий обратно и выбирают новые действия на следующий ход.

Я очень надеюсь, что вам теперь понятна суть игры и вам уже интересно попробовать в нее сыграть. А я попытаюсь захвалить игру в следующей части обзора.

Любовь с первого победного очка

Как уже писал, я очень боялся этих странных символов на картах. Через пару игр я был уверен в том, что автор игры, Том Леманн, очень правильно подобрал символы и запутаться в них довольно сложно – все просто и понятно. Там, где не очень понятно, в правой части карты есть текст, поясняющий символы. А еще есть для каждого игрока листы с перечнем всех возможных символов и описанием каждого из них.

У меня был такой опыт с игрой, что те карты, символы которых я не понимал, а лезть за объяснением было лень, то я сбрасывал эту карту. А потом узнавал действие этой карты и думал – какой же я дурак, это же одна из лучших карт в игре! Т.е. RftG раскрывалась мне постепенно.

То же самое можно сказать и о стратегиях. Чем больше играешь, тем больше понимаешь игру. Не сразу понял, как играть, если выбрать воинственный путь (нужно использовать поиск только 7/1, брать только воинственные миры, искать улучшение, дающее в конце игры победные очки, равные военной силе твоей цивилизации). Сразу об этом никак не догадаешься. Только если играть с опытным игроком и учиться у него премудростям игры. Но самому придумывать стратегии гораздо интереснее.

Вся стратегия зависит от того, что у вас на руках и что вы уже успели выложить на стол. Можно в начале игры надеяться на военную мощь, потом перейти на производство и продажу товаров, а закончить вообще рашем по улучшениям, т.к. попался очень вкусный бонус, дающий в конце игры очки за карты улучшений. Мне это в игре очень нравится – стратегия может меняться в игре буквально каждый ход.

RftG – одна из лучших карточных игр, в которые я играл. По ощущениям напоминает ККИ (не имею в виду коллекционный аспект термина), только с той поправкой, что колода одна на всех. Ты четко знаешь, какие карты есть в колоде, но когда набираешь карты, не имеешь понятия, что придет в руку. Точно также и в ККИ – набор карт корректирует стратегию (пришли неожиданно одни крупные карты, или мелкие, или не нужные). К тому же ты не только планируешь свой ход, исходя из карт на руке, но еще и прикидываешь, какие действия могут разыграть соперники. Например, если у соперника много товаров на мирах, значит, скорее всего, он выберет действие потребления. Если мало карт на руке – значит, он выберет фазу 1, т.е. поиск.

Умная, тонкая и глубокая игра. Я сначала не верил, что игра может быть НАСТОЛЬКО реиграбельной. Обычно карточная игра без вливаний новых карт из допов в лучшем случае выдерживает 100 партий. Но я уже сыграл более 200, и по-прежнему не чувствую пресыщения. Все время кажется, что перебрал не все возможные тактики.

Что касается тематики. Некоторые утверждают, что игра абстрактна, другие наоборот твердят, что они четко представляют себе свою цивилизацию и миры. Я все-таки больше склоняюсь к первым. Прежде всего, RftG для меня – это символы. Я не запоминаю названия карт, и арт тоже как-то не сильно запоминается. Безусловно, я понимаю, что моя вселенная растет, я строю миры и внедряю улучшения, но цифры и символы играют в игре значительно бОльшую роль. Атмосферы в игре я не нахожу, к сожалению.

По большей части RftG – это песочница, где каждый сам себе что-то делает. Иногда даже лень смотреть, кто что строит, потому что увлечен своими картами. Для меня отсутствие взаимодействия не является минусом. В игре каждый строит свою цивилизацию – кто-то торопится выложить 12 карт, кто-то набрать больше жетонов с ПО, кому-то хватает 4-х миров, с которых он каждый ход имеет много бонусов за счет продажи товаров. Зачем кому-то мешать? Каждый игрок пытается доказать, что его метод развития цивилизации самый лучший. Это игра-гонка по правилам, где никто никого не трогает. В отсутствии взаимодействия есть свой минус – забываешь следить за другими игроками. Каждый тихонько сам себе что-то делает, но кто проверит правильность выполнения действия, кроме себя самого? Особенно если играешь с новичками – следить надо. Но кое-как напакостить соперникам все-таки можно. Например, игрок строит мир, который сразу автоматически получает товар. В следующий ход он хочет продать этот товар за карты, но в текущий ход вы выбрали продажу товара, и тот игрок вынужден будет продать свой товар за 1 ПО вместо того, чтобы получить 5 карт на руку позже. А так да, каждый играет сам по себе.

Новички и старички. Тут уж ничего не поделаешь – скиллы все-таки решают, имхо. На эту тему есть опять-таки 2 мнения – одни говорят, игра настолько рандомна, что легко может победить новичок, а их оппоненты утверждают, что умение решает. Истина где-то посередине, но все-таки больше склоняется в сторону умения. Опытный игрок увидит комбинацию сразу же. Он четко будет знать, что вот эти 3 карты принесут ему много пользы. Новичок же об этом может только догадываться. Конечно, это же карточная игра, а всем карточным играм присущ рандом. Пришли совсем не те карты – такое бывает. Допустим, у тебя выбрана стратегия на военное преимущество, а воинственные миры вообще никак не приходят. Либо наоборот вся рука состоит из таких красных миров, а твоя военная сила равна -1. Если новичку грамотно и нормально объяснить правила игры, то разгромного счета точно не будет, но победит все-таки, скорее всего, опытный игрок.

Оформление игры. Очень напоминает RftG мне Доминион. Есть картинки красивые, есть не очень, есть совсем не очень. Но главный упор сделан на символы. Правила оформлены ну очень аскетично. Такое же было ощущение, когда увидел правила Доминиона. Я не зря сравниваю RftG с игрой Ваккарино – издатель у них один и тот же – Rio GrandeGames. Но все-таки арт довольно неплохой в игре.

Огромным плюсом игры является одновременность выполнения действий. Не нужно ждать пока походит один игрок, потом второй, потом третий, потом вы. Все выполняют действия одновременно, даже телефон некогда достать, чтобы проверить почту или ответить другу в соцсети=)

Игра занимает мало места. Карты и жетоны можно вынуть из коробки и пометить в любую другую коробку поменьше, и игра превращается в очень удобный и транспортабельный предмет.

Играть в RftG можно от 2 до 4 игроков (если брать в расчет базовый вариант игры). Но я все же предпочитаю дуэль. Дело в том, что если играть с тремя-четырьмя игроками, то каждый ход игроки выбирают по 1 действию. Когда играешь вдвоем, то каждый выбирает 2 действия. Так ты можешь и выполнить поиск и построить мир; и выложить улучшение и продать товар и т.д. С учетом выбора тех же двух действий соперника, за ход можно сделать много всего полезного. Также никто не запрещает выполнить одно действие дважды. Дуэль проходит быстрее, и мне это нравится больше.

Начинать играть в RftG сейчас очень выгодно, т.к. если игра понравится, то вы сможете купить любое из 4-х дополнений, которые обязательно разнообразят игру и добавят 5-го, а то и 6-го игрока. Новые карты, новые способности, новые символы. Правда, говорят, что не все дополнения одинаково хорошо штырят, но если вы влюбитесь в игру, то вряд ли у вас появятся сомнения, брать или не брать доп. Дело в том, что даже одной базой можно играть практически бесконечно. Если вам базы будет хватать выше крыши, ничего страшного не будет, если вы не купите дополнение (но первое дополнение The Gathering Storm очень хвалят и рекомендуют). Первое дополнение я брал вместе с базой, но так до сих пор и не играл с ним, но меня очень радует тот факт, что я легко могу еще больше разнообразить игру в любой момент, когда захочу.

Если вдруг кто-то сейчас сидит и сомневается в моей лапше, которую я настойчиво вешаю вам на уши (в хорошем смысле этого слова=)), того приглашаю посетить www.boardgamearena.com. На этом замечательном сайте можно поиграть совершенно бесплатно в базовую версию RftG. Не обязательно сразу бежать покупать игру – попробуйте ее на вкус в электронном виде. Но настойчиво рекомендую сыграть хотя бы партий 5, чтобы вынести свой вердикт игре. Пока мои друзья еще не совсем поняли, в чем крутизна игры, я вовсю режусь на Арене и наиграл там более 200 партий.

Дамы и господа, буду закругляться, и так уже написал много хвалебного в адрес игры. Совершенно неожиданно RacefortheGalaxy стала одной из моих самых любимых игр. Рекомендую всем в нее попробовать сыграть, мне от нее не болит голова, она приятная, умная, маленькая и очень-очень удаленькая. Палец вверх и 9/10.

Реклама

33 Responses to Карточный космос – обзор настольной игры Race for the Galaxy

  1. RAVE says:

    играл раз 5, все еще не разделяю общего восторга этой игрой. Все еще непонятные символы, вникать в которые не очень хочется.
    Лучше в доминион/асеншн поиграю.

    • scafandr says:

      А я наборот в RftG лучше. Если вникнешь в символы (они несложные на самом деле), может просечешь фишку и почувствуешь, что игра крутая.
      А с другой стороны, может это совсем не твоя игра. Такое тоже часто бывает

      • Vladimir says:

        Вник в символы, не помогло. В игре две основные стратегии (военная, потребление/производство), не интересно же ;(

        • JPall says:

          Не совсем верно. Наиграл полторы тысячи партий на bga полгода назад. Опытные игроки часто побеждают и другими способами. Например, выкладывая улучшения-шестерки. Раз 50 сам так делал. Еще способ — максимально быстро отстроить (колонизацией и улучшениями) предел карт. Это как раз один из способов борьбы с производством/продажей. Есть еще редкая специфическая стратегия на зеленых картах играющаяся. Деталей не помню. Еще есть дополнительная стратегия через обеспечение потока карт на руку. Она делается не набором карт(действие 1), а через бонус к производству на мирах трех разных цветов. Ну и такой банальный вид как желтая стратегия — дорогие желтые миры выстраивать за пару карт. В целом припоминаю, что из моих примерно 850 выигранных партий, примерно 350 выиграл производством/продажей. Военной всего штук 60-70 (редко ее играл, ибо очень сильно зависишь от соперника, не есть хорошо). Остальное другими вариантами. Эти другие как раз и дают решающее преимущество опытного над поигравшим немного (20-200 раз)

          • Vladimir says:

            Я верю, что игра раскрывается, но вот направления, от которых приходиться плясать, совсем не понравились. Плюс в данном случае уровень абстрактности для меня слишком высок. Вкусовщина всё, конечно.

            • JPall says:

              Тут важный момент, который не был никем озвучен, не учитывается. Партия в галактику длится 10 минут. В новую эру за это время все только первый ход делают. Атмосфера здесь, прежде всего, в слове «race». В более адреналиновую игру я, честно признаюсь, не играл. И хотя она не моя любимая, но вот это сочетание экстремальной краткости, необходимости принимать много значимых решений и атмосферы гонки заставило сыграть до фига партий. В Доминион меня хватило раз на 70, Ascension — раз 200. А в Галактику — во много раз больше.

        • scafandr says:

          Полностью согласен с JPall, поэтому одно и то же переписывать не буду. Военная стратегия и потребление/производство — это механизм игры. Тоже самое можно сказать, что в УА вообще одна стратегия — мочить монстров.
          Победить можно всякими путями, но, безусловно, через постройку новых миров и улучшений. Другого в игре не предусмотрено

          • Vladimir says:

            В УА мочить монстров хоть весело ! :Р И «фу» за не знание, там две стратегии — ещё врата закрывать!

            • scafandr says:

              Закрывай не закрывай, все равно в большинстве случаев встретишься с главным=) Игра с прелюдией на диких 3-4 часа и кульминацией на 10 минут=)

          • Vladimir says:

            Кстати, я не говорю, что игра плохая (это было бы глупо, при наличии стольких поклонников). Мы иногда с Катей в базу играем. Просто… Новая Эра лучше, логичней, вариативней и атмосферней :))

    • Vladimir says:

      +1, только я в Новую Эру выбираю 🙂

      • Suflihim says:

        +1 к +1 и Новой Эре 🙂

      • scafandr says:

        Не, Эра — это сплошной хаос=)

        • volt says:

          Напрашивается статья «RftG vs NewEra» 🙂

          • Suflihim says:

            Олег(Volt), мне кажется у Вас есть все шансы написать эту статью 🙂 Я с удовольствием почитаю!
            На счет Новой Эры, мне удалось(!!!!!) за 6-ть подходов таки уговорить супругу дослушать до конца правила и сыграть партию. 🙂 В первой же полноценной партии, она громит меня, с отрывом в 10 очков. При этом,на предпоследнем ходу у нее вырывается фраза: «О! Какая все-таки логичная игра, оказывается!».
            🙂
            Эра(именно эра, а не 51 штат) хороша взаимодействием с другими игроками, ну и, лично мне, сеттинг больше нравится, чем в RftG. А вообще, конечно, как с любимыми играми: на вкус и цвет — для всех фломастеры разные. Хорошо, что есть и то и то.

            • volt says:

              Так я не писатель, я читатель 🙂
              Да, обучать Новой Эре занятие не из приятных. Множество символов на картах сразу отпугивают новичков. И время партии, при максимальном количестве игроков, зашкаливает.
              Обе игры замечательные. RftG — это гоночный болид, который нужно настроить должным образом, чтобы первым прийти к финишу. New Era — это тяжелогруженный поезд, который неспешно разгоняется.

              • Suflihim says:

                (прошу прощения у автора блога, что как-то плавно переключились на New Era)
                Кстати, про кол-во игроков.
                Я пока пробовал Эру как дуэль. И она хороша в этой роли. Мне трудно представить партию на 3-4-ре игрока. Тут уж точно хаос на столе и в головах будет. Может я не прав, и она на столько же хороша для «толпы»?

                • Аноним says:

                  New Era хороша при любом количестве игроков. Чем больше игроков, тем больше взаимодействия, но и время партии увеличивается. Т.е. с одной стороны интереснее играть — больше вариантов для сотрудничества, атаки. С другой же стороны — игроки начинают больше времени тратить на обдумывание хода.

                • Vladimir says:

                  На мой взгляд, лучше всего играть вторём. Третий игрок — это ещё куча вариантов для кооперации/нападения. Четвёртый — уже долго.

                  • Suflihim says:

                    🙂
                    Владимир, спасибо за рекомендацию. Надо как-то набраться терпения на «ввод еще одного игрока в Новую Эру» 🙂 Терпение на объяснение правил и убеждение, что все не так страшно, как кажется.

          • scafandr says:

            Чувствую, дойдет до драки и обид до конца жизни=) За такое сташно браться

            • volt says:

              Бить не будут, т.к. это игры в которые не играют ярые Варгеймеры, а Еврогеймеры люди мирные 🙂

  2. AndrewC says:

    Неожиданный обзор, спасибо 🙂
    По поводу взаимодействия я вижу существенные различия в игре на компе и в живую. Первый вариант и правда склоняет к копанию в своём огороде и изредкому поглядыванию на оппонентов, игра идёт от себя. Во втором же случае идёт очень напряжённая борьба с попытками предугадать и использовать действия соперников и при этом постараться не помочь им своим выбором. Так что тут я постоянно мониторю ситуацию у других и стараюсь играть не только от своего, но и от их расклада.

    • scafandr says:

      Я и на БГА посматриваю, кто что делает. Очень важно предугадать, какие действия выберет соперник.
      А вот вживую чаще всего приходится играть с новичками, поэтому на них особо нечего смотреть, играют как хотят=)

      • AndrewC says:

        Я на БГА почти не играл. Там тоже конечно надо смотреть на других, но реальная игра как-то более располагает к этому.
        А мы на работе постоянным составом играем, повезло 🙂

  3. Почти ко дню космонавтики 🙂
    Да, игра замечательная, с обзором почти во всем согласен. Правда важный нюанс — взаимодействие в RtfG есть, хотя и завуалированное — очень и очень желательно смотреть что у соперника и что он собирается делать — это позволит эффективно использовать выбираемые им фазы (портить ему жизнь тоже иногда можно, но все же это, как верно подмечено в статье, большая редкость).

    • scafandr says:

      Так случайно получилось, я не люблю делать что-то специальное к праздничным дням=) Космос в любое время хорош, так что ты не забивай на эту чудесную тему, Космнавты были хороши, хотим еще.
      Согласен с тобой по поводу завуалированности, но напрямую к другому игроку никак не влезть, как ни крути.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: