Кому мстит ниндзя – обзор настольной игры Ninjato

Здравствуйте, меня зовут Саша, я интересуюсь Японией и настольными играми. Поэтому иногда гоняюсь за настолками, которые связаны как-то со страной Восходящего Солнца. Чаще всего культуру любой страны подают в виде навязанных обществом образов. Типа русские должны быть в шапке-ушанке, с балалайкой и медведем. Украинцы – с оселедцем, в шароварах и с салом, белорусы – с картошкой, все усатые и с голубыми глазами. Поэтому Япония в настольных играх чаще всего отображается в суши, сакурой, кимоно, ниндзя и самураях. А еще зачастую все это дело подается в юмористичном виде, как в игре Токайдо. Но иногда хочется реалистичности и исторической достоверности. Вот поэтому заказал себе Sekigahara и хочу взять AMostDangerousTime.

Но сегодня речь пойдет о другой игре, которая повествует о буднях ниндзя. Называется она Ninjato. Одеваем синоби-седзоку (традиционная форма ниндзя) и вперед изучать игру.

Ниндзято

Вообще, ниндзято – это короткий меч, которым пользовались ниндзя. Короткий он потому, что ниндзя часто приходилось вступать в схватку в узких коридорах, а там размахнуться катаной негде. Чпок – и побежал дальше, оставив за собой труп самурая или его хозяина.

Про замут в игре написано так – мол, жили-были 2 клана (Тайра и Минамото), которые решили потеснить с престола Го-Сиракаву с его кланом. В тени этих кланов орудуют ниндзя, сея хаос и панику в рядах всех трех кланов. Исторически все верно, это было в 12 веке, победили кстати Минамото=) Все, можете это все забыть, т.к. игра наша не варгейм, и история ей постольку-поскольку.

Вы, как это не трудно догадаться, ниндзя, который работает то на один, то на другой клан, а то и на третий. Самое главное для ниндзя, чтобы платили хорошо за работу. Вам придется пробираться в клановые дома, воруя там сокровища, и бороться со стражей, которая охраняет покой своих хозяев в додзе (так называются клановые дома). Получение победных очков приводит к победе, а получать ПО можно за честь, получаемую за службу у любого из кланов.

Ниндзя-плейсмент

Ninjato(N) – это игра на расстановку рабочих, только вместо рабочих у нас ниндзя. В качестве ниндзя-миплов используются сюрикены, которые сразу привлекают внимание игроков, которые впервые садятся играть в N. У каждого игрока будет ровно 3 сюрикена – ни больше, ни меньше.

Если кто совсем-пресовсем ничего не слышал про workerplacement, то это такие игры, где есть большая карта, на ней нанесено много мест, куда можно ставить миплов и за это получать разные бонусы. Но, как правило, в одном месте может находиться только один мипл. Поэтому если кто-то занял заветное место, придется искать другое и придумывать новую тактику.

Как правило, самое главное в таких играх – это карта, ведь именно по ней придется бродить на протяжении всей игры. Карта в N нарисована отлично! На ней  изображен тихое вечерное японское поселение с пустынными улицами.

В самом верху карты есть счетчик очков и трек раундов (всего 7 раундов).

Основную часть карты занимают дома кланов. В каждом доме есть карта стражника, 3 жетона сокровища и жетон клана.

Снизу расположилось додзе, в котором есть карточки (они так и называются — карты додзе). Это карточки с цифрами от 1 до 5 (включая особенные карты-модификаторы с +/- 1). С помощью этих карт ниндзя будут сражаться со стражей или прятаться от нее.

Правее находится домик сенсея, который может вас обучить секретным боевым приемам, позволяющие эффективно укладывать на лопатки стражу.

Слева лежат в ряд карты слухов. Не знаю, почему они называются слухами, но за эти карты в конце игры можно дополнительно заработать очки чести.

Справа карты расположены карточки доверенных лиц кланов (посланники всякие). Если втереться к ним в доверие, то можно заработать дополнительные очки чести.

Когда я рассказываю другим людям об игре с механикой воркерплейсмента, в голову лезет такое рекламно-задорное описание: «Внимание-внимание, только сегодня, вас ждут такие аттракционы, как собирание камня и кирпича, рубка дерева, вспашка поля, добыча еды, размножение, улучшение технологий и многое другое! Всего один раз за ход, спешите, пока не поздно!». Т.е. самое главное в таких играх – это какие именно действия ты можешь предпринимать в игре. Об этом и поговорим.

В N все построено на сокровищах, а сокровища надо добывать в домах. Вот мы и ставим сюрикен возле любого из пяти домов. У нас есть выбор – громко завалиться в дом, обнажив катану, или попробовать пробраться тихонько и незаметно. На выбор нам дается 2 режима – сила и стелс. На этом построена так называемая боевка игры. Любой стражник имеет цифру на карте. Если мы выбрали прохождение по силе, то чтобы победить стражника, нужно сбросить с руки карту с цифрой большей, чем цифра стражника. Замечу, что на руке при этом обычно есть 5 карт. Если выбрали стелс, т.е. скрытый режим, то сброшенная карта должна быть с цифрой меньшей, чем цифра стражника. В каждом доме есть 3 сокровища. Пройдя неважно в каком режиме одного стражника, вы можете взять самое дешевое из трех сокровищ. А дальше вам предлагается испытать удачу (pushyourluck). Идти дальше или не идти. Можно остановиться, забрать награбленное сокровище и спокойно завершить действие. Но ниндзя не может быть тряпкой по своей природе, поэтому он чаще всего принимает решение идти дальше (если он уверен в картах, которые держит в руке). Из колоды достается верхняя карта стражника, переворачивается и – БАЦ! – нам нужно победить новую цифру.

Режим менять нельзя. Если выбрали силу, значит и дальше придется надеяться на крупные карты в руке. Если побежден и второй стражник, то останется последний, третий, после победы над которым можно забрать все сокровище в доме и получить возможность сменить жетон клана на другой жетон другого клана. Жетоны различаются очками чести – от 2 до 8.

Иногда стражник в доме может поднять панику. Тогда следующий раз придет элитный стражник из другой колоды, которого будет гораздо сложнее победить.

Если карт в руке катастрофически не хватает, можно положить сюрикен на додзе и пополнить руку новыми цифрокартами.

Сенсей обучает различными стилями боевых искусств, которые представлены в игре картонками. Они могут дать любой карте + или — 2,  заменить цифру карты на 0, а то и вовсе на 6, резко сменить стелс на силу или наоборот и многое другое. Приемчики эти довольно полезные, так что жалеть сюрикен на них не нужно.

Итак, вот мы накопили горку сокровищ и не знаем, куда их девать. Могу дать хороший совет – подкупить посланника. Каждый клановый посланник просит за подкуп некоторое количество сокровищ. Приятно то, что после сброса нужных сокровищ игрок получает ПО по их стоимости.

Для чего они, посланники, вообще нужны? В конце 3, 5 и последнего 7 раунда происходит фаза начисления очков. За каждый клан первый и второй игроки получают бонусы. Каждый посланник клана приносит игроку 1 влияние на этот клан. У кого больше влияния в клане, тот выбирает – либо взять победные очки, равные очкам чести клана, представленные в тех пяти домах на основной карте, либо взять одну карту слуха. Второй игрок забирает то, что не выбрал первый. Остальные игроки ничего не получают. В случае ничьи первым считается тот, у кого есть самый старый посланник клана (возраст указан на карте).

Те же самые карты слухов можно купить отдельно, использовав сюрикен и заплатив за них сокровища. Они приносят победные очки в конце игры за сеты из карт определенного типа.

Карты, сокровища, 2 сюрикена

Об этой игре довольно мало пишут, особенно в русскоязычной блогосфере. И заинтересовался настолкой я только видеообзора terjul (за что ей большое спасибо). И тут как раз подвернулось на барахолке предложение приобрести игру, чем я незамедлительно и воспользовался. Бывают же такие чудесные совпадения!

Мне очень понравилась коробка и ее содержимое. Оно полностью соответствует цене, а некоторые особо буржуйские конторы могли бы за такую коробень  добавить еще 5-10 уе. Так что Z-Men не жмоты.

Сюрикены большие и деревянные, для жетонов есть отдельный большой и приятный на ощупь черный мешочек. Также есть удобный органайзер (йухууу, хлопаем в ладоши).

Для себя отметил один жирный плюс – художник не стал превращать мрачную тематику средневековой Японии в юмор и сатиру, поэтому никаких пьяных самураев и веселеньких гейш под сакурой на иллюстрациях мы не увидим. Художник нарисовал великолепные картины, которые приятно рассмотреть перед тем, как приступить к игре. Количество иероглифов не зашкаливает (как это обычно бывает), но они есть, моны (символы) трех кланов именно такие, какие они и были в историческом прошлом. С визуальной стороны игра от меня получает 10 баллов.

Игра языконезависимая, но немного полазить по правилам, чтобы посмотреть, как правильно играются навыки сенсея и как правильно платить за слухи и посланников, все-таки придется. Также отмечу, что правила написано не идеально. Я принес игру в клуб без предварительного изучения. Казалось бы, я после обзора terjul уже немного владел информацией, но некоторые абзацы пришлось перечитывать несколько раз, чтобы точно понять конкретный элемент игры. Довольно просто неправильно понять и играть не по правилам. Не чтобы это критично, но все-таки хочется играть правильно, правда? Поэтому играть вы начали только через 1,5 часа.

В каждой настольной игре я сразу ищу элемент рандома, который делает игру интересной, а каждую другую партию неповторимой. Или это рандомный приход карт в руку, или это бросок кубика, или это колода событий, меняющая условия игры и т.д. В N за рандом отвечает вторжение в клановые дома со стражниками и картами на руках. Это самый вкусный и интересный элемент в игре, поэтому домов у нас аж целых 5 штук. Когда кладешь сюрикен на любое другое место, то эмоций практически не проявляешь. А вот когда кладешь на дом, то глаза сразу загораются. Потираешь руки и говоришь – ну-ка, откройте мне первого стражника, сейчас мы будем убивать. Просчитать заранее успешную атаку на дом невозможно, ибо даже если вы знаете, какие у вас карты на руках, то с каким числом придет стражник – никому не известно. Вот для этого и нужны навыки сенсея, с помощью которых можно справиться с самыми неожиданными самураями, в том числе и элитными.

Я люблю игры, где несколько раз между раундами происходят какие-то события, мини-турниры, когда игроки за достижения на этом этапе получают некоторое количество победных очков. Если бы таких фаз не было, то 7 раундов делать одно и то же, возможно, было бы немного скучно. А так ведь приходится готовиться и к 3 раунду, и к 5, и к 7 – есть драйв, есть к чему стремиться. Например, в третьем раунде у вас больше посланников Тайры, за что вы получили много ПО. А к пятому раунду вы обнаруживаете, что из домов клана Тайры остался только один, и он приносит всего лишь 2 очка. Поэтому логично вступить в борьбу за другие дома. Тем более, что каждый раунд появляются  новые посланники, и у вас может поменяться приоритет.

А вот за карты слухов N можно хорошенько пожурить. Дело в том, что ими редко кто пользуется. Все же лучше потратить сокровища на посланника, чем на карту слухов, потому что получить очки за честь кланов выгоднее, чем пытаться собрать сеты из карт. Да, часть карт слухов достается бесплатно вторым игрокам в конце 3, 5 и 7 раундов, но редко кто после их получения тратит сюрикены на покупку других карт слухов. И в этом есть логика.

Фактор удачи все-таки в игре огромный, и это может расстраивать некоторых игроков. Давайте вспомним StoneAge — пошли мы за золотыми слитками и вам выпадает 1 и 1, а сопернику в следующем раунде на этом же месте выпадает 6 и 6. У вас 0 слитков, у соперника 2, хотя у обоих игроков шансы были одинаковые. Так и в Nодин игрок может без проблем разграбить дом, забрать все сокровища и поменять жетон клана на нужный жетон. А другой игрок запорется на втором же стражнике и уйдет восвояси с одним сокровищем. Обидно? Конечно, но следующий раз может повезти вам, а соперник останется с носом.

Партия проходит довольно быстро – за час можно легко можно уложиться.

Насчет реиграбельности боюсь давать конкретные оценки. N относится к тому типу игр, в которые легко можно переиграть. Я стараюсь часто в N не играть, поэтому мне игра не успела опостылеть, к счастью. Но если играть в нее каждую неделю по несколько раз, то, уж мне то точно, игра может наскучить. В игре не так много стратегий – по сути всего 5 возможных мест, куда можно кинуть сюрикен (если все дома объединить в одно место). Мне кажется, что в N хочется скорее поиграть для расслабления под чаек, чем хорошенько загрузить мозг.

Сыграв несколько партий в N, я понял, что данная настолка для меня довольно лайтовая. Примерно одного поля ягоды с StoneAge. Дело в том, что именно после того, как я познакомился и полюбил StoneAge, я заинтересовался workerplacement’ом (до этого Агрикола, кстати, совсем-совсем не пошла). Если поставить на чашу весов SA и N, то никто не перевесит, по моему мнению. А если говорить о фишках, то в SA есть постройки и улучшения, а в N японская тематика и вторжения в дома. К примеру, DungeonPetz для меня более тяжеловесная игра, где больше мест для расстановки, она жестче и, возможно, веселее. Но после нее трещит башка от напряжения, а вот от N нет! В этом и ее прелесть.

Подводим черту

Мне игра понравилась сразу после первой партии. В ней не исковеркана тематика Японии, есть уникальная механика атаки на дома и умеренный рандом, на который я не обращаю внимания.

Если кто-то хочет познакомиться с игрой с механикой расстановки рабочих, а под рукой Каменного Века нету, то Ninjato– вариант отличный. Для таких упоротых настольщиков, как я (или даже хуже), игра скорее всего покажется простоватой, потому что стратегии здесь особо негде развернуться – делай набеги на дома, подкупай посланников и не забывай пополнять руку картами. Но я искренне полюбил настолку за ее сеттинг и за то, что я могу за ней отдохнуть.

Да и взаимодействие между игроками тоже имеется. Каждый игрок видит посланников других игроков, соответственно, каждый раунд он пытается убрать жетон их кланов из домов, и поместить жетоны других кланов, выгодных ему. Но как-то напрямую на других игроков воздействовать нельзя, к сожалению.

Игра не шедевр настольного игростроя, не сможет заставить вас ликовать в каждой партии, но если вас завораживает арт, если нравится расставлять рабочих по карте, если приелся Stone Age и хочется чего-то другого похожего – я смело рекомендую Ninjato.

Реклама

4 Responses to Кому мстит ниндзя – обзор настольной игры Ninjato

  1. Уведомление: Кому мстит ниндзя – обзор настольной игры Ninjato | Мир настольных игр

  2. Vladimir says:

    Благодарю за обзор. Звёздочки крупные такие. Или это просто поле компактное?

    • scafandr says:

      Звездочки неоправданно большие. Их бы меньше сделать…

      • Vladimir says:

        Ясно. Я ещё в обзоре Тома заметил, удивился. Вообще, рабочими ниндзь надо было сделать, звёзды больше подходят в качестве жетонов чего-нибудь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: