Зелье и варенье – о старом по новому

Думаю, у каждого было такое, что спустя год/два/три заходишь на страницы игры на Тесере (или БГГ может быть у кого) и понимаешь, что неплохо было бы поставить другие оценки, ведь со временем что-то меняется, и эмоции от игры немного не те. Иногда в лучшую сторону, иногда в худшую.

Я ведь тоже понаписывал всяких обзоров на настолки. Но по факту, может что-то изменилось, может недосказал, может постеснялся написать о чем-то. Мне захотелось рассказать об играх, о которых уже высказывался, без преукрашений, как есть. Сегодня о Зельеварении.

Кто с каких игр начинал играть? Чаще всего упоминают всякие Дженги, Каркассоны и Колонизаторы. Ну или начинают бубнить, что играл в 90-х во всякие кинь-двинь и Эрудиты. Да все мы играли в настолки в детстве, а вот по-нормальному первые настольные игры, осознанные, какие были? Когда вы поняли, что попали, получив удовольствие от игры. Когда захотели что-то еще такого же, но с перламутровыми пуговицами. Я опущу для себя Мэджик и Легенду пяти Колец, которые и правда были первыми, но карточно-коллекционными все-таки. А вот первой именно настольной игрой было Зельеварение, которое мне настоятельно советовал мой приятель, с которым я шпилился в Легенду. Мол, есть и не коллекционные игры интересные. Как раз недавно вышло Зелье – купи, попробуй, хорошая игра. 2005 или 2006 год тогда был.

По-моему тогда и Правильных Игр не было. А была некая Столица, что, по сути, одно и то же. Хотя спроси меня в то время, какие я знаю российские издательства, вряд ли бы я что-то ответил. Что Столица, что Смарт, что Звезда – какая разница? Хотя не, вру, Мир Фэнтези знал отлично. С их склада привозили в Беларусь разный настольный стафф. А до этого еще Саргона была, но я уже оффтоплю.

Честно говоря, не знаю, что бы я думал о Зелье, если бы не мой партнер. В то время девушка, с которой я имел честь водить шашни, влюбилась в Зельеварение с первого взгляда. И, собственно, вместо романтических посиделок под луной приходилось активно варить различные зелья, ибо надо ж было подруге как-то угодить=)

В Зелье я сыграл несчетное количество раз. Игра так хорошо шла, потому что альтернативы особой не было. В клубе да. Мы играли в Легенду, иногда тестируя собранные колоды дома, а вот Зелье было именно такой игрой, в которую можно было сыграть без нервов. Простая легкая игра, с доступными правилами, подруга в восторге – я и сам был рад, что эта настолка появилась в моей коллекции.

Зельеварение напоминало мне старые добрые настолочки, в которые я играл в детстве. Собрал нужные ингредиенты, нашел крутой рецепт, сварил все в куче, получил драгоценные очки. Можно тырить карты у соседей – шикарно, хорошая фича. Минусы? Какие там минусы, все отлично. Разве что иногда скучновато было играть, ведь всегда можно было сыграть в Легенду, от которой фана было в разы больше.

К сожалению, Зелье не прошло испытание на моих друзьях, которые тоже играли в Легенду. Те с кислыми лицами кое-как доиграли и вынесли вердикт – скукота дичайшая. Оно то вроде и понятно – в Зелье нет сражений, могущественных заклинаний, тактических ходов и блефа. Это эдакая девочковая игра, с милыми улыбочками, чайком и плюшками.

Вышло первое дополнение – не пошло. Потому что там куча заклинаний, вносящих хаос и неразбериху. Зато второе дополнение мне и моей подруге закатило на все 100. Теперь ты не просто от балды собирал порошки и талисманы всякие, а нужно было собирать цепочки зелий, а под конец и вовсе найти философский камень. Мы даже могли сыграть 2 или 3 игры подряд.

Кто это не знаю, но девушка симпатичная

Я вот сейчас подумал – а ведь игра-то эта неплохое баловство для любителей Гарри Поттера, правда? Возможно, на него и рассчитывал Мачин и Туловский, когда придумывали игру.

Про Зелье я забыл как только подруга перестала быть подругой. Пошли нормальные зачетные игры про орков, космодесантников, декбилдинг и драфт. Но все равно мнение о Зельеварении у меня сложилось хорошее. Это отличная игра для того, чтобы лихо въехать в мир настольных игр и, возможно, надолго там застрять.

Когда у нас образовался клуб, принес я как-то и Зелье. И опять повторилась история, которая случилась с моими друзьями. Вроде и девочки были за столом, а восторга от игры не наблюдалось. Получается, моя теория о том, что Зелье – девочковая игра, не работает.

Потом в клубе появились свои копии игр Правильных Игр. И опять же Зелье нечасто настольщики брали с полки. Зато Эволюцию заигрывали до дыр.

И вот уже в 2012 году я сдуваю пыль со своих коробок Зельеварения и пытаюсь вспомнить, что я испытывал раньше, когда играл в эту игру. Играть было действительно скучновато. Какие-то странные перетягивания карточек то у одного, то у другого игрока, поиск нужного рецепта, который очень долго не выходит из колоды, стремные названия карт. И самое главное – от чего же получать фан в этой игре? Пришли карты в руку – собираешь комбинацию. Не пришли – ждешь, когда придет. Улыбнулся, когда подумал, что вместо чая с плюшками можно накатить коньячку, тогда точно веселее играть будет.

Да, если сравнивать Зельеварение с другими играми в одной ценовой категории, то есть гораздо более жирные и вкусные экземпляры, которые не дадут заскучать во время игрового процесса. Поэтому нет ничего удивительного в том, что западные настольщики довольно прохладно встретили игру, восторгаясь больше небольшой ценой игры, чем ей самой, которой ставили оценки уровня 5 или 6 по 10-балльной системе. Я надеялся, что Зелье порвет Запад, но он сыт играми такого уровня. Слишком уж просто смотрится механика «взял карту – сыграл карту» на фоне других механик.

Поэтому сейчас я вряд ли предложу кому-то сыграть в Зелье. В 7 Чудес с удовольствием, в Зелье вряд ли. Потому что сейчас не 2005 год и у меня в коллекции более 140 игр. Потому что не каждый настольщик может получить удовольствие от Зелья, а если хотя бы один игрок за столом скучает, то это уже влияет на общую атмосферу.

Но как та самая первая игра… Как память о длинных вечерах и 3х партиях подряд… Вот за это Зелье я люблю. Это такая своя любовь, с ноткой ностальгии. Моя оценка в 8 баллов, которую я ставил игре когда-то, плавно перетекла в 5 или на крайняк 6.

Играть можно, но нужно ли? Хотя если вы новичок, да еще и женского пола, то я с вами обязательно сыграю. Готовьте чай и плюшки=)

8 Responses to Зелье и варенье – о старом по новому

  1. RAVE says:

    подтверждаю, девушка симпатичная)

    после первой партии в сабж еще на заре увлечения настолками остался в полном восторге и сразу приобрел себе подарочное издание со всеми допами. В итоге в базу сыграл еще не больше десятка раз, а допы вообще не использовал. Восторг сменился на скуку и понимания унылости игры. Так что сейчас она у меня выставлена на продажу.

  2. Den Basyrov says:

    Прочитал и вот тоже вспомнил о своих первых партиях в «Зельеварение». Да, сначала был восторг, ну такой умеренный. Потом всё пошло на убыль. Сейчас можно сказать, что это хорошая, совершенно не зазорная карточная игра начального уровня. Большего и не нужно.

    Единственное, что до сих пор раздражает — так это оформление. Если тогда оно ещё более-менее смотрелось, то сейчас оно возможно и отталкивает потенциальную аудиторию. Лёгкий редизайн, больше магии, меньше алхимии, убрать чай и баранки. В общем нужно идти тем же курсом, что американская «Эволюция». Кикстартер показал, что немного нововведений в механику, компоненты и оформление делают своё дело.

    • scafandr says:

      Молодые были, неопытные=)
      А вот про чай с баранками Туловский тебя услышал и больше свои игры с ними не фоткает=)
      Про оформление верно подмечено. В 2000х норм было, сейчас далеко не айс. К тому же там есть страшненькие картинки

  3. Уведомление: Зелье и варенье – о старом по новому | Мир настольных игр

  4. Leks says:

    Хыхыхы, посмотрю я на вас, как вы запоете, когда у вас дети будут:) Я тоже сделал переоценку Зелья в свое время, но сейчас она с новой силой начинает сиять на нашем семейном небосклоне, ибо старший сын уже освоил правила базовой игры, и младший на подходе:) так что просто спрячьте коробочку, и доставайте в нужное время, с горящими глазами и таинственными историями:)

    • scafandr says:

      А я поэтому и не смтремлюсь избавляться от игры=) Она у меня для этих пикантных случаев припасена. Дети, душевные друзья ненастольщики. Охотно вам верю, что Зелье аки Феникс восстанет из пыли=)

  5. Мне в первый раз вообще понравилось. Потом стало скучно. Сейчас этап — с женой раз в месяцок — отлично.

Добавить комментарий

