Затяните потуже пояса

Пик покупок настольных игр пришелся для меня на 2012 год. И в местных магазинах затаривался стаффом, и в забугорных. Кое-что присылали добрые издатели на рецензию. В 2013 году подумал, что если продолжу в том же духе, то:

а) игры негде будет складывать;

б) потрачу деньги на кучу бесполезного картона — надо и меру знать, все-таки.

Да и к тому же очень крутых игр в последнее время появляется совсем немного. Все равно самое интересное базируется только у американских ритейлеров, поэтому можно 2 раза в год делать покупки у них, ну и может быть иногда по праздникам что-то покупать у местных дистрибьюторов, если что-то ооочень хорошее у них появится.

Я решил, что один заказ буду делать в первой половине года, второй во второй половине (подарок себе под елочку). Ну, вы же знаете про все эти ограничения по стоимости посылок. Например, белорусы могут набрать товара на 120 евро и не платить пошлину, а если потратят больше 120 евро, тогда будьте добры заплатите 30% от превышенной суммы. Эта статеечка как раз про белорусов и для белорусов, чтобы они знали, чего можно ожидать в настоящее время от таможни.

Кулстафф классный, если набирать игр на большую сумму. Тогда пересылка становится очень выгодной и практически незаметной по деньгам. Поэтому я решил, что ничего страшного не будет, если я заплачу пошлину с 300 уе, зато пересылка будет небольшой и игр мне хватит на полгода с лихвой. Взял 10 настолок, сумма с пересылкой получилось чуть больше 400 долларов. Ну, заплачу я еще 50-60 уе ака пошлину – не жалко.

Не знаю, как сейчас в России и Украине, но в Беларуси на таможне огромные посылочные пробки. Вспоминаю 2010 год, когда посылка после прихода на таможню буквально на следующий день уже отправлялась адресату. Сейчас посылка может легко ждать ручного досмотра 2-3 недели. На онлайнере (популярный белорусский сайт) в теме про посылки творится самый настоящий ад. Пока я ждал свою коробку, решил посмотреть, какая сейчас ситуация творится с посылками у нас. Вот там и узнал про тормоза на таможне. Заодно удивился тому, насколько сильно увеличилось количество посылок из Китая. Сейчас уже все стали умными и прошаренными, сделали карточки, научились переводить китайские сайты-магазины на английский язык и стали тоннами ввозить китайщину в нашу синеокую страну. Если верить почте, общий годовой объем посылок увеличился в 3 или 4 раза за последний год. Это довольно много.

Я примерно представляю, что это значит для нашей страны, у которой с трудом получается добывать валюту. Россия дает нам безвозмездный кредит, население скупает полученную валюту и с удовольствием тратит ее в Польше или, как в нашем случае, тратит деньги на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Свое, что продается у нас, покупать мы не хотим, потому что «дорого и качество не то, что нужно». Ну и еще бывает, что то, что нам нужно, у нас не продается. Вот прямо как в ситуации с настолками — хочу игру, у нас она не продается, остается только заказать ее в интернете.

Хотя очень сложно подсчитать процент, когда человек покупает что-то в интернете, потому что у нас это не продается, и когда продается, но «там» дешевле, поэтому покупаю в интернете.

Так вот вернемся к нашим баранам. Моя посылка очень долго находилась на досмотре – где-то 3 недели. А в итоге на дно моего почтового ящика легло письмо «счастья».

Что такое письмо счастья? Нет, не то, в котором просят переслать это письмо 10 другим людям, иначе случится что-то плохое. Россияне, это вам тоже полезно будет узнать, так как у вас вроде тоже ходят слухи, что лимит уменьшится до 150 евро, а многие из вас радуются, что «Кулстафф же занимает стоимость, так что все чики-пуки». Инспектор таможни, получив вашу посылку для ручного досмотра, вскрывает ее и ищет внутри инвойс. Инвойс – это бумажка, в которой написано, что находится в посылке и сколько оно стоит. Кулстафф инвойс не вкладывает, он просто пишет цену всей коробки, а инспекторам это не интересно. Если товар попроще, типа телефона, планшета, плейера, то инспектор заходит на любой известный сайт, который продает такие товары, и смотрит цену на то, что вам выслали. И им совершенно все равно, что вы покупали по скидкам и у очень хорошего ритейлера, у которого все стоит дешево. Иногда, когда товар специфический и лазить по сайтам инспектору не хочется, он присылает вам письмо счастья, в котором просит выслать копии чека, выписку из банка и скриншоты из магазина, где указана стоимость товара.

Я такие письма получал раньше, проблем с ними никаких не было. По полученным бумажкам инспектор определяет, начислять пошлину или нет.

Меня заинтересовала в письме счастья графа о декларировании товаров. У меня не стояла галочка в этом пункте, но я все-таки прошерстил форумы, чтобы узнать подробнее об этом. Оказывается, что некоторых людей заставляют декларировать товары. Это происходит по тому, что товаров слишком много и они, скорее всего, предназначены для коммерческого использования. Т.е. нормальным языком – это товар купили для перепродажи. На форуме люди жаловались, что они берут много шмоток для всей семьи в магазине, потом посылку тормозят и заставляют декларировать товар, ибо инспектор не обязан узнавать, сколько у вас в семье человек, как часто вы меняете носки и сколько айфонов бьется у вас за год. 5 маек? Давай декларируй. 10 переходников USB? Значит продаешь – тоже декларируй.

Иииии… На самом деле действительно очень много товаров люди заказывают для перепродажи. Они не платят налоги, просто заказывают чехлы, часы, очки, косметику, мелкую технику, запцацки для великов в Китае и продают здесь. Поэтому декларирование возникло не на пустом месте…

Но даже после того, как я отправил письмо с документами таможне, прошло 2 недели, а посылку не выпускали. Вот это уже было странно. Обычно письмо рассматривают пару дней, а тут уже явно лимит ожидания превышен. Может быть не дошло письмо? Может быть нужно было выслать распечатку об оплате с печатью банка? Фишка еще в том, что посылка может лежать на таможне не более двух месяцев, после чего она будет отправлена назад. Дозвониться по телефону, который был указан в письме практически невозможно. Либо никто не поднимает трубку, либо занято. Такого сервиса я не понимаю. С другой стороны, если в день приходит 700-900 посылок, то представьте, сколько людей пытается дозвониться до таможни с вопросом «А где моя посылка?». А инспекторов знаете сколько? Примерно 6 человек.

Но через несколько дней я смог дозвониться. И мне даже позвали инспектора, которая пообщалась со мной и ответила на вопросы. Оказалось, что машинистка ошиблась и поставила в письме не там галочку. Им не нужны документы о покупке, они ждут мою декларацию. Да-да, мои 10 настольных игр были признаны для коммерческого использования. Женщина на том конце телефона очень эмоционально сказала мне: «У вас же целых 10 настольных игр!!!». Для такого гика, как я, 10 настолок – это нормально. Тем более, что половина из них мелкие игры за 10-20 уе. Естественно, я сказал инспектору, что я настольщик, у меня в коллекции 140 игр, заказываю игры 2 раза в год, регулярно, раньше все посылки проходили. На что мне ответили: им нет никакой разницы, сколько у тебя игр, сколько человек в семье и все такое, игр много – значит продаю. Раз продаю – декларируй.

Самое обидное то, что я никогда не заказывал игры для продажи. Специально заказывал 10 игр, чтобы пересылка была не такой большой, пускай даже попадал на пошлину.

Договориться ни о чем не получилось – или декларируй, или отказывайся от посылки. Я решил узнать, что это вообще такое – декларирование. На том самом форуме, где обсуждают посылки, НИ ОДИН человек не декларировал товар, все отказывались. Причем зачастую все начинается оптимистично: «Все ерунда, завтра поеду к таможенному агенту и спокойно все задекларирую». А заканчивается все слезами: «С меня потребовали огромное количество денег, придется отказываться».

Как я узнал, нужно сначала составить документ с перечнем товаров и кодов, которые принадлежат вашим товарам. Для этого нужна специальная программа, которая стоит денег и ею нужно уметь пользоваться. Т.к. ее у простых граждан нету, то они обращаются в фирмы, которые могут подготовить эти документы. В таможне есть свой таможенный агент, который может это все для вас сделать. Естественно за деньги. Но сколько это удовольствие стоит и как этого агента искать? А это квест вам такой, думайте и ищите сами. В своем городе я не нашел людей, которые бы мне могли сказать и подсчитать, сколько это удовольствие стоит. Ехать в Минск – это тратить один рабочий день, и еще не факт, что я соглашусь на их условия. Пока я раздумывал, мне позвонил тот самый инспектор, который тормознул мои игры.

Много читал о том, что инспекторы очень грубые и строгие ребята, ехать к ним лучше не стоит, потому что ты для них враг народа, ибо тратишь валюту не в своей стране. Одна женщина на форуме рассказывала, что ее всем отделом в таможне стыдили за то, что она набрала шмоток для семьи в Китае, а не в Беларуси.

Так вот мой инспектор был очень вежлив и проговорил со мной минут 10. Он спокойно объяснил, почему моя посылка не прошла и что нужно делать для того, чтобы в будущем я не имел проблем. За что ему, кстати, все-таки спасибо, ибо никаких наездов с его стороны не было – нормальный культурный дядька. Оказывается, никакого постановления или указа о том, что нужно требовать со всех покупателей декларацию товара нету. Есть рекомендация. Какая-то часть посылок, которых подозревают в последующей коммерческой реализации, может подлежать декларированию. Посылки на декларирование берутся рандомно. Со слов инспектора, мне просто не повезло, что выбор пал на мою посылку. Потому что я ему рассказал, что раньше мои такие посылки проходили, да и у других товарищей вроде тоже все было ок. Все зависит от инспектора и везения. Кто-то более добрый, кто-то не очень. Я ему тоже рассказал о своем увлечении и спросил, можно ли со знанием того, что я гик, изменить решение и пропустить посылку, оставив ей только уплату пошлины. Нет, нельзя. Просто следующий раз не заказывайте столько игр, — ответил мне инспектор. А сколько можно? 3 можно, 3 штуки любого товара не вызывают подозрений. Но вы сами понимаете, сколько будет стоить пересылка, если заказывать всего 3 игры. Инспектор также мне дал номер таможенного агента, который может мне помочь в декларировании. Также я могу написать письмо на почту, чтобы время пребывания посылки в стране продлили на месяц и не отправили обратно, если подходят сроки.

Пришлось звонить агенту. Итак, игры стоят 300 уе (примерно). Пошлину мне все равно придется платить, поэтому это уже готовь 50 уе. Настольные игры идут по одному коду – игры. А это значит, что за ввод одного товара по этому коду я заплачу где-то 24 уе + 7 уе за остальные игры этого же кода. 87 уе. Также в посылке была пачка протекторов и набор из 4 кубиков – 48 уе. Плюс, если агент сам пойдет смотреть коды с моих игр, то это еще 45 уе. Плюс налог, то ли 5%, то ли 10%. В общем, все это декларирование обойдется примерно во столько же, сколько стоят сами игры. Вы были бы согласны заплатить за настолки не 300, а 600 уе? Думаю, вряд ли.

Я действительно сильно расстроился. Игры на продажу я никогда не заказываю, доказать это я никак не могу. Если бы я знал, что сейчас так все печально, я бы не заказывал столько, естественно. Если теперь такая задница с покупками, то заказывать настолки из-за бугра станет совсем не выгодно.

Один минский магазин сказал, что он не видит смысла расстраиваться, ведь теперь практически любую игру можно привезти из России. К сожалению, это далеко от реальности. Этот список игр, доступный на складах в Москве, состоит из далеко не всех позиций, требуемых опытными настольщиками. К примеру, я целый год просил привезти мне CastlesofBurgundy, который вроде бы как у Игроведа есть, но на складе этой игры нету, поэтому пришлось заказывать с Кулстаффа. Если настольщику нужна просто игра, какая-нибудь, чтобы от скуки не умереть, то без вопросов выбрать есть из чего, но если он хочет что-то особенное, то 95%, что эту игру магазин привезти не сможет.

Что может быть сейчас в России – не понятно. Если там понизят планку с 1000 евро до 150 за одну посылку, то это не страшно. Но если это в месяц 150 евро лимита, да еще если и с угрозой декларирования, то велкам ту хелл, камрады. С учетом всех этих полупокерских таможенных союзов, возможно страны будут пытаться причесать все шероховатости и неточности в своих «огородах». К примеру, Беларусь не смогла полностью обезопасить свой рынок от импорта, потому что рядом есть Россия и границ между нами как бы нету. Вези что хочешь. Заказываешь что-нибудь на адрес друга из Москвы, а потом с помощью проводницы получаешь посылку по ж/д путям. Либо самостоятельно вывозишь, если есть кому сгонять в столицу России.

Но это все теория…

Мораль сей басни такова:

— заказывать более трех настолок сейчас опасно;

— декларирование – штука довольно дорогая;

— отказываться от посылок тоже не очень хорошо, ведь рано или поздно какой-нибудь Кулстафф скажет – ну нафик слать что-то в Беларусь, там какие-то проблемы, посылки возвращаются;

— заказывать 3 игры тоже дороговато, но не так чтобы очень. Если взять 3 игры за 40, 25 и 15 уе, то пересылка выйдет примерно 60-80 уев. Я посчитал, что если разделить мои 10 игр на 3 посылки, то я переплатил бы примерно 100 уе, но это если учесть, что я не буду платить пошлину — переплатил бы только 50 уе;

— не стоит забывать про порог в 120 евро. Поэтому лучше заказывать 3 игры в месяц. Либо слать 3 посылки на разные адреса. Потому что, говорят, посылки на маму, папу, жену и соседа не всегда прокатывают.

И хоть по телевизору сладко говорят о том, что у нас все цветет и пахнет, на самом деле… Сами видите, как из пустоты пытаются добывать деньги в казну. Хотя почему это происходит, я понимаю. Вот только поможет ли это заставить покупать нас свое, но дорогое – сомневаюсь.

А посылку мою выпустили, и я очень благодарен доброму человеку из Минской Региональной Таможни, который положительно отреагировал на мое электронное письмо. Опять же повторюсь, я понимаю, почему они применяют такие меры, и тем не менее благодарен, что меня пожалели. +1 им в карму.

Я вас предупредил, сам выводы тоже сделал – 10 игр вряд ли больше буду покупать=)

10 Responses to Затяните потуже пояса

  1. Уведомление: Затяните потуже пояса | Мир настольных игр

  2. nastolkus says:

    А лимит на посылку у вас или на получателя? Если на получателя, то можно просто указать несколько получателей одной посылки. На хабре пролетала какая-то статья об этом. Там какие-то тонкости, где легально можно получить посылку. Вечером поищу

    • scafandr says:

      Лимит на получателя. Но уже есть непонятные случаи начисления пошлин. Правда, все по словам форумчан, а они могут и сами гд-то накосячить. Одна дамочка закала на адрес себе что-то и подруге. Первая посылка пришла подруге — все норм, а на ее посылку наложили пошлину. Т.е. такие случаи есть. Точно так же поговаривают, что таможня ведет списки тех. кто заказывает часто. И в связи с частотой перемещения товара на один адрес тоже могут наложить пошлину. Это все слухи.
      Теоретически, инспекторы могут увидеть, что оплата происходила с одной картчоки — billing address, возможно, от этого тоже могут отталкиваться. А не только он получателя.

  3. Pavel says:

    а сейчас еще и пэйпал официально заработал, вал посылок увеличится

    • scafandr says:

      Увеличится, но не думаю, что сильно, потому что кто хотел, тот уже имел аккаунт там. Сейчас будет очень маленький прирост слоупоков.
      Пока магазины тоже не шибко стараются включать Беларусь в адреса доставки. Я мониторю несколько сайов, которые 100% оттакливаются от Пайпала, и там пока тишина

  4. Shveyk says:

    По закону главное не обязательно ничего декларировать. Но у нас как известно законы государство не особо чтит.

  5. darkdar says:

    Ура, все хорошо) Улыбаемся и машем. Как хорошо, что я почти перестал заказывать) Придется еще активнее поддерживать минские магазины настолок, хоть ассортимент там и не особо хорош.

    • scafandr says:

      К сожалению, ассортимент наших магазинов печален. Казалось бы, Dungeon Lords такая популярная игра. А где ее взять? Только заказывать за бугром

Добавить комментарий

