Правильно ли работает маркетинг

Тема, которая пришла мне недавно в голову, довольно противоречивая и кому-то покажется надуманной, да и вообще я как всегда преувеличиваю и вру. Не раз получал обиды на такие вот мои разговорчики в строю. Тем не менее, рискну высказаться. У нас же демократия=)

Недавно прочитал где-то, что HobbyWorld с удовольствием делится своими играми с настольными клубами. И я подумал – какие же они молодцы, эти хоббики. Я разделяю настольные клубы на те, которые берут деньги за вход, и те, где вход бесплатный. Если клуб получает денежку, то он может купить себе игры в базу, чтобы посетители играли не только в принесенное с собой, но и могли поиграть во что-то клубное. «Бесплатным» клубам сложнее. Вот у нас такой. Приходится либо раз в год надеяться на небольшую сумму, которая выделяются для отдела (напомню, что клуб у нас базируется в библиотеке), либо рассчитывать на подарки от щедрых посетителей, коих у нас всего одна щедрая семейная пара. Поэтому если вдруг издательство идет навстречу клубам – это всегда очень и очень приятно.

А вот почему издательства дарят игры? Неужели они стали заниматься благотворительностью, и заработать денег на продажах игр не хотят?

За ответом далеко идти не нужно, он практически находится на поверхности. Если клуб хороший, новых адептов завлекает, игротеки проводит регулярно, есть активность в интернете, то он может стать хорошей площадкой для рекламы. Никто ведь не дарит дорогостоящие игры для гиков, а разные казуалки – всегда пжалста. Приходят люди в клуб, знакомятся с играми, запоминают названия издательств, втягиваются в настолки, а потом… идут в магазин и что-то покупают. Кому-то понравился Love Letter – купил, чтобы играть дома. Кто-то узнал, что есть настольные игры по Вселенной Звездных Войн – приобрел. Кто-то не знал, что купить в подарок другу – купил игру по Властелину Колец, о которой раньше не знал, но увидел игру в клубе.

Хотя я не знаю, какой на самом деле процент покупок игр после того, как человек посетил клуб. Особенно если он нуб. Но все-таки мне кажется, что эти подаренные клубам игры окупаются.

Так вот посетители местного клуба ставят меня в тупик. Вот уже 2 года я наблюдаю за ними и не вижу никакой активности в плане покупок. Очень многие приходят в клуб, как в библиотеку, в которой можно не только взять на абонементе книгу домой почитать, но и сыграть в настольную игру. Бывает, придет кто-нибудь и скажет – «Эх, опять все игры старые, когда у вас новенькое что-нибудь появится, я бы сыграл». И почему-то очень мааааленький процент спрашивает, где можно купить какую-нибудь настольную игру. А еще меньший процент ее покупает.

Один знакомый смотрит сезонный каталог HW: «Ух ты, а есть настолка по Игре Престолов? Круто! А у тебя она есть? Нету? Как жаль, я бы сыграл».

А я думаю: «Так в чем проблема? Если нравится тема, нравится механика – покупай, приноси в клуб, все сыграем».

К сожалению, все упирается в то, что для многих настольные игры – это дорого. Безусловно, проще приходит в клуб, играть в клубные игры, а деньги тратить на что-нибудь другое. Но ведь в таком случае задумка издательств о дарении игр не работает. Это как торрент – о, круто, зачем платить, если есть нахаляву. Зачем покупать книги, если есть все бесплатно отсканированное в сети. А если даже потом все это накроется медным тазом, то ничего страшного – будем увлекаться чем-нибудь другим. Сегодня настолки, завтра прогулки на городских велосипедах в корзинках спереди.

Мне интересно, как проходят дела в других клубах, у магазинов, которые регулярно проводят игротеки. Много ли людей покупают игры после того, как поиграли в настолки где-нибудь случайно на игротеке?

Что нужно делать, чтобы люди стали покупать? Или это все пустое?

Реклама

15 Responses to Правильно ли работает маркетинг

  1. gravicapa says:

    «Что нужно делать, чтобы люди стали покупать?» — сменить целевую аудиторию 🙂

    Я уже «сто лет» говорю о том, что у нас все маркетологи «упёрлись» в нишу геймеров и молодёжи. Первые покупают игры за рубежом, ненавидят пати-игры и ничего не покупают «здесь» принципиально. Вторые не имеют особо денег на покупку и жаждут халявы, рассуждая при этом о несовершенстве мира и глупости издателей 🙂

    Основной сегмент покупателей в любой области (будь то игры или автомобили) — люди за 30-35, с семьями и детьми. Посмотри на магазины игрушек. Там всё покупают — и хлам всякий, и игры настольные (монополии и прочее). А всё почему — магазин направлен на СЕМЬЮ, а любящие мамы или папы своему чаду купят всё (особенно — мамы, о которых гики нелестного мнения). А какие деньги у студента или молодого человека, которому за девушкой ухаживать, жильё снимать надо и в Турцию слетать? да нет у него денег на горсть бумаги — ему выживать надо и быт свой строить. А вот когда этот быт построен, тогда можно и о развлечениях подумать…

    Пусть клуб проводит игротеки с упором на семьи и на детей и будут ему и популярность и продажи 😉 Вначале будут пати игры покупать, потом, когда дети подрастут, серьёзные. А все проводят мероприятия с «упором» на молодёжь. Так они ничего не покупали и не купят никогда (ты в тексте как раз и приводишь цитаты «игрока», которому на игру денег жалко) 😉

    У меня, конечно, нет ни магазина, да и игротеки я не проводил, но при случае, находясь в магазине игр, всегда подберу маме с ребёнком игру и без покупки она не уходит (хотя уже собиралась). Посему вижу ошибки молодых продавцов, у которых нет детей и которые ничего путного для ребёнка посоветовать не могут (а эти продавцы потом проводят игротеки)… Так что покупают (если предложить то, что человеку надо) и готовы покупать (особенно на праздники — особенно детские сады и школы), просто пора шоры снять и направить усилия на другой контингент покупателей. Хотя, сие мысли непопулярные и вольнодумные 🙂 🙂

    Вот на Игроконе — те, кто торговал семейками и зазывал за стол семьи с детьми, те продавали только влёт, а остальные — проводили игротеки с молодёжью 😉

    • scafandr says:

      Да, безусловно, если цель стоит в том, чтобы стабильно получать хорошую прибыль, то ЦА менять нужно 100%. Либо стараться угодить и одним, и другим, по мере возможности. Поэтому мы и видим, что сейчас все издательства стараются иметь в кататлоге как легкие простые игры, так и хардкор.
      К примеру, в Питере есть такой Книжный Клуб Фантастика, который несколько лет назад начал выпускать книги по Вархаммеру. Книги пользовались бешенным спросом, тиражи быстро расходились. Прибыль от продажи Вахи позвляла издательству покупать права на другие книги, тоже фантастика, но не Ваха. Эти книги продавались хуже Вахи, но все равно это были хорошие книги. И вот зимой GW запретила продавать Ваху, издательство теперь пытается выжить за счет этой самой другой фантастики, но продажи совсем не те. В лучшем случае профит 30% от того, что было. И теперь они подумывают о закрытии.
      Главное, правильно выбрать ЦА.
      А молодежь, к сожалению, по большей части привыкла к халяве.

  2. RAVE says:

    из того, что я знаю в Питере:
    в Маяковке (бесплатный вход) библиотека выделяет деньги на покупку новых игр. Кроме того, там совсем новичков бывает крайне мало, так что обычно люди вообще приходят со своими играми.
    В Книгах и Кофе (платно), насколько я знаю, базируется часть коллекции Никиты ака Коржика. Т.е. он как один из организаторов и мастер игротеки просто хранит там свои игры, которые можно свободно взять и поиграть. Про остальную часть коллекции и пополнение не знаю. В Плэйсе (платно) игротеками занимается Игровед. Не знаю, закупает ли Плэйс у них игры, либо Игровед их предоставляет безвозмездно за возможность проводить игротеки.

    Все зависит от уровня вовлеченности в хобби. Я постоянно беру новые игры, и для меня нормально купить новую коробку и сыграть в нее пару раз.
    А вот у меня есть друзья, которым нравится играть, которые всегда с готовностью приезжают ко мне или зовут к себе поиграть, но которые не собираются игры брать. Зачем? Есть же я.

    Вообще, игра престолов на шестерых, так что купить вскладчину должно выйти достаточно дешево.

    • scafandr says:

      Когда в 207 году я предлагал купить вскладчину ВоВ, при этом половину суммы собирался внести я. Никто не захотел. Такие вот коврижки.
      Возможно, чем больше город, тем больше платежеспособных людей. У нас же этот процент близится к нулю.

  3. siarhei says:

    У меня история приключилась: друг типа фанат Катана, постоянно, как ни собираемся, он все время твердит: давайте сыграем в Катан! причем этого самого Катана у него нету. постоянно я приношу. чё, мне жалко что ли?
    и вот однажды при разговоре я возьми да ляпни: все, говорю, у тебя нормально: и личная жизнь, и неличная, а вот за Катаном «жабрачыць» приходится.
    друг не разговаривал со мной неделю. теперь уже не дуется, но в Катан больше играть не предлагает…

    • scafandr says:

      Да, отличная история.
      У меня была немного похожая. Один товарищ очень хотел выиграть турнир, потому что в призах был Каркассон. Я когда это узнал, то очень удивился. Потому что Каркассон стоит копейки, и даже если проиграешь, то ничего страшного. А он очень сильно бы расстроился, если бы не выиграл. Приятно, конечно, что человексчастливый пошел домой, но… Если это прям такая мечта — иметь К, то проблемы не вижу=)

  4. SSS says:

    А она есть? Ну вот та самая аудитория?
    Был в июне на парижском оупен-эйре — 40 (!) прототипов, в которые люди с улицы играли нон-стоп до 11 часов вечера. Представляете подобное на территории экс-СССР? Я вот не очень.
    Мои знакомые и друзья (их тех, что не увлекаются) с удовольствием играют в настольные игры…которые я приношу раз в год. Сами они их не покупают и не собираются.

    • scafandr says:

      Интересный вопрос. Вот мне кажется, что все-таки те, кому за 35-40, которые покупают настолки детишкам, которые читают блог Гравицапы, то может они и есть более-менее ЦА. Все магазины, с которыми я общаюсь, сетуют, что ходовые игры как раз детские и казуальные. Один парень, гик, сокрушался, что не ожидал, что хорошие интересные игры не покупают, зато Уно, Дженга и Свинтус расходятся легко.
      Касательно тех людей, которые ходят в наш клуб, то они даже такую мелочь не покупают. Ну понятно, 80 уе за настолку им дорого, но, оказывается, 10-15 уе тоже некомильфо.
      У нас тоже люди с радостью играют. И все. Поэтому вот когда говорят, что Зомбицид «пошел», то у меня какое-то подозрение, что тираж там не более 500 штук. Либо все разошлось по Москвам да Питерам.

      • Slim Slam Snaga says:

        Кстати да, Дженга у друга есть. Купил ребенку, иногда даже играем. У другого есть Cluedo.
        Танчики пошли на ура, но их никто не купил. Приношу свою коробку. Хардкор типа Старкрафта лучше не приносить, ибо три часа мучений и явная мука в глазах спустя уже полчаса.
        В сетевых детских магазинах берут в основном игры для детей и Монополия (а лучше более дешевый клон) предпочтительнее прочих. В магазинах типа Игроведа берут в основном филеры. Ни разу за последние лет 5 не попадал на покупателя, что брал хардкор.

  5. njuse4ka says:

    Прочитала, подумала и пришла к таким выводам. Следует различать клубы/игротеки: клуб без магазина, магазин при клубе, клуб/игротеки при магазине. Каждая из этих форм организации настольной деятельности притягивает определённый контингент, который отличается отношением к халяве, к покупкам и к коллекционированию в принципе. От покупательской способности людей это почти не зависит, от гикнутости — тоже (это по нашему опыту). Человек старше 25 лет способен приобрести Каркассон (как ты и подметил) или хотя бы Свинтус. Как правило, не могут купить школьники и студенты-первокурсники.

    Это не значит, что на игротеку при магазине приходят люди, которые прямо с порога готовы совершить покупку. Но основная масса понимает тот факт, что игротека существует и пополняется благодаря наличию магазина (у нас ведь бесплатные игротеки и щас уже 140 игр в коллекции, купленные исключительно на средства магазина). И когда они хотят купить игру себе или в подарок (даже на заказ), то часто идут советоваться к нам и покупают у нас или через нас. Потому что видят: нам не всё равно, понравится им игра или нет. Процент покупок после пробной партии очень высокий.

    Ваш клуб в библиотеке притягивает в основной массе других людей. Такие приходят и к нам. Я как настольщик и коллекционер с трудом их понимаю 🙂 И ты тоже, судя по этой заметке :). Особенно меня удивляет девушка, обожающая маджонг уже на протяжении нескольких лет, но не имеющая своего набора для игры. Наборы, перебывавшие у меня в руках, скоро будут исчисляться десятком :).

    По поводу смены ЦА. Не надо менять! Надо хорошо знать как детские/семейные, так и гиковские игры. Для того, чтобы продавать игры родителям, необязательно иметь своих детей, надо просто наблюдать за другими и общаться с родителями и их детьми на игротеках. Интересоваться, нравится ли игра и почему. У нас покупают игры и гики, и мамы с детьми. Я считаю, не надо отдавать предпочтение кому-то одному. Гики шарахаются не потому, что они снобы, а потому что к ним такое отношение. Да, Барабашка покупается чаще, но проданный Десцент бьёт сразу горсть Барабашек.

    P.S. А Зомбицид действительно пошёл… Наши на игротеках взахлёб играли. Даже пришлось продать открытый экземпляр! Так хотели купить, а запакованного не было в наличии.

    • scafandr says:

      Ну вот радует (хотя как сказать «радует»), что такие люди есть у всех.
      Не секрет ведь, что любой продукт предназначен для удовлетворения запросов потребителей и как средство для существования продавца. Т.е. игры выпускают, поддерживают такие вот любительские клубы (без магазина), а все оно как-то впустую. Реально, 2 года прошло! Всего лишь пара человек меня спросили, сколько стоит игра и все намеревались ее купить, но так и не купили до сих пор. Один товарищ, вспомнил вот, заказывает игры из Китая, добрасывает их к одежде, которую жена детям покупает. Это уже хорошо. Но в остальном… Пришли, поиграли, до свидания. Право слово, для кого ж тогда обзоры писать?
      Кстати, еще вспомнил разговор с директором магазина, который пару лет назад делал выездные игротеки на периферию. Сказал, что все абсолютно впустую. Приходили мамы, папы с детьми, классно проводили время, но ни один не подошел и не спросил, где это можно купить и сколько стоит. Это что-то вроде заезжего цирка, только за него еще и платить не нужно. Сказал спасибо и все.
      Зомбицид удивил. Вроде дорогая игрушка для того, чтобы ее так разобрали быстро. Тот же Дисент мне кажется приятнее…

      • njuse4ka says:

        Выездные мероприятия надо рассматривать как шаг к популяризации, как работу на перспективу, а не планировать космические продажи, потому что их не будет. Для меня это очевидно и регулярно подтверждается на практике.

        • scafandr says:

          Ну он лпанировал и то, и другое. Понятное дело, что он не смог бы пролдать там вагон и маленькую тележку настолок. Он на это и не расчитывал. Просто не было никакой заинтересованности. Ни адрес сайта, ни магазина, ни визитки — никто ничего не спросил.
          Вот и открой в таком городе магазин настолок. Сразу прогоришь

          • njuse4ka says:

            Может, от общего какого-то менталитета зависит? Мы берём кучу визиток и все раздаём, ни одной штуки не остаётся. Приходят уже на следующий день.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: