Бедный Манчкин – о старом по новому

Манчкин – смешная игра. Пожалуй, по смешливости она может уступить только Монополии. Знаете почему смешная? Потому что если спросить любого настольщика, какую игру он ненавидит больше всего, то с большой вероятностью он назовет, что либо Манчкина, либо Монополию. Иногда даже жалко становится игру Стива Джексона из-за того, что все ее ненавидят. И сколько бы Манчкин (М) не ругали, продается он огромными тиражами. Парадокс, правда? Ненавидят, а покупают.

Меня в середине 2000-х Манчкин привлекал тем, что он пародировал настольную ролевую игру Dungeons & Dragons. Нарисовано прикольно, мультяшно, юмор есть, игра для большой компании, карточная (!) – что еще мне нужно было тогда? Все, что надо, есть.

И действительно, получив игру на руки, просмотрев карточки, прочитав их названия, я чувствовал полное удовлетворение от своей покупки. М настраивал меня на игру, полную смеха и стеба. Неожиданная смена пола, эльфы, которых никто не хочет брать в помощники, дракон, который не нападает, хипповая трава-убийца, огромное количество проклятий, подстав – все это вызывало только положительные эмоции. Что и подтвердила первая пробная партия – М пошел в моей компании на ура, и это не могло не радовать.

Наиграв 15-20 партий, я немного пресытился игрой и уехал на время отпуска в Питер, а мои друзья… Это было так неожиданно, но им настолько понравился Манчкин, что они распечатали базовый набор в пнп, добавили в него несколько дополнений, переведенных фанатами, и подсадили на игру всех своих друзей. Скажу даже больше – они играли в Манчкин все лето каждый вечер! Когда мы осенью возобновили игровые встречи, я был удивлен их рассказами о том, как они проводили лето с М. После их рассказов у меня сложилось мнение, что я в М не играл вовсе, потому что они знали об игре буквально все, они столкнулись со всем, чем только можно было, перебрали все ситуации. Но больше всего они жаловались на ужасные правила, из-за которых некоторые товарищи ссорились и чуть не дрались даже.

Какая-то эта игра не для слабонервных…

А ведь действительно, неровностей в М хватает с лихвой, это правда. Это сначала кажется, что все просто – открыл дверь, сразился с монстром и получил сокровище. А потом бац — встречаешься с картами, которые противоречат друг другу. Правила регулярно обновляются каждый год, из-за этого возникают споры среди тех, кто читал разные версии правил. Самое забавное, что если за столом игроки не могут решить, как играть правильно, то, согласно правилам, прав хозяин коробки игры =) Такое может быть только в М.

В М я долгое время не играл, а вспомнил про него только несколько лет назад, когда появились молодые настольщики, влившиеся в мою игровую компанию. Сдув пыль с коробки и разложил игру на столе, я планировал получить те же позитивные эмоции, которые у меня были при знакомстве с игрой. Я довольно быстро набрал 5 уровней, а потом меня опять понизили до 1. Черт. Это как-то неправильно и неприятно. И опять же, такое может быть только в этой игре. Вот вроде я навешал на себя кучу крутых шмоток, мочу всех монстров направо и налево, а через пару ходов я гол как сокол и будто бы начал играть сначала. Меня бесят такие игры. Особенно когда правила позволяют целенаправленно играть против одного игрока. Мол, раз ты уже много раз играл в игру, то мы все будем играть против тебя. На тебе одно проклятие, второе, подниму уровень монстра, вот тебе второго монстра — сдох, скотина? Так тебе и надо.

Заметил следующее: люди, незнакомые с ролевыми играми и фэнтези в целом, плохо понимают игру. Для них все названия карт не более чем философский термин, смысл которого лежит где-то за пределами разума. И даже когда рассказываешь историю про газебо, им не смешно. Такие игроки следят лишь за циферками на картах, да количеством карт в руке, потому что тематика игры для них чужда. С такими игроками проводить время за М скучно.

Когда-то я думал, что анонсированный «Звездный Манчкин» будет еще круче, чем базовый М, поэтому сразу же его купил, как только он появился на прилавках. Но он стал одним из моих разочарований в настольных играх. Это тот же М, только в космосе. Расы, классы, шмотки, монстры, сокровища… Принцип игры остался тот же, только поменялся немного текст на картах в связи с переходом в другую вселенную. Сыграл я одну партию, и оказалась она очень унылой, а друзья сказали, что ничем Звездный Манчкин не лучше обычного. Те же яйца, только в профиль.

И до чего же меня удивляют люди, которые скупают пачками дополнения к М. У некоторых товарищей в коллекции настолок только коробки с М, коих насчитывается штук 7-10. А зачем? В чем смысл? Этот сложный коан мне никогда не разгадать.

Зато вот Манчкин Фу мне в одной партии чем-то даже понравился. Вроде тот же М, а играть было интересно.

Украинский М интересен, пожалуй, только языком. Когда я играл в него с друзьями, то мы были целиком погружены в изучение текста на карточках, чем в игру. Есть там весьма ржачные карточки.

А еще есть Манчкин Квест. Очень хотел купить эту игру, даже намеревался приобрести ее сразу же, как она выйдет, но… Не купил, и правильно сделал. Через 2 года мне удалось купить б/у экземпляр в очень хорошем состоянии за небольшую сумму.

Что такое Манчкин Квест – это большое поле, это миниатюры манчкинов, это жетоны монстров на подставках, это третья колода карт. От игры хотелось чего-то нового, которое лишь отдаленно напоминает оригинальную игру. Но мечтам не суждено было сбыться. Квест получился тем же самым М, только в 3D. В карточном М мы типа как бы ходили по подземелью – в Квесте мы ходим по реальному подземелью, представленному картой. В М игрокам невозможно было пересечься и все взаимодействие было образным (вроде как мы все вместе ходим по подземелью и по очереди проверяет двери) – в Квесте вы можете встретиться в одной комнате с другими манчкинами, обменяться шмотками, а помогать или вредить они могут только если находятся неподалеку. Моя компания была разочарована тем, что Квест – это растянутый по времени обычный М со свистелками и всякими другими елками. Безусловно, истинным поклонникам игры Квест покажется вкусным десертом или даже скорее всего главным блюдо дня, учитывая, что игра требует несколько свободных часов.

Есть в М для меня один жирный плюс – это иллюстрации Ковалика. Художнику удалось найти оптимальный вариант внешнего вида игры, соединив юмористическую направленность игры с карикатурно-комиксовым вариантом оформления.

Ругать М… Да ладно, ребят, за что? За то, что это хорошо продаваемая игра? Но ведь никто же не заставляет никого ее покупать. Заходишь в магазин, в там тебя топором по морде, и еще дадут, пока не купишь нового М. Такого ведь не бывает, верно? Вероятно, во многом благодаря М HobbyWorld может выпускать игры для гиков. Я считаю, что М – отличный вариант для подсаживания на настолки компьютерных и ролевых гиков. Дай таким ребяткам Билет на Поезд, и им. скорее всего, будет скучно за столом. А М, он такой как будто родной, давно знакомый.

Если вы проводите игротеки для новичков, если хотите подсадить человека, который любит ролевые игры, смело берите М. Даже не так – обязательно берите М, он вам доброе дело сделает.

Но! Как только до игрока доходит, что за всей этой манчкинской мишурой скрывается убогая механика (прошу прощения у фанатов игры), так сразу и любовь потихоньку передвигается по шкале любви к ненависти.

За что я не люблю М, уже писал – хаос происходящего за столом. Из грязи в князи и наоборот – в этом вся игра. А еще противоречия в правилах… Иногда игра очень сильно растягивается и вызывает зевоту.

Но при всем при этом М свою миссию выполняет на все 100. Хороший вариант для подсаживания на настолки, а дальше уже как повезет – кто-то переходит на более толковые игры и гордиться собой, а кто-то продолжает скупать всякие прочие поделки Джексона и думать, что он крутой настольщик, может быть даже гик.

По теме можно почитать:

Манчкин обыкновенный и Звездный

Манчкин, который Квест

Манчкин с украинским колоритом

9 Responses to Бедный Манчкин – о старом по новому

  1. Уведомление: Бедный Манчкин – о старом по новому | Мир настольных игр

  2. RAVE says:

    такая ностальгия была, когда сыграл в Манчкин после где-то лет 3-4 без него. Оказывается, я помню кучу правил, карт и особенностей взаимодействия.
    Но играть чаще чем несколько лет, да и то в хорошей компании ради ностальгии, не хочется.

    • scafandr says:

      а я, наверное, не таким уж крутым фанатом оказался. мы играли в украинский манчкин, правила помню, а вот карты на русском нет. а друзья помнили.

  3. Одна из немногих игр, в которой каждая партия мне не понравилась =) да, да, я не находил в этом ничего. Переговоры и «интриги» неплохо работают в других играх, но тут…. Видимо, все решает очень уж хорошая компания (которой не во что больше играть) и отсутствие игрового опыта (чтобы было все-таки радостно).

    • scafandr says:

      Дада, правильная компания очень важна. В 2006 году мы играли с удовольствием, а когда показывал недавно другим знакомым, то случился пшик.

  4. MisteriG says:

    Манчкин и есть пшик. Это карточная игра на цифры уровня, где каждый может подгадить или помочь другому, сильно усложенная различными видами заклинаний и предметов и щедро приправленная специфическим специализированным юмором (местами вполне даже ничего). Вот только за счёт юмора и взаимоотношений людей она и выезжает. Если юмор не понятен или компания не та — вероятность что будет пшик — 100%

    • scafandr says:

      Но что заставляет людей покупать кучу других номерных Манчкинов? Сложный вопрос=) Неужели юмор…=)

  5. Exception says:

    а мне на ДР подарили Манчкин квест (до этого в Манчкинов в нашей компании не играли) так вот игра зашла очень хорошо. столько было ржаки и интриг 🙂 на игру ушло часов 5, но даже уже за полночь мы ее все-таки доиграли и все были довольно проведенным временем. Потом играли еще пару раз в той же компании и все время было весело.

    • scafandr says:

      Очень рад слышать, что МК дарит радость людям. Мне, действительно, очень нравится содержимое коробки. Выполнена она замечательно.
      Может быть еще раз попробовать сыграть в хорошей компании?..=)

Добавить комментарий

