О старом по новому: Доминион

В каком-то роде, Доминион появится у меня путем случайно-героических обстоятельств. В 2010 году я не увлекался чтением обзоров новых настольных игр, т.е. читал, но не сравнить как сейчас читаю (и в рсс куча подписок, и на БГГ захожу по 100 раз на день). Случайное обстоятельство было в том, что весной в 2011 году я попросил привезти из Москвы несколько настолок главного поставщика настолок Беларуси — Женю Булышкина (сейчас он boardgames.by). А через пару дней оказалось, что одной игры из заказа на складе нету, и мне пришлось срочно смотреть прайс Мира Хобби, чтобы выбрать что-то другое. Вот тогда я и решил соблазниться на Доминион, о котором не знал ничего кроме того, что игра тогда была очень популярной и модной. Практически «слепая покупка», но я надеялся на то, что игру не зря все хвалят.

А героизм заключался в том, что в Беларуси тогда исчезла валюта, цены подпрыгнули в 3 раза, и даже не смотря на то что все вокруг деньги копили, я таки продолжал покупать настолки=)

Доминион выглядит плохо, — сделал вывод я, когда изучил компоненты. Особенно убило оформление правил. В наш-то развитый век, когда красоту можно сделать легко и просто… Такое аляповатое оформление, фуууу… А вот как любителю карточных игр наличие пяти сотен карт мне не могло не понравится. Это же просто праздник какой-то — 500 карт! Жаль только, что одинаковых экземпляров там тьма тьмущая…

Все-таки я рад, что познакомился с колодостроительными играми как раз начиная с Доминиона. О том, что игра основана на совершенно новой механике декбилдинга, я узнал только после покупки самой игры=) А обзоры игры тогда пестрели яркими фразами — это почти как ККИ, а может даже еще и лучше! Мол, ты сам себе собираешь колоду из предлагаемых карт, а потом она делает всю работу за тебя. Оно все было так, так ведь брать карты нужно еще и по определенным правилам, а не от балды! Я бы назвал Доминион игрой про собирание играбельной колоды, который ты играть практически не будешь, потому что как только колода начинает играть так, как надо, то игра заканчивается. Это золотое правило всех «правильных» декбилдингов.

От прочтения правил я был… в восторге! Бывают такие игры, что когда прочитаешь их правила, то хочется играть сразу и незамедлительно. Вот и Доминион такой  был. Суть игры интересная — начинаешь шпилить с какой-то ерундой в руке, с которой, кажется, вообще выиграть невозможно. Но каждый ход ты что-то покупаешь, покупаешь, колода становится сильнее, и ты в эти моменты чувствуешь себя повелителем мира, сила которого крепнет с каждым ходом.

Признаюсь, что свое недовольство внешним видом игры я съел довольно быстро. Мне было неважно, что и как нарисовано на картах — главным был текст. Я часто упоминаю о том, что для меня очень важен внешний вид игры. Это так, но он работает только на стадии выбора и покупки, а также пары первых партий. Потом я полностью переключаюсь на саму игру и перестаю обращать внимание на то, что нарисовано на компонентах .

Мне очень нравился Доминион, пока я не начал выигрывать у всех, с кем играл. Как-то очень быстро просеклась фишка, что нет смысла покупать все подряд. В каждом наборе карт есть 3-4 играбельных варианта. Все остальное либо полный шлак, либо оно нужно лишь для начальной раскачки. В любом случае суть в том, что нужно постараться провернуть за один ход всю свою колоду, тогда точно выиграешь. Набрать дорогих и полезных карт, набрать шестерочных монет, а потом скупать активно всю «зелень». Мои друзья эту фишку сами не просекли, пока я им не подсказал, что покупать все подряд не имеет смысла. Но даже при этом я все равно продолжал у них выигрывать.

Самая часто ругаемая карта из-за оформления

Из-за всего этого я решил, что я слишком крут в этой игре. Как же здорово, что Дима из ipadstory меня поставил на место. Прекрасно помню тот вечер — я принес игру, сказал, что меня еще никто ни разу не обыгрывал, рассказал правила, Дима сказал «Посмотрим, попробуем обыграть» и… обыграл! Истинное удовольствие играть с человеком, который очень хорошо играет. Я был посрамлен, но после этого Доминион опять стал мне интересен.

Не могу не вспомнить про знаменитый silver test. Это один из вариантов игровой стратегии, которая заключается в том, что большую часть игры ты скупаешь монеты, а если монету купить нельзя — берешь карточку получше. А потом активно забираешь провинции каждый ход. И все сразу ахнули — ах, игра поломанная, оказывается. Может быть, с базовым Доминионом это еще можно проворачивать в каждой игре, но если набрать много карт-действий из допов, которые атакуют других игроков, то можно легко испортить игру соседу, который решил добиться легкой победы. Так что ничего страшного в сильвер тесте нету;)

К сожалению, серость базовой коробки обнаружилась довольно быстро. Особенно хорошо я это осознал, когда поиграл на BGA в Интригу. Дополнение Интрига (которое является к тому же самостоятельным) содержит ряд отличных карт, которые вытаскивают игроков из собственной песочницы и заставляют их ломать друг другу игру. В базе таких карт было очень мало, получалось, что каждый сам себе что-то собирал, и игра превращалась в гонку — кто быстрее раскрутит колоду, тот и победит.

После Интриги играть базой было даже глупо как-то, и совсем не хотелось этого делать. А пришлось, потому что Доминион убрали со всех онлайнов, и взамен дали какое-то глупое и безобразное GOKO (крайне ерундовый сайт). После Интриги играть в базу совсем было не интересно, поэтому это дело я забросил.

 Доминион клевый — это было понятно сразу. Даже подумывал продать свою базовую коробку, чтобы купить Интригу… Но больше всего хотелось увидеть локализованным новое дополнение, а лучше два или три. А никаких анонсов не было… Если бы я заранее знал, что Доминион — игра отличная, что потом я обязательно захочу купить дополнения, то лучше бы я взял игру на английском языке. Почему? Потому что я не люблю (и это слишком мягко сказано) мешать карточки на разных языках. У меня была русскоязычная версия, значит, осталось ждать, когда переведут на русский остальные дополнения. К слову, золотой период Доминиона — это 2010-2012 годы. Про игру часто писали, обсуждали, хвалили, в нее играли и очень часто играли. А по глазам менеджеров МХ можно было прочитать информацию о том, что будущее русскоязычного детища Дональда Ваккарино под вопросом. И я не знаю ответа на вопрос — почему так? Возможно, игра плохо продавалась, возможно, продавалась хорошо, но что-то делало это еще лучше… Прошел 2012 год и Д. стало еще труднее…

Последнее дополнение вышло в 2012 году

Время шло и на нас валились новые декбилдинги, причем лучшего качества, чем Д. У настольщиков появился широчайший выбор колодостроительных игр, игроки уже не зависели от фантазии Ваккарино, который обиделся на то, что его игру плагиатят, а сам ничего нового придумывать не хотел.

Декбилдинги плодились не по дням, а по часам:

Thunderstone — фэнтезийно-данжен кролерный декбилдинг с прокачкой;

Ascension — фэнтезийно-накуренный декбилдинг с выносом монстром, наймом героев и изумительными кристалликами;

Nightfall — декбилдинг, который еще больше развил тему сабжа, добавив в игру элемент собирания цепочек, и пофигу, что в нем есть скучные вампиры;

Resident Evil — мимими для любителей серии одноименной видеоигры + самые разные режимы игры + интересный поиск монстров в колоде особняка;

Eminent Domain — только космос, только скафандр, просто, но со вкусом;

Copy Cat — Фридман Фриз, оказывается, тоже не прочь погреть руки у костра Ваккарино, пожарив на нем политическую тему;

Core World — ой, еще один космос, только более глубокий и стратегический (особенно если не забыть затариться допами);

DC Comics — ну и что, что получилась фигня, зато про Бэтмена, его друзей и недругов!

Legendary — любители комиксов кооперируются и играют за супергероев, всем весело и супергероично;

Mage Knight — не, мы не про декбилдинг, мы про другое, но элемент декбилдинга все-таки имеем, и он неплохо влился в игру, между прочим;

NHL PowerPlay — коллекционирование хоккейных карточек или декбилдинг? Первое пока перевешивает;

Penny Arcade — стебно-сортирно-юморный декбилдинг;

Quarriors — в гробу мы видали ваши карты, у нас есть кубики! Даешь дайсбилдинг!

Rune Age — демокопия хорошей игры FFG, которую так и не довели игру до конца;

Shadowrun: Crossfire — а теперь и по вселенной Шэдоуран со вкусом драконов (с которыми лучше не иметь дело)!

Star Realms — надеваем космический костюм на фэнтезийное тело Эсеншн — и вуаля — новый дуэльный декбилдинг!

Tanto Cuore — нихон декубуриденгу дес! Кавай!

Trains — паровозики! Доминион с рельсами и шпалами;

Warmachine: High Command — были миньки, стал декбилдинг, модно же!

World of Tanks: Rush — декбилдинг, теперь со вкусом танков российского производства.

И это я только про самые хорошие игры сказал. Буквально каждый месяц Доминиону добавлялся новый конкурент, вот почему про него я и забыл, а МХ и не торопились напоминать. Я верю, что есть неплохие допы у главной колодостроительной игры, за которыми можно отлично провести время, но посмотрите, какой большой выбор всего остального. Зачем давиться макаронами, пускай и с хорошим дорогим сыром?

Папа декбилдинга — Дональд Ваккарино

А теперь про Д и не вспоминают. Мне кажется, что не вспоминают, хотя некоторые настольщики утверждают, что это совсем не так. Мол, вспоминают, обсуждают, обозревают, а уж играют сколько, уууу… Пускай будет так, но…

… но для меня Доминион  это уже игра прошлого. Хорошая игра, отличная механика, легко учить играть новичков, но теперь новички могут сами выбрать себе сеттинг и режим игры — каждый сам за себя или все вместе против злодея. Т.е. Ваккарино спасибо за то, что придумал колодостроение, а уж во что именно играть — пусть каждый выбирает сам. Я предпочитаю Найтфолл… И где-то там впереди маячит Legendary про Чужих.

Это ли не повод купить игру?

7 Responses to О старом по новому: Доминион

  1. Ilya Vytenov says:

    Тоже одно время, после Интриги, ждал других допов от HW, а потом решил, что от них можно дождаться только очередных Манчкинов. Купил все остальные допы к Д. на английском, до сих пор периодически играю — не надоедает.

  2. Shveyk says:

    Иногда бесит как адепты новых модных декбилдингов ругаются на доминион. Его уважать надо, а не ругать. Тем более когда есть живые люди как я, которые в него играют периодически=)
    Доминион выгодно отличается для меня от остальных подобных игр тем что он чистый абстракт. Не то что бы я люблю абстракты, но прикручивание разных тем к этой механике выглядит нелепо. Хотя достойные игры, где тема органично считается с механикой конечно есть и я к ним присматриваюсь…

  3. Yury Yamshchikov says:

    Многие, как мне кажется, так и не поняли, в чем гениальность Доминиона. Совсем не в декбилдинге — ни одна из декбилдинг-игр и близко не приблизилась по популярности к Доминиону. Его гениальность в случайном наборе доступных карт, определяющих весь игровой процесс. И это дает чумовую реиграбельность, в экспоненциально увеличивающуюся с каждым допом.

    И второй важный момент — простота игрового процесса, при очень большой глубине. Многие последующие декбилдинги не то, чтобы сложнее, но гораздо комплекснее и навороченнее, что существенно повышает порог вхождения.

    • scafandr says:

      МНе не нравится, что в Доминионе слишком узкий выбор карт. Допустим, в Эсеншн всех карт по одной штуке, поэтому каждая игра будет отличаться от другой в любом случае — для партии не надо сортировать отдельно карты. Из 10 колод в Доминионе играет только 2-4 — это как-то не очень.
      Д. — это прежде всего механика, а уже кому не нравится абстрактность, у того широкий выбор других декбилдингов

      • Yury Yamshchikov says:

        А более широкий выбор в Доминионе и не нужен. Кроме того, какие карты брать, ты еще подбираешь их количество в зависимости от толщины колоды, ситуации в игре и колод соперников. Про 2-4 колоды из 10 не согласен, игра идет на любых, просто под каждую колоду надо приспособиться — в этом и состоит изрядная часть фана. Да, изредка попадаются неприятные лично мне расклады, но это действительно редкость, которая, почти всегда видна до начала игры. Плюс, это дело вкуса, есть люди любящие неприятные мне наборы карт.

        Про абстрактность — полностью согласен.

        PS Пардон за слоупок-ответ, понял, что отвечать надо сразу, а то потом отвлекаешься и забываешь.

        • scafandr says:

          Ну я даже не знаю, какие у тебя собираются колоды. если ты играешь всеми картами из партии. Может мы не понимаем друг друга. Максимум 5 карт используется, ито некоторые карты только для раскачки. Иначе колода потом плохо работает. У меня такой опыт=)

          • Yury Yamshchikov says:

            А, ты в смысле карт из расклада, а не раскладов как таковых. Да, конечно, все 10 карт редко используются, обычно выбираешь 2-4 для СВОЕЙ стратегии. Но, часто бывает, что разные игроки используют разные карты из одного и того же расклада, конкурируя не столько реализацией конкретной стратегии, сколько стратегиями как таковыми.

Добавить комментарий

