Эссен 2014 — продолжаем грустить

Недавно в обсуждении одной из моих статеек поднялась интересная тема о разных журналистских подходах к написанию статей. Например, Александр Булгаков предпочитают сухую информативную журналистику, которой сам и следует. Я же так не могу, мне больше нравится поанализировать, поразглагольствовать, выразить свои личные вкусы и предпочтения.

Про прошедшую выставку в Эссене можно написать сухо. Сколько человек посетило мероприятие, сколько было всего стендов и издательств, какие игры были самыми ходовыми и т.д. Это статистика, думаю, обязательно появится на Тесере рано или поздно. А мне сначала хотелось рассказать о выставке так, как я это сделал про Gen Con — написать подробно обо всех играх, которые меня заинтересовали после того, как их показали по стриму БГГ. Но все-таки Эссен — это не Джен Кон. Это другая выставка немножко. Она тоже про настолки, но про другие. Многие любят сравнивать обе выставки и философствовать на тему — что же все-таки лучше, Шпиль или Джен Кон. Любители америтрэша вопят — только выставка в Индианаполисе! А еврогеймеры с ними спорят — нет в Эссене!

Раньше я тоже говорил, что Эссен все-таки более скучный, чем Джен Кон. Я мало играю в еврогеймы, поэтому понятно, почему я даю предпочтение выставке в США. Но тут все-таки надо раскрыть секрет, если кто не в курсе — я в первую очередь любитель карточных игр, а не америтрэшер. А в этом году понял, что устал от америтрэша. Мне хочется играть в Tzolk’in, Dungeon Petz, The Castles of Burgundy. Интересуюсь такими играми, как Bora Bora, Brugges, Five Tribes, Nations. Естественно, я не утверждаю, что америтрэш меня больше не интересует. Но то, что он стал меньше меня волновать, это точно.

В этом году хорошие ребята из БГГ как всегда опять снимали презентации игр и транслировали их в онлайн режиме. И если трансляцию с Джен Кона я не пропускал и сидел перед монитором как приклеенный, то на игры с Эссена смотрел выборочно. А потом перед сном проматывал всю запись (благо, в этом году это можно делать), чтобы посмотреть, что я пропустил. И если от Джен Кона я ждал конкретных игр и с замиранием сердца смотрел их презентации, то на игры Эссена я смотрел спокойно, потому что ничего особенного от них не ожидал.

Буду откровенным, много хороших игр со Шпиля не демонстрировали, потому что они уже были показаны на выставке в США. Это логично. И там, и там были такие настолки, как Imperial Assault, Warhammer 40k Conquest, Five Tribes, Abyss, Lords of Xidit, Imperial Settlers, The Battles of Five Armies, Hyperborea. Поэтому нам показывали то, что мы еще не видели (в основном).

Да, каких-то явных хитов, которые бы сильно выделялись, не было. Но я удивился тому, что было много может и не 100% хитовых, но тем не менее клевых игр, в которые я как минимум поиграл. Причем у них не было заезженных тем, в духе супергероев, фэнтези и прочих зомби, которые в печенках сидят, а их все штампуют и штампуют. Типичная игра ДженКона — большая коробка, раскладывающееся поле, разбитое на гексы, миньки, много карточек, кубики, в этом году еще добавились девайсы. Бросаем кубики, ходим по карте, мочим друг друга кубиками. Такие игры не всегда могут удивить. А Эссен может.

Поэтому я более чем уверен, что будь я в Эссене,то набрал бы не меньше чем целую гору игр. Потому что в каждой из них есть что-то клевое, чего я не видел раньше.

Игр-убийц не было. Это очередной спокойный Шпиль, про который кто-то может написать, что настолки умирают, ничего интересного. А мне вот подумалось, что Шпиль интереснее Джен Кона. Вот не знаю, почему. Наверное потому, что в Германии я увидел игры, которые меня заинтересовали, а я про них ничего не знал. Я задал этот вопрос в чате ребятам из БГГ, и все сказали однозначно — Шпиль лучше. Наверное, они тоже насытились америтрэшем.

Я кратенько расскажу о том, что мне показалось интересным.

Alchemists

В последнее время я интересуюсь играми чешского издательства CGE. Началось все с Tzolk’in, потом полюбил Dungeon Petz, заказал Dungeon Lords… У них очень самобытные игры, и по оформлению, и по темам. Сложно сказать, любимое ли это мое издательство, но если я куплю еще парочку их игр, то точно будет любимым.

Хотя вот Алхимики меня сразу не заинтересовали. Наверное потому, что делал игру не Хватил. Я привык, что этот самый известный чешский разработчик что-то придумывает новенькое к выставке. В этот раз он придумал всего лишь дополнение к неинтересной мне игре Tash-Kalar. А Алхимиков придумал какой-то Matúš Kotry. Как оказалось, он делал iOS-версию Galaxy Trucker, ну и заодно свою игру склепал.

Я что-то не люблю настолки, где нужно использовать девайсы. Вот только разве что XCOM мне показался в этом плане адекватным — там программа сама генерирует игровой процесс. Это клево. Это значит, что мне не нужен игрок, который будет играть за пришельцев. В Алхимиках девайсом нужно сканировать карты ингредиентов и узнавать, что будет, если эти карты смешать. Мне подумалось, что это очень скучно ставить карточки на специальную подставку, сканировать. потом ждать результата… Это как-то очень по-детски. Школота заценит, мне как-то не очень.

Но совсем по-другому я посмотрел на игру на прошлых выходных. Все началось с фразы, что это «типичный workerplacement от CGE». Я обожаю воркерплейсменты от CGE! Присмотрелся к игре — ба! Так ее же рисовал мой любимый художник David Cochard! Он оформлял Петсов, Лордов, Гоблинов, которые Inc. Т.е. общий фирменный стиль издательства остался. А когда открыли коробку и разложили компоненты, то я растаял. Это действительно воркерплейсмент. Мы расставляем миплов по разным секциям. Там берем ингредиенты, там нанимаем помощника, там делаем опыты, там проверяем зелье на себе…

Это игра с элементом дедукции. Мы должны догадаться, как правильно сварить зелье. Сканируя карточки, мы просто узнаем, какое получится зелье, если смешать эти 2 ингредиента. А в нужном зелье не один ингредиент, а больше! Единственное, что меня смутило — меняются ли от игры к игре результаты варки зелий? Например, жаба и гриб дают красное зелье со знаком минуса. Если в каждой игре будет одно и то же, то в конце концов все запомнят кто что дает, и тогда девайс можно не брать. Правильно? Прошу помочь мне разобраться с этим вопросом тех, кто в курсе. Я просто очень заинтересовался игрой, но хочу понять, насколько она реиграбельна.

И вдруг мне показалось интересным сканировать ингредиенты. Это так мило. Великолепное поле, отличного качества компоненты, моя любимая механика… Мне кажется, что это очень клевая игра. Может быть, не такой хит, как Лорды или Петсы, или даже Цолькин, но где-то рядом.

Порадовало, что приложение доступно на любом iOS, Андроиде или даже на компьютере. А если вообще ничего нету, то можно воспользоваться специальной картонкой, которая подсказывает, что получится при смешивании компонентов. Но с девайсом круче, конечно же.

Я ее практически уже в воскресенье заказал. Но удержался, потому что решил, что лучше я дождусь большего количества обзоров (пока есть только один), чтобы быть уверенным в покупке.

Мне показалось, что именно таким должно было быть Зельеварение. Алхимики — правильная ее версия…

Haru Ichiban

Это очередная игра Бруно Каталы (он монстр в этом году!), про которую я не знал, когда брал у него интервью. Когда писал об играх с Эссена до выставки, то была мысль упомянуть и эту настолку, но передумал, так как она показалась мне темной лошадкой, которая может оказаться как интересной думательной игрушкой, так и слабенькой детской поделкой.

Когда посмотрел, как в нее играть, то понял, что темная лошадка — это милый абстракт.

Прежде всего, выглядит игра выше всяких похвал. Мне, как любителю восточных тем, это очень нравится. Игроки (настолка строго на двоих) расставляют цветочки на лилии, разложенные на специальном поле. Для цветочков есть специальные отверстия куда они вставляются. По сути, игра — сухой абстракт. Игроки выбирают по одному цветочку из 3-х на выбор. На каждом цветочке есть цифра. Цифра показывает, кто будет главным монахом на ход, а кто его учеником. В зависимости от этой роли, каждый игрок расставляет цветочки по особенным правилам. Кому-то можно передвинуть лилию, кому-то ее перевернуть… А еще там есть маленькая жабка! Жабка!!! Это же игра про меня!

Я понимаю, что это довольно простая семейная игра для двоих игроков, но как же круто она выглядит. Дико хочется ее заиметь.

Pandemic: The Cure

Можете себе представить, я не играл в Пандемию. В этом году выпущено много игр из серии Pandemic. Одна из них эта — кубиковая. Многие ждали The Cure, потому что любят оригинальную версию. А я не знаю, люблю ли я ее=) Мне она как-то не очень интересна, но кубики — это мое.

В этой игре игроки примеряют на себе разные профессии, которые могут спасти мир от заражения. У каждой роли свои кубики. Основная фишка игры — бросать кубы можно сколько угодно, но чем больше будет перебрасываний кубов, тем ближе мир к апокалипсису.

Ябсыграл. Интересно.

Kanban: Automotive Revolution

За эту игру тоже глаз цеплялся до выставки. Но поверхностного интереса не хватило, чтобы упомянуть Kanban в статье про превью.

Я эту игру подробно пока еще не разбирал. Просто глянул на поле и подумал-  похоже на конвейер, агрегатно-поточная технология, с которой я каждый день сталкиваюсь на работе.

По факту в игре мы играем за менеджеров, которые хотят улучшить свое производство, чтобы выгоднее продать товар. Это комплексная игра с кучей фишек, миплов, машинок, мест, куда надо ставить рабочих и т.д. и т.п.

Буду изучать игру дальше, читать обзоры, скачивать правила. Может быть, клевая игра, кто знает.

Deus

Очередная игра про строительство цивилизации, и я ей предсказываю стать хитом. По крайней мере, в фотографиях покупок с выставки она часто мелькала.

Покупаем здания, выставляем их на разноцветную карту (которая не гексовая, как мы привыкли, а круглая), у зданий разные свойства, которые приносят игроку профит. А еще можно молиться богам, и получать за это плюшки. Примерно так я понял игру. Выглядит она классно. Арт на картах отличный.

Буду изучать игру дальше, но уже на этом этапе я практически уже хочу ее купить. Подожду обзоров.

Sushi Dice

Когда я брал последний раз интервью у Анри Кермаррека, то надеялся, что он расскажет о своих новых играх, которые будут по сложности примерно похожи на его настолку Wiraqocha. А может быть даже еще хардкорнее. Но, как оказалось, все его новые игры ну очень простые. Взгрустнулось.

Анри — добрый милый человек в очках и с бородой. Я сразу его узнал, когда тот сел перед камерой. Он открыл коробку… И я начал понимать, что влюбляюсь в игру.

Я знал правила этой игры еще до презентации. Ничего нового Анри не поведал. У нас есть несколько карт с разными видами суши, на которых нарисовано, что мы должны выбросить на кубиках, чтобы приготовить это суши. Бросают кубики все одновременно, если на кубике выпадает нужная картинка, то его можно отложить в сторону. Остальные кубики продолжают перебрасываться, пока не выпадет что-то нужное. Может выпасть грань со смайликом (yuk). Если вы увидели, что у соперника выпал этот смайлик, вы должны крикнуть — юк! И тогда соперник обязан взять один из отложенных кубиков и вернуть его назад в руку. Если вы собираете нужные кубы для суши, то нужно хлопнуть рукой по звоночку, что символизирует то, что вы приготовили блюдо и его можно подавать посетителям вашего ресторана=)

Анри предложил Бет сыграть, и это было так круто, что я сам очень захотел попробовать сыграть! Сразу же написал Анри письмо, где написал, что впечатлен его игрой и хочу ее купить. Это офигенный патигейм на обожаемую мной тематику.

Да, Юшин, тебе немного не повезло, игра действительно классная!

Кстати, зашел на сайт  Sit Down! (издатель) и закинул игру в корзину. Почему-то пересылка у меня оказалась равной примерно 197 евро при стоимости игры 18 евро. Так надо?=) Пересылка Виракочи мне когда-то обошлась в 17 евро. Написал им письмо.

Dice Brewing

Не то чтобы я в восторге от игры… Я не поэтому решил упомянуть про нее. Мне понравилось, как 2 поляка ее раскручивали, а потом через пару выставочных дней продали весь тираж. Они сделали мягкую игрушку в виде хмеля с усами, в одной руке он держит кубик, в другой пивную кружку. Видимо, Мистер Хмель помогал продавать игры=) Поляки веселые, прикольные, любят свою игру.

Хотя чего-то особенного я в ней не увидел. Неплохая кубиковая игра. Про пиво! Вуху!

Наместник

Я не мог пройти мимо игр Hobby World, тем более что сам в них еще не играл.

Вайсрой — звучит забавно. Настраивает на серьезную стратегическую игру про историю. А на самом деле это абстрактное фэнтези.

Мне понравилась идея с выкладыванием карт по правилам совпадения цвета. И очень понравилось оформление. Да, картинки все сперты у Берсерка, но это хорошие картинки. Игра действительно смотрится отлично. Такую настолку не стыдно показать забугорным настольщикам. Пускай там может геймплей не очень или еще какие косяки есть, но хороший внешний вид — это всегда показатель того, что издатель хочет делать и делает приятные глазам игры. В отличие от некоторых других российских игр, на которые страшновато смотреть… Не буду тыкать пальцем…

Начало презентации слушал внимательно, потом приходилось отвлекаться, поэтому не до конца все понял — там есть разные режимы игры, правильно?

В общем, ябсыграл, таков вердикт.

Находка для Шпиона

Как-то рано я сорвался с бара, в котором сидели гости и участники выставки Игрокон, проходившего в Львове в прошлом году. Пока все играли в прототип игры никому неизвестного Ушана, я обошел несколько кафе и баров, потому что Львов — это город кафешек, в одном месте долго сидеть нельзя -многое пропустишь. А вышло так, что я пропустил игру, о которой сейчас много говорят.

У игры хорошая задумка. Она не всем понравится, это правда. Она может быстро надоесть — это тоже правда. Но идея у нее отличная, и имеет предрасположение к большому количеству дополнений. Я в такие игры не играю, но если бы кто-то попросил составить компанию — не отказался бы.

Интересно, какая из этих двух игр HW продавалась лучше всего…

Dungeon Lords: Happy Anniversary

О том, что хочу Лордов, я понял когда сыграл в Петсов. Строил планы, когда ее лучше заказать, потому что хотелок всегда больше, чем возможностей их приобретения. Казалось бы, был такой шикарный шанс заказать эту самую Happy Anniversary через KS, но мне пришлось сдержать себя, чтобы не вложиться в проект. Я в то время уже потратил 500 уе на игры, а тратить все деньги на свое легкомысленное хобби нельзя. Поэтому не стал бэкером.

И вот я смотрю, как открывают крышку коробки, и понимаю, что издание получилось мегакрутым. Огромная коробка, хороший органайзер, специальные баночки под все жетоны. Я планировал взять эту версию игры у какого-нибудь ритейлера зимой. Но когда увидел коробку, решил, что сделаю это прямо сейчас. К счастью, у Philibert можно было сделать предзаказ. Ждем-с.

Body Party

Так интересно, что взрослый гикнутый дядька с грустными глазами вдруг придумал патигейм. Это игра Эрика Мартина из БГГ, ответственного за новости на главном забугорном настольном ресурсе.

Когда они играли с Бет в эту игру, я умирал со смеху. Чем-то настолка похожа на Твистер, только не надо никаких специальных ковриков. Игроки делятся на 2 команды. В команде двое-трое играют, а третий-четвертый им помогает. Тот, кто помогает, открывает карту, на обоих сторонах которой написано, между какой частью тела нужно зажать эту карту. Например, между лбом и локтем. Т.е. один игрок кладет карту на лоб, а второй ее припирает локтем. И так далее, пока кто-то не удержит 6 карт. Веселуха конкретная.


Вот основное, про что я хотел рассказать. Игр было много, много было всякой ерунды, но были и интересные экземпляры. В частности, Alchemists и Deus очень близки к тому, чтобы я купил их зимой…

9 Responses to Эссен 2014 — продолжаем грустить

  1. Gort says:

    >Единственное, что меня смутило — меняются ли от игры к игре результаты варки зелий? Например, жаба и гриб дают красное зелье со знаком минуса. Если в каждой игре будет одно и то же, то в конце концов все запомнят кто что дает, и тогда девайс можно не брать. Правильно?
    Девайс как раз потому и нужен, что при каждом нажатии Новая игра, он генерирует новый случайный набор соответствий типа «Ингридиенты — Результирующее зелье». А если к устройствам доступа нет, то один из игроков может выступить в роли гейммастера, создав условия для новой игры вручную на специальной карточке, но ему всю игру придется помогать говорить всем игрокам результаты их смешиваний.

  2. Gort says:

    По Канбану — почитайте в википедии что это такое, сразу станет понятно о чем игра =)
    Я с правилами ознакомился во время последнего контеста на БГГ — меня не впечатлило. Но тут, как говорится, на вкус и цвет)

    • scafandr says:

      Камбан пока у меня не доходит по желаниям по маст хэва, но если вдруг начнут захваливать, то вполне может быть. По крайней мере, тема мне очень близка=)

  3. Suzume says:

    Как не играл в Пандемию?? Очень люблю эту игру. Мне как раз тема там нравится больше всего, это так круто — сражаться с болезнями! Очень жду, когда наконец появится в продаже русское дополнение к ней.
    А Viceroy это вроде Наместник?

    • scafandr says:

      Да вот не довелось. Я много позже узнал, что Пандемия — это чуть ли не главная настольная игра любого настольщика=) Но кооперативки — это не совсем мой жанр.
      Вайсрой — Наместник, верно.

      • Suzume says:

        А у меня она одна из первых появилась (ну, после обострения хобби :)) Более того, в этом году на People’s Choice Awards Пандемия заняла первое место. Я так рада за неё 🙂 Но я кооперативки люблю.

        • scafandr says:

          Про то и говорю=) Удивился, когда узнал, что многие начинали с этой игры. Многие ждут дополнения на русском. Да и зарубежом аналогичная тема.
          Кстати, о магазинах. Связался с французским Philibert. В вскр сделал заказ, вчера отправили. Dungeon Lords HA, Imperial Settlers, Warhammer 40k Conquest. Как придет, напишу статейку, расскажу, в чем плюсы, в чем минусы

Добавить комментарий

