О старом по новому — 7 Wonders

Иногда я рассказываю в блоге об играх, с которыми знаком давно, делюсь опытом, рассказываю, что изменилось со временем — стал ли я по-другому относиться к игре? И чаще всего да, стал. Любая игра может надоесть, разочаровать, оказаться сломанной, или вдруг появится похожая игра, но гораздо лучше. На днях прочитал отличный обзор новой игры. Хорошо так написано, игру захвалили. А потом хлопнул себя по лбу и воскликнул — ах, я же забыл, что этот человек совсем недавно начал увлекаться настольными играми, он же еще под впечатлением от Small World и ему подобных игр… ему особо не поверишь…

Но все-таки есть игры на века. Когда я смотрю на свои коробки с надписью 7 Wonders, то у меня не возникает таких мыслей — хорошая игра, но надоела, скучно, я бы продал. Наоборот думаю — а я бы сыграл! Вот прямо здесь и сейчас сыграл бы. И совершенно точно знаю, что эту игру я никогда не продам.

Для меня 7 Чудес —  это вау. Это в каком-то роде праздник, который редковато сейчас появляется на столе, но всегда вызывает самые позитивные эмоции. У нее прекрасная коробка, отличный органайзер, суперовские компоненты.

Вообще, сама эта настолка как волшебный сундучок, который, когда его открываешь, освещает все вокруг разноцветными красками — желтыми, синими, зелеными, красными, фиолетовыми. У меня были именно такие ощущения, когда я принес домой с почты посылку из Штатов, взял в руки 7 W и стал снимать с нее пленку.

Но гораздо больше эмоций я получил, когда читал правила. Не раз писал о «волшебных» играх, в которые хочешь как можно скорее начать играть после прочтения правил. Это можно сказать и про 7W.

В игре есть потрясающие большие планшеты чудес. На самом деле они несут больше эстетический характер, чем какой-либо другой (имею в виду именно большой размер). Да, под них удобно подкладываются карты этапов постройки чудеса света. Да, на них нарисованы ресурсы, которые они приносят. Да, на них можно складывать жетоны. Но для меня планшеты — это большая красивая картинка прежде всего. Обычно я ругаюсь на такие вещи — ну зачем мне эти специальные карты для «кладбища», зачем мне жетон первого игрока в игре на двоих, зачем мне лишнее пустое место, из-за которого увеличились размеры коробки. А вот если бы в 7W были еще больше планшеты, я был бы только за. Я бы на них еще и карточки складывал — очень удобно и практично.

Я очень не люблю, когда кто-то говорит, что 7W — это игра про драфт, как в ККИ. Так говорят те, кто в ККИ не играл, ибо в этом виде настольных игр драфтят карты, чтобы потом собрать колоду и ею играть по совершенно уникальным правилам. В 7W драфтят карты, чтобы сразу же их сыграть, т.е. выложить на стол. По ощущением все-таки это другой драфт. Но тем не менее, он классный. В 7W драфт — это и есть сама игра.

После первой сыгранной партии я понял, что игра меня не разочаровала. Хотелось играть еще, еще и еще. Реиграбельность достигается за счет того, что в каждой игре приходят разные карты в руку. В 7W нельзя применять одну и ту же тактику. Точнее, невозможно применять. Понятно, что очень выгодно собирать карточки науки (зеленые), которые в конце игры приносят огромное количество очков. Но они не всегда попадают в руку, иногда соперники догадываются про ваши коварные планы и просто не дают «науке» дойти до вас. И тогда вам придется брать что-то другое. Может быть, экономику развивать или качать военную силу. В этом и кайф, что игра заставляет вас принимать оптимальные решения с планированием будущего результата. Я обожаю такие игры. Мне нравится строить стратегию с надеждой на то, что в будущем она себя оправдает. В этом кроется большой процент риска, который может оттолкнуть игроков, которые привыкли к играм, где многое зависит от них самих, а не от везения. Но меня это не отталкивает.

А везения, все-таки, в Чудесах много, этого я не буду отрицать. По сути, вся игра строится на везении. Наверное, этот аспект нужно в первую очередь объяснять тем, кто садится играть впервые. Эта игра про то, что вам нужно собрать что-то хорошее из того, что есть. А то, что есть, не всегда является тем, что надо. Вот и надо объяснять игрокам, что порою приходится брать трэш или сбрасывать карту. Так она работает.

Если быстро описать процесс игры, то получится что-то типа — выбираем, строим, передаем, выбираем, строим, передаем, сражаемся, считаем очки — оп, а как я так проиграл? Наверное, самое слабое место в этой настольной игре — это финал. 20-30 минут ты добросовестно строил свое Чудо Света, выбирал хорошие карты и накопил кучу монет. Как вдруг в конце игры оказываешься пятым из шести игроков. Как так? Вот попробуй пойми, в каком месте ты сделал ошибку. А выиграл тот, кто строил синие карты. Следующий раз думаешь — теперь я буду строить синие карточки, ведь они приводят к победе. И опять проигрываешь. А победитель выиграл по зеленым или желтым с красными постройками. Некоторых это раздражает, и они готовы всеми плохими словами называть автора игры — Антуана Бозу. Я тоже не всегда понимаю, почему проиграл, но тем не менее всегда уверен, что следующий раз отыграюсь.

Еще один интересный вопрос — стоит ли показывать игру новичкам? Лично мое мнение, что стоит. Я видел самые разные реакции на игру. Были абсолютные новички, которым игра давалась туго. Они не понимали, как играть, они показывали свои карты соседям и спрашивали, какая карта лучше, они постоянно ошибались и набирали минимальное количество очков в итоге. А были новички, которые моментально въезжали в игру и могли даже выиграть. Были гики, которые находили игру унылой, а были и такие опытные настольщики, которые влюблялись в игру с первого раза. Но все-таки в моем опыте больше тех, кто находил в игре сокровище. Я не так много нытиков встречал, если честно. Безусловно, тотальным новичкам все-таки лучше показать что-то типа Картахены, Черепашьих Бегов и Каркассона. Я бы не стал впаривать зеленым неопытным адептам 7W, только если они будут сильно просить — тогда еще можно впарить. Все-таки какое-то понятие о настолках у них должно быть, прежде чем они начнут строить чудеса.

Важно новичкам объяснить, что с первого раза у них не получится сыграть хорошо. Да, это такая игра, в которой нужно иметь понятие о том, какие карты есть в игре и как они между собой взаимодействуют. Я знаю, как бывает, когда пытаешься разжевать все до начала игры:

— Вот в первой эпохе у нас такие карты, тут есть тытыты, а вот смотрите вторую эпоху…

— Да ладно, давай играть, по ходу разберемся, все равно ничего не запомнишь сразу.

Вот и получается, что в итоге игрок сидит и не может понять, чем красная карта может быть лучше синей. Для него все карты одинаковые. Но когда он сыграет один раз, потом второй, тогда начнет понимать, что же нужно делать в игре и как выбирать хорошие карты из кучи других.

Но многие ли захотят сыграть еще раз? Вот тут да — или игра нравится, или нет. Опять же сужу по своему опыту — большинству нравится. А еще половина из большинства потом спрашивают у меня, где можно купить эту замечательную игру. И я всегда радуюсь, что мне удалось подсадить кого-то на хорошую настолку.

Но, если честно, одной базы рано или поздно становится мало. В 7W легко можно переиграть — это истина. Как всегда в таких случаях приходят на помощь дополнения, самым лучших из которых я считаю Cities.

Города для меня являются идеальным дополнением, потому что они не ломают игру, а дополняют. Новые планшеты Чудес + новый тип карт для каждой эпохи. Черные карты позволяют нарушить спокойствие между игроками. Они вводят больше взаимодействия, за что частенько ругали базу (мол, каждый играет сам по себе). Поэтому в первую очередь рекомендую разбавить игру Городами.

А вот дополнение Лидеры так себе. Игра и так сама по себе хаотичная, так этот доп вносит еще больше хаоса. В самом начале игры все драфтят белые карты — карты лидеров, которые в течение игры могут дать полезный бонус. Но как угадать, какой лидер тебе будет нужен потом, если по сути игра еще толком не началась? Будут ли у меня зеленые карты в игре, для которых идеально впишется этот лидер, который дает плюшки от карт этого типа? Я пока еще не экстрасенс, чтобы угадывать, что будет в будущем. Приходится надеяться, что ты угадаешь с выбором лидеров. Иначе потом ты просто продашь его за 3 обычные копейки, а кому-то его лидер принесет целую кучу победных очков (абыдна, да?). Поэтому я все же предпочитаю играть без Лидеров, но и с ними тоже можно.

В прошлом году вышел Wonder Pack со всего лишь четырьмя новыми планшетами чудес. Маловато будет. Поэтому, естественно, я жду появления нового дополнения Babel  в наших магазинах, которое по-любому должно появится до НГ. Уж Вавилон даст жару, я уверен.

В некоторой среде настольщиков модно ругать 7W. Типа, что вы нас опять пичкаете второсортной поделкой, Боза-то ведь халтурщик! Король Боза то голый! И мне так жалко Антуана становится. Хороший ведь мужик, с которым приятно пообщаться. Он из тех разработчиков, которые общаются с любителями настольных игр, у которых пальцы еще гнутся. Он делает милые добрые игры, и не пытается никого обмануть, честно.

Когда захожу в магазин настольных игр и вижу на полке 7W всегда жалею о том, что у меня уже есть эта игра. И всегда радуюсь, когда кто-то ее покупает. Я представляю, с чем предстоит ему познакомиться в ближайшее время, ему еще предстоит открыть прелести игры. Да, не самая идеальная настолка, кому-то нравится, кому-то так себе, но для меня это сундучок с сокровищем, который так приятно открывать в кругу друзей.

Одна из моих самых любимых настольных игр.

Обзор игры

П.С. фотки с БГГ

37 Responses to О старом по новому — 7 Wonders

  1. ksedih says:

    Играбельно, но по-прежнему считаю, что есть очень-очень много вариантов лучше как для новичков, таки для опытных игроков. А если уж опытный игрок и почитатель этой игры говорит: «Наверное, самое слабое место в этой настольной игре — это финал. 20-30 минут ты добросовестно строил свое Чудо Света, выбирал хорошие карты и накопил кучу монет. Как вдруг в конце игры оказываешься пятым из шести игроков. Как так?», — то я ещё больше убеждаюсь, что зря она так превозносится.
    Очень разрекламированная, но не достаточно сильная игра. Хотя, я бы вот, например, сыграл, если б предложили. Это такое странное состояние, как с «Талисманом»: хочется сесть и поиграть, но в процессе понимаешь, что зря ты это сделал.
    Но цветастая зараза, да и процесс не такой уж ординарный, так что нет-нет, да заманивает сыграть партейку. Так что язык не повернётся назвать игру плохой (но и хорошей тоже).

    • scafandr says:

      Так и есть. Это игра со странной концовкой, в течение которой ты просто смотришь, как растут цифры. Примерно такая же ситуация с Токайдо. Вроде ходишь, берешь. что надо, а потом подсчет и оп — как ты проиграл, не понимаешь.
      Поэтому в каком-то роде 7 Чудес тоже можно назвать дзенской игрой. Красивой дзенской игрой. Я всегда расстраиваюсь, не понимая, что я делал не так, но хочу сыграть еще. В этом парадокс игры=)
      Я просто принимаю ее такой. Мне очень нравится перебирать карты в руках, меняться ресурсами с соседями и радоваться выложенным картам науки. Прям как детишки в песочнице, которые знают. что все куличи до завтрашнего дня не доживут, но все равно их лепят=)
      Спасибо за мнение!

      • ksedih says:

        Вот с Tokaido у меня сложились другие отношения. В неё мне приятно играть. Просто из-за темы и подачи. «Токайдо» раскладывается перед настольщиками и воспринимается как дзен-игра, а «Чудеса» как большая настолка, хотя по сути такая же дзен-игрушка. И из-за этого «обмана» она огорчает.
        Опять пришла мысль, что все игры Бозы являются так же дзен-ориентированными. Как будто не ты играешь, а просто «так получилось», прими как данность, настольщик, и обдумай.

  2. nightstork says:

    Играли своей компанией на игротеке — никого не впечатлила. Ни игровой механикой, ни артом. Но и плохой игру никто не назвал.

  3. Suzume says:

    А если бы человек из первого абзаца был под впечатлением не от Small World, а от 7 Wonders и «ему подобных игр», его обзору можно было бы верить?
    А ещё получается, что достойные доверия отзывы могут оставлять только люди, которые сыграли в 1000 игр?

    • scafandr says:

      Верить можно всем. Просто с опытом притупляется чувство восторга от любых игр, в которые играешь. Очень часто те, кто недавно познакомился с настолками, не верят в то, что есть не очень хорошие игры. ОНи готовы играть во все, потому что это НАСТОЛКИ! Если такой человек напишет обзор на игру, то это не значит, что он неправ. Вполне может быть, что игра и прям супер-пупер. Просто я не могу довериться ему полностью, если знаю, что он пока мало сыграл. Как-то так.
      Ни в коем случае не хотел никого обидеть этой фразой.
      ММ, кстати, для меня такой же, как и 7Ч=)

      • Suzume says:

        Ну тут ещё и есть другие показатели, например, вкусы. Может, автор сыграл в кучу игр, но в такие, какие мне совсем не нравятся, поэтому его мнению я не буду верить даже будь он самым известным обозревателем игр %) А вообще прихожу ко мнению, что обзоры — дело ненадёжное при принятии решения покупать или нет, лучше читать правила и прикидывать, понравится тебе такое и твоей компании или нет.

        А насчёт 7 Чудес, у нас в компании в основном все её любят, у мужа это одна из любимых игр, наравне с Small World и теперь Cyclades. Даже протекторы для неё купили 🙂 А вот одной девушке не понравилось и всё тут, она даже толком не захотела разбираться, сыграла две партии и вынесла вердикт: не нравится.

        Мне неожиданно понравилось играть в дуэльном режиме, хотя давно не раскладывали. На большую компанию, как по мне, получается довольно хаотично, и да, очень часто сидишь и недоумеваешь, почему победил не ты и как у другого получилось выиграть? Победных стратегия я до сих пор не вижу %) При игре вдвоём больше стратегии.

        • scafandr says:

          1. У меня есть, скажем так, «любимые» обзорщики, с которыми у меня совпадают вкусы, поэтому я могу после первого прочитанного обзора. написанного ими, купить игру. Потому что знаю, доверяю. Либо еще можно ориентироваться на обзоры, если знаком лично с человеком, не раз с ним играл и прекрасно знаешь, какие нравятся игры, а какие нет. От этого тоже можно оттолкнуться. Я же правила не люблю читать. если честно=) Только после покупки=)
          2. Я больше в 7Ч люблю играть «средним составом» — 5-6 человек. Я не очень люблю, когда твоя рука возвращается к тебе несколько раз. Поэтому дуэльный вариант — не мое. Мне больше нравится неожиданность, когда руки разные приходят. Но оптимальным составом тоже не люблю играть, ибо тогда вообще скадывается ощущение, что играешь только с товарищами слева и справа. Остальные в свою игру играют=)
          Когда играешь вдвоем, то да, можно просчитать, ведь рука будет постоянно возвращаться назад, пускай и с потерей одной карты. В этом плане мне больше нравится дуэльная партия в Fairy Tale.

        • Serhious says:

          Есть такой rahdo в youtube, довольно известный, так вот он говорит, что 7Чудес намного лучше играется именно вдвоем, поскольку тогда игровой процесс более гибкий, появляются новые варианты и тактики игры, т.к. третьего управляемого игрока можно использовать очень по разному — и гадить оппоненту, и сбрасывать на него нужные карты, и помогать себе. Словом, Радо говорит — так намного веселее и больше простор для раздумий ))

          • Suzume says:

            Я тоже, когда писала свои впечатления о 7 Wonders, обратила внимание на те же черты игры вдвоём: можно свободному городу скидывать карты, которые не хочешь, чтобы достались оппоненту, а когда тянешь за него карту, вполне можешь вытянуть то, что тебе жизненно необходимо 🙂 Чувствую, надо освежить впечатления игры в 7 Wonders на двоих 🙂

    • ksedih says:

      Это называется «авторитет», или даже ещё точнее «профессионализм». Вы же не ходите в подворотню вырезать аппендикс, а идете к хирургу и, желательно, хорошему.

  4. Gort says:

    Подписываюсь под каждым словом. Была одна из первых больших настолок для меня, брал даже не зная что она про драфт (хотя это дело еще из Магии очень люблю), просто по артам и рейтингам. Игра впечатлила сразу, так и хотелось переигрывать в нее партию за партией, более того, это чувство никуда не делось: всегда готов разложить партейку, а за ней следующую и т.д. И у всех друзей такие же ощущения, мы тогда не очень опытными настольщиками были, многие (те кто не мотыжил), не понимали первые n партий, что вообще надо делать и как выигрывать, но в итоге все разобрались и все до сих пор ее очень любят.

    > Я тоже не всегда понимаю, почему проиграл, но тем не менее всегда уверен, что следующий раз отыграюсь.
    Я тоже не всегда пониманию, почему проиграл, но зато всегда понимаю, почему выигравший — выиграл)

    > Но как угадать, какой лидер тебе будет нужен потом, если по сути игра еще толком не началась?
    В том интерес и есть: взять «надежного лидера» — очки, монетки, война, бонусы за ресурсные карты; или рискнуть, взяв ситуационного, но с высоким «очковым» потенциалом. Я обычно беру в соотношении 2/2. Уж одну из двух стратегий, предполагаемых ситуационными лидерами, я реализовать смогу. Уж в крайнем случае построю ими этап. Тем более, специфика самого планшета обычно настраивает на определенные стратегии.
    Хотя иногда проигрываю тем, кто «форсит» стратегию четко под выбранных узко-специализированных лидеров. Если им везет с раскладом, моего надежного варианта чуть-чуть не хватает.
    В общем мне лидеры нравятся точно не меньше, чем города, хотя и не больше. Реиграбельность базы они повышают невероятно, города же дают больше разнообразие внутри партии, но партию от партии они различают обычно не особо.

    И да, очень жду Вавилон — сегодня-завтра Филиберт мне должны выслать коробочку)

    • scafandr says:

      Я все-таки дождусь, когда Игровед привезет Вавилон. Но с Филибертом таки тоже связался=) Заказал Imperial Settlers, Warhammer Conquest и Dungeon Lords HA. Как придет, напишу статейку, может поговорю с самим магазином. если на контакт пойдут. Попиарю слегка=)

      • Gort says:

        Я уже у них 3-ий заказ собираюсь делать) Жду когда Legacy: Duke появится новый тираж, туда же закину Imperial Settlers и Colt Express, чтоб в 100 Евро уложиться)

        Мне нравится магазин, я им регулярно пишу спрашиваю, когда та или иная игра появится, всегда в тот же день отвечают.

        П.С. Таки ушла вчера посылка с Вавилоном, там же Kemet, Xidit, Abyss, 5 Tribes и несколько допов)

        • scafandr says:

          Хех, все игры из моего вишлиста. И Легаси тоже жду — там офигенная цена на него. Вообще вот так начитаешься, наобщаешься, так кажется вообще все деньги отдал бы за этот бездушный картон=)

      • Suzume says:

        Интригуете! Может мне тоже надо? Доставка дешевле, чем из Америки? Я на сайте понять не могу, мы входим в Rest of the World или таки в Европу вне ЕС?

        • scafandr says:

          Европа не ЕС. Что-то выгодно брать, что-то нет. Надо считать. Но у них есть то. чего нету «там»;) В частности. новинки Эссена

        • Gort says:

          Учтите, что при если смотреть сайт зарегистрированным с указанной страну, то автоматически цены без VAT показываются.
          Большинство популярных игр в наличии есть на нескольких языках, и английский вариант обычно чуть дороже: цифра получается примерно как на CSI, но вместо долларов Евро. Зато доставка копеечная, максимальный множитель 1,15. Плюс везут EMS, мне в глубины Сибири доходит дней за 10, когда из Штатов это месяц минимум.
          Кроме этого да, преимущество что европейские игры появляются раньше, и есть игры, например, от Game Salute, которых в том же кулстаффе не бывает: я так себе Alien Frontiers нашел.

          • scafandr says:

            Мне выслали USPS обычной. CP код.
            если брать немного, то получается как и на CSI. Т.е. если 3-5 игр. Все же при большем заказе на CSI немного выгоднее.
            Если сравнивать, к примеру, такой заказ — Bruges, TI, The Battle of Fve Armies, то на CSI дешевле на 50 уе. Так что надо все-таки пересчитывать

            • Gort says:

              USPS? Почтой США из Штатов? Мне через Colissimo обе посылки шли.
              У них английский Брюгге дорогой, потому что Z-man-овский. Если там глянуть французскую версию, тем более немецкую, они там в 1,5 раза дешевле. В общем игры европейских издателей брать выгодно, американских _обычно_ менее выгодно, чем через CSI, но доставка отбивает зачастую.

              Ща спецом пересчитаю свой свежий и предстоящий заказы по ценнику CSI.

            • Gort says:

              1) Мелкий заказ:
              Imperial Settlers
              Legacy: The Testament of Duke de Crecy
              Colt Express
              No Thanks!
              MtG Duel Deck Box
              1 Sleeve Pack

              Philibertnet: 100 Евро + 15 евро доставка.
              Не буду вдаваться у каких банков какой ркус безналичной конвертации, возьму даже центробанк:
              115 * 52.4424 = 6031 рубль.

              CSI: 141 доллар + 68 долларов доставка.
              209 * 41.4958 = 8672 рубля.

              2) Крупный заказ, часть перечислил наверху, но там еще много мелких коробок и аксессуаров:

              Philibertnet: 300 Евро + 25 евро доставка.
              325 * 52.4424 = 17043 рубля.

              CSI: 340 доллар + 126.85 долларов доставка.
              466,85 * 41.4958 = 19371 рубль.

              • Gort says:

                Ну и да, бонусные баллы от крупного заказа дали мне ровно 30 евро скидки на следующий. Куллстафовские накопительные проценты рядом не стояли, если у них оптом регулярно не закупаться.

                • scafandr says:

                  Это верно. Бонусные баллы у Филиберта покруче.
                  В принципе, я так прикинул, что если настолки не дороже 60 евро, то выгодно брать у французов. Причина дороговизны TI и tBoFA понятна — у Филиберта они стоят 80 евро каждая.
                  За 30 евро можно бесплатно получить еще одну настолку — красота

  5. darkdar says:

    Одна из моих любимых настолок. Правда, в последнее время мы почти в нее не играем и поэтому последний пак с чудесами до сих пор лежит не опробованным.

    С новичками тут двоякая ситуация. С одной стороны — арт на картах и на чудесах просто великолепен, а механика не очень сложна, к тому же практически отсутствует даунтайм, игра фактически идет со скоростью самого медленного игрока. Но при этом в первые пару игр люди вряд ли смогут выстраивать стратегию и анализировать ситуацию на столе. Но так бывает почти со всеми играми, которые хотя бы чуть сложнее простейших филлеров. В моей игровой компании к счастью игра «зашла» всем, и в первое время после покупки появлялась на столе практически каждый раз, когда мы собирались.

    По поводу дополнений согласен — Лидеры очень уж хаотичные, а вот Города неплохие. С лидерами поэтому почти не играем.

    При игре втроем-вчетвером всегда стараюсь прикидывать, у кого сколько очков, и какие есть цепочки для строительства, чтобы оценивать ситуацию за столом. В основном это нужно для того, чтобы прятать нужные другим игрокам карты под чудо света либо строить их самому. Обычно подсчет в конце игры особых сюрпризов у меня не вызывает. Правда, я и сыграл уже больше сотни партий (часть из них в онлайне).

Добавить комментарий

