Как продвигать свои игры

Совершенно неожиданно в голову пришла такая тема — кто как продвигает свои игры? Мысли зашли в такие дебри, что я решил, что лучше будет написать статейку в блог. Заодно, может, пообщаемся=)

(по старой доброй традиции, фотки с БГГ, выбраны случайным образом, спонсор передачи — Настолкус)

Historia

Представьте себе, что вы разработали настольную игру, что вы будете делать дальше? Представьте, что вы — издатель, вы подготовили в печать новую игру, но о ней никто ничего не не знает. Как вы будете ее пиарить? Как раскрутите настолку, чтобы ее раскупили за один месяц?

Конечно, можно вообще ничего не делать — выпустить игру и сложить лапки. Ждать, когда тираж разойдется сам по себе. Как вы думаете, насколько эффективен данный метод? Приходит в магазин покупатель, видит на полке какую-то игру, спрашивает — а что это за игра? А ему продавец отвечает — а сами еще не знаем, и никто не берет. Или даже нет. Продавец изучает ассортимент игр в прайс-листе оптовика и думает — а это что за игра от каких-то Правильных ЗвездоВед Ворлд? А будут ли ее покупать?..

Deus

Потребитель понимает, что если про игру вообще нигде ни слова не написано/не сказано, и никто ничего не знает, то он задумается, стоит ли брать такую игру. Конечно, это по большей части проблема продавца, который не удосужился изучить то, что продает, а не издателя или разработчика. В данном случае, все ожидания издателя будут направлены на то, что игра выстрелит сама по себе. Такое иногда бывает. Но лучше спросить об этом у тех, кто возит игру в Эссен каждый год. Если просто выложить игру на стенде, то шансов на успех у нее будет маленьким.

Одним из самых очевидных действий по продвижению — это реклама. Звезда и Hobby World долгое время пиарили свои игры в журнале Мир Фантастика. Особенно часто это делала Звезда, выкупая целую страницу под анонс игры. Судя по тому, что этого она уже не делает, это не самый действенный метод. По крайней мере в наших краях.

Alchemists

Тогда можно связаться с другой пишущей братией — блогерами. Кто такой блогер — человек, который на личном сайте освещает разные события со своей журналистской точки зрения. Интернет сделал блогерами практически всех, кто умеет тыкать пальцами в клавиатуру. К сожалению, на качество текста этому самому интернету плевать, ведь главное — это возможности… Можно любезно отослать игру блогеру, который трезво оценит ее и напишет обзор. Вообще, тут следует упомянуть еще про видеоблогеров, которые выкладывают не текст, а ролик. И в таком случае я всем настоятельно советую обратить свое внимание на Тома Вэсела из Dice Tower. Этот американец добился огромного уважения к своей персоне, его видеообзоры смотрят десятки тысяч пользователей по всему миру. При том, что Том давно уже так себе Том, ему по-прежнему доверяют и слушают внимательно все, о чем он говорит. Вэсел популярен и к нему не так легко пробиться, чтобы он уделил 10 минут вашей. У него все расписано на год вперед- материала завались просто, только снимай. Но если к нему удалось достучаться, то в каком-то роде вашу игру он сделает немного популярнее — это факт. Но вот похвалит ли он ее? Бывали случаи, когда Том обещал настолку спустить в унитаз. Не самый приятный пиар, не правда ли?

Imperial Assault

Очень хорошо, если блогер напишет или перепостит статью на БГГ. Это такой главный сайт по настолкам, на котором тусуются настольщики со всего мира, хотя почему-то многие считают, что там только американцы зависают. Помню одного товарища, который сам из Европы, и он показывал свою игру для стрима БГГ. При этом активно напоминал, что его игра связана с Америкой и с гордостью смотрел на камеру, думая, что по ту сторону камеры все сразу же скажут — ну ты молодец, мужик, вот за это мы тебя все уважаем, ведь все любим США.

Обзор на БГГ — это хорошо. Его прочитают люди со всего мира.

Конечно, у нас ситуация с блогами так себе. Все знают, что блоги для блогеров, для таких же гиков, как они сами. Они для тех, кто заказывает игры со Штатов и ничего не покупает в местных магазинах. Поэтому либо с блогами никто не связывается вообще, либо работает точечно-выборочно с кем-то, кому больше всего доверяют, либо сами начинают вести блог, в котором пишут о себе любимых и своих играх.

Dragon Tides

Когда-то в свое время Звезда слала свои игры вообще всем, кто хоть когда-нибудь что-нибудь писал в интернете. И иногда это даже как-то работало, потому что мы получали огромное количество разномастных обзоров на одну игру в течение месяца. Я собирал полную информацию и легко мог определиться, нужна мне эта игра или нет. Теперь Звезда этим уже не занимается. Видимо, все-таки пока такая реклама не очень положительно сказывается на продажах.

Если не работать с блогерами, то можно ездить на выставки или делать их самостоятельно (если есть на такое дорогое дело финансы). Вообще, выставки — это прекрасный пиар. Прежде всего вы показываете себя — кто вы такие. Как сказал один знакомый американец — если у вас есть возможность поехать на выставку — езжайте и не задумывайтесь. Вы должны показать себя, что вы такие есть, вот ваш стенд, вот ваше огромное лого на нем, вот ваши игры. Вы разработчик? Тоже езжайте. Вас начнут запоминать в лицо, рано или поздно, начнут фотографироваться с автором любимой игры. Хотя достичь статуса «любимой» не так просто;)

Быть узнаваемым — это хороший пиар. Делать автограф сессии, давать интервью, играть вместе с другими настольщиками, которые посетили стенд. Я уже сейчас вижу плоды того, что российские издатели посещают выставки — иногда слышу от американцев выражение «рашн гейм» или «рашн демонстрейтор». Т.е. чем-то запомнились они англоязычным гикам.

Hyperborea

Часто играет на руку разработчикам создание какой-то индивидуальной фишки, которая присуща их настолкам. Например, плодовитость. Яркий пример — Райнер Книция. Клепает и клепает игры, причем построены они на каких-то совершенно абстрактных темах. При этом у каждого гика есть хотя бы одна любимая игра Книции,  хотя его настолкам зачастую перепадает за халтурность. «Очередная игра Книции» говорит о ней больше, чем ее описание на обратной стороне коробки=)

Антуан Боза прикипел к восточной тематике (хотя мне признался, что уже не хочет делать игры про самураев и сакуру, мол, есть много других замечательных тем). К тому же с ним всегда работают прекрасные художники — какой божественный арт они рисуют! Теперь Бозе особо не за чем думать над тем, как пропиарить игру, потому что теперь игры работают на него. Он спокойно может продать игру, потому что это игра Бозы. И даже если крупное издательство скажет, что новая игра Антуана не совсем подходит под их тематику, то эту разработку с удовольствием заберут более мелкие издатели. Еще отмечу, что Антуан Боза легко дает интервью и отвечает на имейлы или в комментариях на своем сайте. Это приятно.

Orleans

А Бруно Катала любит пользоваться следующим методом раскрутки игр — часто работает с кем-то в паре. 2 известных имени на коробке всегда круче, чем одно. Вы только представьте себе, какая может получится крутая игра, если ее придумали Кори Коничка и Кевин Уилсон. Бруно Катала — известный французский разработчик, почему бы не скооперироваться с другим известным товарищем, чтобы сделать хит? Кто-то купит игру из-за Каталы, а кто-то ради второго автора. Работает? Конечно, работает.

Интересно работает Влаада Хватил и издатель его игр — CGE. Я когда-то хотел связаться с Хватилом и поговорить о новых играх, на что мне CGE ответили, что Влаада сейчас очень занят, его нельзя трогать, но вы ему можете, конечно, написать, но скорее всего он вам откажет, ведь такой он занятой. Так что Хватил на самопиар не особо рассчитывает. Но чего не отнять, так это изюминки в его играх. Он их как-то по-особенному придумывает. Единственный его пшик (имхо) — это последний Таш-Калар, которого я ему посоветовал бы забыть вообще, а Хватил еще и доп к нему сделал в этом году. У этого чешского разработчика есть свой стиль. В частности, доля юмора, много математики и немного волшебства. Может быть кто-то со мной не согласится, но как CGE — флагманы чешской настольного издательства, так и Хватил — главный чешский настольный разработчик. В данном случае пиар это не только имя, но и страна. Когда-то CGE вовсе заявляли, что будут выпускать только чешские игры, но поняли свою ошибку=) Странные правила и специфический чешский юмор? Это Хватил.

Five Tribes

Еще пиариться можно и с помощью художника. Далеко ходить не будем, возьмем того же Давида Кошара, который иллюстрирует игры CGE и не только. У него есть уже давно сложившийся стиль, который сразу узнается, как только глянешь на коробку. Или Михаэль Менцель — тоже известный художник, который явно поможет продвижению игры, если с ним договориться о сотрудничестве.

В последнее время получил распространение ее один вид пиара — через Кикстартер/Бумстартер. Деньги на издание игры через эти сайты собирают не только никому не известные дизайнеры-оптимисты, но и известные издатели, у которых, без сомнений, есть финансы на то, чтобы напечатать настолку. Если ты просто собираешься выпустить игру, то про тебя мало кто напишет, а вот если выйдешь на КС… да еще если с популярной темой… да еще и со скандальчиком… Есть люди, которые специально следят за Кикстартером, и пишут статьи о новинках, также на БГГ часто мелькают баннеры с играми, на которые собирают деньги. Так что какими бы иногда негативными моментами не пестрел подобный сайт по сбору денег, все равно люди продолжают вкладываться. Я, к примеру, о многих играх с КС узнаю через совсем другие сайты, а не потому что увидел их собственно на самом КС. Система работает! Вы можете еще успеть, остался последний день! Successfully Funded!

Aquasphere

С другой стороны, можно опростоволоситься на КС или БС. Приходит новичок, выставляет огромную запрашиваемую сумму, в плюшках у него стоят автографы (от никому не известного автора!), ужин с авторами (опять же неизвестными авторами, с которыми и так можно пивка попить легко, если в одном городе живешь), фигурка крокодила с прилавка Детского Мира… О таких играх пишут мало.

Интересно работает издательство Japon Brand. Я не могу судить об их объемах производства, но об их играх узнаю только во время проведения выставки в Эссене, на которую они регулярно приезжают. Для того, чтобы быть заметными, люди со стенда одевают яркие кислотно-салатовые плащи, по которым их легко можно узнать. Кстати, Тшевичек в этом году всех порталовцев одел в майки примерно похожего цвета… Игры Japon Brand разлетаются как горячие пирожки. Они недорогие, довольно простые, забавно выглядят. И еще они японские. И их всегда мало. Я не думаю, что можно навариться на 10-15-евровых играх, тем более когда каждой привезено по 30-50 штук. Возможно много из Японии не привезешь, это понятно. Но можно же печатать игры в Европе, или я не прав? Вот мы и потихоньку раскрываем раковину с жемчужиной. Ажиотаж создается от того, что всем не хватает. Не думаю, что японские игры были бы так популярны, если бы их было завались. Мне кажется, что японцы пытаются не просто привлечь внимание к своим играм, но и заставить покупать их, заказывая с их магазинов. Либо ищут партнеров, которые бы купили права на локализацию.

Mythotopia

Но чаще всего этим страдают как раз таки европейские и американские издательства. Они специально печатают небольшой тираж (или часть тиража скрывают на складах), который моментально отрывается на выставках вместе с руками. Из 100% желающих игру получают только 10-20%. Теперь счастливчики, которые заполучили заветную коробочку с игрой, начинают дразниться на форумах и блогах. А вот я купил, а вот я сыграл, и это просто божественно круто! Читают все это те, кто не имел возможности купить, заряжаются энергией и тоже хотят купить игру. А ее нету нигде, как назло. Издатель разводит руками — извините, мы почему-то напечатали небольшой такой тиражик, все неожиданно быстро разошлось, вы подождите еще месяцок… И пока люди ждут, то сгорают от нетерпения, когда же на Кулстаффе и ему подобных появится то, что разобрали на Джен Коне за целых 5 минут и 25 секунд.

Почему FFG на Шпиль привезли совсем немного коробок с Imperial Assault, которые продавали из-под полы? У них явно все уже готово, просто ждут декабрьских праздников.

Kanban

Раз уж затронул FFG… Я начну с прелюдии. Смотрел видео с последнего Шпиля. Показывают игру, где есть миниатюрки космических кораблей, поле, карточки, линейки… Смотрю и думаю — а купил ли бы я эту игру прямо сейчас? Неа. Я бы принялся изучать ее по БГГшной энциклопедии, скачал бы правила, поискал бы видеообзоры. А что если бы эту игру анонсировало FFG? И тут я понял, что я бы по другому отнесся к этой настолке. Это же FFG! Пиарят они свои игры знаком качества. Не надо ффгшникам тратиться на рекламу, зачем им рассылать коробки блогерам, все и так знают, какие игры у них получаются. Если подумать, разве игры этого издательства инновационные? Да ладно! Все их случайные эксперименты заканчиваются не очень хорошо (Merchants of Venus, Sky Traders, Gearworld). Что есть наше счастье — пачка минек, горстка кубиков, карточки большие и обязательно маленькие, большое раскладывающееся поле и счетчики жизней. Красота. Сколько бы ни ныли на форумах, что ФФГ не движется вперед, что опять выпускают очередную пустую игру, все равно они пользуются огромной популярностью, а их деньгосос работает прекрасно. Так что, мне кажется, логотип FFG — это уже пиар=)

Можно выпускать игры в специальных коробках, с использованием девайсов, но можно еще выпускать модные игры. Например, мини-игры. Продвигать можно игру еще и благодаря ее размеру. В «этой» игре всего 16 карт и они стоят 9 уе — говорит издательство AEG. Рядом стоит TMG и смеется — у нас всего за 3 доллара игра с одной картой=) И тебе не надо придумывать, как правильно рассказывать об игре, что-то выделять в ней. Чувааак, смотри, в этой игре 10 карт и в нее можно играть! Бери, что тут думать. Я так купил Етту, которая размером со спичечный коробок. Покупал не потому, что интересная, а потому что маленькая=)

Onward to Venus

Еще можно воспользоваться скандалом. Или маленьким скандальчиком. Написать несколько провокационных статей, придумать пару казуальных игр, основанные на давно хорошо зарекомендовавших себя брендах, а если еще и работать в одном из самых известных российских издательств, то в конце концов тебя уже будут знать не прсото как бывшего главного редактора МФ, а как российского Райнера Кницию=)

Но в последнее время все больше набирает обороты интернет-пиар. Я бы даже сказал само-пиар, хотя это звучит несколько глупо, если брать в расчет термин «пиар». Эрик Лэнг постоянно что-то пишет в Твиттере. Чем он занимается, что разрабатывает, какие появились проблемы, какие даны сроки, куда поедет, что думает и т.д. И если подсесть на эти твиты, то в конце концов ловишь себя на мысли, что ты связан с этим человеком чем-то большим, нежели просто подпиской на его болтовню. Ты начинаешь чувствовать себя неким penfriend (другом по переписке). Но если Эрик просто пишет твиты и все, то король само-пиара — это безусловно пан Тшевичек. Кто не согласен?

Игнаций просек фишку, как надо толкать свои игры. Он правильно говорит — если вы остановитесь у моего стенда и заговорите со мной, я вас уверяю, что вы уйдете с купленной игрой моего издательства. Тшевичек — один из самых «живых» разработчиков и владельцев издательства. Он не просто активен в интернете, т.е. пишет твиты, инстаграмит фотки и ведет блог, он еще и ретвитит и отвечает на ваши посты. Это правильный пиар. Так делают продюсеры разных музыкальных групп, у фанатов которых моментально мокреют трусики от того, что их добавили в друзья или ретвитнули фотку с концерта.

«Вау, Тшевичек лайкнул мою фотку с Империал Сеттлерз! Охренеть!«.

Pandemic: the Cure

Но Игнаций идет еще дальше — он открыто просит вас — приходите на мой стенд, фоткайтесь со мной, берите у меня автограф, давайте я вам нарисую на купленной вами моей игре корову с пожеланием! Do what you want with me!

А еще Тшевичек любит рассказывать о том, как тяжело ему давалась разработка. Каким образом полировалась механика. Как ему в 3 часа ночи позвонил один тестер и сообщил, что набрал рекордные 140 очков, и Игнаций чуть не плакал от счастья, и потом они до утра болтали, как такое могло случиться.

Потому что он действительно живой.

Вот поэтому и веришь всем Сеттлерам и Легасям. Да, там может быть не совсем то, что ты хочешь… Ай, что тут думать, Тшевичек же клевый, надо брать! Я ему верю.

Еще можно было бы приводить много разных примеров, как нужно правильно продвигать игры. Например, Стивен Джексон знает тысячу и один пример, как это делать;) Учитесь у мэтров!

Реклама

14 Responses to Как продвигать свои игры

  1. Tiperet says:

    А как насчёт добавления игре модного бренда или популярного сеттинга? Разработка малоизвестного автора, но по кинофильму/аниме/книге будет продавать сама себя активней.

    Таким образом, игра от FFG за авторством Игнация по Ведьмаку — это triple!

    • ksedih says:

      Кстати, да. =) Но при том игра-то так себе. Интересно как оно пойдёт у гиков во всём мире. В смысле будут ли отчёты и всё такое? Потому что механика порожняк и все эи обещания про взаимодействия пока что кажутся враньём. Но продастся однозначно.

      • scafandr says:

        Я несколько раз пытался играть в онлайн версию и постоянно находил игру жутко скучной. Брать точно не буду

    • scafandr says:

      Верно, крутой сеттинг + крутой автор + крутой издатель = успех=)

  2. sputnik1818 says:

    Не по теме:)
    От переписки с CGE сложилось впечатление, что они зазвездились. Не знаю почему, но вот было такое ощущение от общения с двумя рядовыми сотрудниками. И ты это лишь подтвердил.
    По теме:
    Присылать игры блоггерам надо, но к сожалению, этот метод работает плохо даже для гиков. Тебе подарили условных Квадриков. Ну как ты напишешь, что игра плохая, даже если она не понравилась. Игра стоит денег — издатель ведь подарил, начинаешь искать достоинства, а найти достоинства и умолчать/проглядеть/сказать вскользь недостатки можно у любой игры. Спроси Сашу из Питера:) Моё решение — продавать игры пишущей братии с 50 процентной скидкой. Тогда блоггер заплатил и психологически проще написать объективный обзор — имеет право писать что хочешь. Блоггер не будет брать на обзор всё подряд, а только то, что нравится ему. Да и издательство вроде всё сделало, чтобы блоггер игру купил… Но это всё ИМХО из серии, «если бы я был маркетологом»

    • Дима, как показывает практика, не всем блоггерам подарок мешает высказать негативное мнение об игре. А скидка, имхо, особо ничего не изменит — кто дорожил хорошим отношением нужных издателей — продолжит это делать. И на мнение немногочисленных читателей «в теме», ему, как мне кажется, все так же будет наплевать.

      А те, кто писал честные обзоры — все так же будут это делать и вот по ним это как раз может и ударить. Все-таки нормальный обзор — это серьезная работа и я не вижу ничего плохого, если за него блоггер получает коробку с игрой. Другое дело, что, наверное, стоит понимать что и кому можно послать, чтобы человеку было интересно.

      • scafandr says:

        Абсолютно согласен с тобой. Юра. Мне кажется, что надо просто сортировать игры и блогеров. Кто-то больше склоняется к простым играм, а кто-то их терпеть не может.
        Мое личное мнение — не надо брать те игры, которые заочно тебе не нравятся

    • scafandr says:

      Наверное, у меня аналогичные ощущения, которые сложились еще после супернеудачного интервью, которое и таковым назвать как-то язык не поворачивается.
      Ты прав, когда говорил, что надо брать те игры, которые тебе интересно обозреть. Нет смысла брать все подряд, потом писать гневные отзывы. Уж лучше вернуть игру назад. Ну а если кто-то очень сильно настаивает… Тогда пускай не обижаются=)
      Насколько я знаю, Тшевичек свои игры для обзоров под 50% и продает. Вова так игры покупал у него. Теоретически, это нормально и должно работать, но все-таки тут я соглашусь с Юрой, что скидка мало что даст. В таком случае, все равно пользоваться популярностью будут большие дорогие игры, а не мелкие для казуалов. А фишка в том, что на дорогие игры обзоры издателям не нужны. Они и так знают, что гики про эти игры знают, поэтому никому их не шлют.
      Я бы за 50% все равно брал бы только то, что хотел брать. Мне не нужна «какая-то еще одна игра, у которой привлекательная цена». В принципе, игра — это та же плата блогеру за его труд. Если он купил игру, а она ему не понравилась, ему все равно будет тоскливо писать на ее обзор. Я знаю примеры, когда кто-то получал бесплатно игру и по полгода не писал о ней ничего. А если он еще и за нее заплатит, боюсь вообще забьет. Но при этом издатель особо ничего не потеряет…

  3. nastolkus says:

    А ты вот проведи опрос нужны ли людям эти самые фото. Вот я по прежнему считаю что они как минимум не мешают, а в большинстве случаев помогают — легче воспринимать материал, когда он разделён на абзацы и картинками на смысловые блоки 🙂 В любом тексте всего одна картинка позволяет сделать некий вывод о тексте в целом, что экономит моё, читателя, время.

    Может я ошибаюсь и ты зря тратишь время?

    • Gort says:

      Не-не, картинки это гуд, пусть даже и не прямо по теме.

    • scafandr says:

      Такое ощущение, что ты обижаешься. Я наоборот в хорошем смысле этого слова пишу и упоминаю тебя. Могу не упоминать=) Никакого сарказма в моих словах нету

      • nastolkus says:

        Чтобы меня обидеть надо очень-очень постараться и-то действовать это будет не больше одного дня 🙂 Просто ты как бы подкалываешь, я как бы слегка «огрызаюсь» 🙂 завязывается беседа, то, сё 🙂 Движуха 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: