Русская игра от немца и австрийца — обзор настольной игры Русские Железные Дороги (Russian Railroads)

2013 год. Октябрь. Германия. Город Эссен, в котором проходит выставка Spiel, где показывают много новых настольных игр. Одна из них имеет интересное название — Russian Railroads. Кто-то из немцев и гостей Шпиля, наверное, подумал, что это те самые сумасшедшие русские придумали новую игру про свою железную дорогу в Сибири, по которой ездят суровые обледенелые поезда, в которых усатые проводники в ушанках с гармошкой разносят чай и постельное белье. Ан нет, игра совсем не русского производства, как, оказалось, а немецкого. Сразу после выставки кто-то в русскоязычном настольном комьюнити пустил слушок, что издательство Hobby World в ближайшем будущем издаст эту железно-дорожную настолку, но как-то слухи ничем не подтвердились… до лета 2014 года! В августе этого года совершенно неожиданно было заявлено о том, что Русским Железным Дорогам на русском языке быть! Здорово! Теперь и у жителей СНГ появилась возможность попробовать себя в роли главного эксперта в железнодорожной индустрии.

Чух-чух, тутууууу!

Я был бы очень удивлен, если бы никто из российских издательств не обратил внимания на эту игру. Бывает, локализаторы стараются руссифицировать локализацию настолько сильно, что меняют имена или городов на что-то русское, чтобы приблизить игру к реалиям своей страны. А здесь все готово, просто бери и издавай. Так что Hobby World молодцы, что не спали в шапку.

Русские Железные Дороги (РЖД) — это игра про строительство ж/д и ее эксплуатацию. Наверное, многие сейчас задумались, чем же она отличается от всем известной игры Билет на Поезд. Так вот отличается очень многим, это, можно сказать, совсем разные игры, и одна другой не мешает. Если TtR делает упор на карточный механизм геймплея и активное взаимодействие на игровом поле путем выставления фишек поездов, то РЖД — это игра на выставление рабочих. Можно даже сказать, это ТИПИЧНАЯ игра на выставление рабочих. Но типичная она только по механике, а вот принцип самой игры довольно необычен — в игре нет ресурсов, которые нужно копить, а потом на что-то тратить.

Давайте поговорим про то, как она выглядит.

Коробка игры сразу вас должна удивить своим весом — она очень тяжелая. Когда я взял ее в руку, то думал, что мне подсунули кирпич вместо игры=) Не могу сказать, что коробка битком набита разными тяжелыми компонентами (это из-за того, что в ней есть инлей, как у FFG, где по центру лежат карты и фишки, а вот по бокам пусто). Наверное, основной вес игры — это огромное количество картона, включающее в себя общее игровое поле и поля для игроков. Даже когда вы выдавите все жетоны из рамочек и выбросите лишние части картона, все равно коробка будет тяжелой. Вот такая она судьба русского железнодорожника — «елеподъемная»=)

 Каждый игрок получает личное игровое поле, на котором размещены 3 направления ж/д — Транссибирская магистраль (самая длинная — 15 ячеек), Санкт-Петербургская и Киевская ж/д (по 10 ячеек каждая). Также в распоряжении каждого игрока будет находиться один локомотив, доезжающий только до первой ячейки Транссибирской магистрали, и несколько миплов железнодорожников (миплы забавные — в шапках-ушанках). По ходу игры игроки будут прокладывать рельсы на каждом железно-дорожном пути. Сначала в их распоряжении будут находиться самые простые и практически не приносящие победных очков черные рельсы. Но по ходу игры игроки смогут получить доступ к рельсам других цветов, которые ценятся гораздо больше черных. Также одной из задач игроков является улучшение своего транспортного состава, т.е. нужно покупать новые локомотивы, которые способны доезжать как можно дальше по уже проложенным рельсам.

Все зиплоки для компонентов есть в коробке с игрой

Как вы уже наверное догадались (я ведь уже упомянул о принадлежности игры к воркерплейсменту) основной прицин игры — это выставление по очереди рабочих на ячейки основного игрового поля. Как правило, это делают для того, чтобы получить возможность продвинуть рельс дальше по пути либо получить новый локомотив.

Общее игровое поле

Условно, общее игровое поле можно разделить на несколько областей (где ставятся миплы):

— продвижение рельсов;

— получение локомотива или строительство завода;

— развитие индустриализации;

— вспомогательные действия;

— наем инженера;

— расписание (оно же очередность хода).

Поле игрока

Вкратце расскажу о каждом.

Рельсов существует 5 видов. Они различаются по цвету, но так как я не девочка, а мальчик, в оттенках цветов путаюсь, поэтому о подробностях колеров умолчу. Получить доступ к новым рельсам можно в том случае, если ваш черный рельс дойдет до определенных участков верхнего пути. Каждый путь разбит на ячейки — 15, 10 и 10 соответственно. Некоторые ячейки содержат разные приятные бонусы. Например, если до одной ячейки проложить коричневый рельс, то можно получить до конца игры одного дополнительного мипла. На некоторых ячейках можно найти рельсы других цветов.

Локомотивы нужны для того, чтобы иметь возможность получать очки с уже проложенных путей, а также пользоваться некоторыми бонусами. Все локомотивы имеют цифру от 1 до 9. Если игрок решает приобрести локомотив, поставив рабочего на определенный участок поля, то он должен взять локомотив из резерва с наименьшим номером и положить его рядом с одной из железных дорог. Цифра на локомотиве означает то, что до ячейки с такой цифрой он может доехать (с учетом того, что до нее уже проложены рельсы, конечно же).

Заводы и трек индустриализации

Заводы размещены на обратной стороне жетона локомотива, и нужны они, чтобы соединять цепочки индустриализации. Сама индустриализация — это как будто бы еще один, четвертый путь на поле, только для него не нужны рельсы. Путь индустриализации разбит на контрольные точки. На первой точке стоит маленький маркер, который можно передвигать, если тратить миплов на передвижение маркера индустриализации. Каждая точка приносит какое-то количество очков каждый ход. Чем дальше стоит маркер, тем больше игрок получит очков. Цепочка трека на некоторых этапах прерывается. Чтобы продвигать маркер дальше, необходимо строить заводы.

Инженеры. Можно купить за монетку плашку инженера и использовать его способность каждый ход, ставя на него мипл. По сути, это еще одна ячейка действия, только пользоваться ею можете только вы сами.

Расписание. Под таким странным словом зашифрована очередность хода. Можно потратить мипл на ячейку, расположенной под под расписанием, и в следующий раз ходить первым (или вторым — смотря куда поставили мипл).

Всего ходов в игре может быть или 6, или 7 — зависит от количества игроков. В конце каждого хода происходит получение очков за разные этапы строительства ж/д:

1. Получение очков за пути с рельсами (кроме черных рельс), до которых доходит локомотив.

2. Получение очков за строительство Киевской ж/д.

3. Получение очков за индустриализацию.

В конце игры тот, у кого будет больше всего инженеров получит дополнительно 40 очков. И еще игроки могут получить очки за карточки секретных миссий, если успели их взять по ходу игры (например, миссии дают очки за локомотивы, за самые длинные пути, за заводы и т.д.). Все очки суммируются, после чего выявляется победитель.

Как я прокладывал пути

Сравнительно недавно я понял, что обожаю игры с механикой выставления рабочих. Практически все игры этого направления мне интересны и вызывают бурю положительных эмоций. Сами модете представить, что я испытывал, когда изучал РЖД. В нее хотелось сыграть как можно быстрее, потому что чувствовал, что это моя игра.

РЖД — игра без каких-либо хитростей и таинств — поставил рабочего на ячейку, сыграл ее свойство. Да и разобраться, как играть в РЖД, не очень сложно, особенно если вы опытный игрок. Книга правил классная, мне очень нравится шикарная картинка на обложке в виде учетного журнала железнодорожника. Может быть, мне немного не хватало краткой информации по ходам — что я могу сделать в свой ход. Т.е. если что-то нужно уточнить, то в любом случае придется листать все страницы рулбука, хотя мне было бы гораздо удобнее иметь под рукой выборку из основных моментов игры. С другой стороны, заблудиться в правилах сложно — все там четко структурировано — вот вам все про заводы, вот про индустриализацию, вот про подсчет очков. Игра все же гиковская и выглядит немножко сурово.

В своей первой партии я ринулся строить вообще все, что можно. Мне казалось, что к концу игры я обязательно дострою до конца все пути, наберу пачку инженеров, дойду до конца трека индустриализации и одержу победу по секретным миссиям. Оказалось, что сделать все это одновременно в игре невозможно. Чтобы победить, нужно придерживаться какой-то одной стратегии. Или строить верхнюю ветку, или 2 нижние, а то и вовсе развивать индустриализацию. В первой же партии я набрал всего лишь 100 с чем-то очков (при норме в 300+).

Вторую партию играл более осознанно, выбрав развитие Транссибирской магистрали. И тут плоды моих стараний дали сразу же о себе знать — очки полились рекой. Вообще, я бы РЖД назвал не игрой про ж/д, а игрой про получение очков и математические вычисления, в частности, суммирование. Порою ты не думаешь о том, что все это о паровозиках, станциях и путях, ведь в голове одни лишь серые, коричневые и розовые рельсы, а также 1+1+2+2х2+2х2+3х2+…=45. Чем дальше ты проходишь по пути или треку, тем больше получаются суммы. Поэтому не выгодно тянуть все пути подряд — это не дает много очков, поверьте.

В итоге после второй партии обнаружилось, что в игре, по сути, всего несколько стратегий — либо строить Транссиб, либо индустриализацию с одним из коротких путей, либо короткие пути. Для первой стратегии необходимо активно тратить миплов на рельсы и локомотивы. А для второй стратегии нужны заводы, движение маркера индустриализации и немножко подвигать черные рельсы. Если играть в вдвоем, то по сути каждый игрок будет спокойно делать свое дело. Только если все не выберут одинаковые стратегии — в таком случае придется друг другу мешать. Поэтому вариант игры на двоих — это спокойная, тихая, мирная игра. Если играть втроем, то не повезет тем, кто выберет одинаковую стратегию, ибо конкуренция за некоторые ячейки будет очень высокой.

В правом верхнем углу — очки для подсчета рельсов

Мне кажется, что оптимальной является партия на 4-х игроков. Я ведь люблю, когда всем сложно=) Как такового взаимодействия между игроками нет. Нельзя сделать что-то, что отберет очки у противника или отбросит его по треку назад. Взаимодействие тут косвенное, как и в других воркерплейсментах, т.е. занятие ячейки, на которую положил глаз другой игрок. Допустим, основных (самых лучших) ячеек, которых дают возможность продвинуть черный рельс, всего 2. За другую похожую ячейку нужно заплатить дополнительно монетку, а тратить за еще одну ячейку с черными рельсами одного мипла, чтобы продвинуть рельс только на 1 деление, как-то жалко. Поэтому если проворонил и не стал сразу, куда хотел, то приходится срочно думать, как лучше использовать остальных своих миплов, сильно не сбиваясь с выбранного курса. Можно сказать, что РЖД — это игра про оптимальные решения. Кто сумеет более грамотно распорядиться миплами, тот и выиграет.

Самый дорогой и полезный рельс — белый

С самого начала игры вы должны определиться, что вы планируете развивать. Хорошим бонусом к финальному подсчету очков является преимущество по инженерам и наличие одной или более секретных миссий. Именно эти элементы делают игровой процесс более интересным. Если не следить за действиями соперника, то можно легко отдать ему победу. Может быть, лучше потратить монетку на то, чтобы забрать у него из-под носа еще одного инженера? Пускай вы не дополучите 5 очков, зато противник не возьмет 20.

В РЖД получают огромное количество победных очков. Я обычно набираю более 300, но если учесть, что есть жетон и для 400 ПО, то, видимо, эта цифра явно не из области фантастики. Очками игроки обрастают как снежный ком. В первом раунде можно довольствоваться всего 5-10 очками, но чем дальше, тем их становится с каждым разом все больше и больше. Вот почему я и называю эту игру про геометрическую прогрессию получения ПО=)

Миссии и бонусы

РЖД понравится тем, кто является большим (!) фанатом воркерплейсмента и собирает коллекцию игр с этой механикой. Если кто-то присматривается к играм подобного рода, тот легко может попробовать сыграть в эту настолку. Мне очень нравятся фишки в виде рельсов, нравится нанимать инженеров и получать секретные миссии, нравится думать, что лучше взять — локомотив или завод и получить с него плюшку.

Русские Железные Дороги — серьезная, по суровому оформленная гиковская игра с механикой выставления рабочих. Несмотря на тяжесть коробки, игра является не очень сложной в плане геймплея. Небольшой выбор между стратегиями компенсируется высокой конкуренцией за некоторые очень выгодные ячейки. Игру могу посоветовать тем, кто не искушен в играх с механикой выставления рабочих, кто любит складывать цифры и кто испытывает трепет перед словосочетанием «железная дорога».

Настольная Русские Железные Дороги для обзора предоставлена компанией Hobby World.

Реклама

18 Responses to Русская игра от немца и австрийца — обзор настольной игры Русские Железные Дороги (Russian Railroads)

  1. zinzy5 says:

    Ну наконец-то ! Я все думал, когда уже будет обзор на РЖД? Очень хорошая статья, особенно часть про построение стратегии и личные впечатления. Спасибо.

    • scafandr says:

      Текст был готов 2 недели назад, но вот редактировал его я долго, потому что не знал, как правильно подать игру. Минусов каких-то существенных так и не нашел. Но при этом чувствуется ее суховатость. Или даже я бы сказал суровость=)

      • zinzy5 says:

        На самом деле, как мне кажется, тематика про «РУССКИЕ» ж/д притянута за уши. Но игра очень заинтересовала.

        • scafandr says:

          По большей части игра абстрактна. Ж/д тема лучше раскрыта в других играх, даже в том же Билете на Поезд. Эта игра — суховатый абстракт, вместо ж/д могло быть что-нибудь другое. У меня, например, при игре формируется четкое представление, что я прокладыванию рельсы до ближайших городов и деревень, потому что двигаю рельсы=) А вот что по ним действительно ездят поезда — это как-то пролетает мимо=)
          Если испытываешь дефицит игр такого направления — можно брать

          • zinzy5 says:

            Мне сухость в играх не мешает, особенно в евро. Я уже к середине партии перестаю называть ресурсы своими именами, и говорю «коричневый кубик» или «красный кубик». Вот в игре Lords of Waterdeep, я всегда называл все компоненты оранжевыми или фиолетовыми кубиками, а не воинами колдунами и тд.

            • Suflihim says:

              🙂
              Про названия ресурсов: у нас недавно была ситуация, рассказывал сестричке как играть в Imperial Settlers’ов. У них, в качестве еды, красивые такие деревянные яблочки. 🙂 Ну и в одном из первых ходов, сестричка моя бросает фразу: «а этих двух людей я отправляю за … помидорами». :)) Наверное можно догадаться, что с тех пор в поселенцах у нас яблок нет и в помине. Одни спелые помидорчики! 🙂

  2. zinzy5 says:

    Очень радует то, что локализованная версия игры стоит не дороже оригинала (Russian Railroads на coolstuffinc.com стоит 43 у.е. + доставка, на nastolki.by 525 000 — скидка в 10 %=472 500)

    • scafandr says:

      Верно, меня тоже цена удивила. Обычно такие игры выходят по 70-80 уе

      • zinzy5 says:

        Я вот недавно Evo приобрел. Мялся уже очень долго, почти 2 года. А коробка все терпеливо ждала, когда я ее куплю. И вот свершилось. Компонентов внутри тоже предостаточно. Всегда удивляло. Бывает компонентов в игра тьма, а стоит недорого. А есть и наоборот. Прямо не знаешь откуда такая цена.

        • scafandr says:

          На эту тему я уже когда-то писал статью — как определить нормальную и ненормальную цену и сколько вы готовы отдать за игру.
          Но сейчас вообще идет тенденция к тому, что очень дорогих игр выходит немного. Все стараются делать средние или мелкие игры на 1-2 часа, которые стоят до 20-40 уе.
          Эво понравилась?

          • zinzy5 says:

            Очень. Особенно когда наступает фаза выживания. Да и заканчивается игра прикольно, Землю «посещает» метеорит. Мне всегда нравилась тема динозавров. А тут она обыграна довольно атмосферно. Тем более последняя коробка в магазинах Беларуси ( если я чего не упустил), да и на coolstuffinc ее нет.

  3. voltrftg says:

    Обзоры, обзоры, обзоры… Видимо я снова могу надеяться на обзор Battlelore 2 🙂

  4. Yury Yamshchikov says:

    Спасибо за обзор, прям захотелось сыграть!
    Похоже, РЖД как раз для не боящихся подсчетов еврогеймеров вроде меня 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: