Если то

Как-то раз задумалось мне — а что такое хорошая настольная игра? И какие параметры у плохих игр? На эту тему я уже не раз философствовал, всегда с удовольствием обсуждал качество настолок с друзьями, и у всех какие-то свои требования к настолкам.

Но сегодня я обнаружил еще один критерий, по которому я разделяю игры на те, что мне нравятся, и те, что не очень.

Васнецов «Витязь на распутье»

Мне бы очень хотелось написать о том, как игрушки привлекают (или отталкивают) своим внешним видом, но это будет как-нибудь в следующий раз. Недавно я понял, что есть один такой классный момент, который заставляет меня трепетать. Назовем его «если… то». Или «а что если… но». Ну или если совсем по-понятному — это возможность выбора.

— А что если я сыграю вот эту карту, а потом усилю ее другим экшеном? То я ведь потом смогу пронести базу соперника и снести ему 10 хп, но это если соперник не сделает ход конем;

— если я сейчас поставлю мипла на эту клетку и заберу кирпич, то смогу построить дом и получить за это 2 победных очка, но соперник явно хочет взять козу, а это ему даст сразу +5 очей… хм… Может заблокировать ему клетку? Или перехватить жетон первого игрока? Хотя скоро миплов кормить надо будет, а еды то у меня впритык…

Это классно, когда у тебя есть много путей развития. Когда ты выбираешь между «походить на одну клетку и нанести удар» и «стоять на месте и бросить 2 кубика вместо одного». Это здорово, если ты пытаешься угадать, что сделает соперник в свой ход, и пробуешь ему навредить.

В противоположность этого мне вспомнилась Монополия. Хорошая, но страшно старая и уже не годная настолка. Почему ее ругают? Почему я сам не играю в Монополию? Потому что во время игры мне не из чего выбирать. Я бросаю кубики и жду, что попаду на свободную клетку и смогу ее выкупить, если это предприятие. Или получу деньги, если предприятие уже находится в моей собственности. Либо потрачу деньгу, попав на клетку штрафа. Из чего я могу выбирать? Покупать или не покупать здание? Да ладно, это же смешно. Но при этом от такой игры вполне можно получить удовольствие, потому что кубики, как это ни странно, показывают постоянно разный результат, закидвая твою фишку в совершенно нереальные районы на игровой дорожке. Людям, которые думать не любят, Монополия нравится.

Я знаю, почему мне Каркассон нравится больше Колонизаторов. В первой игре я вытаскиваю жетон и долго думаю, куда лучше его пристроить. Выбор далеко не всегда очевиден. А потом еще нужно прикинуть, тратить мипл или оставить на потом. Что касается Катана, то ты бросаешь кубики и либо получил ресурс, либо нет. Т.е. либо ты может что-то купить, либо пропускаешь ход. И в чужой ход ты тоже можешь сидеть тихонько сложа руки, потому что твои деревни и города стоят не на тех клетках, на которых нужно. Накопив, наконец-то, на дорожку, ты счастливо ее покупаешь и…. все. И опять ждешь. Этим самым игра тихонько приближается к Монополии, и если бы не торги, не карточки-не-помню-как-они-правильно-называются, то было бы совсем грустно.

Вот шахматы — это великолепная игра в плане возможностей. В свой ход ты можешь передвинуть фигуру куда хочешь в пределах её возможностей. Для этого тебе не нужно ждать, пока накапает мана, пока на кубике выпадет загаданная тобой или авторами игры цифра, пока ты не откроешь следующий ряд, на который ты можешь поставить пешку. Ты волен делать все, что хочешь. В шахматы я не играю по той причине, что для меня это слишком однообразная игра — ни тебе драфта, ни случайной расстановки фигур, ни дополнений. А может быть причина еще в том, что все мои несколько партий в шахматы много лет назад были сыграны с опытными ребятами, которые посещали клубы шахматистов и почему-то испытывали колоссальное наслаждение обыгрывая меня, потому что я не знаю вообще никаких приемов и секретов. Я только знаю, как ходят фигуры.

Казалось бы, Тайное Послание сильно урезает возможности игроков тем, что выбор у них всегда ограничен двумя картами. Но! Помимо того, что у каждой карты свое особенное свойство, ее можно сыграть на одного из игроков (если играть составом больше двух), так на кого же ее кинуть? А посчитать, какие остались карты в игре? Да еще если учесть, что это микроигра, то ТП вполне себе многовариантная игра. Годится!

А вот… Доббль. Над чем там думать? Какими вариантами, какими «если… но» может похвастаться эта игра? Никакими. Знай себе находи совпадение. Эти игры (Барабашка, Диксит, Элиас и т.д.) из совсем другой категории, и поэтому они не входят в список моих любимых, а значит и хороших. Хотя, смотря что понимать под словом «хорошая»… Все зависит от целей — отдохнуть, развеяться, посмеяться — это одно. Подумать, прикинуть, посчитать — это другое. Я, естественно, пишу сегодня об играх второго типа.

Но иногда разработчики слишком увлекаются многовариантностью, ставя игроков перед тысячью путей без объективных целей. Как приятно слышать, что в настольной игре ты можешь делать все. Но что делать, если это «все» доступно с самого начала?

Меня в такой тупик поставила игра Mage Wars. Все карты вам доступны сразу, в самом начале партии. Пальнуть фаерболом? Жахнуть ледяной стрелой? Заморозить? Выпустить на арену волка? Или лучше огромного монстра? Поставить ловушку? Что делать??? Да не ной ты, тряпка, ведь ты можешь все!

Я сначала все никак не мог принять эту вседозволенность. Привык к тому, что карты приходят в руку порциями, что маны сначала ни на что не хватает, а в Войнах Магов таких ограничений практически нету.  Пришлось оправдать игру тем, что мы — маги опытные, нам не нужно быть в начале игры слабыми, потому что мы сразу уже огого какие крутые. И можем все. Реализм? Еще какой! Но сам факт того, что мы можем все, может отпугнуть кого угодно.

Часто приходится слышать упреки в адрес новой модной игры Five Tribes. Мало чего у игроков куча вариантов на игровом столе, так еще после хода каждого игрока ситуация на поле меняется, поэтому приходится снова думать, как лучше походить, если вы это уже сделали во время хода другого игрока. Иные говорят — а вы лучше не думайте заранее над своим ходом, все равно все будет по-другому.

Похожие чувства я испытал, когда попробовал играть в 51st State. Я должен был драфтить карты, которые были меня одинаково полезны. Будто взять две канистры или 2 стрелочки. Или взять карту. Или еще чего. Оно все равнозначно хорошие, и я понятия не имею, что мне в итоге принесет пользу. Не хватает толчка в спину, чтобы спрыгнуть с 10-метровой вышки в воду. Хорошо, если кто-то может подсказать, что вот эту карту лучше оставить, ибо она для развития подходит больше всего, но что делать, если за спиной никто не стоит и советы давать некому? Такая игра может отпугнуть игрока своей свободой.

Также мне не очень нравятся такие игры, в которых в начале ты можешь все, а под конец игры практически ничего. Возьмем, к примеру, BattleLore. В начале партии у тебя есть огромная армия, с которой ты можешь засесть в лесу, пустить стрелы в сторону вражеских пехотинцев, спрятаться в городе, окружить босса и т.д. А в конце игры у тебя какая-то хрень из приказов и одноногие и одноглазые недобитки, которым даже чудодейственный подорожник не поможет. Какие тут варианты, если ты максимум можешь походить одним отрядом с 1 хп. Зато как все интересно начиналось…

Очень хочется, чтобы молодые разработчики помнили о том, что выбор действий является отличным способом получением фана. Если у игрока нету выбора — ему не интересно играть. Но и, с другой стороны, перебарщивать с размерами свободы тоже нельзя. У игрока должна быть мотивация к действию.

На этом все. Музыкальная пауза. Всем шугейз.

Реклама

11 Responses to Если то

  1. zinzy5 says:

    Из настолок в которых есть большой выбор, но можно построить тактику, я могу выделить Древний мир. Там сразу встаешь перед выбором, как нагадить другим и при этом остаться в плюсе. В этой игре НАДО стараться отрезать пути развития врагам, при этом не забывая о своей развитии. Но вся эта конфликтность нивелируется несколькими путями выхода из сложных ситуаций. При этом можно сказать, что игра проста в освоении, и не заставит по 10 минут думать над ходом (хотя может так только у нас :)). Так что рекомендую.
    Еще есть Brügge. Тут правда приходиться копаться каждому в своем огороде, но вариантов тоже море, если учесть, что карту можно сыграть шестью способами. При этом иногда нужно еще подобрать и правильный порядок их вывода. Казалось бы, вариантов многовато, но за раунд сыграть можно только 4 карты, так что мозг не лопнет.
    Ну и напоследок моя любимое евро The Castles of Burgundy. Вот где можно разгуляться. Кинул кубики, и сиди думай, как их применить. При этом из множества вариантов, я лично заранее знаю, что хочу сделать. Так что, если не играл, обязательно сыграй.

    • scafandr says:

      Дааа, Брюгге у меня стоит практически первым в списке ближайших покупок. Правда, я не знаю пока, когда будет ближайшая=) Но когда будет, то Б. там будет точно.
      В Замки играл, это моя одна из моих любимых игр. Скажу даже больше — на нее уже практически написан обзор=) Или на этой неделе или на следующей вывешу

  2. _GrAnd_ says:

    Прочитал с большим интересом! Даже не знаю, что добавить. Пожалуй, только то, что у каждого свой оптимальный предел карт или тайлов на руках. Для меня это пять-шесть, тоже не люблю, когда можно всё.
    Интересно, а если сыграть в Каркассон с двумя-тремя тайлами в руке, то как пойдёт? Это ведь получается не 4 стороны, а 8 и 12. Нужно будет попробовать.

    • scafandr says:

      Да-да, у каждого свой параметр уровня нагруженности. Я просто не люблю игры, где варант выбора либо единственный, либо 2. И все. А то и вовсе ты тупо пропускаешь ход, потому то ничего не можешь сделать. Я считаю, что это промах разработчика. Аттавизм.
      Я играл в такой вариант Каркассона. Вроде вполне даже интересно было. Но немножко дух игры убивается, потому что ты можешь просчитать действие.

  3. Yury Yamshchikov says:

    Спасибо за толковую статью, хочу на днях дать на нее ссылку в ГРаНях — многим новичкам она может быть весьма полезна.

    • scafandr says:

      Спасибо, Юра. Мне кажется, что разработчики про это уже знают. По крайней мере, я надеюсь=)

  4. Suzume says:

    Согласна, я люблю, когда могу сделать хоть что-то в свой ход, причём не абы что, а хотя бы несколько вариантов равноценно хорошего 🙂 И не люблю, когда игра ограничивает меня в действиях или не везёт так, что приходится пасовать.

  5. darkdar says:

    Начало статьи — почти один в один мои мысли. Несколько лет назад тоже одним из главных критериев «моей» настолки выделил разнообразие путей к победе. И такими же фразами отсутствие выбора ругал Монополию 🙂
    Но вот про Mage Wars никак не могу согласиться. Я понимаю, что количество вариантов там может зашкаливать, а если пытаться просчитать еще и действия соперника, то вообще можно просто сойти с ума. Но для меня как раз в этом и состоит ее прелесть. Сначала ты кропишь над составлением книги заклинаний, которая бы позволила тебе победить любого соперника, а потом пытаешься привести в исполнение свой план в условиях постоянно меняющейся обстановки.
    Я когда-то очень сильно любил Magic, но была там одна вещь, которая часто могла испортить любую игру. Есть там такое понятие top-deck — это когда каждый ход тянешь карту из колоды и не знаешь, будет ли там нужная тебе или какая-то бесполезная на данный момент. Вот благодаря книге заклинаний вместо колоды, как раз это понятие и нивелируется. Если у тебя есть в книгу супер-пупер комбинация победы, то только противник (или твои ошибки) смогут тебе помешать ее исполнить. А касательно того, что всегда можно сыграть любую карту, тут ты не совсем прав. Там действительно можно сыграть много карт каждый ход, но более сильные и дорогие карты требуют планирования на пару ходов вперед, потому что 15-20 маны — это достаточно много в Mage Wars, а действовать там нужно каждый ход.

    • scafandr says:

      Если бы все не любили полную свободу, как в MW, то такие игры и не делали бы. Почитав множество обзоров, понимаешь, чего люди боятся.
      Про MW ты пишешь как человек с опытом. А ты прикинь, что думает игрок, который сел первый раз играть

      • darkdar says:

        Я же написал про «сойти с ума» — вот что произойдет с новичком 🙂
        Хотя на самом деле все не так уж и плохо. Если играть с книгами, которые рекомендованы для новичков в правилах, то там все гораздо проще и можно за пару игр разобраться с механикой.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: