Мне бы замок один, Бургундский — обзор настольной игры The Castles of Burgundy

На этот раз мне легко было выбрать следующую игру для обзора. Вспомнив о том, что недавно издательство Hobby World анонсировало локализацию этой чудесной игры, я подумал — а почему бы мне не рассказать об этой удивительной настолке, за которой я так долго гонялся по интернет-магазинам, потом догнал и сразу же в нее влюбился.

Конечно, как мне кажется, кто хотел, тот давно уже игру купил и составил о ней мнение. А кто не купил, тот либо недавно увлекается настолками, либо не любит еврогеймы, либо вообще впал в долговременную зимнюю спячку. Если вы по каким-то причинам не слышали ничего о Замках Бургундии (ЗБ), то эта статья для вас.

Я и еврогеймы

О том, что я долгое время не любил еврогеймы, думаю, многие или в курсе или догадывались. Не могу не написать об этом еще раз, хотя данный факт постоянно вызывает различную подколочную реакцию со стороны моих друзей и знакомых. «Вот ты постоянно говоришь, что не любишь еврогеймы, а сам в них играешь, ты же сам себе противоречишь». И я не зря написал об этом здесь и прямо сейчас, ибо ЗБ повернули меня лицом к еврикам (хотя и совсем не задом к америтрэшу). Хотите взглянуть на евроигры по-другому? Поиграйте в ЗБ.

Коробка

Не могу сказать, что игровая коробка большая, но и не маленькая она. Средняя. Типичная для издательства Ravensburger.

Комплектация игры: много маленьких жетонов построек (164 штуки), жетоны товаров, бонусов, рабочих и серебра, шестигранные кубики, деревянные фишки-кругляши, игровое поле и планшеты игроков.

Больше всего меня обрадовало наличие органайзера. Я обожаю игры, в которых все продумано до мелочей, в том числе и аккуратное хранение компонентов. Наличие органайзера — это хорошо, но догадаться, как именно раскладывать компоненты по ячейкам, если для этого не предусмотрена специальная картинка с пояснениями, это уже не так хорошо, как хотелось бы. С ЗБ как раз такой вариант, с непонятками. Вроде и ячеек много, а на все про все не хватает мест. Может быть, уже где-то есть картинка, поясняющая правильное расположение компонентов, но мне пока такая на глаза не попадалась. Пришлось проявлять фантазию.

Ячейки в органайзере хороши тем, что из них удобно вытаскивать жетоны для каждой фазы, учитывая, что жетоны делятся на несколько типов. Если тебе нужен черный жетон, здорово, когда он лежит в своей ячейке.

Большинство из вас сразу заметит, что игра выглядит серо и не очень радостно. Да, действительно на красках и оформлении немного сэкономили. Но не пугайтесь оформления, игра далеко не такая «серая», как это кажется на первый взгляд. К вопросу оформления я еще обязательно вернусь в выводах.

В целом, игра легко отбивает свою стоимость (27 уе) и может быть даже дает больше, чем вы за нее заплатите. По крайней мере лично я доволен и ценой и качеством.

Время строить замки

Чем мы же будем заниматься в игре — как это ни странно, строить свое личное королевство с замками, шахтами, сооружениями, пастбищами и портами. Обошлось все без блэк джека и шлюх=)

Каждый игрок получает карту своих земель (планшет), по ходу игры он будет приобретать тайлы построек в виде гексов-жетонов, застраивать ими свое королевство и получать за это победные очки. Выигрывает тот, кто наберет больше всего очков.

A-E — фазы

Игра разбита на 5 фаз, каждая из которых разделена на 5 раундов. В каждой фазе игровое поле заполняется разными фишками и жетонами, которые впоследствии будут разбираться игроками. В каждом раунде на одну из шести специальных ячеек путем броска кубика кладется жетон товара, который потом можно будет взять, построив кораблик.

В течение пяти раундов игроки будут потихоньку таскать жетоны построек с игрового поля себе на планшет, поэтому количество доступных жетонов с каждым ходом игроков будет уменьшаться. Но в начале новой фазы игровое поле обязательно пополнится новыми жетонами.

Пустые владения

Каждый игрок в начале игры получает планшет (очень тоненький и хлипенький) со своим имением, на котором ничего кроме плана территории нету. Для первых игр рекомендуется играть планшетами под номером 1. Потом, когда игроки поймут, как нужно играть в ЗБ, можно использовать планшеты с разными планами территории.

На планшетах игроков есть 3 ячейки, которые используются для хранения жетонов товаров, ячейка для хранения кусков серебра, ячейка для рабочих, 3 ячейки для хранения тайлов построек, памятка о свойствах тайлов и большой макет королевства, на который мы будем класть тайлы построек. Как видим, все ячейки для построек имеют числовые значения от 1 до 6. Просто взять тайл и положить его в любую часть своего имения не получится — будь добр, сначала получи нужную цифру на кубике.

Кубики — это основной движок игры. Практически все игровые манипуляции совершаются исходя из бросков кубиков. Каждый раунд все игроки одновременно бросают свои 2 кубика. Далее игроки разыгрывают поочередно действия, исходя из положения своей фишки на треке хода.

В свой ход игрок может сделать всего 2 действия (2 кубика = 2 действия). Любое числовое значение на кубике можно изменить, сбросив от 1 и более жетонов рабочих. Один рабочий дает +1/-1 по усмотрению игрока.

2 товара — это хорошо

Основными действиями считаются следующие два: взятие тайла постройки и размещения тайла постройки в зоне своего королевства. Причем, внимание, нельзя взять тайл одним кубиком и этим же кубиком построить тайл. Это все разные действия. Если игрок решил взять тайл с игрового поля, то он использует один свой кубик с цифрой, совпадающий с цифрой ячейки, на которой размещен нужный тайл. Далее он берет этот тайл и размещает его у себя на одну из трех специальных ячеек, назовем их так — ячейки запаса. Всего таких ячеек 3, поэтому не получится сначала набрать много-много тайлов, а потом их всех потихоньку строить. Желательно и брать, и строить тайлы переменно.

Черные тайлы берутся только за серебро

Для того, чтобы построить тайл, нужно опять же использовать неиспользованный брошенный кубик. А теперь опять внимание — ВАЖНЫЕ условия:

— тайл строится на месте, рядом с которым уже есть построенный тайл;

— цифра гекса на карте должна совпадать с цифрой на кубике;

— цвет тайла должен совпадать с цветом ячейки, на которое он становится.

Я обязательно расскажу о том, чем отличаются зеленые тайлы от желтых, но сначала таки закончу свой рассказ о действиях, которые может выполнить игрок, помимо «взять тайл» и «построить тайл».

Кто первый ходит, того и тайлы

Еще можно продать товар. Товар можно продать с одной из трех ячеек на планшете игрока, если на них лежат жетоны товаров. Для этого тоже нужно использовать кубик с цифрой, совпадающей с цифрой продаваемого товара. Можно продать один один, два или хоть все товары, совпадающие с цифрой на кубике. На каждую ячейку можно класть один вид товара (они тоже отличаются по цвету и имеют цифру от 1 до 6). Проданные товары приносят победные очки и жетоны серебра. За серебро можно брать специальные, черные, тайлы, которые нельзя брать за кубик.

Призовые жетоны

Последнее, четвертое, действие — взять 2 жетона рабочих. Для этого сбрасывается любой кубик.

Давайте теперь рассмотрим тайлы построек ближе и узнаем, какую пользу они приносят, если их построить.

Желтые тайлы — знание

(c) BGG

Построив такой тайл, вы приобретаете какое-то дополнительное полезное свойство. Все желтые тайлы уникальные, повторяющихся нету. Вот что хорошего они могут дать игроку: при продаже товара можно взять 2 серебра вместо одного, при постройке корабля можно взять товары из двух ячеек вместо одной, рабочие будут давать бонус +2/-2 вместо +1/-1, в конце игры можно получить 4 очка за каждый построенный тайл определенного типа и т.д.

Приобретая такой тайл, вы должны стараться использовать его максимально выгодно для себя. Ведь если вы построили тайл, который дает 4 очка за построенные вами тайлы рынка, а рынка у вас нет, то могу вас «поздравить» — вы зря построили желтый тайл.

Синие тайлы — корабль

(c) BGG

Корабль делает 2 вещи — позволяет взять товары с одной любой ячейки на общем игровом поле и передвинуть на одно деление вперед свою фишку на треке очередности хода.

Помните, что кто первее ходит, у того больше выбора.

Салатовые тайлы — животные (пастбища)

(с) BGG

При постройке дают игроку моментально очки за то количество животных, которое нарисовано на тайле. Например, 2 курицы = 2 ПО. Но есть один очень классный момент — если на области пастбища (это несколько ячеек на карте, одинаковые по цвету и размещенные рядом друг с другом) уже есть тип животных, которых вы «строите», то вы еще получаете очки и за ранее «построенных» животных. Было у вас 3 курицы, построили еще 2 — получили 5 очков. Потом построили еще 3 курицы — получили 8 очков.

Зеленые тайлы — замок

(c) BGG

Построив замок, игрок может моментально выполнить еще одно дополнительное действие, как будто у него есть кубик с любым числом по своему выбору.

Серые тайлы — шахта

(c) BGG

Шахты в конце каждой фазы приносят по одному серебру.

Бежевые тайлы — сооружение

(c) BGG

Таких тайлов больше всего, и они в свою очередь бывают разные. Их свойства разыгрываются сразу же как только их построили.

Склад — можно продать товары по своему выбору из одной любой своей ячейки товаров.

Столярная мастерская — можно взять один любой бежевый тайл с игрового поля и поместить его на свободную ячейку запаса.

Церковь — можно взять один серый, желтый или зеленый тайл с игрового поля и разместить его в свободной ячейке запаса.

Рынок — можно взять один синий или салатовый тайл с игрового поля и разместить его в свободной ячейке запаса.

Гостевой дом — можно взять 4 тайла рабочих.

Банк — можно взять 2 жетона серебра.

Ратуша — можно построить любой тайл из ячеек запаса, разыграв его свойство.

Сторожевая башня — получи 4 победных очка.


Памятка для тех, кто не помнит свойства тайлов

В конце игры игроки получают очки за неиспользованные тайлы рабочих и серебра, за желтые тайлы, приносящие ПО, и непроданные товары. Как уже писал выше, побеждает тот, кто наберет больше ПО.

Еще одна игра про строительство

Недавно я вспоминал свои последние написанные обзоры и игры, в которые играл, и улыбался, так как так получается, что большинство евроигр основаны на том, что игроки что-то строят — королевство, железную дорогу, империю, ферму, город. В ЗБ мы также занимаемся строительством — не имея практически ничего, кроме пары рабочих, 1 куска серебра и двух кубиков, мы будем планомерно обустраивать свою огромную территорию.

Ячейки для серебра и товаров

Но что выгодно отличает ЗБ от других подобных игр, так это кубики. Мне даже в голову пришло одно, может быть все-таки не совсем корректное, сравнение, что ЗБ — это такой еврогеймовый Elder Sign. Без кубиков ты вообще ничего не можешь сделать, и все плюшки достаются только благодаря кубам.

Возможно многие из вас сейчас подумали — видимо, в ЗБ рандом на рандоме и рандомом погоняет из-за этих поганых кубиков. А вот на это я скажу так — конечно, обходится не без случайности, но эта случайность довольно неплохо контролируется. Во-первых, у нас есть фишки рабочих, которые могут менять число на кубике. Сбросил фишку и получил вместо четверки тройку или пятерку. А если еще и построить желтое улучшение, которое меняет бонус рабочих на +2/-2, то вообще про рандом можно забыть. Во-вторых, есть определенные желтые тайлы, которые позволяют менять значение кубика, когда строишь тайлы определенных цветов.

В начале раунда игрокам доступно практически все, что нужно, а вот дальше уже начинается кризис выбора, когда на общем игровом поле остаются лежать остатки тайлов. При этом у меня ни разу не возникало чувство обиды, что мой ход потрачен впустую — даже если ты не можешь построить что-то или поместить в резерв нужный тайл, то всегда можно продать товар или взять рабочих, что очень и очень полезно.

Взаимодействия между игроками в ЗБ нету. Единственное, что вы можете сделать другому игроку — это забрать тайл, который очень ему необходим. Например, он собирает свиней, а вы единственный тайл со свиньями только что забрали.

Быстрее всех построили серые тайлы? Получили очки!

Мои эмоции от игры практически всегда остаются неизменными от партии к партии. Сначала первые 2 раунда ты стараешься как можно больше расширить пределы своего королевства, потому что есть такое правило, что новый тайл нужно класть обязательно рядом с другим уже ранее выложенным тайлом. Чем шире наше королевство, тем больше возможностей для действий. Третий раунд очень спокойный, мы просто берем и строим. Кажется, что мы легко заполним всю карту тайлами. Но вот четвертый, а особенно пятый раунд заставляет сердце бешено колотиться. Почему же сердце начинает стучать быстрее, когда до конца остается 1-2 раунда? Потому что именно в этот период игры ты должен постараться схватить самое необходимое, чтобы закончить игру с максимальным преимуществом. Нужно срочно достроить область с фермой (желательно теми животными, которых у тебя больше всего). Нужно решить, брать шахты или не брать, ведь уже вроде как поздно пить боржоми. Где набрать церквей, ведь за них в конце игры ты получишь по 4 очка за каждую? Т.е. чем ближе конец, тем яснее картина на поле. Если в начале игры вам подходит все, то в конце вам нужно уже что-то конкретное. И от этого я получаю колоссальное удовольствие. Никогда бы не подумал, что еврогеймы на такое способны!

Так нельзя!

А так можно

На западных форумах ЗБ классифицируется как «point salad». Это такой игровой термин, который применим практически ко всем играм Штефана Фельда. Заключается он в том, что практически все действия приносят победные очки. Для того, чтобы получить очки, не нужно ждать конца раунда, хода или игры. Продал товар — получил очки, построил тайл — получил очки, застроил желтую область — получил очки. И т.д. Что интересно — важно не просто что-то сделать, но и сделать это максимально быстро. Так, тот, кто первым закроет все клетки одного цвета, получает бонусные очки. Второй игрок, заполнивший эти же клетки, тоже получит ПО, только в меньшем размере. За застроенную область в первую фазу игрок получает 10 ПО, а за то же самое в пятой фазе — всего 2. Поэтому все нужно делать максимально раньше.

Этот самый «салат из очков» — вещь на любителя. Кому-то нравится, что практически после любого чиха ты продвигаешься по очкам вперед, а кого-то бесит, потому что ты можешь вырваться вперед или отстать не по тому, что придумал какую-то классную комбинацию, а потому что так игра устроена. Так что, может быть, «point salad» будет для вас решающим фактором того, что вы полюбите игру или наоборот.

Все ячейки запаса заполнены — пора строить

Очень многие обращают внимание на внешний вид настольной игры. ЗБ, к сожалению, выглядит не ахти. Красок на игру явно пожалели. Она такая серенькая, бледненькая. Тайлы сооружений я до сих пор не могу запомнить, поэтому приходится часто смотреть в памятку, чтобы узнать, что ты такое построил и что ты за это получишь. Игра целиком и полностью языконезависимая, поэтому приходится ориентироваться только на визуальную составляющую игры, которая тут так себе. НО! Вот сколько бы ни писали о том, что игра невзрачная, когда играешь, то на это внимания не обращаешь. Про «серость» я вспомнил только может к третьей или четвертой партии, да и то махнул на это рукой, ведь игра классная. Есть игры, в которых арт круче механики, и это плохо. А есть наоборот, и это как раз наш случай, бургундский.

Реаграбельность у игры довольно хорошая. Во-первых, в каждом раунде тайлы приходят рандомно. Но это не значит, что у вас в фазе могут быть одни синие и зеленые тайлы. На общем игровом поле указано конкретное количество тайлов всех цветов, которые должны быть подготовлены к раунду, но вот какие именно коричневые или салатовые выпадут тайлы, решит рандом. Во-вторых, помимо набора одинаковых полей игроков, на которых нарисована карта королевства, на обратной стороне этих планшетов есть другая карта, с другим расположением гексов. Кто-то вроде бы говорил, что в русском издании этих дополнительных полей не будет. Если даже это окажется правдой, то поля можно легко скачать в интернете и распечатать. Играть на одинаковых полях не очень интересно (только если вы не абсолютный новичок). А с разными полями круто!

Одна моя знакомая, которой я показывал игру, была удивлена, почему мне так нравятся Замки Бургундии. Ведь она привыкла к тому, что я обожаю америтрэш и карточные игры. А здесь знай себе что бери тайл да клади его на планшет. Поразительно, но факт — именно с этой игры я стал смотреть на евроигры по-другому, хотя все же ЗБ не совсем типичное евро. Во-первых, мне очень нравится бросать кубики и принимать решения исходя из того, что выпало на них. В ЗБ нет такой дискриминации по числовому признаку, что единичка хуже шестерки (и это здорово). Любая цифра одинаково полезна. Плюс результат на кубике можно корректировать. Во-вторых, мне нравится, что абсолютно любой тайл приносит какую-то пользу. Игроку приходится думать, что ему лучше взять — кораблик и продвинуться на треке хода вперед, либо взять животных и получить кипу очков. А может вообще было бы разумнее построить желтый тайл и получить очень полезное свойство. Море решений, море возможностей.

По хорошему, я завидую тем людям, у которых пока еще нету игры Замки Бургундии, ведь скоро у них появиться возможность купить локализированную Hobby World’ом версию. Многие гики сейчас говорят о Пуэрто-Рико, которую перевела на русский та же компания. Так вот, я не знаю, что это за Пуэрто-Рико такое, за что его хвалят и чем оно прекрасно. Зато я совершенно точно знаю, что Замки Бургундии — это отличная игра, в которую я советую поиграть абсолютно всем! Даю 80% гарантии, что вам игра понравится. Маст хэв и ставлю класс.

Реклама

48 Responses to Мне бы замок один, Бургундский — обзор настольной игры The Castles of Burgundy

  1. _GrAnd_ says:

    Пожалуй, лучшая игра Фельда. И одна из лучших евроигр.

  2. Yury Yamshchikov says:

    Наверно одна из наиболее понравившихся мне игр из всего прошлогоднего настолкокэмпа. А там было из чего выбрать!

  3. zinzy5 says:

    В Пуэрто Рико сыграл недавно. Отличная игра, правда Замки в сто раз лучше. В Замках мне нравится абсолютно все, даже оформление. Для евро оно и должно быть таким, немного невзрачным. Механика супер. Играется на одном дыхании. Вот только в последнее время у друга мало времени свободного совсем, так что не играли в нее давно
    😦
    Но надеюсь наверстаем.

    • scafandr says:

      Да мне тоже оформление нормальное. Сначала как-то до покупки боялся, что может будет пугать чем-то, но я вообще на него внимания не обращаю практически.

  4. Suzume says:

    Играли пока только два раза, но понравилось сразу, пусть я хотя очень старалась, но победить не смогла. Отличные механики, отличная игра, хочется сыграть ещё не один раз.

    Только мне бы хотелось тайлы побольше, а то они такие крошки.

    Кстати, органайзер там вроде базовый для этой компании, т.е. он как бы и есть, но не рассчитан именно на эту игру. Люди себе сами делают потом.

    А в русском издании будут все планшеты, как в иностранном базовом, там речь была о том, что не будет какого-то дополнения, где ещё добавочные поля были. Но я от ХВ локализацию покупать не очень хочу, опасаюсь за качество…

    • scafandr says:

      Если тайлы увеличить, то все сразу станет больше. Дамы, кстати, миниатюрное должны любить=) Я не очень люблю большие тайлы, у меня рука маленькая=)
      А что значит органайзер базовый? Он какой-то непродуманный совсем. Я то по своей логике распихал тайлы какие куда, а вот знакомая переспрашивала, по какой логике я смешал в одном отсеке замки, шахты и корабли.
      Если есть возможность, можно спокойно брать и оригинал. Мне оооочень нравится его цена. За такую чудесную игру просят всего 27 уе. Это же круто! С другой стороны, когда МХ выпустит игру, ее можно будет купить легко и просто. А я где-то 2 года купить не мог, то в магазине нету, то клуб пообещает купить и так и не купил, в итоге плюнул на все и таки взял=)

      • Suzume says:

        Ну, не как в Keyflower, хотя бы как в Каркассоне хотелось бы 🙂
        Правильное слово скорее «стандартный», вроде они такой во все игры в такой коробке кладут, неважно, подходит или нет.
        Не знаю, где просят 27 долларов, на Philibert почти 30 евро стоит (плюс доставка). Но игра того стоит.

        • zinzy5 says:

          На coolstuffinc.com 26.99 долларов стоит.

          • Suzume says:

            Ну, мы же понимаем, что с доставкой цена совсем другая получается 🙂

            • scafandr says:

              Я всегда привожу розничную цену на кулстаффе в качестве примера. Пересылку каждый сам себе считает. Кто-то считает пересылку одной игры, а кто-то, как в России, учиывает, что игр в посылке набирается на тысячу долларов, поэтому пересылка копеечная

              • zinzy5 says:

                У нас в заказе участвует обычно пара человек, так что доставка зависит от количества заказанного.

    • Wulkuw says:

      По поводу последней фразы. Ох, как вы были правы – прямо пророчество какое-то!
      Только все пытаются меня убедить, что ни с Пуэрто-Рико, ни с Замками Бургундии нет проблем. А я, даже купив Замки, все никак «не убедюсь» 🙂

      • Suzume says:

        Хм, я читала, что качество в целом на твёрдую 4, только органайзера нет даже такого странного, как в оригинале. А какие у вас претензии?

        • Wulkuw says:

          Я бы поставил всем компонентам в своем экземпляре 5. Только за задник тайлов поставлю 2 (если глаза закрою). Но это я такой придирчивый, другим вполне нравится. Уже отписался в карточке игры на Тесере. Наверное, не стоит повторяться.

          • Suzume says:

            Кстати, задники тайлов и в немецкой версии не ахти, я внимательно смотрела 🙂

            • Wulkuw says:

              В моем случае выбрал бы немецкую версию, если бы смог в Беларуси найти. Не скрывая недовольства к браку своего экземпляра, справедливости ради, отмечу полное отсутствие смещения и идеальную вырубку (хотя и на такое были жалобы). Страшно лист в руки взять – все само выпадает без рваных краев, и зазубрины микроскопические, такое в лучших зарубежных издательствах не всегда встретишь. Ведь могут, если захотят 🙂 Но что сотворили с этой красотой на другой производственной линии 😦

  5. voltrftg says:

    Спасибо! Действительно, очень вовремя.
    Все хвалят — это здорово. Но вот у меня вопрос: Не слишком ли игра забалансирована? Нет ощущения, что игра обо всем и ни о чем? Чтобы игрок не делал, он все равно сможет набрать количество очков близкое к тому, что набрали другие игроки. Яркий пример забалансированной игры — это Кингсбург. Чтобы не выпадало на кубиках, ты всегда в плюсе, всегда есть доступные действия. И в конце игры все заканчивают с практически равным счетом. В результате играть становится не интересно, т.к. от игрока мало что зависит.

    • MoRPHiNe says:

      Да, определенная забалансированность действительно есть в игре. С одной стороны, подспорье для новичков (невозможно оказаться разбитым в пух и прах), с другой возникает логичный вопрос (вы его задали:)) Но в данном случае из забалансированности вовсе не следует то, что от игрока почти ничего не зависит. Скажем так, кубики здесь работают как раз более правильно, нежели в Кингсбурге, где чем больше суммарное значение, тем чуть больше ништяков все-таки потенциально получишь. Замки на порядок серьезнее и глубже при всем уважении к Кингсбургу. Тут кубики дают доступ к полностью равным, но альтернативным возможностям, и вся прелесть игры как раз в том, чтобы из множества (не сильно большого, мозг не лопнет:)) вариантов выбрать тот, который лучше всего впишется и разовьет именно выбранную тобой стратегию. Основная же задача в игре завершать максимально быстро одноцветные регионы, параллельно получая ништяки и с конкретных тайлов, так что и выбирать надо то, что максимально поможет решению данной задачи:) Так что выберу что угодно и получу очки — да, это про эту игру, но выберу что угодно, и получу примерно то же число очков — совсем не про Бургундию. А что насчет победы, то да…зачастую ее определяют 2-3 более удачных хода, нежели у противника (при примерно равных скиллах). Кому как…лично я тащусь от подобного. Увидеть особо прибыльную комбинацию или тайл (пускай даже заставляющую немного отклониться от намеченного пути развития), или наоборот, обломать такую комбинацию противнику в ключевой момент — и потом какое удовлетворение смотреть, как обошел его в итоговом скоринге на маленькие 5-10 очков.

    • scafandr says:

      Имхо, Замки — совсем другая игра. В Кингсбурге очень сильно влияет на игру результат броска — чем больше выбросил, тем больше вариантов. В Замках нет такого, все цифры равны. В К. выбор построек практически всегда очевиден — церквей понастроить, силу поднять. И сражаются все против одних монстров. В Замках хоть и карты у всех или одинаковые или похожие, но тайлы для взятия выпадают разные. И если один забрал кораблик, то второй его взять не сможет, если кораблики закончились. А всех тайлов всегда впритык. Т.е. на трех игроков в фазе будет 2 корабля. Чем раньше ты закроешь область, тем больше очков отхватишь, поэтому оторваться можно легко. Бывает, лучше быстро построить несколько мелких областей, чем долго ковыряться в одной большой. В последней игре выигравший игрок оторвался на 100 очков, но у него была читерная карта (то ли №7, то ли №8 — много мелких областей).
      В ЗБ от игрока зависит, что он возьмет. У тебя выпало в начале фазы на кубике 4. Ты можешь взять животное, замок или сооружение. Замок вкусный, животное тоже, но их ты пока не можешь построить, так как рядом не построено ничего. Т.е. в ЗБ не кубики рулят, а решение игрока. А вот уже потом, биже к концу, ты уже и поймешь, насколько верный был твой выбор.
      К. — это очень гейтвейная игра, а Замки — это мидл. Очень рекомендую

  6. MoRPHiNe says:

    Спасибо за отчет на шикарную и одну из любимых в компании игру!
    Очень хорошо подметил, что «проверку на вшивость» выбранная тобой стратегия дает в 4-ом и особенно в 5-ом раунде. Тоже обожаю этот момент. Когда появляется невероятное внутреннее напряжение и мандраж «хоть бы успеть закрыть все незаконченные регионы, хоть бы кубики выпали как нужно, хоть бы действий хватило, хоть бы противник не стянул вот этих зверушек или желтый тайл раньше». Тут даже игра приобретает какие-то психологические аспекты что-ли))) Типа своим видом не дать понять соперникам, что ты планируешь делать))) Т.е. в финальной части игры как бы никакие новые задачи уже не ставишь перед собой, а скажем так, заканчиваешь то, что есть. Иными словами, пожинаешь плоды того, что посеял в первых 3-4 раундах:) А вообще от игрока тут очень много зависит и еще как (это вам не Кингсбург совсем), а кубиковый и тайловый рандом лишь добавляет перчинки и необходимость выкристаллизировать свою стратегию в изменяющихся условиях.

    Пуэрто Рико классная — зуб даю!)) Как и Бургундия, олицетворение всего лучшего, что есть в евро — элегантность и завершенность. В русском издании еще и выглядит вполне прилично.

    • scafandr says:

      Спасибо за спасибо!=)
      Пуэрто-Рико интересно было бы глянуть. Хотя, наверное, проще купить на девайсе, только я не особо люблю игрушки на планшетах, только в Эсеншн рублюсь регулярно. Жду развернутых обзоров об игре, потому что пока что все или радуются, что игра вышла, или критикуют качество компонентов. А может и еще что игра старая, поэтому про геймплей молчат.

      • zinzy5 says:

        Мне кажется все молчат, т.к. игра старая, и рассказывать о ней нет смысла. «Все уже рассказано до нас» 🙂

        • scafandr says:

          Вот в этом и проблема, что в последнее время что-то локализируется, а все молчат. Так для кого это все делается? Кто знает, тот уже купил, кто не знает — нужно искать старые записи? Нет, нет, так не пойдет=)

          • zinzy5 says:

            Просто вопрос стоит даже в том, где писать. На Тесере? Вот уж увольте. С количеством, откровенно говоря, дерьма( извините за выражение ) в комментариях, которое присутствует в последнее время, где очень редко тебя похвалят за обзор, а все больше тролят, я уж точно не хочу писать даже заметки. Я думаю, что не один такой. Поэтому все больше читаю блоги, все меньше Тесеру. Ну только если новости 🙂

            • scafandr says:

              Да, на Тесере я думал писать еще в 20011 году, но понял, что мне придется бороться с многочисленными троллями, которым будет не нравится абсолютно все, что я написал. Для того, чтобы нагадить в блоге, нужно региться или придумывать никнейм под гостем — это долго=)
              Все равно какие-то же живые блоги есть. Частично с некоторыми блогами некоторые издательства сотрудничают, но даже если один блог напишет про игру, то этот обзор можно и пропустить… Не знаю, мне не хватает объема информации. Знаю, что издательствам пофигу на блоги… Вот вышла игра Seventh Hero на русском — где кучи отзывов и рецензий? Где отзывы на Рококо, Пуэрто Рико, 7 Самураев? До кучи таких игр. А надо валить инфу на головы людей=)
              Вот почему я теперь покупаю комиксы и художественные книги=)

              • zinzy5 says:

                НУ Рококо на «Настолкомании» обзор есть, а про 7 самураев есть дневник на Тесере и где-то еще читал, не помню. Seventh Hero обзор у Гравицапы и Маз_О. Но правда надо следить за всеми этими блогами, что не всегда получается.

                • scafandr says:

                  Да мне как-то мало этого. Паша Медведев написал обзор Рококо — это хорошо, но хочется еще услышать мнения.
                  Гравицапа пишет хорошо, но нейтрально. Равносильно тому, что читаешь правила к игре.
                  Хорошо бы, чтобы все по чуть-чуть писали… Каждую неделю кто-то пишет о новой игре. Это же было бы хорошо. Но опять же, это старая заезженная тема… Все равно обзорщики не делают продажи, поэтому на них и не ориентируются. Правда жизни=)

                  • zinzy5 says:

                    Перед тем как купить игру, я читаю все обзоры по ней, потом скачиваю правила и их читаю. Если игра мне нравится, то покупаю.

                    Не совсем в тему. Сегодня сыграли партию в Black Fleet. Игра просто супер. Правда очень конфликтной оказалась. Прям всю игру надо плевать в ближнего, КЛАСТЬ на нижнего 🙂 Но игра мега веселая. Очень рекомендую.

  7. Nan says:

    Всё! иду в магазин!

  8. GamePickle says:

    вопрос: как определяется очередность хода?

    • scafandr says:

      В начале можно хоть кубиком определить — все жетоны игроков ставятся на первую клетку по треку хода стопочкой — верхняя фишка ходит первой. Далее если строишь синий тайл (кораблик), то берешь И передвигаешь свою фишку хода вперед на одно деление. Число делений равно числу всех возможных синих гексов на поле — 6. Чем ближе фишка к последнему делению, тем раньше будет ходить игрок

  9. sandman_83 says:

    Здравствуйте!
    Уже полгода как созрел для покупки ЗБ, вот неделю назад съездил в Москву, разжился.
    Спасибо за обзоры, мнения. Сыграли 4 игры, определённо всё понравилось.
    Но пока играем по наитию, без стратегий, может, оно и к лучшему 🙂
    В частности, есть действия, которые пока не так очевидны, например, взять и выставить гостиницу — 2 действия, сбросить 2 кубика за рабочих — те же 2 действия, результат один и тот же. Если, например, речь идёт о первом ходе, где при этом можно закрыть единичную область и получить сразу 17 очков, тогда да, разумно. А ближе к концу игры уже как-то неоднозначно, нужно ли «мусорить» в своём городе, если, конечно, нет бонуса на гостиницы.
    Во-вторых, не понял пока фишку замков. Да, они вроде позволяют выбрать с поля любой жетончик, но для этого нужно выполнить аж 2 действия — взять и поставить, за это время можно заветный жетон и кубиком получить, и также потерять, если соперник выберет. Опять же, если на чёрное поле выпадает банк — купить за 2 монетки, чтобы поставить и получить назад 2 монетки? Это только если у соперника украсть, если у того опять же бонус на банки?
    Короче, разбираться ещё и разбираться. И это мне нравится 🙂

    • scafandr says:

      Здравствуйте и вам!
      Рад, что игра понравилась, она действительно классная.
      Сбрасывать кубики за рабочих имеет смысл, когда других действий выполнить нельзя.
      Замки вообще отличная штука. Они позволяют сыграть одно дополнительное действие, как будто бы у вас есть еще один кубик с любыми цифрами. Мощная штука.
      Если у вас есть на выбор черный банк, то это хорошая возможность закрыть клетку на поле. Чем быстрее заполните область, тем больше получите очков. Поэтому в этом плане все способы хороши. Не думайте только о том, что дает сам жетон, всегда держите в уме и скорость строительства. Учитывая, что в области не может находится более двух одинаковых сооружений, а банка как раз вам не хватает, тогда он вам будет очень кстати

      • sandman_83 says:

        Вот то-то и оно (опыта пока мало, так что не ругайте), после сыгранных трёх игр, выявилась тенденция, что те, кто всё своё поле застроил «от и до», занимали 3-е и 4-е места (в основном).
        А у меня в последней игре не было построено ни одного замка, ни одного рудника, в нескольких городах пустовали клетки, но это не помешало мне занять второе место с отрывом от первого в 3 очка.
        Но я набрал, наверное, очень мало — 130 очков или около того. Судя по наличию фишки с числом 200, мой результат какой-то незначительный.
        Но будем стараться, в итоге, конечно, всё постигнем. 🙂

        • scafandr says:

          Конечно же буду ругать=) Как не ругать-то?=) Шучу.
          Вообще, интересно, как ваши игроки застраивали поле от и до. У меня за где-то 15 партий такого ни разу не получалось. Обязательно 3-8 клеток остаются свободными. Мне кажется, где-то у вас закралась ошибочка.

          • sandman_83 says:

            Ошибку свою точно узнал, но она не в тему вопроса, а скорее, даёт ответ на свой же вопрос 🙂
            Я не уловил в правилах, что за закрытую полностью территорию дают бонусы в зависимости от её размера. Мы давали только за то, в каком раунде закрыли и призы первому и второму месту 🙂
            А табличкой, предназначенной для закрытия территорий, пользовались по ошибке при продаже стопки товаров 🙂
            Тут понятно.
            А как закрыть территорию — знай, хватай замки, ратуши и прочие бонусные гексы, которые помогают по несколько действий за ход делать. Если рудниками разжился по-быстрому, то дополнительный приток идёт с покупки, так что конечно не всё поле целиком, но чтобы 1-5 клеток было свободно — легко построить.

            • scafandr says:

              Все равно я думаю, что вы где-то немножко играете неправильно. Закрыть все поле — это, имхо, невозможно. Есть такая тема на БГГ — https://boardgamegeek.com/thread/938790/impossible-filled-estate

              • sandman_83 says:

                Да, согласен, возможно, с полностью закрытым полем я преувеличил, возможно, просто поначалу казалось, что лодки, замки и рудники (так как они безлики на поле) закрыты, хотя таковыми не являлись. Обычно в игре тенденция такова, что города и пастбища все застраивают полностью, а вот остальные клетки — с переменным успехом.
                Сыграли в пятницу по нормальным правилам, получилось, что 2,3 и 4 место набрали 201, 199 и 198 очков соответственно, а 1-й вырвался аж с 227 очками.
                Попытались проанализировать, вышло, что он выиграл на бонусах за закрытие области, у него их было 5, 3 из которых — большие. Хотя, по жёлтым клеткам у него было провисание — он взял только одну — по два очка за каждый бонус за закрытие, получил 10 очков дополнительно.
                Но много областей он закрыл на ранней стадии игры, значит, отхватил 10-ки и 8-ки за это.
                Дальше будем разбираться, может, и поймём. как же оптимально действовать в каждой ситуации.

  10. Olga says:

    Здравствуйте! Недавно открыла Ваш блог, но уже прочно влюблена в него) спасибо большое за такие хорошие и подробные обзоры!
    И хотела бы узнать Ваше мнение. Выбираю между двумя играми — ЗБ и Брюгге. Играть будем вдвоём. Нравятся обе игры, каждая привлекает по своему, выбор самостоятелен невозможен. В пользу какой игры скажете своё «брать»?

    • scafandr says:

      Здравствуйте, Ольга! Спасибо большое за добрые слова в мой адрес, мне это очень приятно слышать!
      Я не скрываю, что лично мне больше нравятся Замки Бургундии. В эту игру я влюбился с первой же партии и люблю ее до сих пор.
      Если вы собираетесь играть вдвоем, то ЗБ масштабируются лучше, чем Б. В ЗБ вдвоем меньше жетонов для выбора, быстрее игровой процесс. Т.е. в этой игре режим на двоих проработан лучше. В Б есть карточки, которые лучше играются при большем количестве игроков. Но Б ярче, наряднее, рандомнее и, может быть, чуточку разнообразнее. ЗБ — это больше классическое евро.
      Если бы у меня был выбор между ЗБ и Б, я бы брал ЗБ. Но это лишь мое личное мнение, и никто не может точно угадать, что вам действительно понравится больше;)

      • Ольга says:

        И вот наконец-то Замки у меня на полке! Игру купили вчера и сразу же опробовали. Что могу сказать? Крутая игра! Очень и очень крутая. Потрясающая механика, куча всяких возможностей заработать очки, эта магия с броском кубиков завораживающая… Первая партия ознакомительная была и длилась часа 2. Играли вдвоем. И решение однозначное — лучшая игра в нашей коллекции! Хватит раздумывать, кто сомневается, бегом бежать в магазин, пока не разобрали)
        И кстати, по поводу оформления. Оно мне не показалось блеклым. Наоборот, спокойные цвета, яркие в своей гамме, не отвлекающие от игрового процесса. Конечно атмосферность игры сама по себе хромает, но мы даже не обратили на это внимания. У нас на полке есть игры, которые завораживают графикой, но вот как-то сам процесс не очень… Так пусть уж лучше «блекленько» (как все говорят), зато игральненько (сорри, за такое слово))

        • scafandr says:

          Очень рад. что вам понравилась игра, потому что всегда переживаю. когда советую кому-то что-то. Полностью согласен с вами по поводу оформления — меня оно нисколечки не отпугнуло во время первой игры. Я почему-то до покупки ожидал худшего.
          Приятной вам игры в Замки Бургундии!

  11. Catman says:

    Вот сижу и раздумываю, купить или нет «ЗБ»? Прочёл не один обзор этой игры, все восторженные, но смущает её «скромный» арт, особенно после покупки «Брюгге», где всё яркое и красочное. Но уж очень испробовать «ЗБ», чтобы испробовать игровой процесс, который, как все пишут, и есть изюминкой игры! Скажите, сколько времени занимает партия, успеем ли с коллегой разыграть в часовой обеденный перерыв? В «Брюгге» укладываемся с трудом!

    • scafandr says:

      Меня тоже смущал арт, когда игры еще не было в коллекции. Я люблю яркие и красивые настолки и если евросухарь выглядит как бледная поганка, то это отталкивает к покупке. Но когда я первый раз играл в ЗБ, то практически не обращал внимания на бледные тона в игре. Игровой процесс до того азартный, что на арт просто не обращаешь внимания. К тому же он не плох, просто гаммы цветов выбрали скучные.
      Если играть вдвоем первый раз, то партия точно займет больше часа. Опытные игроки вполне могут справиться за час и меньше. Главное, быстро готовить жетоны к раунду.

  12. Catman says:

    Вы добавили ещё один плюс в копилку этой игры! Думаю, не зря расхваливают! Кроме оформления, привлекает и возможность подумать, а в «ЗБ», думаю, этого с лихвой!
    P.S. Спасибо за такие подробные ответы!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: