О старом по новому — Эволюция

Давно хотел еще раз поделиться мыслями об этой игре. Обзор-то я, безусловно, написал и выложил уже давным-давно. Но то был официальный обзор, в котором я линейкой измерял параметры игры и проверял их соответствие с ГОСТом. А сегодня хочется поделиться мыслями об игре, прошедшими через мясорубку 3-х лет.

Если бы вам поручили задание сделать игру про эволюцию, то какая бы это была игра? Может быть, механики каждый из вас придумает самые разные, но суть примерно будет везде одна и та же — получение из простейшего одноклеточного организма нечто водоплавающе-летающе-клыкасто-панцирное. Механика Эволюции лежит на поверхности. И Кнорре молодец, что не стал ждать, пока кто-то до него придумает классную настольную Эволюцию, а сделал это сам. Хотя, что тут кривить душой, были и раньше разные игры про развитие животного мира. Жаль, что я не ходячая энциклопедия и не могу привести пример десятка игр на данную тематику. Помню только Эво, но она про динозавров.

Суть настольной игры Эволюция проста — нужно сделать из простейшего животного такой совершенный организм, который сможет самостоятельно себя прокормить и даст отпор другим нахальным и агрессивным животным. Ему можно прицепить крылья в какое угодно место, воткнуть сотню зубов в челюсть и нарастить плавники — можно издеваться над животинкой как хочешь, ведь наш девиз —  больше эволюции богу эволюции=) Вопрос в том, как это делать, имея на руках одни только карточки. По старому «правильноигровскому» методу это делается так — набери карту, сыграй карту. В качестве начального простейшего животного… можно взять рубашку карты! Клево придумано? Клево. Берешь любую карту, кладешь ее рубашкой вверх, и вот тебе примитивная ящерица, которую мы будет «эволюционировать».

Ах, какая же эта ящерица классная! Пожалуй, самое лучшее в игре — это ящерица. ПИ многое теряют, что не используют изображение этой ящерки на майках, кепках и подушках. Я бы от такой маечки не отказался бы, еще бы заодно бесплатно рекламировал бы Эволюцию. Стильная ящерка смотрит на нас с коробки, и ты думаешь о том, что внутри все выполнено в таком же стиле для хипстеров. И вот тут всех ждет облом. Арт Эволюции — штука специфическая, на любителя. Кто-то говорит «какая прелесть», кто-то интересуется, во сколько обошлись услуги 10-летнего художника, потому что картинки, мягко говоря, странные. Вкусовщина.

Вот про арт хочется поговорить отдельно. ПИ говорят, что картинки рисовал сам автор — Дмитрий Кнорре, и он настоял на том, чтобы в игре были использованы его иллюстрации. Но как было все на самом деле? Насколько я знаю, в некоторых издательствах есть такое соглашение — если издательство нанимает художника, то автор получает на 50% гонорара меньше. Может быть, в этом дело? Или же все-таки Кнорре действительно убедил Туловского в том, что в его игре должен быть именно такой уникальный арт?

Но сейчас же тенденция такая, что все стараются сделать из игры «ляльку». Может быть, в нее не так интересно играть, но она должна быть мимимишной. Игру с суровым артом сложнее продать. Тут нужен либо блогерский хайп, либо низкая цена и широкая доступность, либо Том Вэсел. Французы часто любят перерисовывать арт к локализуемым в их стране настолкам, потому что у них своя эстетика. Abyss многие покупают из-за арта, а не из-за геймплея. Фигурки без детализации предаются анафеме. Карты котируются только с фактурой типа «лен». Нельзя просто сунуть игру под нос настольщику и сказать — тут главное геймплей, а арту можно накинуть мешок на голову. Как ни крути, а современный бордгеймер любит милоту.

И вроде бы на коробке изображена та самая миловидная ящерка, которая и подкупает своим внешним видом. Но внутри арт на самом деле не такой клевый. Хотя это, безусловно, дело вкуса — хороший арт или нехороший арт. Есть люди, которые говорят — классные рисунки, Кнорре молодец. А есть те, которые говорят, что рисунки детские и примитивные. В принципе, с задачей своей арт справляется — игроки вполне понимают, что ленточный червь — это паразит, а череп с костью — это яд. Минимализм оформления — это фишка игры. Только вот она далеко не всем нравится.

Да что тут говорить, я сам люблю красивые картинки, признаюсь честно. Увидев американскую версию игры, обомлел. Она не то что на порядок выше оригинала, но +1 балл за арт имеет точно. Такую «новую» Эволюцию я бы точно купил.

На игру мы долго смотрели и делали выводы, а теперь неплохо было бы поиграть.

Геймплей. С ним тоже самое, что и с артом. Как играть карты с руки понятно без лишних объяснений. Игрок всегда стоит перед интересным выбором — сделать ему травоядное животное или хищника, стоит ли на раннем этапе подкинуть противнику паразита, класснее норное животное или водоплавающее, а может быть лучше сказать пас и оставить карты в руке? Решение зачастую зависит от действий других игроков. Если у кого-то появился грозный хищник, то стоит попытаться обезопасить своих животных от возможности быть съеденным.

А потом наступает самый настоящий америтрэш. Для того, чтобы понять и принять суть кормежки, нужно быть америтрэшером в душе. Бросаешь кубики и выясняешь, сколько еды появится в общей кормушке. Ее практически всегда мало или очень мало.

Эволюция — игра жестокая. Я привык к тому, что игра должна дать знать игроку, что скоро случится что-то неприятное, и дает на подготовку один или несколько раундов. В Эволюции все не так. Кормежка приходит вроде бы вовремя, но с постоянными сюрпризами. Все знают, что в конце раунда животных придется кормить, но сколько будет еды все узнают в самый последний момент. Запросто может получиться, что у вас вместо 4-х животных вдруг окажутся 4 трупа. Дети плачут, девушки падают в обморок.

И такое происходит не один раз за всю партию (только если вы не везунчик на броски кубиков). Проблема игры в том, что выигрывают игроки теми животными, которых успели создать лишь за несколько последних ходов. Извините, но что мы тогда делали 70-80% игры?

Как ни крути, но некое не очень приятное послевкусие от игры остается. Большую часть игры я всех ел своим хищником-обжоркой, а на последнем ходе умер от голода. А победил тот, кто сделал в конце пару ящериц и прицепил им дополнительные хвосты. Т.е. в каком-то роде Эволюция — это игра-сказка, а не игра-игра. Детей можно учить основам выживания животных в условиях дикой среды. Игра действительно здорово может обучать. В данном случае, игра + познавательный аспект делает Эволюцию весьма привлекательной среди других настольных игр. Но что делать с послевкусием? Первый доп под названием «Время летать» ничего не изменил, только добавил новые свойства и увеличил процент хаоса в игре. В другие дополнительные наборы я не играл, но судя по отзывам можно сказать, что Эволюция так и не вышла на «правильную» дорожку к игрокам.

И тут же я не могу не задаться в очередной раз вопросом — почему эта игра так популярна в нашем местном клубе настольных игр? Давно обратил внимание, что если кто-то решил поиграть во что-то «из старого», то скорее всего это будет Эволюция, а не, к примеру, Зельеварение или Черепашьи Бега. И в то же время на барахолках очень часто встречаются объявления о продаже Эволюции. Почему так?

Писать обзор на игру, которую кто-то прислал/подарил, все-таки сложновато. Одно дело когда ты сам пошел в магазин и приобрел коробку, а другое дело, что досталась она тебе бесплатно. Если покрутить коробку в руках, поиграть в нее пару раз, то вроде бы все хорошо и игра вполне себе прикольная. Но если бы я был продавцом настолок в магазине, посоветовал ли бы я купить Эволюцию?

Ответ «да», если это одна из ваших первых игр, если вам нравятся рисунки Кнорре, если вы любите животный мир, если легко переносите то, как игра сурово относится к вашим животным, если вы не заигрываете настолки до дыр и играете лишь иногда, когда друзья соберутся и заняться больше нечем.

Купил ли бы я себе Эволюцию в коллекцию? Все-таки нет. Не очень хочется покупать то, что потом захочется продать.

Реклама

9 Responses to О старом по новому — Эволюция

  1. Yury Yamshchikov says:

    Саша, ты гик, ты играешь на результат. А игра хороша для не-гиков, которые получают удовольствие от самого процесса выращивания и поедания. И как способ показать новичкам, что можно играть не только в Уно с Коровой 006, а во что-то более серьезное — она, имхо прекрасна.

    • scafandr says:

      Да, ты прав. Наверное, поэтому игра так популярна у новичков, которые потом подрастают и продают игру.

    • voltrftg says:

      Тоже соглашусь с Юрой. Именно «выращивание и поедание» создают игровую атмосферу. Если же играть на очки, например, собирая карты на руке и ожидая последнего хода, то мое мнение — Эволюция не игра на победные очки. Весь интерес Эволюции в эволюции на игровом столе — одни виды пожирают другие, третьи прячутся в норах, четвертые впадают в спячку…

  2. Suzume says:

    Я купила её давно, ещё до теперешнего всплеска увлечения настолками. Тогда у нас только манчкин, наверное, был. И про Эволюцию я как-то знала даже не интересуясь настолками. Игра была нам подарком на Новый год, потом ещё дополнение купила, да только сыграли мы в неё раза 4-5 от силы, и она лежала несколдко лет, совсем не вызывая желания сыграть, хотя даже не знаю, почему. Недавно наконец продала её, не мозолит душу теперь %)

  3. Siarhei says:

    ты всю правду сказал. у меня «эволюция» вызывала интерес именно этой крутебозной ящеркой на рубашке. она реально клёвая, эта ящерка.
    но идея, игровой процесс, механика, вовлечённость, фан от игры — это одно сплошное «бадай-цябе-халера»!!!! в нашей компашке мы разложили «эволюцию только один раз, потом посмотрели друг на друга с недоумением (что это только что было?) и, собрав все назад в коробку, забросили ее на полку и вот уже года три как не достаем. и, может быть, именно поэтому счастливы.
    что удивляет: на «эволюцию» мы не нашли негативных отзывов. для меня, например, не было сюрпризом, что за рубежом ее решили полностью переделать. это ожидаемо. какая-то она… нягеглая что ли. у меня от игры сплошной негатив и отторжение. мо, американцы доведут ее до ума, но в таком виде она какая-то некамильфошная. хотя, как мне кажется, она меня и в переработанном виде теперь мало заинтересует.
    от наговорил всякого плохого. не слушай меня больше.

    • scafandr says:

      я негативные отзывы видел. но чаще всего не обзоры, а единичные высказывания на форумах. Эволюцию часто высылали блогам для обзоров, поэтому к игре по-доброму и относились. хотя на самом деле для новичков вполне ничегошная игра. мы турнир делали по нескольким играм ПИ, и на Эволюцию собралось больше всего людей.
      слушать буду, мне интересно узнать чужое мнение=)

  4. Со всем согласен:
    1) неимоверное нравится новичкам,
    2) арт спорный,
    3) все решается на последнем ходу,
    4) не понимаю тех, кто играет в «дальше, чем второе дополнение»,
    5) но идея прикольная,
    6) не продавал бы — ибо неимоверно нравится новичкам,
    7) при большом желании одной колодой можно играть и всемером =)

    • scafandr says:

      дада, все так. я тоже не продаю, потому что удобно показать новичку. тем более ящерица такая интригующая=) жаль, что допы не сделали игру лучше

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: