Мезоамерика на шестеренках — обзор настольной игры Tzolk’in: The Mayan Calendar

Тцолкин, нет Цолькин, нет Тцолкин, а так написано в википедии, а ваша википедия врет, а кто не врет? Все врут. Совершенно не важно, как вы произносите название игры (но все-таки не забудьте, что ударение ставится на последний слог), ведь игра не про то, как правильно произносить ее имя, а про то, как когда-то давным-давно жили племена Майя.

Тема настольной игры, как мне кажется, довольно-таки сильно влияет на ее восприятие игроком. Если кого-то совсем не привлекает космос, то тому человеку не очень интересно будет играть в космическую стратегию. Если кто-то не любит солнце и пляж, тот вряд ли поедет на море.

Когда я был маленьким, как-то раз смотрел телепередачу «Клуб Путешественников» и был очень удивлен факту угасания развитой цивилизации Майя. Меня поразила до глубины души неразгаданная тайна — племя с чего-то вдруг покинуло свои города, оставив их на съедение ветру и дождю. Что же на самом деле привело цивилизацию к упадку?

Еще меня поразили прекрасные пирамиды, которые строили Майя и другие народы Мезоамерики. От отличие от египетских пирамид, американские вызывают у меня гораздо больше трепета, особенно если это какой-нибудь Тикаль.

Тикаль

Поэтому не обратить внимание на настольную игру про племена Майя я просто не мог. 2 итальянца взяли и придумали игру на модную в 2012 году тему, т.е. про календарь Майя. К счастью, игра оказалась не связанной с грядущим апокалипсисом, потому что эта тема уже настолько надоела из-за хайпа в СМИ, что просто «хавайся у бульбу». В настольной игре Tzolk’in игрокам предстоит побывать в шкуре индейцев Майя, которые:

— собирают урожай кукурузы;

— добывают дерево, камень и золото;

— создают хрустальные черепа;

— строят пирамиды;

— молятся богам.

Легко нашлось место в игре и знаменитому календарю, в честь которого и была названа игра — Цолькин. Календарь — это основной движок игры. Он выполнен в виде шестеренки:

Всего таких шестеренок на игровом поле целых 6 штук — одно большое и пять маленьких. Все шестерни соединены между собой, поэтому если крутится одна шестерня, то и остальные тоже приходят в движение. Большая шестеренка отвечает непосредственно за вращение и за отсчет времени до конца игры. Когда шестерня завершит 1 полный круг, игра заканчивается. Зубья же маленьких шестеренок указывают на бонус, который получит игрок, если тот поставит на зуб свою фишку рабочего… Запутанно? Согласен, да, пока все сложновато звучит, но мы обязательно разберемся со всем!=) Поехали!

Подготовка к посеву кукурузы

В обозреваемой настольной игре поле является составным, и это мне нравится. Такое случается очень редко, что я не испытываю негативных эмоций из-за того, что поле нужно собирать. А ведь поле в Tzolk’in еще нужно собирать по специальной схеме — первый кусочек стыкуем со вторым, потом с третьим, с четвертым… А потом по центру кладем самый большой кусок с большой шестеренкой, с нашим Цолькиным. Все зубья стыкуются, и… еще не было той игры, чтобы кто-нибудь из игроков не начал радостно крутить Цолькин, приводя в движение все остальные шестерни. Поверьте, это действует на организм не хуже лопания пузырчатой пленки.

Как я уже писал, большая шестерня отвечает только за таймер, а малые дают игрокам разные плюшки. Как же работает вся эта система? А очень даже просто. Механика игры — это самый обычный воркер плэйсмент, оно же расстановка рабочих. Ставите мипла на ячейку и он потом вам принесет за это немножко ресурсов — вот и вся суть механики. В начале игры игроку доступно 3 рабочих в виде деревянных цилиндров. Этих рабочих можно ставить на ячейки любых маленьких шестеренок, которые на самом деле являются городами. Каждый город специализируется на разных бонусах:

а) Паленке — получение кукурузы и дерева;

б) Йашчилан — получение 4х разных видов ресурсов + на одной клетке можно получить черепок;

в) Тикаль — позволяет развить технологию и архитектуру;

г) Ушмаль — это центр торговли;

д) Чичен-Ица — место поклонения богам, которым игроки приносят в дар хрустальный череп, добытый в Йашчилане.

Стартовые ресурсы на выбор

В свой ход игрок ЛИБО ставит рабочих (от 1 и более) на поле, ЛИБО забирает рабочих (от одного и более) с поля, получая заработанные ресурсы.

По правилам рабочих нужно ставить на ячейку с цифрой 0, либо на самую ближнюю незанятую к нулю ячейку. Чем дальше ячейка от нуля, тем выше бонусы, но не стоит отчаиваться, что нельзя сразу хапнуть много, так как когда все игроки сделают свой ход, Цолькин поворачивается на одно деление и все ваши рабочие как на карусели передвигаются на деление вперед.

Пирамиды и монументы

В конце каждой четверти оборота Цолькина игроки должны прокормить своих рабочих с помощью кукурузы, а так же они могут получить победные очки и ресурсы в зависимости от благосклонности трех богов, которым молились игроки на протяжении игры.

Памятки для игроков

Вся игра проходит примерно в таком ключе — взяли дерево, пару камней и построили пирамиду, которая нам дала пару очков и продвинула по технологии земледелия вперед; потратили камни, чтобы продвинуть другую технологию; взяли черепок, отдали его в обмен на очки + благосклонность желтого бога + 1 ресурс; взяли дополнительного рабочего и т.д. Важно только помнить, что в свой ход ты либо ставишь рабочего, либо забираешь, и никак не то, и другое.

В самом конце игры все оставшиеся у игроков кукурузы и прочие ресурсы с черепками меняются на победные очки. Также победные очки приносят карточки монументов, если они, конечно, построены.

Хрущев на XX съезде КПСС рассказывает про впечатления о Tzolk'in

Вождь племени СССР — Хрущев — на XX съезде КПСС делится впечатлениями о Tzolk’in

«Я великий Кукурузо»

К Tzolk’in я присматривался давно. Мне нравятся интересные самобытные игры, которые ни на что не похожи, но про Tzolk’in писали, что это самый обычный воркер плэйсмент, только с шестеренками. Причем воркер плэйсмент заурядный, а шестеренки крутые, именно они делают игру необычной и классной. Поэтому кто-то напирал на «обычность» и ставил игре 6-7 баллов, а кто-то восхищался идеей применения в игре зубчатой передачи и рассыпался восьмерками, девятками и иногда даже десятками. Так все-таки, это обычная настолка или необычная?

С первой партии игре удалось меня сильно удивить. Может быть, сказалось то, что я не очень был на то время искушен воркер плэйсментом, а эта механика всегда вызывала у меня интерес. Но влюбился я в игру с первого раза. Все-таки правы были те, кто говорил, что шестерни — это нечто. Хотя бы взять просто эстетический элемент — игра выглядит здорово из-за движущихся механизмов (пускай и с ручным приводом=)). В интернете можно найти много разных вариантов покраски шестеренок, и все они вызывают восхищение. Работы действительно потрясающие. Но и без покраски все смотрится неплохо — на всех шестернях есть тиснение диковинных рисунков.

Игрок всегда находится перед богатым выбором возможностей. Главное, чтобы хватило кукурузы для оплаты всех действий, ведь чем больше рабочих поставить на шестерни, тем больше нужно им заплатить (только первый рабочий батрачит бесплатно). Также придется платить за занятые ячейки, отличные от нуля. Так что кукурузы много быть не может.

Можно сосредоточиться на ресурсах, а потом тратить их на технологию или постройку пирамид и монументов. Можно собирать черепки и молиться богам, получая много победных очков. Можно бросить все силы, чтобы набрать максимум рабочих и иметь множество возможностей до конца игры. Причем все сразу это сделать невозможно — игрокам придется выбрать какой-то оптимальный для себя путь к победе.

Игроки не сидят спокойно в своей песочнице, так как занятые другими игроками нужные ячейки могут сильно изменить вашу тактику. Допустим, вам срочно нужна кукуруза, но вы ходите последним, поэтому пока ход до вас дошел, то все «вкусные» места для сбора кукурузы были заняты, а на дорогое место нет средств. Вот тогда и начинаешь думать — что же делать? Есть вариант стать вождем племени и забрать жетон первого игрока себе, можно поставить рабочего на другую шестеренку, в которой через пару ходов можно будет отхватить пару кукурузин. А можно поставить рабочего на шестерню торговли и там чуть позже обменять камни с деревом на необходимую кукурузу. Вариантов уйма, но далеко не всегда это лучшие варианты.

В игре практически нет случайностей. Никто не бросает кубик, нет карточек случайных событий. На ситуацию на поле всегда влияют только сами игроки. Для меня, наверное, это была первая игра с настолько сухим расчетом. Вся игра построена на математике и планировании. Прошу сразу не бросаться помидорами из-за того, что таких сухих игр море — я просто раньше практически вообще не интересовался евро-играми. В игре есть единственный рандом, который происходит в самом начале игры при определении стартовых ресурсов и прочих преимуществ — игроки получают несколько плашек, на которых нарисованы ресурсы или разные преимущества (подняться на одну ступеньку пирамиды одного из богов, получить дополнительного рабочего или получить возможность не кормить одного рабочего в фазу кормежки). Можно оставить только 2 плашки, поэтому все игроки начнут игру с разным набором стартового капитала. Может быть, у кого-то будет очень много кукурузы, зато у другого будут камни и дерево, а третий поднимет технологию. Дальше игра будет меняться только из-за действий игроков.

Очень интересная идея получилась со свойством первого игрока. Раз за игру он может покрутить Цолькин не на одно деление вперед в конце раунда, а сразу на два. Из-за этого случается много самых прикольных неожиданностей, которые некоторых игроков радуют, а других печалят (миплы неожиданно уехали не туда, куда надо или вдруг закончилась игра).

Главное, не забывать, что в игре побеждают по победным очкам, поэтому лучше сконцентрироваться на том, что принесет вам больше профита. А это жертвование черепков богам, постройка монументов (это что-то вроде задания на достижение определенных целей в конце игры), и непосредственно продвижение вверх по пирамидам богов. Божков всего 3 штуки, у каждого есть своя пирамида. У какой-то ступенек больше, у какой-то меньше. Т.е. у одного божка можно быстро достичь максимума (очки!!! очки!!!), а у другого придется попотеть. Я бы не сказал, что самые главные победные очки достаются в конце игры, поэтому не рекомендовал бы копить ресурсы, чтобы на финише все их тратить на ПО. Хотя, и такая стратегия тоже имеет право на жизнь.

Оформление игры, по-моему, потрясающее. Мне нравится абсолютно все — шестеренки большие и крутятся, поле зеленое и красивое, все деревянные фишки разноцветные и веселые, коробка завлекающая. Может быть, я бы добавил еще разных оригинальных символов Майя, чтобы привнести еще больше атмосферы в игру, но и в таком виде настолка хороша.

Сухая — да, на расчет — да, но мне настольная игра Tzolk’in понравилась до такой степени, что я ей готов поставить 9,5 баллов. Каждый раз, когда я снимаю крышку коробки и начинаю раскладывать поле, испытываю трепет, потому что мне предстоит сыграть в одну из самых мезоамериканских игр, какую мне довелось видеть. Может быть, если бы в игре была другая тематика, то мне бы она понравилась меньше. Но лично мне кажется, что это лучшая игра с шестеренками.

На данный момент, это одна из моих самых любимых настольных игр.

Реклама

30 Responses to Мезоамерика на шестеренках — обзор настольной игры Tzolk’in: The Mayan Calendar

  1. Ирина says:

    Спасибо за обзор. Чувствуется, что это — «одна из моих самых любимых настольных игр», я прям зачиталась)))

  2. Legion says:

    Спасибо за интересный обзор. Как всегда почитаешь и обязательно хочется попробовать.

  3. Sandman_83 says:

    Здравствуйте! Подписываюсь под каждым положительным впечатлением об игре. Редкое сочетание оформления, баланса и темы. Только вовлечь в игру неискушенных настольщиков весьма затруднительно: на красоту глаза разбегаются, но игра из того разряда, когда легко понять КАК, но трудно научиться ЗАЧЕМ. В частности, объяснить, что чем дальше поставишь рабочего, тем в итоге лучше, очень сложно, ведь это недешево. А еще сделать что-либо, что разгневает богов, или оставить рабочих голодными, чтобы не терять темп, так это вообще очень тяжело. Поэтому аудиторию под игру нужно подбирать равную, иначе чревато даунтаймом и раздражением. Но несмотря на это она классная!

    • scafandr says:

      Здравствуйте и вам! Как-то раз брал в кафе игру и из 4-х игроков двое были практически полными новичками. Так вот один очень быстро понял что к чему и играл на равных. И ему очень даже все нравилось. Но игра действительно не из сегмента лайтовых, соглашусь с вами.

      • sandman_83 says:

        Подскажите, сколько очков набирает у вас победитель и какой разрыв между первым и четвёртым местом? Ведь без понимания стратегии здесь, как мне кажется, очень трудно даже за 50 очков зайти.

        • scafandr says:

          Честно говоря, я не веду учет статистики, сколько я сыграл матчей и сколько кто набрал очков. За себя могу сказать, что для меня норма набирать 60-70 очков. А за последние места другие игроки набирали бывало и по 20-30. Знаю, что можно и за сотню легко перевалить, но пока не удавалось=)

          • sandman_83 says:

            Кстати, я приобрёл себе и дополнение к игре, причём оно меня радует по описанию, но что-то так и не сложилось пока сыграть.
            У игры есть ещё один момент: так как она сложная, то обычно игроки нащупывают одну стратегию и её строго придерживаются, получается потеря в разнообразии. Причём проще всего осваивается уход в ресурсы и начинается возня с получением золота — обменом на кукурузу, и так 5 раз подряд…
            Дополнение, как мне кажется, улучшает ситуацию, потому что как бы навязывает стратегию в зависимости от выбранного племени или локального бонуса за четверть.
            Но с другой стороны, многие недовольны, я читал отзывы, мол, не надо нам выкручивать руки, мы сами хотим определиться с выбранной стратегией, при этом уходят в ресурсы и цикл замыкается 🙂

            • scafandr says:

              Я тоже очень хочу дополнение, но пока жаба душит собирать заказ, тем более, что с этими заказами пока сложновато… Говорят, что в допе одна фича классная, а вторая нет. А играть можно как с одной, так и со второй, как хочешь. В любом случае хочу доп, хороший он или плохой. Только вот когда я его получу — без понятия…

              • sandman_83 says:

                Моё мнение, как не игравшего, но разобравшего свой доп, что обе фичи заточены на указание игроку, как играть в этой конкретной партии.
                Если пророчества одинаково обязывают всех игроков, например, пророчество говорит, что тот, кто наберёт в данной четверти много дерева, тот огребёт победных очков, а кто не наберёт или растратит, из того вычтется. Поэтому хочешь-не хочешь, а придётся стратегию ломать, да плюс к этому вырастет конкуренция за требование пророчества.
                А что касается различных племён, то тут индивидуальная фишка для каждого игрока. Племя даёт в чём-то бонус, а чем-то усложняет игру.
                Итого можно подытожить: обе части допа призваны к тому, чтобы игрок адаптировал свою стратегию под них, что, с моей точки зрения, правильно. В противном случае каждый отточит свою единственную излюбленную стратегию, и вариативность пропадёт. Как в том анекдоте, когда люди выучили книгу с анекдотами, занумеровали каждый и произносят номер, а затем смеются.

                • scafandr says:

                  Как-то играл на Бордгеймарене, там человек ставил мипла буквально на 3-4 ячейки. Суть в том, что он набирал кучу кукурузы, потом менял их на ресурсы, строил технологию, и так до бесконечности. При этом к концу игры у него было около 140 очков. Конечно, доп такое безобразие должен ликвидировать, что хорошо.
                  Интересно было бы попробовать пророчества и племена…

                  • sandman_83 says:

                    Ну в том и фишка, чтобы разжиться кукурузой настолько, чтобы можно было забирать с дальних ячеек. причём не дожидаясь, пока шестерня сама прокрутится, а сразу — один ход выставил, другой забрал. Другое дело, что такой подход очевидно вытекает только при обмене на ресурсы, либо когда уходишь в сельское хозяйство.
                    Лично по мне высший пилотаж — играть на черепа. Вот тут нужно смотреть ходов на 5 вперёд. Но я так не умею, в основном выбираю либо фермерство либо строительство. Ресурсы из принципа не играю — слишком уж просто.

              • sandman_83 says:

                Сыграл на выходных вместе с допом вдвоём с супругой.
                Скажу так, что нужно очень хорошо уметь пользоваться фишкой своего племени.
                У меня, например, попалось племя, которое позволяет раз в ход перепрыгнуть 1 зубчик на шестерёнке рабочим. Этим я довольно часто пользовался, и это очень хороший бонус.
                А у супруги попалось племя, которое в свой ход разрешает пропустить действия, то есть ни выставлять, ни забирать рабочих. Причём, если воспользуешься этим свойством, то получишь 2 кукурузы. И вот это уже довольно спорный и сложный бонус. В нём есть смысл, например, чтобы рассинхронизироваться с соперником. Когда вы ставите и забираете рабочих одновременно. Но тоже спорно, можно же шапку первого игрока забрать.
                В результате выиграл я, хотя не совсем логично. Я решил испробовать сложную стратегию на черепах, получил в итоге всего на 4 очка больше. Оба закончили примерно под 100 очков.
                Что касается пророчеств, штука интересная — планировать бонусы с их помощью нужно заранее, так как в той четверти, когда работает бонус, требуемый ресурс облагается дополнительным налогом, причём, зачастую, весьма существенным. Например, был бонус за черепа. Но в той четверти, когда он сработал, чтобы взять череп, нужно спуститься вниз на ступеньку в храме. Это довольно по-жлобски. Но, например, бонус за плитки кукурузы ужесточает всего лишь тем, что нужно в этой четверти брать на 1 кукурузу меньше с поля.
                В игре, по неопытности, мы старались выйти хотя бы в 0. В результате один раз схватили по минус пять очков, один раз по 0, а один раз я даже разжился 5 очками — за ступеньки в среднем храме (с солнышком).
                Интересно, немного освежает, общую механику не ломает. Но и без допа игра отличная.
                У меня в своё время была мания на скупку сразу всех игр с допами. В итоге RftG с тремя, 7 чудес — с двумя, Seasons с допом, 100000 лет до нашей эры с допом,Trains 2 коробки, Доминион с 3 допами. Но сказать по-честному, нигде особенной радости от допа не испытывал — та же игра с небольшими плюшками. Более того: в 100000 лет в доп ни разу не играли, Tzolk’in за год первый раз разложили, Seasons тоже ни разу не сыграли (тут понятно, нет русификации карт, в основную игру я с Тесеры скачал, под протекторы вложил).
                Так что всё более склоняюсь к мысли, что допы — это выжимка ДОПолнительных денег, и только, сильной радости они не приносят. Как Вы считаете?

                • scafandr says:

                  Я читал, что племена в Tzolk’in так себе, а пророчества классные. И вообще пишут, что доп неоднозначный. Может быть, его и делали только из-за успеха базы. Если бы игра не была такой популярной, то и допа бы не было.
                  По поводу допов я вроде бы писал статью, точно не помню. Для меня все допы слишком противоречивые. Я терпеть не могу игры, в которых допы делают игру такой, какая она и должна быть. Т.е. нужно сначала купить базу, увидеть ее потенциал и захотеть приобрести дополнение. Нет, база сразу должна быть классной и без допов.
                  Хотя это смотря кто как играет еще. Я, к примеру, стараюсь не «заигрывать» настолки, чтобы меня от них тошнило. Стараюсь играть умеренно, не каждый день шпилить в одно и то же. А вот некоторые мои знакомые наоборот говорят, что игру нужно «заигрывать» до дыр, а потом переходить к другой. Для них допы — это манна небесная, которая позволяет освежить впечатления об игре.
                  7 Чудес я так и не заиграл, что меня радует. Я в любой момент могу достать игру и меня не будет воротить от нее.
                  Допы по большей части есть выкачка денег. Редко какая игра может предложить в допе что-то уникальное, новое. Добавят карт, пару тайлов да новую расу. Поэтому покупка допа для меня сложная в плане решения покупать или нет. Ведь почти за ту же сумму я могу купить абсолютно новую игру. Я так и не поиграл в первый доп к Elder Sign, который купил год назад. Пора делать выводы=)
                  В общем, я скорее за новые игры, чем за покупку допов

                  • sandman_83 says:

                    Полностью поддерживаю, что новые игры принесут куда больше эмоций.
                    И меня даже немного обижают маркетинговые устремления, когда базу умышленно обрезают в числе игроков или каких-то дополнительных фишках, чтобы потом впарить доп.
                    Помню, в первый раз, когда распаковывал базу RftG, был очень рассержен, увидев на картах значки, смысл которых «пока неактуален, а вот в допе поймёте».
                    Что касается допа к Tzolk’in, то он отлично ляжет на PnP, там кроме распечатки тайликов ничего не нужно, если не заморачиваться.
                    А сыграть впятером, если честно, меня пугает. За 5 часов точно вылезешь, можно не сомневаться, что некоторые участники буквально не доживут до конца игры 🙂

                    • scafandr says:

                      Я все-таки издателей понимаю, почему так происходит. Все хотят кушать=) Например, в технику тоже любят вставлять ломающиеся запчасти, хотя можно придумать и что-то лучше. Я когда беру интервью у разработчиков и спрашиваю про дополнения, то мне очень часто отвечают, что планов на доп пока нету, но если вдруг продажи будут высокими, то кое-какие мысли у меня есть. Т.е. видимо сам разработчик заочно задумывает и базу и доп вместе. Хотя иногда бывает, что автор игры говорит, что допа не будет, игра целостная, а через год выходит дополнение. Значит издатель потребовал.
                      Вообще если бы я жил в Штатах, то я бы особо не думал, покупать доп или нет. Мы покупаем игры по их ценам плюс платим очень много денег за доставку. За эти же деньги, будучи в Америке, можно купить и базу и доп вместе. Вот еще такая идея пришла в голову=)
                      Я не большой любитель ПнП. Стараюсь покупать всегда оригиналы (и книги, и музыку). Слышал, что впятером лучше не играть. Она все-таки больше для 3-4.

  4. Suflihim says:

    Для меня Tzolk’in пока самый жесткий(!!!) миплплейсмент из того, во что играл. Он ведь реально жесткий. Игра, в которой, новичку говоришь: «если что-то пока не понятно — бери побольше кукурузы и не сомневайся», он смотрит на тебя с подозрением, не верит. Но по прошествии нескольких раундов скепсис куда-то исчезает. Шестеренки — беспощадны, игра — хороша, но в собственной коллекции ее нет 🙂

    • scafandr says:

      Необходимость наличия кукурузы понимается при первой же кормежке, когда рабочих много, а кормить нечем. 1-2 игры и все осознается=) У меня, например, проблемы всегда с кормежкой в Агриколе, за что я ее не люблю. Если копить еду, то упускаешь возможность покупать другие полезные штуки. В итоге минус по очкам=) А вот физика Цолькина мне понятна и проста=)
      Кстати, никогда не понимал людей, которые к советам относятся с подозрением, будто бы я непременно их обыграть, с крупным счетом учитывая, что я наиграл уже несколько десятков партий с опытными игроками. Это ж такой «кайф» обыграть новичка=)

      • Suflihim says:

        🙂 на счет «паранойи новичка» — можно целый отдельный пост написать. 🙂 Но я соглашусь, это всегда оч. забавно 🙂

      • sandman_83 says:

        С этой кукурузой всё весьма неоднозначно. Иногда перед кормлением логично выставить всех рабочих на шестерни в ущерб их прокорму и опуститься вниз на 9-12 очков. Потому что это сохраняет темп игры (особенно в первое кормление). Ведь если бы оставил в резерве корм, он бы всё равно ушёл на питание, плюс пришлось бы выставлять рабочих на следующий ход, а кукурузы-то уже нет. С точки зрения математики и оптимизации всё складывается, но тема немного страдает при этом 🙂 Не знаю, может быть стоило бы штрафовать более существенно, например, по 5 очков за некормленного рабочего. Тогда вероятно было бы более реалистично.

        • scafandr says:

          Я стараюсь до такого не доводить — максимум 1 непрокормленный. Все-таки опыт игры уже не пропьешь, знаешь, к чему стоит готовиться;) А 9-12 очков мне кажутся все-таки довольно ощутимыми по весу, жаль их упускать. В этом и крутость игры, что постоянно чего-то не хватает

          • sandman_83 says:

            Тут, возможно, есть небольшая ошибка. Если теряешь 12 очков с целью заработать 20, то всё равно в плюсе остаёшься. Можно рассчитать математически, а именно в кукурузе. Я склоняюсь к тому, чтобы на последний день перед кормёжкой выставить всех рабочих на шестерёнки, чтобы на следующий день, когда будет беда с кукурузой, нужно было бы снимать, а не ставить. Всё равно, не останется кукурузы, придётся у богов вымаливать, что тоже несёт потерю победных очков. Далее — легче, фермы помогут, а в первый цикл придётся жертвовать.
            Но на истинность слов не претендую — каждый играет так, как ему нравится.

            • scafandr says:

              У вас, наверное, лидера нечасто используют свой бонус, чтобы крутануть шестеренку на 2 раза вперед. Я понимаю, о чем вы пишете, но иногда бывает не получается всех выставить=)

  5. Yury Yamshchikov says:

    Спасибо за интересный обзор! Мне игра тоже очень понравилась.

    Саша, а ты пробовал Tikal Кислинга и Крамера?

    • scafandr says:

      Нет, к сожалению, не довелось. Но при случае обязательно попробовал бы.
      Чувствую, я скорее свою игру про Мексику доделаю, чем Тикаль до меня дойдет=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Очень рекомендую ее попробовать — имхо одна из лучших игр, в которые я когда-либо играл! Если будешь у нас в Питере, буду рад с тобой в нее сыграть.

        PS Кстати, есть повод приехать — в июне планируется большой конвент разработчиков настолок — приезжай, на людей посмотришь, свою игру покажешь 🙂

  6. М says:

    Все хвалят игру.Но,как ни странно, при своей супер красоте, качестве исполнения компонентов,.не можем на это решиться.Пугает большой объем правил.Для новичков может быть она не подходит? Посоветуйте. Или взять для коллекции на будущее?

    • scafandr says:

      Для новичков, наверное, я бы не советовал эту игру. По сути, это типичный worker placement (игра на расстановку рабочих). И самая простая и при этом очень классная игра с этой механикой — это Stone Age, который когда-то был на русском выпущен Звездой, но тираж закончился и Звезда больше не выпускает ее (правда, ходят слухи, что игру выкупило другое издательство;). Лучше всего вам попробовать поиграть именно в Stone Age. Если вам понравится эта игра, то можно будет попробовать что-то более сложное (т.е. Tzolk’in). Stone Age вы легко можете найти на сайте http://www.boardgamearena.com, где сможете поиграть в игру абсолютно бесплатно. Только предварительно прочитайте правила, безусловно.
      В чем заключается смысл Stone Age — у вас есть 5 стартовых миплов и есть поле, разбитое на части. Каждая часть что-то приносит игроку — дерево, камень, руду, золото, карточки апгрейдов, хижины, расширение потомства, еду. Игроки по очереди занимают ячейки, чтобы получить что-то полезное. Сначала игроки выставляют миплов, потом забирают. В конце раунда на каждого своего мипла нужно потратить одну еду. Ресурсы в Stone Age получают с помощью кубиков. Чем больше миплов вы отправили в лес, в горы или шахты, тем больше кубиков бросите и, соответственно, больше получите ресурсов.
      В Tzolk’in нет кубиков, а ресурсы игроки получают исходя из того, как далеко продвинутся ваши миплы по шестеренкам. Цолькин хорош именно системой передвижения. Если в Stone Age вы выбираете конкретное место, куда поставить миплов, то в Цолькине вы выбираете шестеренку (каждое колесо приносит разные плюшки). Но чем дольше вы не будете забирать назад мипла, тем круче ресурс он принесет. Эта игра тоже есть на бордгеймарене. Сначала попробуйте Stone Age, если понравится, изучите правила Цолькина и попробуйте его. А там уже поймете, нужно ли вам покупать эту игру.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: