Очередная болталка

1. Халявные настолки

Игнаций Тшевичек на этой неделе не упустил случая похвалиться своим новым хобби в виде подкаста, который он ведет вместе со Стивеном Буонокор, главой Stronghold Games. Хотя, может быть, он и раньше хвалился этим, просто я слоупок и узнал о подкасте недавно. В 4-ом эпизоде друзья-игропроизводители делятся мыслями по поводу рассылки игр обзорщикам.

Мне эта тема очень интересна, особенно когда по поводу нее высказываются люди из довольно заметных издательств.

Я не буду подробно пересказывать, что именно говорили ведущие подкаста, но основные аспекты можно выделить такие:

— блогов сейчас очень много (не то что 15 лет назад), поэтому если слать игры всем, кто просит копии, то можно разориться на несколько сотен копий, что ударит больно по кошельку (особенно если слать коробки в США);

— прежде всего издатели смотрят на то, что блоггеры сделали за все время существования их блога — количество обзоров, их качество и интенсивность публикаций;

— на первом месте стоит посещаемость ресурса. Издателям важно, чтобы блог посещало как можно больше людей. Если ваш блог «дохлый» в плане посещений, то лучше к крупным издательствам не соваться;

— всем брать пример с Тома Вэсела! Это блоггер номер 1 в мире. Он всегда будет получать копии игр, потому что его Dice Tower — один из самых посещаемых настольных ресурсов. Хотя сам Том когда-то начинал как обычный «зеленый» блоггер, но потом он настоящим крутым настольным парнем!

— если вы начинающий, неопытный блоггер, то лучше обращаться к таким же маленьким начинающим издателям, они будут рады любому обзору;

— не имеет значения, хвалебная рецензия получилась или нет. Это никак не влияет на продажи игры. Чем больше разных обзоров, тем быстрее читатель сделает свой выбор;

— но иногда издатель готов поддерживать и не очень популярных товарищей. Например, некий Скотт на БГГ делает офигительные обзоры — детальные, с картинками и таблицами. Эту отлично проделанную работу очень любит читать Стивен Буонокор, поэтому он готов слать ему игры всегда, даже если у нету своего блога.

Хочется прокомментировать то, что сказали Игнаций и Стивен.

Конечно, если судить о ситуации в мире, то блогов сейчас действительно очень много, и каждый блоггер считает свое детище самым лучшим и классным. Но с русскоязычными блогами ситуация немного иная. Нельзя сказать, что их много, и при этом вряд ли хоть один из таких блогов может посоревноваться посещаемостью с англоязычными блогами.

Я за свою настольно-блоггерскую карьеру писал издательству о промо-копиях ровно 1 раз. Я прочитал в Твиттере, что AEG просит блоггеров написать им, если они хотят получить копию новой игры. Я в то время общался с одним из главных АЕГшников, спросил у него, шлют ли они игры русскоязычным блоггерам. Он ответил, что никаких рамок и ограничений нету, просто напиши в пиар-отдел и они решат, слать игру или нет. Вот я и написал. Получил ответ, что заявка принята. Если она будет одобрена, то со мной свяжутся. Естественно, никто не связался=) Но я хоть попытался=)

Посещаемость — это важный параметр для серьезных проектов. Без посещаемости блоггер не сможет козырнуть перед рекламодателями или издателями. Один знакомый из книжного издательства сказал, что они шлют книги только тем, у кого не менее 3000 уникальных посещений. Интересно, подъемна ли эта цифра для настольного комьюнити? В том, что у американцев посещаемость выше говорит не об успешности проектов, а о том, что у них настольщиков гораздо больше, чем у нас. Если я не ошибаюсь, США занимает первое место по потребительскому показателю. Мне интересно, может ли Тапилин может похвастаться суточной посещаемостью свыше 3000?

Сам я заметил. что посещаемость пропорциональна активности публикаций. Вот как только начинаешь писать чуть ли не каждый день, так и столбики растут. А вот когда у меня был «творческий кризис» в прошлом году, то посещаемость упала аж в 2 раза. Беда-беда=) Так что если кто-то хочет «халявы», тот должен писать каждый день.

Да и вообще блог должен выглядеть опрятно — уникальное лого, запоминающееся название, стильное оформление, своя «фишка» (или даже «2 фишки»=)). Из молодых примечательных блогов я бы выделил Бородатый блог. оформлен он весьма приятно. Правда, наполнение сайта пока ориентировано на совсем новичковую адиторию, но если у автора хватит запала двигать блог и дальше, он может стать весьма симпатичным (чем-то он мне напоминает блог Остапа, почивший в бозе).

Том Вэсел… Да, не тот уже Вэсел, если честно. Я уже года 2 как перестал активно следить за его видеообзорами. Особенно меня разочаровал обзор карточной игры, которую Вэсел предлагал смыть в унитаз (и вообще всячески ругался). Поэтому, имхо, Том хорош только посещаемостью и что ему издатели доверяют притронуться к сокровенным новинкам первому. Я бы все-таки не канонизировал Вэсела, как это делают многие.

Хвалебные обзоры. Не знаю, как там, на Западе, но слышал, что российские издатели все-таки хотят слышать хорошее о своих играх. Некоторые блоггеры стараются делать «нейтральные» обзоры, чтобы и издателю угодить, и поделиться не предвзятым мнением. Этот подход я называю «лишь бы не было войны»=) Мне кажется, что все-таки 90% негативных обзоров как-то повлияют на продажи=)

Также я не могу согласиться со Стивеном, что классные обзоры — это большие, детальные разборы полетов на много тысяч знаков. Я наоборот считаю, что «словесный понос» — это не лучшая черта хорошего обзорщика. Особенно забавно, если сыграть партию в обозреваемую игру по времени занимает меньше, чем прочитать обзор на нее=)

Так что если вдруг кто-то задумал вести блог для халявы, тот должен ориентироваться на ведущие западные блоги.

Я же на лавры поп-бордгейм-звезды не претендую, поэтому веду блог по принципу «от геймера геймеру»=) Но все-таки попытку поднять посещаемость сделаю. Насколько я знаю, все юзеры очень любят котиков. Вот поэтому запощу-ка котиков и я:

2. Пираты — это модно

В понедельник Саша Булгаков на Тесере вывесил новость про новую игру опять того же Тшевичека, о котором речь была в пункте номер 1. Я спокойно, без эмоций, начал ее читать — пираты, кубики, грабить суда, блаблабла… Но когда я дошел до описания механики, то тут стало очень интеерсно. Механика игры является ничеи иным как уникальной механикой игры про Пиратов моего любимого издательства IGames. Т.е. как это так получилось? Да, игра у украинцев еще не вышла, да, у нее есть прикольная механика ведения боя, но она уже заочно анонсирована совершенно иным разработчиком? Да еще и написано, что все с разрешения самих IGames

На видео вы можете познакомиться с той самой механикой боя:

Кажется, я понял, что имел ввиду поляк в своей статье про мировой мозговой штурм. Мол, настольное комьюнити настолько классное, что ты можешь взять любую чужую разработку, переделать ее и выпустить в виде новой игры. С такой точки зрения я согласен, что, к примеру, механику декбилдинга отполировали настолько здорово, что у нас есть богатый выбор классных колодостроительных игр на любой вкус. Есть много игр со скрытыми ролями, «найди отличие», «придумай ассоциацию» и т.д. Но одно дело, когда переделывают известную, успешную игру, а другое, когда механику заимствуют у еще невышедшей игры.

Игнаций был хорошо знаком с демо-версией игры Pirates of 7 Seas, которую делают IGames. Это действительно классная и перспективная настолка. Но поляк хотел сделать свою игру, со своим блэк джеком — про тех же пиратов и теми же боями в море, только в более простом варианте для большей адуитории. Чтобы соблюсти правила приличия, Игнаций спросил о возможности использования механики боя. Не могу сказать за украинцев, как там все договаривалось, но я думаю, что не зря Тшевичек потом написал статью о «мировом мозговом штурме».

Самое главное, что обе игры готовятся выйти в одно и то же время. Только у украинцев будет эдакая средняя по сложности игра, а у поляка скорее всего филлер. Обе игры будут показывать на двух крупнейших выставках мира.

Собственно, я к чему веду — было здорово уделить немного внимания игре талантливых разработчиков из Украины. Мне крайне симпатичны и Саша Невский, и Олег Сидоренко. Это свои в доску ребята, с которыми очень приятно общаться. У их игры есть страничка на BGG. Пока там очень тихо. Если вы неравнодушны к проекту, давайте постараемся проявить интерес к проекту на форуме. Может быть у кого-то есть вопросы, на которые вам с удовольствием ответит IGames? Если хотите, я напишу превью игры для вас. Кстати, если кому интересно, в России украинских Пиратов выпустит издательство Геменот.

В общем, украинским Пиратам необходимо немного внимания и заинтересованности, так как бой им предстоит непростой, ведь соперник у них очень серьезный. Давайте вместе докажем, что Pirates of 7 Seas — это огого какие пираты, и ром у них отменный=) Но какая из игр будет лучше, покажет время. Шансы должны быть равными у обоих проектов. А может они действительно окажутся настолько разными, что в коллекции захочется иметь обе?;)

Я пока ничего не буду писать о Пиратах поляка, потому что об игре сейчас есть крайне мало информации. Но я буду очень рад, если вы заинтересуетесь игрой украинцев. У них скоро выйдет отличная игра мирового уровня. Если вы считаете, что проект Pirates of the 7 Seas заслуживает внимания, давайте поддержим его!

Подписывайтесь на IGames в твиттере, в фэйсбуке, ставьте лайки и заходите на страницу игры на BGG

3. О бедных издателях замолвите слово

Мне кажется, тема отсутствия анонсов настолок задолго до их выхода будет вечной. Хотя, наверное, это касается не только настолок. В книжном мире также хватает стенаний по поводу того, что издательства молчат-молчат, а потом вдруг бах и выпускают что-то забавное и желанное. Обычно я всегда читал о таких молчаниях на настольных ресурсах, но недавно с удовольствием послушал и точку зрения книжных издательств. Те также не видят смысла что-то анонсировать за полгода или год, потому что сроки могут сорваться, а читатели задурят голову «вайном» до такой степени, что вообще ничего не хочется делать.

Обычно цепочка отзывов такая:

Когда? — через полгода — прошло 4 месяца, скоро ли? — скоро — а почему вы обложку не показываете? а кто переводит? а издадите ли вы весь цикл целиком? а не обманете ли вы нас? а я хочу омнибус! — хорошо, вот вам обложка — фу, какие-то волки не злые, меч в не в той руке, слишком много серого и шрифт каличный, почему обложка не французского издания? — мы взяли оригинальное, английское издание, оно такое и есть — прошел еще месяц, где превью? скоро ли выпустят? — переводчик не успевает, срок переносится — как переносится? почему переносится? вы же обещали! мы ждали, мы копили деньги, сколько будет стоить? какой формат книги? страницы белые или серые?..

И в итоге все равно в финале кто-то будет недоволен. Придирчивые фанаты найдут множество недочетов, которые, по их мнению, ставят под сомнение приобретение книги (настолки). Ни одно издательство не хочет сталкиваться с таким геморроем.

Помню, как одни ребята решили добросовестно держать фанатов в курсе всех событий по поводу издания. Сделали перевод, произвели вычитку, подготовили макеты, отправили все в типографию, ждем доставки, получили, разгружаем… Думаете, на любом из этих этапов у ждущих не было вопросов? Были! Вы же сегодня обещали привести на склад! Почему нету? Машина сломалась… Сокращенный день, выходной день, кто-то забыл позвонить по телефону — и о каждой мелочи нужно было отчитаться. А мелочи бывают всегда. И иногда даже совсем не мелочи. Например, Mage Wars  у Звезды когда-то застрял на таможне, и с партией пришлось изрядно повозиться, чтобы привезти все на склад. В то время в мою голову пришла одна саркастическая шутка — пока Войны Магов лежат на таможне, в России каждый день неизлечимо заражается «попаболью» один настольщик.

Я знаю, что скоро локализуют отличную игру из практически самого топа моего вишлиста. Эту игру нигде еще не анонсировали, и я не знаю, на сколько близок ее релиз. Но более чем уверен, что если бы анонс уже состоялся, то на Тесере опять начался бы скулеж. Так что — меньше знаешь, лучше спишь=)

4. Чего ждать от новинок 2015 года?

Понемногу задумываюсь о том, что интересного готовит нам год текущий. Пока что до крупных выставок еще далеко, поэтому издательства ведут себя спокойно и мало кто делает громкие анонсы, хотя все мы знаем, что все именитые разработчики обязательно покажут миру свои новые игры.

Помню, как в 2012 году мне хотелось разных игр и побольше. Маленьких, больших, америтрэшевых, карточных, с текстом и без — любых. А сейчас думаю — пусть будет одна-две, но классные. Такие, в которые я бы играл весь год и мне не надоедало. Например, такой игрой прошлого года стала для меня Warhammer 40k: Conquest. У меня есть абсолютно все допы к ней и вчера я заказал последний, с эльдар;)

Наверное, единственной игрой, которую я готов купить практически уже сейчас, является Forbidden Stars от FFG. Эту игру я действительно жду и если первые отзывы о ней будут положительными, то эта игра 100% будет заказана осенью, а может быть даже и летом. Пока в русскоязычной блогосфере спорят, новый это Старкрафт или совсем не Старкрафт, мне кажется, что Запретные Звезды будет по-любому отличной настолкой по любимой вселенной.

Допы я не считаю за серьезные хотелки и ожидания, ведь это всего лишь такой маленький легкий укольчик, от которого делается немного приятно. Если игра классная, она и без допа классная. Поэтому сегодня о них не вспоминаю.

Интересно, что за Elysium такой вышел. Люблю древнегреческую мифологию, богов. Надеюсь, кто-нибудь из наших блоггеров расскажет нам об игре после личного знакомства с нею.

Игра Кима Сато под названием Ryu должна появиться в этом году. Напомню, что Ким Сато — это автор прикольной карточной игры GOSU,

Но вообще морально я уже готов внимательно изучать списки игр, которые будут представлены на Gen Con и Spiel. Моя усталость после прошлогодних отчетов прошла, и я готов уже приниматься за новые=)

Мне интересно, есть ли у вас ожидаемые игры 2015 года, за которыми вы внимательно следите?

5. CrowdRepublic

Что-то о них вообще уже никто не вспоминает. Побушевали и затихли=)

Где-то неделю или две назад я таки получил ответы на вопросы, которые я задавал генеральному директору, Ирине Лиленко. Предлагаю ознакомиться с ними:

1. На что могут рассчитывать жители ближнего зарубежья, особенно жители стран, где есть магазины Hobby World? Как будет осуществляться доставка в эти страны? И будет ли?

Доставка будет осуществляться по СНГ, но сделать это можно не всеми почтовыми службами, поэтому стоимость доставки не всегда будет такой же дешевой, как по России.

2. Разница между «ранней пташкой» и следующим вариантом финансирования довольно существенна, многие находятся в раздумьях, стоит ли вкладываться в проект. Будут ли  корректироваться соотношения цен в других проектах?

Сумма сбора, количество коробок «ранних пташек» и их цена в каждом конкретном проекте зависят от требований автора и реальных фактических расходов на производство. Бумага, краска, полиграфические машины, которые у большинства типографий приобретены в лизинг — это все «валютные истории» и, увы, мы никак не можем повлиять на то, что цены на производство здорово выросли. Кроме того, приобретение лицензий на импортные игры — это тоже расчеты в валюте. В текущих проектах для тех бекеров, которые хотят купить одну коробку — доставка бесплатная.

3. Что будет, если проект не наберет нужную сумму?

Деньги вернутся бекерам и их можно вложить в другой проект или вывести с площадки. Комиссии за возврат у нас нет.

4. Планируете ли вы вводить систему «целей», чтобы повысить интерес «бэкеров»?

Это так же зависит от каждого конкретного проекта, в некоторых система целей будет.

5. По какому принципу выбирались первые игры, представленные на площадке?

Тут было много условий: стоимость производства, желание автора игры ставить такие эксперименты. Если игра не соберет необходимую сумму, то она не будет издана.

6. Касательно книг и комиксов, есть ли какие-то продвижения в этом плане? Какие примерно комиксы можно будет увидеть на CrowdRepublic?

У нас комиксы будут обязательно, но какие именно — это пока секрет.


Для себя я решил, что пока CR — это все-таки не для Беларуси. Дешевле, быстрее и надежнее купить оригинал.

Кстати, теперь в CrowdRepublic работает Леша Бабайцев, известный под ником Imploded.


На этом все, играйте в настолки, читайте обзоры, любите друг друга, болейте за сборную своей страны на Чемпионате Мира по хоккею=)

17 Responses to Очередная болталка

  1. Какие милые котики 🙂

  2. deezynah says:

    Заинтриговал неанонсированной локализацией.

  3. Legion says:

    Не согласен со сравнением книг и настолок. В настолках объёмы текста даже близко несопоставимы с книжными. Поэтому люди покупают английские версии, переводят на коленках и играют. А вот английские версии книг не покупают и не играют. Даже озвученная позиция издательства: «Будет хорошо база продоваться — будут допы», это лучше чем ничего. Простая строка в твиттере: «Мы подписали контракт. Русской версии — быть» 80% гиков заставит подождать.

    Нету тэга вишлист — пришлось искать старый пост с Топ-88. Если русифицируют игру из 10 части поста, то я рискну предположить, что это Lewis & Clark. )))

    • scafandr says:

      Меня позабавило, что ответ книжного издательства был аналогичен настольному. И настольщики с читателями в плане реакции тоже похожи. Очень хорошо работают планы на год. Никто не заставляет расписывать по месяцам, когда что выйдет, но зато читатели будут знать, что новая книга такого-то писателя будет переведена. С другой стороны, вот анонсировали Муркока, а потом оказалось, что с правами еще не все решено, а за перевод даже и не брались. Хотя уже все ждут анонсированных книг. Тоже не есть хорошо.
      Мне кажется, анонс следует делать тогда, когда издательство уверено в том, что игра/книга будет.
      С настолками, имхо, проще. Все обычно выпускают игры к двум крупнейшим выставкам, и прилагают все усилия, чтобы планы были реализованы. Даже если сроки сдвигаются, прототип будет на выставке. В России же игры просто выходят, никто их не готовит специально к какому-нибудь Игрокону. Поэтому плюс-минус полгода — это нормально=) Но за эти полгода настольщики могут неплохо потрепать нервы=)
      Lewis & Clark у меня уже есть, так что не угадал=)

  4. Legion says:

    Я заметил, что народ на БГГ за годы кикстартера уже привык к тому, что никто ничего вовремя не выпускает. Поэтому мне просто достаточно анонса локализации вида: «Игра Х» — обязательно будет локализована. Копите деньги.

    PS. Ну раз не угадал С Льюисом и Кларком, то других вариантов нет ))) Надеюсь, что это не Думтаун. Я только что купил английскую версию. Если будет Tzolkin — это хорошо. Может прикуплю )))

    • scafandr says:

      Меня бы тоже это устроило. как потребитель, я тоже хочу информации. Когда знаешь, что что-то выйдет, то как-то на душе спокойнее. Но некоторым этого мало, и они будут мучаться на форумах — когда, как и в каком виде. Самый прикол в том, что иногда планы меняются. В частности, игру могут и отменить=) МХ может легко. Coven, которую анонсировали вроде в 2012 году, переносят и переносят до сих пор. Вроде в этом году выйдет=)
      Поэтому в статье я и хотел сказать, что понимаю издателей. Они пекутся за свое имя, чтобы о них не говорили как о тех, кто вечно динамит, не успевает и косячит.
      И вроде бы хочется написать, что в России все как всегда, но на самом деле так везде. В прошлом году я хотел сделать большой анонс игры с превью, свистелками и прочим. Меня попросили пока не шуметь. И правильно сделали — игра пока не вышла до сих пор. И разработчики не россияне;)
      А Кикстартер — это вообще ужасная клоака. Один проект, за которым я слежу, давным-давно собрал деньги, но игра так и не вышла. Я такого подхода к производству не понимаю.

      • Legion says:

        Я тоже в одном проекте поучаствовал. Twilight Struggle от GMT Games. Не удержался от Deluxe издания. Придётся теперь своё продавать ))) Я знал, что сроки не реальные. Поэтому пока особо не парюсь. Надеюсь ближе к концу года всё будет. Всё-таки GMT серьёзная компания. В остальные проекты от неизвестных людей даже не пытаюсь вчитываться. Нет доверия.

        • scafandr says:

          Ну да, я тоже считаю, что если уж и связываться. то с проверенными ребятами. Тем более, ты знаешь, что берешь. А не какую-то сырую поделку с красивыми миньками.
          А свой TS оригинальный или ПнП?

          • Legion says:

            Оригинал. Это была моя первая настолка и я тогда ещё ничего не знал про ПнП, другие сайты кроме БГГ и т.п. 🙂

            • scafandr says:

              Буду иметь ввиду=) Я был бы непрочь как-нибудь потом разжиться копией. МНе делюкс не нужен

  5. Ирина says:

    Было бы замечательно, если бы вы написали превью на игру «Пираты 7 морей». В инете не так уж много информации о ней. На BGG уже появились правила для русской, английской и немецкой версии, но для ознакомления с ними нужно регистрироваться… А ни на сайте igames ни на тесере пока ничего нет. Хотелось бы иметь лучшее представление об игре.

  6. pr1celess says:

    Привет, Саш! Спасибо за лестные отзывы. Буду стараться! 😉

    • scafandr says:

      Привет! Каждый раз отмечаю отличные фотографии. Для меня это главное отличие бородатого блога

Добавить комментарий

