Волк человеку не товарищ — обзор настольной игры Ultimate Werewolf Оборотень
02.05.2015 8 комментариев
Все прекрасно знают, что такое «Мафия«. Если вдруг кто-то по какой-то нелепой случайности при упоминании игры Мафия пожимает плечами и недоумевает, тому шепну на ухо, что это словесная ролевая игра, придуманная в 1986 году российским студентом. Перед игрой все игроки получают тайные карты ролей, игрок может получить роль либо мирного жителя, либо «мафии», в чьи обязанности входит уничтожать по ночам мирных жителей. «Ночью» все игроки закрывают глаза, «мафия» глаза открывает и жестами показывает, кого они убивают (выбранный «мафией» игрок выбывает из игры). «Днем» все игроки глаза открывают и вступают в бурные дебаты по поводу того, кто может быть мафией и кого следует изолировать от игры. Так происходит до полной аннигиляции одной из сторон (мафии или мирников). На мой взгляд Мафия — это «фу». Потому что игроки не знают, к чему цепляться и могут предъявлять претензии друг к другу без каких-либо мотивов (кто-то моргнул, кто-то чихнул, кто-то улыбнулся).
Но на самом-то деле идея-то у игры симпатичная. И здорово, что есть другие игры с похожей механикой. Одна из них год назад появилась у меня в вишлисте, и недавно я очень обрадовался тому известию, что Hobby World издала эту игру на русском языке. Одна из лучших «мафия-подобных» игр, сегодня, здесь, в Жабьем блоге — Ultimate Werewolf (Оборотень).
Оборотень поставляется в небольшой коробочке, которая по размеру занимает примерно ладонь руки. Сама игра состоит из набора карт ролей, блокнота для ведущего и правил.
Действие игры происходит в некой деревне, которую по ночам терроризируют оборотни. Днем все жители деревни — это порядочные селяне, которые пашут на поле, куют в кузнице, работают на ферме. Но как только наступает ночь, так обязательно кто-то умирает. Значит некий монстр по ночам промышляет нехорошими делами, и не иначе как это оборотень.
Попробую ясно и коротко рассказать о сути игры.
В начале игры все игроки получают карточки ролей. Основные роли — это селяне и оборотни. Только вы одни должны знать, какая роль вам досталась. В этой игре обязательно должен быть нейтральный ведущий, который не принимает участия в игре, но руководит ею. Ему в руки дают блокнот и ручку, чтобы он записывал там важную информацию. Именно ведущий объявляет о наступлении ночи или дня.
— Наступает ночь! Все закрывают глаза!
Когда все игроки послушно закрыли глаза и не подглядывают, ведущий объявляет, что оборотни могут открыть глаза и познакомиться друг с другом. Ведущий записывает имена оборотней в свой блокнот.
— Оборотни закрывают глаза. Наступает день! Можно открывать глаза!
Когда все проснуться, игроки должны играть в игру про жизнь в деревне. Каждый игрок представляется, рассказывает, чем он занимается по жизни, и почему он не оборотень. Ведущий дает какое-то время на обсуждение, после чего игроки должны решить, кого они подозревают в убийствах жителей деревни. Решается все методом голосования по большинству голосов. Выбранный игрок выбывает из игры. Количество оборотней всегда известно, поэтому если выбывший игрок оказывается не оборотнем, то игра продолжается.
— Наступает вторая ночь! Закрывайте глаза!
Все последующие ночи и дни идентичны. Ночью оборотни тайно выбирают одного спящего селянина, и когда наступает день, то ведущий ему сообщит, что его съели оборотни. Селяне грустят о погибшем товарище, но не сдаются — днем им предстоит решить, кого заподозрить в убийствах, чтобы сжечь его на костре.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется оборотней, или пока оборотни не уничтожат всех мирных селян.
И все это пока что кажется не таким радужным и прикольным, если сравнивать игру с Мафией. И именно для того, чтобы развеять все опасения и уныния, нам понадобятся карты ролей, отличные от оборотней и селян.
В самом простом обучающем режиме правила предлагают ввести в игру роль провидца, который ночью, когда спят совершенно все игроки, просыпается в одиночку и указывает пальцем на одного из игроков. Если это оборотень, то ведущий даст знать провидцу, что это тот самый человековолк, который буянит в деревне. Днем провидец будет рассказывать игрокам, какая правда ему открылась ночью. Только а вдруг это не провидец, а оборотень, который хочет всех запутать?
Вот вам еще примеры интересных ролей:
— здоровяк имеет 1 здоровье, поэтому после первой ночи, когда его попытались съесть, он выживает, после чего он теряет свою способность к выживанию;
— охотник, когда умирает, может убить любого из игроков (наверное, с досады);
— смутьянка инициирует две казни вместо одной;
— телохранитель защищает игрока от казни;
— чародейка лишает речи одного из игроков на один день;
— проклятый сначала играет за селянина, но если на него нападут оборотни, то он станет оборотнем.
Самих ролей гораздо больше, чем я перечислил, и все они очень интересные.
В деревне Гадюкино опять неспокойно
Оборотень — это пати-гейм с механикой блефа. Если вы решили купить эту настольную игру, то должны иметь ввиду, что для хорошей игры вам нужно иметь минимум 5 игроков + ведущий. Поэтому Оборотня можно рекомендовать большим и веселым компаниям.
К сожалению, без ведущего никак нельзя обойтись, ведь он контролирует процесс игры, руководит игроками и помогает игрокам сыграть свойства их ролей ночью.
Книжечка правил довольно объемная, но это не значит, что правила игры очень сложные. В правилах приведены разные альтернативные варианты игры. Можно играть на время, с раскрытием ролей после казни, с обвинениями и даже двойными обвинениями, тайными голосованиями и, представьте себе, кубиками. В книге правил даже есть руководство для ведущего — как лучше вести игру и как не напортачить, случайно дав подсказку одной из сторон. Правила мне показались отличными и многовариантными. Игроки могут сами себе выбрать такой тип игры, который им понравится больше всего. Поэтому реиграбельность игры зависит не только от карточек ролей, но и от вариантов правил, которые выбирают игроки.

Пустые карты для ролей, которые вы можете придумать сами
Ролей очень много и многие из них очень интересные. Вы можете выбрать сценарий, приготовленный авторами, но можете и придумать свой — с пьяницей, колдуном, охотником и шлю… ой, конечно же с провидицей! Но основное остается неизменным — селяне и оборотни всегда есть среди игроков, а вот кто еще живет в деревне — это зависит только от выбора игроков перед игрой.
Эта игра действительно лучше всем известной Мафии. Оборотень — это большой набор конструктора Лего, в то время как Мафия — это простой советский конструктор.
Я очень хотел заполучить эту игру в коллекцию (не вру!) и попытаюсь объяснить почему:
1. Оборотень — это лучшая версия Мафии, игры на блеф.
2. Если вдруг я с друзьями выберусь куда-то отдохнуть и нас будет много, то я буду уверен в том, что я могу легко усадить 5 и больше человек за одну игру.
3. В Оборотня можно играть и гигантским количеством людей (до 68!), но мне кажется, это скорее попытка попасть в Книгу рекордов Гиннеса=)
4. В Оборотне огромное количество ролей! Это вам не Саботер, где есть только плохие и хорошие гномы. Оборотень может удивить отличным набором уникальных ролей, с которыми можно играть как сами за себя, так и командами.
5. Игра очень легкая, правила простые. Пара минут объяснений и можно уже играть!
6. На картах ролей есть текст — не нужно часто подглядывать в правила, чтобы найти там подсказку.
7. В Оборотне предусмотрено огромное количество интересных альтернативных правил.
Я считаю, что для любого случайного гостя дома должна быть припасена шоколадка и печеньки. Вот и для любой случайной компании настольщиков и даже ненастольщиков идеально подойдет коммуникативная игра блеф — Оборотень. Вот почему эта игра для меня маст хэв. Это отличная игра для большой и веселой компании. Рекомендована для студентских общаг и школьных экскурсий с поездкой по ж/д=)
Настольная игра Ultimate Werewolf Оборотень для обзора была предоставлена компанией Hobby World
Следующий раз я расскажу о том, как быстро смелеют 7 человек, когда собираются вместе…
Саш, а ты пробовал Сопротивление или Авалон?
На мой вкус они бьют обычную Мафию (одной из разновидности которой является и эта игра) по всем статьям. Играть ни разу не скучнее, но при этом не требуется ведущий, нет выбывания игроков и кроме чистой психологии есть возможность логического вычисления плохишей.
А еще есть One Night Ultimate Werewolf где все решается за одну ночь, но его я еще не пробовал.
Да, Юра, играл. У меня в коллекции есть и Сопротивление и One Night Ultimate Werewolf (только в Авалон не играл). На Сопротивление даже обзор писал — https://boardgameby.wordpress.com/2014/01/24/psihologiya-intrigi-soprotivlenie/
Сопротивление радовало ограниченное количество партий. Отправлять людей в разведку действительно здорово. А потом приходится обвинять кого-то, если миссия провалена. Но потом стало наскучивать, что многое решается в самом последнем раунде, при котором зачастую уже все знают, кто есть кто (если играют не простые новички). И через какое-то количество игр мне стало скучновато, если не меняются игроки. С одной и той же группой играть уже как-то не айс. А дополнение в игре вообще мне не понравилось.
Оборотень на одну ночь — игра классная, и я обязательно в будущем сделаю на нее обзор. Это та же игра, которую я сегодня и обозрел. Единственный ее минус — база урезна, по сравнению с обычным оборотнем. Но плюсов у нее очень много:
— отличный мультяшный арт (лучше, чем в простом Оборотне);
— не нужен едущий, так как есть приложение для девайса, Там специально сделан шум (типа сверчки трещат и все такое) и голосом говорится, кому нужно просыпаться и когда открывать глаза. В простом Оборотне без ведущего сложно. А в Одной Ночи из-за шума можно спокойно смотреть карту и никто не услышит шорохов и шуршаний;
— игра быстрее из-за того, что в нее можно играть небольшим составом и оборотень всего один, если мне память не изменяет.
К Одной Ночи вышел доп, с ним игра еще лучше. Но простой Оборотень, который Хобби Ворлд издал, более комплексный
Есть еще игра Остров страха, которая является чуть ли не точной копией этой игры. Там даже есть диск с музычкой и ночными звуками для атмосферности.
Наверное, подобных игр пруд пруди, ведь механика почти что народная — используй как хочешь=) Звуки еще нужны, чтобы люди не слышали, кто что делает ночью
Так чем же оборотень отличается от мафии? В ней тоже есть всякие комиссары, медсестры, итд — роли. Но ни в мафии, ни в оборотне абсолютно не от чего отталкиваться при вычислении плохишей. Одна пустая болтовня. ‘-ты мафия! -Нет, я не мафия! -Чем докажешь?’ А доказывать -то нечем…
В отличие от упомянутого сопротивления, где можно делать логические выводы.
Отличия как раз таки в многообразии ролей. В Мафии есть мафия, которая друг друга знает, и горожане, которые ничего не знают. В Оборотне есть оборотни, которые знают друг друга, и селяне, которые являются аналогами горожан. Но никто в Оборотень не играет двумя ролями. Так, есть провидица, которая ночью может узнать, оборотень игрок или нет, а потом рассказать об этом днем. Т.е. уже не с пустого места претензии. Призрак умирает в первую же ночь и играет свою роль. Волочонок вроде оборотень, просыпается вместе со всеми. Пьяница до первой ночи думает, что он селянин… И т.д. Этим и лучше. Точно такие же логические выводы можно делать и в Оборотне, если выбирать роли не бездумно
Чтобы в мафию играли только с мафией и жителями — лично я ни разу не встречался за последние 15 лет)
Всегда были минимум комиссар (кажись, гадал, кто мафия в свой ход — пальцем ведущему показывал — и если угадывал, мафиози минус один, и медсестра, которая пыталась угадать, кого ща убьют, и если угадывала, то спасала жертву. Если людей много, то еще были всякие помощники комиссара, воры, независимые от мафии маньяки итд.
Так что Вервульф тут не уникален)
И 2 главных недостатков эти роли не решали. (отсутствие базы для логических выводов и выбывание игроков из игры даже независимо от их действий. Очень круто на первом ходу пасть жертвой оборотня, да? да и в целом — первые один — два хода абсолютно проходные, обсуждать еще нечего от слова совсем)
Я не могу назвать себя спецом по Мафии, в то что я играл и видел, как играли, то там не было ни комиссаров, ни медсестры. Видел как-то еще запись программы с ТВ, где знаменитости играли в М, там тоже был классический вариант. Поэтому отталкивался от него.
Мне все-таки более ближе One Night Werewolf, он для меньшей аудитории и более прикольный.