Визит к оранжевому императору

На днях у меня появилось огромное желание с кем-нибудь пообщаться. Я ведь так давно не брал интервью, что успел соскучиться по общению. С англоязычными товарищами как-то все немного сложнее, оставив их на потом, когда планы на 2015 год станут яснее. А вот к кому бы заглянуть из русскоязычных камрадов… Вспомнил старое интервью с Александром Булгаковым (только сейчас заметил, что сделал его на свой день рождения=)) из какого-то далекого 2011 года. Саша всегда находится у меня рядышком, в скайпе, хоть и не все время он есть в онлайне, но он как будто на расстоянии одного клика от меня. Как будто Астрахань — это совсем рядом. Я люблю общаться с Александром, и мы часто обсуждаем не только настольные игры, но и многое другое, ведь у нас во многих аспектах сходятся вкусы.

Вот я и подумал о том, что нужно пообщаться с ним как обычно, но в рамках интервью для блога. Саша — человек опытный, умный и интересный. Кто не знает, он является администратором на всем известном ведущем российском настольном ресурсе под названием Тесера. Да-да, это тот самый oranged, который не только периодически банит SSS, Ogro, Icenine, Чуйкова, а также один раз меня (я уже простил за это Сашу=)), но и наполняет сайт интересным контентом. В общем, чем сейчас живет Оранжевый Император, узнаете в этом интервью. Надеюсь, вам будет интересно;)

    Sasha1

  1.  Привет, Саша! Скажи, пожалуйста, ты считаешь, сколько уже времени ты связан с настольными играми? Отмечаешь ли круглые даты каким-то образом?=)

 

Привет. Специально не считаю, поэтому пришлось подсмотреть в микробейджик на BGG, чтобы вспомнить: он утверждает, что современный период увлечения настолками начался в 2006-м. Ранее, в студенческие годы, часто собирались поиграть в различные ККИ, а также в НРИ — водили и водились по почте и на форумах. Так что «круглые» даты пляшут от другого: 2007–2008 гг. — писал для cg.ohobby.ru, 2009–09.2010 — для pronastolki.ru, с начала 2010 — для tesera.ru.

 

  1. Менялось ли твое отношение к настолкам за все годы увлечения ими? Было ли такое, что тебе хотелось бросить все, потому что надоело или просто появилось новое хобби?

 

Настолки никогда не были моим единственным хобби. И поскольку у меня, как и у всех, 24 часа в сутки, надоесть ни одно из них не успевает. Просто время от времени меняются приоритеты и соответственно доли присутствия разных хобби в моей жизни. Например, сейчас я жду выхода на русском языке настольной ролевой игры Dungeon World — и как минимум начало лета хочу посвятить именно ей.

  1. Как изменилась твоя жизнь до Тесеры и после ее появления?

 

Изменения в жизни к «Тесере» никакого отношения не имеют. Но в годы работы над сайтом обзавёлся собственной жилплощадью, стал отцом замечательного сына, готовлюсь к рождению второго. Ну и стараюсь расти в профессиональном и не только плане.

 

  1. Но стал ли ты смотреть по другому на настольные игры? Тебе ведь приходится каждый день мониторить все главные сайты, чтобы узнать о том, что происходит в мире. Говорят, что те, кто работает работает на заводе, где делают конфеты, сами терпеть не могут свою продукцию, ибо объелись. Ты не “объелся” пока еще?

 

Я и без «Тесеры» читал бы про настолки, просто в меньших объёмах. Так что накушаться могу потоком информации по этой теме, а не самой темой. Но решение лежит на поверхности: разбавлять настолки другими темами, что я и делаю. Да и большая часть материалов отсеивается ещё на первом этапе — во время просмотров заголовков.

 

Вот если бы мне пришлось на регулярной основе писать обзоры — я бы, скорее всего, долго не продержался. Одно дело — написать статью по какой-либо игре из купленных по доброй воле раз в месяц или два, другое — получать посылку за посылкой, причём мимо вишлиста, и заставлять себя играть и писать. Даже если себя я смог бы насиловать таким образом, за что превращать в мучеников свою игровую ячейку? (Есть и вторая причина, по которой обзоры мимо кассы: мы не гонимся за новинками.)

 

  1. Многие любят говорить, что Тесера нынче не та. Как ты сам к этому утверждению относишься? Та она или не та?

 

Да ничего не меняется. К сожалению. Но я надеюсь застать «Тесеру 2.0».

 

  1. А ведутся ли работы над “Тесерой 2.0”? Все ждут ее как манну небесную, чистят свои кармы до ее явления=)

 

Вопрос поднимался, и не единожды. Сложность в том, что «Тесера» — это всего лишь два человека, для одного из которых (с решающим голосом) она далеко не единственный проект.

 

Неделю с хвостиком назад снова представил на рассмотрение новую концепцию сайта, так что, надеюсь, после запуска Tabletopia всё сдвинется с мёртвой точки.

На Игроконе не играют, а работают;)

На Игроконе не играют, а работают;)

 

  1. Какой ты сам видишь Тесеру? Я понимаю, что для тебя это просто работа, которую ты стараешься делать качественно. Но мне интересно, как ты, как администратор, видишь свой сайт. Будь у тебя все бразды правления и возможности, чтобы ты изменил?

 

Я уже давно продвигаю новую модель организации контента. Хочу выделить ленту редакции, где будут публиковаться только родные материалы. Условно делю их на новости (только факты), статьи (+ мнения) и интервью (+ мнения третьих лиц). Хочу, чтобы появилась возможность создавать группы/сообщества по интересам (посвящённые целым жанрам или отдельно взятым играм, разным сторонам нашего хобби…) и модерировать их самостоятельно. Планирую поделить их на несколько типов: открытое сообщество (могут публиковать все, могут читать все); ограниченное (могут писать только приглашённые, могут читать все); закрытое (могут писать и читать только приглашённые). Личные блоги станут виртуальным понятием: все тексты отдельно взятого пользователя можно будет просмотреть отдельной лентой в его профиле. Также хочу отделить энциклопедическую часть сайта от площадки для общения и ввести системы подписок, оповещений и модерации. Если подытожить, хочу, чтобы сайт состоял из трёх частей: энциклопедия, журнал и сообщество при них.

 

  1. Кто-то видит в Александре Булгакове строгого и несправедливого “Ымператора”, кто-то видит защитника и правдоруба, кто-то доброго и дружелюбного человека. А какой на самом деле Александр Булгаков? И не раздражает ли тебя звание “оранжевого императора”?

 

Разве мы не те, какими нас видят? У каждого своя правда и свой мирок вокруг, так что не мне переиначивать чьё-то мнение. А то что я себя воспринимаю по-другому, переживу. Если кто-то выглядит как ёж, ведёт себя как ёж, то, что он считает себя котом — погоды для остальных не делает.

 

Что до «звания» императора, сначала оно раздражало… А теперь воспринимается как прозвище. Ники мы придумываем себе сами, а прозвища прилипают — и с этим сложно что-то сделать. (Но я бы предпочёл, чтобы меня так не называли.)

 

  1. По своему роду деятельности тебе приходится часто посещать самые разные настольные ресурсы. Какие настольные сайты тебе интересны самому? Есть ли такие сайты, на которые следует равняться тем, кто делает свой сайт про настолки?

 

Не вижу смысла просто перечислять свои источники. Выделю только портал BoardGameGeek — он для меня номер один. В том числе и потому, что он является агрегатором всей настольной блогосферы.

 

Чтобы на кого-то равняться, нужно сначала определиться с концепцией своего проекта. И я бы не стал равняться только на настольные сайты и советую оглянуться вокруг, заглянуть на сайты из других ниш. Если хочешь сделать новостной сайт, так и ориентируйся на настоящие новостные сайты — они в своём деле собаку съели. Если хочешь создать энциклопедию, исследуй как можно больше разных энциклопедий: по кинофильмам, телесериалам, книгам и т.д. Анализируй, впитывай, улучшай…

 

  1. Как ты сам думаешь, меняется ли настольная журналистика за последние 10 лет? Согласись, что сейчас есть огромное количество сайтов, информации по играм можно найти море. Игрожур сейчас и 10 лет назад — что изменилось?

 

Всё как и везде: информационные потоки всё толще, любительских ресурсов всё больше, всё ярче выражена социальная направленность (диалог)… Именно по этой причине мне нравится концепция журнала и сообщества, которые сосуществуют и помогают друг другу. Один человек или коллектив уже неспособен пропустить через себя все потоки информации, так что ему явно нужна помощь со стороны. Поэтому сообщество при журнале, которое обменивается ссылками, мнениями и прочим, считаю обязательным элементом — там рождаются идеи для статей, там обращают внимание на то, что действительно для кого-то важно…Это же живой фидбек в реальном времени и прямой диалог со своей аудиторией.

 

  1. А как тебе русскоязычные блоги? Как ты думаешь, почему многие блоги вдруг перестают пополняться новыми заметками? Я не слежу за активностью зарубежных блогов, но у нас есть некая тенденция к вымиранию, имхо. Что не так?

 

Я редко когда читаю обзоры и рецензии, а это самый распространённый в ru-блогосфере формат. (Часто перехожу сразу к впечатлениям.) Сводные отчёты-обзоры (под грифом «Блиц») мне нравятся больше, так что их чаще читаю полностью, а не по диагонали.

 

Причины затухания у каждого блога свои: семейные обстоятельства, отсутствие интереса и участия читателя, переключение на другое хобби, отсутствие стимула (например, в денежном эквиваленте) и т.д.

 

Но блогосфера — это живой организм со способностью регенерации, и на смену отмирающим клеткам рождаются новые. (Свято место пусто не бывает.) Просто многие из нас застали бум, когда настольные блоги начали появляться один за другим, как грибы после дождя — вот и кажется, что всё плачевно. Сейчас блогосфера взрослеет, сбрасывая лишний жир, так что всё идёт своим чередом.

 

  1. Несколько лет назад, если мне не изменяет память, ты сказал, что играть стал меньше, оставив дома в коллекции только самые лучшие проверенные игры. Играешь ли ты в настолки сейчас? Следишь ли за новинками?

 

За новинками я, естественно, слежу, но сейчас играю чаще в проверенное: в те же «Сумерки империи» (3-я редакция) или «Ужас Аркхэма» / «Древний ужас»; март выдался месяцем «Инновации», а апрель — «Доминиона». Сейчас почитываю ролевую литературу, так что временно не до настолок.

 

  1. Как ты думаешь, в лучшую ли сторону меняются настольные игры, если учесть, что раньше они были больше смещены в сторону хардкора, а теперь наметилась тенденция к оказуаливанию? Давай пофантазируем — как может выглядеть лучшая настольная игра 2020 года?

 

По мне, так надуманное утверждение. Рынок уже давно ориентирован прежде всего на семейных и казуальных игроков. Хардкорные игры — это более узкая ниша рынка. Остаётся только надеяться, что она остаётся коммерчески привлекательной.

 

Я бы очень хотел, чтобы и в 2020-м игрой года была куча картона, дерева и/или пластика. В экспериментах с планшетами есть своя прелесть, но я предпочту видеть это в виде отдельной ниши, а не мейнстрима.

Roman

Роман и Александр (и пиво=)

  1. Какую игру ты бы хотел увидеть локализованной на российском рынке? И как ты думаешь, хватает ли того объема игр, которые есть в каталогах ведущих российских издательств? Ведь многие по-прежнему предпочитают тратить деньги на настолки в американских магазинах.

 

Мне хватает того, что у нас выпускают. Но раз уж есть контакт с издателем «Звёздных империй» (Star Realms), хотелось бы увидеть на русском EPIC Card Game. (Естественно, если игра окажется стоящей.) Также не против локализации игр Elysium и Blue Moon Legends.

 

Постоянная клиентская база отлично работает для маленьких компаний, но в целом рынок развивается за счёт импульсных покупок, так что всегда нужен приток новых потребителей. Для этого нужно продвигать настолки как вид досуга в массы, чем и занимаются главные игроки рынка, например, Hobby World и «Игровед». Гикам, которые покупают, играют, продают/обменивают (щёлкают настолки, как семечки), всегда будет маловато каталогов местных издателей. Поэтому, пока рубль позволяет, будут существовать совместные заказы из-за бугра и вторичный рынок.

 

  1. Помимо настольных игр ты еще увлекаешься ролевыми. Некоторым настольщикам сложно понять, как игры, в которых нужно включать фантазию на всю катушку, могут быть  быть интереснее тех, в которых все уже заранее нафантазировали дизайнеры и воплотили все задуманное в картоне и пластике. Как думаешь, чем ролевые игры отличаются от настольных? И в чем их преимущество?

 

Ты сам и ответил на свой вопрос: ролевые игры привлекают свободой и гибкостью — одна и та же игра меняется в зависимости от игровой ячейки, ведущего, настроя, желаний и т.д. В этом и состоит их преимущество. А главный минус? Полагаю, сравнительно высокая требовательность к игрокам. Да и то, сейчас НРИ становятся всё более дружелюбными.

 

  1. Сам бы ты во что предпочел бы сыграть теплым уютным вечером — в любимую ролевую игру или любимую настольную?

 

В компьютерную. Шучу. Всему своё время, место и компания. В один вечер я могу с удовольствием почитать книгу или комикс, в другой — посмотреть телесериал или фильм, в третий — поиграть в компьютерную или настольную игру… Или же посмотреть хоккейный матч с друзьями за пивом.

 

  1. Помнишь ли ты тот день, когда ты первый раз сыграл в ролевку? Какие тогда были ощущения от партии?

 

Я начинал с игр по электронной почте, так что первый день ушёл на написание квенты (описания и предыстории персонажа). И в этом тоже была своя прелесть. В те дни и месяцы я спешил после учёбы домой, чтобы проверить почту и написать свой ответ на сложившуюся ситуацию. Игрища отнимали немало часов: я участвовал параллельно в нескольких приключениях и строчил письма по 3–5 раз в день. Вообще pbem (play by e-mail) и pbf (play by forum) — это отдельная сторона увлечения настольными ролевыми играми. Она ближе к совместному написанию книги, где очень важна художественная часть.

 

  1. Ты часто говоришь о том, что хотел бы больше уделять на Тесере внимания ролевым играм. Когда плотину наконец-таки прорвет?=) И не боишься ли ты, что настольщики начнут стонать, что Тесера стала еще скучнее и проплаченнее, на этот раз финансируясь со стороны неких тайных ролевиков?

 

Уже прорвало. Я освещаю все новости российских издателей настольных ролевых игр. В планах расширить присутствие НРИ на «Тесере» новостями по представленным в России системам (Apocalypse Engine, GUMSHOE, Savage Worlds и т.д.) и просто топовым и интересным правилам и сеттингам.

 

  1. Ролевая игра твоей мечты — она есть вообще в природе? Какая игровая система и сеттинг тебя заставляют трепетать?

 

Моей любимой ролевой игрой (и игровым миром) остаются «Неизвестные армии». Жду новую редакцию — обязательно приобрету и гляну, что там к чему. Сейчас на очереди Dungeon World. Это песочница в мире фэнтези. Основана на правилах Apocalypse Engine (мой текущий номер один). Если приживётся, обязательно поиграем в другие песочницы на том же движке, например, в «Постапокалипсис», Urban Shadows (городское фэнтези в стиле «Мира тьмы»), tremulus (хоррор в духе Лавкрафта) и Apocalypse World Dark Age (низкое фэнтези). Очень хочу попробовать правила GUMSHOE в деле, естественно, в виде игры «Ктулху» (Trail of Cthulhu). Также хочу поближе познакомиться с системой Монте Кука Cypher (как минимум через игры Strange и Numenera).

 

  1. Ну да ладно, о ролевках на самом деле можно говорить бесконечно, ибо я сам неравнодушен к ним… Давай лучше поговорим о более земных вещах — вернемся к настолкам=) Когда я первый раз брал у тебя интервью, у тебя еще не было детей (но в планах, уверен, были). Теперь есть — сын. Наверняка сын “съел” часть твоего времени. Чем пришлось пожертвовать в угоду воспитания ребенка? Стал меньше писать на Тесере, меньше играть, меньше смотреть фильмы, меньше уделять времени игре на гитаре?

 

Ну, раньше я работал в режиме 10/6, сейчас перешёл на стандартную пятидневку 8/5. Так что принёс в жертву рабочее время. В остальном изменений не заметил.

Администратор Тесеры отдыхает с сыном

Администратор Тесеры свободное время уделает сыну

 

  1. Какие настольные геймдизайнеры тебе симпатичны? Веришь ли ты, что еще не все самое лучшее уже придумано? И кто может совершить революцию в игрострое?

 

Я не выделяю геймдизайнеров. Мне проще ориентироваться по издателям. Мой номер один — Fantasy Flight Games.

 

А революция если и будет, то как в случае с «Доминионом», от дебютанта. Да и не революция вовсе, а прорыв — появление нового жанра. Но столпов со счетов я бы не сбрасывал: настольные игры всегда развиваются, просто маленькими шажками — та же FFG из года в год пытается привнести в геймдизайн что-то новое.

 

  1. Касательно FFG, чем они тебя привлекают? И что ты ждешь от этого издательства в ближайшее время?

 

Просто я вхожу в их целевую аудиторию. Предпочитаю тематику, люблю, когда на столе разворачивается история.

 

Из анонсированного ничего не жду: поскольку мне лениво связываться с почтой и не хочется видеть настолки пылящимися на полке, я перестал скупать всё, до чего дотягивается рука. Моя игровая ячейка (не сразу) отучила меня от собирательства. Всё-таки игры нужны для того, чтобы в них играли. А для этого нужны те, с кем играть. Всё всегда упирается в людей.

 

Но при этом я всегда с интересом слежу за новостями FFG. Хотелось бы увидеть новый DOOM, но не в мире Star Wars. (Но, боюсь, это уже невозможно. Придётся довольствоваться кооперативными «Шестерёнками войны».) Из старого всё никак не дотянусь до «Старкрафта». (Warhammer 40 000 — не моё, так что Forbidden Stars не жду.)

 

  1. А если посмотреть на российских авторов, что ты можешь сказать об уровне настольных игр, придуманных твоими соотечественниками? Можно ли сказать, что скоро и в России начнут выходить игры ААА-класса?

 

Не могу похвастать широким знакомством с российскими играми на практике. Wow-эффекта от анонсов или правил не испытывал, но при возможности не откажусь поиграть. Тем более что любопытные идеи встречаются и есть задел на будущее. Российский настольный игропром только начал взрослеть. Поживём — увидим.

 

Очень нравится, что делают наши соседи — ребята из IGAMES. Также выделю ещё одну игру украинского автора — «Находку для шпиона». (Вот тут Wow-эффект был, и со следующим заказом обязательно приобрету себе игру в коллекцию. При этом я очень редко обращаю внимание на компанейские игры, что тоже о многом говорит.)

 

  1. Чего тебе не хватает в современных настольных играх?

 

Как ни странно, мне всего хватает. Пожаловаться не на что. Разве что я скучаю по ККИ-шным драфтам (турнирам), поэтому жду EPIC Card Game от создателей игры Star Realms.

 

  1. Ждешь ли ты Twilight Imperium 4 так, как жду его я?=) Как ты думаешь, почему FFG не спешит сделать редизайн своей успешной игры?

 

Жду и не жду одновременно. Мне очень любопытно, сможет ли 4-я редакция заменить 3-ю, которую я просто обожаю. Но если ожиданий не оправдает, плакать не буду — просто вернусь к 3-й.

 

Ну и, естественно, отсутствие спешки FFG только в наших интересах. Пускай, игра дозреет.

 

  1. Как ты думаешь, почему иногда так сложно взять интервью у разработчика/издателя/художника и прочего товарища, связанного с настольным миром? И ты, и я иногда по полгода, а то и больше ждем ответы на вопросы. Как поживает твое интервью с Кевином Уилсоном, кстати?=)

 

Кевин Уилсон молчит, как и Мариц Брюннхофер (Hans im Gluck). Хотелось бы думать, что дело в чрезмерной занятости, но, скорее всего, им просто не до рунета. Если бы российский рынок обеспечивал огромные продажи (и соответственно роялти), всё было бы по-другому. А так они соглашаются дать интервью, потому что само предложение тешит самолюбие… А потом обещание в списке приоритетов потихоньку сползает вниз, пока не исчезнет с главной страницы.

Igrokon

Лекция на Игроконе (Александр слева)

  1. Хотел ли бы ты съездить на крупную мировую выставку типа Gen Con или Spiel? Представь себе, что в этом году ты едешь в Индианаполис, какие были бы твои планы на мероприятие? Поиграть с Каталой, пожать руку Коничке, сфотографироваться с Эриком Мартином?=)

 

На Spiel меня не тянет, а вот Gen Con — это моя маленькая мечта. Естественно, перед поездкой я бы составил план действий, но сейчас его нет. Единственный пункт в списке to do — пообщаться с Кристианом Петерсеном. И это не обсуждается.

 

  1. Больше не буду мучить тебя вопросами. Спасибо, что нашел время ответить на мои глупые вопросы! Напоследок, поделись клипом с ютьюба, которая играет в твоей душе.

 

А почему только одним?

 

Death — The Philosopher:

Porcupine Tree — Piano Lessons:

Nirvana — Lithium:

65daysofstatic — Radio Protector:

Tori Amos — Smells Like Teen Spirit:

Regina Spektor — Après Moi:

 

Вот такая сборная солянка.

 

Спасибо за вопросы. С тобой всегда рад пообщаться, сам знаешь. (:

Реклама

6 Responses to Визит к оранжевому императору

  1. Yushin says:

    Отличное интервью!

  2. Legion says:

    Очень интересно, спасибо!

  3. На 65 дней был на концерте в Париже — чуваки разогревали публику перед Робертом Смитом. Жена потом в шоке спрашивала, что за музыку эти парни играют:)

  4. nastolkus says:

    Отличный человек, отличное интервью. Спасибо обоим

  5. tosh! says:

    Спасибо, очень интересно. Музыкальный вкус Александра мне импонирует 🙂

  6. Спасибо обоим Александрам, было интересно почитать 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: