Самурай, самурай, кого хочешь защищай — обзор настольной игры 7 Самураев (Samurai Spirit7 Самураев

Для меня игры, придуманные Антуаном Бозой, стоят особняком. Кто-то считает французского разработчика настольных халтурщиком, а кто-то с удовольствием играет и хвалит его настольные произведения. Я скорее отношусь ко вторым, потому что я обожаю его 7 Чудес, в восторге от Ghost Stories и не против провести вечер за Токайдо. У Бозы неплохо получается делать несложные игры с приятным дзенским привкусом. За каждой его игрой я вижу скрытую милую улыбку автора, которую тот с удовольствием демонстрирует фотографам на крупных выставках.

Я с интересом слежу за каждой новой игрой Бозы. Чем же он сможет удивить сейчас? И сможет ли?

Его новая игра называется 7 Самураев (в оригинале Samurai Spirit). Хотя новая она только сравнительно, ведь ее релиз состоялся в прошлом году. Поэтому будет более правильно сказать про нее, что она «одна из последних». В этом году Samurai Spirit локализовала компания Hobby World, и это событие я никак не мог пропустить. К этой игре у меня было огромное количество вопросов — чем отличаются Самураи от Ghost Stories? Как Акира Куросава повлиял на тематику игры? Насколько зубодробительна сложность прохождения? К счастью, на все эти вопросы я смог найти ответ, о чем и спешу с вами поделиться.

В настольной игре 7 Самураев Боза продолжает эксплуатировать свою любимую восточно-азиатскую тематику. На этот раз французский дизайнер решил воплотить на столе культовый фильм Акиры Куросавы «Семь Самураев«. В этом фильме рассказывается про то, как бедные крестьяне в средневековой Японии нанимают группу самураев, которые должны спасти деревню от набегов мародеров и разбойников. Поэтому в обозреваемой настольной игре мы имеем:

а) небольшая деревенька с несколькими жителями;

б) толпа злых бандитов;

в) ровно семь самураев.

А теперь давайте вспомним, что у нас было в Ghost Stories:

а) небольшая деревенька;

б) толпа злых призраков;

в) ровно четыре монаха.

Если попробовать сделать предварительный вывод, то получается, что Антуан Боза просто увеличил число игроков в старой игре и вуаля — новая игра готова. Хитрый жук… Но давайте пока договоримся, что мы не знаем, что такое Ghost Stories. Мы в эту игру не играли, в глаза не видели и впервые о ней слышим. А в конце обзора обязательно развеем чары забывчивости и сделаем вывод.

«В большой и удобной коробке нас было всего семь»

Если бы я снимал видеораспакуи, то вы бы услышали мои восторги во время распаковывания коробки 7 Самураев. Выглядит игра, конечно, очень круто. На самой коробке мы видим обалденный арт — по центру расположен импозантный самурай, тычущий мечом в нашу сторону, по углам хаотично расположены разные воинственно настроенные дядьки, демонстрирующие танец с саблями на крышах домов. Сразу чувствуется, что будет жарко. Само название игры написано стильным шрифтом и смотрится отлично.

Поднимаем крышку и находим внутри огромные, действительно огромные планшеты самураев, сделанные из толстого картона. Я ожидал увидеть карточки обычного формата, но положить на стол планшет самурая такого размера действительно очень классно. Планшеты двусторонние — на одной изображен сам самурай, а на другой его животная форма (главные герои у нас не совсем обычные, самураезвери).

А вот колода злодеев состоит из привычного размера карт. Арт на них тоже приятный.

Деревенька разместилась на небольшом картонном квадратном поле, и она, имхо, уступает по внешнему виду другим компонентам. Мне подумалось, что у художника на деревне закончились вдохновение и фантазия, поэтому она получилась бледной и не очень выразительной.

Также в коробке вы найдете разные жетоны (выдавливаются легко) и деревянные фишки самураев.

В целом, повторюсь, своим внешним видом игра меня впечатлила. Несмотря на то, что коробка значительно больше, чем количество компонентов, все равно держать в руках игру приятно. 5 баллов.

Как правильно готовить меч к бою?

7 Самураев — это кооперативная игра, в которую можно играть от 1 до 7 человек. Каждый игрок получает планшет самурая (можно делать это рандомно, можно выборочно), жетон поддержки, карту-памятку и фишку самурая.

Перед игрой необходимо подготовить деревню к налету захватчиков. На поле деревни выкладывается 6 жетонов построек, 3 жителя и жетоны укреплений (по-нашему «забор») по количеству игроков +2.

В течение игры на деревню будет организовано ровно 3 налета. В первом налете принимают участие бандиты с номерами 1-4. Во втором налете к ним добавятся «пятерки», а в третьем придется встретиться еще и с «шестерками». Колоду бандитов перед игрой нужно подготовить по особым правилам. Сначала тасуется колода с бандитами с номерами 1-4, потом не глядя отсчитываются карты в количестве 7, умноженное на количество игроков, это и будет наша колода мародеров на первый раунд. Остальные карты откладываются в коробку. Так, например,  на троих игроков в первом раунде нападет 21 бандит.

Подготовка к игре занимает не много времени (3-5 минут обычно).

Игроки ходят по очереди, и ход каждого игрока начинается с применения штрафа. Если у игрока справа от планшета есть бандит с символом штрафа, то игрок обязан его применить. Среди возможных штрафов могут быть такие, как разрушить укрепление (забор) в деревне, получить ранение, получить запрет на выкладывание бандитов слева от планшета самурая или запрет на оказание поддержки другим игрокам и т.д.

Когда штраф применен, то игрок должен выполнить одно из трех действий.

Действие 1: Вступить в бой.

Это самое полезное действие, которым вы будете пользоваться практически 95% игры (мы все-таки пришли защищать деревню от супостатов, а не убегать от них). Если мы выбираем бой, то обязаны снять верхнюю карту с колоды бандитов, раскрыть ее и решить — наступать на него или защищаться. А по факту мы просто выбираем, куда расположить этого бандита относительно нашего планшета самурая — слева или справа.

На карте многих бандитов в правом верхнем углу есть символ — кукла, шляпа или постройка. На планшете самурая слева есть место для трех карт с такими символами. Если мы выбираем «защищаться» и у нас нет бандита слева с таким символом, как на раскрытой карте, то мы можем туда поместить раскрытого мародера и забыть о нем до конца раунда. Если бандит с таким символом у нас уже есть, то придется атаковать его.

«Атаковать» — это положить карту справа от своего планшета. Обязательно после этого нужно переместить фишку самурая на счетчике боя. Фишка должна показывать сумму сил всех бандитов, расположенных справа. Сила — это цифра на карте бандита. Каждый новый атакованный бандит кладется поверх старого со сдвигом (так, чтобы была видна цифра предыдущего бандита). Штраф применяется только того разбойника, который был выложен последним с правой стороны.

У каждого самурая есть, скажем так, предел возможностей. В защиту он может положить не более трех самураев с разными символами. Но также у самурая есть оптимальный предел атаки, который выражен цифрой и называется Киай (или «кийя» по-народному). Если фишка самурая не добралась до значения киай, то ничего не происходит — можно спокойно атаковать бандитов дальше. Если фишка стоит на цифре киай, то срабатывает особая сила самурая, которая позволяет убрать у себя одного верхнего самурая из боевой очереди и разыграть уникальное свойство (у всех самураев оно разное). Если же фишка самурая перешла значение киай, то самурай выбывает из игры до конца раунда, а деревня лишается одного жетона укрепления.

Действие 2: Оказать поддержку.

В некоторых случаях вступать в бой невыгодно (когда есть большой риск вылететь из раунда раньше времени), тогда лучше передать свой жетон поддержки другому самураю.

У каждого самурая есть свойство, которым он может пользоваться в свой ход (не киай!). Например, самурай Горобэй игнорирует штрафы бандитов под цифрой 2, 4 и 6, а Кикутие может вступать в бой 2 раза подряд во время своего хода. Если выбрать действие поддержки, то можно передать жетон этого свойства другому игроку, который может воспользоваться им в свой ход.

Действие 3: Спасовать.

Это действие скорее принимают вынужденно, чем по желанию. Спасовать — это значит не участвовать в игре до конца раунда, положив фишку самурая на планшете набок. Игрок вынужден спасовать, если фишка самурая находится ниже киай, и чаще всего это действие применяют именно при таком обстоятельстве.

По ходу игры самураи могут получать ранения. За первое ранение самурай получает токен ранения. За второе ранение —  токен убирается, а планшет переворачивается на другую сторону. Третье ранение снова приносит жетон. Четвертое же является фатальным и заканчивает игру для всех игроков — самурай повержен, отряд в шоке, деревня горит, все тлен. Когда самурай получает второе ранение, он очень сильно злится и превращается в зверя, что можно лицезреть на обратной стороне планшета. Звероформа позволяет самураю атаковать большее число бандитов (цифра киай увеличивается) и киай становится мощнее. Хоть и в форме зверя играть выгоднее, следует помнить, что такой облик приближает игрока к концу игры.

Когда колода бандитов заканчивается или все игроки спасовали, раунд подходит к концу. Все самураи, у которых нет слева от планшета карт со шляпой, куклой или постройкой, берут, соответственно, жетон ранения, убирают с поля деревни жетон жителя или жетон постройки. Игроки переходят во второй раунд только в том случае, когда в деревне есть хотя бы одна постройка и один житель.

Все сыгранные бандиты снова собираются в колоду, к которой добавляются разбойники с пятерками в количестве, равное количеству игроков (это подготовка ко второму раунду), или разбойники с шестерками, опять же по количеству игроков (это в третьем раунде).

Новый раунд играется аналогично первому, только в колоде находятся более сильные бандиты. Правила перехода со второго раунда в третий аналогичный переходу с первого во второй.

Если в конце третьего раунда остался жив один житель деревни и уцелел один домик, то игроки побеждают.

Если вдруг кто-то посчитал, что 7 Самураев проходится слишком легко, для них предусмотрен тяжелый и героический режимы, которые дадут «прокиайться» любому хардкорщику.

Истории про семь самураев с призраками

Есть такие настольные игры, на которые сложно писать обзор, хотя сама игра простая. Сначала вроде кажется, что все понятно и после двух партий можно сразу писать рецензию. А иногда приходится долго искать нужные слова, чтобы правильно описать эмоции, которые получил после знакомства с игрой. Особенно сложно, когда почитаешь чужие мнения и они начинают тебя путать…

Самое первое впечатления от 7 Самураев, которое осталось неизменным до сих пор, что игра представляет собой модифицированную версию блэкджека (оно же двадцать одно, оно же очко). Всю игру вы стараетесь не превысить одно число, которое различается у всех самураев. Круче всего, если вы наберете точную сумму из карт бандитов, после чего вы с удовольствием примените все крутые способности своего самурая.

Я постарался максимально забыть о существовании Ghost Stories и играл в Самураев, как в блэджек. В таком аспекте мне игра понравилась, и я легко объясню почему.

7 Самураев — это короткий филлер, минут на 15-20. Каждый самурай уникальный, хочется поиграть за каждого. Очень волнительно брать новую карту бандита и надеяться, что с ним у тебя получится набрать очков ровно на киай. Я постоянно проигрывал, но мне хотелось продолжать собирать по крупицам секрет победы. Любая кооперативка не дает покоя, пока ее не пройдешь. И вот я пробую один состав самураев, потом второй; начинаю замечать, что символов шляп у бандитов не очень много, и за их появлением на поле надо следить внимательно. На каком-то этапе знакомства с игрой понял, что очень многое зависит от пула карт бандитов (может быть слишком много 4-ок или некомплект нужных символов на картах), т.е. я выиграю с большей долей вероятности, если мне попадутся слабые карты противников. Но при этом все равно хотелось играть дальше, ведь игру я так и не победил.

Теперь о более прозаическом. Эту игру я основательно изучал еще когда ее только анонсировали — читал отзывы очевидцев, смотрел презентацию игры на Gen Con’е. Поэтому я был в курсе, что в этой игре большое значение имеют цифры. Грубо говоря, без цифр ты ничего не можешь делать. Вся геймплейная цепочка состоит из переворачиваний карт бандитов, суммирования чисел и легкого анализа — атаковать или защищаться. При этом зачастую игра моментально отсекает многие варианты действий, потому что иначе сыграть нельзя. Например, вы вытягиваете бандита, слева его положить не можете, так как там все занято. Если положить справа — будет перебор. Передать другому игроку карту нельзя. Свойство вашего самурая не работает тоже. Поэтому мы просто обязаны положить бандита справа и уйти в нокаут. Вы просто должны запомнить следующий факт — в 7 Самураев НЕТ стратегии.

А теперь я снимаю с вас чары забывчивости — так вот по сравнению с Самураями в Ghost Stories стратегия есть. И в этом заключается главное отличие этих игр.

Многих настольщиков сбивает с толку общая тема игр — некие злодеи атакуют деревню, которую мы должны спасти. Даже не знаю, почему Боза не захотел придумать другой сеттинг для своей новой игры. Ведь можно было замутить тему атаки опасных вирусов на человеческий организм, а лучшие доктора мира придумывают вакцины от вирусов. Может быть тогда не было никаких сравнений со старой успешной игрой Бозы, а значит и не было бы грустных выводов о том, что Ghost Stories, дескать, получше будет.

По весу это совершенно разные игры. GS — это стратегическая игра, в которой игрокам есть что обсудить и что спланировать. 7С — это прежде всего филлер, в котором нет стратегии, но зато есть математика. Поэтому если вдруг кто-то стоит перед выбором, что ему лучше купить — Самураев или Призраков — то я скажу так: если вы хотите большую настолку, в которой нужно думать, тогда берите Призраков. Если вам нужна игра на «побаловаться» полчасика, тогда Самураи подойдут.

Помниться, играя в Dungeon Lords, я впервые ощутил, что такое «игра играет тобой». Я бы не сказал, что это плохое ощущение, мне игра нравится, но когда после 4-х партий я проанализировал ее, то понял, что несмотря на то, что играть в нее нужно долго, решений игрок принимает не очень много. Если убрать все автоматические манипуляции с перекладыванием картона, то сам игровой процесс займет минут 30. Вот когда я играл в 7 Самураев, то у меня было похожее чувство — в игре очень много очевидных действий. Очень плохо, что у многих самураев активация их специального свойства зависит от обстоятельств и работает далеко не всегда. Получается, что успех в 7 Самураях зависит скорее от удачи, нежели от расчета. Ну да, собственно, это же блэджек! Вы же помните.

После 15 партий, которые я сыграл за последние 2 недели, пока готовился к обзору. я так и ни разу не выиграл. И скорее всего это из-за того, что я ищу в этой игре стратегию и контроль ситуации, а на самом деле победу нужно просчитывать с листочком бумаги. Хочешь победить? Возьми самых лучших самураев, следи за количеством символов на бандитах, считай оставшиеся карты и не забывай использовать свойства самураев всегда, когда это возможно.

Из-за механичности процесса и рандома при формировании колоды бандитов могут случаться такие ситуации, когда выиграть становиться просто невозможно. Не хватает, допустим, на всех игроков шляп, или все они пришли одному игроку, значит все остальные в конце раунда получат ранения. Плюс хватанули еще пару ранений из-за бандитов, которых нечем было прикрыть, и все — гейм овер. Что мы сделали не так? Ничего не сделали, просто игра нас поборола=)

О количестве играющих. Для себя я выбрал оптимальным 3-4 игрока. На двоих может получиться так, что у бандитов не окажется достаточно символов для всех игроков; на большее количество игроков растягивается игровое время, из-за чего кто-то может заскучать. Когда играю втроем, то зачастую после одной неудачи сразу раскладываем игру еще раз (потому что мы упрямые и хотим победить=)).

Почему я так много сегодня анализирую — мне хочется понять, почему отзывы на игру в интернете такие противоречивые, и почему я не сильно парюсь над математичностью процесса, а спокойно играю в свое удовольствие. Может быть, когда я одержу первую победу, то мой интерес к игре поостынет.

Я бы не советовал вам сравнивать Самураев с Призраками, это все-таки разные игры.

Кому может понравиться настольная игра 7 Самураев:

— кто неравнодушен к блэкджеку;

— кто обожает японскую тематику и красивые картинки;

— кто любит быстрые игры на 15-20 минут.

Кому могут не понравиться Самураи:

— кто ценит в настольных играх прежде всего стратегические элементы;

— кто ждет от Бозы очередного шедевра;

— кто не любит игры на удачу. 

 Я не разделяю мнения, что Боза решил схалтурить, придумав Самураев. Нил Гейман когда-то сказал: «Разница между молодым автором и опытным в том, что первый переживает за то, что бы его книгу издали, а второй переживает за то, чтобы не толкнуть издательству халтуру«. Я ценю мнение тех, что считает, что Самураи получились на двоечку с плюсом, но сам при этом считаю, что новая игра Бозы получилась просто несколько шершавой и не каждый настольщик ее оценит по достоинству. Для меня это хорошая игра на 7 баллов, простая, семейная и пока что приносит удовольствие. Вполне себе типичная игра известного французского дизайнера.

Могла быть ли игра лучше? Наверное, да. Но и в таком виде она вполне съедобна, в правильной компании идет отлично.


Настольная игра 7 Самураев предоставлена для обзора компанией Hobby World.

Реклама

2 Responses to Самурай, самурай, кого хочешь защищай — обзор настольной игры 7 Самураев (Samurai Spirit7 Самураев

  1. sputnik1818 says:

    По фоткам отлично видно как пострадало качество компонентов относительно оригинала.
    а) коробка больше и органайзера нет
    б) листы персонажей и жетоны имеют заусеницы с четырёх сторон
    в) карты толи заигранные, то ли кроя шелушатся? в оригинале им даже протекторы не нужны
    Печально это…
    А игра в общем-то неплохая, но на любителя и хуже Ghost Stories

    • scafandr says:

      Оригинал не видел, но коробка действительно сильно большая. Ее спокойно можно сделать под поле деревни. Зато солиднее выглядит=) Карты не заигранные, это такой китайский картон, который подсунули хоббикам. У них почти все последние игры такие 😦

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: