Средневековые приключения крыс в Европе — обзор настольной игры Эпидемия (Rattus)

Самая зловещая пандемия чумы в Европе пришлась на середину XIV в. Жертвами чумы стали около 25 миллионов человек. Безусловно, это было страшное событие для человечества, но для меня оно еще и страшно интересное. Я люблю Средневековье и все, что с ним связано. Меня привлекают не только рыцарство и культура, но и печальные события, повлекшие за собой мор.

В планах у меня давно стояло сделать 2 вещи — прочитать книгу Конни Уиллис «Книга страшного суда» (куплена, стоит на полке и ждет своего часа) и поиграть в настольную Rattus. И одно и другое связано с европейской чумой, и если книга у меня пока продолжает оставаться в планах, то в Rattus я уже сыграл, и об этом я хочу сегодня рассказать вам.

Рассказывать я буду о версии игры, локализованной компанией Hobby World, которая на русском языке называется Эпидемия. Оригинальное название игры переводится с латинского как «крысы», что сразу дает понятие о том, кто является главным участником игры. Наверное, Крысы не очень хорошо подходят для названия настольной игры, поэтому на хоббиворлдовской коробке написано Эпидемия (чтобы настольщики ее с Пандемией путали=)).

В Эпидемии игроки поочередно выкладывают кубики своего цвета на поле (карта Европы), пользуются услугами сословий и стараются избежать встречи с чумой, распространяющейся по Европе с большой скоростью. Чем больше выживших кубиков окажется у игрока в конце игры, тем больше шансов у него на победу.

По старой доброй традиции, перечислю игровые компоненты, в которые входят раскладное игровое поле, 80 деревянных кубиков четырех цветов, жетоны крыс, карты сословий и фигурка чумы. Компоненты сделаны добротно, жетоны легко выдавились, поле крепкое, не горбатое, картон толстый. Карты сословий оказались не обычного, а увеличенного размера, что тоже мне пришлось по вкусу.

Единственное, что мне не понравилось — изображения на картах сословий. Вроде бы арт в целом в игре симпатичный (коробка классная, поле тоже, крысы на жетонах стильные), но сословия нарисованы совсем как-то корявенько. Возможно, поклонник еврогеймов скажет, что арт вполне годный для такого типа игр, но я все-таки больше привык к америтрэшевым изображениям, где все красиво и радует глаз. В общем, арт сословий мне категорически не нравится.

Гулять по Европе можно, но осторожно

Эпидемия — игра довольно простая, научиться играть в нее можно легко и быстро, особенно если вы уже знакомы с играми на контроль территорий (area-control). Я имею ввиду Small World, Кондотьер, 8-минутную Империю и пр. В обозреваемой настольной игре вам придется раскладывать кубики по карте Европы и стараться не попадать на зоны, где бушует чума.

Обычные жетоны крыс

Стартовые жетоны обозначены фиолетовой каймой

 Поле, которое представляет собой карту Европы, поделено на регионы, на каждый из которых перед началом игры выкладываются стартовые жетоны крыс (по жетону на регион). Жетоны кладутся изображением крысы вверх, чтобы игроки не знали, что находится на обратной части жетона. Фигурка чумы ставится на любой регион, который больше всего понравился игрокам.

Игроки берут себе в запас все кубики своего цвета. Далее все игроки по очереди выкладывают 2 кубика в один любой регион, после чего делают это же, но в обратном порядке. Таким образом, на поле игроки будут иметь по 4 кубика. Так происходит подготовка к игре.

Ход игрока состоит всего из 3-х простых фаз.

1. Выбор новой карты сословия.

Игрок может взять себе одну карту сословия из свободных или забрать у другого игрока. Всего карт сословий 6 штук и все они приносят их владельцу полезные бонусы. Количество карт сословий, которыми может владеть игрок, не ограничено.

Из интересных карт сословий я выделю короля (позволяет переместить один свой кубик из региона без жетонов крыс во дворец, куда никогда не проникнет чума), монаха (позволяет передвинуть один жетон крыс в соседний регион), рыцаря (двигает фишку чумы на один регион дальше и может объявить, что фишка чумы — это 2 нейтральных кубика),крестьянина (может добавлять на поле на кубик больше), торговца (передвигает до трех кубиков своего цвета в соседний регион).

Пользоваться картами сословий выгодно, поэтому рекомендую не забывать использовать эту фазу.

2. Добавление кубиков на поле.

Игрок может добавить кубики своего цвета в любой регион, но с одним условием — кубиков не должно быть больше, чем жетонов крыс в регионе. В свою очередь, крыс в регионе может быть не больше трех.

3. Перемещение фигурки чумы.

Это, пожалуй, самая интересная фаза. Игрок передвигает в соседний регион фигурку чумы, после чего там начинает свирепствовать чума. Во-первых, она распространяется — игрок берет из запаса один или два жетона крыс (в зависимости от количества лежащих в регионе жетонов крыс) и раскладывает их по соседним регионам.

После чего чума начинает делать свои темные делишки в регионе, в котором стоит фигурка, с условием, что в регионе есть кубики игроков. Жетоны крыс, лежащие в регионе, вскрываются по одному и применяются их эффекты. Прежде всего смотрим на верхнюю цифру — там может быть написано 1+, 2+, 3+ и т.д. Цифры показывают, сколько нужно кубиков, чтобы разыгрался эффект жетона. На 1+ достаточно 1 кубика, чтобы был применен эффект жетона крысы, а вот если кубиков 3, а на жетоне написано 6+, значит жетон крысы спокойно удаляется из игры без последствий.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это буквы Б и К. Если есть буква Б, то игрок, чьих кубиков Больше в регионе, убирает один кубик себе в запас. Буква К означает, что Каждый игрок, чьи кубики есть в регионе, забирает по одному кубику. Остальные символы — это символы сословий. Игроки, у которых есть карты указанных сословий и чьи кубики лежат в чумном регионе, убирает по кубику за каждый совпадающий символ. Поэтому хоть вроде и выгодно разжиться картами сословий, но в свою очередь это увеличивает процент риска потери кубиков на поле.

Если после розыгрыша эффекта жетона крыс в регионе еще остались лежать кубики и есть другие жетоны, то открывается новый жетон, и все чумные экзекуции продолжаются, пока не закончатся кубики или жетоны.

После 3-ей фазы ход игрока заканчивается и передается следующему игроку.

Во дворце уютненько

Игроки ходят до тех пор, пока не закончатся в запасе жетоны крыс или один из игроков выставит все свои кубики на поле. Когда одно из условий сработает, чума поражает все регионы, в которых есть жетоны крыс. Жетоны вскрываются, их эффекты срабатывают, после чего игроки подсчитывают количество оставшихся кубиков своего цвета. Побеждает игрок с бОльшим количеством кубиков на поле (включая кубики во дворце).

Вот когда-то крысы были огого, не то что в нынешнее время

К теме игры можно относиться двояко. Кто-то, как и я, относится спокойно (ну что здесь такого? перекладывай кубики туда-сюда да вскрывай жетоны — это же просто игра), кто-то же считает, что страшнейшая тема чумы, выкосившую огромную часть населения Европы, не очень подходит для семейной настольной игры. Друзья, есть игры гораздо жестче и кровавее, чем эта, а сама Эпидемия такая же забавная, как и изображение крысы на коробке.

Мне кажется, что тема игры здорово пересекается с механикой — нужно быстро плодиться по карте и стараться не попадать на регионы с большим количеством жетонов крыс. Т.е. игра содержит интересный элемент переживаний — когда переворачиваешь жетон крысы и с трепетом ждешь, что чума обойдет твои кубики стороной.

Игра очень простая, в нее легко научиться играть, а одна партия не займет у вас слишком много времени. Эту игру здорово показывать людям, которые сравнительно недавно начали увлекаться настолками или играют нечасто, или любят простые, но классные игры. В общем, очень хороший гейтвей, и я был бы рад, если бы мне показали эту игру на заре моей настольной карьеры.

Эпидемия оставила после себя хорошие впечатления, я люблю игры такого рода. Что мне понравилось в игре больше всего:

секретность жетонов. Никто не знает, что ждет игроков после вскрытия жетона. Есть, конечно, возможность взять ведьму и подсмотреть под низ жетона, но ведьма довольна слаба по сравнению с другими картами сословий, поэтому чаще всего все играют с полным незнанием ситуации по чуме. Когда твои кубики выживают, ты испытываешь положительные эмоции, а если игра вызывает эмоции — это здорово;

конфликтность. Как такового прямого воздействия на других игроков нету, но подпортить кому-то ситуацию проще простого. Можно передвинуть жетон крыс на чью-то территорию, можно взять рыцаря и передвинуть жетон чумы туда, где лежит куча чужих кубиков, а твоего ни одного, также можно забирать у других игроков карты сословий. Конечно, при игре втроем или вчетвером кто-то может обидеться, почему подгадили именно ему, а не другому игроку, но в таких ситуациях я всегда говорю, что это проблема слабого игрока, который хочет выиграть без борьбы. Подобных игр много, и если кому-то не нравится конфликтность, то лучше не играйте в них;

продолжительность. Сколько ни играл. никогда не возникало ощущения, что игра слишком быстро закончилась или наоборот растянулась. Играется ровно столько, сколько нужно, не успевая надоесть;

карты сословий. Без них явно было бы что-то не так. Эти карты позволяют расширить рамки игровых возможностей. В игре очень часто приходиться думать, какую карту лучше выбрать, какая оптимально подойдет для текущей ситуации, т.е. сословия являются одним из главных элементов игры;

— простота. Быстро раскладывается, быстро объясняется — это ценные параметры современной настольной игры.

Что не очень понравилось:

игра на двоих. Несмотря на то, что разработчики внимательно отнеслись к балансу на поле (на двоих и троих некоторые регионы убираются из игры), но вот с картами сословий на двоих может получится не самая радужная ситуация. Если первый игрок берет карту сословия из свободных, а второй игрок всегда будет забирать карту у другого игрока, то второй игрок будет в явном выигрыше. Чтобы вдвоем игралось более-менее нормально, я стараюсь не мешать сразу партнеру, и мы сначала набираем карты сословий, а потом их друг у друга забираем. В противном случае может получится очень жестко и малоприятно. Все-таки вынужден признаться, что Эпидемия — игра не совсем для двоих;

очень много жетонов крыс на 5+ и 6+. Если быть точным, их всех по 10 штук. Проблема в том, что они достаточно редко играют. Чаще всего в регионе лежит 2-4 кубика (основываюсь на своем опыте, не судите строго, если у кого-то другие сведения), поэтому большая часть таких жетонов уходит в сброс. С другой стороны, такая ситуация гарантирует бОльшую выживаемость кубиков, и в конце игры финальный расклад на 4-х игроков обычно примерно такой — 10, 8, 7, 5. Если сделать игру более хардкорной, боюсь, что эти цифры станут гораздо меньше, и, согласитесь, что интереснее выиграть с 10-ю кубиками, чем с 3-мя. А с другой стороны, не очень интересно, когда большая часть жетонов чумы не работает.

Что совсем не понравилось:

арт на картах сословий. Об этом уже писал выше. Но любить или не любить иллюстрации — это вкусовщина. Может быть кто-то и в восторге. Других серьезных минусов в игре, к счастью, нету.

Пора делать выводы. Эпидемия — это очень приятная игра. Смело могу ее рекомендовать тем, кто недавно познакомился с настольными играми, кто любит играть в игры с семьей, кто не любит длинных и сложных игр. Эта игра отлично подходит для игротек, для полок библиотек, которые организуют настольные мероприятия. Думаю, что и гикам пару раз сыграть тоже будет интересно. По поводу реиграбельности ничего не могу сказать определенного, потому что мне кажется, что после десятка партий игра может приесться.

Я много раз видел эту игру в оригинальном исполнении на полках магазинов, но не знал, что она настолько симпатичная, поэтому не обращал на нее внимания. Да и в интернете о ней тоже не много написано. А между тем, это весьма неплохой гейтвей, да и просто занятная настолка, хоть и про страшную чуму=) Если кто-то ищет хорошую семейную недолгую игру про контроль территорий для 3-4 человек, смело рекомендую.


Настольная игра Эпидемия предоставлена для обзора компанией Hobby World

Реклама

12 Responses to Средневековые приключения крыс в Европе — обзор настольной игры Эпидемия (Rattus)

  1. Никогда не обращал внимания, что в этой игре оч смешная карта Европы — на историчность забили на все 100%

    • scafandr says:

      Даааа, сначала хотел про это написать, но потом решил, что можно с кем-нибудь и поругаться в итоге=) Я всегда трепетно отношусь к картам, и меня «порадовала» Полония, Болгария…

  2. Ирина says:

    Отличный обзор на хорошую игру. Меня вначале тоже тема отпугнула, но когда я почитала об игре поподробнее — сразу приобрела в нашу семейную коллекцию. Меня подкупила ее необычность, забавность и непохожесть на другие игры. А тема чумы, когда мы играем, совсем не чувствуется — у нас никто не умирает, просто происходит некая миграция кубиков по полю или обратно в руку владельца ;)) Если игра нравится, то лучше приобрести к ней дополнение Rattus: Pied Piper и поэкспериментировать с подбором сословий для каждой новой игры — это повысит реиграбельность.

    • scafandr says:

      Дада, у меня аналогичные ощущения — просто кубики туда-сюда бегают. Критиковать Раттус за тему аналогично критике творчества Монти Пайтона, имхо.
      Про доп я уже почитал в блоге Гравицапы, захотелось попробовать новые роли. Не знаю, правда, есть ли он у нас в магазинах

  3. alpasy says:

    «Если первый игрок берет карту сословия из свободных, а второй игрок всегда будет забирать карту у другого игрока, то второй игрок будет в явном выигрыше.»
    каким образом второй игрок будет в проигрыше? карта сословия же работает в любой момент хода. если вы будете тягать одну карту друг у друга каждый ход, у вас просто будет всю игру только одно сословие на двоих, и всех делов. с другой стороны, разумному игроку логично было бы в такой ситуации схитрить, и в какой-то ход взять другую карту сословия, а уже потом снова тягать первую (для комбы, скажем).

    про жетоны 5+/6+ тоже не вполне согласен. 2-4 кубика в регионе лежит, если никто не использует торговца и/или крестьянина. в противном случае к регионам на 2-4 кубика каждый ход часто прибавляется ещё по 3. это при игре на двоих. если игроков 3-4, проблема вовсе снимается.

    оформление, на мой взгляд, супермилое (и карты сословий тоже). в магазине рука сама к коробке потянулась 😉

    • scafandr says:

      1) Если первый игрок берет карты сословий только из свободных, а второй игрок будет брать их у другого игрока. У первого всегда будет одна карта, а у второго сначала на одну больше, потом на две и т.д. Вот в этом проблема.
      2) 5+/6+. Возможно, это проблема чисто игровой компании, но у нас никто не лез в зоны, где из так много кубов, чтобы эти 5+ и 6+ не работали на них самих. Проще свалить в зоне, где крыс меньше, а потом убрать жетон крыс или свалить в пустой регион. Регионы в большим количеством кубиков были, но в количестве 2-3 на игру. Возможно, вы сыграли более 50 партий и у вас другой опыт.
      3) Мне не понравились только сословия, все остальное нарисовано на отлично, особенно крысы на коробке=)

      • alpasy says:

        мы сыграли две партии, обе на двоих 😉

        мне показалось, что карта не такая уж большая, чтобы можно было себе позволить выкладываться в пустые регионы (особенно, учитывая, что выкладываться выгодно как раз в регионы с кучей крыс: двое положат туда по комплекту кубов, вот тебе и шесть уже).

        с сословиями всё равно не понимаю, в чём проблема. второй игрок тоже может взять вторую карту сначала, чтобы сравнять счёт, а потом уже вернуться к тяни-толкаю той карты, что так всем нужна. т.е. вы как бы говорите, что в игре есть дисбаланс для второго игрока, а потом описываете ситуацию, когда второй игрок сам его для себя создаёт. второй игрок тоже может каждый ход брать карту у первого, первый из банка, и через N ходов все карты сословий осядут, наоборот, у второго игрока.

        • scafandr says:

          Я на двоих играл 2 раза. Первый раз второй игрок забирал у меня карты сословий, а я пытался играть тактично. В результате у меня одна карта, а у противника 3=) Поэтому следующий раз условились дать друг другу возможность набрать карты сословий немножко, а потом воровать друг у друга.
          Я не говорю о том, что это минусы игры, это так называемый +-. Я назвал это «не совсем понравилось», и это сильно отличается от «совсем не понравилось»=) Т.е. если договориться, когда играешь вдвоем, то баланс будет и все будет ок. А может и случиться так, что у одного карт сословий много, а у другого одна=) В играх на 3-4 игрока с таким не сталкивались, поэтому я и написал о том, что это игра все-таки не совсем на двоих. Т.е. на двоих тоже можно играть и играть будет интересно, но лучше рассчитывать на 3-4 игрока. Мне кажется, что она изначально и была рассчитана на 3-4 игрока. Часто так бывает, что издатели или разработчики стараются искусственно расширить границы количества игроков, отчего иногда страдает геймплей. Имхо, конечно=)

          • alpasy says:

            да, я тоже в последнее время много внимания уделяю вопросу, на какое количество игроков /на самом деле/ рассчитана игра.

            но с картами сословия, на мой взгляд, проблема будет только если оба игрока метятся на одну и ту же комбу. тогда либо никто её не получит, либо кто-то сдастся и останется почти без карт. с другой стороны, много карт на руках тоже чревато: я первую партию проиграл из-за того, что дорогая жена в целях знакомства с игрой вовсе отказалась использовать карты сословий, и как следствие на неё почти не работали жетоны чумы 😉

            • scafandr says:

              Ух ты, а я так до сих пор и не проверил тактику играть без сословий, хотя желание было. Уж очень сословия вкусные, как мне кажется=) Рука так и тянется к ним. Надо будет обязательно попробовать!

              • alpasy says:

                в самом финале особенно эпично было. куча кубов выложено на поле, вскрываемся, и тут всё мне бах-бах-бах, жене мимо-мимо. по подсчёту очков не спасла и королевская семья во дворце.

                ух, как я был зол! ругался, что автору следовало бы обязать игрока взять хотя бы одну карту (а то как-то нелогично получается, население есть, но какое-то бессословное). потом подумал, что, наверное, рыцарь служит контрой против данной тактики (главное, вовремя её заметить, и не набрать много карт).

                • scafandr says:

                  по моему опыту иногда лучше проиграть девушке/жене, чем феерично выиграть=) зато жене было приятно очень, наверное=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: