Интервью с Михаилом Пахомовым (Cosmodrome Games)

В последнее время русскоязычные любители настольных игр получили возможность поиграть в интересные и, главное, популярные игры, такие Dead of Winter, Брюгге, Caverna и Suburbia. Когда объявили старт крауд фандинговой кампании для Субурбии и я узнал, что за этим стоит издательство Cosmodrome Games, то я не мог пройти мимо этого события. Мне очень хотелось познакомиться поближе с издательством, о котором я практически ничего не знал. Со мной любезно согласился побеседовать Михаил Пахомов, руководитель издательства. Какие планы издательства? Как Михаил относится к локализациям? Есть ли будущее у игр российских авторов? Обо всем этом узнаете из интервью.

  1. Здравствуйте Михаил! Вы для большинства лицо новое и пока еще не примелькавшееся в блогах. Расскажите, кто вы и какую компанию вы представляете?

Александр, добрый день!

На данный момент, я — руководитель объединенного издательства Stupid Casual — Cosmodrome Games. Два года назад я со своим другом Дмитрием Горшковым собирался запустить собственную студию разработки мобильных игр. Естественно, все начиналось с прототипирования на картоне. Однажды мы наткнулись на публикацию о ребятах из Stupid Casual и успехе Имаджинариума на российском рынке. Мы решили, что на картоне можно не только прототипировать мобильные игры, но и заработать, если его правильно покрасить и упаковать.

Мы давно болели созданием собственного бизнеса, предпринимали разные успешные и не очень попытки. Где-то в 2006 году мы размышляли над тем, чтобы монетизировать свою любовь к настольным играм, но пустота на рынке была дьявольски пугающей. И вот читая в 2013 году статью про Имаджинариум, думая про успехи Мосигры и Игроведа, которые появились за прошедшие 7 лет мы кусали локти и захотели воплотить свою старую мечту.

2. Скажите, пожалуйста, какую цель преследует Cosmodrome Games? И с помощью каких игр вы хотите добиться своей цели?

Я буду говорить об объединенном издательстве. У нас есть две цели. Первая — расширить круг любителей настольных игр в России. Вторая — вывести российских авторов на мировой рынок и закрепить на нем бренд России, как страны не только потребляющей настолки, но и созидающей новые идеи и смыслы.

Собственно, для достижения первой цели мы сфокусированы на выпуске социальных, семейных и детских игр. Глубже так называемых гейт-веев идти не планируем, только если в рамках покорения западного рынка.

Вторая цель достигается через наше активное взаимодействие с авторами в России. Буквально на моих глазах, за время моей профессиональной деятельности на рынке, т.е. за последние два года, качество отечественных разработок сильно выросло.

3. Я узнал о вашем издательстве после знакомства с игрой Гластонбери. Но покопавшись на Тесере, узнал, что вами ранее были изданы такие игры, как 500 Злобных Карт и Оливье.  Я помню прекрасно эпопею, когда на Тесере развернулась дискуссия по поводу того, что игры якобы нагло спирачены. Как же все было на самом деле и почему для начала издатеьской деятельности были выбраны именно эти игры?

Злобные карты — это результат чистого предпринимательского подхода: локализовать успешный западный продукт. Мы отсеяли несколько десятков продуктов, в основном с Kickstarter, для запуска нашей компании. Cards Against Humanity — это очень успешный продукт, который имеет большие сложности с выходом на не англоязычные рынки, т.к. игра сильно зависит от языка. В общем, это были идеальные условия для нас. Будучи неопытными ребятами, мы как и наши конкуренты (а на рынке я насчитывал до 6 аналогов) сначала планировали просто выпустить перевод оригинала. Однако, списавшись с Максом Темкиным, мы получили от них согласие на выпуск игры, если, в частности, не будем использовать шутки из оригинала. Кстати, говоря, тесты игры показали, что юмор нельзя просто перевести. Нужно создавать контент практически с нуля, чем мы и занялись в авральном режиме, опаздывая к сезону высоких новогодних продаж в 2013 г.

Оливье — это был спонтанный, оппортунистический проект. В тот момент казалось, что маленькая австралийская игра никогда не доберется до России, а нам хотелось заполнить нишу дешевых карточных игр в одной большой розничной сети. На этом проекте мы многому научились. В частности тому, что мы не умеем делать игры для дешевого сегмента. Мы слишком ответственно относимся к дизайну и качеству исполнения, чтобы работать в нише дешевых игр.

В ближайшем будущем мы планируем переиздание Оливье с измененной механикой, которая сохранит все лучшее от оригинала, но вдобавок получит новых фишек от сильного российского автора.

4. А потом вы выходите на рынок с Гластонбери. Расскажите, как возник вариант издания этой игры? Чем вам игра понравилась?

Игру мы нашли в Эссене в 2013 году. Она не фигурировала в наших шорт-листах перед Эссеном и нашли мы ее довольно случайно, проходя мимо стенда немецкого издательства игры. В этот момент за столами в «Гластонбери» увлеченно играли несколько семей.

Изначально нас привлекло яркое оформление игры и довольно простые правила, которые можно объяснить за 5 минут. Поиграв самостоятельно, мы обнаружили, что игра весьма интересна не только для семейных вечеров, но и в качестве филера для гиков. Она идеально вписалась в то, как мы видим основу нашего портфолио — игра легкая в освоении, но сложная для игры с опытными компаньонами. Как говорят на западе: easy to learn, hard to master.

Еще нас подкупили деревянные волшебники гигантского размера по сравнению со стандартными миплами. Так что игра не только выглядит красиво, но и тактильно очень приятная.

5. Один из читателей моего блога интересуется — каким тиражом была издана игра Гластонбери и сколько копий уже разошлось?

Все наши игры мы издаем тиражом от 2000 шт. Меньше — экономически нецелесообразно. Точную цифру продаж не назову, но скажу, что мы уже планируем новый тираж, который будет по объему больше первого.

6. Но, пожалуй, самой главной новостью был для меня анонс сбора денег на краудфандинговой площадки для игры Suburbia. Это классная гиковская игра, которую до сих пор хвалят на БГГ. И оказывается, что за всем этим стоит Cosmodrome Games. Вы нашли Субурбию или она вас нашла? Легко ли договориться об издании игры такого уровня?

Нам самим очень нравится Субурбия, поэтому, когда мы увидели, что Crowd Games договорились о лицензии на Замки, то обратились к ним с просьбой помочь в переговорах с Тедом Олспачем. Переговорами в данном случае занимался Crowd Games. К моему сожалению, не удалось договориться о производстве игры в России — что, по моему опыту, является частой проблемой в переговорах с правообладателями. Сожаление вызвано тем, что производство в России безусловно расширило бы аудиторию игры за счет снижения цены. Но в данном случае мы решились на совместное производство тиража в Китае.

7. Довольны ли вы, как прошел сбор денег на выпуск игры? Ожидали ли большего? Можно ли будет купить игру потом в рознице?


Я считаю, что Crowd Games провели отличную компанию с учетом летнего сезона. Бумстартер — это была целиком их зона ответственности. Продажа в рознице — это наша вотчина. Игра будет на полках и? я надеюсь, что цена удержится в пределах 2 990 рублей. Однако, это сильно завязано на курс рубля.

8. Все гиковское сообщество ждет, когда на их головы хлынут локализированные хардкорные игры. Субурбия — это очень хороший вариант для тех, кто ждет качественных игр. Но можно ли надеяться на продолжение банкета?

У меня для гиков есть две новости: хорошая и плохая. Плохая состоит в том, что Субурбия — это, скорее, исключение в нашем портфолио. Да, мы не планируем ограничиваться социальными играми, но слишком серьезные проекты — это наше собственное хобби, но не бизнес.

Хорошая новость — мы планируем продолжать делать то, что у нас получается хорошо — выпускать отличные филлеры, социалки, семейные игры, и гейтвеи. Все это — увеличит аудиторию гиковых игр в России за счет притока новичков. Соответственно, этот сегмент привлекательным с точки зрения бизнеса и на гиков посыпется изобилие качественных локализаций.

9. Знаю, что вы посещали мероприятие, организованное для разработчиков настольных игр, проходившем в Санкт-Петербурге. Нашли ли вы там что-нибудь интересное для издательства? И как вы относитесь к играм российских авторов? Как вы думаете, есть ли будущее у российского игропрома?

Граникон — это было прекрасное мероприятие. Его организаторы — большие молодцы.

Я успел протестировать где-то треть игр, из которых отобрали 3 шт. для издания у нас. Сейчас мы с авторами постепенно выходим на издание этих игр с ориентировочным сроком — первая половина 2016 года, чтобы еще успеть подготовить специальные выпуски игры для Эссена будущего года.

10. Наверное, я покажусь навязчивым, но может быть вы поделитесь планами издательства на ближайшее будущее? Что планируете издать? Чего нам ждать?

Мы запланировали выпуск 5-10 новинок на 2015 год. Среди них, Трепещите, человеки!, которая вышла в начале сентября, локализация Mahe, локализация Suburbia. Кроме того, мы участвовали в финансировании проекта Пираты от IGAMES.

Также мы планируем выпустить очень интересный, немного гиковый филлер по лицензии издательства комиксов Bubble. Естественно, будет несколько проектов, развивающих наши хитовые вселенные Имаджинариума, Злобных карт и Базинги.

11. Многие опытные настольщики считают, что рынок перенасыщен филлерами. Как вы можете прокомментировать это мнение? Какие нужны игры на рынке в данное время?

Перенасыщение рынка наступит в тот момент, когда филлеры перестанет быть выгодным издавать. Пока до этого нам очень далеко. Несмотря на кризис наш рынок развивается, все больше людей интересуются настольными играми и, в частности, филлеры приводят новых адептов в наш уютных мир.

Ну и в сегменте филлеров регулярно появляются новинки, которые становятся новыми фаворитами, как и в любом другом сегменте. Например, я недавно открыл для себя Skull. Отличный филлер!

12. Получается, что на территории СНГ жить вольготно только начинающим игрокам. Те, кто поопытнее, отлично приучен “питаться” с зарубежным настольных тарелок. В таком случае, я как-то не вижу, за счет чего в обозримом будущем будут стимулироваться интересы гиков. Что вы на это скажете? Мое мнение такое — издатели боятся рисковать с нишевыми продуктами, потому что гораздо надежнее работать с настолками попроще (гейтвейного и семейного сегмента). К примеру, я уже 10 лет жду наплыва разных игр на рынке, а его как-то и нету.

Я бы хотел обнадежить гиков, но поводов для оптимизма немного. Тому есть ряд причин. Единственный позитивный для гиков тренд, который я вижу, — это экспорт авторских игр из России. Экспорт позволяет издателю работать на глобальном рынке. Соответственно, спрос на игру намного выше, чем просто на российском рынке. По этому пути идет несколько отечественных издательств, включая наше.
Надеюсь, что все задумки реализуются. Тогда мы увидим много хороших проектов с большой долей гиковых проектов, так как, на мой взгляд, западный рынок проще заинтересовать именно такими проектами.

13. Скажите нам, как издатель, какие игры в продажах у нас совсем не пойдут? По тематике, по механике, по еще каким-нибудь параметрам? Какие игры издавать “опаснее” большее всего?

Вопрос как мы понимаем слово “совсем”. Наш рынок особо не отличается от рынков других стран, просто он пропорционально меньше и есть некоторые отклонения в зависимости от предпочтений нашей аудитории (например, на мой взгляд в Германии сильно больше доля экономическо-управленческих игр, чем в России). В итоге, та игра, которая имеет маленький тираж на западе, в России будет, скорее всего, иметь мизерный тираж. А что-то особенное, что не по духу отечественным игрокам, я не могу представить, так как мы все живем примерно в одном информационном поле с европейцами и американцами.

14. Касательно издания игр российских авторов, в чем минусы и плюсы выпуска “своих” игр? Мне со своей колокольни всегда казалось, что продать неизвестную игру неизвестного российского автора сложнее, чем известную игру известную зарубежного дизайнера. Например, многие игры я у себя в Беларуси не нахожу, а один из поставщиков мне как-то сказал, что на такие игры у нас спрос пока очень маленький. Так ли это? ЧТо вы думаете по этому поводу?

Для большей части негиковой аудитории имена Бруно Каталы (Five tribes и многие другие известные игры) и Ивана Краева (Трепещите, человеки!) одинаково неизвестны. Поэтому первый тираж игры продастся, скорее всего, с одинаковым успехом, если оформление, цена и другие факторы близки друг к другу.

А вот для продажи второго тиража нужна хорошая механика, которая затягивает игроков и их друзей поиграть несколько раз. В этом случае друзья первых покупателей придут в магазины за своим экземпляром и начнет раскручиваться маховик повторных продаж.

Уверенность в повторных, прогнозируемо стабильных продажах — один из ключевых факторов для работы с известными западными авторами.

Однако рынок продаж западной игры ограничен Россией. А при работе с отечественным автором для продаж открыт весь мир, что сулит увеличение выручки с одного наименования на порядок или два.

15. Как вы находите игры для издания? Следите ли за хайпом на БГГ, интересуетесь ли новинками международных выставок?

Все довольно традиционно: читаем / смотрим несколько ведущих ресурсов в интернете, включая БГГ, Тома Вассела, регулярно просматриваем Кикстартер. Естественно, очень внимательно изучаем проекты представленные на Эссене, Нюрнберге и ГенКоне. В России — это Граникон и Игрокон.

16. Наверняка вы уже знакомы с “вредными” пользователями Тесеры, которые очень часто негативно относятся к тому, что выпускают издатели. Не сильно ли они вам портят настроение? Как вы думаете, есть ли в их словах доля правды (например, претензии к качеству компонентов)?

Критики как и конкуренты заставляют нас становиться лучше. Настроение точно не портят. Даже наоборот: иногда захожу развеяться, набросить на вентилятор что-нибудь. )

Про критику компонентов соглашусь. И отвечу, что никто специально не игнорирует требование хороших компонентов. Все издатели прекрасно понимают, что такое хорошие компоненты. Соответственно, наличие плохих компонентов всегда имеет какую-то причину, обычно денежную.

Давайте возьмем простой пример. Для того, чтобы хорошо порубить карты нужен новый станок, который продается за доллары. Его стало выгодно покупать, когда совокупные тиражи достигли минимально необходимых объемов. Это произошло примерно в 2010-2013 годах. Несколько станков для разных производств было куплено в это время. А вот сейчас цена на станки выросла в два раза. А вот обороты издателей точно не выросли в такой же пропорции. Снова встает вопрос экономической целесообразности вложений в новые агрегаты.

17. Во что вы сами играете? Что из последнего вам понравилось больше всего?

Из самого последнего мне очень нравится: Skull (хотя игра давно вышла уже). Большое удовольствие получаю от Five Tribes, CO2. Чуть меньше от Lords of Xidit.

18. Чтобы настольные игры стали еще популярнее, нужно… (продолжите фразу)

просто подождать. Так как рост популярности настолок в России ошеломляющий. Мы находимся в начале золотого века настолок в России.

19. Вы упомянули украинских Пиратов, рад слышать, что вы будете их российским дистрибьютором. Как вам сама игра? Мне она очень нравится, кстати.

Мне нравится ее изящная в своей простоте механика. Надеюсь, что аудитория разделит нашу с вами любовь к этой игре.

20. Большое спасибо, Михаил, за то, что вы нашли время ответить на мои вопросы! Желаю вам успехов на издательском поприще, радуйте нас новыми интересными настолками!

Благодарю за интервью!

Реклама

15 Responses to Интервью с Михаилом Пахомовым (Cosmodrome Games)

  1. Yury Yamshchikov says:

    Саша, Михаил, спасибо за интересное интервью!
    PS Желаю Космодрому успешных запусков 😉

  2. alpasy says:

    увлекательное интервью, но по тексту плачет редактор. несколько слов тут-там пропущено, «ться», «моховик»…

    понравилась мысль о том, что путь в гиковский желудок лежит через западный рынок — если удастся развернуться там, то развитые кусы мировой аудитории автоматически скорректируют предложение наших издателей, которое уже побочным образом выплеснется и в России. глобализация наносит ответный удар!

  3. timmyfoox says:

    Уж не Осаду Альсбурга от Баббл они выпускают?

  4. Legion says:

    На эссене заинтересовало доп к RFTG, доп к RollFTG и если зовезут допы к Race! Formula 90. Это скорее всего буду брать, если не будет лень возится с предзаказами. Blood Rage заинтересовал, попробовать бы неплохо, TTA взял бы, но ещё 3е издание лежит. Куплено совсем недавно. Gallerist интересно попробовать, но вангую, что получился ASE. Ну а так всякие неинтересные евры в большинстве своём и сплошная индюшатина (

    • Legion says:

      блин, промазал темой. Прошу прощения )))

    • scafandr says:

      Допы к РФТГ буду сегодня изучать. У меня, к сожалению, так и не игранный лежит первый доп. Игра классная, а играть не с кем.
      Блад Рэйдж — у меня номер 1 пока что. Уже отложены деньги. Жду, когда появится в магазах.
      А так да, в основном инди. Это же Эссен. Многие названия компаний вообще впервые слышишь

      • Legion says:

        Есть с кем играть в Форбидден Старз и Твайлайт империум, но нет с кем играть в РФТГ????
        Хочу себе такую компанию!!! У меня с точностью наоборот.

        • scafandr says:

          В Фобидден Старз есть, ТИ пока лежит, а вот на РФТГ говорят — игра классная, но ее нужно изучать, комбинации всякие, голова болит от этого… =)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: