Карточное рубилово в Смешапики — обзор настольной игры Smash Up

Карточные игры просто прелестны. Спросите меня, как можно полюбить карточные игры, и я вам с удовольствием расскажу как. Вы просто не представляете (а может и представляете?), какой же это кайф — брать карты с колоды и думать над тем, что лучше сыграть первым.

Казалось бы, такому падкому, как я, на карточные игрульки в первую очередь должно было быть  интересно появление на рынке настолки под названием Smash Up. Год я игнорировал сию игру от AEG, два игнорировал, но на третий сдался. Тодд Роулэнд, менеджер издательства AEG, сказал мне в переписке следующее — «Не понимаю, как ты, любитель карточных игр, до сих пор еще не купил Смэш Ап; если ты настоящий карточник, то сразу полюбишь игру«. Мне ничего не оставалось, как поверить Тодду и идти заказывать настолку. Теперь мне придется рассказать всю правду о Смэшапе вам, читателям этого блога.

Smash Up — игра далеко не новая. Возможно, что многие из вас не только слышали о ней, но и уже наигрались в нее и успели попробовать все многочисленные дополнения. Мне придется перевоплотиться в слоупока и рассказать об игре тем, кто про нее до сих пор ничего не слышал. Остальным лучше сразу перейти в раздел выводов (если они вам интересны, конечно же =)).

Главная идея у обозреваемой игры крайне сумасшедшая — игроки смешивают две маленькие колоды разных фракций в одну большую колоду и добиваются с помощью нее победы, завоевывая базы и зарабатывая победные очки.IMG_3452

Открыв коробку, вы увидите удобный пластиковый органайзер и 8 колод прикольных фракций, среди которых есть:

IMG_3502

  • пираты (передвигают карточки от одной базы к другой);
    IMG_3500
  • ниндзя (неожиданно нападают из-за спины и бесшумно проникают на базы);
    IMG_3498
  • зомби (восстают из колоды сброса);
    IMG_3495
  • роботы (размножаются, как кролики);
    IMG_3501
  • динозавры (тупы, но очень могучи);
    IMG_3497
  • волшебники (имеют в колоде больше всего карт действий (заклинаний));
    IMG_3499
  • обманщики/трикстеры (меняют условия игры на ходу);
    IMG_3503
  • инопланетяне (великие манипуляторы, которые могут взять под свой контроль кого угодно).

В колоде каждой фракции есть 2 типа карт — миньоны (minions) и действия (actions).

IMG_3492

Миньоны, они же существа, выкладываются на стол и помогают завоевывать базы с помощью силы, которая отмечена в углу карты. Также миньоны владеют специальным свойством, которое можно применить по ходу игры.

IMG_3491

Карточки действий одноразовые — игрок выполняет условие на карте и отправляет ее в сброс.

IMG_3511

Также в коробке вы найдете карточки баз, на каждой из которых есть цифры, показывающие силу, которую должны суммарно иметь все миньоны, атакующие базу, для того, чтобы она была завоевана. За завоеванные базы игроки получают победные очки, необходимые для победы в игре.

И это все правила?

Я разделяю настольные игры на два типа — одни имеют простые компоненты (простые кубики, жетоны, поле), но сильно мудреные правила с кучей нюансов (именно эти нюансы сильно варьируют возможности игры, тем самым принося игрокам фан); а вторые имеют крайне простые правила, но все самое интересное и сложное спрятано в игровых компонентах. Smash Up однозначно относится ко второму типу — правила у игры элементарные, а все самое вкусное спрятано в карточках.

Подготовка к игре и игровой процесс очень простые (даже хочется сказать элементарные).

Играть в Smash Up можно от 2 до 4 игроков — разница между партиями с разным количеством игроков будет заключаться только в количестве открытых баз, лежащих на поле, т.е. которые можно атаковать.

IMG_3494

Чтобы начать играть в SU (Smash Up), нужно выбрать 2 колоды фракций и смешать их в одну колоду, тщательно ее перетасовав. Колода баз также перетасовывается и из нее открывается столько баз, сколько находится за столом игроков +1. Т.е. в игре на троих на столе будет лежать 4 базы. И потом набираем 5 карт в руку.
IMG_3505

В свой ход игрок может сделать следующие действия:

  • сыграть одну карту миньона из руки на любую базу. За розыгрыш карты платить не нужно — просто берешь миньона и кладешь рядом с нужной базой. Если на миньоне есть свойство, которое играется сразу после розыгрыша карты, то оно вступает в силу. Есть разные свойства — одноразовые, действующие постоянно и срабатывающие только при определенных условиях (например, если эту карту уничтожит соперник). На карте миньона сверху есть цифра — это сила миньона. Чем она больше, тем мощнее миньон. В основном сила нужна для захвата баз;
    IMG_3514
  • сыграть одну карту действия. Карта действия позволяет разыграть какое-то условие (переместить миньона, уничтожить его, уменьшить силу базы, дать всем своим миньонам бонус к силе, позволить сыграть дополнительного миньона) и т.д.). Как правило после розыгрыша действия карта уходит в сброс.

IMG_3487

После розыгрыша карт самое время проверить, нет ли на столе баз, которых можно захватить. Для этого нужно суммировать силу всех (и своих, и чужих) миньонов (при этом учитывая все бонусы от карт действий или свойства базы) и сравнить сумму сил с силой базы, к которой миньоны принадлежат. Если сила миньонов больше или равна значению обороны базы (циферка в углу), то база считается захваченной и игроки, чьи миньона есть на базе, получают за нее победные очки — игрок с наибольшей силой занимает первое место (получает крайние слева очки), следующий по силе игрок берет второе место (центральные победные очки), третьему игроку достаются очки справа (как правило, это небольшая цифра). Если в битве участвовал и четвертый игрок, то ему ничего не достается.
IMG_3515

Завоеванная база уходит в сброс, а вместо нее кладется новая база, снятая с колоды.

В конце хода игрок набирает 2 карты.

IMG_3508

Цель игры — набрать 15 победных очков. Когда кто-то из игроков это делает, игра заканчивается, и победителем объявляется тот, кто будет иметь больше всего ПО. Почему не выигрывает тот, кто набрал 15 очков? Потому что пока он набирает 15, кто-то другой из игроков может набрать 16 или 17 во время общего взятия базы.

Как видите, правила в игре очень простые — просто выкладывай миньонов, играй действия и получай очки с баз.

IMG_3493

Но не все так просто!

Как я и говорил, самый цимус в игре — это способности карточек и их взаимодействие. В этой игре у всех карточек, включая базы, есть свойства, которые здорово меняют вектор игры. Две фракции в колоде прекрасно дополняют друг друга, делая каждую комбинацию фракций интересной и неповторимой. Одна колода может проносить базы по силе с постоянным обновлением карт в руке, вторая колода позволяет передвигать карточки на базах и менять свойства баз, третья колода бесплатно достает карты из сброса, превращает всех миньонов в роботов и дает им бонус к силе, и так далее. Проще говоря, динозавры с зомби будут работать иначе, чем с ниндзя. И это здорово!

IMG_3517

Smash Up я назову отличной игрой для начинающих карточников. У этой игры есть все основные принципы карточных игр — миньоны, действия, комбинации, баланс, кризисность руки. Единственное, что в SU нет сражений между миньонами, т.е. как таковая фаза атаки отсутствует. Вместо этого есть евро-элемент завоевания баз c последующим получением победных очков. В отличие от серьезных карточных игр, SU не заморачивает головы игрокам всякими сложностями. Например, в этой игре отсутствует понятия маны или любой другой платы для покупки миньонов или активации действий. Обычно в играх подобного рода за эти действия нужно заплатить какой-то ресурс. Но в SU ничего платить не нужно, поэтому в этой игре сыграть огромного, здорового и сильного миньона стоит столько же, сколько и хилого, т.е. нисколько — платить ничего не нужно.

Все колоды собраны заранее и вам не придется заниматься долгим рутинным сбором колод. Конечно, опытным игрокам это покажется неинтересным, но я вас уже предупредил, что SU — это игра для ленивых. Если вам не нравится собирать колоды самостоятельно — эта игра для вас. Т.е. все фракции включают конкретные 20 карт, которых вы ничем не сможете заменить. Более того, в дополнениях, которых вышло уже приличное количество, вы найдете только новые фракции и ни одной новой карты к старым фракциям. Все это говорит о том, что разработчики не стремятся усложнить игру, а оставляют ее такой же простой и веселой, концентрируясь лишь на разнообразии фракций.

IMG_3518

После первой же сыгранной партии я понял, что это моя игра. Точно не помню, какими фракциями я играл, но мне дико нравились и динозавры, и трикстеры, и роботы. Мне очень хотелось скорее попробовать сыграть за другие фракции, ведь они сильно отличались от тех, какими играл я.

SU действительно можно назвать сумасшедшей игрой. Например, в ней можно сделать нереально дикую смесь инопланетных роботов. Или динозавров, которые умирают, а потом возрождаются из кладбища, как зомби. Пираты-ниндзя? Почему нет! Когда я читал первые обзоры Смэш Апа на БГГ, то не понимал, что прикольного в том, чтобы сочетать несочетаемое. Оказалось, что это действительно сюрный и интересный элемент игры. В Смэш Апе все фракции обладают всеми стереотипами своей темы. От инопланетян так и веет ненавистью к людям и желанием завоевать Землю. Зомби тусуются на кладбище. А некоторые динозавры даже не помещаются на картах (такие они огромные).

IMG_3519

Второй элемент «сумасшедшинки» — это часто меняющаяся ситуация на поле. Любая сыгранная карта может «поломать» весь стол. Вы отправляете кучу крутых миньонов к базе, а потом соперник играет всего одну карту и все ваши персонажи погибают или получают весомый штраф к силе. Также за один ход можно изменить оборону базы, добавить парочку миньонов к ней и дать им бонус к силе — раз-раз и база взята! А вообще можно на взятие базы потратить аж 3-6 ходов. Поэтому будьте готовы к тому, что игра может быстро ускориться или за один миг разбить в щепки то, что вы долго и упорно собирали. Но при этом подобные перипетии нисколько не замедляют игру.

Хаоса много и в руке. Я уже говорил, что в каждой фракции есть карты посильнее и послабее. Конечно, когда в руке оказывается мощный миньон с крутой абилкой, тогда всем соперникам сразу становится не по себе из-за ощущения приближения фатального «атата». Но зачастую бывает, что эти самые крутые карты никак не приходят в руку, а соперник не только ими умело пользуется, но еще и успевает доставать эти карты из сброса и играть их повторно. Но поверьте, что такое случается нечасто — колоды в игре небольшие (всего 40 карт), поэтому рано или поздно, но «крупные» карты придут всем.

IMG_3521

Играть можно в Смэш Ап от двух до четырех игроков. При каком же количестве играть интереснее? Сложно сказать. Вдвоем играть проще всего, потому что вы всегда знаете, против кого сыграть «вредную» способность карты. Вдвоем дольше собирать миньонов на базах, но за взятие базы игроки гарантированно получат ПО — за первое и второе место. Втроем играть чуть более кризиснее, ведь теперь вам придется выбирать, какому миньону дать штраф, кого уничтожить. Также вдвоем можно сыграть против одного, если тот сильно оторвался по победным очкам (чего в дуэльной игре не сделаешь). При игре вчетвером базы берутся быстро, хаоса становится еще больше, но при этом выбор баз самый большой, так что при максимальном составе играется довольно круто и безбашенно .

Игра яркая, иллюстрации великолепные — в этом плане AEG никогда не подводит игроков. Более того, в коробке есть даже органайзер с ячейками не только для базовых фракций, но и нескольких новых фракций из дополнений. Правда, в российском издании Смэш Апа, который называется на русском Замес, органайзер, к сожалению, отсутствует.

IMG_3522

Что ж, я тут вроде сильно расхвалил игру, а ведь у любой настолки есть минусы. Основной минус Смэш Апа я вижу в том, что не все фракции в этой игре одинаково интересны. Например, я терпеть не могу играть волшебниками и ниндзя. Зато обожаю роботов, зомби и динозавров. Мне кажется, что многие, кому игра не понравилась, играли как раз теми фракциями, которые им не подходят. Поэтому мой вам совет — если вам не понравилось одно сочетание фракций, попробуйте другое. Например, очень просто играются динозавры и инопланетяне (или роботы). Кинул жирного миньона, дал ему бонус к силе и спокойно передавай ход соседу слева. Некоторые фракции посложнее в управлении и новичку они не сразу дадутся, так как нужно знать колоду, чтобы умело собирать интересные и полезные комбинации. Однозначно не рекомендую начинать играть с магов или ниндзя!

С одной стороны то, что колоды были собраны до нас (или даже ЗА нас) — это хорошо, т.к. нам не надо будет  с ними морочиться. Но с другой стороны, после нескольких партий начинаешь думать о том, что было бы здорово несколько карт убрать из колоды и добавить вместо них другие. Но этого делать нельзя, к сожалению. И поэтому иногда сетуешь на то, что в руку опять пришла хрень, которая тебе не нравится, но ничего с этим ты сделать не можешь. Именно поэтому играть некоторыми фракциями вам будет хотеться меньше, чем другими — и карты не все понятные, и играть ими не пойми как.

IMG_3527

В английской версии базовой игры отсутствуют жетоны для подсчета очков. Это очень странно, так как жетоны просто-таки напрашиваются быть в компонентах. Приходится вместо них искать ручку с бумагой или использовать токены. В русской версии игры для подсчета очков используются мини-карточки с цифрами. Я же жетоны для Смэш Апа нашел в первом дополнении под названием Awesоme Level 9000.

Честно говоря, мне сложно искать минусы игры, так как мне она очень нравится (думаю, вы это заметили). Самое очевидное я привел в примерах выше, а все остальное вкусовщина. Например, трудно назвать эту игру легкой и не для гиков, потому что как раз таки именно гики найдут вкус в комбинациях, именно они будут стараться сыграть всю руку за один ход и сразу же ее обновить. Простой игрок комбинации не сразу рассмотрит.

Мне нравится продолжительность игры — 30-45 минут. Причем 45 минут — это затяжные партии, которые случаются не так часто. Полчаса — отличное время для карточной игры.

IMG_3531

Возможно играть вдвоем покажется кому-то не очень интересно. И частично я с этим соглашусь. Некоторые карточки заточены под мультиплейер и играть их на одного игрока особого смысла нету. Т.е. иногда розыгрыш таких карт идет себе во вред. Ну и если один игрок сильно оторвался вперед, то его сложно будет догнать. Когда играешь втроем или вчетвером, то лидера можно немного притормозить.

Если вам понравится идея Смэш Апа после одной и более партий, то вам сразу непременно захочется попробовать новые фракции. И тут вам на помощь придут многочисленные дополнения (если я правильно посчитал — 6 дополнений уже вышло). В каждом допе вы найдете 4 новые фракции со своими уникальными свойствами. Я уже попробовал дополнение Awesоme Level 9000 и могу сказать, что оно просто великолепное. Также еще впереди меня ждет знакомство с дополнением про Ктулху. В общем, если игра зацепит, то ее можно легко разнообразить новыми колодами фракций из допов.

У Смэш Апа потрясающе простые правила. Научить играть в эту настолку проще простого. Возьми две колоды, смешай их в одну, возьми с колоды 5 карт в руку, выложи n-баз на стол, играй в свой ход одного миньона и одно действие, завоевывай базы, получай победные очки. Элементарно!

Финальное слово

Зря я столько времени откладывал свое знакомство с игрой — она оказалась действительно по-хорошему сумасшедшей и классной, как о ней пишут в отзывах.

Почему игра хороша для новичков — простые правила, быстро въезжаешь в суть настолки, не нужно предварительно собирать колоды, хороший баланс карт, яркие и прикольные иллюстрации, быстрые партии.

Почему игра хороша для опытных игроков — приятно собирать комбинации карт и со словами «на, получи, паразит!» выкладывать эти карты на стол целой пачкой.IMG_3528

Смэш Ап приятно показывать другим игрокам, причем без эмоций играть практически никогда не получается, а для меня эмоции в настольных играх являются одним из важных факторов хорошей настолки. Вы не просто выкладываете карты на стол и ждете, пока не наберется нужная сумма — вы юлите, блефуете, ломаете планы соперников, подставляете их, наказываете за невнимательность.

Не то чтобы я гоню вас к покупке этой игры, но при случае, где-нибудь на выставке или фестивале, например, на ближайшем Игроконе в Москве, обязательно попробуйте сыграть в эту игру. Вдруг она тоже зацепит вас штормовым. взрывным и сумасшедшим геймплеем?

Я же ставлю игре «класс» и хочу скупить все допы к ней, которых у меня нету.

Реклама

6 Responses to Карточное рубилово в Смешапики — обзор настольной игры Smash Up

  1. darkdar says:

    Да, действительно — как же ты упустил Smash Up? Очень классная настолка, у меня как раз проблем с отсутствием декбилдинга в ней нет, потому что формат как раз и не предполагает такого. Взял 2 колоды, смешал — и ты готов играть, что очень важно для новичков, а так же тех, кому сам процесс декбилдинга не очень интересен.

    Для создания колод есть куча других настолок. Кстати о декбилдинге — ты Epic еще не пробовал? Недавно на Кикстартере вышла, ко мне на этой неделе приехала. Я пока что в восторге от нее. Действительно эпичная настолка, каждая вторая карта просто сломана по меркам Магии, например.

    • scafandr says:

      В Эпик не играл, игра ведь новая. Надеюсь, что ее выпустят на русском языке — так у меня будет больше шансов сыграть в нее=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: