Это он, это он, бельгийский «Торбион». Интервью с Шейди Торби (Shadi Torbey)

Даже не знаю, говорит ли вам что-то эти имя и фамилия — Шейди Торби. Год назад и я бы, наверное, пожал плечами, если бы меня спросили об этом человеке. Но что если я вам скажу одно кодовое слово — «Онирим»? Уже теплее, да? Про Onirim знают многие. Это такая прикольная карточная соло-игрушка (хотя в нее можно и вдвоем играть). Вот ее как раз и придумал бельгиец Шейди Торби. У меня к Онирим очень теплые чувства — у этой игры милейший арт, он очень нестандартный, акварельный. Эта игра погружает игроков в мир снов, в котором нужно искать двери и ключи, которые эти двери открывают. После Онирима Торби выпустил еще 3 игры — Urbion, Sylvion и недавно вышедший Castellion. Все игрушки позиционируются как соло и каждую из них связывает один выдуманный мир — вселенная Ониверс (Oniverse).

Шейди я увидел по стриму БГГ на последнем Шпиле. Увидел и понял, что хочу с ним пообщаться. В тот же день написал Торби письмо и через пару дней получил согласие. Мне кажется, что беседа у нас получилась интересной и… несколько необычной. Например, я знаю, что настольные игры могут придумываться учителями, инженерами, учеными. Но то, что игры могут придумывать… а вот кто именно, узнаете в интервью 😉

1. Здравствуй, Шейди! Прежде всего я хочу сказать, что я очень рад тому, что могу задать тебе вопросы, так как твои игры очень-очень уникальные для меня и мне очень приятно, что я могу пообщаться с автором любимых игр. Когда я увидел тебя по стриму БГГ, когда ты рассказывал о своей новой игре под названием Castellion, то сразу подумал: «Да! Я хочу узнать об этом человеке больше!». Я сразу же начал искать информацию о тебе в интернете. И ты знаешь, что я нашел? Оказывается, Шейди Торби — это оперный певец!!! Ничего себе! Это просто невероятно! Ты действительно оперный певец? Многие знают тебя только как автора настольной игры Onirim, но ничего не знают о Шейди Торби в реальной жизни. Ты действительно оперный певец? Поешь ли ты в опере сейчас? Расскажи немного о себе.

Привет, Александр, спасибо за проявленный интерес ко вселенной Oniverse (Ониверс)!

Честно говоря, о себе особо мне нечего рассказать… Я живу в Брюсселе (прим. — столица Бельгии), изучаю литературу (хочу стать учителем). И то, что ты увидел в интернете — это правда: я действительно оперный певец. У меня бас-баритон, в основном пою Моцарта и под музыку эпохи барокко. Когда я бываю в туре, то часто прошу своих коллег поиграть во что-нибудь, но не всегда нахожу желающих, поэтому я начал задумываться о портативной современной соло-игре… и это привело меня к тому, что я занялся придумыванием Ониверса!

(прим. — Видео смотреть с 10:16!)

(прим. — еще одно интересное видео шуточной песни можно найти здесь)

2. Ты разработал отличную уникальную вселенную, которая называется Ониверс. В этой вселенной уже вышло 4 игры — Onirim, Urbion, Sylvion и последняя игра Castellion. Когда ты начал работать над Ониримом, строил ли ты планы по созданию серии игр, объединенных одной темой?

С самого начала разработки я хотел сделать серию игр, которые:

  • могут играться одним человеком;
  • не будут иметь большое количество компонентов (не так, как в гигантских варгеймах с сотнями фишек и жетонов).

Мне всегда нравилась идея разработки вымышленного мира с необычными персонажами и местностью, поэтому я хотел поместить все эти игры в одну вселенную.

3. Помнишь ли ты, как идея Онирима пришла тебе в голову? Хотел ли ты создать что-то совершенно новое в мире настольных игр или может быть какие-то другие игры повлияли на идею твоей игры? Также интересно узнать, что было раньше — тема Онирима (мир снов) или механика?

Первой мне в голову пришла тематика игры: ты находишься в таинственном лабиринте и ищешь выход из него (т.е. двери), но… ты не один в этом лабиринте — какая-то опасность преследует тебя! Затем я начал искать механику, которая могла бы описать эту историю, и, следуя моей цели, эта механика не должна требовать большое количество компонентов (вот почему я хотел придумать карточную игру).

Моими «негативными» источниками вдохновения были старые пасьянсовые игры. Я сказал «негативные», потому что большинство пасьянсов, которые я попробовал, были не очень увлекательными. В основном все эти игры предполагали раскрытие верхней карты колоды, которое давало надежду, что после этого мы можем выполнить что-то еще. Мне хотелось сделать современный пасьянс, в котором будет больше путей решения, в нем будет хитрость и риск… т.е. в основном все то, что мы любим в настольных играх.

4. У тебя были в начале какие-то другие темы для Онирима? Вообще хочу сказать, что ты совершенно точно угадал с темой мира снов! Она великолепна! Я даже до сих пор не знаю, что мне больше нравится в этой игре — механика или тема.

Тема лабиринта была задумана с самого начала. Вскоре я точно понял, что не хочу вдаваться в какие-то всем известные популярные направления, типа героического фэнтези (или темы Ацтеков и Египтян).

5. Следующей твоей игрой должен быть стать Equilibrion, но в итоге почему-то это название поменяли на Urbion. Почему поменялось название игры?

Другая компания имела игру с похожим названием (разница была в одной букве, на сколько я помню) и для нее была выкуплена торговая марка. Видимо, Z-Man не удалось договориться с той компанией, поэтому пришлось менять название.

6. Какая разница между Урбионом и Ониримом?

У Urbion и Onirim есть общая механика — hand management. Также у них есть общая структура хода: сыграй или сбрось карту и набери новую.

В то же время они совершенно разные. В Онириме вы собираете ряды карт с одинаковым цветом, а в Урбионе вы размещаете карты в игровой зоне в определенном порядке, чтобы их стоимости балансировали друг друга. В Онириме нет какой-то определенной очередности — вы просто собираете ряд из карт и все. Также в обеих играх по-разному реализованы «плохие ребята». В Онириме Ночной Кошмар (Nightmare), как правило, заставляет сбросить игрока карточки (вернуть назад карту Двери эквивалентно потере карточек), поэтому тебе приходится думать, с чем придется расстаться, и оценивать, как меньше получить урона. В Урбион Хаос (Chaos) работает в более искусном ключе: вы все еще можете выбрать потерю карточек, но вы должны еще интегрировать свое решение в игровой зоне.

7. Давай поговорим про Sylvion. У этой игры совершенно другая механика — защита башни (tower defense). Я знаю, что этот термин пришел из видеоигр. Тебе нравятся видеоигры?

Да, мне они нравятся, но я нахожу их экстремально расточительными по времени (а может причина во мне, так как я не могу остановиться, пока не пройду игру…). Частично поэтому я принял решение не покупать игры для консолей (даже если игра действительно выглядит здорово). Иногда я играю в видеоигры у друзей.

8. Я не знаю, есть на свете другие настольные игры в жанре tower defense, похожие на твою. Как ты думаешь, Sylvion — уникальная игра? Хочу отметить, что у Сильвиона довольно высокий рейтинг. Многие бордгеймеры любят эту игру и ставят ей сплошные 9 и 10. Как ты думаешь, это твоя лучшая игра?

Не думаю, что я должен как-то комментировать качество своих игр. Когда игра становится изданной, ее могут оценить только покупатели (похвалить и поругать), они могут ставить игре оценки или давать ей классификацию.

Если мы согласимся с тем, что настольные игры — это некая форма искусства, то к ним относятся правила и любых других видов искусств. Например, было бы странно, если бы режиссер фильма начал говорить, что тот или иной фильм — это лучший его фильм за всю его карьеру (конечно, некоторые артисты позволяют себе дать критические оценки своих предыдущих работ, но зачастую они  ждут несколько лет, прежде чем делают это).

9. В этом году ты презентуешь нам свою новую игру — Castellion. Честно говоря, я с нетерпением ждал выхода этой игры. Расскажи нам немного об игре. О чем она?

Кастеллион начался с идеи механики: это должна была быть игра, в которой не было бы возможности управлять картами в руке. Каждый ход ты берешь карточку, а затем сразу должен принять решение — сыграть ее или сбросить. Вскоре я пришел к идее сделать игру, в которой вы берете в руку тайлы и можете сыграть их на стол как часть замка или сбросить их, чтобы применить некий эффект, который поможет укрепить замок. Вам необходимо завершить строительство замка, который находится под давлением: если будет набрано некоторое количество тайлов Предателей (они спрятаны между хорошими тайлами), то замок атакует большой плохой парень по имени Надоеда (The Menace). К этому времени ваш замок должен уметь отбить особую атаку (потому что Надоеда — это оборотень, поэтому вы должны строить замок, учитывая особую природу этого плохого парня).

Тематически эта игра очень близка к Сильвиону (Разорение и Надоеда — это братья-близнецы), но механически это совершенно разные игры, и их можно описать, как мозгодробильный и головоломный пазл.

10. Что самое ценное и интересное спрятано в Кастеллионе?

Пускай это решат сами игроки!

11. Давай поговорим про Шпиль. В этом году ты посетил выставку. Нравятся ли тебе посещать такие крупные мероприятия? Что было интересного в Эссене в этом году? Как встретили Castellion игроки? Может быть ты знаешь, сколько копий этой игры было продано на выставке?

Да, верно, я был в Эссене в этом году, но не мог там пробыть так долго, как мне хотелось бы, так как я должен был репетировать и дать концерты в пятницу и субботу. Поэтому на выставке я пробыл только 1,5 дня, но мне хватило этого, чтобы насладиться фантастической атмосферой. К сожалению, я не успел поиграть во-что-нибудь и открыть для себя много новых игр.

Я не знаю, сколько копий Кастеллиона было продано на выставке, но в первый день ребята из Z-Man сказали, что продажи идут хорошо.

Старая фотка с какой-то выставки

12. Во все твои игры можно играть одному (я знаю, что есть и версии правил для двух игроков, но все же соло-игры идут лучше). Лично я люблю твои игры больше всего, если речь идет о соло-играх. Почему ты решил делать именно соло-игры?

Как я уже сказал, первой идеей у меня было создание серии современных соло-игр. Но потом я понял, что будет достаточно интересно, если я добавлю в правила и второго игрока.

На самом деле я начал играть в соло-игры с Lords of the Rings Райнера Книции, трансформируя кооперативную игру в соло. Затем, когда я работал над Ониримом, я решил, что прикольно было бы сделать наоборот — придумать версию для двух игроков, в которой будет своя специфика и свои задачки. И затем я делал это для каждой игры во вселенной Ониверс.

13. Давай поговорим о теме твоих игр. Почему именно сны? Какие вообще темы тебе нравятся в настольных играх?

Мне нравится свобода, которую дает тема снов. В снах все имеет смыл и в то же время может быть абсурдным. И мне действительно очень нравится этот парадокс.

Что касается тем настольных игр, то любимых у меня очень-очень много.

14. Есть ли история в твоей вселенной? Кто живет в мире Ониверс? Почему этот мир постоянно кто-то атакует? Есть ли имена у захватчиков? Представь себе самого главного врага в Ониверсе. Можешь его описать? И почему он хочет захватить Ониверс?

В Ониверсе есть история. Точнее даже много историй. Т.е. не одна такая история, которую легко пересказать, начиная от начала и заканчивая последними событиями. Это больше набор фрагментов, которые дают общую картину, если их соединить вместе. Но в этих историях есть и темные зоны.

Я не могу сказать, что Ониверс всегда атакуют захватчики: Разорение и Надоеда частично принадлежат Ониверсу, Инкубус — очень важный обитатель лабиринта, а Хаос живет в городе Урбион. Но у каждого из них есть своя последовательность операций (agenda) и эта последовательность, если оставить ее бесконтрольной, может пагубно сказаться на балансе Ониверса. Например, Urbion не обязательно рассказывает о добре и зле, эта игре больше о балансе сил.

15. Извини, но я не могу не коснуться темы будущих твоих игр. Есть ли уже у тебя идеи новых игр? Что мы увидим в следующем году?

Да, у меня уже есть планы на 2016 год… Я могу рассказать о них только через несколько месяцев!

16. Как много игр во вселенной Ониверс ты планируешь издать?

Я чувствую себя создателем/сценаристом телевизионного сериала: у меня есть абсолютно четкое понятие, как я хочу развить историю, т.е. я знаю, сколько игр в серии Ониверса я хотел бы иметь. Но понятно, что не только создатель шоу принимает решение о том, станут ли все запланированные идеи и наработки реальностью. Во все это может вмешаться аудитория и глобальная сеть.

Поэтому если говорить о количестве игр, то я хочу намекнуть, что я оставил несколько подсказок в уже изданных играх вселенной Ониверс, но будет более благоразумно, если я не озвучу эту цифру во всеуслышание.

17. Не думал ли ты о том, чтобы начать делать новую серию игр, не связанной с Ониверс?

У меня есть несколько идей, помимо Ониверса (в основном. это серии игр об… опере), и возможно в будущем у меня получится реализовать эти идеи.

18. Если не настольные игры, то какие хобби ты бы предпочел?

Чтение, просмотр фильмов и телевизионных сериалов, слушание музыки.

19. Как часто ты играешь в свои изданные игры?

Не так часто по одной простой причине: когда у меня есть время для соло-игры, то я обычно интенсивно тестирую прототип будущей игры. Но иногда все же я открываю коробочку моей изданной игры и играю в нее…

20. Если бы Шейди Торби попал в Ониверс, как ты думаешь, что бы он делал там?

Играл бы в настолки с милыми жителями Ониверса.

 21. Настольная игра твоей мечты — что это?

Что-то такое, что будет совершенно новым и оставляющим приятные воспоминания о времени, проведенных с семьей и друзьями.

22. Пожалуй, я уже уморил тебя своими вопросами, при этом я могу продолжать задавать их бесконечно, что превратит интервью в пытку =) Мне правда очень нравятся твои игры и я жду чего-то новенького от тебя в следующем году! Спасибо большое за ответы! Желаю тебе всего хорошего и всегда попадать в ноты =)

Спасибо! Желаю приятно провести время в Ониверсе!

14 Responses to Это он, это он, бельгийский «Торбион». Интервью с Шейди Торби (Shadi Torbey)

  1. _GrAnd_ says:

    Так и не могу отловить Сильвион по приемлемой цене, и уже год жду Кастельон.
    А интервью действительно прекрасное и совершенно неожиданное.

    • scafandr says:

      Мне осталось купить Сильвион и Урбион.
      Кастеллион распаковывал и умилялся — наполнение и запаковку не сравнить с Ониримом. Прям прелесть!
      Спасибо за приятный отзыв

      • pstr says:

        Я думал у тебя полная коллекция. Надо было сказать, что тебе Сильвион нужен, я бы привез с Эссена. Он рядом с Ониримом и Кастелионом продавался… В следующий раз не скромничай 🙂
        (Урбиона к сожалению не было, надо будет где-нибудь в другом месте поискать)

        • scafandr says:

          Ничего, еще достану. Урбион считается самой слабой игрой из всех 4-х.
          Я сначала выбирал, что лучше взять — Сильвион или Кастеллион, решил взять последнюю игру. Но когда дома ее распаковывал, понял, что Сильвион мне тоже ооочень нужен=)

  2. pstr says:

    Кто-нибудь какие-нибудь подсказки замечал?

  3. alpas says:

    оперный певец, ну и ну!
    забавно, как Шейди начал делать сольные игры, чтобы было чем себя занять в дороге, а теперь не может в них играть, потому что нужно делать новые игры. впрочем, тоже развлечение 🙂

    изучал правила «Онирима» и, особенно, «Сильвиона», тоже не замечал там никаких подсказок насчёт масштабов вселенной.

    • scafandr says:

      Видимо, Торби провоцирует на покупку всех игр, чтобы люди прошли квест=) Вдруг, если все коробки сложить в ряд, то можно что-то составить?=)

      • alpas says:

        может, фишка в каждой коробке это законспирированная шахматная фигура? тогда понадобится два комплекта (и хорошая память).

        • scafandr says:

          Оооо, тогда это какой-то всемирный бельгийский заговор оперных певцов. Как-то страшно становится, что пока все шахматы не соберешь, не успокоишься

  4. Pulemat says:

    Похож на Николу Цискаридзе…

Добавить комментарий

